УДК 378+37.02 ББК 74.480.0
DOI 10.7442/2071-9620-2015-4-139-146
Е.В. Ивченко
(Челябинская государственная академия культуры и искусств, г. Челябинск, Россия)
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗ
Рассматриваются условия развития художественно-творческой активности студенческой молодежи на методологическом уровне, основным из которых является организация социально-культурной деятельности. В этом контексте показан комплекс методологических подходов: системный подход позволил рассмотреть разрабатываемую модель в качестве педагогической системы, помог определить её структуру, содержание и связи между компонентами; социокультурный подход дал возможность рассмотреть социально-культурную деятельность как целенаправленный, специально ° организуемый вузом процесс приобщения молодежи к культурным ценностям общества ^ и активного включения самой личности в этот процесс; креативно-деятельностный § подход решил одну из основных задач, заключающуюся в возможности изучить законо- о мерности активизации художественно-творческих процессов: личностно ориентированный подход выступил как способ и как принцип в изучении художественно-творческой активности студенческой молодежи, обеспечил изучение субъективных свойств исследуемого нами феномена.
Ключевые слова: комплекс методологических подходов, системный подход, социокультурный подход, креативно-деятельностный подход, личностно ориентированный
студенческая молодежь.
E.V. Ivchenko
BASIC THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF STUDENT-AGE YOUNG PEOPLE'S ARTISTIC AND CREATIVE INITIATIVE IN SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY OF AN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
The present article considers development conditions for student-age young people's artistic and creative initiative from the point of view of methodology in which the main aspect is the
ro K
подход, художественно-творческая активность, социально-культурная деятельность, ^
s О
t I
(Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia) ° |
<u 8
<D 5
T Ä
s <u
о %
§ §
I— >s
<U о
о <u
T X
<u
5
<u
CP
о <u о
<u _0
o ™
organization of social and cultural activity. In this context the whole range of methodological 5 g
approaches is shown: system approach allowed us to consider the operated model as a pedagogical system, it helped to define its structure, content and correlation between its components; sociocultural approach made it possible to discuss social and cultural activity as a task-oriented, intentionally organized by an educational establishment process of introduction of student-age young people to a given society values and of an active involvement of the person itself in the aforementioned process; creative activity-related approach solved one of the main tasks which laid in studying regularities of activation of artistic and creative processes; person-oriented approach became both as a method and a principle in the process of studying of artistic and creative initiative of student-age people, as well as it provided the exploration of subjective peculiarities of the phenomenon discussed.
Keywords: methodological approaches complex, systems approach, sociocultural approach, creative and activity-related approach, artistic and creative initiative, social and cultural activity, student-age young people.
OQ Lli
Анализ современных педагогических исследований, практика социально-культурной деятельности (далее СКД) свидетельствуют о возрастающем интересе к проблеме развития художественно-творческой активности молодежи. В то же время изучение научных трудов показал, что вопросы развития художественно-творческой активности молодежи в СКД вуза разработаны явно недостаточно. В связи с этим возникла необходимость поиска новых подходов, способствующих развитию у молодежи художественно-творческой активности.
Методология выступает как учение о всеобщих методах познавательной деятельности. Ее выбор и разработка зависят от предмета и цели исследования. Мы же изучаем развитие художественно-творческой активности молодежи, которое выступает как процесс СКД, управляемая деятельность, система, ценность.
Для обоснования на методологическом уровне модели, обеспечивающей развитие художественно-творческой активности студенческой молодежи в образовательной организации, применен комплекс подходов: системный, социокультурный, креативно-деятельностный, личностно ориентированный. Остановимся на них несколько подробнее.
Системный подход представлен в трудах В.Г. Афанасьева [1], Э.Г. Юдина [15], И.В. Блауберг. Изучали творческую активность Г^. Герасимова [4], А.А. Кир-
санов [8], Н.Б. Наринская [11], А.И. Фише-лева [14] и др., где творческая активность рассматривается как интегративное качество личности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий. Процесс формирования творческой активности, по мнению представителей данного подхода, характеризуется единством внутренних и внешних факторов развития личности.
