Информационные технологии
УДК 378.147
А.В. Костюк*, С.А. Бобонец**
Использование информационных технологий
как условие совершенствования образовательного процесса
в образовательных организациях внутренних войск МВД России
В статье представлен анализ сущности и содержания информационно-коммуникационных технологий в образовании. Показана взаимосвязь между реализацией современных требований к совершенствованию профессиональной подготовки офицеров внутренних войск (ВВ) МВД России и применением в этих целях информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе образовательных организаций высшего образования ВВ МВД России. Раскрыты возможности и аспекты применения информационно-коммуникационных технологий как условия совершенствования образовательного процесса военных институтов ВВ МВД России.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, образовательные организации высшего образования внутренних войск МВД России, совершенствование образовательного процесса военных институтов ВВ МВД России.
A.V Kostuk*, S.A. Bobonets**. The use of information technology as a condition of improvement of educational process in higher education institutions of the MIA of Russia. The
article presents an analysis of the nature and content of information and communication technologies in education. It shows the relationship between the implementation of modern requirements to professional training of officers of the MIA of Russia and for this purpose information and communication technologies in educational process of higher education institutions of the MIA of Russia. Disclosed features and aspects of the use of information and communication technologies as a condition of improvement of educational process in higher education institutions of the MIA of Russia.
Keywords: information and communication technology, higher educational institutions of the MIA of Russia, improvement of educational process in higher education institutions of the MIA of Russia.
Постоянное совершенствование оружия, технических средств, систем автоматизации и управления, перевооружение и модернизация частей и подразделений является объективным процессом развития внутренних войск МВД Российской Федерации. В связи с этим подготовка кадров, профессиональным предназначением которых является эксплуатация и боевое использование этой постоянно совершенствующейся техники, должна проводиться таким образом, чтобы выпускники были готовы к самостоятельной работе, могли осваивать новые образцы техники, опираясь на свои знания и навыки.
Следовательно, цели, содержание и методика обучения военных специалистов должны быть ориентированы не только на сегодняшний день, но и на перспективу. Поэтому необходимость использования информационных технологий для подготовки офицеров внутренних войск в современных условиях не подвергается сомнению.
* Костюк, Анатолий Владимирович профессор кафедры информатики и математики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат технических наук доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1.
** Бобонец, Сергей Алексеевич начальник кафедры информатики и математики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат военных наук доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. E-mail: sbobon@mail.ru.
* Kostyuk, Anatoly Vladimirovich the professor of chair of informatics and mathematics of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Cand.Tech.Sci. the senior lecturer. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, street Piljutova, д. 1.
** Bobonets, Sergey Alekseyevich the chief of chair of informatics and mathematics of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of military sciences the senior lecturer. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, street Piljutova, д. 1. E-mail: sbobon@mail.ru.
© Костюк А.В., Бобонец С.А., 2015
Информационные технологии
Из ключевых вопросов, требующих оперативной реализации, следует выделить необходимость продолжения эффективной информатизации высшего образования, интенсификации образовательного процесса за счет внедрения современных информационных технологий (ИТ) в образование, интеграции инновационных и традиционных методов и средств обучения.
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что в зарубежной и отечественной педагогике начиная с 60-х гг. XX в. проводились исследования особенностей информационных процессов в основном в ходе разработки ключевых положений программированного обучения [1].
В последующем основные усилия ученых были направлены на разработку и применение в образовательном процессе: информационных технологий: (В.П. Беспалько, Ю.С. Брановский, М.В. Кларин, В.В. Лаптев); дифференцированного и индивидуализированного обучения (М.И. Башмаков, С.А. Бешенков, С.В. Литвиненко); развитие информационно-коммуникационных технологий (Е.И. Машбиц, А.Е. Шадрин).
Для разработки и применения информационных технологий в образовательном процессе важно правильное понимание сущности термина «информационные технологии». Анализ публикаций свидетельствует, что информационные технологии — это термин начала XXI в., начала становления современного информационного общества. Специалисты отмечают, что каждый период истории человечества характеризуется теми или иными терминами, словами-символами, выражающими его сущность. Предыдущий XX в. характеризуется такими символами, как научно-техническая революция, научно-технический прогресс. Начало нынешнего XXI в. связывают со словами «информация», «информационные технологии», «телекоммуникации» [2].
Категорию «информационная технология» можно считать научно признанной, несмотря на то, что в последнее десятилетие это понятие несколько видоизменяло свое содержание. В последнее время «информационная технология» рассматривается как система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и выдачи информации [3].
Относительно широкое определение приводится в ГОСТ Р 34.003: «Информационная технология — приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных».
