4-5 Разница (%) р 16,75±1,5 4,75±1,5 16,38±0,87 16,13±0,75 16,02±0,62
18,25±1,37 2,88±1,49 17,63±0,87 17±0,62 17,01±0,62
9 19 8 6 5
>0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
1-5 Разница (%) р 13,63±1,62 8,88±1,99 14,25±0,74 14,63±0,5 14,88±0,5
18,25±1,37 2,88±1,49 17,63±0,87 17±0,62 17,01±0,62
34 68 24 16 14
<0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Таблица 3
Результаты психоэмоциональных показателей у девушек 18-20 лет (п=20) группы
№ Самочувствие Активность Настроение
1. Сентябрь 2017 3,48 ± 0,19 4,10 ±0,09 4,09 ± 0,08
2. Январь 2018 5,11 ± 0,03 5,16 ±0,06 5,10 ±0,04
3. Май 2018 5,53 ± 0,11 5,51 ±0,13 5,60 ±0,05
<0,01 <0,01 <0,05
P,3 <0,001 <0,01 <0,01
Анализируя показатели измерений, были выявлены положительные сдвиги в разнице между правой и левой стороной ромба Машкова А 0,75 и А 0,98 - до эксперимента (сентябрь, 2017); А 0,21 и А 0,38 - после эксперимента (май, 2018).
Для оценки мышечного корсета девушек, участвующих в педагогическом эксперименте, использовались тесты, предложенные С.А. Егоровой (2007). Так проводилась оценка силы мышц брюшного пресса, силы мышц спины, мышц правой стороны туловища, мышц левой стороны туловища, определение подвижности позвоночника. Измерение результатов проводилось через каждые два месяца начиная с сентября 2017 года. Результаты тестирования представлены в таблице 2.
Динамика развития силы мышц спины, брюшного пресса, левой стороны туловища, правой стороны туловища и подвижности позвоночника на завершающем этапе исследования, выявила статистически достоверное улучшение показателей (р<0,05) в отличие от констатирующего этапа, что свидетельствует об эффективности экспериментальной методики.
Психоэмоциональное состояние девушек 18-20 лет определялось по методике САН (Л.В. Марищук). Результаты представлены в таблице 3.
Библиографический список
Выявлено, что все показатели у девушек 18 -20 лет в процессе занятий в специальных медицинских группах постепенно улучшались и к середине эксперимента (январь 2018) достоверные изменения наблюдались на уровне значимости р<0,05-0,01. В конце педагогического эксперимента (май 2018) также выявлены достоверно-значимые изменения по сравнению с его началом на уровне значимости р<0,01-0,001. Таким образом, разработанная нами коррекция сколиоза у девушек 18-20 лет занимающихся в специальных медицинских группах оказали положительное влияние на психо-эмоциональное состояние занимающихся.
Экспериментальная методика, структурными компонентами которой явились комплекс физических упражнений на дыхание и исправление сколиоза оздоровительным плаванием, позволила добиться положительных изменений в ромбе Машкова, оценки мышечного корсета девушек и психо-эмоциональное состояния. Результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности применения специальных средств и методов адаптивной физической культуры, направленных на коррекцию сколиоза у девушек 18-20 лет, занимающихся в специальных медицинских группах.
1. Федеральная служба государственной статистики. Available at: //http://www.gks.ru
2. Труханов А.И. Современные технологии восстановительной медицины. Москва, 2004.
3. Корж Н.А. Сколиотическая болезнь. Лечение и диагностика. 2004; 4: 9 - 16.
4. Артамонова О.П., Панфилов В.В. и др. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура. Москва, 2010.
5. Шляпникова Н.С. Оценка динамики соматического состояния у детей при хирургической коррекции сколиоза Ш-^степени. Автореферат диссертации ... кандидата медицинских наук. Москва, 2008.
6. Еналдиева РВ. Клинико-функциональная оценка и обоснование коррекции нарушений кардиогемодинамики при сколиотической болезни. Автореферат диссертации . доктора медицинских наук. Москва, 2006.
