СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
УДК 378
Е. В. Ивченко
соискатель ученой степени канд. пед. наук, Челябинская государственная академия культуры и искусств
E-mail: native_2010@mail.ru
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обосновывается актуальность проблемы развития художественно-творческой активности молодежи в социокультурной деятельности. Дается методологическое обоснование модели через комплекс научных подходов: системного, социокультурного, креативно-деятельностного, личностно ориентированного. Рассматривается структура указанной модели, описывается содержательное наполнение ее компонентов. Целевой компонент представлен определением нескольких целей, связанных с моделированием процесса развития художественно-творческой активности молодежи на основе изобразительной деятельности. Организационно-управленческий определяет содержание комплекса педагогических условий, способствующих развитию художественно-творческой активности молодежи в социально-культурной деятельности. Содержательно-деятельностный определяет содержательно-процессуальные особенности организации педагогического процесса развития художественно-творческой активности молодежи в социально-культурной деятельности и выстраивается на основе механизмов творческого процесса в изобразительной деятельности. Оценочно-результативный связан с формированием критериально-
диагностического инструментария оценки уровня развития художественно-творческой активности молодежи в СКД. Выделяется система принципов, являющаяся научным обеспечением педагогической модели: принцип преемственности, индивидуализации, гуманизации, креативности (творчества) и рефлексии. Выделены отличительные особенности данной модели.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, студенческая молодежь, художественнотворческая активность, процессы творчества, педагогическая модель, принципы реализации педагогической модели, компоненты модели, педагогические условия, принципы реализации педагогических условий, этапы творческой деятельности, критерии художественно-творческой активности
Для цитирования: Ивченко, Е. В. Модель развития художественно-творческой активности студенческой молодежи в условиях социально-культурной деятельности / Е. В. Ивченко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 4 (44). - С. 122-127.
Стратегию современного вузовского образования составляют субъективное развитие и саморазвитие личности студента, способного не только изучать имеющиеся образовательные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в социально-культурной деятельности.
На студенческую молодежь возлагается особая роль в обеспечении социальноэкономического и культурного развития общества. В то же время анализ научных трудов показал, что вопросы развития художественно-творческой активности молодежи в соци-
ально-культурной деятельности (СКД) разработаны явно недостаточно. В связи с этим возникла необходимость поиска новых подходов, педагогических условий и методик, способствующих развитию у молодежи художественно-творческой активности, в частности в социокультурной среде.
Художественно-творческая активность
молодежи является сложным социокультурным явлением, которое не возникает само собой, процесс ее развития станет более эффективным, если будет разработана и реализована модель развития художественно-творческой активности молодежи в СКД.
122
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Е. В. Ивченко
Модель развития художественно-творческой активности...
Для обоснования на методологическом уровне модели, обеспечивающей развитие художественно-творческой активности молодежи в СКД, применен комплекс подходов: системного, социокультурного, креативно-деятельностного, личностно ориентированного. Возможность взаимодополнения данных подходов друг другом определяется внутренними связями между ними: системный (И. В. Блауберг,
Э. Г. Юдин [3] и др.) позволил рассмотреть разрабатываемую модель в качестве педагогической системы, помог определить ее структуру, содержание и связи между компонентами; социокультурный (И. И. Дуранов [9], Р. А. Литвак [11] и др.) позволил рассмотреть СКД как целенаправленный, специально организуемый вузом процесс приобщения молодежи к культурным ценностям общества и активного включения самой личности в этот процесс; креативнодеятельностный (К. А. Абульханова-Славс-
кая [1], Л. С. Выготский [6], Д. Б. Богоявленская [4] и др.) решил одну из основных задач, заключающуюся в возможности изучить закономерности активизации художественнотворческих процессов; личностно ориентированный (Е. В. Бондаревская [5] и др.) выступил как способ и как принцип в изучении художественно-творческой активности молодежи, обеспечил изучение субъективных
свойств исследуемого нами феномена.
Опираясь на результаты реализации указанных подходов, мы разработали модель развития художественно-творческой активности молодежи в СКД, которая представляет собой интеграцию целевого, организационно-управленческого, содержательно-деятельностного,
оценочно-результативного компонентов.
Целевой компонент модели определяет несколько целей на различных уровнях:
- образования личности студента -приобщение к ценностям изобразительного искусства;
- развития творческой деятельности - реализация творческого потенциала;
- социокультурного развития личности студента - формирование эстетической культуры отношений;
- развития социально-культурной деятельности - социальная активизация личности путем занятия изобразительным творчеством, направленного на самореализацию студента. Установка на целедостижение связана с моделированием процесса развития художественнотворческой активности молодежи на основе изобразительной деятельности.
