Научная статья на тему 'Основные виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов'

Основные виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
900
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОСТУПКИ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ДЕЛИКТЫ / CORRUPTION / BRIBERY / CORRUPTION CRIME / DISCIPLINE MISDEEDS / CIVIL LEGAL CORRUPTION INFRINGEMENTS OF THE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаренко Г. С.

В статье анализируются основные виды, формы и механизмы коррупционного поведения. В зависимости от классификации коррупционных преступлений предлагаются их обязательные признаки. Дается авторское определение понятия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main corruption kinds and mechanisms from the point of view of law institutions

The main types, forms and mechanisms of corruption behavior are analyzed in the article. Depending on classification of corruption crime there are their obligatory indications. The author's definition of corruption is presented.

Текст научной работы на тему «Основные виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов»

Г.С. Гончаренко

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И МЕХАНИЗМЫ КОРРУПЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ

Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых является проблема коррупции. Воспринимаемая правоведами еще в начале XX века высокая вероятность распространения коррупционных проявлений обусловливала необходимость определения этого понятия.

Впервые в отечественной юридической литературе термин «коррупция» был введен в правовой понятийный аппарат А.Я. Эстриным в работе «Взяточничество», которая вышла в рамках работы кружка уголовного права при Санкт-Петербургском университете в 1913 году. Наиболее простое определение коррупции - подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще [1, с. 230].

Существуют и другие определения этого понятия. Одно из последних нашло отражение в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. Большинство европейских стран (в том числе и Россия) договорилось о достаточно широком понимании коррупции, отчасти возвращающем современные государства вглубь веков.

Однако было бы неверным считать, что коррупция везде и всегда проявляется одинаково, что одинаковы ее причины и последствия. Решающее значение здесь имеют национальный менталитет, правовые, религиозные и этнические традиции, которые никогда не являются зеркальным отражением друг друга и экономического благополучия государства.

Коррупция, как это определено в проекте Федерального закона «О противодействии коррупции», принятого в ноябре 2008 года Государственной Думой Российской Федерации, - это противоправная деятельность (действие или бездействие), заключающаяся в использовании должностным лицом предоставленных полномочий личных и/или имущественных интересов [2].

Коррупция многообразна в своих проявлениях. Во всяком случае, нельзя не обратить внимания на то, что национальное и международное право достаточно «равнодушно» реагирует на многочисленные формы коррупционного поведения, тем не менее, осуждаемые общественной моралью или религиями. Коррупция первоначально «распадается» на две неравные части: собственно этические отклонения и правонарушения. Однако этим «дуализм» коррупции не исчерпывается.

Она выражается, с одной стороны, в возможности использования служащим своего статуса для получения незаконных преимуществ, а с другой - в возможности предоставления этих преимуществ заинтересованным физическим или юридическим лицам в корыстных целях. Традиционно считается, что в противоречивом единстве этих сторон с точки зрения большей общественной опасности доминирует продажность. Достаточно часто коррупция представляет собой подобие односторонних сделок или хищения. Исторически различающимися в российском общественном мнении и праве формами коррупции были мздоимство - получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законного действия (бездействия) по службе, и лихоимство - получение тем же лицом каких-либо преимуществ за совершение по службе незаконного действия (бездействия). Мздоимство и лихоимство могут проявляться на всех уровнях системы власти, при этом суммы и масштабы вредного воздействия на общество могут бесконечно варьироваться. Примером собственно этических нарушений может служить совершение государственным служащим действий, которые отрицательно влияют на общественное мнение о состоянии законности на государственной службе, хотя прямо они не запрещены законом или иным нормативным актом (присутствие на банкетах, устраиваемых организациями, контроль за деятельностью которых входит в компетенцию данного лица; публичное неделовое общение с людьми, имеющими судимость за корыстные преступления; приобретение движимого или недвижимого имущества, стоимость которого не сопоставима с размером жалования).

Среди коррупционных правонарушений обычно выделяются четыре вида: гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные проступки и преступления, хотя, разумеется, разделение собственно дисциплинарных (служебных) и административных проступков достаточно условное.

Весьма традиционным заблуждением является абсолютизация аморальности коррупции. К сожалению, часть коррупционных проявлений не воспринимается национальным общественным сознанием как неэтичное поведение, равно как, многое из того, что подавляющая часть населения относит к коррупции, не является правонарушениями. Обычно это называется собственно этическими нарушениями. Представление о коррупции, сложившееся в общественном мнении, часто может расходиться с понятием коррупции, принятом в научной литературе и международных актах, при этом в глазах большинства людей общественное мнение может значить больше, чем закон. Коррупционные этические откло-

нения «гнездятся» в мировоззрении служащих и обычно проявляются как нарушение принципа «вытянутой руки», заключающегося в том, что процесс принятия важных решений не должен зависеть от личных и семейных отношений тех, кто находится на службе - государственной или негосударственной.

Границы этического осуждения коррупции очень подвижны. Нравственные стандарты гражданского общества могут не совпадать с этикой государственной и негосударственной службы. Даже самые честные правительства и корпорации могут восприниматься общественным сознанием как коррумпированные. В этом проявляется одно из наиболее серьезных препятствий к созданию эффективных моделей противостояния коррупции.

К гражданско-правовым коррупционным деликтам можно отнести и принятие в дар и дарение подарков государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или с исполнением последними служебных обязанностей при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 575 Гражданского кодекса РФ). В этих случаях речь, конечно, идет о принятии подарков лишь за законные действия. Это обстоятельство нередко получает неправильное толкование в современных научно-практических комментариях к УК РФ. Получение должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или негосударственной организации, вознаграждения, которое в стоимостном выражении меньше пяти минимальных размеров оплаты труда, за совершение незаконного действия (бездействия), с одной стороны, не является гражданским правонарушением, а с другой - не является препятствием к уголовному преследованию [3].

