Судас Л.Г., Бобылева А.З., Львова О.А.
Зарубежный опыт проектного финансирования в сфере энергетики*
Российский ТЭК нуждается в новых объемных источниках и нетрадиционных инструментах финансирования, обеспечивающих доступ к международным рынкам капитала. Для реализации инвестиционных потребностей российской энергетики целесообразно и необходимо использование проектного финансирования.
Проектное финансирование - механизм финансирования, при котором возврат инвестиций и получение дохода осуществляется из денежных потоков, генерируемых самим объектом, созданным в рамках проекта. Оно обладает рядом преимуществ, среди которых:
- возможность привлечения значительного дополнительного объема ресурсов для финансирования капиталоемких инвестиционных проектов,
- снижение нагрузки на балансы компаний-участников,
- распределение существенной части проектных рисков среди кредиторов, контрагентов (подрядчиков, покупателей продукции и т.д.) и прочих участников,
- возможность сохранения контроля над стратегическими активами при минимизации вложений собственных средств,
- более жесткий контроль инвесторов за результатами по сравнению с традиционным финансовым контролем государства за использованием средств,
- эффект финансового рычага, увеличивающий доходность для инвестора и включающий «налоговый щит» (кредиторы требуют вложения собственных средств в размере около 30% от общего капитала),
- транспарентность проекта (так как проект выведен в отдельную структуру, его активы и пассивы четко идентифицированы, легче установить и контролировать его затраты и доходы);
- наличие у многих международных и экспортных агентств программ по проектному финансированию с более привлекательными условиями, чем корпоративные кредиты, что позволяет привлекать значительные средства на длительные сроки.
Проектное финансирование во всем мире высоко ценится как механизм финансирования масштабных проектов. Объем заемных средств, предоставленных в процессе проектного финансирования, существенно увеличился: с 12,5 млрд. долларов в год в 1991 г. до 113,4 млрд. долларов в 2005 г.1 В период с 1991 по 2005 гг. посредством проектного финансирования было запущено почти 4000 проектов в 113 странах, а общий объем проектного финансирования за указанный период составил 1077 млрд. долларов. Наряду с развитыми странами, проектное финансирование получает все более широкое распространение в странах со слабым корпоративным правом и законодательством о банкротстве. В этих странах проектное финансирование выступает в качестве защиты инвесторов при осуществлении крупных проектов путем создания собственной договорной и организационной структуры.
* Научно-исследовательская работа проводилась по заказу министерства энергетики РФ на базе Центра политической конъюнктуры в 2010 году по теме «Анализ существующих механизмов регулирования проектного финансирования и разработка предложений по их совершенствованию в целях привлечения инвестиций для развития энергетической инфраструктуры (в рамках утвержденного Правительством Российской Федерации Плана по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год)». Руководитель НИР - д.ф.н., проф. Л.Г. Судас, научный руководитель НИР - д.э.н., проф. А.З. Бобылева.
1 По сообщению ЬРС Беаксап.
Анализ применения проектного финансирования за рубежом целесообразно проводить по трем основным направлениям: изучение правового регулирования проектного финансирования в отдельных странах, анализ мировой практики его применения в сфере энергетики и рассмотрение тенденций развития проектного финансирования.
1. Правовое регулирование проектного финансирования за рубежом.
Проектное финансирование (ПФ), по сути, является реакцией частного сектора на несовершенство и неэффективность правовой системы защиты инвесторов. При реализации масштабных проектов ПФ способно заменить законодательную систему защиты инвесторов путем создания собственной договорной и организационной структуры. ПФ делает денежные потоки проверяемыми, тем самым увеличивая способность привлечения заемного капитала в необходимых количествах. Эта «прозрачность» денежных потоков достигается посредством:
- договоров, благодаря которым проектная компания предстает в качестве одного отдельного объекта, юридически не связанного со спонсором;
- поступления денежных средств на банковские счета, созданные специально под проект, что позволяет кредиторам контролировать денежные потоки.
- Законодательство в области регулирования проектного финансирования в различных странах обладает рядом общих для всех государств элементов:
- довольно часто ПФ реализуется в рамках государственно-частного партнерства, правовое регулирование которого во многом распространяется и на проектное финансирование;
- организация проектного финансирования, участниками которого могут выступать иностранные инвесторы, предполагает не только правовое регулирование инвестиционной деятельности, но и защиту иностранных инвесторов, контроль валютных операций;
- корпоративное право регулирует формирование договорных отношений, вопросы учреждения специальной проектной компании, отношения собственности;
- законодательство о налогах и сборах в некоторых юрисдикциях устанавливает льготные условия в рамках финансирования масштабных проектов;
- законодательство о несостоятельности (банкротстве) определяет степень защищенности кредиторов (инвесторов), вкладывающих средства в экономику той или иной страны;
- в то время как многие риски универсальны и могут иметь место для большинства проектов (например, политические, операционные риски), некоторые виды проектов сопряжены со специальными типами рисков. Например, проект по строительству нефте - или газопровода имеет существенный риск, связанный с соблюдением законодательства о конкуренции.
В целом, при анализе опыта регулирования проектного финансирования (далее -ПФ) в разных странах следует учитывать отрасли, в которых данный механизм применяется чаще всего. Так, в развивающихся странах, обладающих собственной сырьевой базой, ПФ весьма распространено именно в сфере разработки месторождений нефти, газа, угля и является неотъемлемой энергетической политики страны. А в развитых экономиках Запада ПФ более всего применяется в области строительства объектов экономической инфраструктуры (дорог и тоннелей, социально значимых учреждений, объектов телекоммуникаций, связи и др.).
В США, Великобритании, Германии и Франции проектное финансирование в энергетике в последнее время реализуется не столь часто, как, например, в странах Ближнего Востока и Азии, и по большому счету сводится только к строительству электростанций. Однако, учитывая, что данный механизм финансирования уже хорошо
освоен в этих странах, целесообразно рассмотреть их опыт регулирования проектного финансирования с точки зрения основных инструментов и моделей, независимо от отрасли применения.
Особого внимания заслуживает правовое регулирование ПФ в Германии, дающее наиболее точное представление об отличительных особенностях проектного финансирования как механизма привлечения инвестиций.
Проектное финансирование в Германии возникло в рамках государственночастного (ГЧП) и динамично развивается в настоящее время. В период с 2002 по 2007 гг. был завершен в общей сложности 51 проект ГЧП в сфере недвижимости объемом финансирования около 1,55 млрд. евро. Более 140 проектов находились в процессе осуществления по состоянию на 2008 г.2 Однако не все финансирование предоставлялось на основе механизма проектного финансирования.
В Германии применяются две основных модели ГЧП - проектное финансирование и форфейтинг-модель (Forfeiting Model). Модель форфейтинга представляет собой конструкцию, при которой частный подрядчик продает свои финансовые обязательства перед банком при отсутствии возражений со стороны государственного органа-участника проекта ГЧП. Проектное финансирование, напротив, характеризуется связью денежного потока, генерируемого проектом, с объемом предоставляемого финансирования. В стране по сей день продолжаются споры относительно наиболее приемлемой формы финансирования.
Проектное финансирование в рамках ГЧП построено по схеме (см. рис.1).