Из этого определения следует, что информационная технология — это совокупность приемов, способов и методов применения средств вычислительной техники для реализации информационных процессов. Вместе с тем следует отметить, что в приведенных определениях, как и в ряде других, отсутствует важная составляющая, определяющая любую технологию — получение определенных, заведомо ожидаемых результатов.
Предлагаемое определение, по нашему мнению, более полно отражает целевые и инструментальные функции: «Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств, способов и методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, обработки и передачи информации для получения определенных, заведомо ожидаемых результатов».
Информационная технология, как и любая другая, характеризуется следующими основными свойствами [2]:
— обладает высокой степенью расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия в соответствии с заданной предметной областью;
— содержит весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;
— объектом информационной технологии являются данные;
— выходным продуктом применения технологии является получение информации.
В качестве основных средств ИТ выступают вычислительные системы и комплексы совместно с общим и прикладным программным обеспечением, с помощью которых выполняется сбор, хранение, обработка и передача информации. Средства, применяемые в современных ИТ, имеют дружественный пользовательский интерфейс и могут быть использованы автономно в виде основы для реализуемых информационных технологий.
В настоящее время все более широкое применение получает понятие «инфокоммуникация», которое, по сути, объединяет характерные для XXI в. информатизацию и связь, базирующиеся на современных достижениях науки и техники. Поэтому инфокоммуникация в современных условиях представляет собой современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, а современное понятие «информационные технологии» по сути, объединяет две развивающиеся технологии: информационные и телекоммуникационные.
В целом эти составляющие характеризуются следующим образом: к информационным технологиям относят все то, что связано с прикладными программами, а к телекоммуникационным технологиям — системно-техническую базу. Это и сетевое оборудование, и глобальная телекоммуникационная сеть. С другой стороны, различные виды обеспечения в некоторых случаях относят к телекоммуникационной составляющей, а иногда к информационным сетям.
Практически информационные технологии и телекоммуникационные технологии переплетаются таким образом, что, по мнению специалистов, их подчас трудно различить,
Костюк А.В., Бобонец С.А. Использование информационных технологий как условие...
поэтому их зачастую называют одним термином — «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ).
Следует отметить, что, несмотря на проводимые исследования, направленные на развитие теоретических и практических вопросов создания и использования информационно-коммуникационных технологий в различных областях жизни общества, проработка педагогических аспектов создания и использования ИКТ в образовательном процессе отстает от развития технических средств информационных технологий.
По мнению ряда специалистов, это объясняется тем, что в методическом плане применение ИКТ в образовательном процессе должно основываться на знаниях таких наук, как психология, педагогика, информатика, математика, кибернетика, поскольку определяющим в этой интеграции является именно психолого-педагогический аспект.
Кроме того, анализ теоретических и практических вопросов разработки и применения ИКТ в образовательном процессе показывает, что обнаруженное отставание в развитии педагогических аспектов применения ИКТ в образовании выявляет основное противоречие между потенциальными и истинными возможностями применения ИКТ в образовательном процессе. Следует отметить, что процесс внедрения ИКТ в образование является практически неуправляемым, поскольку недостаточно разработаны научно-обоснованные методики использования ИКТ в системе вузовской подготовки специалистов. Следствием этого являются трудности и проблемы в различных областях: от создания инфраструктуры информатизации образовательной организации до использования имеющихся программных продуктов в образовательном процессе [4].
Решение отмеченных проблем и трудностей возможно в ходе выполнения педагогических исследований проблем профессиональной подготовки в условиях широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Особое значение имеет проблема обоснования и реализации информационно-коммуникационных технологий в подготовке офицеров внутренних войск как будущих специалистов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
В настоящее время уже общепризнано, что в модернизируемой системе образования необходимо активно применять информационно-коммуникационные технологии, которые содействовали бы решению актуальных задач в ходе образовательного процесса:
— информационное обеспечение образовательной деятельности слушателей и курсантов;
— наглядное демонстрирование учебного материала;
— индивидуализация и дифференциация обучения;
— расширение возможностей и способов педагогического взаимодействия;
— реализация оперативной обратной связи со слушателями и курсантами и диагностика с оценкой результатов;
— выдача индивидуализированных заданий на самостоятельную работу обучаемых.
Вместе с тем специалистами отмечается, что использование современных
информационно-коммуникационных технологий оказывает существенное влияние как на образовательный процесс в вузе в целом, так и на видоизменение традиционных способов деятельности преподавателя. В новой ситуации осуществляется переход от традиционно обучающей, знаниево-транслирующей деятельности преподавателя на его субъект-субъектное взаимодействие, которое стимулирует и направляет учебно-познавательную деятельность слушателей и курсантов [5].