Организационно-управленческий компо-
нент модели определяет содержание комплекса педагогических условий, способствующих развитию художественно-творческой активности молодежи в социально-культурной деятельности.
Первое педагогическое условие - развитие изобразительного восприятия за счет погружения студентов в познавательную проблематику изобразительного творчества -построено на педагогическом сопровождении, организующем преднамеренное восприятие, которое характеризуется конкретными целями, задачами, обусловленными спецификой творческой изобразительной деятельности. Восприятие является образной базой развития творчества и выступает как процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств. Реализация данного условия требует учета принципов целостности, осмысленности, избирательности восприятия.
Второе педагогическое условие - ориентация студентов в изобразительной деятельности на решение творческих задач - предполагает реализацию эстетических возможностей, представленных в инструментальной выразительности, художественном восприятии, социально-культурной деятельности. При реализации данного условия необходимо учитывать принципы импровизации, художественной адаптации, комплементарности.
Третье педагогическое условие - стимулирование студентов на самостоятельную изобразительную деятельность. Самостоятельность является качественной характеристикой творческой активности. Именно при развитии самостоятельности происходит пере-
123
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Е. В. Ивченко
Модель развития художественно-творческой активности...
ход из репродуктивного типа в творческий характер деятельности. Цель развития самостоятельности студентов состоит в превращении личности из объекта в субъект образовательной деятельности, целеосмысленном саморазвитии творческой изобразительной деятельности. Самостоятельная деятельность студентов основана на механизмах рефлексии. Реализация данного условия требует учета принципов сотрудничества, сознательности, активности.
Анализ исследований (П. К. Анохин [2], Д. Б. Богоявленская [4], Р. А. Литвак [11] и др.) показал, что развитие художественнотворческой активности молодежи в социально-культурной деятельности должно основываться на системе принципов. Научным обеспечением модели выступают следующие педагогические принципы: преемственности,
индивидуализации, гуманизации, креативности, рефлексивности.
Содержательно-деятельностный компонент модели определяет содержательнопроцессуальные особенности организации педагогического процесса развития художественно-творческой активности молодежи в социально-культурной деятельности и выстраивается на основе механизмов творческого процесса в изобразительной деятельности. Выбор методов, форм и средств обуславливает содержание программы развития художественно-творческой активности молодежи в изобразительной деятельности, выделена этапная логика данного процесса. Методическое обеспечение программы способствует решению творческих задач.
Развитие художественно-творческой активности молодежи в социально-культурной деятельности носит этапный характер. Первый этап ориентирует студентов на организацию изобразительного восприятия, изучение изобразительной выразительности средствами графики. Второй направлен на освоение инструментальных приемов изобразительной выразительности. Третий предполагает индивидуализацию изобразительных навыков студентов через организацию самостоятельной изобразительной деятельности.
Оценочно-результативный компонент модели связан с формированием критериально-диагностического инструментария оценки уровня развития художественно-творческой активности молодежи в СКД (критерии: когнитивный, деятельностный и личностный компоненты).
При анализе изобразительных форм художественного творчества были выделены основные показатели, которые явились предметом оценки развития художественнотворческой активности молодежи в СКД. К ним мы отнесли:
- знания в сфере социально-культурной деятельности и познавательный интерес, характеризующие освоение проблемно-познавательного уровня содержания изобразительной деятельности;
- изобразительные умения и навыки, раскрывающие процесс освоения инструментального опыта;
- личностные качества: самостоятельность (самоорганизация личности в изобразительной деятельности), оригинальность изобразительных работ (эмоционально-образное освоение изобразительной выразительности), критичность (развитие рефлексивнооценочного компонента личности студента).
Для оценки результатов проводимой работы по развитию художественно-творческой активности молодежи в СКД на основе выявленных показателей были выделены уровни художественно-творческой активности молодежи:
- высокий уровень художественнотворческой активности молодежи в социальнокультурной деятельности, отличающийся устойчивой направленностью интересов в области изобразительного искусства, настойчивостью в достижении творческих результатов, способностью к самодеятельности;
- средний, характеризующийся положительным отношением к изобразительной деятельности; проявлением самостоятельности при выстраивании последовательности действий; настойчивостью в достижении ожидаемых результатов;
124
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Е. В. Ивченко
Модель развития художественно-творческой активности...