Рис. 1. Структура модели проектного финансирования
В ПФ участвуют четыре группы лиц:
1) проектная компания, основанная частными инвесторами, которая в общемировой практике называется Special Purpose Vehicle (SPV), что дословно означает «специально созданный проектный посредник». Она занимается непосредственно реализацией проекта от начала до конца;
2) государственный орган - участник проекта ГЧП;
3) частные инвесторы (спонсоры и институциональные инвесторы), участвующие в капитале этой специально созданной проектной компании. В качестве спонсоров обычно выступают потенциальные подрядчики - строительные компании, компании, занимающиеся техническим обслуживанием и ремонтом оборудования;
4) кредиторы, в качестве которых чаще всего выступают банки и национальные институты (в зарубежных странах - всевозможные государственные службы вроде
2 Daube D., Vollrath S., Alfen H. W. A comparison of Project Finance and the Forfeiting Model as financing forms for PPP projects in Germany // International Journal of Project Management. 2008. 26. P. 376.
Института здравоохранения).
Особенность проектного финансирования заключается в том, что при выдаче кредита частной проектной компании банк ориентируется, прежде всего, не на оценку ее финансового состояния, а на величину денежных потоков, потенциально генерируемых проектом, под который берется кредит. Безусловно, при выдаче кредита банк требует предоставить обеспечение в виде активов проектной компании, во многом приобретенных на средства спонсоров. Тем самым спонсор, ставший акционером проектной компании, все же должен обладать технической компетентностью и коммерческой состоятельностью, косвенно выступая в качестве гаранта завершения проекта, часть денежного потока которого будет направлена на погашение платежей по кредиту. Обеспечение кредита пропорционально уровню риска проекта.
В реализации форфейтинг-модели (Рис. 2) в рамках ГЧП участвуют три основных группы:
проектная компания;
государственный орган - участник проекта; кредиторы.
-----------ч
Отказ от возражения
1.
2.
3.
N
Гос.
орган
J
Строительные работы / эксплуатация
Договор
ГЧП
Единичный основной платеж за строительные работы
Единичный основной платеж по договору об эксплуатации
Продажа финансовых обязательств, следующих из договора о строительных работах
Проектная
компания
Договор форфейтинга
Сумма, равная сумме проданных финансовых обязательств
Кредиторы:
Банк
Национальные
институты
Рис. 2. Структура форфейтинг-модели
Суть форфейтинг-модели заключается в частичной продаже проектной компанией обязательств государственного органа по оплате работ по проекту перед ней банку-кредитору. Банку продается только та часть финансовых обязательств гос. органа, которая вытекает из договора подряда на строительство объекта, заключенного ранее между проектной компанией-исполнителем (подрядчиком) и государственным органом-участником этого проекта ГЧП. После успешного завершения и принятия проекта банк становится кредитором государственного органа. Последний должен оплатить банку расходы по обслуживанию долга, сумма которых будет равна части основного единичного платежа за непосредственно строительные работы в рамках подряда. Единичный платеж, вытекающий из договора об эксплуатации между проектной компанией и государственным органом, из процедуры исключается: он должен быть выплачен напрямую участником проекта ГЧП с государственной стороны частному подрядчику-исполнителю.
После принятия завершенного проекта государственным участником, он объявляет так называемый юридически значимый «отказ от возражения» относительно продажи своих финансовых обязательств перед проектной компанией банку. Следовательно, гос. орган должен оплатить банку строительные работы, реализованные проектной компанией-исполнителем даже в случае их ненадлежащего исполнения.
Именно этот «отказ от возражения» является основным преимуществом форфейтинг-модели. Заведомо зная об этом «отказе», который последует при
реализации проекта по форфейтинг-модели, банк, выдавая кредит, оценивает кредитоспособность частной проектной компании только на короткий период финансирования проекта. Дальнейшая кредитоспособность частной проектной компании банк не интересует. Зная дальнейшую схему реализации проекта, учитывая высокую надежность органов государственной власти, при которой банк обычно даже не требует обеспечения по кредиту, фактически, банк может предоставить кредит проектной компании на условиях, применяемых им в случае кредитования органов местного самоуправления.
Основные риски, которые в случае форфейтинг-модели несет государственный орган, заключаются в:
- ненадлежащем исполнении (bad performance) проектной компанией-подрядчиком своих обязательств по договору о строительстве/эксплуатации объекта финансирования (несоблюдение условий договора, а также низкую текущую производительность при выполнении работ).
- неисполнении обязательств (non-performance) вообще, что подразумевает несостоятельность проектной компании.
При применении модели проектного финансирования снижение величины выплат по контракту практически не ограничено, тогда как при форфейтинг-модели юридически установлено, что снижение этих единичных выплат основной суммы возможно лишь в пределах суммы, на которую не распространяется «отказ от возражения», т. е. фактически на выплаты по договору об эксплуатации.
В целом, сравнительный анализ преимуществ и недостатков описанных моделей с точки зрения государственного органа - участника проекта ГЧП можно представить следующим образом (табл. 1):
Таблица 1. Сравнительный анализ проектного финансирования и форфейтинг-модели
Проектное финансирование Форфейтинг-модель
Преимущества
адекватное распределение рисков согласно компетенции партнеров в управлении определенными рисками ранняя оценка жизнеспособности проекта со стороны кредитора мониторинг и контроль реализации проекта со стороны кредиторов в течение всего срока проекта обеспечение кредита активами проектной компании выступает в роли стимула для повышения эффективности реализации проекта риск банкротства проектной компании принимает на себя кредитор более низкие единичные основные платежи из-за более низких затрат на финансирование ускоренный процесс получения кредита ввиду отсутствия скрупулезной оценки жизнеспособности проекта со стороны кредиторов
Недостатки
более высокие единичные основные платежи из-за более высоких затрат на финансирование затянутый процесс получения кредита ввиду скрупулезной оценки жизнеспособности проекта со стороны кредиторов низкая прозрачность затрат ввиду недостаточного распределения рисков риск банкротства проектной компании принимает на себя орган государственной власти - участник проекта ГЧП отсутствие дополнительной оценки и контроля за реализацией проекта как на первоначальной стадии согласования, так и в течение его непосредственного осуществления отсутствие дополнительных стимулов к
эффективной реализации проекта ввиду того, что активы проектной компании-исполнителя не являются обеспечением по ____________________________________________кредиту________________________________
Правовое обеспечение и общие условия конкретного проекта играют важную роль в принятии решения относительно модели финансирования. Однако после одного проекта в 2003 г., форфейтинг-модель постоянно использовалась для 10-12 проектов ГЧП в период с 2004 по 2006 год. Несмотря на то, что проектное финансирование использовалось реже при реализации ранних проектов ГЧП, в настоящее время его доля возрастает. Тогда как в 2003 г. посредством модели проектного финансирования был реализован один проект, в 2006 их было уже 5. За первый квартал 2008 г. уже 2 проекта из 6 осуществлялись по модели ПФ, что позволяет предположить дальнейший рост применения данной модели.
В целом можно сказать, что принимая решение о выборе модели финансирования, участник проекта ГЧП со стороны государства должен системно оценить стоимость и доходность проекта. Несмотря на то, что легкость получения и относительно низкая стоимость финансирования по программе форфейтинга привела к широкому распространению форфейтинга в Германии в настоящее время, модель проектного финансирования также имеет тенденцию к расширению в первую очередь относительно проектов, требующих весьма существенных капиталовложений.
