Гумашвили Л.Э., Хабаев И. Д., Матыева А. Р.
К ВОПРОСУ О ЗАРОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В советское время древнейшими очагами государственности на территории страны считались территории Армении и Грузии [1]. Вместе с тем, на наш взгляд, без должного внимания оставалось участие народов Северного Кавказа в формировании политических образований древности. В частности, хотелось бы обратиться к истокам зарождения государственности нахов.
При изучении истории нахов (чеченцев и ингушей) исследователи подчеркивают значение лингвистических данных, а также сведений археологии, этнологии и этнографии обширного ареала расселения племен, охватывающего Северо-Восточный Кавказ, Закавказье, Переднюю Азию и Ближний Восток. Отечественная историческая школа считает, что лингвистические сведения помогают в освещении многих аспектов жизнедеятельности младописьменной истории народов, что в полной мере касается древней истории чеченского народа, поскольку древние летописи истории чеченского народа не сохранились. Известный кавказовед П.К. Услар отмечал: «... В языке, как в зеркале, отражаются все моменты исторической жизни народа; язык представляет неистощимое средство для изучения древнейшего времени, а потому в основу исторических изысканий должен быть положен, прежде всего, язык»[2, с. 173-186].
Исторические сведения указывают, что во II тысячелетии до н.э. в горной зоне нынешней Чеченской Республики проживало население, близкое к Закавказскому [3], а в приграничных районах Чечни и Дагестана складывалась яркая культура, на основе которой формируются Каякентско-Харачоевские древности [4]. На рубеже II-I тысячелетий до н.э. на территории Чечни и Ингушетии появляются племена - носители кобанской культуры [5]. Исследователи полагают, что взаимодействие кобанской, каякентско-харачоевской культур, центральных и западных районов Чечни послужило основой для формирования протовайнахских этнических групп.
Во втором тысячелетии до н.э. на территории Закавказья и прилегающих областей Малой Азии, Северного Двуречья и горных районов к северо-востоку от Тигра жили племена, которые входили в семью древнейших народов северной части Передней Азии. Эти племена были родственны протохеттам и хурритам. В ассирийских надписях встречается целый ряд названий, служивших для обозначения горной страны, расположенной к северу и северо-востоку от собственно Ассирии, и тех многочисленных племён, которые ее населяли. Чаще всего упоминаются названия «Наири» и «Уруатри» (Урарту), которые охватывали обширные территории и ряд племён, объединённых в союзы. К.М. Туманов отмечает, что имеется огромное количество топонимов (названий гор, рек, хребтов, ущелий, поселений и других географических объектов), а также сведения из исторических трудов древних авторов, летописей, преданий, археологических и прочих материалов, указывающих на то, что предки чеченцев -
хурриты были самым первым населением на территории всего Закавказья и южнее вплоть до Африканского континента. Свое происхождение хурритские племена ведут из Закавказья, из мест, которые в настоящее время называются Армянским нагорьем. Но предки армян (Хайев) появились здесь с Балканского полуострова значительно позже Хурритов и проживали в долине Хайаса. После распада Урарту, на севере её бывших территорий, предками чеченцев было создано государство Нахчерия, которое включало в себя нынешнюю территорию Южного Кавказа, а также города Эрибун (современный Ереван) и город Нахичевань. Восточные историки средневековья оставили сведения, что город Нахичевань был основан в 1539 г. до нашей эры, то есть, основан 3,5 тысячи лет назад и является одним из древнейших городов на земле. Известно, что задолго до новой эры в этом городе чеканилась своя монета с надписью «Нахч». Нахичевань в переводе звучит буквально - город чеченцев, а надпись на монете «Нахч» - соответственно, как чеченец. Нахчерия в переводе с чеченского языка означает - Чечения (Чечня -Л.Г.). Эрибун - древнее название Еревана, переводится исключительно на чеченский язык и означает «долина изб, домов, хижин» [6, с. 17-19].
Характер исторического развития государственности в Чечне наложил отпечаток на содержание ее юридической терминологии. Она подверглась воздействию юридической терминологии стран и этносов, с которыми чеченцы строили политико-правовые отношения, и постепенно были приспособлены к чеченской действительности. Бесспорно, что с древнейших времен и до наших дней формирование и совершенствование государственности нахов проходило в тесном контакте государств Персии, Греции, Рима, Арабского халифата, Османо-Турции, России, многочисленных племен и народов: киммерийцев, скифов, сарматов и др. Сложнейшие государственно-правовые институты проходили проверку в естественных условиях жизнедеятельности нахского народа, и лишь потом становились частью ее юридической культуры. Юридическая терминология чеченской государственности делится на следующие группы [7]:
1. Юридическая терминология, имеющая национальную основу формирования (бакьо - право, б1ов - крепость, б1оу - войска, г1ап - цитадель и др.);
2. Юридическая терминология, имеющая персидскую языковую основу формирования (паччахь - царь, тайп - род, тукхам - племя и др.);
3. Юридическая терминология, имеющая арабскую языковую основу формирования (векал - представитель,1адат - обычай, къам - нация);
4. Юридическая терминология, имеющая османскую и турецкую языковую основу формирования (байракх - знамя, турпал - герой, тамада - предводитель и др.);
5. Юридическая терминология, имеющая латинскую и славянскую (романно-германскую) языковую основу формирования (закуон - закон, кодекс - кодекс, конституция - конституции и др.).