Дисциплинарные коррупционные проступки, обычно проявляющиеся в таком использовании служащим своего статуса для получения преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание (например, осуществление сотрудником органа внутренних дел предпринимательской деятельности вопреки ч. 2 ст. 10 Положения о службе в органах внутренних дел), с трудом поддаются систематизации, поскольку в действительности достаточно произвольно определяются руководящими органами огромного числа государственных, муниципальных, коммерческих и иных организаций. Грань между коррупционным дисциплинарным проступком и преступлением подчас оказывается настолько слабо различимой, что даже специалисты затрудняются однозначно ответить на вопрос: где заканчивается дисциплинарный проступок и начинается незаконное участие в предпринимательской деятельности или злоупотребление полномочиями? Наиболее актуальна эта проблема в сфере публичной службы.

Обычно коррупционные преступления воспринимаются как наиболее опасные единичные проявления коррупции. До настоящего времени в России нет действующего нормативного акта, в котором бы прямо говорилось о том, какие именно преступления следует относить к коррупционным. Существует также весьма распространенное заблуждение (даже среди специалистов) относительно того, что эта проблема будет разрешена в случае принятия Федерального закона РФ «О противодействии коррупции». В действительности же ни в одном из ранее рассматриваемых проектов антикоррупционного закона (за исключением первого рабочего варианта 1992 г.) не предусматривался исчерпывающий перечень таких коррупционных преступлений [4; 5]. По-видимому, предполагается, что это должен делать тот, кто будет применять закон (после прочтения соответствующего общего определения). Исчерпывающий перечень коррупционных преступлений - это не только технологическая (эффективный учет и контроль над распространенностью коррупционных проявлений), но и этическая проблема. Любая неопределенность в решении открывает бесчисленные возможности для политических спекуляций. К сожалению, мы не в состоянии полностью преодолеть эту неопределенность и подменить своим мнением то, что может сделать только законодатель.

Современное российское уголовное законодательство содержит весьма внушительный перечень норм об ответственности за собственно коррупционные и непосредственно связанные с ними преступления. Если допустить, что законодатель России достаточно точно «предугадал» коррупционную природу всех преступлений, совершение которых в принципе может быть связано с эксплуатацией служебного статуса в личных интересах, то число видов коррупционных преступлений достигнет нескольких десятков.

А следовательно, и рассуждения о том, что в России нет или почти нет норм об ответственности за коррупционные преступления, в действительности не соответствуют истине. Нельзя, однако, не заметить, что российский законодатель вряд ли целенаправленно стремится криминализировать все известные формы общественно опасного коррупционного поведения. Многие его решения в этой сфере выглядят бессистемными.

В зависимости от характера той или иной социальной задачи могут предлагаться различные классификации коррупционных преступлений. Однако все они должны обладать неприменными признаками коррупционного преступления:

1. Использование служебного положения в личных целях.

2. Корыстный характер деяния.

3. Участие в преступлении заинтересованных организаций или юридических лиц, близких родственников.

4. Наличие в действиях сторон подкупа.

5. Получение или передача предмета подкупа.

Анализируя основные виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов, необходимо хотя бы вкратце обозначить данное явление с макроэкономической точки зрения.

На сегодня выделяют два вида коррупции: широкомасштабную (основную) и мелкомасштабную (розничную). Первый вид коррупции процветает в международных экономических отношениях и обычно вовлекает в свой оборот, помимо бюрократов, еще и политиков.

Розничная коррупция имеет менее значимые экономические потоки, но обладает свойством всепро-никновенности и всеобъемлемости. Агентами коррупционных отношений в данном случае могут выступать как предприниматели (взятки за получение лицензий), так и частные лица.

Помимо вышеупомянутого вида коррупции, различают политическую и бюрократическую коррупции. Зачастую их трудно разделить, поскольку эти два вида имеют тенденцию к сращиванию через сговор (collusion).

Коррупция в обществе может проявляться редко, а может носить массовый характер. В этом случае мы говорим о единичной (isolated) или систематической (systematic) коррупции. Если коррупция выражается в том или ином обществе лишь несколькими отдельными фактами, то ее легко выявить и пресечь. В таком обществе некоррупционное поведение является нормой, а государственные и частные институты стимулируют развитие честных и открытых отношений. Систематическая коррупция существует в том случае, когда взяточничество в любых масштабах является привычным делом и представляет собой вид трансакций для получения агентом экономических отношений определенных благ и возможность доступа к этим благам. Систематическая коррупция порождает так называемые «коррупционные ловушки» («corruption trap»), которые функционируют как на микро-, так и на макроуровне.

В заключение отметим, что коррупция представляет собой негативное социальное явление, принимающее в современных условиях масштабы угрожающие национальной безопасности государств, связанное с существованием в государственных, негосударственных и коммерческих структурах слоя лиц, занимающих определенное служебное положение, получающих от заинтересованных лиц или организаций непредусмотренные законодательством материальные, нематериальные блага и преимущества за деяния, которые могут быть выполнены с использованием их официального статуса и соответствующих возможностей, а также подкуп таких лиц путем предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Литература

1. Эстрин А.Я. Должностные преступления. М., 1928.

2. Проект федерального закона «О противодействии коррупции». URL: www.kremlin.ru

3. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М., Проспект, 2004.

4. Проект федерального закона «О противодействии коррупции». URL: http://www.legislauire.ru/monitor/korruptsiya/148067.html

5. Проект федерального закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике». URL: http:// www.legislature.ru /monitor/korruptsiya/216592-3.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.