Научная статья на тему 'Основные требования к формированию профессиональной культуры речи будущего учителя музыки'

Основные требования к формированию профессиональной культуры речи будущего учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
741
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / СЛОВО УЧИТЕЛЯ / ТВОРЧЕСТВО / ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ / ОПЫТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ / РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / MUSICAL-PEDAGOGICAL SKILLS / A WORD OF THE TEACHER / CREATIVITY / INTONATIONAL EXPRESSIVENESS OF SPEECH / SKILLED TRAINING / SPEECH TRAINING / SPEECH GENRES OF THE MUSIC TEACHER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карпычева Елена Владимировна

В статье рассматриваются компоненты музыкально-педагогического мастерства учителя музыки; способности, необходимые для профессиональной деятельности в школе. Дано краткое описание реализации опытного обучения, направленного на формирование профессиональной культуры речи будущего учителя музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Requirements to Form Professional Standard of Speech of a Future Teacher of Music

In the article components of musical-pedagogical skill of the Music teacher, and also the abilities necessary for professional work at school are regarded. The short description of realization of the skilled training directed onto formation of the professional standard of speech of the future teacher of Music is given.

Текст научной работы на тему «Основные требования к формированию профессиональной культуры речи будущего учителя музыки»

УДК 37.0

Е. В. Карпычева

Основные требования к формированию профессиональной культуры речи будущего учителя музыки

В статье рассматриваются компоненты музыкально-педагогического мастерства учителя музыки; способности, необходимые для профессиональной деятельности в школе. Дано краткое описание реализации опытного обучения, направленного на формирование профессиональной культуры речи будущего учителя музыки.

Ключевые слова: музыкально-педагогическое мастерство, слово учителя, творчество, интонационная выразительность речи, опытное обучение, речевой тренинг, речевые жанры учителя музыки.

Е. V. Karpycheva

Main Requirements to Form Professional Standard of Speech of a Future Teacher of Music

In the article components of musical-pedagogical skill of the Music teacher, and also the abilities necessary for professional work at school are regarded. The short description of realization of the skilled training directed onto formation of the professional standard of speech of the future teacher of Music is given.

Key words: musical-pedagogical skills, a word of the teacher, creativity, intonational expressiveness of speech, skilled training, speech training, speech genres of the Music teacher.

Школьная программа «Музыка» нацеливает учителя на воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального образования и воспитания встает вопрос о том, что учитель музыки должен владеть искусством своей профессии.

Музыкально-педагогическое мастерство учителя музыки включает в себя несколько компонентов:

- знания и навыки - общекультурные, музыкально-педагогические, музыкально-теоретические, музыкально-психологические, музыкально-исполнительские;

- профессиональные умения - гностические (включая перцептивные как особенности восприятия), двигательные (дирижерские жесты и игра на инструменте), коммуникативные (включая артистические), педагогические;

- качества личности - артистизм, дирижерская и исполнительская техника, музыкальность, вера в успех, интуиция, дар педагогического общения;

- направленность на практическую реализацию воспитательного потенциала музыкального искусства, на просвещение и музы-

кальное воспитание детей, любовь к музыке и детям, престиж профессии;

- функциональные прикладные умения: диагностические, прогностические, организаторские, коммуникативные, проектировочные, исследовательские, конструктивные;

- дидактические способности: организационные, конструктивные, гностические, прогностические, перцептивные, креативные.

Следует обратить внимание на то, что современный учитель музыки должен знать достижения смежных наук (физиологии, психологии, дидактики, риторики, музыкальной эстетики) и учитывать их в своей практической деятельности.

Для профессиональной деятельности в школе учителю музыки необходимы и способности к отбору музыкального репертуара, проектированию учебно-воспитательного материала, и прагматические умения, связанные с разработкой планов уроков музыки и внеклассных форм работы. Важно, чтобы музыкальный материал дети воспринимали с интересом. Вот почему особое внимание нужно уделить подготовке к восприятию музыкального произведения. Увлекательно сказанные сло-

© Карпычева Е. В., 2012

ва о музыке, мотивация детей к выполнению задания, обращение к ним «за помощью» в решении какого-либо вопроса музыкальной грамоты или музыкальной гармонии помогут в этом воспитательном диалоге. Ученикам интересно то, что непросто. И они должны знать, что, воспринимая, слушая музыкальное произведение, они преодолевают различные трудности, учатся размышлять над услышанным. Важно пробудить у учащихся способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности эмоций, желание овладеть всей интонационной палитрой речи, мимикой, жестом, пластикой, размышляя над музыкальной темой и рассказывая о своих впечатлениях.