Чеченцы являются одним из древних народов, аборигенами Кавказа, т.е. коренным народом - кавказцами. Кавказ же является особым ареалом цивилизации. Кавказ - страна древнейших народов мира. Кавказ еще на заре человеческой цивилизации стал очагом обитания человека, генезисом его культуры. Языковеды и археологи пришли к выводу, что в древности (до Ш-П тыс. до н.э.) кавказцы представляли собой этноязыковое и культурное единство и имели широкий ареал расселения, т.е. проживали как на
Северном Кавказе, так и Закавказье. Это относится также к чеченцам и к другим народам Северного Кавказа. При этом древнее государство, имеющее отношение к чеченцам, сложилось в Закавказье. Это Урарту (1Х-У1 вв. до н.э.). С течением времени предки чеченцев, проживавшие в Закавказье, ассимилировались и вошли в состав армянского, азербайджанского и грузинского государств.
Примерно с конца IV тыс. до н.э. в период ранней бронзы обитание человека распространяется на Северный Кавказ. Здесь, как и в северной части Передней Азии и в Закавказье распространяется куро-аракская культура. Она получила название по наиболее изученным выразительным памятникам на берегах Куры и Аракса в Закавказье [8, с. 64]. Носители этой культуры занимались земледелием и скотоводством, вели оседлую жизнь, развивали ремесла и торговлю. Естественным представляется то обстоятельство, что на обширной территории распространения куро-аракской культуры, стали складываться локальные варианты с характерными чертами местных особенностей: Северо-Восточный Азербайджан (Албания), Дагестан и Чечня. Ведущую роль в представлениях и религиозных верованиях населения данных регионов играли культы плодородия, солнца и домашнего очага.
В III тысячелетии до н.э. на Северном Кавказе население куро-аракской культуры входит в тесное соприкосновение с населением майкопской культуры. Оно не приводит к противостоянию, а завершается образованием поселений смешанной культуры. Происходит синтез и в области духовных представлений. А сама миграция нахоязычных и дагестанских племен на Северный Кавказ и обратно в Закавказье -это не единовременный акт, а постепенное (волна за волной) передвижение на более удобные земли части хуррито-урартского населения. Большая часть ее осталась в Закавказье и ассимилировалась в Кахетии, Албании и Армении, молодого государства, сформировавшегося на территории уже распавшегося Нахири-Урарту.
Таким образом, Кавказ и нахов не обошли всемирные процессы политико-правового развития. Зарождение и формирование государственных институтов нахов (чеченцев и ингушей) относится к древней эпохе - I тысячелетию до н.э. Государственность нахов создавалась вместе с другими родственными народами в определенной части обширного ареала расселения их предков.
Весьма интересным фактом является то обстоятельство, что первые работы специалистов-юристов по освящению юридического аспекта жизнедеятельности чеченцев написаны в XIX веке, а затем в ХХ-ХХ! вв. Одними из первых трудов такого содержания в новейшее время были опубликованы: «Судебная власть и система органов, осуществляющих ее в Чеченской Республике Ичкерия»[9]; «Философия чеченского суверенитета»[10]. На региональной научно-практической конференции «Мир, согласие и сотрудничество», посвященной 60-летию Чеченского государственного университета в 1998 году, были опубликованы ряд тезисов по вопросам государственности Чечни[11]. В том же году вышла работа: «Некоторые вопросы становления чеченской государственности: история и современность» (в соавторстве)[12], наряду с рядом других публикаций, имеющих юридическое содержание.
Весомым вкладом в разработку вопросов юридической мысли и практики является труд И.М. Сигаури: «Очерки истории и государственного устройства чеченцев
с древнейших времен» в пяти томах[13].
Значителен вклад историков в разработку данной проблематики. В этом плане следует отметить труд Я.З. Ахмадова[14], и его совместную работу с Э.Х. Хасмагомедовым[15].
Интересная работа написана автором С.М. Джамирзаевым[16].
Фундаментальное исследование по истории Чечни[17] содержит значительный материал по истории государства и права Чечни.
Несколько работ посвятил социально-правовым и политическим традициям чеченцев известный ученый Б.Б. Нанаева[18].
