УДК 378.147.88
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗАХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Козлов Олег Александрович -
адъюнкт кафедры военной педагогики и психологии, Саратовский военный краснознаменный институт внутренних войск МВД России E-mail: [email protected]
В статье проводится анализ системы образования в военных образовательных учреждениях внутренних войск МВД России, который позволил вскрыть и систематизировать требования, предъявляемые к процессу образования. Отмечается, что повышение эффективности современной системы военно-профессионального образования вузов внутренних войск МВД России требует внедрения и разработки научно обоснованных средств и методов повышения эффективности процесса образования. Предлагаются пути повышения качества подготовки военных специалистов путем поиска новых форм обучения, в том числе с привлечением в процесс образования современных информационных технологий, отвечающих современным требованиям, а также разработки критериев качества выучки военных специалистов, позволяющих оценить степень их готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей в подразделениях и частях внутренних войск. Ключевые слова: качество военного образования, система военного образования, военные специалисты, современные информационные технологии, внутренние войска МВД России.
DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-1-108-112
Подразделения внутренних войск МВД России, решая задачи по обеспечению безопасности личности, общества и государства, в процессе своей жизнедеятельности поддерживают боеспособность по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в соответствии с видоизменениями системы управления, степени научного и технического развития, а также ряда остальных факторов. Профессионально подготовленный личный состав является движущей силой поддержания подразделений внутренних войск в высокой боевой готовности, включая рядовых военнослужащих, младший командирский состав (сержантов, прапорщиков, старшин), старший командный состав (офицеров).
Весьма актуально, что военный специалист-профессионал внутренних войск должен обладать как научными и теоретическими знаниями, так и опытом, которые можно описать как совокупность информации о явлениях и процессах
действительности (в основном, связанных с обеспечением охраны общественного порядка и общественной безопасности), выраженную в виде научных и экспериментальных данных, теоретических описаний, формул каких-либо явлений и процессов, схем технологических процессов и т.д.
В результате отрицательного влияния социальных, политических и экономических факторов стоит вопрос обеспечения высокого уровня подготовки военных специалистов внутренних войск МВД России. Это возлагает большую ответственность на систему высшего профессионального образования. Для выявления проблем образовательного процесса военных специалистов внутренних войск необходимо проанализировать современную систему специального военного образования.
Командование внутренних войск МВД России основной задачей подготовки военнослужащих считает формирование у них высоких профессиональных, моральных и психологических качеств, недопущение снижения уровня профессиональной подготовки в современных экономических реалиях. Образовательная среда военного вуза представляет собой сложную, диалектически развивающуюся многофункциональную систему, которая включает в себя все формы, методы и виды учебной и внеучебной деятельности, направленной на практическую и теоретическую подготовку курсантов и адъюнктов, самостоятельную исследовательскую работу преподавательского состава и обучающихся [1].
Реформирование системы военного образования является важнейшей и неотъемлемой частью реформирования внутренних войск МВД России. Реформирование образовательной системы призвано в кратчайшие сроки возобновить единство системы подготовки военных кадров и осуществить обучение курсантов и слуша-
© Козлов О. А., 2016
телей по всем необходимым для внутренних войск МВД России специальностям. Основной задачей совершенствования специальной подготовки является приведение ее в согласие с требованиями профессиональной деятельности военного специалиста и Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. При совершенствовании системы образования вуза внутренних войск особое внимание необходимо уделить совершенствованию методики обучения, созданию необходимых условий для научной и творческой деятельности обучающихся, всеобщему внедрению в процесс образования новых информационных технологий (НИТ), благодаря которым можно достичь интенсификации процесса обучения, и в некоторых случаях - визуальному восприятию преподаваемого предмета (например, в виртуальных классах обучения в Пермском военном институте).
Современное качество подготовки военных специалистов вузами внутренних войск не удовлетворяет требованиям, предъявляемым в главном командовании внутренних войск. В качестве главных причин существующих недочетов в приказах и распоряжениях указываются недостаточная подготовленность командного состава к управлению частями и подразделениями, недостаточные навыки по воспитанию и обучению подчиненных. В связи с организационно-штатными мероприятиями происходит отток квалифицированного профессорско-преподавательского состава. Недостатки в подготовке обучающихся непосредственно связаны с недостаточным педагогическим опытом вновь пришедших преподавателей: как правило, это офицеры, имеющие практический уровень подготовки в войсковых частях и подразделениях и опыт работы, но слабую теоретическую подготовку [2].
Следует отметить также, что ни учебные планы и программы, ни государственные стандарты не обеспечат необходимого качества подготовки курсантов, адъюнктов и слушателей без эффективного процесса подготовки обучаемого, без современного материального, технического и методического обеспечения.