Согласно логике системного подхода, наше исследование представляет процесс развития художественно-творческой активности молодежи в СКД образовательной организации, включающий в себя цель, содержание, организационные формы, методы, функциональные связи между ними. Все они логически связаны между собой. Реализация системного подхода выполняет организационные функции процесса художественно-творческой деятельности и требует, как отмечает М.А. Дуранов, организации системы знаний, умений, навыков в художественно-творческой деятельности; организации преемственного решения художественно-творческих познавательных проблем; придания процессу художественно-творческой деятельности системного характера; «развития системного (логичного) мышления молодежи; субординации знаний, умений, вводимых в процесс художественно-творческой деятельности; системно-
исторического подхода к формированию закономерностей в изучаемых проблемах» [7, с. 20].
Ценность системного подхода в изучении нашей проблемы состоит в следующем: понятия, принципы и методы системного подхода позволяют более полно осветить сущность исследуемого процесса и охватить широкий круг проблем, установить взаимосвязи между ними; позволяет получить объективную информацию о механизмах процесса развития художественно-творческой активности молодежи; дифференцировать связи в системе СКД, тем самым создать целостное представление о ней, более эффективно организовать художественно-творческую активность студентов.
Таким образом, системный подход обеспечивает изучение системных свойств исследуемого нами феномена и построение соответствующей конструкции. При этом он не позволяет изучить направленность СКД, организуемой в социокультурной среде образовательной организации, и выявить ее содержание, отражающее художественно-творческую активность студенческой молодежи, что требует дополнения системного подхода социокультурным.
Социокультурный подход - методологический подход, сущность которого состоит в рассмотрении общества как некоторой определенной целостности. Как отмечают А.П. Марков и Г.М. Бирженюк, «в точке пересечения культурного и социального рождается новый смысл и новое качество, которое не содержится в каждом из этих понятий и явлений, рассматриваемых изолированно друг от друга» [10, с. 5]. Культура в контексте социума понимается не только как объективность «исторически застывшего», но и субъективность актуально воспринимаемого и практически осуществляемого, т.е. как персоналистическая реальность.
Исходя из логики социокультурного подхода, ценностные ориентации выступают социально-нормативными регуляторами общественной жизни и по-
ведения людей. Именно нормативная функция ценностных ориентаций делает их социально и культурно значимыми. Несомненно, ценности связаны с культурой, духовной деятельностью человека. И в этом смысле нельзя не согласиться с мнением Г.Я. Гревцевой в том, что «усваивая ценности своей социальной среды и превращая их в ценностные ориентиры, мотивационные силы своего поведения, человек становится активным субъектом общественной деятельности» [5, с. 102].
Исследования ученых к содержанию социокультурного подхода позволяют отнести: ценности нормы поведения и отношения между людьми, в т.ч. и нравственные; ценности идеала, определяющие направленность деятельности человека; ценности средства как инструмент удовлетворения потребностей человека; ценности цели, удовлетворяющие духовные и познавательные потребности человека; духовные ценности как отражение социокультурной среды [6, с. 108]. Следовательно, социальные и культурные ценности являются содержательной стороной социокультурного подхода.
В соответствии с данным подходом важнейшей функцией вуза как социального института является реализация целостной программы воспитания на основе восприятия и переосмысления первоначального контекста ценностей с целью сохранения и приумножения социокультурного опыта студенческой молодежи. Согласуясь с основными идеями, социокультурный подход создает возможности для реализации в современной системе образования вуза: целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей; обеспечивает естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру студенческую молодежь и педагогов; развивает социокультурную основу образования, обеспечивая преемственность профессионального опыта и знаний в высшей школе.
о ф
т
О СО
ф
со н
о ф
*
о
X
о
0
1
_0 ц
ф
ш н
2 ^ го ф
^ Ч ф
0
1
ф
И
с :х ф 8
Ф о
- 5
О Н
ф о
ф
.0 I
со
0
1
о О я
о
0
1
со
Важно и то, что социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами человека, формирует социокультурный стержень всех участников педагогического процесса. Основной социокультурной функцией является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную жизнь, формирования ее социальной активности. Следовательно, реализацию СКД через социокультурный подход мы определяем как целенаправленный, специально организуемый образовательной организацией процесс приобщения студенческой молодежи к культурным ценностям общества и активного включения самой личности в этот процесс.
Применительно к теме нашего исследования, развитию художественно-творческой активности студенческой молодежи способствует целенаправленная СКД, организуемая в социокультурной среде вуза. Социокультурный подход как способ изучения процесса развития художественно-творческой активности студенческой молодежи в СКД связан с креативно-деятельностным подходом.
