достойный ТРУД - ОСНОВА СТАБИЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Управленец № 11-12 (15-16) 2010
ОТСТАВНОВА Лилия Алексеевна
Доцент кафедры экономической теории и экономики труда,
кандидат экономических наук
Саратовский государственный технический университет
510054, РФ, г. Саратов, ул. Политехническая, 77 Контактный телефон: (845) 299-85-35 е-mail: [email protected]
$
91
Основные целевые программы по обеспечению достойного труда, реализуемые на рынке труда
Саратовской области
Аннотация. Современное состояние российского рынка труда характеризуется тенденцией ликвидации рабочих мест в производящих отраслях экономики при одновременном создании малозначимых для перспектив развития высокоэффективной экономики рабочих мест, проблемы труда отодвигаются на второй план, большое число людей попадает на рынок труда, испытывая неудовлетворенность трудом.
В условиях развития рыночной экономики большое значение имеет цивилизованное управление рынком труда и оптимизация занятости населения с учетом интересов работника, работодателя и государства.
К настоящему времени Международная организация труда приняла ряд норм
об условиях, безопасности и дискриминации труда, повлиявших на сокращение тяжелого ручного труда или труда во вредных и опасных условиях. Также была сформулирована концепция достойного труда, нацеленная на:
• претворение в жизнь основополагающих прав в трудовой сфере;
• расширение возможностей занятости и получения дохода;
• совершенствование систем социальной защиты;
• укрепление социального диалога.
В России понятие «достойный труд» появилось недавно. С ним в основном связывают планы по спасению рынка труда и трудоспособной части населения, которой к 2015 г. грозит сокращение на 10 млн чел. Характеризуя со-
временное состояние российского рынка труда, можно констатировать, что тенденция ликвидации рабочих мест в производящих отраслях экономики при одновременном создании рабочих мест, малозначимых для перспектив развития высокоэффективной экономики, сохраняется, проблемы труда отодвигаются на второй план, большое число людей попадает на рынок труда, испытывая неудовлетворенность своим трудом.
Государство слабо регулирует социальнотрудовые отношения, контролируя лишь минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум и оказывая некоторую помощь малообеспеченным слоям населения.
Государству должна принадлежать ведущая роль в реализации концепции достойного труда, при этом одним из направлений его деятельности является разработка и контроль за реализацией государственных и региональных программ по достижению достойного труда, в том числе на рынке труда.
Upravlenets № 11-12 (15-16) 2010
DESERVING LABOUR - A STABLE COMMUNITY BASIS
Например, в Саратовской области действует несколько целевых областных программ, одной из которых является программа «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области». В рамках этой программы проводятся следующие мероприятия.
1 Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения, путем организации опережающего обучения. Так, с начала 2010 г. органами службы занятости Саратовской области было направлено 3064 чел. со 192 предприятий области. Из них на 1 ноября завершили обучение и продолжили работу на своих предприятиях 2452 работника. Например, ОАО «Саратовский полиграфический комбинат» направил на обучение 39 работников по 5 образовательным программам, в том числе «финансовое управление и бюджетное планирование», «специалист по информационной безопасности и защите персональных данных», «офис-менеджер со знанием 1С», «бухгалтерский учет». На 1 ноября 2010 г. 30 работников уже завершили обучение и продолжили работу на своем предприятии.
2 Стимулирование сохранения и создания рабочих мест путем организации общественных работ. В течение января-октября 2010 г. на предприятиях области создано 24 тыс. временных рабочих места для общественных работ, на которых трудились 27 тыс. чел. Из них 36% трудились на предприятиях обрабатывающих производств (ОП), 12,9% - на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), 13,1% - в строительстве (СТР), в том числе дорожном, 24% - в сельском хозяйстве (С/Х), 4% - на транспорте (ТР), 3% - в торговле (ТОРГ) (рис. 1).
3Организация стажировок выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы. На 1 ноября 2010 г. центры занятости населения области заключили с работодателями договора на 1190 рабочих мест в различных отраслях экономики, в основном в обрабатывающих производствах (рис. 2). На стажировку трудоустроен 1121 выпускник, в том числе из
учреждений высшего профессионального образования - 507 чел., среднего профессионального образования - 422 чел., начального профессионального образования - 163 чел., школ - 29 чел. В течение 10 месяцев 2010 г. стажировка организована при участии 553 наставников. На 1 ноября 2010 г. завершили участие в стажировке 492 выпускника, из них 49,2% трудоустроены на постоянную работу.
4 Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания собственного дела. По состоянию на 1 ноября 2010 г. получили финансовую помощь на открытие собственного дела 3376 чел., которыми дополнительно создано 1660 рабочих мест (рис. 3).
Наибольшую долю получивших финансовую помощь на открытие собственного дела составили женщины (44%) и сельские жители (51%), выпускники учебных заведений составляют лишь 1%. Рабочие места создавались в основном в сельском хозяйстве - 2216 чел. (42,9%), торговле - 526 чел. (10,2%), обрабатывающих производствах - 270 чел. (5,2%), на транспорте - 214 чел. (4,1%), в строительстве - 168 чел. (3,3%).
5 Содействие трудоустройству, в рамках которого с начала года центрами занятости заключено 35 договоров с работодателями на оснащение 37 специальных рабочих мест. На эти места трудоустроено 33 инвалида (швея, помощник менеджера, специалист по изготовлению сувенирной продукции и де-
Рис. 1. Работники, занятые на общественных работах, тыс. чел.
достойный ТРУД - ОСНОВА СТАБИЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Управленец № 11-12 (15-16) 2010
коративных свечей, бухгалтер, контролер, сметчик).