Феодальные отношения в Чечне исследованы В.Ю. Муртазалиевым[19], которому принадлежат также труды, содержащие анализ института Мехк-Къел[20] и конституционного федерализма[21].
литература
1. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М. 1996.
2. Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. Чеченский язык. Тифлис, 1888.
3. Рубинштейн Р.И. У стен Тейшибайни. М., 1975.
4. Каякентско-Харачаевские древности - культура Дагестана, поздняя бронза - См.: Великая Н.Н., Виноградов В.Б., Хасбулатова З.И., Чахкиев Д.Ю. Очерки этнографии чеченцев и ингушей. Грозный, 1990.
5. Кобанская культура - археологическая культура центральной части Северного Кавказа переходной поры от бронзового века к железному (рубеж II-I-го - середины 1-го тысячелетия до н.э.).
6. Туманов К.М. О доисторическом языке Закавказья (Из материалов по истории и языкознанию Кавказа). Грозный. ООО «Издательский дом Парнас». 2011.
7. Анализ юридической терминологии дается на основе данных, содержащихся в следующих изданиях: Абдурашидов Э.Д. Чечено-русский, русско-чеченский словарь юридических терминов. - Грозный: ФГУП «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2010; Вагапов А. Этимологический словарь чеченского языка. ЧГУ. Тбилиси, 2011; Карасев А.Т., Мациев А.Г. Русско-чеченский словарь. - М.: Русский язык, 1978.
8. Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен и до конца XVIII века. М.,
2001.
9. Гумашвили Л.Э. Судебная власть и система органов, осуществляющих ее в Чеченской Республике Ичкерия. Учебное пособие / Чеченский университет права. г.
Грозный - 1997 г.
10. Дудаев Адам. Философия чеченского суверенитета. Чеченгосиздат «Жайна». г. Джохар. 1998.
11. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции «Мир, согласие и сотрудничество», посвященной 60-летию Чеченского государственного университета. Джохар. 1998. С. 223-231.
12. Ахмадов Ш.Б., Гумашвили Л.Э. Некоторые вопросы становления чеченской государственности: история и современность // Журнал «Ойла» («Мысль»). 1998. № 1. С. 6-23.
13. Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен». М.: Издательский дом «Русская жизнь», 1997.
14. Сигаури И. М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен.Т. II. - М., 2001.
15. Сигаури И. М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. Т. III. - М., 2002.
16. Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. XIV. - М., 2004.
17. Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. XV. - М., 2005.
18. Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. -Пособие для изучающих историю родного края. - М.: «Мир дому твоему», 2001.
19. Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в ХК-ХХ веках. - М.: Пульс,
2005.
20. Джамирзаев С.М. Древняя история чеченцев (нохчий) (К древней истории нахских племен ПЫ тысячелетия до новой эры). - М.: Альтекс, 2002. Второе издание осуществлено в 2009 году уже в г. Грозном.
21. История Чечни с древнейших времен до наших дней: в 2 т. Т. 1. История Чечни с древнейших времен до конца ХГХ века. - Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2006; История Чечни с древнейших времен до наших дней. В 2-х т. Т. II. История Чечни ХХ-ХХI вв. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2008.
22. Нанаева Б.Б. Политические традиции чеченцев. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2008.
23. Нанаева Б.Б. Традиции социально-правового регулирования в чеченском обществе. - Назрань: Пилигрим, 2009.
24. Историография возникновения признаков феодализма у чеченцев // Сборник научных статей КИГИ РАН РФ. Элиста. АПП «Джангар», 2004 год; Генезис признаков феодализма у нахских племен в раннее средневековье // Вестник ЛАМ. Бюллетень Центра комплексных исследований и популяризации чеченской культуры «ЛАМ» № 31. Грозный. 2006; К истории зарождения феодализма у нахских племен в ранее средневековье // Вестник Чеченского института повышения квалификации работников «Геланча», Министерство образования и науки ЧР. Выпуск №1. Грозный, 2006 год; К вопросу о государственности и права у чеченцев // Материалы международной научно-практической конференции (15.04. 20010 г.), «Актуальные проблемы истории Кавказа» посвященной 100-летию со дня рождения Расула Магомедова. Махачкала. 2010.
25. Мехкан Кхеташо (Совет Чечни) - как представительный орган власти чеченцев и его статус // Материалы международной научно-практической конференции (20 ноября 2010 г.) «Перспективы развития Российского парламентаризма», посвященной 40-летию создания юридического факультета СОГУ. Владикавказ. 2010; «Мехкан -Кхэл» (суд страны) - как судебный орган средневековой Чечни» // Журнал «Закон и право», № 1, 2012.
26. Конституционный федерализм Российской Федерации: проблемы теории и практики // Материалы Всероссийской научно - практической конференции «15 лет Конституции Российской Федерации: проблемы теории и практики» (27-28 ноября 2008 года), Часть 1. Махачкала, 2008 год.