Особенностью регулирования ПФ в Великобритании является введение в 1992 г. известной программы «Частная Финансовая Инициатива» (Private Financing Initiative -PFI) как части существовавшей «Инициативы Государственно-Частного Партнерства» (Public Private Partnership Initiative, PPP), в которой использовались идеи проектного финансирования. В наиболее общем виде идея PFI и в настоящее время заключается в том, что частный сектор строит объекты с использованием собственных ресурсов, затем эксплуатирует их в течение определенного времени, получая от этого доход. Доход может быть либо от непосредственной эксплуатации данного объекта, либо в виде платежей от государства. Компенсация расходов частного инвестора впоследствии осуществляется либо за счет доходов от эксплуатации, либо за счет платежей из бюджета. Во многих случаях частной финансовой инициативы инвестор привлекается к дальнейшей эксплуатации объекта и организации его деятельности, вплоть до найма персонала. Объектами частной финансовой инициативы могут выступать объекты инфраструктуры (включая автомобильные и железные дороги), школы, военные казармы, военно-учебные заведения, больницы и даже тюрьмы.
В качестве юридической основы проектов PFI и PPP выступает концессионный договор между государственным органом и проектной компанией. Другие важные составляющие сделки включают договоры подряда между проектной компанией и субподрядчиками, договор об эксплуатации, контракт на техобслуживание и т. д.
В США проектное финансирование также распространено в наибольшей степени как кооперация властей и представителей частного бизнеса. По данным Национального совета по государственно-частному партнерству (National Council for Public Private Partnership), в США из 65 базовых видов деятельности муниципальных властей (водопровод, канализация, уборка мусора, школьное образование, эксплуатация парковок и т. п.) средний город использует возможности проектного финансирования в 23 видах деятельности3. Но наиболее успешными примерами реализации ПФ в США являются проекты по развитию транспортной системы страны. Именно в этой сфере существует множество специализированных инструментов привлечения
3 Ефимова Л.И. Некоторые модели государственно-частных партнерств: тенденции и зарубежный опыт. - http://www.eatu.ru/?gstrAction=DOC&gintDocID=71
финансирования в рамках ГЧП, которые способствуют снижению сроков строительства объектов транспортной инфраструктуры, сокращению затрат, привлечению инновационных разработок.
2. Мировая практика привлечения инвестиций в инфраструктурные объекты в сфере энергетики посредством механизма проектного финансирования. При реализации проектного финансирования одну из основных ролей играют финансовые институты, во многом способствующие развитию практики применения ПФ во всем мире. Так, на основе различных типов и схем ПФ были реализованы крупные инвестиционные проекты в развитых и развивающихся странах. Одним из классических примеров ПФ является проект «Евротоннеля», соединившего Великобританию с европейским континентом: он был основан на инвестициях частного сектора, без участия государственных органов. Общий объем финансирования составил 7 млрд. фунтов стерлингов. Кредиты были предоставлены банковским синдикатом из 198 банков из 15 государств.
Подчеркивая глобальный характер проектного финансирования, отметим, что этот механизм широко используется Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР, The European Bank for Reconstruction and Development) и Всемирным банком (The World Bank) для финансирования крупных проектов, связанных с разработкой месторождений природных богатств в развивающихся странах, а также для финансирования ряда проектов в странах Восточной Европы, испытывающих дефицит капитальных вложений. Не последнюю роль здесь играет и Международный валютный фонд. В целом, роль международных финансовых институтов в развитии проектного финансирования можно свести к трем основным аспектам:
- отработка этими институтами новых методов и схем проектного финансирования, которые в дальнейшем могут тиражироваться и использоваться коммерческими банками и другими частными кредитно-финансовыми структурами;
- выполнение роли организаторов финансирования проектов на основе комбинации схем проектного финансирования;
- финансовое участие в проектах в случаях, когда организаторами финансирования выступают иные (нежели международные финансовые институты) структуры.
Для реализации проектов в секторе экономической инфраструктуры (в т.ч. при строительстве электростанций) в зарубежных странах используется ряд схем проектного финансирования, представляющих собой различные комбинации видов долгового и долевого, внешнего и внутреннего финансирования, гарантий и организационных структур:
ВОТ (Build, Operate, Transfer) - строить, эксплуатировать, передать право собственности;
BOO (Build, Own, Operate) - строить, владеть, эксплуатировать; а также комбинированные схемы, например,
BOOT (Build, Own, Operate, Transfer) — строить, владеть, эксплуатировать, передать право собственности. Эта схема предусматривает, что проектная (венчурная) компания после завершения строительства объекта инфраструктуры осуществляет одновременно и владение объектом, и его эксплуатацию в течение оговоренного периода.
Схема ВОТ (Build, Operate, Transfer) является первой по времени возникновения и, по сути, классической. В ее основе лежит концессионное соглашение между правительством и концессионером - проектной компанией, специально созданной для строительства объекта инфраструктуры. Учредителями этой проектной компании являются подрядчики и другие заинтересованные лица, впоследствии получающие от
нее на конкурсной основе соответствующие вторичные контракты на строительство (secondary contracts).
Участие правительства страны, являющейся местом реализации проекта, заключается в том, что оно может приобрести акции проектной компании (доля правительства в акционерном капитале может достигать 20%) через какую-либо государственную организацию и/или стать главным потребителем продукции (услуг) проектной компании. Участие правительства в акционерном капитале является для учредителей-инициаторов этой венчурной компании своего рода гарантией исполнения государством взятых на себя обязательств. Практика ПФ в Гонконге и Таиланде свидетельствует о снижении доли участия правительства по мере роста числа ВОТ-проектов и увеличения эффективности их реализации4.
При данной схеме учредитель-инициатор проекта несет ответственность за финансирование, строительство и эксплуатацию проекта в обмен на право использовать доход от эксплуатации объекта в течение определенного периода времени (периода концессии), после которого объект передается в собственность государственным органам власти (уполномоченному им агентству или государственной организации). Важнейшими условиями соглашения о проектном финансировании по схеме ВОТ являются:
- технические параметры будущего объекта инфраструктуры, определяемые проектной документацией или техническими условиями, содержащимися в тендерной документации; в последнем случае венчурная компания по условиям тендера принимает на себя обязательство разработать необходимую проектную документацию;
- период концессии, который включает в себя срок строительства объекта инфраструктуры и срок его эксплуатации, достаточный для возмещения расходов на строительство и получения запланированной инвесторами нормы прибыли;
- размер платежей за пользование объектом, взимаемых венчурной компанией (тарифы на продукцию и/или услуги) и включающих в себя такие элементы, как возмещение капитальных затрат, эксплуатационные издержки, предполагаемые дивиденды акционеров венчурной компании; правительство, руководствуясь интересами общества, стремится установить предельно допустимые значения этих платежей (плата за воду, электричество, пользование дорогой, мостом, за услуги связи и т. д.);
- дополнительные источники (secondary funds) для выполнения платежных обязательств по кредитному соглашению на случай, если реализация проекта отстает от графика и в случае возникновения перерывов и сбоев в эксплуатации объекта; они могут включать следующие элементы:
- платежи от поставщиков и/или подрядчиков на основании статьи контрактов о заранее оцененных убытках (liquidated damages);
- выплаты по страховым договорам;
- резервный фонд, создаваемый в ходе эксплуатации объекта и достаточный для платежей по кредитному соглашению;
- субординированные кредиты, предоставляемые правительством, в размере, достаточном для платежей по кредитному соглашению;
- условия передачи объекта государству по истечении срока соглашения (физическое состояние объекта, возможные окончательные расчеты между правительством и проектной компанией; ликвидация возможных неблагоприятных для экологии последствий строительства и т.п.).
