ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА FINANCIAL, TAXATION AND MONETARY POLICY
Научная статья УДК 339.926 EDN GDZACE
DOI 10.17150/2500-2759.2024.34(4).573-581
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
М.А. Клишина, Е.В. Михина, А.И. Евич
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
Информация о статье
Дата поступления 27 августа 2024 г.
Дата принятия к печати 17 декабря 2024 г.
Дата онлайн-размещения 25 декабря 2024 г.
Ключевые слова
Проектное финансирование; Фабрика проектного финансирования; рынок проектного финансирования; отраслевая и территориальная структура рынка проектного финансирования; инвестиционный проект
Финансирование
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы, раскрывающие значимость проектного финансирования как инструмента достижения национальных целей развития России. Авторами отмечены проблемы нормативно-правового, финансового и организационного характера, сложившиеся к настоящему времени в сфере проектного финансирования в России, перечислен комплекс мер по их решению с учетом основных направлений, предусматривающий активное развитие технологий проектного финансирования в нашей стране. Приведен ряд примеров, подтверждающих успешность программы «Фабрика проектного финансирования» в рамках реализации инвестиционных проектов как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. С целью формирования представления о глобальных трендах на мировом рынке проектного финансирования изучены основные тенденции в развитии зарубежной практики проектного финансирования, на основе которых выявлены структурные, отраслевые и территориальные изменения, происходящие на мировом рынке инвестиций. На примере ФРГ рассмотрены подходы, реализуемые в зарубежной практике проектного финансирования: отмечены перспективные позиции и инструменты проектного финансирования, применяемые за рубежом, способные оказать положительное влияние на укрепление данного процесса в Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития проектного финансирования с учетом текущих и перспективных мировых и национальных потребностей.
Original article
MAIN TRENDS IN FOREIGN EXPERIENCE IN PROJECT FINANCE
Marina A. Klishina, Elena V. Mikhina, Alexander I. Evich
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, the Russian Federation
Article info
Received August 27, 2024
Accepted December 17, 2024
Available online December 25, 2024
Abstract
The article discusses issues that reveal the importance of project financing as a tool for achieving Russia's national development goals. The authors noted the problems of a regulatory, financial and organizational nature that have developed to date in the field of project financing in Russia, and listed a set of measures to solve them, taking into account the main directions, providing for the active development of project financing technologies in our country. A number of examples are given that confirm the success of the «Project Financing
© Клишина М.А., Михина Е.В., Евич А.И., 2024
Keywords
Project finance; Project Finance Factory program; global project finance market; sectoral and territorial structure of the project finance market; investment project
Acknowledgements
The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under a state assignment to the Financial University under the Government of the Russian Federation
Factory» program in the framework of the implementation of investment projects both in the Russian Federation and abroad. In order to form an idea of global trends in the global project finance market, the main trends in the development of foreign project finance practices have been studied, on the basis of which structural, sectoral and territorial changes occurring in the global investment market have been identified. Using the example of Germany, the study examined the approaches implemented in the foreign practice of project financing, i.e. promising positions and instruments of project financing that are used abroad and can have a positive impact on strengthening this process in the Russian Federation. The authors concluded that there is a need for further development of project financing, taking into account current and future global and national needs.
Необходимость укрепления экономического потенциала России, как ответная реакция на внешнеполитические вызовы, требует основательной проработки целого ряда вопросов, связанных с развитием базовых производств и видов деятельности, обеспечивающих безопасность нашего общества. Несомненно, к числу таковых следует отнести инвестиционную деятельность, развитие которой во многом предопределяет успешное функционирование всего спектра отраслей и сфер жизнеобеспечения народнохозяйственного комплекса России.
