профессиональных интересов и склонностей учащихся с нарушенным слухом, адекватности самооценки, мотивов выбора профессии. К ним относятся следующие методики: «Карта интересов», «Матрица выбора профессии», «Дифференциально-диагностический опросник», «Тест интеллектуального потенциала» и другие.
Все методики были тщательно подобраны, адаптированы для данной категории учащихся, апробированы. При подборе и адаптации методик мы учитывали следующие принципы: дифференцированного и индивидуального подхода; социаль-но-адаптирующей направленности; необходимости специального педагогического руководства; доступности; уменьшения объема содержания методик; наглядности; систематичности и последовательности.
Включение данных методик в занятия способствовало непосредственной передаче старшеклассникам знаний о са-
мом себе, о своих индивидуальных психологических качествах, интересах, способностях, что, в свою очередь, создавало условия для осознанного и обоснованного выбора профессии.
Таким образом, комплексная, целенаправленная, организованная профориентационная работа как главный фактор ПС и социализации глухих и слабослышащих учащихся, должна занимать важное место в работе специальной школы 1-11 вида. Однако ее проведение должно быть не эпизодическим, а систематическим. Наиболее приемлемой сферой деятельности, на наш взгляд, является психолого-педагогическое сопровождение ПС учащихся с нарушенным слухом, предполагающее взаимодействие со школьниками, оказание им поддержки в становлении личности, социальной адаптации, принятии решения о выборе профессии, а также в преодолении возникших и предупреждении возможных трудностей ПС.
Библиографический список
1. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2002.
2. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е.Г. Речицкой. - М., 2004.
3. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. -М., 2008.
4. Соловьева, О.Ю. Сб. социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для уч-ся 9 классов. - М., 2007.
5. Филимонова, О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения уч-ся 9-х классов. - М., 2008.
Bibliography
1. Bogdanova, T. G. Surdopsihologiya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - M., 2002.
2. Surdopedagogika: uchebnik dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / pod red. E. G. Rechickoj. - M., 2004.
3. Pryazhnikov, N. S. Proforientaciya v shkole i kolledzhe: igry, uprazhneniya, oprosniki: 8-11 klassy, PTU i kolledzh. - M., 2008.
4. Solov'eva, O. Yu. Sb. social'no-pedagogicheskih situacij-prob po samoopredeleniyu dlya uch-sya 9 klassov. - M., 2007.
5. Filimonova, O. G. Kak nauchit'sya vybirat' professiyu?: Programma zanyatij dlya razvitiya professional'nogo samoopredeleniya uch-sya 9-h klassov. - M., 2008.
Статья поступила в редакцию 17.05.11
УДК 376.1
Kravetc O.A. THE UPDATED MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN WITH A MODERATE DEGREE OF MENTAL RETARDATION IN CONDITIONS OF SPECIAL (CORRECTIONAL) GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE VIII-th TYPE. The work describes the organizational description of common approaches to the system of psycho-pedagogical support for children with a moderate degree of mental retardation, in the conditions of educational institution of the VIII-th type and the technology of development of individual educational routes for children who has complex defect and who is taught in a class system and individually at home.
Key words: Support, individual educational route, moderate mental retardation, life competence.
О.А. Кравец, аспирант ГБОУДПО НИПКиПРО, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ОБНОВЛЕННАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ СТЕОЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО У) РЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА
В работе представлено организационное описание общих подходов к системе психолого-педагогического сопровождения детей с умеренной степенью умственной отсталости, в условиях образовательного учреждения VIII вида и технология разработки индивидуального образовательного маршрута для детей, имеющих сложный дефект, обучающихся в классноурочной системе и индивидуально на дому.
Ключевые слова: сопровождение, индивидуальный образовательный маршрут, умеренная умственная отсталость, жизненная компетенция.
Основной целью деятельности специального (коррекци- психологически комфортную среду возможно в условиях онного) общеобразовательного учреждения VIII вида является комплексной коррекционной помощи.
создание оптимальных условий для становления личности Психолого-педагогическое сопровождение детей с уме-
каждого ребенка в соответствии с особенностями его психи- ренной степенью умственной отсталости в условиях специ-ческого и физического развития, индивидуальными возмож- ального (коррекционного) учреждения VIII вида направлено ностями и способностями. Успешно обучать детей с различ- на решение проблем развития и обучения детей внутри обра-ными интеллектуальными возможностями, создавать для них зовательного учреждения и повышения их адаптационных
возможностей позволяющих, успешно интегрироваться в общество.
Основные принципы сопровождения:
• Приоритет интересов сопровождаемого - «на стороне ребенка».
• Непрерывность сопровождения.