References
1. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Available at: //http://www.gks.ru
2. Truhanov A.I. Sovremennye tehnologii vosstanovitel'nojmediciny. Moskva, 2004.
3. Korzh N.A. Skolioticheskaya bolezn'. Lechenie i diagnostika. 2004; 4: 9 - 16.
4. Artamonova O.P., Panfilov V.V. i dr. Lechebnaya i adaptivno-ozdorovitel'naya fizicheskaya kul'tura. Moskva, 2010.
5. Shlyapnikova N.S. Ocenka dinamiki somaticheskogo sostoyaniya u detej pri hirurgicheskoj korrekcii skolioza III-IVstepeni. Avtoreferat dissertacii . kandidata medicinskih nauk. Moskva, 2008.
6. Enaldieva R.V. Kliniko-funkcional'naya ocenka i obosnovanie korrekciinarushenijkardiogemodinamikipriskolioticheskojbolezni. Avtoreferat dissertacii ... doktora medicinskih nauk. Moskva, 2006.
Статья поступила в редакцию 28.09.18
УДК 371
Mamalova H.E., Cand. of Sciences (Philosophy), senior teacher, Department of Chechen Philology, Chechen State University
(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
THE MAIN VALUES OF THE CULTURE OF THE NAKH PEOPLES AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article examines the main values of the culture of the Nakh peoples as a pedagogical problem. The conclusion is made that the fact of the multinationality and many of the confessions of the republic of Chechnya, the further development of interethnic friendship and unity among peoples make it necessary to raise and develop the ethnography of the republic, ethnographic education, ethnographic literacy of the popula-
tion, helping to understand, who surrounds you, what is the culture of your neighbor, by what this neighbor can be interesting for you. In this context, teachers must use all forms of upbringing that would shape the values of folk culture on the basis of modern means of teaching and upbringing.
Key words: values, culture of Nakh peoples, ethnography, ethnographic education.
Х.Э. Мамалова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. чеченской филологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ НАХСКИХ НАРОДОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье изучены основные ценности культуры нахских народов как педагогическая проблема. Сделан вывод о том, что факт многонациональности и многоконфессиональности республики Чечни, дальнейшее развитие межэтнической дружбы и единения между народами, делают необходимым поднимать и развивать этнографию республики, этнографическое образование, этнографическую грамотность населения, способствующие пониманию того, кто тебя окружает, какова культура твоего соседа, чем этот сосед может быть интересным для тебя. Необходимо использовать все формы воспитания, что бы формировать ценности народной культуры на основе современных средств обучения и воспитания.
Ключевые слова: ценности, культура нахских народов, этнография, этнографическое образование.
В каждом субъекте Российской Федерации до сих пор сохраняется собственная национальная специфика, язык, обычаи и традиции. В Чеченской республике национальная специфика чаще всего отражена в синтезе многих культурных традиций, языков и обычаев, что требует изучения всех живущих на данной территории культур, языков, традиций. Этническому воспитанию в Чечне уделяют пристальное внимание как на семейном, образовательном уровнях, так и на уровне министерств и ведомств республики. Еще в 2013 году была утверждена «Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики», где были определены «приоритеты в работе по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения, формированию чувства патриотизма, гордости за свое Отечество, за свою малую Родину, город, сельскую местность, где молодой чеченец родился и рос» [1, с. 44]. Концепция ориентирует на создание в образовательных учреждениях клубов, кружков любителей национальной истории, литературы, живописи; на классных часах важно читать литературу национальных авторов, посещать местные музеи, где выставлены работы национальных художников. Необходимо также широко популяризировать литературу и самих чеченских авторов, создающих художественные произведения через создание и размещение наглядных образов в учебных заведениях, проведение творческих вечеров, конкурсов, фестивалей и т. д.» [1, с. 5]. Большое внимание в Концепции уделяется формированию гражданской позиции молодежи, формированию чувства ответственности за развитие и устройства Чеченской Республики, сознательный выбор и приоритет национальных интересов, национального, народного воспитания. Говоря о важности организации этнического воспитания на уровне правительства, министерств и ведомств, нельзя не сказать, что формирование этнической культуры у молодых людей начинается в семье, далее в школе, в вузе.
Семья - начало всему, что будет заложено и развито в человеке в его последующие годы. Семья - первая среда для человека, в которой все понятно, привычно и дорого. В семье личность учится всему до определения собственного жизненного пути и становления личности. Чеченская семья - важная система родственных отношений, где особое место занимает использование прогрессивных народных традиций и обычаев, способствующих формированию у молодежи этнической грамотности. В народном фольклоре чеченского народа отражён нравственный кодекс -нохчалла, тысячелетиями выработанный народом и занявший достойное место в многочисленных пословицах и поговорках чеченцев, знание которых и использование которых в общении активно влияет на этнографическую грамотность.
