= СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ = РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В статье анализируются результаты опросов, проведенных на территории Мурманской и Вологодской областей в 2002 - 2004 гг. Содержится информация о социально-экономическом положении и политических настроениях жителей данных областей в целом, а также групп респондентов с различным уровнем образования, доходов, партийно-политических предпочтений.
УДК 316.42(470.12+470.21)
К. А. Гулин, И. Н. Дементьева
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ ЖИТЕЛЕЙ ВОЛОГОДСКОЙ И МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ
В очередном ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию, представленном 25 апреля 2005 г., было вновь заявлено о необходимости укрепления Федерации с целью «построения эффективного государства в существующих границах». Отмечая в качестве положительной тенденцию субъектов Федерации объединяться, В. Путин подчеркнул, что этот процесс происходит «ради оптимизации управления, более эффективной социально-экономической политики, а в конечном счете, ради роста благосостояния людей»1.
В этой связи большой интерес представляет сопоставление субъектов РФ
1 http://www.kremlin.ru/appears/2005/04/25/1223_type 82634 87049.!>Ыт1.
(прежде всего в рамках существующих федеральных округов) по различным параметрам для выявления общих и специфических закономерностей и проблем их развития. На эти цели, в частности, направлен мониторинг общественного мнения на территории Вологодской и Мурманской областей2, проводимый Вологодским научно-координационным центром ЦЭМИ РАН совместно с Институтом экономических проблем Кольского научного центра РАН.
Как показывают данные опросов, в 2004 г. ведущее место в ряду наиболее актуальных проблем современной жизни в России занимает инфляция, которую
2 Всего за период с 2002 по 2004 гг. было проведено 6 опросов (май 2002 г., февраль 2003 г., июнь 2003 г., октябрь 2003 г., апрель-июнь 2004 г., октябрь 2004 г.)
ГУЛИН Константин Анатольевич — к.и.н., зам. директора
ВНКЦ ЦЭМИ РАН.
ДЕМЕНТЬЕВА Ирина Николаевна — социолог
ВНКЦ ЦЭМИ РАН.
наиболее острой считают около половины жителей Мурманской области и около 40%
- Вологодской. Жители Мурманской области обеспокоены также такими проблемами, как социальная незащищенность граждан (41%), снижение уровня жизни (38%), высокий уровень преступности (37%). Население Вологодской области волнует рост алкоголизма (35%), высокий уровень преступности (34%).
В прошедшем году, как и годом ранее, главной проблемой, с которой приходилось непосредственно сталкиваться населению двух областей, продолжала оставаться нехватка денег на предметы долговременного пользования (39 и 33%) и недостаток средств на товары первой необходимости (по 24%). Кроме того, жители Мурманской области недовольны отсутствием возможности найти подходящую работу (17%), а Вологодской - плохими жилищными условиями (20%). Населения обеих областей коснулись трудности с получением медицинской помощи (15 и 17% соответственно), произвол руководителей по месту работы (14 и 9%)
и чиновников (10 и 8%), задержка выплаты зарплаты, пенсии, стипендии (по 10%).
В 2004 г. около 60% жителей обоих регионов не ощущали существенных изменений благосостояния своих семей по сравнению с предшествовавшим годом, а четверть населения заявила об ухудшении своего материального положения. В то же время среднемесячный фактический доход на одного члена семьи в Мурманской области увеличился по сравнению с 2003 г. на 18% (с 4 079 до 4 830 руб.), в Вологодской
— на 33% (с 2 367 до 3 156 руб.). Необходимый для нормальной жизни доход возрос, соответственно, на 2% (с 12 670 до 12 965 руб.) и на 19% (с 8 466 до 10 070 руб.; рис. 1). В результате в обеих областях заметно улучшилось соотношение реального и желаемого доходов, однако в Мурманской области оно по-прежнему более благоприятно. Так, в 2004 г. фактический доход в Вологодской области составлял 31 % от необходимого для нормальной жизни против 28% в 2003 г., а в Мурманской области — 37 и 32% соответственно.
Мурманская область
Вологодская область
I Необходимый доход
- Соотношение фактического и необходимого доходов(вразах)
2002
2003
2004
2002
2003
2004
Рис. 1. Соотношение среднемесячного фактического и необходимого дохода
на одного члена семьи
В период с 2003 по 2004 г. существенно не изменились оценки покупательной способности доходов жителей Мурманской области (рис. 2). По-прежнему около 40% из них «доходов хватает в лучшем случае на еду», а почти половина населе-
ния «имела достаточно средств для покупки необходимых товаров». Покупательная же способность доходов жителей Вологодской области в 2004 г., напротив, заметно улучшилась. Это произошло за счет сокращения доли низкодоходных категорий
(с 54 до 45%) и увеличения представитель- Удельный вес высокодоходных категорш
ства жителей области со средним уровнем населения составил в 2004 г. 13% в Мур
покупательной способности (с 35 до 44%). манской области и 9% — в Вологодской.