Креативно-деятельностный подход ориентирует наше исследование на изучение явления творческой деятельности по созданию оригинального, идеального или материального продукта. В образовательной среде творческая деятельность организуется на основе педагогического взаимодействия через культурный диалог в двухстороннем процессе обмена информацией, где участвуют эмоции, воля, социальные чувства, процесс наполняется нравственным содержанием. Главной движущей силой здесь выступает сотворчество педагога-наставника и студента, их кооперация, свобода и § взаимоуважение выбора, включая кри-
5 тику и ошибки. Н.Н. Ростовцев в орга-s
^ низации творческой направленности
ш изобразительной деятельности выделяет
познавательные процессы, средства выразительности, логически организованный процесс, освоение инструментария, индивидуализацию изобразительной деятельности [12, с. 20].
Существенный вклад в исследование феномена творческой одаренности как проблемы креативного мышления внесли Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, Е.М. Яковлева. По мнению К.Г. Кре-четникова, основная цель креативной образовательной среды - «разбудить» в человеке творца и максимально развить заложенный в нем творческий потенциал [9]. Главной задачей становится развитие у студентов способностей к самостоятельному формированию новых знаний, умений, способов действий. Креативная форма обучения, используя традиционные механизмы логических построений, предполагает индивидуальный подход.
В рамках креативно-деятельностно-го подхода на основании существующей практики совершенствования творческих процессов можно выделить следующие способы развития художественно-творческой активности у студенческой молодежи: стимулирование индивида на творческие методы организации деятельности и мышления; постановка открытой проблемы с неопределенным итогом, продуктом деятельности, анализ процесса изобразительной деятельности студенческой молодежи, с переформулированием задачи или выходом за пределы тех ограничений, которые они сами на себя накладывают; иллюстрация многовариантности решений поставленной задачи, использование многослойно-сти заданий, при которых использование простых алгоритмов выводит студенческую молодежь на творческий уровень деятельности; метод экспертных оценок, использующий мнение квалифицированного специалиста (эксперта) о результатах деятельности индивида, или мнение молодежи.
Относительно нашего предмета исследования, креативно-деятельностный подход дает возможность изучить зако-
номерности активизации художественно-творческих процессов (мышление, воображение, фантазия, память, внимание). Следовательно, теория деятельности и ее реализация через креативно-дея-тельностный подход выступает ведущим принципом развития художественно-творческой активности молодежи в социально-культурной деятельности вуза. Только при самореализации личности на основе установки, интереса, выделения творческих проблем в изобразительной деятельности достигается развитие художественно-творческой активности.
Отметим, что реализация креатив-но-деятельностного подхода не позволяют четко представить характеристику индивидуальности, эмоциональной области жизни человека, его эстетических переживаний, столь характерные для художественно-творческой деятельности молодежи. Поэтому помимо креатино-деятельностного подхода в изучение проблемы развития художественно-творческой активности студенческой молодежи необходимо включить и личностно ориентированный.
Личностно ориентированный подход в отечественной педагогике разрабатывается с 80-х гг. XX века Е.Б. Бондаревской [3], В.В. Сериковым [12], И.С. Якиманской [16] и др. в связи с трактовкой воспитания как субъект - субъектного процесса. В центр концепции теории личностно ориентированного воспитания в условиях образования поставлен человек как уникальное социально-биологическое существо, обладающее неповторимой системой индивидуальных психологических особенностей, моральных и нравственных ценностей и ориентиров.
Личностно ориентированный подход обеспечивает успешность реализации через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей. Так же этот подход выделяет направленность человека как важнейшего качества, помимо опыта социума, в образовании личности. Организация на-
правленности индивида порождает процессы самоуправления, самовоспитания, самоконтроля, самооценки, самокоррекции деятельности. Уровень развития таких качеств определяет ориентацию личности в культурных ценностях. Это процесс возможно моделировать только на основе личностно-ориентированного подхода.
Е.Б. Бондаревская сущность личност-но ориентированного подхода связывает с мотивацией на саморазвитие, развитие нравственности и самосознания, воспитание чести и достоинства [3, с. 32]. Как методологическое основание личностно ориентированный подход реализует ряд функций: гуманитарная - как признание самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала; куль-туросозидательная (культурообразую-щая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры; социализация, которая предполагает усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта, необходимого для вхождения человека в жизнь общества. С точки зрения особенностей развития личности выделяются этапы становления человека через определенные фазы: адаптации, индивидуализации, интеграции.
