10. Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов и юридических факультетов. М.: ЛексЭст, 2005. 296 с.
N.V. Mikhaleva
Some elements of criminalistic characterictics of murderers in a countryside
This article tells about the features of such an element criminal characteristics murderer in the countryside as the setting of its commission. It revealed features of the basic elements of the situation, such as location and time of the offense. It is also proposed a classification of places of the murder in the countryside.
Key words: criminalistic characteristics; murder; crime situation; time of perpetration of a crime; crime scene; countryside.
УДК 342.95
М.М. Поляков, канд. юрид. наук, ассистент, 8-920-751-55-05, maxpol84@yandex.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВИДОВ И ФОРМ ДЕЯНИЙ, ИМЕЮЩИХ КОРРУПЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Рассмотрены правые и научно-теоретические аспекты содержания деяний, имеющих признаки коррупционных правонарушений, на основе анализа российского законодательства и трудов ведущих ученых-юристов.
Ключевые слова: коррупция, коррупционное правонарушение, виды
коррупции.
Коррупция представляет собой сложное социально-правовое явление, имеющее множество самых разнообразных форм и проявлений. История развития общества и государства неразрывно связана с видоизменением коррупционных проявлений. Коррупция является ровесником человеческой цивилизации и зародилась в период формирования первых государственных образований в Месопотамии, Египте, Индии, Китае в 111-11 тысячелетиях до нашей эры [10, с. 39]. Мировая история показывает, что использование должностного положения в личных интересах всегда было порицаемым, но в то же время широко распространенным явлением во всех государствах. За прошедшие тысячелетия человеческая природа, связанная с желанием брать взятки и использовать чужое имущество в личных целях, практически не изменилась. Существование коррупции стало возможным, когда произошло обособление функций управления в общественной и экономической деятельности.
Первое официальное международное определение коррупции было закреплено в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г.
Кодекс гласит: «... понятие коррупции ... охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие» [4].
В Российской Федерации легальное понятие коррупции закреплено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту Закон о противодействии коррупции). В ст. 1 Закона дается следующее определение: коррупция — это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо неза -конное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица [8].
Переходя к анализу видов коррупции, стоит отметить, что в настоящее время ее рассматривают, не ограничиваясь только рамками совершения уголовно наказуемых преступлений. Коррупция в широком понимании включает в себя действия коррупционного характера, не содержащие состава преступления. Это подтверждается многочисленными исследованиями в данной области, материалами судебной и следственной практики, а также требованиями международных актов Организации Объединенных Наций и Совета Европы по борьбе с коррупцией.
В рамках криминологической науки В.Н. Кудрявцевым и В.Е. Эминовым были выделены формы проявлений коррупции, в качестве которых выступают специфические виды нарушения этических и правовых норм лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций. Коррупционные правонарушения в отличие от аморальных коррупционных проступков запрещены нормами права и предусматривают юридическую ответственность. Выделяются четыре основных вида коррупционных правонарушений: 1) гражданско-правовые деликты; 2) дисциплинарные проступки; 3) административные правонарушения; 4) преступления [5, с. 385-386].
Н.В. Селихов в своем диссертационном исследовании предлагает несколько классификаций видов коррупции. В частности, он предлагает все коррупционные проявления по характеру воздействия на право разделить на правонарушения и злоупотребления публичным правом. Ученый подчеркивает, что к коррупционным правонарушениям относятся коррупционные преступления, административные проступки, гражданско-правовые правонарушения и дисциплинарные проступки, обладающие признаками
коррупции. Все остальные нарушения, не относящиеся к правонарушениям, являются, по его мнению, злоупотреблениями публичным правом и связаны с нарушением предписаний юридических норм. По субъективному признаку Н.В. Селихов выделяет такие виды коррупции, как элитарная (политическая) коррупция и коррупция должностных лиц. По объекту воздействия в структуре государственного механизма им выделяются такие виды коррупции, как коррупция в органах законодательной власти, коррупция в органах исполнительной власти и коррупция в судебной власти. По национальному составу участников коррупционных отношений
Н.В. Селихов выделяет транснациональную (международную) и внутригосударственную коррупцию [9, с. 31-41].