4 Sidney L. Build, operate, transfer: paving the way for tomorrow's infrastructure. Washington, 1996. P. 27.
В настоящее время существует целый ряд производных от ВОТ схем проектного финансирования, широко применяемых различными странами. Каждый год практика взаимоотношений государства и частных структур в секторе экономической инфраструктуры в разных странах мира рождает все новые формы концессионных соглашений, а значит, и новые схемы проектного финансирования объектов инфраструктуры. Оценивая эффективность ПФ по схеме ВОТ и производным от нее схемам, можно утверждать, что для государства их привлекательность очевидна. Выражается это в следующем:
- государство, играя важную роль в реализации проекта, не несет при этом расходов, существенно влияющих на исполнение гос. бюджета;
- государство получает в собственность работающий объект через определенный промежуток времени, определяемый периодом концессии;
- использование механизма конкурсного отбора (тендера), переключение финансирования на частный сектор в силу его более высокой эффективности позволяют существенно повысить качество услуг, оказываемых организациями в секторе инфраструктуры;
- стимулирование притока высоких технологий (в том случае, если среди участников ПФ по схеме ВОТ есть зарубежные компании) и иностранных инвестиций способствует разрешению национально значимых экономических и социальных проблем.
Что касается инвесторов, то степень эффективности схемы ВОТ зависит от выполнения следующих условий:
- привлечение к разработке и реализации проекта компетентных и заслуживающих доверия строительных организаций, имеющих безупречную репутацию на мировом рынке и хорошие финансово-экономические показатели, которые могут гарантировать реализацию проекта в установленный срок и соответствие качества построенного объекта принятым стандартам;
- обоснованная норма прибыли от реализации проекта и государственные гарантии того, что условия хозяйственной деятельности в течение периода реализации проекта останутся неизменными; гос. гарантии до сих пор являются существенным способом хеджирования политического риска на развивающихся рынках, что особенно актуально для ВОТ-проектов в силу их долгосрочного характера (период концессии может достигать 30 лет);
- отсутствие (снижение) политического влияния на процесс принятия инвестиционных решений в ходе реализации проекта.
В целом, можно выделить следующие важнейшие особенности проектного финансирования в зарубежных странах.
Финансирование проектов осуществляется при условии создания отдельного предприятия (проектной компании - Special Purpose Vehicle, SPV), что обеспечивает юридическую независимость проектной компании от спонсоров.
Реализация крупных проектов проводится с участием банковского консорциума (синдиката банков). Ведущие банки работают со спонсорами проекта в период тендера и фазы определения структуры ПФ. Кроме того, эти банки также ответственны за расширение синдиката путем привлечения к участию в кредитовании других банков5.
Предоставляемые международные кредиты, как правило, ориентированы на выполнение масштабной цели проекта, например, направлены на стимулирование экспорта продукции предприятия в стране-изготовителе.
5 Gatti S., Kleimeier S., Megginson W.L., Steffanoni A. Arranger certification in project finance // Working paper. 2008.
Формируются специальные методики для оценки денежных потоков от реализации проектов вследствие долгосрочного характера их финансирования.
Назначаются конкретные организаторы финансирования инвестиционных проектов из экономически развитых стран (банки, международные финансовые корпорации и др.).
Создаются специальные модели, предполагающие участие и ответственность государственных органов власти в реализации крупномасштабных проектов на территории данной страны (методы снижения проектных рисков; контракты на поставку продукции, поступающей от проектов; подготовку персонала для работы на вновь вводимых в действие предприятиях).
Во всем мире на протяжении последних четырех десятилетий использование механизма проектного финансирования для реализации программ в сфере развития добычи полезных ископаемых, электроэнергетики, транспортной системы и других важнейших отраслей неуклонно возрастало.
В США механизм проектного финансирования в рамках ГЧП начал эффективно использоваться с момента реализации масштабного проекта по строительству платных автомобильных дорог. Необходимость крупных капиталовложений в масштабные инфраструктурные проекты в США выявили недостаточную эффективность традиционных механизмов финансирования, доступных государственным властям. В США структура ГЧП при проектном финансировании означает низкие процентные ставки по кредитам американских банков на фоне недоверия Европейских банков, которые все чаще обращаются к развивающимся рынкам после кризисных явления в экономике США в 90-х годах - падения торговой мощи Калифорнии и банкротства крупнейшей энергетической компании Enron. Сегодня подобное недоверие частично сохраняется ввиду недавнего глобального финансово-экономического кризиса 2008-09 годов.
Применение технологий проектного финансирования продолжает набирать популярность в Европе, главным образом, для финансирования основных проектов в сфере инфраструктуры, обороны и государственных закупок в рамках государственночастного партнерства (ГЧП) (Public Private Partnership, PPP). Именно ГЧП выступает одной из основных форм реализации ПФ в Европе.
Зарубежные примеры реализации схем проектного финансирования иллюстрируют успешный опыт соблюдения интересов различных участников при структурировании долгосрочных проектов в сфере энергетики (см. табл. 3).
Спонсорами проектов выступают компании, непосредственно формирующие спрос на производимую энергию и имеющие доступ к конечным потребителям (энергосбытовые компании, энергетические трейдеры, крупные промышленные предприятия, др). Соотношение собственных средств спонсоров в проекте редко превышает 25-30%, тогда как оставшееся финансирование предоставляется банками или экспортными кредитными агентствами.
Так, в указанном в таблице 3 проекте Calenia Energia, реализованном в Италии, спонсором выступил поставщик топлива для электростанции. Швейцарский энергетический трейдер EGL, контролировавший 10% рынка энергетики Италии, в 2005 г. принял решение о строительстве газовой электростанции мощностью 760 МВт. Станция строилась с целью создания вертикально-интегрированной энергетической структуры, производящей энергию в Южной Италии и передающей ее через швейцарский хаб в энергодефицитные промышленные районы Франции и Германии. Со-спонсором выступила итальянская энергосбытовая компания Hera, получившая 15%-ю долю в проекте. Вместо системы заключения контрактов на покупку мощности денежный поток проекта был обеспечен толлинговым контрактом, по которому EGL поставляла газ и получала 85% выработанной электроэнергии, что также нивелировало рыночные и ценовые риски проекта. Объем инвестиций в проект составил €540 млн. За
счет собственного капитала было профинансировано всего 20% капитальных затрат, банковские кредиты были предоставлены консорциумом из 10 международных банков. Таблица 3. Опыт проектного финансирования тепловой генерации в Европе за период 2000-2008 гг.6 тт Мощ- ~ „ Объем Инициа- „ Наименование „ 1екущии Основные участники Страна ность инвести- тор , проекта статус „ финансировании проекта МВт ций проекта -гг г-
Calenia Energia Италия 76G завершен €540 mln EGL, HERA Hypo-und-Vereinsbank, Landesbank, Fortis, Societe Generale, Royal Bank of Scotland, Unicredit
Herdecke Gas-Fired Power Plant Германия400 завершен €220 mln Mark-E, Statkraf't KfW IPEX-Bank, Landesbank
Lunen Power Station Германия750 в €1,331 mln Trianel процессе WestLB
Martiza East III Болгария 84G завершен $566 mln NEK, Entergy, Enel EBRD, Societe Generale, Credit Agricol, Banka Medioktedito, Bank Austria Kreditenshtalt, Black Sea Bank for Trade and Development
Rijnmond Power Нидер- 79G ланды завершен €622 mln InterGen BNP Paribas. Societe Generale
Rizziconi Energia Италия 8GG завершен €544 mln EGL Royal Bank of Scotland, SanPaolo IMI, BBVA, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Fortis, HVB, ING, WestLB
Severn Power Велико- 85G британия в $1,080 mln Welsh процессе Power Calyon, ING, Royal Bank of Scotland
T-Power Project Бельгия 42G в €440 mln процессе Advanced Power, Siemens BBVA, Calyon, DZ, ING, KBC, KfW, Lloyds, RBS, WestLB h Fortis
Trianel - Hamm-Uentrop Германия800 завершен €450 mln Trianel WestLB
Проект Maritza East III, Болгария был основан на привлечении финансирования от экспортного агентства при участии иностранного спонсора и закупке иностранного оборудования. Спонсорами проекта по строительству угольной станции мощностью 840 МВт выступили крупнейшая итальянская энергетическая компания Enel и болгарская национальная энергетическая компания NEK, доли которых в капитале созданной проектной компании составили 73% и 27%, соответственно. Для реализации проекта был заключен 15-летний контракт на покупку мощности NEK.