Приоритетным направлением, способным оказать положительное влияние на дальнейшее развитие инвестиционных процессов в Российской Федерации, выступает проектное финансирование. Проблемам его развития и дальнейшего совершенствования в отечественной литературе уделяют внимание такие авторы, как Т.А. Блошенко [1], А.А. Возжова и О.Н. Руденко [2], А.И. Мастеров и Е.В. Ми-хина [3], И.А. Никонова [4], В.В. Понкратов [5], А.В. Чернов [6]. В их работах рассматриваются вопросы терминологии, возникновения и развития проектного финансирования, отмечается его значимость и перспективность применения в качестве финансового инструмента, способствующего активизации инвестиционных процессов в стратегически важных отраслях и видах деятельности, подчеркивается необходимость дальнейшей работы по устранению текущих трудностей в реализации проектов и предлагаются варианты их решения. Среди представленных в отечественной литературе определений проектного финансирования наиболее удачным следует признать формулировку, предложенную А.В. Черновым, который считает, что «...проектное финансирование можно определить как форму синдицированного
финансирования инвестиционных проектов, предназначенную для долгосрочных инфраструктурных и промышленных проектов при поддержке государства» [6].
Насчитывая более полувековой опыт применения в мировой практике, в нашей стране проектное финансирование стало развиваться с начала 2000-х гг. К настоящему времени в России сделаны немалые шаги в укреплении и расширении возможностей применения данного финансового инструмента. Однако по-прежнему вопросы изыскания достаточного объема средств и снижения инвестиционных рисков являются решающими для будущего проектного финансирования в России. Поступательное движение проектного финансирования в России осложняет несовершенство правовой базы, отсутствие должного качества заключаемых контрактов и механизма защиты интересов сторон, политическая и финансовая нестабильность, проблемы глобального характера.
Текущий этап развития проектного финансирования в России связан с принятием в 2018 г. программы «Фабрика проектного финансирования». В рамках данного проекта были заложены правовые основы, определяющие вектор развития проектного финансирования, принят Федеральный закон «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 декабря 2017 г. № 486-ФЗ, выстроена институциональная система, приняты программные документы, в которых определен механизм и полномочия участников данного процесса, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2022 г. № 1374 утвержден паспорт инвестиционного проекта программы «Фабрика проектного финансирования». Ключевая роль в обеспечении процесса, предусмотренного принятой
программой, отводится российской госкорпорации развития ВЭБ.РФ, которая в вопросах реализации крупных инвестиционных проектов тесно сотрудничает с Центральным банком РФ и коммерческими банками. Можно сказать, что в стране происходит своего рода переосмысление уже наработанных технологий проектного финансирования, для дальнейшего активного развития которого на отечественном инвестиционном рынке необходимо:
- разработать методологическое обоснование инвестиционных проектов, способствующее обеспечению поставленных целей и результатов;
- активно стимулировать внутренний спрос на инвестиции;
- проводить гибкую монетарную политику, включающую снижение процентных ставок, сдерживание инфляции и укрепление национальной валюты;
- улучшать инвестиционный климат, в том числе за счет принятия действенных законов, гарантирующих защиту прав и интересов участников проекта;
- повышать качество проводимых экспертных работ, предшествующих заключению контрактов и соглашений;
- обеспечивать четкий контроль и поддержку деятельности в сфере финансов.
Масштаб поставленных вопросов и задач, которые предполагается решать с помощью проектного финансирования, требует обращения к опыту, накопленному по данному вопросу в других странах.
С целью формирования представления о глобальных трендах на мировом рынке проектного финансирования обратимся к данным, характеризующим общую направленность его развития, динамику, территориальный охват и отраслевые тенденции за 2020-2022 гг.
По данным ежегодного публикуемого пресс-релиза от Global Project Finance Review1 объем мирового рынка проектного финансирования к концу 2022 г. достиг рекордной цифры — 363,1 млрд долл. США, что на 30,8 % превышает показатели уровня 2020 г. При этом количество инвестиционных проектов в анализируемом периоде выросло только на 5,7 %.
Это позволяет предположить увеличение числа крупных проектов и емкости проектного финансирования в денежном эквиваленте (табл. 1). Изучение территориальной структуры размещения займов, предоставленных в рамках проектного финансирования, позволяет выделить такие крупные регионы, как Северная Америка, Европа, Австралия, на долю которых в 2022 г. приходилось соответственно 31,9, 30,6 и 11,9 % в общем объеме займов.
Анализ мирового рынка проектного финансирования показывает, что основными трендами в его развитии выступают такие отрасли, как электроэнергетика, транспорт-
1 Global Project Finance Review Full Year 2022 //
Ijonline.Store. URL: www.ijonline.com (дата обращения: 08.04.2024).