Личностно ориентированный подход выступает как способ и как принцип художественно-творческой активности студенческой молодежи, подчиненной развитию творческого потенциала личности в СКД. Активность личности проявляет себя в волевых актах деятельности, самоопределении и самополагании человека как источника своего существования и развития. Художественно-творческая активность в рамках личностно-ориентированного подхода есть процесс и результат реализации творческого потенциала студенческой молодежи в социально-культурной деятельности.
о ф
т ср о m
ф
CG I— О
ф *
о
s
X
о о
X _D
Ц
ф ш I—
2 к
ГО ф
ср ч ф >s
о х ср
ф
H
1= IT ф 8
Ф о
- 5
О H
ф о
ф
_0 х ш
о х о О го
о о х m
Таким образом, личностно ориентированный подход изучает личность со стороны ее многозначности и полиструктурности; ее развитие рассматривается как субъективные преобразования, где личность изменяет сама себя. Поэтому личностно ориентированный подход в изучении художественно-творческой активности студенческой молодежи в СКД обеспечивает изучение субъективных свойств исследуемого нами феномена.
Проведенный анализ свидетельствует, что ведущим условием развития художественно-творческой активности студенческой молодежи на методологическом уровне является организация СКД на основе комплекса методологических подходов, включая системный, социокультурный, креативно-деятельностный и личностно ориентированный подходы. Возможность взаимодополнения данных подходов друг другом определяется внутренними связями между ними: системный подход (А.Н. Аверьянов, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.) позволил рассмотреть разрабатываемую модель в качестве педагогической системы, помог определить её структуру, содержание и связи между компонентами; социокультурный подход (А.С. Ахиезер, М.Е. Ду-ранов, М.С. Каган, К. Ясперс и др.) дал возможность рассмотреть социально-культурную деятельность как целенаправленный, специально организуемый образовательной организацией процесс приобщения молодежи к культурным ценностям общества и активного включения самой личности в этот процесс; креативно-деятельностный подход (К.А. Абульханова - Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) решил одну из основных задач, заключающуюся в возможности изучить закономерности активизации художественно-творческих процессов; личностно ориентированный § подход (Е.В. Бондаревская, В.П. Давы-5 дов, В.В. Сериков и др.) выступил как ^ способ и как принцип в изучении худо-ш жественно-творческой активности сту-
денческой молодежи, обеспечил изучение субъективных свойств исследуемого
нами феномена.
Библиографический список:
1. Афанасьев В.Г. Человек, компьютер, творчество // Советская педагогика. 1991. №5. С. 50-56.
2. Блауберг И.В. Становление и сущность системного. - М.: Изд-во «Наука», 1973. - 268 с.
3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. -С. 29-36.
4. Герасимова Н.Г. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2011. № 10. С. 172-174.
5. Гревцева Г.Я. Социализация школьников средствами гражданского воспитания: монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2011. - 345 с.
6. Дуранов И.И., Швачко Е.В. Педагогические проблемы социокультурного подхода: теория и практика: монография. - Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2010. - 147 с.
7. Дуранов М.Е., Ломакина И.С. Педагогическое управление обучением студентов как социокультурный процесс: учебное пособие. - Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2003. - 121 с.
8. Кирсанов А.А. Индивидуализация педагогической деятельности как педагогическая проблема: монография. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. -224 с.
9. Кречетников К.Г. Развитие креативности личности в высшей школе. Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития. 2010. №4. // [Электронный ресурс]: http: www.rb.ru/community/ articles/ articles/2010/01/18/115503.html.
10. Марков А.П. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие. - СПб: СПбГУП, 1997. - 147 с.
11. Наринская Н.Б. Условия и модель эффективной организации музыкально-творческой деятельности младших школьников в условиях ДМШ // Культурно-образовательная среда школьника: сб. науч. тр. - Чебоксары: ЧГПУ, 2004.
12. Ростовцев H.H. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. - М.: Просвещение, 1987. -176 с.
13. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: монография. - М., 1998 - 182 с.
14. Фишелева А.И. Развитие творческой активности младших школьников во внеклассных занятиях по курсу «Ху-
дожественная культура Урала» (На материале национально-регионального компонента образовательного стандарта Свердловской области): дисс. ... к.п.н. - Екатеринбург, 2001. -160 с.