60 40 20 -| О
5°.9 42,8 41,4
“Я—
Мурманская область
„ 45,6 45,5 37,9
г. § 2003 г. 02004 г.
8,6
11,1 13,1
60
40
20
0
Денег хватэет в лучшем случае на еду
54,5 53,7 454
Денег достаточно для покупки необходимых товаров
Вологодская область 44,3
Покупка различных товаров не вызывает трудностей
33,9
35,1
9,8 9,7
Денег х ватает в лучшем случае на еду
Денег достаточно для покупки необходимых товаров
Покупка различных товаров не вызывает трудностей
Рис. 2. Какая из приведенных ниже оценок наиболее точно характеризует Ваши денежные доходы? (в % от числа опрошенных)
Не произошло и существенных изменений в структуре социальной самоидентификации населения рассматриваемых регионов (рис. 3). Около половины опрошенных в обеих областях по-прежнему идентифицировали себя с «бедными» и «нищими». К «бедным» и «нищим» причисляли себя преимущественно люди среднего или старшего возраста (52 и 68%), жители с неполным средним или средним образованием (64 и 60%), занятые в госу-
дарственных бюджетных предприятиях и организациях (53%). Представительство «людей среднего достатка» сохранилось на уровне 40%. Со «среднеобеспеченными» чаще идентифицировали себя опрошенные в возрасте до 30 лет (50%), лица, имеющие незаконченное высшее или высшее образование (49 и 47%), а также занятые на частных предприятиях (48%), в акционерных обществах (46%), инофирмах, на совместных предприятиях (71%).
Мурманская область
Вологодская область
60 ,
40 -
20
50,8 51,1 50,2
38, <
37,1 39,2
0,3 1 0,8
60
02002 г.
а 2003 г. 40 -
0 2004 г.
20 .
0 .
53,9 53 9
40,9
36,3
2,0 1,3 о,6
Богатый Людям среднего Бедным и ницрм достатка
Богатым
Людям цзеднего Бедным и нищим достатка
Рис. 3. К какой категории Вы себя относите? (в % от числа опрошенных)
В 2004 г. социальное самочувствие жителей Вологодской и Мурманской областей сохранилось на уровне показателей предыдущих лет. Как и годом ранее, только пятая часть населения заявила о невозможности «терпеть бедственное положение» (рис. 4). Это в основном люди пенсионного возраста (30%) и те, кто относит себя к категориям «бедные» и «ни-
щие» (30%). Удельный вес населения, считающего, что «все не так плохо и можно жить; жить трудно, но можно и терпеть», в Вологодской области составил 66%, в Мурманской - 71%. Высоким уровнем запаса терпения отличались опрошенные в возрасте до 30 лет (77%), от 30 до 60 лет (71%), а также «богатые и среднеобеспеченные» (61%).
Мурманская область
42,6 45,5
§3 2002 г. В 2003 г, 02004 г.
21 з
21,7 2\2
Все не таи плохо и можно жить Жить трудно, но можно * Терпеть наше бедственное
терпеть положение уже невозмолло
60 40 -20 -
22,6 22,3 21,9
Вологодская область 46,4 43,2 43,8
19,4 22,3
Все не так плохо и можно иить Жить трудно, но иоихо и терпеть
Терпеть наше бедственное положение уже невозможно
Рис. 4. Как Вы считаете, какое из приведенных ниже высказываний соответствует сложившейся ситуации? ( в % от числа опрошенных)
Как известно, в августе 2004 г. Государственная Дума РФ приняла закон о замене льгот денежными компенсациями, который вступил в силу с 1 января 2005 г. Проведенные опросы показали, что для жителей Мурманской области было характерно более критичное отношение к данной социальной реформе. Так, «полностью» и «по большей части» поддерживали решение заменить существующие социальные льготы выплатой прибавок к пенсии 39% жителей Вологодской и только 23% — Мурманской области. Противоположное мнение выразили, соответственно, 43 и 65% населения.
Большинство жителей Мурманской области полагали, что замена льгот денежными компенсациями производится с целью «экономии бюджетных средств за счет самых обездоленных слоев населения» (69%). В Вологодской области подобного мнения придерживались 45% опрошенных. «Улучшение материального положения самых обездоленных слоев населения» в качестве цели социальной реформы назвали 27% жителей Вологодской области и почти вдвое меньше - Мурманской (14%).