Ф П ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч
2 О м 4
ы
Z
ю
(Л
■ч ы
Таблица 1
Динамика мирового рынка проектного финансирования в 2020—2022 гг.*
Регион/страна 2020 2021 2022 Темп роста / снижения 2022 г. к 2020 г., %
Сумма, млн долл. США Количество проектов, ед. Сумма, млн долл. США Количество проектов, ед. Сумма, млн долл. США Количество проектов, ед.
Америка, всего 88 337,7 361 95 939,4 377 143 833,3 386 162,8
в том числе: Северная Америка 67 419,5 217 67 114,7 223 115 728,7 226 171,7
ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка) 125 643,6 349 148 162,2 354 149 511,8 357 119,0
в том числе: страны Ближнего Востока 21 488,7 19 40 135,1 21 29 852,0 15 138,9
Европа 82 213,1 308 101 475,8 311 112 042,4 315 136,3
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Япония 63 632,0 191 61 756,1 187 69 753,9 210 109,6
в том числе: Австралия 27 517,6 55 31 101,3 69 43 360,2 78 157,6
Япония 7 987,8 33 10 948,7 38 4 214,9 32 52,8
Азия 28 126,6 103 27 703,9 80 22 178,8 100 78,9
Всего 277 613,4 901 305 857,7 918 363 099,0 953 130,8
* Составлена по данным: Global Project Finance Review full year 2020, 2021, 2022. ISSN 2500-2759
во
МП
M N 1Л
ä &
О
«
N
0 N
£ ë
1
iE э
ф *
п *
(О
"(3 £
« СО
®
15 со
ная инфраструктура и телекоммуникации. В отраслевом разрезе, несмотря на ежегодное снижение доли (с 47,8 % в 2020 г. до 34,8 % в 2022 г.), общемировым лидером по-прежнему оставалась электроэнергетика, объемы вложений в которую в 2022 г. составили 126,5 млрд долл. США (табл. 2). Также в состав лидеров отраслевого сегмента проектного финансирования на протяжении исследуемого периода прочно входят проекты, реализуемые в нефтегазовом секторе, на транспорте и в сфере телекоммуникаций: на их долю в общем объеме выданных кредитов в 2022 г. приходится 47,2 % проектов2. Из приведенных данных (табл. 2) следует, что проектное финансирование в большей степени охватывает капиталоемкие отрасли, составляющие значительную часть национальной экономики, имеющие стабильно возрастающий доход. Снижение в 2022 г. количества проектов в нефтегазовой отрасли объясняется, по мнению научного сообщества, «...переливом инвестиций в сферу разработки проблемных вопросов возобновляемой и альтернативной энергетики, разработкой которых в большей степени занимаются страны, не имеющие
собственных запасов топливных ресурсов, импортирующие газ, нефть, уголь» [2].
Одновременно с этим присутствует явное отставание инвестиций в таких важных отраслях, как сельское и лесное хозяйство (за 2020-2022 гг. в общей сложности реализовано лишь три проекта на общую сумму 160,5 млн долл., при этом в 2021 г. ни одного проекта реализовано не было), переработка отходов (всего 18 проектов на сумму 5 102 млн долл.), водоснабжение и канализация (47 проектов на общую сумму 10 938,3 млн долл.).
Территориальный и отраслевой анализ тенденций проектного финансирования на общемировом уровне в 2020-2022 гг. позволил выявить некоторые отличия и предпочтения при вложении денежных средств, которые отдаются в странах разных регионов тому или иному виду деятельности3.
В частности, в странах Америки наибольшей популярностью среди инвесторов пользуется электроэнергетика: 264 транзакции на сумму 56,6 млрд долл. США, что на 10 % больше по сравнению с 2021 г.
2 Global Project Finance Review Full Year 2022. URL: www.ijonline.com (дата обращения: 08.04.2024).
3 Project finance — outlook for 2023 // Acuity Knowledge Partners. URL: https://www.acuitykp.com/ blog/project-finance-outlook-for-2023 (дата обращения: 08.04.2024).