Речь педагога-музыканта призвана предвосхищать самостоятельные речевые опыты учащихся, она должна подчеркивать особенности содержания музыки, вести школьников по пути активно-творческого, духовно-

личностного с ней взаимодействия. Речь учителя музыки - это всегда активность, поступок, это действие, каждый раз уникальное и неповторимое, оно влечет за собой такую же уникальную и неповторимую интонацию. Как известно, верный интонационный рисунок рождается в неразделимом единстве интеллекта, эмоции, воли. Модуляции голоса - это единый экспрессивный поток, отзыв страсти, «пассио», как говорят музыканты. Пассионарная личность - притягательная, ее всегда хочется слушать - в этом заключался один из чудодейственных секретов Сократовских бесед, в которых мудрецом была возведена в культ сила именно «живого» слова. Чем выразительнее средства речевого оформления и возможности интонационного рисунка, тем речь учителя музыки живее, сильнее и результативнее. Емкость и рельефность сообщаемой информации, ее смысловое значение усиливается, благодаря использованию учителем музыки целого арсенала средств выразительности: окраски и мелодики голоса, его тембра, диапазона, а также мимике, жестам, движениям тела, передающих различные эмоциональные состояния учителя, что воспринимается учащимися неосознанно, но оказывает необходимое впечатление. Важно, чтобы сам педагог переживал те эмоции, которые стремится передать слушателям, воспринимая красоту природы и окружающей жизни, переданные в музыке. И здесь важно, чтобы педагог-музыкант обладал способностью включать учащихся в различные виды

музыкальной деятельности, вызывать стойкий интерес у детей к высокохудожественному музыкальному искусству, объединять учащихся посредством коллективных форм деятельности (хорового пения, игры на музыкальных инструментах) и направлять их интересы на реализацию поставленных целей. На музыкальном занятии необходимо организовать атмосферу непринужденного общения, сотрудничества, заинтересованной беседы о музыке; педагог-музыкант должен не только отлично владеть своим предметом, но и уметь руководить работой учащихся с музыкальными текстами, соблюдая законы педагогического общения.

Слово учителя обладает огромной энергией, и учитель музыки должен обладать способностью выразительно сказать свое слово о том или ином музыкальном произведении. Слово о музыке играет важную роль не только в подготовке восприятия музыки, но и при усвоении музыкальных знаний, которые требуют активизации не только интеллектуального, но и эмоционального восприятия. Речь учителя музыки - это особое средство воздействия, которое может «разжечь» или «погасить» силу эмоционально-эстетических процессов на уроке, способствовать или препятствовать художественному общению школьников с музыкой.

Слово учителя о музыке является продолжением самой музыки и поэтому окрашивается в те тона и краски, которые присущи ее эмоционально-образному строю. Вот почему слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка; помогающим проникать во внутренний мир ребенка, развивать его способность к эмпатии, к творчеству, импровизации. Перед учителем музыки стоит важная задача: как можно точнее, глубже почувствовать и «отразить в себе» состояние школьников, стать для них тем «лучеиспускающим» фактором, который вызывает к жизни импульсы эмоционально-творческого подъема, возбуждает искренний интерес к предстоящей встрече с прекрасным. Именно с этого момента начинается вхождение учителя музыки в роль чуткого и доброжелательного партнера по сотворчеству, готового вместе с учащимися заново испытать радость от общения с художественным миром музыки, открыто поделиться вызванными в ходе этого общения собственными мыслями и чувствами. С помощью речевого сопровождения при восприятии музы-

Основные требования к формированию профессиональной культуры речи будущего учителя музыки

кального произведения учитель музыки может усилить эмоционально-эстетические и другие психологические процессы, проявляющиеся у школьников в ходе непосредственного художественного общения с музыкой как особым видом информации. Наполненная интонационной выразительностью, образностью и художественно-эстетической привлекательностью, речь учителя музыки оказывается мощным фактором воздействия на личность ребенка, на «глубинные стороны» его психики, дает серьезные основания, способность к познанию специфики организации музыкально-эстетического воспитания школьников. От образованности учителя, его способности к познанию специфики организации музыкально-эстетического воспитания школьников, его подготовленности к профессиональной деятельности, его духовно-нравственных установок во многом зависит реализация задач, предъявляемых обществом к воспитанию подрастающего поколения с помощью музыки как особого эстетического инструмента.