Объем инвестиций в проект составил около $570 млн. Современное энергетическое оборудование было спроектировано и установлено консорциумом немецких компаний DSD Dillinger Stahlbau GmbH и RWE Industrie-Losungen GmbH. Первоначально весь объем долгового финансирования (75% стоимости проекта) был предоставлен ЕБРР, болгарскими банками и консорциумом международных банков, однако в ходе проекта итальянское экспортное кредитное агентство Sace
6 Использование проектного финансирования для реализации энергетических проектов в кризисных условиях // КИТ Финанс ИБ (ООО). 2009. С. 4.
рефинансировало весь долг на более выгодных условиях, что также снизило риски проекта в связи с уменьшением его стоимости. Самым крупным проектом 2009 г. стал проект по добыче сжиженного природного газа в Папуа Новой Гвинее7, профинансированный на 18 млрд. долл. Причем 78% (14 млрд.) пришлось на заемный капитал и лишь 22% (4 млрд.) на собственные средства созданной проектной компании.
3. Новые мировые тенденции в развитии проектного финансирования. Последнее десятилетие ознаменовалось появлением новых тенденций в развитии проектного финансирования за рубежом. Во-первых, на международных рынках капитала все более значительной становится доля инвестиций, размещаемых на развивающихся рынках. Крупными объектами иностранных инвестиций в последнее время стали некоторые страны Латинской Америки и Азии: Бразилия, Мексика, Аргентина, Китай и ряд других. Вместе с тем некоторые развивающиеся страны выступают и в роли экспортеров капитала. В первую очередь, это ОАЭ, Сингапур, Южная Корея, Китай и др. И хотя масштабы их деятельности пока несопоставимы с аналогичными показателями промышленно развитых стран, появление новых источников капитала оказывает влияние на мировые рынки инвестиций.
Во-вторых, становится более жесткой конкуренция как за привлечение, так и за размещение инвестиций, являющихся источником проектного финансирования.
В-третьих, изменения в экономической политике правительств развивающихся стран направлены, в первую очередь, на создание более благоприятных условий для иностранных инвесторов.
В-четвертых, изменился подход инвесторов к оценке факторов инвестиционной привлекательности развивающихся стран. Традиционно таковыми считались емкий внутренний рынок, наличие природных и производственных ресурсов, дешевой рабочей силы, выход на рынки третьих стран. Вместе с тем в настоящее время инвесторы принимают в расчет новые соображения. Например, более важной становится не столько дешевизна рабочей силы, сколько ее квалификация, отношение к труду и прочие качественные параметры.
В-пятых, мировой финансовый кризис 1997-1998 гг., серьезно поразивший национальные финансовые системы многих развивающихся стран (таких, как Бразилия, Корея и ряд других стран Латинский Америки и Юго-Восточной Азии), повлиял и на мировые рынки капитала. В годы кризиса в наибольшей степени сократились потоки финансово-кредитных ресурсов на рынки стран Юго-Восточной Азии, в меньшей степени - на рынки стран Центральной и Восточной Европы, включая РФ. Среди развивающихся рынков менее всего пострадали финансовые рынки стран Латинской Америки8.
В условиях недостаточной развитости финансовых рынков и высокого уровня инвестиционных рисков, препятствующих получению крупных кредитных ресурсов, проектное финансирование является одним из наиболее распространенных способов мобилизации капитала. Показательно, что за счет особенностей своей организации проектное финансирование возымело успех в период настоящего финансовоэкономического мирового кризиса, тогда как использование всех других форм внешнего финансирования резко сократилось. Общий объем проектного финансирования достиг мирового максимума в 320,9 млрд. долл. в 2002008 г., и
7 http://www.upi.com/Science_News/Resource-Wars/2010/11/04/US-offers-help-for-Papua-New-Guinea-LNG/UPI-22931288892042/
8 Capital flows to emerging market economies // International Monetary Fund. Washington. 2001. April 13th. P. 41.
сократился лишь на 9% до второго рекордного годового значения в 292,5 млрд. долл. в течение 2009 г.9
Весьма типично, что за многие годы применение ПФ доминировало именно в энергетическом секторе по сравнению с любой другой отраслью, так же как в 2009 г. использование заемных источников составило 81% от общего объема проектного финансирования, а собственных - лишь 19%.
Наиболее существенный рост наблюдался в Азии: общая сумма средств, авансированных в проектное финансирование составила на 57% больше по сравнению с уровнем 2008 г. ив течение 2009 г. достигла 104 млрд. долл., тогда как Индия впервые приобрела статус наиболее крупного отдельного объекта проектного финансирования.
Очевидно, что ПФ завоевывает свою нишу на глобальном финансовом рынке в течение последних двух десятилетий, особенно в качестве механизма, способствующего развитию каналов инвестирования капитала в развивающиеся рынки.
Начиная с 1999 г. Ближний Восток становится мировым центром проектного финансирования. К 2004 г. были возвращены кредиты на сумму около 27 млрд. долларов США, потраченных на осуществление ПФ в регионе. Факторами развития рынка ПФ стали увеличение численности населения, макроэкономический рост и увеличение спроса в сфере услуг. Кроме того, постоянное совершенствование законодательной базы и общей бизнес-среды делают Ближний Восток все более привлекательным для мирового финансового сообщества. ПФ остается эффективным средством развития инфраструктуры в регионе, особенно в энергетике: секторах добычи нефти и газа, электрической и гидро энергии.
В течение нескольких последних лет новым игроком на международных газовых рынках стал Катар. Положительная репутация Катара среди международных инвесторов позволила стране привлечь многомиллиардные инвестиции для реализации крупнейших проектов по производству сжиженного природного газа ЯавОаБ и 0а1а^аБ II10. Обращает на себя внимание тот факт, что в отношении проекта 0а1а^аБ II было принято решение об освобождении его на восьмилетний период от подоходного налога на сжиженный природный газ, предназначенный для поставок в США и Великобританию.