• Комплексный подход сопровождения - согласованная работа «команды» специалистов.
В качестве субъекта сопровождения выступают:
• группа детей организованных в класс и (или)
• конкретный ребенок, нуждающийся в индивидуальном образовательном маршруте.
Система сопровождения (Приложение 1) способствует продвижению учащихся от минимального, самого низкого элементарного уровня интеграции (интеграция) через более активный уровень функциональной интеграции (социализация) к интенсивному компетентностному взаимодействию ребенка с окружающим миром (социальная адаптация).
Максимально учесть типологические (обусловленные структурой дефекта, возрастом и т.д.), а также индивидуальные и возможности и потребности ребенка обучающегося как в классно-урочной системе, так и индивидуально на дому возможно при разработке индивидуального образовательного маршрута. Его разработка подразумевает моделирование образовательного пространства в рамках существующих стандартов для детей с умеренной степенью умственной отсталости и с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка.
В единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья говорится, что качественным результатом образования детей данной категории можно считать их «продвижение по обоим направлениям - «академическому» и жизненной компетенции» [1, п. 2.6.]. На формирование и развитие у детей «академических» знаний и жизненной компетенции и должно быть сегодня ориентировано психологопедагогическое сопровождение.
В соответствии с данным документом индивидуальный образовательный маршрут включает в себя предметноориентированное и социально-ориентированное направления обучения. Такой подход подтверждается мнениями А.Р. Маллера [2] и Л.М. Шипициной [3], которые говорят, что ведущую роль играют не учебные дисциплины, а предметы, способствующие формированию и развитию жизненно необходимых навыков.
Комплексный анализ предметных областей учебного плана и требований существующих программ для детей с умеренной степенью умственной отсталости [4-5], позволяет сгруппировать учебные дисциплины следующим образом:
К социально-ориентированному направлению относятся предметы:
• Привитие навыков самообслуживания
• Привитие навыков социальной приспособленности
• Развитие восприятия и речи
• Привитие моторных навыков.
Предметно-ориентированному направлению соответствуют следующие предметы:
• Чтение, письмо и развитие речи
• Математика
• Рисование, труд, предметно-практическая деятель-
ность.
Сам процесс обучения строится таким образом, чтобы все дисциплины учебного плана были взаимосвязаны, взаимодополняемы и подчинены единой целевой установке. Это обеспечивает гибкость образовательного процесса, позволяет адаптировать его к уровню развития каждого ребенка, а не подгоняет ребенка под единый стандарт.
Вся деятельность носит предметно-ориентированный характер. «Только в процессе практических занятий можно развивать у этой категории детей речь, корригировать недостатки мышления, формировать положительные эмоциональноволевые качества» [2, с. 46].
Для реализации комплексного подхода при работе с учащимися с умеренной степенью умственной отсталости подключаются все узкие специалисты учреждения: педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, социальный педагог, учитель физической культуры, музыки, инструктор ЛФК, медсестра. Их организационная и методическая деятельность конкретизирует общие задачи психолого-педагогического сопровождения.
Основной формой работы по соорганизации «команды» является психолого-медико-педагогический консилиум. ПМПконсилиум - это консультативный, диагностический и, прежде всего, координирующий орган сопровождения. Общая стратегия работы и согласованные действия «команды» специалистов образовательного учреждения являются одним из гарантов успешной социализации личности ребенка.
Алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута для ребенка с умеренной степень умственной отсталости
Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута не отличаются от стандартных этапов коррекционной работы, и включают в себя следующие шаги:
1. Обследование
2. Построение индивидуального образовательного маршрута
3. Реализация индивидуального образовательного маршрута
4. Мониторинг
Шаг 1. Обследование
Изучение индивидуальных особенностей ребенка - это важнейшая задача, поскольку она составляет практическую основу для разработки индивидуального образовательного маршрута, подбора оптимального варианта индивидуального сопровождения, планирования сроков коррекционной работы.
При поступлении в школу и ежегодно в сентябре, в течение двух недель, ребенок находится под наблюдением учителя-дефектолога. Комплексное обследование включает в себя диагностику социально-ориентированных и предметноориентированных навыков.
Для диагностики уровня развития социальноориентированных навыков за основу взята и модифицирована диагностическая карта «Педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями», представленная в программно-методическом пособии г. Пскова [6, с. 113-126]. Материал систематизирован в виде диаграммы, которая условно разбита на четыре группы:
1. Самообслуживание
2. Социальная приспособленность
3. Восприятие и речь
4. Моторика
Для каждого ребенка, в зависимости от его индивидуальных особенностей, на начало года определяется 12 навыков:
• 3 навыка, которые ребенком освоены полностью - это ориентир на что нужно опираться при построении первичного этапа обучения;
• 6 навыков - освоены частично. Это отправная точка в планировании коррекционно-развивающей работы на год;
• и еще 3 не освоенных навыка - работа на перспективу (рассчитаны на зону ближайшего развития).