Отраслевые параметры объемов проектного финансирования и количества проектов на мировом рынке в 2020—2022 гг.*
Таблица 2
Сектор проектного финансирования 2020 2021 2022
Сумма, млн долл. США Количество, ед. % от общей суммы Сумма, млн долл. США Количество, ед. % от общей суммы Сумма, млн долл. США Количество, ед. % от общей суммы
Энергетика 132 761,5 620 47,8 129 376,3 616 42,3 126 466,9 616 34,8
Нефть и газ 64 237,7 66 23,1 57 855,1 69 18,9 71 739,4 58 19,8
Транспорт 34 062,3 88 12,3 41 182,9 87 13,5 56 809,3 99 15,6
Телекоммуникации 13 035,9 32 4,7 20 628,8 36 6,7 42 971,8 49 11,8
Промышленность 10 611,2 14 3,8 14 247,3 11 4,7 21 889,0 13 6,0
Добывающие отрасли 6 324,4 21 2,3 6 956,0 19 2,3 10 449,3 20 2,9
Нефтехимия 5 239,9 12 1,9 14 388,4 12 4,7 10 736,0 15 3,0
Досуг и недвижимость 4 380,0 22 1,6 15 387,5 46 5,0 18 632,2 63 5,2
Переработка отходов 3 592,2 4 1,3 373,3 5 0,1 1 136,5 9 0,3
Вода и канализация 3 315,9 21 1,88 5 462,1 17 1,8 2 160,3 9 0,6
Сельское и лесное хозяйство 52,5 1 0,02 108,3 2 0
Всего 277 613,4 901 100 305 857,7 918 100 363 099,0 953 100
* Составлена по данным: Global Project Finance Review full year 2020, 2021, 2022.
В регионе ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка) в 2022 г. инвестиции в телекоммуникационный сектор составили 35 млрд долл. США, демонстрируя бурный рост (на 84 %) в сравнении с 2021 г.
В отраслевой структуре кредитов проектного финансирования в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Японии в 2022 г. лидировал транспортный сектор с объемом 21 млрд долл. США по 30 сделкам, что в сравнении с 2021 г. составляет рост на 73 %4.
Основываясь на анализе показателей (см. табл. 1, 2), а также учитывая макроэкономические тенденции и политические изменения, происходящие в мире в течение последнего десятилетия, можно отметить ряд факторов, оказывающих как прямое, так и опосредованное влияние на вектор развития мирового рынка проектного финансирования:
1. Дефицит финансирования и острая потребность во всем мире в качественной и развитой инфраструктуре. По экспертным оценкам это требует ежегодных расходов на глобальную инфраструктуру в размере порядка 3,9 трлн долл. США. К примеру, наличие чистой питьевой воды, средств канализации, бесперебойной подачи электричества и ряда других важнейших ресурсов напрямую зависит от новой и модернизированной инфраструктуры.
2. Финансовый кризис и обострение геополитической обстановки. Эти явления способствовали развитию государственно-частного партнерства (ГЧП) в инвестиционной сфере. Более 134 развивающихся стран используют ГЧП, на долю которых приходится 15-20 % от общего объема инвестиций в инфраструктуру.
3. Волатильность цен на нефть и газ. Например, рост цен на нефть на Ближнем Востоке позволил региону оправиться от финансового кризиса, за счет чего финансирование проектов в этом регионе увеличилось с 2020 по 2022 г. на 38,9 %, достигнув по стоимости 29,85 млрд долл. США.
4. Пандемия, которая привела к временным перебоям в спросе и операциях, что в конечном итоге привело к значительным потерям доходов в рамках проектного финансирования, снизив возможности банков, инвесторов и государства.
5. Растущая потребность в возобновляемых источниках энергии из-за опасений по
4 Gesetz über die Kreditanstalt für Wiederaufbau // Law Concerning Kreditanstalt für Wiederaufbau. URL: https://www.kfw.de/PDF/Download-Center/KfW-Gesetz/KfW-Gesetz-DE-EN.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
поводу изменения климата и требований свести к минимуму зависимость от ископаемого топлива.