В Латинской Америке горнодобывающие компании используют механизм проектного финансирования для разработки месторождений, что способствует сокращению задолженности компании и рисков для акционеров. ГЧП - очень интересный вариант для таких стран как Бразилия: необходимые капиталовложения в проекты осложняются стремлением к снижению дефицита бюджета, а также значительной величиной государственного долга. Бразилия обладает большим потенциалом для инвестиций в такие сектора как энергетика, телекоммуникации, газовая отрасль, транспорт, химическая и нефтехимическая промышленность. Многие сделки в рамках ПФ были успешно завершены в Бразилии. Более того, серия проектов по разработке нефтегазовых месторождений в Бразилии, Перу и Мексике способствует увеличению объемов ПФ в Южной Америке в указанных отраслях.
В Азии проектное финансирование «воскресло» после кризиса 1998 г. Япония стала первой азиатской страной, эффективно использующей механизм ГЧП наряду с введением в 1999 г. нового законодательства о частной финансовой инициативе РЕ! С 2002 г. структура РБ! все чаще используется при ПФ строительства национальных
9 Dealogic Global Project Finance Review - Full Year 2009 // Project Finance Magazine, March 2010. P. 99102.
10 Особенности проектного финансирования применительно к проекту Qatargas II представлены в выпуске Project Finance Magazine за июль 2004, декабрь 2004 - январь 2005 и др.
университетов, некоторых правительственных учреждений. В конце 2002 г. Тайвань объявил о финансировании крупномасштабного государственного проекта по строительству Тайваньской высокоскоростной железной дороги на базе модели PFI, оценочная стоимость которого составляла 15 млрд. долл. Различные механизмы стимулирования участия частного сектора в ПФ изложены в специализированном законодательстве 2002 г., посвященном одной из схем реализации проектного финансирования (B.O.T. law).
Данные таблицы 4 об основных сделках ПФ, заключенных в течение 1 полугодия 2009 г., подтверждают тезис о том, что в настоящее время ПФ достигает максимальных объемов именно в развивающихся странах.
Таблица 4. Десять основных сделок проектного финансирования в 1 полугодии 2009 г.11
Наименование проекта Страна Сектор Сумма, млн. долл.
Santo Antonio Hydroelectric Plant Бразилия Возобновляемое топливо 5,693
IOC Paradip Refinery Индия Нефтеперегонный завод / Завод по производству сжиженного природного и нефтяного газа 5,545
Jirau Hydroelectric Plant Бразилия Возобновляемое топливо 5,422
Berlin Brandenburg Airport Германия Аэропорт 3,975
Sasan Ultra Mega Power Project Индия Электроэнергетика 3,836
Vodafone Essar Seven Circles GSM Network Rollout Индия Телекоммуникации 3,307
Dahej Ethylene Cracker Plant Индия Нефтехимический завод 2,587
Minera Esperanza Copper-Gold Mine Чили Горная промышленность 2,254
A2 Motorway: Nowy Tomysl to Swiecko Section Польша Дорожное строительство 2,248
A1 Dur 1WPP Бахрейн Электроэнергетика 2,100
Увеличение применимости ПФ в развивающихся странах обусловлено, с одной стороны, глобализацией мировых инвестиционных процессов и, с другой стороны, проведением в развивающихся странах экономических реформ (в частности, реализация программ приватизации), призванных обеспечить структурную перестройку экономики.
Быстрое развитие международного рынка ценных бумаг за последние годы, проявившееся в увеличении его емкости и применении более совершенных инструментов, оказало существенное влияние на инвестиционные возможности заемщиков, в т.ч. из развивающихся стран. В частности, увеличение в развивающихся странах объемов эмиссии акций и облигаций венчурных компаний, выраженных в национальной валюте, и получение некоторыми из развивающихся стран доступа к
11 Источник: составлено по данным Project Finance Magazine. July/August 2009.
крупным фондовым рынкам, например, рынку США, обусловило увеличение объемов финансирования в проекты развивающихся стран и рост диверсификации применяемых финансовых инструментов со сдвигом в пользу долгосрочных
Среди факторов, имевших место за последние несколько лет, следует особо выделить те, которые могут способствовать росту объемов проектного финансирования в развивающихся странах, а именно:
- улучшение кредитно-инвестиционного рейтинга ряда развивающихся стран, например, повышение рейтинга Мексики, присвоенного Moody's, превзошло ожидаемую зарубежными инвесторами величину12;
- постепенное восстановление финансовых потоков в экономику развивающихся стран;
- рост ликвидности финансовых рынков в развивающихся странах;
- рост стоимости активов венчурных компаний, работающих на развивающихся рынках;
- стабилизация нормы прибыли от реализации проектов в развивающихся странах;
- диверсификация источников проектного финансирования в пользу внутренних источников долгосрочного характера при одновременном увеличении числа инвесторов, среди которых все более заметную роль играют местные компании-участники ПФ.
Степень положительного воздействия данных факторов на применение проектного финансирования во многом зависит от соответствия реальных темпов экономического роста ожидаемым и от экономической политики правительства стран с развивающейся рыночной экономикой.
Если за основу рейтинга приоритетности регионов мира с точки зрения объема проектного финансирования принять портфель подписанных обязательств и фактические расходы на проектное финансирование Международной финансовой корпорации (МФК) - ведущего организатора проектного финансирования в
развивающихся странах - то в порядке убывания можно представить его следующим образом:
Латинская Америка и страны Карибского бассейна;
Азиатско-Тихоокеанский регион;
Европа и Центральная Азия;
Центральная и Южная Африка;
Ближний Восток и Северная Африка.
Особое значение приобретает анализ особенностей ПФ, которые за последние несколько лет являлись характерными для каждого региона в отдельности с точки зрения самих объектов ПФ, его основных участников и использованных источников финансирования. Также немаловажно выявить наиболее интересные схемы ПФ, применяемые в развивающихся странах в последние годы, оценить эффективность механизма ПФ в целом применительно ко всей группе развивающихся стран.
Среди положительных факторов для применения проектного финансирования в странах Латинской Америки и Карибского бассейна необходимо отметить выход подавляющего большинства стран данного региона из финансового кризиса 19971998гг. За десятилетие реформ экономика региона стала более гибкой, получив основу для более высоких, чем можно было ожидать, темпов экономического роста.
Наиболее крупными примерами проектного финансирования в области энергетики в данном регионе являются:
12 Donald J., Mathieson and Garry J.Schinase. International capital markets. Development, prospects, and key policy issues. Washington: International Monetary Fund, 2001. P. 55.
В добывающих отраслях промышленности: проект с ограниченным регрессом по разработке нефтегазового месторождения в Бразилии вблизи Рио-де-Жанейро является крупнейшим в регионе по размерам финансирования (3,4 млрд. долл.), для реализации которого была учреждена венчурная компания «Барракуда&Каратинга Лизинг»; 13
В секторе экономической инфраструктуры:
- строительство электростанции Termoelectrica Penoles в Мехико - первой из сети электростанций, которые планируется построить в разных районах Мексики; стоимость проекта составляет 700 млн. долл.;
- строительство и последующая эксплуатация бразильской ГЭС Ponte de Pedra, осуществлением данного проекта стоимостью 140 млн. долл. занималась скандинавская компания Skanska14.