В Мурманской области более негативно по сравнению с Вологодской оценивались и ожидаемые последствия намеченной
социальной реформы. Так, ухудшение материального положения своих семей в результате замены существующих льгот денежными компенсациями прогнозировали 42% жителей Мурманской и 32% -Вологодской области. На улучшение материального положения надеялись 10% жителей и почти вдвое больше (18%) соответственно.
Характеризуя работу представителей и структур власти различного уровня, наи-
Мурманская область
Президента РФ
Губернатора
области
Правительства РФ
Совета Федерации
Гос. Думы
65,3
72,3 9 73,8
более высоко жители рассматриваемых регионов продолжают оценивать деятельность Президента РФ (по 65%) и глав регионов (40 и 52%; рис. 5). По сравнению с 2003 г. уровень одобрения деятельности Президента РФ снизился, особенно заметно - в Мурманской области (с 72 до 65%). Удельный вес позитивных характеристик работы губернатора Мурманской области сократился (с 56 до 40%), а Вологодской, напротив, возрос (с 47 до 52%).
Вологодская область
Президента РФ
Губернатора
области
Правительства РФ
Совета Федерации
Гос. Думы
20
40
60
80
Рис. 5. Как Вы оцениваете в настоящее время деятельность..?
(вариант ответа «полностью и в основном одобряю»)
Оценки деятельности Правительства РФ существенно не изменились, однако в Вологодской области они по-прежнему выше, чем в Мурманской (43 и 35% соответственно). Доля положительных оценок деятельности властных структур федерального уровня (Совета Федерации, Государственной Думы) в период с 2003 по 2004 г. заметно возросла в обеих областях.
Наиболее авторитетным политическим деятелем для жителей того и другого региона остается В. Путин. Его в качестве авторитета для себя назвали 53% респон-
дентов в Мурманской области и 46% - в Вологодской (рис. 6). На втором месте по популярности, как и в 2003 г., - министр РФ по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу (33 и 20% соответственно). На третью позицию жители Мурманской области поставили мэра Москвы Ю. Лужкова (15%), а Вологодской - председателя Госдумы РФ, лидера партии «Единая Россия» Б. Грызлова (17%). В то же время отметим, что рейтинг ведущих политических деятелей РФ существенно снизился.
Мурманская область
■■■’■ 528 59,7
Путин
I 65,0
Шойгу
Вологодская область
Лужов
Жириновский
Грызлов
Иванов
Зюганов
10,1
8,6
11,7
11,1
02004 г. 02003 г. г 2002 г.
Грызлов
Жириновский
Пупков
Зюганов
Иванов
45,5
56,4
О 10 20 30 40 50 60 70
Рис. 6. Кто из нижеперечисленных политических деятелей РФ является для Вас лично наиболее авторитетным лицом? (в % от числа опрошенных)
Вместе с тем наибольшей поддержкой (18 и 22% соответственно; рис. 7). Второе
обоих регионов по-прежнему пользовалась и третье места в структуре партийно-по-
партия «Единая Россия», рейтинг которой литических предпочтений населения зани-
превысил средние показатели 2003 г. мали ЛДПР (7 и 8%) и КПРФ (7 и 9%).
Мурманская область
Вологодская область
Рис. 7. Какая партия выражает интересы таких людей, как Вы?
(в % от числа опрошенных)
В период с 2003 по 2004 г. в Мурманской области увеличился удельный вес позитивных оценок обеспеченности основных норм демократического общества. Наиболее заметно возросла доля тех, кто считает, что государством обеспечены такие нормы, как равенство всех граждан перед законом (с 7 до 11%), личная безопасность (с 7 до 10%), свобода политического выбора (с 54 до 59%), свобода слова (с 43 до 50%). В Вологодской области возросла доля позитивных оценок в отношении обеспеченности свободы политического выбора (с 42 до 51 %), терпимости к чужому мнению (с 27 до 30%), свободы слова (с 38 до 45%).
В 2004 г., как и в 2002 - 2003 гг., около трети жителей Мурманской области и около 30% - Вологодской предположили возможность массовых выступлений протеста
против роста цен и падения уровня жизни. Готовность предпринять активные действия в защиту своих интересов выразили, соответственно, 32 и 21 % опрошенных. В Мурманской области это в основном мужчины, лица пенсионного возраста и имеющие среднее и среднее специальное образование. В Вологодской области протестные настроения отмечаются чаще среди мужчин, среди молодежи, у лиц, имеющих незаконченное высшее и высшее образование. При этом в 2003 — 2004 гг. наблюдалось увеличение доли готовых «выйти на митинг, демонстрацию» (с 10 до 15% в Мурманской и с 10 до 12% - в Вологодской области), при одновременном сокращении удельного веса тех, кто склонен к насильственным методам борьбы («если надо, возьму оружие, пойду на баррикады») - с 14 до 12% в Мурманской и с 8 до 6% в Вологодской области (рис. 8).