По результатам работы именно над этими навыками отслеживается динамика развития ребенка.
Диагностика уровня развития «академических»
(учебных) навыков выступает в качестве начального этапа в системе коррекционно-педагогического воздействия, являясь
по существу его отправной точкой. В течение первых двух недель педагог-дефектолог определяет актуальный уровень выполнения деятельности учащимся в рамках учебных дисциплин.
Методика педагогического обследования направлена на выявление:
• актуального уровня развития ребенка,
• зоны его ближайшего развития,
• ниже зоны ближайшего развития.
Опираясь на предполагаемые требования к результатам усвоения программного материала, соответствующего года обучения, составляется индивидуальный учебный профиль в виде мониторинговых таблиц.
В случае необходимости к обследованию подключаются узкие специалисты. Специалисты дают оценку потенциального уровня развития ребенка. Результаты диагностики позволяют выявить достоверный стартовый уровень развития ребенка и наметить план комплексной коррекционной работы.
Шаг 2. Построение индивидуального образовательного маршрута
Данные полученные в ходе комплексного обследования:
• Диаграмма уровня развития социальноориентированных навыков
• Мониторинг сформированности предметноориентированных навыков на начало года
• Резюме (характеристика)
• Заключения узких специалистов
предоставляются на рассмотрение школьного ПМПкон-силиума, решением которого:
I. определяется вариант индивидуального маршрута,
II. рекомендуется групповой или индивидуальный учебный план,
III. координируется деятельность узких специалистов, выдаются их рекомендации,
IV. определяется срок повторного ПМПконсилиума.
I. Определение варианта образовательного маршрута.
Ребенку могут быть предложены два варианта индивидуального маршрута. Определение варианта, по которому будет проходить процесс обучения конкретного ученика, зависит от уровня сформированности наиболее значимых для его адаптации социально-ориентированных навыков:
1 вариант: При достаточно хорошо сформированных социально-ориентированных навыках приоритет в работе отдается формированию и развитию предметно-ориентированных навыков (чтение, письмо, развитие речи, математика).
2 вариант: При недостаточно развитых социальноориентированных навыках акцент в работе будет направлен на формирование и развитие жизненно важных навыков (самообслуживание, социальная приспособленность, трудовые навыки).
II. Составление индивидуального учебного плана
Нормативным документом для конструирования учебного плана является Базисный план. ПМПконсилиум может предложить четыре варианта учебного плана:
• Базисный учебный план для детей с тяжелой степенью умственной отсталости (Приказ Минобразования РФ от 10 апреля 2002 года №29/2065-П)
• Учебный план для детей со сложной структурой дефекта (Письмо Минобразования РФ «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» от 3 апреля 2003 г. N27/2722-6)
• Один из двух вариантов индивидуального учебного плана, составленного с опорой на базисный план и с учетом выбранного варианта образовательного маршрута.
III. Координация деятельности узких специалистов
Медико-психолого-педагогическая коррекция учащихся осуществляется в совместной работе психиатра, психолога, логопеда. Используя диагностические методики, узкие специалисты всесторонне обследуют ребенка и дают свои рекомендации учителю, родителям; участвуют в выполнении программы комплексного сопровождения ребенка.
Форма и степень участия специалиста определяется в каждом отдельном случае, исходя из особенностей нарушений психофизического развития и личности ребенка. Согласованность специалистов в подборе, реализации дифференцированных и индивидуальных программ психологической и социально-педагогической помощи обеспечивает условия максимальной адаптации к учебной, трудовой, игровой и социальной деятельности.
IV. Определение сроков повторного ПМПконсилиума
Для возможно более эффективного психологопедагогического сопровождения учащихся, возможности своевременного внесения изменений и дополнений в индивидуальный образовательный маршрут и определения формы и степени участия специалистов в его реализации обязательным является определение дат проведения повторных заседаний ПМПк.
Шаг 3. Реализация индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут составляется на конкретного ребенка ежегодно и содержит реальные, конкретные цели, задачи и материал, находящийся в сфере ближайшего развития ребенка.
