Основные задачи и функции внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан Абдуллаев А. Ф.
Абдуллаев Анваржон Фархадович / АЬсЫиаеу Ат>аг]оп Farhadovich — преподаватель,
кафедра «Финансы», Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются основные задачи и функции внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан в области назначения и перерасчета пенсий и социальных пособий, осуществления расходов на выплату пенсий, социальных пособий, компенсационных и других выплат.
Ключевые слова: внебюджетные фонды, пенсионное обеспечение, внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан.
В современных условиях органы государственной власти и управления выполняют различные задачи, одной из которых является создание условий для обеспечения постоянного развития экономики и социальной сферы, в том числе путем использования денежных средств, аккумулируемых в различных централизованных фондах государства.
Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства, выражают форму перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования определенных общественных потребностей путем оказания социальных и других услуг населению, имеют свою четко выраженную направленность и используются для финансового обеспечения приоритетных государственных социальных программ в условиях рыночной экономики [1, с. 155]; представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, имеющих целевое значение [2, с. 353]; как правило, являются централизованными фондами государственных денежных средств, образуемыми вне государственного бюджета, предназначаются для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, формируются за счет обязательных платежей и добровольных отчислений юридических и физических лиц с целью реализации социальных, экономических и научных задач, стоящих перед обществом и государством [3, с. 315]; как экономическая категория являются объектом управления финансовыми отношениями по формированию и использованию их средств, а в организационном плане выступают субъектами этих отношений - специализированными целевыми финансовыми институтами [4, с. 66].
Внебюджетные фонды могут создаваться для финансирования реализации различных мероприятий и государственных программ в разных сферах экономики и социальной жизни общества, включая пенсионное обеспечение.
Граждане Республики Узбекистан имеют право на государственное пенсионное обеспечение в порядке, определяемом Законом Республики Узбекистан от 3 сентября 1993 г. № 938-ХЛ «О государственном пенсионном обеспечении граждан», а фондом, аккумулирующим целевые финансовые ресурсы, направляемые на реализацию государственных гарантий в системе социального обеспечения, является внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан.
Внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан в ходе осуществления своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, другими нормативно-правовыми актами. Положением о внебюджетном Пенсионном фонде при Министерстве финансов Республики Узбекистан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 февраля 2010 года № 30, регулируются основы организации деятельности внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан по осуществлению назначения, финансирования, учета и мониторинга выплаты пенсий, социальных пособий, компенсационных и других выплат, аккумулированию целевых финансовых ресурсов, направляемых на указанные цели, а также организации деятельности служб врачебно-трудовой экспертизы.
Основными задачами внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан определены следующие:
- организация государственного пенсионного обеспечения граждан, назначение пенсий, социальных пособий, компенсационных и других выплат гражданам, обеспечение перерасчета
размеров пенсий и других выплат в установленном законодательством порядке;
- финансирование в полном объеме и организация выплаты пенсий и других платежей, ведение по ним учета и отчетности;
- проведение на системной основе постоянного анализа и мониторинга назначения и перерасчета пенсий, обеспечение строго целевого использования средств, направляемых на пенсионное обеспечение граждан;
- организация взыскания, в установленном порядке, с виновных юридических и физических лиц по искам средств на выплату пенсий, назначенных по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
- организация взыскания в установленном порядке с юридических лиц средств на покрытие расходов на выплату льготных пенсий, назначенных в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан»;
- организация деятельности службы врачебно-трудовой экспертизы.
В соответствии с возложенными на него задачами внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан осуществляет разнообразные функции в сфере формирования доходной базы Фонда, назначения и перерасчета пенсий и социальных пособий, осуществления расходов на выплату пенсий, социальных пособий, компенсационных и других выплат.
В области формирования доходов внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан аккумулирует средства от обязательных платежей, взносов, а также других платежей на счете в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан по средствам Фонда и обеспечивает финансирование расходов на выплату пенсий, социальных пособий, компенсационных и других выплат, ежегодно разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами прогноз поступления доходов в Фонд, разрабатывает средне- и долгосрочные прогнозы доходов и расходов Фонда с целью выработки упреждающих мер по обеспечению стабильности и дальнейшего совершенствования системы государственного социального страхования, осуществляет учет поступления взносов и других платежей, а также ведение и хранение трудовых книжек лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и членов дехканских хозяйств, в установленном порядке.
В сфере назначения и перерасчета пенсий и социальных пособий внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан принимает представления, заявления и другие документы, необходимые для назначения и перерасчета пенсий и социальных пособий, оформляет их в соответствии с законодательством, подготавливает, рассматривает и проверяет, в установленном порядке, документы, представленные юридическими лицами и гражданами для назначения пенсий и социальных пособий, организует деятельность комиссий по назначению пенсий в районных (городских) отделах Фонда, в установленном законодательством порядке в соответствии с надлежаще оформленными документами и на основании решений комиссий по назначению пенсий назначает пенсии и осуществляет их перерасчет, оформляет пенсионные дела пенсионеров и дела лиц, получающих социальные пособия, другие документы, предусмотренные законодательством, выдает пенсионные удостоверения пенсионерам, осуществляет контроль за соблюдением установленного законодательством порядка оформления документов для назначения пенсий и социальных пособий, а также проверяет достоверность документов, представленных организациями, индивидуальными предпринимателями и членами дехканских хозяйств, дающих право на получение пенсий, пособий по государственному социальному страхованию.