Мурманская область
15
10
5
Э2003г.
02004 г.
. 13'8 12,1 11,6
---!---- ----------------------------!---------------------------------[
Выйду на митинг, демонстрацию Буду участвовать в забастовках, Если надо, возьму оружие,
других акциях протеста пойду на баррикады
15 П 11'6 9,9 10'4
1° -]
5 -
Вологодская область 8,2 8,1 8
8,4
Выйду на митинг, демонстрацию Буду участвовать в забастовках, Если надо, возьму оружие,
других акциях протеста пойду на баррикады
Рис. 8. Что Вы готовы предпринять в защиту своих интересов?
(в % от числа опрошенных)
Как уже отмечалось выше, около трети жителей обоих регионов в качестве наиболее острой проблемы современной
жизни назвали проблему высокого уровня преступности (37% опрошенных в Мурманской области и 34% - в Вологодской).
В этой связи определенный интерес представляет отношение населения к деятельности органов внутренних дел.
В 2004 г. ее средняя оценка, как и годом ранее, остается невысокой, составляя (по десятибалльной шкале) 3,8 балла в Мурманской области и 4,7 балла - в Вологодской. Более 20% жителей обеих областей обращались в милицию за помощью,
причем в Мурманской области их доля возросла (с 22% в 2003 г. до 26% в 2004 г.), а в Вологодской, напротив, сократилась (с 25 до 23% соответственно; рис. 9). Результативность обращений за два последних года в Мурманской области существенно не изменилась, в Вологодской — незначительно снизилась.
27
26
25
24
23
22
21
20
гшш Да, обращался и получил помощь
|-----< Да, обращался, но
помощь не получил
—*— Всего обращалось (по правой шкале)
20
Рис. 9. Обращались ли Вы в течение последнего года в милицию за помощью и получили ли необходимую помощь? (в % от числа опрошенных)
Пятая часть населения обоих регионов расположена к сотрудничеству с ОВД безусловно. Более 40% жителей Мурманской и чуть более трети — Вологодской области готовы оказать милиции свою поддержку и помощь при определенных условиях. Совершенно не готовы содействовать органам внутренних дел 14 и 20% соответственно.
Основными факторами, способными
оказать воздействие на укрепление правопорядка, жители обеих областей считают повышение качества отбора и профессиональной подготовки сотрудников ОВД (51 и 41% соответственно), усиление ответственности за правонарушения (33 и 35%), улучшение технической оснащенности ОВД (28 и 20%), а также увеличение заработной платы милицейским работникам (23 и 20%; таблица).
Какие из нижеприведенных факторов, на Ваш взгляд, могут оказать воздействие на укрепление правопорядка? (в % от числа опрошенных)
Варианты ответов Мурманская область Вологодская область
2003 г. 2004 г. 2003 г. 2004 г.
Усиление ответственности за правонарушения 26,7 32,5 43,1 35,2
Повышение качества отбора и профессиональной подготовки сотрудников ОВД 48,4 50,6 45,0 40,8
Улучшение технической оснащенности ОВД 21,6 28,2 24,5 19,5
Увеличение заработной платы милицейским работникам 28,2 24,9 21,9 19,9
Предоставление больших прав милиции 4,2 2,8 6,9 3,9
Привлечение общественности к борьбе с преступностью и охране общественного порядка 11,1 16,4 20,9 16,6
Расширение штатов ОВД 7,0 7,4 9,1 5,6
Другое 4,3 1,7 1,1 1,5
Таким образом, оценки жителями рассматриваемых регионов своего экономического положения и социального самочувствия достаточно близки. Около 40% опрошенных негативно оценивают покупательную способность своих доходов, а около половины - идентифицируют себя с категориями «бедных» и «нищих». Около двух третей жителей Мурманской и более 40% - Вологодской области негативно относятся к решению властей о замене льгот денежными компенсациями. В силу этого более трети населения Мурманской области и более четверти — Вологодской склонно к проявлению протестных настроений. Вместе с тем социальное настроение, а особенно запас социального терпе-
ния, находится на достаточно высоком уровне, что свидетельствует о сохранении ожиданий населения в плане улучшения социально-экономической и политической ситуации в стране в ближайшее время. Социально-политический климат в регионах, при определенных изменениях, сохраняет устойчивость.
Характер изменений оценок в перспективе можно будет проследить, продолжив практику проведения в регионах опросов по отработанной методике. Более того, для дальнейшего расширения и углубления анализа целесообразно получение данных аналогичных социологических опросов, проведенных в других регионах Северо-Запада РФ.