Среди факторов, положительно влияющих на восстановление докризисных объемов ПФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, особого внимания заслуживает успешное проведение правительствами ряда стран данного региона мероприятий по экономическому оздоровлению, а именно:
- оказание помощи компаниям в преодолении последствий финансового кризиса 1997-1998 гг.;
- укрепление финансового рынка, который имеет ключевое значение для нормального функционирования экономики;
- рассмотрение новых возможностей для финансирования малых и средних предприятий;
- поддержка участия частного сектора в развитии сектора инфраструктуры.
Среди проектов с энергетической направленностью необходимо отметить
строительство двух крупных нефтехимических комплексов в Китае стоимостью 4,05 млрд. долл.15 Наряду с зарубежными корпорациями инвесторами энергетических проектов являются китайские компании:
Shell Chemicals (дочерняя компания Royal Dutch-Shell) и China National Offshore Oil Corporation (CNOOC) после 12 лет переговоров подписали долгосрочное соглашение на 4,05 млрд. долл. США о строительстве еще более крупного нефтехимического комплекса на юге Китая. Доля Shell Chemicals в акционерном капитале проектной компании составляет 50%, на долю CNOOC приходится 45%. В 2002-2003 гг. вышеназванные компании инвестировали около 2 млрд. долл. Дополнительное финансирование проекта обеспечили мировые лидеры нефтехимической отрасли: Exxon-Mobil, British Petroleum, Royal Dutch-Shell;16
Несмотря на то, что инвестиционный климат во многих странах Восточной Европы и Центральной Азии остается неблагоприятным, некоторые позитивные изменения открывают новые возможности для проектного финансирования.
Продолжающийся экономический рост, преодоление инфляции, некоторая стабилизация национальной валюты, государственная политика реформ, нацеленных на привлечение иностранного капитала для развития сектора инфраструктуры и различных стратегически важных отраслей промышленности, значительный энергосырьевой потенциал и наличие высококвалифицированной и дешевой рабочей силы, - таков перечень основных факторов, в разной степени характерных для тех или иных стран региона, которые способствовали применению ПФ в последние годы.
Главным объектом проектного финансирования по-прежнему является энергосырьевой комплекс:
13 Petrobras secures funds for Brazilian oil fields // The Financial Times. 04.12.2000. P. 3.
14 Skanska invests in Brazil // The Financial Times. 28.12.2000. P. 8.
15 Delays hit gas pipeline in China // The Financial Times. 31.01.2001. P. 8.
16 Shell and CNOOC sign Dollars 4bn China deal // The Financial Times. 13.11.2000. P. 7.
1. добывающая промышленность:
- разработка трех важнейших месторождений Каспийского бассейна на территории Азербайджана: Шираг, Азери, Гюнешли с общими запасами нефти в 500 млн. тонн. Согласно уже заключенным нефтяным контрактам, стоимость проектов в данном
17
секторе достигнет 50 млрд. долл.;
- разработка нефтяных месторождений Казахстана в каспийском бассейне, в частности, самого крупного месторождения данного бассейна - Тенгиз (его запасы оцениваются в 1 млрд. тонн) в рамках совместного предприятия «Тенгизшевройл» (45% акций принадлежит американской компании «Шеврон) и месторождения Карачаганак, с общим объемом инвестиций в 7 млрд. долл.; 18
- разведка и последующая разработка национальных нефтегазовых ресурсов Армении; предполагаемый объем инвестиций составляет около 10 млн. долл.;19
2. обрабатывающая промышленность: строительство крупного нефтехимического комплекса и современного газоперерабатывающего комбината в Казахстане общей стоимостью 4 млрд. долл.;20
3. сектор экономической инфраструктуры:
- строительство газопровода Туркмения - Китай (через Узбекистан и Казахстан) протяженностью 6,7 тыс. км и мощностью - 30 млрд. куб. м; стоимость проекта -около 9,5 млрд. долл.;
- строительство магистрального трубопровода Тенгиз-Новороссийск с пропускной способностью 67 млн. тонн для транспортировки казахстанской нефти, стоимость проекта - около 2,2 млрд. долл.
Поскольку инвестиционные возможности местных инвесторов ограниченны, очевидно решающее значение иностранных участников ПФ, в большинстве случаев образующих международные консорциумы и концерны в силу значительных масштабов реализуемых проектов.
Экономические, политические и социальные изменения, происходящие в большинстве стран Центральной и Южной Африки, нацелены на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. Государственная инвестиционная стратегия в странах Центральной и Южной Африки, испытывающих огромную потребность в инвестициях, имеет два ключевых направления:
- создание и реконструкция объектов инфраструктуры;
- развитие финансовых рынков, включая деятельность по укреплению банковского сектора и созданию других финансовых институтов.
Применение механизма ПФ в энергетике имело место в следующих секторах:
- сектор экономической инфраструктуры: строительство нефтепровода в Чаде протяженностью 1070 км;21
- добывающая промышленность: Chad-Cameroon Petroleum Development and
Pipeline Project.
В большинстве случаев участником проектного финансирования в странах Центральной и Южной Африки являются правительства, активно сотрудничающие с японскими и китайскими инвестиционными институтами при поддержке МФК,
17 Christoph B.Rosenberg and Tapio O.Saavalainen. Dealings with Azerbaijan's oil boom // Finance & Development. September 199S. P.11.
1S Гюрген Э. Центральная Азия: достижения и перспективы // Финансы и развитие. 2001. № 9. С. 34.
19 Armenia's to develop // The Financial Times. 13.12.2000. P. S.
20 Emerging market financing. Quarterly report on developments and prospects // International Monetary Fund. Washington. 2001, February 13th. P. 5S.
21 Annual report of International Finance Corporation. Washington. International Finance Corporation, 2001. P. 36.
региональная стратегия которой способствует созданию благоприятных условий для применения ПФ в регионе.
Для инвестиций МФК в Африке 2000г. стал переломным: значительная доля одобренных инвестиций приходилась на небольшое число крупных проектов, но сумма инвестиций почти вдвое превысила соответствующий показатель любого предшествующего года, составив 765 млн. долл.22
Дополнительная мобилизация ресурсов на цели ПФ была проведена МФК через программу предоставления кредитов «типа В». В 2000г. объем одобренных синдицированных кредитов и гарантий по размещению ценных бумаг венчурных компаний (программы андеррайтинга) в Африке достиг 483 млн. долл.143 Объектами финансирования МФК стали:
- нефтедобыча: совместно с Всемирным банком были осуществлены инвестиции в размере 3,7 млрд. долл. в Chad-Cameroon Petroleum Development and Pipeline Project (проект по развития нефтедобычи и строительства трубопровода);
- сектор инфраструктуры: финансирование энергетического проекта в Кении Kipevu II и аналогичных проектов в других странах региона при участии ведущих иностранных и местных банков.23
Регион Ближнего Востока и Северной Африки включает разнородную группу стран с характерными для каждой из них проблемами развития. Тем не менее, возможности для инвестирования в этом регионе постоянно расширяются, поскольку правительства этих стран проводят политику либерализации рынка, признавая важность региональной интеграции и подчеркивая возрастающее значение частного сектора.