- низкий уровень отражает репродуктивно-подражательный характер изобразительной деятельности; потребность внешнего стимулирования в организации деятельности; неуверенность в своих решениях.
Научным обеспечением педагогической модели выступают принципы: преемственности, индивидуализации, гуманизации, креативности, рефлексии. Остановимся на содержании указанных принципов.
Принцип преемственности позволяет объединить и иерархизировать отдельные учебные ситуации в единый целостный образовательный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мира (Р. А. Литвак [11]), поэтому он рассматривает организацию образовательного развития, опираясь на предыдущие этапы освоения знаний, характера и способов деятельности.
Принцип индивидуализации (Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская, В. И. Загвязинский,
А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. В. Сериков, Б. Ф. Скинер, К. Д. Ушинский, Б. Ф. Шаталов и др.) констатирует, что помимо учета особенностей студентов необходима иная организация условий обучения, которая востребует их субъективный опыт. Формами индивидуализации обучения являются индиивидуализиро-ванные творческие задания, индивидуальные консультации и собеседования, оказание индивидуальной помощи обучаемым, самостоятельная работа и др. Разделяя мнение Г. Я. Гревцевой [7], считаем, что самостоятельная работа имеет и воспитательное значение. Она приучает принимать на себя ответственность самостоятельно решать творческие задачи и профессиональные проблемы, находить конструктивные решения.
Принцип гуманизации - это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности, зани-
мающей центральное место в структуре общественных отношений [10, с. 93].
Принцип креативности (творчества) предполагает создание условий для творческого развития учащихся в атмосфере сотрудничества и сотворчества. По мнению
В. В. Давыдова [8], креативная деятельность активизирует мышление, формирует готовность к саморазвитию. Принцип творчества отражает условия успешной интеграции личности в современную общественную жизнь (Д. Б. Богоявленская) [4], поэтому развитие творческих способностей на сегодня является неотъемлемой частью жизненного успеха молодого человека.
Принцип рефлексии. Рефлексия отражает самопознание, осмысление своих поступков и действий, целей своей жизнедеятельности, саморегуляцию, самоконтроль, умение рефлексировать означает самокорректировать (П. К. Анохин [2]). Следовательно, рефлексивный принцип выступает атрибутом креативной (творческой) деятельности.
Разработанная модель обладает отличительными особенностями: актуализацией
культурных ценностей путем освоения изобразительной деятельности, включающих ориентацию на ценности творческой самореализации в художественно-творческой активности; открытостью, отражающей способность к развитию и взаимодействию с внешней средой; персонали-зированностью, ориентирующей на неповторимую личность студента.
Научно-методическое сопровождение процесса развития художественно-творческой активности молодежи в социально-культурной деятельности способствует более успешной активизации опыта творческой деятельности и является актуальным и действенным при развитии художественно-творческой активности молодежи в социально-культурной деятельности в
образовательном пространстве академии культуры и искусств.
125
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Е. В. Ивченко
Модель развития художественно-творческой активности...
1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. - Москва: Наука, 1991. - 335 с.
2. Анохин, П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: избр. тр. / П. К. Анохин; отв. ред. Ф. В. Константинов, Б. Ф. Ломов, В. Б. Швырков; АН СССР, Ин-т психологии. - Москва: Наука, 1978. - 399 с.
3. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - Москва: Наука, 1973. - 268 с.
4. Богоявленская, Д. Б. Вчера и сегодня психологии творчества / Д. Б. Богоявленская // Творчество искусства - искусство творчества / под ред. Л. Дофмана и др. - Москва: Наука: Смысл, 2000. -
С. 187-198.
5. Бондаревская, Е. Б. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. Б. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; послесл. В. В. Давыдова. - Москва: Педагогика-Пресс, 1999. - 533 с.
7. Гревцева, Г. Я. Принципы подготовки студентов к воспитательной работе / Г. Я. Гревцева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - № 4 (40). - С. 131-136.
8. Давыдов, В. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. -С. 3-18.
9. Дуранов, И. И. Педагогические проблемы социокультурного подхода: теория и практика: моногр. / И. И. Дуранов, Е. В. Швачко; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 147 с.
10. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. -Москва: ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
11. Литвак, Р. А. Социокультурное образование и развитие личности будущего специалиста: теория и практика / Р. А. Литвак, М. Е. Дуранов, И. И. Дуранов. - Москва: ВЛАДОС, 2009. - 242 с.