В то же время реализация информационно-коммуникационных технологий как одного из важных условий повышения эффективности образовательного процесса в военных институтах ВВ МВД России требует проведения исследований и решения следующих вопросов:
— отбор содержания образования для его реализации с помощью информационно-коммуникационных технологий в соответствии с направлениями и специальностями подготовки офицеров внутренних войск МВД России;
— выявление и последующий учет в образовательном процессе вузов ВВ МВД России дидактических свойств, функций, преимуществ и ограничений современных информационно-коммуникационных технологий;
— определение особенностей влияния информационно-коммуникационных технологий на характер педагогического взаимодействия слушателей, курсантов и преподавателей в вузах ВВ МВД России;
— определение и реализация возможностей объединения современных информационно-коммуникационных технологий с традиционными методами и средствами обучения;
— определение направлений мотивации, стимулирования и управления учебно-познавательной деятельностью слушателей и курсантов в условиях широкого применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Анализ теоретической и практической подготовки слушателей и курсантов в вузах ВВ МВД России свидетельствует, что необходимость разработки и применения информационно-коммуникационных технологий как условия повышения эффективности образовательного
Информационные технологии
процесса и профессиональной подготовки офицеров внутренних войск связана с активным поиском новых средств и способов реализации ведущих принципов обучения (проблемность, наглядность, индивидуализация и дифференциация), которые наиболее успешно могут воплощаться с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс вузов ВВ МВД России может качественно его преобразовать в силу следующих обстоятельств:
— учебно-познавательная деятельность слушателей и курсантов становится более индивидуализированной, мотивированной, свободной от влияния ряда психологических и дидактических барьеров;
— осуществляется усиление влияние мотивов профессионального и личностного саморазвития и самореализации обучающихся;
— происходит снижение отрицательных факторов (защитной мотивации, влияния ролевых, социальных, индивидуально-личностных и других особенностей обучающихся на результаты подготовки и службы).
Применение информационно-коммуникационных технологий обеспечивает появление новых положительных дидактических возможностей, которые способствуют совершенствованию образовательного процесса в вузах ВВ МВД России. К таким положительным возможностям следует отнести:
— многоаспектность представления и доведения учебной информации, что создает возможность реализовывать различные виды наглядности и подключить все органы чувств для получения и обработки учебной информации;
— простота и доступность информации, оперативность перехода от одной учебной информации к другой;
— возможность реализации многоканального доступа к учебной информации, ее получение и передача;
— возможность оперативного получения и сохранения информации о результатах образовательной деятельности, учета учебных достижений и ошибок (в т.ч. в динамике);
— возможность интеграции в образовательном процессе как практической деятельности (тренировок, отработок навыков), так и творческой, познавательно-поисковой деятельности;
— ориентированность на электронную информационно-образовательную среду.
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует, что проблема реализации
информационно-коммуникационных технологий как условия повышения эффективности и совершенствования образовательного процесса в вузах ВВ МВД России является малоизученной и требует своей последующей научно-педагогической разработки, особенно в части комплексного применения традиционных и современных образовательных и технологий.
В целом для совершенствования образовательного процесса в вузах ВВ МВД России с помощью технологий следует учитывать дидактические свойства, функции, возможности самих информационно-коммуникационных технологий, цели и особенности подготовки офицеров ВВ МВД России, а также достижения, тенденции и перспективы развития теории и методики профессионального образования.
Информационные технологии в процессе обучения способствуют получению таких знаний, которые в познавательной деятельности выступают уже не в качестве того предмета, на который направлена активность слушателя или курсанта, а в качестве средства решения профессиональных задач служебной деятельности, т.е. курсант как субъект учения превращается в субъект профессиональной деятельности — в офицера. Современные информационные технологии предоставляют возможность объединения усилий преподавателя и курсантов, исходя из целей и содержания формируемой профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Красильникова, В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. — М.: Дом педагогики, 2006.
2. Костюк, А. В., Бобонец, С. А., Флегонтов, А. В. Информационные системы и технологии. Информационные технологии. Базовый курс : учебник. — Ч. 1. — СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. — 308 с.
3. Толковый словарь по компьютерным технологиям и Internet / Б. Фафенбергер, Д. Уолл. — Диалектика, 1997. — 480 с.
4. Костюк, А. В., Черных, А. К. Формирование электронной образовательной среды ВУЗа // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2014 г. : в 13 ч. — Ч. 3. — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. — С. 51—53.
5. Ефимова, Е. В., Ширшов, Е. В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-образовательных технологий : монография. — Архангельск: Изд-во АГТУ, 2006. — 208 с.