6. Негативные тенденции на мировом рынке зеленых, социальных, устойчивых и связанных с устойчивым развитием облигаций (GSSSB). В 2022 г. его показатели не достигли уровня 2021 г. Но рост процентных ставок в 2023 г. замедлился и глобальный выпуск облигаций немного вырос. Выпуск GSSSB увеличился примерно с 850 млрд долл. в 2022 г. до 1 трлн долл. в 2023 г. Именно за счет данного источника покрывается дефицит финансирования для борьбы с изменением климата.
7. Большая потребность в развитии технологий, способных улавливать и хранить углерод (CCS). Их развитие будет продолжено, поскольку все больше предприятий берут на себя обязательство отказаться от выбросов углекислого газа. С января по середину сентября 2022 г. во всем мире было объявлено о 61 новом проекте CCS.
8. Формирование и развитие технологий будущего: зеленый водород, аккумуляторный бизнес (долгосрочный энергетический сдвиг требует строительства большего числа батарей), разработка и реализация проектов возобновляемой энергетики.
Главная идея программы «Фабрика проектного финансирования» заключается в создании организационно-правовых, административных и финансовых условий, направленных на формирование принципиально нового механизма привлечения инвестиций и выдачу кредитов на реализацию инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики. В числе причин, вызвавших потребность разработки механизма программы «Фабрика проектного финансирования», — необходимость активизации инвестиционных процессов по стране в целом и незначительный вес проектного финансирования в общей сумме инвестиций в России.
За время функционирования программы «Фабрика проектного финансирования» также было реализовано множество различных инвестиционных проектов как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В ряду самых крупных проектов разработка Удоканского медного месторождения в Забайкальском крае (проект «Удоканская медь») и освоение Черногорского месторождения медно-никелевых руд на Таймыре. Стоимость первого составила 230 млрд р., объем синдицированного кредита около 140 млрд р. (1,79 млрд долл.), срок реализации проекта — пять лет (2019-2023 гг.). Общая стоимость второго проекта оцени-
ф
п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а
и ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч
2 О м 4
ы
Z
10
(Л
■ч ы
вается в 240 млрд р., объем синдицированного кредита, предоставленного ВЭБ.РФ и ВТБ, — 180 млрд р. Также к числу крупных проектов относится строительство угольного морского порта «Суходол» на Дальнем Востоке общей стоимостью 180 млрд р. и строительство электрометаллургического комплекса ООО «Эколант» (ОМК), общая стоимость которого оценена в 150 млрд р.5
Одним из крупных перспективных проектов на территории Российской Федерации является проект по созданию судоремонтного кластера в Петропавловске-Камчатском. Он носит отраслевой характер и востребован в том числе в рамках программы импорто-замещения. Несмотря на технологические сложности в его реализации и длительный период окупаемости за счет механизма «Фабрики проектного финансирования» имеется реальная возможность его практической реализации.
Отраслевой состав крупнейших проектов, реализуемых Российской Федерацией за рубежом, представлен промышленными отраслями (добыча, переработка, транспортировка полезных ископаемых). В качестве примера можно привести строительство газопровода «Голубой поток» (участниками в равных долях являются российский «Газпром» и итальянская «Eni»), стоимостью 3,2 млрд долл. США. Крупным международным проектом с российским участием (ОАО «Газпром») является строительство трубопровода «Северный поток» (бюджет 7,4 млрд евро)6.
Развитие отечественного рынка проектного финансирования предполагает обращение к опыту, накопленному в этой сфере зарубежными институтами развития с довольно длительным периодом функционирования. К числу таковых можно отнести Кредитную организацию для восстановления (Kreditanstalt für Wiederaufbau, KfW) в ФРГ, деятельность которой ведет начало с ноября 1948 г. Остановимся подробнее на ее ключевых особенностях и направлениях.
Деятельность KfW регулируется Законом о Кредитной организации для восстановления от 5 ноября 1948 г. (Gesetz über die Kreditanstalt für Wiederaufbau)7. Являясь
5 Крупнейшие проекты с привлечением проектного финансирования в России и в мире // Магазин исследований. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/448 (дата обращения: 11.04.2024).