Получено 31.08.2015
E. Ivchenko
applicant of a scientific degree of Candidate of Pedagogic Sciences, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts E-mail: native_2010@mail.ru
THE DEVELOPMENT MODEL OF ARTISTIC AND CREATIVE INITIATIVE OF YOUNG PEOPLE IN THE CONTEXT OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY
Abstract. The author explains the urgency of the problem of artistic-creative development of young people in social-cultural activities and methodologically substantiates the model through a complex of such scientific approaches as systems, social-cultural, creative-action and personality-oriented ones. The article discloses the structure of an artistic-creative youth activity model under the circumstances of a university social-cultural activity. It also describes its substantial components including the objective one which determines several goals, connected with the modeling of artistic-creative activity development process of youth based on visual activity. Organizational-managerial component of the model determines the content of a complex ofpedagogical conditions promoting to develop artistic-creative activity of young people in social-cultural activity. Substantial-action component of the model determines substantial-procedural peculiarities of arrangement of teaching process of development of young people artistic-creative activity in social-cultural activity and is based on the mechanisms of creative process in visual arts activity. Valuation-efficient component of the model is connected with the formation of criteria-diagnosis tools of valuating the development level of artistic-creative activity of young people participating in the
126
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Е. В. Ивченко
Модель развития художественно-творческой активности...
social-cultural activities. The author also points out the system of principles as a scientific ensuring of the pedagogical model. Among them are: succession principle, principle of individualization, principle of humanization, creativity and reflection principles. The given model’s peculiarities have also been determined.
Keywords: social and cultural activity, student-age young people, artistic and creative initiative, creative processes, pedagogical principles, pedagogical model realization principles, model components, pedagogical conditions, pedagogical conditions realization principles, creative activity stages, artistic and creative initiative criteria
For citing: Ivchenko E. 2015. The development model of artistic and creative initiative of young people in the context of social and cultural activity. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 4 (44): 122-127.
References
1. Abulkhanova-Slavskaia K. 1991. Deyatel'nost' i psikhologiya lichnosti [Activities and personality psychology]. Moscow: Nauka. 335 p. (In Russ.).
2. Anokhin P. 1978. Filosofskie aspekty teorii funktsional'noy sistemy [Philosophical aspects of the theory of functional systems]. Konstantinov F., Lomov B., Shvyrkov V. ed.; USSR Academy of Sciences, Institute of psychology. Moscow: Nauka. 399 p. (In Russ.).
3. Blauberg I., Iudin E. 1973. Stanovlenie i sushchnost' sistemnogo podkhoda [Formation and essence of a systematic approach]. Moscow: Nauka. 268 p. (In Russ.).
4. Bogoiavlenskaia D. 2000. Yesterday and today the psychology of creativity. Tvorchestvo iskusstva - iskusstvo tvorchestva [Creative art - the art of creativity]. Dofman L. et al, ed. Moscow: Nauka: Smysl. P. 187-198. (In Russ.).
5. Bondarevskaia E. 1995. Valuable bases of personality-oriented education. [Pedagogika] Pedagogy. № 4: 29-36. (In Russ.).
6. Vygotskii L. 1999. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational Psychology]. Davydov V., afterword. Moscow: Pedagogika-Press. 533 p. (In Russ.).
7. Grevtseva G. 2014. Princeples of students’ preparation to educational activity. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 4 (40): 131-136. (In Russ.).
8. Davydov V., Kudriavtsev V. 1997. Develop education: the theoretical bases of continuity of preschool and elementary school level. Voprosy Psichologii. № 1: 3-18. (In Russ.).
9. Duranov I., Shvachko E. 2010. Pedagogicheskie problemy sotsiokul'turnogo podkhoda: teoriya i praktika [Pedagogical problems of socio-cultural approach: theory and practice]. Chelyabinsk. Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 147 p. (In Russ.).
10. Evladova E., Loginova L., Mikhailova N. 2002. Dopolnitel'noe obrazovanie detey [Additional education of children]. Moscow: VLADOS. 352 p. (In Russ.).
11. Litvak R., Duranov M., Duranov I. 2009. Sotsiokul'turnoe obrazovanie i razvitie lichnosti budushchego spetsia-lista: teoriya i praktika [Socio-cultural education and the development of the future specialist: theory and practice]. Moscow: VLADOS. 242 p. (In Russ.).
Received 31.08.2015
127
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)