Анализ результатов научных изысканий, а также руководящих документов по проблемам военного образования указывает, что различие между существующим уровнем подготовки выпускников и современными условиями профессиональной деятельности обусловлены существованием ряда недостатков и противоречий в образовательной системе учреждений [3-5]. Поэтому повышение эффективности современ-
ной системы военно-профессионального образования вузов внутренних войск МВД России наряду с реализацией комплекса мер организационного, финансового, материально-технического и кадрового характера требует внедрения и разработки научных и обоснованных средств и методов повышения эффективности процесса образования.
Совокупность отмеченных выше недостатков и противоречий указывает на потребность усовершенствования имеющейся образовательной системы вузов внутренних войск на базе научного анализа, отображения и обоснования абсолютно всех компонентов её структуры.
Необходимость непрерывного улучшения образовательной системы вузов внутренних войск определена рядом факторов, главными из которых считаются:
многоэтапное осуществление реформы военного образования; регулярно меняющиеся социально-экономические требования подготовки обучающихся к служебно-боевой деятельности будущих офицеров;
скоротечно меняющиеся приоритеты в служебно-боевой деятельности выпускников, характер и состав решаемых ими задач;
поступление на вооружение внутренних войск современных образцов вооружения и техники и новейших средств автоматизированного управления войсками.
Таким образом, сформировалась ситуация: с одной стороны, непрерывно меняющиеся требования командования внутренних войск МВД России требуют внесения изменений в качество подготовки военных специалистов, а с другой стороны, концепция подготовки военного профессионала остается на прежнем уровне (цель обучения, организационно-штатная структура вуза, методика преподавания и т. д.).
Выходом из вышеуказанной ситуации можно считать скорейшее построение новой модели образовательного процесса вуза внутренних войск, позволяющего применять инновационные технологии обучения, обладающие признаком адаптивности к изменяющимся условиям подготовки военнослужащих и требованиям командования внутренних войск МВД России к степени их подготовки, что позволит повысить эффективность процесса образования за счет более рационального использования учебного времени и применения технологий дистанционного образования [3, 6].
Многообразие форм и способов борьбы с массовыми беспорядками и терроризмом, прогрессирующее усложнение военного вооружения и техники, потребность повышения мастерства
и поддержания устойчивой боевой готовности воинских частей и подразделений внутренних войск и практические задачи, решаемые командным составом в частях и подразделениях внутренних войск, определяют требования к непрерывной подготовке, качеству и содержанию образовательного процесса учебных заведений внутренних войск МВД России.
Анализ источников [5, 7-9] позволил раскрыть и обобщить требования, предъявляемые к процессу образования:
обучение в военном образовательном учреждении должно вестись с обязательным учетом перспективы всестороннего развития науки и техники таким образом, чтобы будущий выпускник соответствовал требованиям и сегодняшнего и завтрашнего дня;
военный специалист в ходе обучения обязан приобретать оптимальный объем знаний, навыков и умений для продуктивной деятельности;
организация образовательного процесса должна обеспечивать оптимальное распределение объема информации как по времени, так и по формам обучения;
организация и планирование процесса образования, методическая работа обязаны обеспечивать высокий уровень учебных занятий на основе оптимального соотношения практических и теоретических форм обучения;
обширное внедрение исследовательских методов обучения для подготовки творчески мыслящего военного профессионала;
интенсификация процесса обучения на основе постоянного совершенствования учебно-материальной базы, повсеместного внедрения технических средств обучения, прежде всего, вычислительной техники, а также использование новых информационных технологий в технологии обучения;
обеспечение эффективного управления подготовкой военных специалистов с обширным использованием автоматизированных систем управления войсками.
В ходе профессионального отбора кандидатов на поступление в вузы внутренних войск МВД России определяется первоначальная степень подготовленности, а также физиологические и психические особенности поступающих; в последние годы намечается тенденция к их снижению.
При подготовке военных специалистов немаловажную роль играет процедура распределения молодых офицеров на воинские должности по завершении обучения. Субъективизм при оценке степени подготовленности новоиспеченных офицеров и их соответствия первичным
воинским должностям негативно сказываются на результатах подготовки военных специалистов и боевой готовности вверенных им различных подразделений внутренних войск (в основном взводов, реже - рот или структурных подразделений).
Содержание процесса образования в военном вузе в своей основе определяется специальными квалификационными требованиями к будущим офицерам. Реализация этих требований сопряжена с решением целого ряда непростых учебно-методических и организационных задач, начиная с определения содержания и структуры обучения и завершая контролем за процессом различных мероприятий по подготовке военных профессионалов.
