Научная статья на тему 'Функции пенсионного фонда Российской Федерации в современных условиях'

Функции пенсионного фонда Российской Федерации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4933
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ПЕНСИЯ / СТРАХОВАНИЕ / МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ / НАКОПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева А. С., Васильев П. А.

В статье определена роль пенсионного фонда в системе социальной защиты граждан. Систематизированы основные функции фонда и рассмотрены направления их реализации. Приведены экономические показатели пенсионной системы и их динамика за последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции пенсионного фонда Российской Федерации в современных условиях»

18 (108) - 2012

Социальные финансы

УДК 336.146

функции пенсионного фонда российской федерации в современных условиях

А. С. ВАСИЛЬЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и планирования Е-mail: vasilieva_as@mail. ш Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, филиал «Севмашвтуз» в г. Северодвинске

П. А. ВАСИЛЬЕВ,

председатель правления жилищно-строительного кооператива Е-mail: pa_vasiliev@mail. ш

В статье определена роль пенсионного фонда в системе социальной защиты граждан. Систематизированы основные функции фонда и рассмотрены направления их реализации. Приведены экономические показатели пенсионной системы и их динамика за последние годы.

Ключевые слова: пенсионный фонд, пенсия, страхование, материнский капитал, накопления.

Конституция нашей страны определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].

Во исполнение этого конституционного положения государство взяло на себя целый ряд основополагающих обязательств в области охраны труда и здоровья людей, обеспечения гарантированного минимального размера оплаты труда, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, развития системы социальных

служб, выплаты государственных пенсий и пособий, а также осуществления иных гарантий социальной защиты.

Современная система социальной защиты населения основана на деятельности государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Фонда обязательного медицинского страхования. Важное место среди них занимает Пенсионный фонд Российской Федерации, который является одним из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

Пенсионный фонд РФ был образован во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 N° 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С его созданием в России

Рис. 1. Основные функции Пенсионного фонда РФ по пенсионному и социальному обеспечению

появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий, средства для финансирования для которых стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Создание Пенсионного фонда РФ стало точкой отсчета в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы - перехода от

государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. Начиная с 1990 г. ПФР является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в РФ.

Основные функции Пенсионного фонда РФ по пенсионному и социальному обеспечению представлены на рис. 1.

Пенсионный фонд РФ устанавливает и выплачивает пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в том числе социальные пенсии гражданам, не имеющим трудового стажа, а также некоторые виды пенсий отдельным категориям военнослужащих и членам их семей, пенсии федеральным государственным служащим) и пенсии по обязательному пенсионному страхованию (трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца).

Число пенсионеров с каждым годом увеличивается (табл. 1). В 2010 г. их количество возросло

Таблица 1

Численность пенсионеров, получающих пенсии через Пенсионный фонд РФ

Категория Численность Изменение за 2010 г. Темп роста, %

на 31.12.2009 на 31.12.2010

Тыс. чел. Удельный вес, % Тыс. чел. Удельный вес, °% Абсолютное отклонение, тыс. чел. Удельный вес, °%

Получателей трудовых пенсий, всего 36 108,3 92,4 36 564,4 92,1 456,1 -0,28 101,3

В том числе: - по старости - по инвалидности - по случаю потери кормильца 30 830,6 3 767,2 1 510,5 85,4 10,4 4,19 32 465,6 2 654,6 1 444,2 88,8 7,3 4 1 635 -1 112,6 -66,3 3,41 -3,17 -0,24 105,3 70.5 95.6

Получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, всего 2 985,9 7,64 3 146,7 7,9 160,8 0,28 105,4

В том числе: - социальных пенсий - пенсий федеральных государственных гражданских служащих - пенсий военнослужащих и членов их семей 2 880,5 43,1 62,3 96,5 1,4 2,1 3 037,2 49,3 60,2 96,5 1,6 1,9 156,7 6,2 -2,1 0,05 0,12 -0,17 105,4 114,4 96,6

Всего... 39 094,2 100 39 711,1 100 616,9 0 101,6

на 616,9 тыс. чел. и составило 39,71 млн чел. В 2011 г. численность пенсионеров увеличилась еще на 2 млн чел. [5]. При этом в их составе растет количество получателей пенсий по старости при одновременном снижении получателей пенсий по инвалидности (за 2010 г. - на 1 112,6 тыс. чел.) и по случаю потери кормильца (на 66,3 тыс. чел.). На конец 2010 г. пенсии по государственному пенсионному обеспечению получали более 3,1 млн жителей России, что на 160,8 тыс. чел. больше, чем за предыдущий год [4].