Главными объектами проектного финансирования в регионе по-прежнему являются:
- добывающая промышленность: разработка месторождения газа South Pars; данное месторождение принадлежит Ирану и Катару, оно признано вторым в мире по величине запасов - 10 трлн. куб. м природного газа на общую стоимость 300 млрд. долл.. Проект стоимостью 3,82 млрд. долл. включает строительство двух буровых вышек, завода и двух газопроводов протяженностью 100 км каждый, что обеспечит Ирану экспорт сжиженного газа (1,05 млн. тонн ежедневно) и серы, а также производство этана для нужд собственной нефтехимической промышленности (1 млн. тонн ежегодно). Реализация проекта рассчитана на 5 лет, срок возврата платежей по кредитам равен 7-10 лет;24
- сектор инфраструктуры: строительство газопровода по экспорту сжиженного газа из месторождения South Pars в северо-западную Индию; стоимость проекта составляет 1 млрд. долл.
В результате проведенного исследования региональных тенденций в применении проектного финансирования на развивающихся рынках можно сделать вывод о том, что региональная специфика в отношении применяемых схем проектного финансирования фактически отсутствует. По-прежнему популярными остаются схема ВОТ и производные от нее схемы. Относительно новым инструментом ПФ для развивающихся рынков стали эмитированные венчурной компанией ценные бумаги, обеспеченные ипотечными обязательствами банка-участника проекта.
22 Annual report of International Finance Corporation. P. 32.
23 Annual report of International Finance Corporation. - Washington. International Finance Corporation, 2001. P. 37.
24 Iranian paper reports on Iran, Italy gas contract // The Financial Times. 23.12.2000. P. 5.
Применение этого и других инструментов проектного финансирования в энергетике повысило его общую эффективность в последние годы, которая (по отношению к развивающимся странам) нашла свое выражение в следующем:
1. Оздоровление и возрождение ряда отраслей экономики. В частности,
строительство электростанции Тегшое1есШса Репо1еБ в Мехико (электростанция Тегшое1есШса Репо1еБ стала первой после того, как ряд аналогичных проектов, например, электростанция Баша1ауиса, был заморожен после кризиса 1995г.) имело решающее значение для цветной металлургии всего региона: электроэнергия,
вырабатываемая данной электростанцией, используется заводами крупнейшего в Латинской Америке комплекса по производству цветных металлов и серебра 1пёшШа8 РеПо1еБ.
2. Создание импортозамещающих производств. Наиболее яркими примерами служат: строительство крупного нефтехимического комплекса в Китае с планируемой годовой мощностью 2,3 млн. тонн нефтехимических продуктов и 800 тыс. тонн
этилена25.
3. Развитие сектора экономической инфраструктуры. В целом развивающиеся страны, несмотря на цикличность развития экономики, продолжают сохранять достаточно высокий потенциал в области реализации крупных и дорогостоящих проектов с применением новейших схем и инструментов проектного финансирования, что помогает им успешно решать проблему дефицита средств, необходимых для стабильного развития и экономического роста.
Учитывая, что проектное финансирование разработано с целью привлечения капитала от широкого круга лиц, снижения транзакционных издержек, связанных с нехваткой информации о возможных инвестициях, размещении капитала, недостаточным мониторингом и реализацией корпоративного управления, риск-менеджмента, невозможностью мобилизовать сбережения, влияние ПФ особенно очевидно в слаборазвитых странах.
Проектное финансирование уникально по присущей ему структуре юридического оформления, которая в наибольшей степени отвечает условиям слаборазвитого финансового рынка. С это точки зрения ПФ можно рассматривать как высококачественный финансовый инструмент, применение которого ведет к улучшению управления инвестициями и, в конечном счете, выступает фактором экономического роста.
Таким образом, можно сказать, что проектное финансирование представляет собой драйвер экономического роста в слаборазвитых странах, характеризующихся, как правило, высокими транзакционными издержками. Этот тезис подтверждает исследование авторов 90 стран в период с 1991 по 2005 гг. 26
Несмотря на то, что большая доля здесь приходится на США (186,4 млрд. долл.; за ними следуют Австралия и Великобритания), данная форма финансирования активно использовалась в развивающихся экономиках, таких как Тайвань (64,2 млрд. долл.), Китай (58,9 млрд. долл.) и Малайзия (46,5 млрд. долл.). По сравнению с другими регионами, в указанный период страны Азиатско-Тихоокеанского региона привлекли больше всего заемного капитала посредством проектного финансирования (459,8 млрд. долл.).
Принимая во внимание, что данный регион славится устойчивым экономическим ростом, тезис о проектном финансировании как драйвере экономического роста становится все более правдоподобным.
25 Shell and CNOOC sign Dollars 4bn China deal //The Financial Times. 13.11.2000. P. 7.
26 Kleimeier S., Versteeg R. Project finance as a driver of economic growth in low-income countries // Review of Financial Economics 19. 2010. P. 49-59.
В России проектное финансирование также можно рассматривать как высококачественный финансовый инструмент, применение которого обеспечивает дополнительные возможности повышения надежности управления инвестициями и, в конечном счете, выступает фактором экономического роста. Проектное финансирование будет способствовать реализации задач, сформулированных в Концепции развития энергетики до 2030 г., за счет обеспечения доступа к долгосрочным и относительно недорогим источникам капитала на международных рынках, повышения конкурентоспособности российского ТЭКа.
Список литературы:
1. Гюрген Э. Центральная Азия: достижения и перспективы // Финансы и развитие. 2001. № 9. С. 34.
2. Ефимова Л.И. Некоторые модели государственно-частных партнерств: тенденции и зарубежный опыт.
3. Использование проектного финансирования для реализации энергетических проектов в кризисных условиях // КИТ Финанс ИБ (ООО). 2009. С. 4.
4. Annual report of International Finance Corporation. Washington: International Finance Corporation, 2001.
5. Armenia's to develop // The Financial Times. 13.12.2000.
6. Capital flows to emerging market economies // International Monetary Fund. Washington. 2001. April 13th.
7. Christoph B. Rosenberg and Tapio O. Saavalainen. Dealings with Azerbaijan's oil boom // Finance & Development. September 1998.
8. Daube D., Vollrath S., Alfen H.W. A comparison of Project Finance and the Forfeiting Model as financing forms for PPP projects in Germany // International Journal of Project Management. 2008. 26.
9. Dealogic Global Project Finance Review - Full Year 2009 // Project Finance Magazine. March 2010.
10. Delays hit gas pipeline in China // The Financial Times. 31.01.2001.
11. Donald J., Mathieson and Garry J. Schinase. International capital markets. Development, prospects, and key policy issues. - Washington. International Monetary Fund, 2001.
12. Emerging market financing. Quarterly report on developments and prospects // International Monetary Fund. - Washington. 2001, February 13th.
13. Gatti S., Kleimeier S., Megginson W.L., Steffanoni A. Arranger certification in project finance // Working paper, 2008.
- http://www.eatu.ru/?gstrAction=DOC&gintDocID=71
14. Iranian paper reports on Iran, Italy gas contract // The Financial Times. 23.12.2000.
15. Kleimeier S., Versteeg R. Project finance as a driver of economic growth in low-income countries // Review of Financial Economics.
16. Petrobras secures funds for Brazilian oil fields // The Financial Times. 04.12.2000.
17. Shell and CNOOC sign Dollars 4bn China deal //The Financial Times. 13.11.2000.
18. Sidney L. Build, operate, transfer: paving the way for tomorrow's infrastructure. Washington. 1996.
19. Skanska invests in Brazil //The Financial Times. 28.12.2000.
20. UK's ECGD backs Mexican power project loan // The Financial Times. 21.12.2000.