Процесс профессиональной подготовки и переподготовки военных специалистов внутренних войск МВД РФ можно рассматривать как непрерывный. Здесь можно отметить следующие, наиболее привычные для прохождения военной службы как офицерским, так и иным составом, этапы военной подготовки: учебные центры по подготовке личного состава внутренних войск МВД России, институты внутренних войск, курсы усовершенствования офицерского состава при институтах внутренних войск, военно-учебный научный центр сухопутных войск Вооруженных сил России или академии Министерства внутренних дел России, военная академия Генерального штаба Вооруженных сил России.
Характерной чертой процесса подготовки и переподготовки считаются полнота и очередность прохождения стадий; они являются не одинаковыми и типичными для всех военнослужащих: в зависимости от большого количества субъективных и объективных факторов военный профессионал может, а зачастую по роду службы должен пропускать определенные этапы. Таким образом, процесс подготовки осуществляется у военнослужащих внутренних войск на всех этапах их служебной деятельности.
Сержантский состав и прапорщиков во внутренних войсках МВД России готовят специализированные учебные центры по подготовке личного состава МВД России. В этих учебных центрах идет первичная военная подготовка младшего командного состава. Младших офицеров готовят в четырех военных институтах внутренних войсках МВД России: Саратовском (СВКИ ВВ МВД России), Новосибирском (НВИ ВВ МВД России), Пермском (ПВИ ВВ МВД России) и Санкт-Петербургском (СПВИ ВВ МВД России). В дальнейшем офицеры совершенствуют свои профессиональные военные знания в системе специальной подготовки на курсах
110
Научный отдел
усовершенствования офицерских составов (курсах повышения квалификации) при институтах внутренних войск МВД России. Научные и педагогические кадры готовят в адъюнктурах и докторантурах вышеуказанных институтах внутренних войск.
Результативность процесса подготовки военного специалиста внутренних войск находится в зависимости от умело используемой в процессе образования технологии обучения. В наши дни в педагогической и психологической литературе нередко встречается такое понятие, как «технология», пришедшее совместно с развитием вычислительной техники и внедрением в образование новых информационных технологий [10].
Вузы внутренних войск МВД России готовят офицеров с высшим военным специальным образованием, содержащим в себе высшее юридическое образование и специальное военное образование, необходимое для выполнения воинских служебных обязанностей на должностях, подлежащих замещению выпускниками вузов внутренних войск.
Система военной профессиональной подготовки во внутренних войсках практически направлена и учитывает связь их знаний, навыков и умений, приобретенных в вузах внутренних войск, с реальными потребностями в обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка.
На основании проведенного анализа современного состояния и темпов развития внутренних войск МВД России можно подвести итог: традиционные формы подготовки командного состава внутренних войск не всегда соответствуют реалиям и требуют внесения некоторых изменений, а именно - необходим поиск ранее не используемых форм обучения в образовательных учреждениях внутренних войсках, с привлечением в процесс образования современных информационных технологий, отвечающих новейшим требованиям, необходима разработка оценок качества подготовки обучаемых, позволяющих оценить степень готовности выпускников военных вузов к выполнению своих специальных военных обязанностей в подразделениях и частях внутренних войск.
Список литературы
1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М., 1989. 560 с.
2. Козлов О. А. Необходимость внедрения технологий дистанционного образования в образовательный процесс военных вузов внутренних войск МВД России // Информационные технологии в образовании :
материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2015. С. 469-472.
3. Артамонов B. C., Носков С. И. Некоторые управленческие вопросы деятельности образовательного учреждения. Иркутск, 1998. 105 с.
4. Коновалова Л. И. Информационно-педагогические технологии как средство повышения качества образования слушателей // Теоретические и организационно-правовые проблемы истории и развития ОВД и ВВ : материалы науч.-практ. конф. : в 2 ч. (Санкт-Петербург, 20-21 мая 1999 г.). СПб., 1999. Ч. 1. С. 42-44.
5. Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц : приказ Министерства образования и науки РФ № 215 от 29.07.05 г. М., 2005. 3 с.
6. Козлов О. А. Перспективы применения дистанционных образовательных технологий в военных образовательных учреждениях ВВ МВД России // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы V междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 сентября 2015 г.). 2015. № 3 (5). С. 314-317.
7. Коптаж Г. Непрерывное образование : основные принципы // Военная школа. 1991. № 6. С. 52-61.
8. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности : приказ Министерства образования и науки РФ № 39 от 17 января 2011 г. М., 2011. 7 с.
9. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ « Об образовании в РФ» : Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 г. М., 2012. 5 с.
10. Андреев A. A. Введение в дистанционное обучение // Компьютеры в учебном процессе. 1998. № 2. С. 25-68.