Общее количество граждан, проживающих за границей РФ и являющихся получателями российской пенсии, в 2010 г. достигло 173,4 тыс. чел. По сравнению с 2009 г. их численность выросла на 6,5 %.

Средний размер пенсии в 2010 г. по сравнению с 2007 г. вырос в 2 раза и составил 7 594 руб. Хотя темпы роста пенсий в 2010 г. были ниже, чем в 2009 г., но в целом за 2010 г. они увеличились на 23 % (табл. 2, 3, рис. 2). При этом произошло наибольшее увеличение размера пенсии по случаю потери кормильца - на 29 %.

В 2011 г. размеры пенсий были проиндексированы дважды: с 01.02.2011 трудовые пенсии выросли на 8,8 % и с 01.04.2011 социальные пенсии выросли

Средний размер пенсий и прожиточного ми

на 10,27 %, а с 01.02.2012 трудовые пенсии были увеличены на 7 % [4].

В результате всех произведенных повышений средний размер трудовой пенсии в течение 2010 г. увеличился на 1 496 руб. и на конец 2010 г. составил

7 811 руб. При этом средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1 536 руб. и составил

8 166 руб. Суммарная индексация социальных пенсий в 2010 г. составила 12,5 %. В результате средний размер социальной пенсии в 2010 г. превысил размер прожиточного минимума пенсионера в РФ на 5 %, в 2011г - на 0,5 %, в 2012г - на 2,5 %.

Общий уровень материального обеспечения отдельных категорий ветеранов Великой Отечественной войны (371 тыс. чел.) на конец 2010 г. превысил 23 тыс. руб. При этом среднее увеличение размера пенсии данной категории пенсионеров в течение 2010 г. составило 3,5 тыс. руб., а в 2011 г. -700-1 100 руб.

Уровень дохода вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, получающих две пенсии (21,8 тыс. чел.), в настоящее время превысил 17 тыс. руб. (увеличение в течение 2010 г. в среднем на 2,2 тыс. руб., в 2011 г. -на 700-900 руб.).

Таблица 2

!мума пенсионера в РФ в 2007-2012 гг., руб.

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Средний размер пенсии в РФ 3 664 4 546 6 177 7 594 8 277 -

Средний размер трудовой пенсии 3 713 4 652 6 314 7 811 8 500 9 300

В том числе:

- по старости 3 949 4 910 6 630 8 166 8 890 9 504*

- по инвалидности 2 859 3 481 4 767 5 100 5 501 5 886*

- по случаю потери кормильца 2 015 2 754 3 727 4 810 5 334 5 707*

Средний размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению 2 758 3 007 4 245 4 731 5 100 5 700*

Прожиточный минимум пенсионера 3 065 3 644 4 100 4 521 5 075 5 564

* С 01.02.2012.

Таблица 3

Темпы роста среднего размера пенсий и прожиточного минимума пенсионера в РФ в 2008-2010 гг., к предыдущему году, %

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012

Средний размер пенсии в РФ 1,24 1,36 1,23 1,09 -

Средний размер трудовой пенсии 1,25 1,36 1,24 1,09 1,09*

В том числе:

- по старости 1,24 1,35 1,23 1,09 1,07*

- по инвалидности 1,22 1,37 1,07 1,08 1,07*

- по случаю потери кормильца 1,37 1,35 1,29 1,11 1,07*

Средний размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению 1,09 1,41 1,11 1,1 1,12*

Прожиточный минимум пенсионера 1,19 1,13 1,1 1,12 1,1

* С 01.02.2012.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ' 41

10 000 9 000 8 000 7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0

Рис. 2. Средний размер пенсий и прожиточный минимум в 20072012 гг., руб.

3713 3 644

__^И_ 3065 00'

И

2007 2008 2009 2010 2011 2012

Средний размер трудовой пенсии | ¡Прожиточный минимум пенсионера |::::: 1 Средний размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению

В дальнейшем все виды пенсий также будут увеличиваться. По данным Пенсионного фонда РФ, к 2014 г. размер трудовой пенсии должен вырасти примерно еще на 3 тыс. руб. и превысить 11 200 руб., средняя пенсия по инвалидности достигнуть 7 402 руб., средний размер социальных пенсий увеличиться до 7 296 руб.