Реализация основных требований к формированию профессиональной культуры речи будущего учителя музыки, на наш взгляд, должна способствовать приобретению студентами навыков культуры общения, развитию их словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию самостоятельности и осмысленности в выводах и умозаключениях при анализе музыкального текста, активизации навыков искусства убеждения и воздействия.

В ходе опытного обучения, направленного на формирование вышеперечисленных требований, последовательно решались основные задачи формирования профессионально грамотного учителя-музыканта.

Студентам была представлена информация об основах культуры речи педагога: определены базовые понятия культуры речи, даны сведения о типологии речи, языковых нормах, стилистических ресурсах языка, сведения о речевом этикете и культуре общения, требования к культуре профессиональной речи учителя музыки. С целью актуализации и совершенствования основных требований, связанных с культурой речи и культурой речевого поведения педагога, был проведен специальный речевой тренинг, который включал несколько этапов специально организованной деятельности,

направленной на развитие всех компонентов речевой интонации и культуры речи в целом.

Заметим, что разделение на этапы весьма условное, так как, развивая один компонент интонации, например, темп речи, мы косвенно влияем на развитие дикции, тона, громкости голоса. Отметим, что процесс развития выразительного строя речи носит комплексный, целостный характер, но работа над отдельным компонентом интонации представляется нам очень важной. Вот почему мы выделяем развитие каждого компонента интонации и речи в целом в отдельные этапы: работа над дыханием и дикцией, работа над темпом речи, работа над громкостью (силой) и тембром голоса, работа над высотой голоса, работа над тоном речи, работа над паузой, работа над речевыми жанрами учителя музыки - вступительное слово, предметная сказка, комментирующая речь.

Речевой тренинг на протяжении всех занятий сопровождался работой с записывающим устройством - магнитофоном: студенты записывали свою речь, сравнивали с образцами высокой культуры речи, стремились совершенствовать свои знания и умения в этой области. Перед будущими учителями музыки была поставлена задача постоянного целенаправленного наблюдения за речью окружающих, анализа негативных и положительных примеров. Постоянные тренировочные занятия по совершенствованию речевого аппарата, осознанию правильного режима его функционирования и усвоение требований к гигиене голоса поддерживают выработанные качества голосовладения и сохраняют его выносливость, придают голосу силу, легкость, округлость, возможность модулирования, красоту, свободное владение регистрами, что так необходимо для профессии учителя музыки.

Проведенное опытное обучение позволило подтвердить, что формирование профессиональной культуры речи будущего учителя музыки предполагает комплекс мероприятий, включающих и развитие эмоциональной и этической культуры педагога, и специальные занятия по овладению искусством звучащей речи и ее воздействующими приемами.

Библиографический список:

1. Безбородова, Л. А., Алиев, Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - М., Академия, 2002.

2. Десяева, Н. Д., Лебедева, Т. А., Ассуирова, Л. В. Культура речи педагога [Текст] / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова. - М., Академия, 2006.

3. Затямина, Т. А. Современный урок музыки. Методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль [Текст] / Т. А. Затямина. - Изд. «Глобус», 2008.

4. Иванова-Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударе-

ние, темп, ритм [Текст] / Г. Н. Иванова-Лукьянова. - М., Флинта, 2004

5. Савкова, З. В. Удивительный дар природы: голосо-речевой тренинг [Текст] : учебное пособие. Изд. СПбГУП, 2009.

6. Смолина, Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания [Текст] / Е. А. Смолина. - М., Академия Развития, 2007.

7. Филиппова, О. В. Профессиональная речь учителя. Интонация [Текст] : учеб. пособ. / О. В. Филиппова. - М., Флинта-Наука, 2001.

Основные требования к формированию профессиональной культуры речи будущего учителя музыки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.