Этнография и этнографическое образование чеченцев уходит своими корнями в далекую глубину веков. Этнографические знания о нахских или, их еще называют, чечено-ингушских и бац-бийских племенах ученые исследуют с давних времен. «Племена Кобанской культуры говорили на нахских языках (от «нах - люди, народ»), к которым относятся современные чеченский, ингушский и бацбийский: из исконно кавказских именно нахские языки распространены только в тех районах, где была распространена и эта древняя культура. Области распространения всех остальных кавказских языков, даже не имеющих аналогов за пределами Кавказа, касаются исторической территории Кобанской куль-
туры лишь частично, в основном занимая другие районы» [2]. Сегодня в рамках этнографии, этнологии, отдельных дисциплин молодежь узнает о древнейшем быте чеченцев, об особенностях того, что на современной территории Чечни существуют национальные (собственные) названия флоры и фауны, топонимики и гидронимики, а также ряд этногеографических понятий, которые были отражены в разнообразных языках вайнахов. Чеченцам хорошо известна специфика фольклорной поэтики вайнахов, которая раскрывается в многочисленных материалах и документах, где отражено появление предков чеченцев на Северном Кавказе из Передней Азии, а именно из Сирии. Но строительство известных высотных башен в горах, являющиеся гордостью и национальным наследием чеченского народа, связывают с греками, известные вайнахам под этнонимом - «джелт» - «грек» («джелти» - «греки»). Благодаря этнографическим знаниям, чеченцы горды тем, что вайнахи - это древние, коренные жители центральной части Северо-Восточного Кавказа, с богатейшей культурой, обрядами, традициями и обычаями. Сегодня как никогда возросла роль этнографических знаний, научных исследований чеченской истории, культуры в воспитании молодого поколения, в формировании их этнографической грамотности. В воспитании молодого поколения чеченцев одно важное место отводится истории и этнографии Чеченской Республики. Уважение молодежи к старшему поколению, забота о нем всегда были в основе семейного, школьного воспитания чеченских детей с давних времен. Сегодня история и этнография Чечни стали важными инструментами воспитания у современных педагогов этнографической культуры. Исторический и этнографический материал о древних и современных чеченцах в исследованиях чеченских, русских, зарубежных ученых, путешественников, географов, писателей должен быть более активно использован как дополнительный материал к истории, географии, литературе в школах, гимназиях, лицеях, колледжах, в высших учебных заведениях Чеченской Республики. По причине того, что Россия и Северный Кавказ являются многонациональными и поликонфессиональными регионами, жители ее и молодежь, рассуждая по культурным, национальным вопросам, должны хорошо знать эти регионы, иметь глубокие представления о полиэтнической картине Республики. Поскольку слабая этнографическая грамотность часто приводит к совершенно глупым, межэтническим конфликтам, оскорблениям в адрес целых народов и отдельных этнических групп, важно иметь представление о народах, населяющих регион проживания, проявлять понимание и толерантность в общении. Издревле на территории Чечни и рядом с чеченцами -это татары, аварцы, лезгины, кумыки, ногайцы, турки-месхе-тинцы. Именно отсутствие этнографической грамотности часто приводит к столкновениям, непониманию, этнической напряжённости в Республике.
Говоря о том, что в условиях политических и духовных преобразований, происходящих в последние годы во всех сферах Чеченской Республики, в государственной системе образования наметились тенденции возрождения народных традиционных форм воспитания, нужно не забывать и о том, кто живет рядом, чем они озабочены, чем можно помочь и разрешить трудности, как лучше их узнать и т. д. По этой причине, одна из важных составляющих этнографической грамотности являются глубокие знания о собственном окружающем мире, о тех людях, которые
говорят на другом языке, имеют иные семейные и бытовые привычки и традиции, другую культуру, кулинарные предпочтения, национальные костюмы и т. д.
Как фактор, способствующий эффективному формированию у чеченской молодежи этнографической культуры, стал первый документ, подписанный президентом республики Рамзаном Кадыровым - это «Концепция государственной национальной политики», в котором подтверждена необходимость создания достойных условий и для экономического, и для культурного развития народов всех национальностей, заселяющих Чечню издревле.
В этой связи необходимо использовать все формы воспитания, что бы формировать ценности народной культуры на основе современных средств обучения и воспитания [3 - 5].