На основании решения ПМПконсилиума и рекомендаций узких специалистов педагог составляет образовательную (рабочую) программу. В ее структуру входит:
• Пояснительная записка
• Индивидуальная программа обучения и воспитания
• Требования к предполагаемому результату обучения
• Тематическое планирование
Эффективность образовательной (рабочей) программы зависит от следующих характеристик:
• Наличие индивидуальной составляющей
• Учет индивидуальных возможностей и особенностей ребенка
• Учет индивидуального темпа развития ребенка
• Способность программы адаптироваться и корригироваться в случае необходимости
Задача обучения учащихся с умеренной степенью умственной отсталости сводится не к формированию знаний, умений, навыков, а с помощью знаний, умений и навыков к развитию возможностей учащихся.
Шаг 4. Мониторинг
Для оценивания деятельности ребенка занимающегося по индивидуальной образовательной программе за основу принимается, прежде всего, продвижение в формировании жизненной компетенции. Результаты обучения зависят от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, возможностей семьи обучающегося полноценно участвовать в коррекционном процессе.
Развитие социально-ориентированных и предметноориентированных навыков ребенка в динамике оценивается по тем же методикам, что и на первичном этапе диагностики. Мониторинговые таблицы помогают оценить адекватность и эффективность сопровождения, наметить задачи и содержание дальнейшей работы.
Материалы индивидуального сопровождения ребенка оформляется в индивидуальном «Дневнике развития и коррекции нарушений». Именно он является рабочим документом, который отражает динамику развития ребенка на протяжении всего обучения.
Приложение 1
Модель системы сопровождения детей с умеренной степенью умственной отсталости специальной (коррекционной) общеобразовательной школы УІПвнда
медицинские
оаботники
психолог
соц. педагог
инструктор
ЛФК
воспитатель
педагоги доп. образования
классный
руководитель
обследование
определение
варианта
индивидуаль-
ного
маюшр\гга
координация деятельности узких специалистов
планиро
вание
работы
чтение, письмо, развитие речи
математика
ИЗО, ручное творчество
моторные
навыки
восприятие,
речь
социальная
приспособлен-
ность
самообслужива-
ние
реализация инд ив иду ально й о бр аз овательной программы
мониторинг
Деятельность школьного психолого-меднко-педагопгческого консилиума
Критериями оценки результативности работы системы психолого-педагогического сопровождения являются сформированные у детей жизненно необходимые компетенции.
Включение в практику работы образовательных учреждений индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся, испытывающих определенные трудности в освоении учебных программ, позволяет:
• обеспечить выполнение требований специальных федеральных государственных образовательных стандартов;
• гарантировать доступность обучения детям с выра-
женными интеллектуальными нарушениями и сочетанной патологией;
• организовать образовательный процесс в условиях
реализации нескольких программ;
• организовать учебный процесс с учетом индивидуаль-
ных возможностей учащихся.
Библиографический список
1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения [Э/р] / ред. Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова. - М.: Институт Коррекционной Педагогики РАО, 2010. - Р/д: http//www.ikprao.ru
2. Маллер, А.Р. Социализация детей с выраженной умственной отсталостью: практическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2008.
3. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — СПб.: Речь, 2005.
4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгаж-ноковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
5. Стребелева, Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением // Дефектология. - 2002.
6. Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г. Пскова: программно-метод. пособие / под. ред. С.В. Андреевой. - Псков : ПОИПКРО, 2000.
Bibliography
1. Edinaya koncepciya special'nogo federal'nogo gosudarstvennogo standarta dlya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdo-rov'ya: osnovnye polozheniya [Eh/r] / red. N. N. Malofeev, O. S. Nikol'skaya, O. I. Kukushkina, E. L. Goncharova. - M.: Institut Korrek-cionnoj Pedagogiki RAO, 2010. - R/d: http//www.ikprao.ru
2. Maller, A. R. Socializaciya detej s vyrazhennoj umstvennoj otstalost'yu: prakticheskoe posobie. - M.: APKiPPRO, 2008.
3. Shipicyna, L. M. “Neobuchaemyj” rebenok v sem'e i obschestve. Socializaciya detej s narusheniem intellekta. - SPb.: Rech', 2005.
4. Obuchenie detej s vyrazhennym nedorazvitiem intellekta: programmno-metodicheskie materialy / pod red. I. M. Bgazhnokovoj. -M.: Gumanitar. izd. centr vLaDOS, 2007.
5. Strebeleva, E. A. Variant individual'noj programmy vospitaniya, obucheniya i razvitiya rebenka doshkol'nogo vozrasta s intellek-tual'nym narusheniem // Defektologiya. - 2002.
6. Osnovnye napravleniya i soderzhanie obucheniya detej i podrostkov s osobymi potrebnostyami v Lechebno-pedagogicheskom centre g. Pskova: programmno-metod. posobie / pod. red. S. V. Andreevoj. - Pskov : POIPKRO, 2000.
Статья поступила в редакцию 11.05.11