Ведение индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования осуществляется в рамках системы индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда РФ. Это всероссийский организационно-технологический комплекс учета сведений о каждом застрахованном лице в системе обязательного пенсионного страхования РФ для формирования и реализации его пенсионных прав. Каждому застрахованному лицу ПФР открывает индивидуальный лицевой счет (ИЛС). Сведения ИЛС включают данные трудового (страхового) стажа, суммы страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии, суммы дополнительных страховых взносов в рамках программы государственного софинансирования пенсий, информацию о выборе застрахованным лицом управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда (НПФ) для направления в них средств пенсионных накоплений и другие данные, определенные федеральным законодательством [3].

Динамика количества индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) нарастающим итогом представлена на рис. 3. С каждым годом количество счетов увеличивается в среднем на 3 %.

Система персонифицированного учета ПФР включает в себя комплекс нормативных документов, структурно-организационных решений и мероприятий, программно-технических средств и информационных ресурсов, обеспечивающих:

регистрацию граждан в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ежегодно ПФР регистрирует в системе ОПС до 5 млн чел.; прием от страхователей сведений о застрахованных лицах. До 2010 г. прием сведений от страхователей осуществлялся один раз в год, в 2010 г. - по полугодиям. Начиная с 2011 г. производится ежеквартальный прием отчетности по персонифицированному учету. Таким образом, по сравнению с 2009 г. объем обрабатываемой ПФР информации в 2011 г. увеличился в четыре раза; обработку представленных страхователями сведений о застрахованных лицах, проводимую территориальными органами Пенсионного фонда РФ. Сведения, представленные страхователями, многократно проверяются, в том числе с использованием информационных ресурсов персонифицированного учета, и разносятся по

9 300

160 140 120 100 80 60 40 20

0

137,08 141,22 44,82 1 50,56

0,2

1996 2007 2008 2009 2010

Рис. 3. Динамика количества индивидуальных лицевых счетов в системе ОПС, млн шт. [4]

архивохранилища общей площадью 53,8 тыс. м2. Для хранения документов в электронном виде приобретено 80 электронных архивов, размещенных в 79 отделениях ПФР.

Пенсионный фонд России с 2010 г. осуществляет администрирование страховых платежей на обязатель-

индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц;

- информационное обеспечение назначения, перерасчета и корректировки трудовых пенсий. На основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежегодно назначается более 2,5 млн трудовых пенсий, а также осуществляется перерасчет и корректировка трудовых пенсий застрахованным лицам. Наличие информационной базы данных индивидуального (персонифицированного) учета позволило перейти к ежегодному беззаявительному перерасчету (корректировке) трудовой пенсии;

- информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Ежегодно Пенсионный фонд РФ осуществляет информирование застрахованных лиц в два этапа: до 1 сентября каждого года - специальными заказными письмами о состоянии ИЛС информируют всех граждан, имеющих накопительную часть пенсии (в т. ч. о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета); до 31 декабря - всех остальных граждан, не имеющих специальной части, о состоянии общей части индивидуального лицевого счета. При этом численность застрахованных лиц, информируемых о состоянии специальной части ИЛС (где фиксируется информация о средствах пенсионных накоплений), ежегодно увеличивается на 1-2 млн чел. в связи с вступлением в трудовую деятельность молодежи;

- обеспечение хранения документов персонифицированного учета, представленных страхователями. Для этого в отделениях ПФР созданы

ное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Администрирование взносов на обязательное социальное страхование осуществляет Фонд социального страхования РФ.

Администрирование включает в себя учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам.

На основе норм федерального законодательства и разработанных форм документов, которые утверждены Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в ПФР построена и в 2010 г. реализована информационная модель процесса администрирования, в которой предусмотрены механизмы, упрощающие работу плательщиков страховых взносов и снижающие издержки администрирования. Обеспечена синхронизация финансового потока (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) и информационного потока (сведения персонифицированного учета), что позволяет обеспечивать высокое качество администрирования и достоверность информации персонифицированного учета.

На обязательное пенсионное страхование в 2010 г. поступили страховые взносы в размере 1,93 трлн руб., что на 654,6 млрд руб. (или на 51,9 %) превышает размер соответствующего показателя в

2009 г. В 2011 г. этот показатель составил 2,82 трлн руб., превысив план почти на 3 % и показатель

2010 г. на 46,1 % [5]. Данный рост был обусловлен повышением в 2011 г. ставок страховых взносов до 34 %.