Не менее важные функции внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан выполняет в области расходования средств на выплату пенсий, социальных пособий, компенсационных и других выплат. В частности, Фонд производит операции по начислению пенсий и социальных пособий, оформляет и выдает поручения на выплату пенсий и социальных пособий неработающим пенсионерам через организации связи и банки, а работающим пенсионерам -через организации, осуществляет постоянный мониторинг и контроль за своевременной и правильной доставкой и выплатой пенсий и социальных пособий организациями связи, банками, начисляет и выплачивает пособия по беременности и родам, при рождении ребенка и на погребение лицам, занятым предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также членам дехканских хозяйств, в случае уплаты последними взносов по социальному страхованию, финансирует расходы организаций на выплату пенсий работающим пенсионерам и другие выплаты, предусмотренные законодательством.
Кроме того, Фонд информирует с помощью средств массовой информации население республики по вопросам пенсионного обеспечения граждан, организует выплату персональных пенсий, назначенных в установленном порядке, взаимодействует с органами государственного и хозяйственного управления по вопросам применения списков производств, работ, профессий,
92
должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, организует разработку предложений по совершенствованию и упорядочению льготных пенсий, рассматривает обращения физических и юридических лиц в установленные законодательством сроки, осуществляет прием физических лиц и представителей юридических лиц, принимает участие в разработке проектов нормативно-правовых актов, изучает современные теоретические разработки и зарубежный опыт по вопросам пенсионного обеспечения граждан, принимает участие при разработке и внедряет автоматизированную систему обработки информации о получателях средств Фонда, назначении и выплате пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, взаимодействует с государственными органами и другими организациями по вопросам пенсионного обеспечения.
Литература
1. Бочаров В. В., Леонтьев В. Е., Радковская Н. П. Финансы: учебник. СПб: Питер, 2009. 400 с.
2. Финансы: учебник / под ред. Г. Б. Поляка. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 703 с.
3. Александров И. М.Бюджетная система Российской Федерации: учебник. 2-е изд. М.: ИТК «Дашков и К°», 2007. 448 с.
4. Подколозина И. М., Караченцева А. А. Внебюджетные фонды: институциональный подход // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2013. № 2 (2). С. 65-68.
Экономический эффект инновационной деятельности в субъектах РФ
Матюхина А. И.
Матюхина Анастасия Игоревна /Matiukhina Anastasija Igorevna — ассистент, департамент мировой экономики, Национальный исследовательский университет, «Высшая школа экономики», г. Москва
Аннотация: в статье анализируется эффективность инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации. Через построение эконометрической модели, автор выявляет факторы, оказывающие влияние на трансформацию разрабатываемых технологий в реальный сектор экономики. Ключевые слова: наука, технологии и инновации, экономика знаний, региональная политика.
В настоящее время экономическое развитие страны определяется не столько ресурсовооруженностью отдельного государства, сколько эффективностью его политики в сфере использования ресурсов, то есть модернизацией экономики, степенью развитости наук и технологий. В этой связи кажется особенно актуальным выявить факторы, влияющие на процесс трансформации научных изысканий в новые технологии, внедряемые в производство. Соответственно, в качестве зависимой переменной, отражающей объем инновационной деятельности в регионе, выбран объем инновационных товаров, работ, услуг без НДС (руб.). Соответствующая переменная обозначена как inn.
Гипотезы в отношении детерминант инновационной активности высказывались рядом исследователей: как российских, так и зарубежных. Традиционно выделяются такие факторы, как внутренние затраты на исследования и разработки (валовые, в расчете на одного исследователя или по отношению к ВВП), использование в исследованиях информационно-коммуникационных технологий, число лиц, занятых исследовательской деятельностью [2], средний уровень их заработной платы [6, с. 2], число зарегистрированных охранных документов на плоды интеллектуальной собственности [5]. «Программа развития инновационной деятельности» Российской академии наук в качестве индикатора эффективности науки предлагает также оценивать публикационную активность: число публикаций и их цитируемость, а также уровень развитости инновационного среднего и малого предпринимательства [4].
Значительная часть исследований проводится на уровне отдельной фирмы, однако, по мнению автора, факторы, определяющие инновационную активность предприятия в итоге являются также детерминантами эффективности науки и технологий и на региональном уровне. Так, предполагается усиление инновационной активности в случае факта кооперации данной фирмы с другими фирмами отрасли в сфере науки и технологий [8, с. 3 - 60], что было также протестировано и для случая международной кооперации на примере стран Группы семи и их 15 партнеров [7, с. 859 - 887].
Основываясь на гипотезах вышеприведенных работ, а также доступности данных по российским регионам, автор выбрал шесть независимых переменных: затраты на технологические инновации организациями (тыс. руб., переменная costs), выдача патентов (включая изобретения, полезные