Второй областной целевой программой является «Содействие занятости и развитие кадрового потенциала Саратовской области». В рамках ее реализации подготовлен прогноз дополнительной потребности рынка труда области. Результаты расчетов показали, что на предстоящие
7 лет можно ожидать общую потребность в кадрах экономики области в количестве 813,9 тыс. чел. Распределение объема потребности по годам показывает, что прогнозируется постоянный рост потребности после снижения их в 2009 г. в связи с кризисными явлениями в экономике (в 2009 г. общая потребность в кадрах равнялась 89,5 тыс. чел.). Около 72% от потребности составят квалифицированные кадры, из которых 50% - специалисты с начальным профессиональным образованием. Прогнозируется нехватка специалистов с начальной профессиональной подготовкой по таким специальностям, как механики, электрики, электромонтеры, монтажники, газоэлектросварщики, станочники, строители массовых профессий, рабочие для сферы АПК, продавцы, кассиры, повара, кулинары.
Максимальная потребность в кадрах ожидается к 2013 г. (127,5 тыс. чел.) с последующим трендом снижения на уровень 123-125 тыс. чел., что соответствует тенденциям снижения совокупного предложения на рынке труда.
250
200
150
100
50
0
ОП
ТОРГ
ТР
ОБР
СТР
С/Х
ПРЭ ЗДР
ОП - обрабатывающие производства, ТОРГ - торговля, ТР - транспорт, ОБР - образование, СТР - строительство, С/Х - сельское хозяйство, ПРЭ - производство и распределение энергии, ЗДР - здравоохранение
Рис. 2. Количество выпускников, прошедших стажировку, чел.
Кроме того, в рамках этой программы Министерством занятости, труда и миграции совместно с Саратовской государственной академией права и Государственной инспекцией труда проведено 48 бесплатных обучающих семинаров по вопросам трудового законодательства для 5 тыс. руководителей и работников кадровых служб организаций, бюджетных учреждений и индивидуальных предпринимателей из 42 муниципальных районов области. Также ежегодно за счет средств федерального бюджета планируется обучение работников органов службы занятости населения области для повышения квалификации.
В Рекомендациях Международной организации труда об основах содействия передовой организации охраны труда на национальном уровне говорится, что: государства должны стремиться к повышению уровня сознания работников и понимания общественностью остроты проблемы охраны труда. Этому способствует обучение охране труда работников, руководителей, специалистов на базе программ основного и дополнительного профессионального образования; предоставление консультационных и информационных услуг предпринимателям; содействие разработке на уровне рабочих мест стратегии по обеспечению безопасности и охране здоровья.
Национальные программы охраны труда должны активно помогать претворять в жизнь меры и мероприятия профилактического характера на рабочих местах с участием социальных партнеров. Поэтому основные усилия реализации программы «Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области» направлены на предупреждение производственного травматизма и снижение его уровня на основе перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечению в управление этими рисками основных сторон социального партнерства - работодателей и работников.
Так, в 2009 г. уровень травматизма в расчете на 1000 работающих в Саратовской области снизился на 5% и составил 1,7 (по России в целом - 2,1). Уровень
Upravlenets № 11-12 (15-16) 2010
DESERVING LABOUR - A STABLE COMMUNITY BASIS
производственного травматизма в Саратовской области на 11,5% ниже, чем в Приволжском федеральном округе, и на 20% ниже, чем в целом по России. Объем финансирования мероприятий по охране труда в Саратовской области в 2009 г. составил 6006,1 р. в расчете на 1 работающего в среднем по области. В Приволжском федеральном округе по объему финансирования мероприятий по охране труда в расчете на 1 работающего Саратовская область занимает второе место, по уровню производственного травматизма - седьмое место.
Важную роль в распространении положительного опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда играет ежегодно проводимый областной смотр-конкурс по охране труда. Ежегодно в конкурсе принимают участие около 800 предприятий. Лучшие предприятия награждаются дипломами и ценными подарками.
В результате совместной работы органов местного самоуправления, аттестующих и образовательных организаций и работодателей на 1 ноября 2010 г. аттестовано 28234 рабочих места, прошли обучение по охране труда 8403 чел.
Не менее важной является «Программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» на 2009-2012 гг., к основным направлениям реализации которой относятся:
1) оказание содействия добровольному переселению участников Программы в соответствии с определением территорий вселения и с решением вопросов по трудоустройству;
2) осуществление мер по обустройству участников Программы:
• решение вопросов обеспечения переселенцев жильем (временным и постоянным);
• предоставление медицинских и социальных услуг;
• предоставление образовательных услуг;
3) отработка организационного механизма по работе с соотечественниками, прибывшими на территорию Саратовской области:
Рис. 3. Безработные, получившие финансовую помощь на открытие собственного дела, чел.
• разработка и принятие необходимых для реализации Программы нормативных правовых и законодательных актов Саратовской области;
• формирование системы взаимодействия различных структур - органов государственной власти и местного самоуправления, организаций бизнеса, общественных организаций, средств массовой информации - с соотечественниками, прибывшими на территорию Саратовской области из-за рубежа в рамках Государственной программы;
• информационное обеспечение реализации Программы;
• создание в области системы мониторинга хода реализации Программы.
Планируемая численность участников программы на 2009-2012 гг. - 1224 чел.
Общее количество переселенцев с учетом членов семей участников - 4284 чел.
В заключение можно сказать, что
обеспечение реализации концепции достойного труда должно занимать центральное место в разработке экономической и социальной политики на всех уровнях.
Международная организация труда считает необходимым сделать труд достойным, гарантировать безопасный труд и его охрану, добиться справедливой заработной платы и социального равенства для всех, осуществлять глобализацию на основе справедливости, уважения законных прав и экономического развития всех государств с учетом интересов трудящихся, сократить бедность и обеспечить эффективную занятость. ^