Поступления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в 2010 г. составили 91 млрд руб. С учетом единого социального налога за 2009 г., зачисленного в 2010 г. в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бюджет ФФОМС, поступило 95,9 млрд руб. Таким образом, рост объема поступлений страховых взносов за 2010 г. по отношению к 2009 г. в целом по Российской Федерации составляет 8 %.

Поступления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в

2010 г. составили 164 млрд руб. С учетом единого социального налога, зачисленного в 2010 г. в бюджет ТФОМС, поступило 172,4 млрд руб. Таким образом, рост объема поступлений за 2010 г. по отношению к 2009 г. в целом по Российской Федерации составляет 12,6 %.

В I полугодии 2011 г. в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования поступило 151,9 млрд руб. страховых взносов, что в 3,6 раза больше по отношению к поступлениям в I полугодии 2010 г. В бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 106,6 млрд руб., что в 1,4 раза превышает объем поступлений в I полугодии 2010 г.

Столь значительный рост поступления страховых взносов во внебюджетные фонды в 2011 г. обусловлен повышением тарифов страховых взносов на ОПС с 20 до 26 % и на ОМС в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 1,1 % до 3,1 %, ростом фонда оплаты труда работника, с которого взимаются страховые взносы, с 415 до 463 тыс. руб. в год, ростом зарплат, а также системной работой со страхователями всех категорий.

При этом объем поступивших в I полугодии

2011 г. страховых взносов в ПФР и фонды ОМС даже несколько превышает прогнозные показатели.

Одной из основных задач ПФР по администрированию страховых взносов является организация работы по взысканию задолженности, в т. ч. в порядке бесспорного взыскания денежных средств путем направления инкассовых поручений в банки. По состоянию на 31.12.2010 недоимка по страховым взносам на ОПС в целом по РФ составила 31,6 млрд руб.

Пенсионный фонд с 01.01.2010 может выставлять инкассовые поручения в кредитные организации для взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. В целом по Российской Федерации территориальными органами ПФР в кредитные организации в течение 2010 г. было направлено 3,5 млн инкассовых поручений на сумму почти в 55 млрд руб. Исполнено банками 1,97 млн инкассовых поручений на общую сумму более 22,2 млрд руб., или 40,4 %. Взыскание недоимки

до 01.01.2010 осуществлялось путем направления постановлений территориальных органов ПФР в службу судебных приставов или в судебные органы. Введенная практика выставления инкассовых поручений обеспечила сокращение сроков взыскания задолженности, что позволило существенно повысить эффективность работы по взысканию недоимки [2].

Пенсионные накопления - это средства накопительной части трудовой пенсии, которая в обязательном порядке формируется у граждан, родившихся в 1967 г. и моложе. Накопительная часть трудовой пенсии в 2002-2004 гг. формировалась у мужчин, родившихся в 1953-1966 гг., и у женщин, родившихся в 1957-1966 гг. Также она формируется за счет добровольных страховых взносов граждан -участников системы ОПС.

Участники системы обязательного пенсионного страхования вправе формировать накопительную часть своей будущей пенсии через:

- Пенсионный фонд РФ, выбрав одну из частных управляющих компаний (ЧУК), отобранных по результатам конкурса, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, либо один из двух инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК): расширенный инвестиционный портфель или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг;

- негосударственный пенсионный фонд, выбрав один из НПФ, который осуществляет деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Помимо передачи средств пенсионных накоплений, сформированных в рамках обязательного пенсионного страхования, с 2009 г. ПФР передает в УК и НПФ дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, а также средства материнского (семейного) капитала (МСК), направленные его владельцами на формирование накопительной части пенсии.

Для реализации прав при формировании накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу необходимо не позднее 31 декабря текущего года подать в территориальный орган ПФР или в организацию, с которой ПФР заключил соглашение о взаимном удостоверении подписей, соответствующее заявление, а в случае перехода из ПФР в НПФ или из одного НПФ в другой НПФ - заключить с

выбранным НПФ договор об обязательном пенсионном страховании.

Региональными отделениями ПФР в целом по РФ в 2010 г. было заключено 578 соглашений о взаимном удостоверении подписей (рис. 4).

Как видно, происходит увеличение числа соглашений с негосударственными пенсионными фондами и одновременное уменьшение числа соглашений с организациями-работодателями и с кредитными организациями.