Можно отметить классификацию видов коррупционных правонарушений, предложенную А.И. Мизерием: по статусу субъектов: а) коррупция в органах власти, б) коррупция в частном секторе, в) коррупция в политике, или политическая коррупция; по уровням: а) низовая, б) верхушечная, в) вертикальная; по степени общественной опасности: а) коррупция-проступок, б) коррупция-преступление [7, с. 18-19].
На основе анализа действующего законодательства Российской Федерации (ст. 13, 14 Закона о противодействии коррупции) и взглядов отечественных ученых-юристов, исследующих сущность и виды коррупции, автор предлагает использовать следующую классификацию видов коррупционных деяний, согласно которой все коррупционные проявления по степени их общественно опасных последствий можно разделить на две большие группы:
- коррупционные уголовные преступления;
- коррупционные правонарушения, включающие в себя коррупционные гражданско-правовые деликты, коррупционные дисциплинарные проступки, а также коррупционные административные правонарушения.
Коррупционные уголовные преступления — это предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на интересы государственной власти, государственной, муниципальной и иной службы и выражающееся в противоправном получении государственным, муниципальным или иным публичным служащим либо служащим коммерческой организации (в том числе международной) каких-либо благ имущественного характера либо в предоставлении последним таких благ. К коррупционным уголовным преступлениям, по мнению автора, можно отнести следующие составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации: 1) пп. «а», «б» ч. 2 ст. 141 УК РФ (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа); 2) ст. 170 УК РФ; 3) ст. 183 УК РФ (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа); 4) ст. 184 УК РФ; 5) ст. 201 УК РФ; 6) ст. 202 УК РФ (в случае совершения в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц); 7) ст. 204 УК
РФ; 8) ст. 210 УК РФ (при наличии цели совершения любого преступления, обладающего признаками коррупции); 9) ст. 285 УК РФ; 10) ст. 285.1 УК РФ; 11) ст. 285.2 УК РФ; 12) ст. 286 УК РФ (при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности); 13) ст. 289 УК РФ; 14) ст. 290 УК РФ; 15) ст. 291 УК РФ; 16) ст. 309 УК РФ (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа) [6, с. 19].
Коррупционные административные правонарушения представляют собой административные правонарушения, обладающие признаками коррупции, но не содержащие в себе состава преступления. Наибольшее распространение коррупционные административные правонарушения имеют в области государственной и муниципальной службы. Ряд административных правонарушений коррупционного содержания связан с нарушением избирательных прав граждан (подкуп избирателей). Коррупция часто имеет место и в области распределения бюджетных средств и внебюджетных фондов, а также использования служебной информации о рынке ценных бумаг в корыстных целях. Кроме того, к коррупционным административным правонарушениям относятся деяния, ответственность за которые предусмотрена законами субъектов Российской Федерации при условии наличия в них признаков коррупции.
Коррупционные гражданско-правовые деликты связаны в большинстве случаев с причинением материального (а в некоторых случаях и морального) ущерба. Согласно исследованиям профессора О.Н. Садикова, под гражданско-правовым деликтом понимается причинение вреда чужому имуществу и личности, когда возникает право требовать возмещения вреда в полном объеме [3, с. 44]. Данные отношения регулируются гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса Российской Федерации. Иными словами, гражданско-правовыми деликтами являются носящие имущественный характер противоправные деяния, нарушающие нормативные положения, предусмотренные ГК РФ и другими законодательными актами в сфере гражданско-правового оборота, не содержащие состава преступления или административного правонарушения. Примерами такого рода деликтов могут служить действия, нарушающие законный порядок проведения торгов и конкурсов, заключения государственных контрактов, обязательств, возникающих из договорных отношений, и так далее. Следует отметить, что некоторые российские ученые обращают внимание на то обстоятельство, согласно которому большую роль в области противодействия должно сыграть применение гражданского законодательства в области возмещения вреда (гл. 59, ст. 1064-1070 ГК РФ) и компенсации убытков, причиненных вследствие противоправного обогащения (гл. 60, ст. 1102-1109 ГК РФ) [2].