15. Юдин Э.Г. Общая характеристика и уровни современного методологического знания. Методологические основы психологии: хрестоматия / сост. Д.В. Лубовский. - М.: АНО ПЭБ, 2008.
16. Якиманская И.С. Технология лич-ностно-ориентированного образования. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.
Поступила 05.12.15
Об авторе:
Ивченко Елена Викторовна, заведующий кафедрой декоративно-прикладного ис- |
кусства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения выс- ^
шего профессионального образования «Челябинская государственная академия культу- §
ры и искусств», (Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а), [email protected] о
ф
CG I—
О ф
Для цитирования: Ивченко Е.В. Основные теоретико-методологические подходы к проблеме развития художественно-творческой активности студенческой молодежи в со- | ш циально-культурной деятельности вуз // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 4. С. 139-146.
References: S %
Ф >S S о ф i с; ^ ю ^
H
1. Afanasyev V.G. A Man A Computer, Art. Sovietskaia Pedagogika. 1991. № 5. P. 50-56. [in Russian]
2. Blauberg I.V., Yudin E.G. The formation and the concept of the system approach. Moscow: "Nauka" 1973. [in Russian] 0
3. Bondarevskaya E.V. Value fundamentals of person-oriented development. Pedagogika. g 5
1995. № 4. P. 29-36. [in Russian]
4. Gerasimova N.G. Organization and pedagogical conditions of students' creative abilities development in cultural establishments. VestnikMosk. Gos. Un-ta Kultury i Iskusstv. 2011. o № 10. P. 172-174. [in Russian]
5. Grevsteva G.J. Socialization ofpupils by means of civil personal development. Chelyabinsk: | | Chelyabinsk State Pedagogical University, 2011. [in Russian] £
6. Duranov I.I., Shvachko E.V. Pedagogical problems of sociocultural approach: theory and practice. Chelyabinsk. State Academy of Culture and Arts. - Chelyabinsk, 2010. [in Russian]
7. Duranov M.E., Lomakina I.S. Pedagogical management of learning of students as a sociocultural process. Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. Chelyabinsk, 2003. [in Russian] ^ b
8. Kirsanov A.A. Individualization ofpedagogical activity as a pedagogical problem. Kazan: | |
T * - Ф
о g
Ф о
0 ф
т
1
ф
ф
о ф о
ф л
Kazan University, 1982. - 224 p. gj=
О го
9. Krechetnikov K.G. Development of a person creativeness in high education // [electronic resource] Pedagogiheskaia nauka: istoria, teoria, praktika, tendentsii razvitia. - 2010 №4 // http:www.rb.ru/community/articles/articles/2010/01/18/115503.html. [in Russian]
10. Markov A.P., Birzhenyuk G.M. Sociocultural modeling fundamentals. St. Petersburg: SPSUTU, 1997. [in Russian]
11. Narinskaya N. B. Conditions of a model of an effective organization of small schoolchildren musical and creative initiative in a children musical school. Kulturno-obrazovatelnaia sreda shkolnika. Cheboksary: CSPU, 2004. P. 112-118. [in Russian]
12. Rostovtsev N.N., Terentiev A.E. Development of creative abilities at art classes. Moscow: Prosveschenie, 1987. [in Russian]
13. Serikov V.V. Person-oriented education: looking for a new paradigm. Moscow, 1998 [in Russian]
14. Fisheleva A.I. Development of creative activity of small schoolchildren at out-of-school classed in "Artistic Culture of the Urals" (based on national and regional component of educational standard of Sverdlovskaya Oblast). Dis. ... Cand. Sci. (Education). Yekaterinburg, 2001. [in Russian]
15. Yudin E.G. General characteristics and levels of modern methodological science. Methodologicheskie osnovypsikhologii. Moscow: ANO PAB, 2008. P. 23-32. [in Russian]
16. Yakimanskaya I.S. Technology of person-oriented education. Moscow: Sentiabr, 2000. [in Russian]
About the author:
Ivchenko Elena Viktorovna, Head, Department of Decorative and Applied Arts, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts (Russia, Chelyabinsk, Str. Ordzhonikidze, 36-a), [email protected]
For citation: Ivchenko E.V. Basic theoretical and methodological approaches to the problem of development of student-age young people's artistic and creative initiative in social and cultural activity of an educational establishment // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 4. P. 139-146.
OQ Lli