В целом, с учетом результатов кампании 2010 г., пенсионные накопления в настоящее время формируются в государственной управляющей компании Внешэкономбанк - 60 млн чел., в частных управляющих компаниях - 636 тыс чел. и в негосударственных пенсионных фондах - 11 млн чел. При этом только за 2011 г. количество клиентов НПФ по обязательному пенсионному страхованию выросло почти на четверть и составило 15,3 % от общего числа россиян, имеющих накопительную часть пенсии.

Программа государственного софинансирова-ния пенсий стартовала в 2008 г. Если в течение года гражданин делает добровольный взнос на накопительную часть своей будущей пенсии в 2 000 руб. и более, государство удваивает эти деньги, т. е. на ИЛС гражданина будет перечислена такая же сумма, но не более 12 тыс. руб. в год.

700

Действие программы государственного софи-нансирования пенсий регулируется Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

По состоянию на 31.12.2010 участниками программы государственного софинансирования пенсий было около 4 млн чел., что составляет 2,8 % от числа граждан, проживающих в РФ. Из них в течение 2010 г. - 1,8 млн граждан. Это на 427 тыс. чел. больше, чем в 2009 г. К концу 2011 г. число россиян, участвующих в программе, уже составило 6,9 млн чел.

Участники программы в 2010 г. перечислили в Пенсионный фонд РФ дополнительные страховые взносы на общую сумму 3,6 млрд руб. (с учетом взносов работодателей), что на 983,3 млн руб. больше, чем в 2009 г. Общая сумма взносов работодателей в рамках программы в 2010 г. составила 35,86 млн руб. Средняя сумма дополнительных страховых взносов, уплаченных на одно застрахованное лицо -плательщика взносов, в 2010 г. составила 4 404 руб., что на 933 руб. больше, чем средний взнос в 2009 г. (3 471 руб.).

Материнский капитал - это дополнительная мера государственной поддержки российских семей, в которых после 01.01.2007 родился (усынов-

2009 2010

Всего | |С негосударственными пенсионными фондами ■:::: I С организациями-работодателями

С кредитными организациями

Рис. 4. Количество заключенных соглашений о взаимном удостоверении подписей в 2009-2011 гг., шт.

лен) второй, третий или последующий ребенок, имеющий гражданство РФ. Основные направления использования средств материнского (семейного) капитала - это улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин. Пенсионный фонд осуществляет выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал и направляет выделенные средства в соответствии с заявлениями владельцев сертификатов.

В течение 2010 г. территориальные органы ПФР приняли 792,7 тыс. заявлений на получение сертификата, а также выдали 788,4 тыс. сертификатов (табл. 4, рис. 5).

Размер материнского (семейного) капитала ежегодно индексируется государством. В 2010 г. он составил 343 378,8 руб., что на 10 % больше, чем в 2009 г. (рис. 6). Однако дальнейший темп роста немного снизился и составил в 2011 г. 6,5 %, а в 2012 г. - 6 %.

В соответствии с законодательством, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала по основным направлениям возможно, когда

исполнится три года ребенку, после рождения (усыновления) которого семья получила право на МСК. Исключением является направление средств МСК на погашение жилищных кредитов, которое можно было осуществлять начиная с 2009 г., не дожидаясь достижения трехлетнего возраста ребенка. Также начиная с 2009 г. из средств МСК осуществлялись единовременные денежные выплаты в размере 12 000 руб. в год.

Таким образом, 2010 г. был первым годом масштабного использования средств материнского (семейного) капитала по всем направлениям. В течение года было принято более 2 млн заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Всего в 2010 г. владельцам государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, в соответствии с их заявлениями, было направлено 97,11 млрд руб., что в 2,3 раза больше, чем в 2009 г.

В конце 2010 г., в соответствии с изменениями, внесенными в правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, ПФР начал принимать заявления на предоставление средств материнского капитала для

Таблица 4

Число заявлений о выдаче сертификатов на материнский (семейный) капитал и сертификатов, выданных ПФР в 2007-2010 гг., тыс. шт. [4]

Показатель 2007 2008 2009 2010 Всего

Количество принятых заявлений о выдаче сертификатов на материнский (семейный) капитал 356,63 579,52 965,13 792,73 2 694

Количество выданных ПФР сертификатов на материнский (семейный) капитал 313,80 568,64 940,29 789,39 2 612,12

Разница между принятыми заявлениями и выданными сертификатами 42,82 10,87 24,84 3,34 81,87

1 200 1 000 800 600 400 200

0

965,13 940,29

792,73 789,39

2007 2008

Заявления о выдаче сертификатов

2009 2010

I I Выдано сертификатов

Рис. 5. Динамика заявлений о приеме и выдаче сертификатов на материнский (семейный) капитал

в 2007-2010 гг., тыс. шт. [4]

450

400

350

300

250

200

150

100

50

387,64

343,378 365,698

312,16 2

250 276,25

2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис. 6. Динамика роста размера материнского капитала в 2007-2012 гг., тыс. руб.