Коррупционные дисциплинарные проступки связаны с профессиональной служебной деятельностью. Чаще всего они встречаются в среде государственных и муниципальных служащих, хотя в настоящее время
быстрыми темпами увеличивается доля правонарушений, совершенных служащими коммерческих организаций. На основании положений трудового законодательства под коррупционным дисциплинарным проступком понимается содержащее признаки коррупции противоправное деяние (действие, бездействие) работника, связанное с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него трудовых обязанностей. В качестве одной из главных мер противодействия данному виду коррупционных правонарушений предлагается разработать и принять федеральный закон о дисциплинарной ответственности государственных служащих, а также кодекс поведения государственного и муниципального служащего.
Необходимо отметить, что, помимо собственно коррупционных правонарушений существует большое количество иных форм коррупции, находящихся вне правового поля:
- фаворитизм — явление, при котором действия руководителя, высокопоставленного лица или правителя обусловливаются влиянием их любимцев, фаворитов;
- непотизм (кумовство) выдвижение на руководящие должности лиц на основе кровнородственных связей;
- протекционизм — покровительство со стороны должностных лиц в отношении подчиненных им лиц, а также субъектов предпринимательской деятельности в обмен за вознаграждение;
- лоббизм — деятельность представителей экономически сильных структур, оказывающих влияние на государственную политику;
- знаменитый русский «блат» (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам — товарам, услугам, источникам дохода, привилегиям) и так далее [1, с. 235].
Таким образом, основная опасность коррупции состоит в том, что она имеет большое количество самых разнообразных проявлений, существенная часть из которых находится вне сферы правового регулирования.
Библиографический список
1. Гилинский Я.И. Криминология: курс лекций. СПб.: Питер, 2002.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
3. Гражданское право: учебник. Т. I / под ред. О.Н. Садикова. М.: ИНФРА-М, 2006.
4. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г.) // Документы ООН. А/КБ8/34/169.
5. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 2005.
6. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: ЗАО «ЮрИнфоР», 2008.
7. Мизерий А.И. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с коррупцией в органах власти: дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2000.
8. О противодействии коррупции: федеральный закон от
25.12.2008 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 30.12.2008. № 266.
9. Селихов Н.В. Коррупция в государственном механизме современной России (теоретические аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.
10. Тихомиров Ю.А., Трикоз Е.Н. Право против коррупции // Журнал российского права. 2007. № 5. С. 39-52.
M.M. Polyakov
Scientific and Theoretical Analysis of Offence Forms and Types that Imply Corruption Content
The article considers law und scientific aspects of offences that imply corruption features on the basis of analysis of Russian law and the works of the leading lawyers.
Key words: corruption, corruption law offence, corruption types.
УДК 342.4
Е.А. Волкова, соискатель, 8-910-316-27-46, (Россия, Москва, Академия управления МВД России)
РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПАВЛА I И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ПРАВОПОРЯДКА В СТРАНЕ
Обращается внимание на тот факт, что Полное собрание законодательства Российской империи дает представление об объеме издаваемых Павлом законов и большинство павловских узаконений объективно способствовало упорядочению и европеизации Российского правления, централизации и укреплению самодержавия.
Ключевые слова: правопорядок, манифест, именной высочайший указ, кодификация законодательства.
Чрезвычайная интенсивность законодательной деятельности была основной отличительной чертой государственного правления Павла I. «Никогда законодательство не шло таким ускоренным темпом, может быть, даже при Петре I: перемены, новые уставы, положения, на все новые точные правила, всюду строгая отчетность» [8, с. 94].