6 Крупнейшие проекты с привлечением проектного финансирования в России и в мире. URL: https://marketing. rbc.ru/articles/448 (дата обращения: 11.04.2024).
7 Gesetz über die Kreditanstalt für Wiederaufbau.
URL: https://www.kfw.de/PDF/Download-Center/
акционерным обществом, KfW активно участвует в проектном финансировании, оказывая поддержку в реализации инвестиционных проектов в отраслях «зеленой экономики» (производство возобновляемой энергии, электротранспорта, строительство новых энергоэффективных зданий и повышение энергоэффективности существующих зданий путем реконструкции) и применяя ограничения в отношении отраслей, «недружественных окружающей среде». Исследователи отмечают решающую роль, сыгранную KfW в преодолении экономических последствий пандемии covid-19 в Германии, весомую роль банка в преодолении климатического кризиса. На основании этого сложилось мнение, что институты развития потенциально могут стать элементом инфраструктуры «зеленого перехода»[7].
По данным отчета KfW за 2022 г., общая сумма предоставленного финансирования (Fördervolumen) за год составила 166,9 млрд евро, что является историческим рекордом и на 56 % превышает показатель предшествующего года (107 млрд евро)8.
KfW осуществляет достаточно гибкую кредитную политику и предлагает схемы финансирования прежде всего для коммерческих организаций в виде разнообразных банковских гарантий, предоставляемых для создания нового бизнеса, покупки или расширения существующего малого, среднего и крупного бизнеса, проектов в сфере цифровизации и инновационной деятельности, в области противодействия изменениям климата, поиска источников возобновляемой энергии, осуществляет поддержку частных инвесторов.
В рамках ГЧП KfW оказывает поддержку частным инвесторам. При этом частных инвесторов может быть больше одного, для участия в программе каждый из них должен получить банковскую гарантию. Но присутствуют исключения: KfW не поддерживает проекты и предприятия в определенных видах деятельности (производство или торговля продуктами, подпадающими под национальные или международные правила ограничения или запрета; производство или незаконный оборот спорного оружия или его важных компонентов; производство радиоактивных материалов или торговля ими и т.д.).
KfW-Gesetz/KfW-Gesetz-DE-EN.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
8 Finanzbericht 2022 // KfW Financial Report 2022. URL: https://www.kfw.de/PDF/Download-Center/Finanzpub-likationen/PDF-Dokumente-Berichte-etc/3_Finanzberichte/ Finanzbericht_2022.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
В области разработки проектов экологически чистого транспорта (включая производство транспортных средств, создание физической инфраструктуры и информационных технологий) возможность получения кредита доступна как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций и предоставляется в двух вариантах: на стандартных или индивидуальных условиях (различия в объеме кредитования, процентной ставке, обеспечении, графике выплат и наличии банковской комиссии).
Весьма интересным направлением кредитования является реализация проектов по реконструкции существующих жилых и нежилых помещений в жилые помещения высокого класса энергоэффективности. Данный вид банковской гарантии доступен как организациям, так и физическим лицам, предусматривает субсидирование со стороны федерального правительства при посредничестве KfW. Необходимым условием получения финансирования является разработка или экспертиза проекта реконструкции экспертом, аккредитованным Немецким энергетическим агентством (DENA), при этом 50 % стоимости услуг эксперта компенсируется государством.
В состав условий предоставления кредитов чаще всего входят такие параметры, как время работы заемщика на рынке, численность сотрудников, объем годовой выручки, итоги валюты баланса. Принятие условий кредитования предполагает также согласие с предусмотренными направлениями расходования кредитных средств: как правило, это закупка основных средств (земля, здания или расходы на их строительство, машины и оборудование, нематериальные активы), оплата операционных расходов, расходов на маркетинг и консалтинг, а также приобретение существующих предприятий или контрольных пакетов акций существующих предприятий. Процедура получения кредита предполагает подачу заемщиком заявки в любой банк — партнер KfW и согласование с ним индивидуальных условий кредитования (сумма, процентная ставка, обеспечение, график выплат).