Старейшины отмечают, что предки, наравне с чеченским языком, свободно владели рядом других языков. Сегодня же уровень владения даже чеченским языком значительно снижен,
уходит память о чеченском происхождении и межнациональных отношениях, единстве между народами, населяющими республику. Современные народы кавказских республик чаще всего самоидентифицируют себя по этнической принадлежности к той или иной нации. А в древности предки чеченского народа, общаясь с людьми из других поселений, могли легко переходить с одного языка на другой язык, поэтому их вхождение, «вливание» было таким же гармоничным в случае, если случались межнациональные браки.
Итак, факт многонациональности и многоконфессиональ-ности республики Чечни, дальнейшее развитие межэтнической дружбы и единения между народами, делают необходимым поднимать и развивать этнографию республики, этнографическое образование, этнографическую грамотность населения, способствующие пониманию того, кто тебя окружает, какова культура твоего соседа, чем этот сосед может быть интересным для тебя.
Библиографический список
1. Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики на 2014 -2018 гг. Грозный, 2013.
2. Нахские племена: прямые наследники Кобанской культуры. Available at: http://history-thema.com/nahskie-plemena-pryamyie-nasledniki-kobanskoy-kulturyi/
3. Мамалова Х.Э. Организация воспитания студенческой молодёжи Чечни на основе вайнахской этики. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 167 - 168.
4. Мамалова Х.Э. Вайнахская этика как средство этнокультурного воспитания чеченской молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 82 - 83.
5. Мамалова Х.Э., Везиров Т.Г., Везиров Т.Т. Вайнахская этика: электронный учебно-методический комплекс. Грозный, 2012.
References
1. Edinaya koncepciya duhovno-nravstvennogo vospitaniya i razvitiya podrastayuschego pokoleniya ChechenskoT Respubliki na 2014 -2018 gg. Groznyj, 2013.
2. Nahskie plemena: pryamye nasledniki Kobanskoj kul'tury. Available at: http://history-thema.com/nahskie-plemena-pryamyie-nasledniki-kobanskoy-kulturyi/
3. Mamalova H.'E. Organizaciya vospitaniya studencheskoj molodezhi Chechni na osnove vajnahskoj 'etiki. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 167 - 168.
4. Mamalova H.'E. Vajnahskaya 'etika kak sredstvo 'etnokul'turnogo vospitaniya chechenskoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 82 - 83.
5. Mamalova H.'E., Vezirov T.G., Vezirov T.T. Vajnahskaya 'etika: 'elektronnyj uchebno-metodicheskij kompleks. Groznyj, 2012.
Статья поступила в редакцию 24.09.18
УДК 378.183
Morudenko Yu.I., Cand. of Sciences (History), Khakassia State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),
E-mail: [email protected]
Makarchuk Ya.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakassia State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),
E-mail: [email protected]
Khortova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakassia State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),
E-mail: [email protected]
POLIKULTURAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS BY MEANS OF A MUSEUM-PEDAGOGICAL CENTER. The article deals with a problem of multicultural education of the younger generation through museum pedagogy. The idea of forming a single educational space based on the regional component and the potential of museum pedagogy is a relevant topic of research in modern Russia. With the purpose of increasing the level of multicultural education of students in schools and universities, the authors offer to pay attention to new forms and ways of forming relations between representatives of various ethnic groups living in the same territory through the activities of a museum-pedagogical center. The article presents specific directions of the activity of the museum-pedagogical center, which are realized in the educational process of the university. Considerable attention is paid in the multicultural education of students to design and research activities. The author substantiates the idea that the museum and pedagogical center is the place, where conditions for self-education and self-development of the individual are created and multicultural education of the younger generation is carried out.
Key words: multiculturalism, upbringing, museum pedagogy, education.
Ю.И. Моруденко, канд. ист. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,
E-mail: [email protected]
Я.В. Макарчук, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,
E-mail: [email protected]
М.В. Хортова, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,
E-mail: [email protected]
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
В данной статье рассматривается проблема поликультурного воспитания подрастающего поколения средствами музейной педагогики. Идея формирования единого образовательного пространства с опорой на региональный компонент и потенциал музейной педагогики является в современной России актуальной темой исследования. С целью повышения уровня поликультурного воспитания обучающихся школ и вуза авторы предлагают в статье обратить внимание на новые формы и