индивидуального строительства, а также в качестве компенсации затрат на индивидуальное строительство жилого объекта, право собственности на который возникло не ранее 01.01.2007, или на реконструкцию жилого объекта независимо от даты возникновения права собственности на него.

Немаловажной функцией деятельности ПФР являются назначение и реализация социальных выплат.

Пенсионный фонд РФ в соответствии с действующим российским законодательством осуществляет ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам. Право на ЕДВ имеют граждане из числа ветеранов, инвалидов и граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года, исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции [6].

Численность лиц, которым установлена ЕДВ, в 2010 г. составляла 16,8 млн чел. На реализацию ЕДВ в 2010 было направлено 293,6 млрд руб. Указом Президента РФ от 24.02.2010 N° 247 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан РФ в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне (ВОВ) 1941-1945 годов» установлена единовременная выплата отдельным категориям граждан, размер которой дифференцирован в зависимости от статуса гражданина. Выплату в размере 5 000 руб. получили инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного

содержания, созданных фашистами и их союзниками в период войны, вдовы военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовы умерших инвалидов и участников войны. Общая численность получателей дополнительного материального обеспечения на конец 2010 г. составила 1,09 млн чел.

Совместно с региональными органами власти ПФР занимается оказанием адресной помощи пенсионерам и развитием социальной инфраструктуры.

Социальные доплаты к пенсии неработающих пенсионеров, обеспечивающие доведение совокупного размера материального обеспечения пенсионеров до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания, введены в РФ с 01.01.2010.

Цель данных программ - это повышение социальной защищенности неработающих пенсионеров, являющихся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности. Задачами программ являются:

- укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения субъекта РФ для соблюдения санитарных норм и улучшения условий проживания пожилых граждан и инвалидов;

- оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в виде единовременной материальной помощи, в том числе в связи с частичной оплатой газификации жилья (жилых помещений);

- улучшение условий проживания неработающих пенсионеров.

Пенсионный фонд РФ в 2011 г. предоставил субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов на социальные программы, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной

0

помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в общем объеме 1 млрд руб., в том числе на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам - 190 млн руб., на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения - 790,6 млн руб., из них 185,2 млн руб. - на приобретение автотранспорта для оснащения мобильных бригад [4].

В соответствии с представленными социальными программами в 2011 г. отремонтировано 218 учреждений социального обслуживания населения. Адресная социальная помощь в виде единовременной материальной помощи оказана более чем 102 тыс. неработающих пенсионеров.

Таким образом, Пенсионный фонд РФ является важным элементом пенсионной системы России, который осуществляет множество социально значимых функций. Трудоспособное население должно иметь уверенность в том, что при достижении пенсионного возраста уровень пенсионных выплат будет достаточным для поддержания достойного уровня жизни. В настоящее время российская демографическая ситуация характеризуется низким уровнем рождаемости и старением населения, что к тому же сопровождается смещением соотношения лиц трудоспособного возраста и пенсионеров в сторону последних. Отчасти указанные проблемы носят объективный характер и обусловлены современным типом демографической ориентации большинства экономически развитых стран. Однако

при таком развитии в среднесрочной перспективе государство столкнется с тем, что лица пенсионного возраста будут составлять весьма существенную долю экономически активного населения и именно от наличия платежеспособного спроса со стороны данной категории граждан будет во многом зависеть успешное функционирование нашей экономики. Поэтому проблема формирования адекватной и реально работающей системы пенсионного обеспечения является залогом национальной экономической безопасности страны.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ.

2. Кутепова К. О. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. М.: Омега-Л, 2010.

3. Нестеров С. Е. Пенсионный фонд о представлении сведений персонифицированного учета // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. № 8.

4. Пенсионный фонд Российской Федерации -http:// www. pfrf. ru.

5. УралБизнесКонсалтинг - http://urbc. ru.

6. Ярбилова С. М. Оценка современного состояния российской пенсионной системы и необходимости дальнейшего ее реформирования // Финансы и кредит. 2008. № 10.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.