KfW осуществляет деятельность в области проектного финансирования в привязке к 17 показателям устойчивого развития ООН, принятых в 2015 г.9 Очевидными приоритетами такой деятельности в 2022-2023 гг. стали три направления: достойная работа и экономический рост, недорогая и чистая энергия и борьба с изменением климата, на
9 Gesetz über die Kreditanstalt für Wiederaufbau. URL: https://www.kfw.de/PDF/Download-Center/ KfW-Gesetz/KfW-Gesetz-DE-EN.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
долю которых приходится около 2/3 всех выделенных средств. Некоторые проекты способствуют достижению более чем одной цели ООН, поэтому сумма финансирования по всем целям не совпадает с общей суммой финансирования.
Интересными сторонами рассмотренной практики KfW применительно к дальнейшему развитию проектного финансирования в России могут являться следующие аспекты:
- сочетание классического и субординарного кредитования с целью расширения возможностей финансировании инновационных проектов;
- предоставление банковской субсидии в отношении процентной ставки по кредиту для предприятий-заемщиков с целью оживления региональной инвестиционной политики в определенных регионах;
- предоставление кредитных средств заемщику общей суммой или частями;
- гибкая дифференциация размера банковской гарантии в зависимости от вида кредита, целей проекта и его условий;
- применение зависимости срока кредитования от способа погашения кредита (при аннуитетном погашении срок в несколько раз больше, чем при погашении единым платежом в конце срока кредитования);
- применение дифференцированного подхода к установлению эффективной ставки кредита при выплатах аннуитетными платежами с учетом срока кредитования.
Стоит сказать об элементах стимулирующего характера, присутствующих в рассмотренном опыте. В их числе система скидок и поощрений в виде отсутствия комиссии по определенным банковским гарантиям при предоставлении субординарного кредита, возможность получения льготного периода кредитования. Отдельного внимания заслуживает подход, предусматривающий «привязку» размеров государственного субсидирования проектов реконструкции жилых и нежилых помещений в жилые помещения высокого класса энергоэффективности к результатам государственной приемки с присвоением класса энергоэффективности. В зависимости от фактически достигнутого класса энергоэффективности заемщик освобождается от уплаты части принципала (от 5 до 25 %). В случае, если реконструированный объект ранее входил в утвержденный правительством ФРГ перечень 25 % наименее энергоэффективных объектов, этот показатель увеличивается еще на 10 п.п. Использование в строительных работах исключительно модульных строительных
ф
п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а
и ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч
2 О м 4
ы
Z
10
(Л
■ч ы
конструкции и инженерных коммуникации из перечня, утвержденного правительством ФРГ, увеличивает указанный показатель еще на 15 п.п. Таким образом, максимально заемщик может быть освобожден от выплаты 50 % от основной суммы долга, которые будут компенсированы банку — партнеру KfW из федерального бюджета.
Подводя итог, отметим, что, начиная с середины прошлого столетия, мировой рынок проектного финансирования не отличается стабильностью и однозначностью происходящих процессов, зависит от цен на сырьевые ресурсы, источников финансирования, глобальных
политических изменений и проблем, связанных с изменением климата. Зарубежный опыт проектного финансирования последних лет применительно к странам Европы и Северной Америки иллюстрирует повышенную активность в энергетической отрасли.
В целом можно отметить, что проектное финансирование зарекомендовало себя в качестве эффективного механизма финансирования крупномасштабных проектов. Наряду с этим данный инструмент финансирования продолжает свое развитие с учетом текущих и перспективных мировых и национальных потребностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блошенко Т.А. Развитие экономики России: характеристика налогов и налоговой системы 2021-2022 / Т.А. Блошенко. — EDN OMYTOB // Финансовая жизнь. — 2021. — № 1. — C. 58-61.
2. Возжова А.А. Тенденции мирового рынка проектного финансирования / А.А. Возжова, О.Н. Руден-ко // Актуальные вопросы экономических наук. — 2017. — № 58. — C. 48-53.
3. Мастеров А.И. Проблемы и пути совершенствования оценки эффективности государственных программ в российских регионах / А.И. Мастеров, Е.В. Михина. — EDN HBBUKQ // Социальные и экономические системы. — 2023. — № 1-1. — C. 254-265.