Basic Requirements and Improving the Quality the Educational Process in Higher Education Institutions of Internal Troops of the MIA of Russia
O. A. Kozlov
Saratov Military Institute of Internal Troops of the MIA of Russia 152, Moskovskaya str., Saratov, 410023, Russia E-mail: [email protected]
In article analyzes the system of education in military educational institutions of internal troops of the MIA of Russia, which allowed to reveal and to systematize the requirements to the educational process. It is noted that improving the efficiency of the modern system of professional military education of higher education institutions of internal troops of the MIA of Russia requires the introduction and development of scientifically substantiated tools and methods for increasing the efficiency of the process of education. Suggests ways of improving the quality of training of military specialists, through new forms of training to including with the involvement in the educational process
of modern information technology meet modern requirements, as well as the development of criteria of quality of training of military specialists, to evaluate the degree of their readiness to perform their professional duties in the units and the internal troops. Key words: the quality of military education, the system of military education, military specialists, internal troops of the MIA of Russia.
References
1. Babanskiy Yu. K. Izbr. ped. tr. (Selected pedagogical works). Moscow, 1989. 560 p.
2. Kozlov O. A. Neobkhodimost vnedreniya tekhnologiy distantsionnogo obrazovaniya v obrazovatelniy protsess voennykh vuzov vnutrennikh voysk MVD Rossii (The need for the introduction of e-learning technologies in educational process of military higher educational institutions of internal troops of the MIA of Russia). Informatcionnie tekhnologii v obrazovanii: materialy VII Vseros. nauch.-prakt. konf. (Information technology in education: materials VII Russian scientific-practical conference). Saratov, 2015, pp. 469-472.
3. Artamonov V. S., Noskov S. I. Nekotorye upravlenchiskie voprosy deyatelnosti obrazovatelnogo uchrezhdeniya (Some management issues of activity educational institution). Irkutsk, 1998, 105 p.
4. Konovalova L. I. Informatsionno-pedagogicheskie tekh-nologii kak sredstvo povysheniya kachestva obrazovaniya slushateley (Information and educational technology as a means of improving the quality of education). Teo-reticheskie i organizatsionno-pravovye problemy istorii
1 razvitiya OVD i VV. Materialy nauch.-prakt. konf.: v
2 ch. (Theoretical and organizational-legal problems of the history and development of DI and IT. Materials of scientific-praktikal conference: in 2 parts). (St.-Petersburg, 20-21 May 1999). St.-Petersburg, 1999. Part 1, pp.42-44.
5. Ob innovatsionnoy deyatelnosti vysshikh uchebnykh zavedeniy po perekhodu na sistemu zachetnykh edenits: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF № 215 ot
УДК:378;651.926:82.035
Николаева Ольга Сергеевна -
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры международных отношений и государственного управления, Юго-Западный государственный университет, Курск E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме формирования этимологической компетенции; рассматриваются различные подходы к определению понятий «компетенция» и «компетентность», а также
29.07.2005 (Order Ministry of education and scenes of Russia no. 215 of 29 July 2005. About innovation activities of higher education institutions on the transition on the credit system). Moscow, 2005. 3 p.
6. Kozlov O. A. Perspektivy primeneniya distantsionnykh obrazovatelnykh tekhnologiy v voennykh obrazovatel-nykh uchrezhdeniyakh VV MVD Rossii (Prospects application e-learning technologies in military higher education institutions of IT of the MIA of Russia). Peda-gogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tekhnologii: materialy Vmezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Pedagogical skills and pedagogical technologies: materials of V international scientific-praktikal conference). (Cheboksary, 20 September 2015). Cheboksary, 2015, pp. 314-317.
7. Koptazh G. Nepreryvnoe obrazovanie: osnovnye print-sypy (Continuing education: the basic principle's). Voennaya shkola (Military high school), 1991, no. 6, pp. 52-61.
8. Ob utverzhdenii i vnedrenii v deystviefederalnogo obrazovatelnogo standarta vysshego professionalnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki (spetsialnosti) 030901 Pravovoe obespechenie natsionalnoy bezopas-nosty: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF № 39 ot 17.01.2011 (About approval and introduction in action of the Federal government educational standard of higher professional education the direction of training {specialty} 030901 Legal support national security. Order Ministry of education and scenes of Russia no. 39 of 17 January 2011). Moscow, 2011. 7 p.
9. O vnesenii izmeneniy I dopolneniy v zakon RF «Ob obrazovanii v RF»: Federalniy zakon № 273 ot 29.12.2012. (About introduction changes and additions in the law of Russian Federation «About education in the Russian Federation». Federal law no. 273 of 29 December 2012). Moscow, 2012. 5 p.
10. Andreev A. A. Vvedenie v distantsionnoe obuchenie (Introduction to e-learning). Komputery v uchebnom protsesse (Computers in the learning process), 1998, no. 2, pp. 25-68.
дается несколько классификаций компетенций с точки зрения различных ученых. На основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕРЕВОД И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЕ»
© Николаева О. С., 2016