4. Никонова И.А. Развитие проектного финансирования в России / И.А. Никонова. — EDN PCYXTL // Современные технологии управления. — 2012. — № 7. — C. 8-13.
5. Понкратов В.В. Методические подходы к оценке риска в сфере финансового обеспечения государственных программ и проектов / В.В. Понкратов. — DOI 10.33983/2075-1826-2022-1-161-169. — EDN OXQPYD // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2022. — № 1. — С. 161-169.
6. Чернов А.В. Проектное финансирование в России: состояние, зарубежный опыт, ГЧП / А.В. Чернов. — DOI 10.24891/fc.26.3.630. — EDN ZXTGHM // Финансы и кредит. — 2020. — Т. 26, № 3. — С. 630-643.
7. Marois T. Public Development Banks as Essential Infrastructure: Covid, the KfW, and Public Purpose, Review of Political Economy / T. Marois // Tandfonline.com. — 2024. — URL: https://www.tandfonline.com/doi/ full/10.1080/09538259.2023.
REFERENCES
1. Bloshenko T.A. Development of the Russian Economy: Characteristics of Taxes and the Tax System 2021-2022. Finansovaya zhizn = Financial Life, 2021, no. 1, pp. 58-61. (In Russian). EDN: OMYTOB.
2. Vozzhova A.A., Rudenko O.N. Global Poject Finance Market Trends. Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk = Topical Issues of Economic Sciences, 2017, no. 58, pp. 48-53. (In Russian).
3. Masterov A.I., Mikhina E.V. Problems and Ways to Improve Performance Evaluation of State Programs in Russian Regions. Sotsial'nye i ekonomicheskie sistemy = Social and Economic Systems, 2023, no. 1-1, pp. 254-265. (In Russian). EDN: HBBUKQ.
4. Nikonova I.A. Development of Project Financing in Russia. Sovremennye tekhnologii upravleniya = Modern Management Technology, 2012, no. 7, pp. 8-13. (In Russian). EDN: PCYXTL.
5. Ponkratov V.V. Methodological Approaches to Risk Assessment in the Field of Financial Support of Government Programs and Projects. Menedzhment i biznes-administrirovanie = Management and Business Administration, 2022, no. 1, pp. 161-169. (In Russian). EDN: OXQPYD. DOI: 10.33983/2075-1826-2022-1-161-169.
6. Chernov A.V. Project Finance in Russia: the Status, International Practices, and Public-Private Partnership. Fi-nansy i kredit = Finance and Credit, 2020, vol. 26, no. 3, pp. 630-643. (In Russian). EDN: ZXTGHM. DOI: 10.24891/ fc.26.3.630.
7. Marois T. Public Development Banks as Essential Infrastructure: Covid, the KfW, and Public Purpose, Review of Political Economy. Tandfonline.com. 2024. URL: https://www.tandfonline.com/doi/ full/10.1080/09538259.2023.
Информация об авторах
Клишина Марина Александровна — кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник, Институт исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Authors
Marina A. Klishina — Ph.D. in Law, Leading Researcher, Institute for Research on Socio-Economic Transformations and Financial Policy, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Elena V. Mikhina — Ph.D. in Economics, Senior Researcher, Institute for Research on Socio-Economic
Михина Елена Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Евич Александр Иванович — младший научный сотрудник, Институт исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Transformations and Financial Policy, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Alexander I. Evich — Junior Research Fellow, Institute for Research on Socio-Economic Transformations and Financial Policy, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the Authors
The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Для цитирования
Клишина М.А. Основные тенденции зарубежного опыта проектного финансирования / М.А. Клишина, Е.В. Михина, А.И. Евич. — DOI 10.17150/2500-2759.2024.34(4).573-581. — EDN GDZACE // Известия Байкальского государственного университета. — 2024. — Т. 34, № 4. — С. 573-581.
For Citation
Klishina M. A., Mikhina E.V., Evich A.I. Main Trends in Foreign Experience in Project Finance. Izvestiya Bai-kal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2024, vol. 34, no. 4, pp. 573581. (In Russian). EDN: GDZACE. DOI: 10.17150/2500-2759.2024.34(4).573-581.