Заимствованные из области высоких технологий слова используются также и в повседневном общении, например, англ. PC (personal computer), рус. ПК (персональный компьютер), нем. PC (Personalcomputer); англ. CD (compact disk), рус. диск, нем. CD (Disk).
Заимствованные слова приобретают способность участвовать в словообразовательном процессе, что является доказательством их успешной ассимиляции. Так, например, слово интернет используется в составе сложных слов в русском и немецком языках: интернет-кафе, die Internet-Agentur, die Internet-Telefonie, die Internet-Firma, die Internet-Bibliothek и др.
Заимствованные аббревиатуры также используются в качестве составных частей сложных слов: рус. яз.: СД-диск, СД-плейер, нем. яз.: CD-Disk, CD-Platte, CD-Rom-Laufwerk и др. Довольно популярной является сегодня конструкция «E-» (elektronisch), которая означает «электронный», например, е-mail, E-Buisness, E-Job, E-Universitat.
Таким образом, в настоящее время во многих языках, в том числе в русском и немецком наблюдаются процессы заимствования из английского языка. Находясь в постоянных контактах с англоязычной лексикой из области высоких технологий, русский и немецкий языки также подвержены воздействию многостороннего процесса культурной интеграции и взаимного обогащения.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЕС В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ИСПАНИИ)
Зудова Е.О. - аспирантка Института социальных и политических наук ФГБОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»
В статье рассматривается влияние европейской интеграции на экономическое и социальное развитие регионов Испании в начале XXI в., включая основные инструменты региональной политики ЕС: структурные фонды и специализированные программы. Показывается степень важности сплочения еврорегионов как для ЕС, так и для стран-участниц, входящих в него. Уделяется внимание инициативам испанских регионов в процессе евроинтеграции.
В настоящее время Европейский Союз является одним из наиболее развитых и богатых территорий мира. С момента последнего расширения в
55
июле 2013 г., он объединяет 28 стран, 257 регионов, более 500 млн жителей. Однако различия в уровне экономического и социального развития отдельных регионов по-прежнему велики и влияют на общее благосостояние ЕС. Устранение этих различий и развитие регионов являются объектом пристального внимания региональной политики с момента начала процесса европейской интеграции и до настоящего времени.
Одним из практических направлений деятельности Европейского Союза на международной арене (региональная политика) выступает ключевым элементом построения и функционирования европейской системы сотрудничества и безопасности. Ее формирование сопровождается созданием общеевропейского регионального пространства, необходимых структур, которые специализируются в сферах социального, экономического, культурного, информационного развития.
Подписанный в 1992 г. Маастрихтский договор внес политику выравнивания уровня социально-экономического развития регионов в странах ЕС в число главных его приоритетов наряду с общим рынком и Европейским валютным союзом. В конце 1990-х гг. более трети бюджета ЕС было направлено на реализацию политики выравнивания. Кроме того, в этот период были окончательно сформированы финансовые инструменты для осуществления региональной политики, включая структурные фонды и специализированные программы для вступления государств в ЕС (PHARE , ISPA , SAPARD) [3, 4, 5].
В этих условиях качество рабочей силы, инфраструктура, региональная инвестиционная политика, экология становятся факторами, которые влияют на уровень успешности регионов. Данный процесс снижает напряженность отношений внутри государства, где отдельные регионы получают большую самостоятельность и повышают свою значимость. Особенно это важно для регионов, стремящихся получить большую самостоятельность в силу различных причин, в Испании это Страна Басков и Каталония.
В качестве инструментов региональной политики, направленной на «выравнивание» регионов в рамках ЕС, можно рассматривать не только программы, занимающиеся в той или иной степени перераспределением финансовых средств, но и общие принципы построения Европейского Союза.
Путем оказания содействия депрессивным районам с помощью Структурных фондов, ЕС стремится сократить разрыв между уровнями
56
экономического и социального развития различных регионов. По мнению Европейской комиссии, дисбалансы в развитии регионов связаны со структурными недостатками в ключевых факторах конкурентоспособности -отсутствием развитой инфраструктуры и высокой квалификации работников, недостатком инновационной активности и эффективной поддержки бизнеса.
Евросоюз внес решающий вклад в разработку региональной политики Испании. Адаптация к его принципам, институциональному и финансовому механизму стала важным фактором развития испанских регионов. Уже в первые годы членства Испании в ЕС отстающие испанские регионы получали средства по финансовым квотам европейских структурных фондов, составлявшим от 1% до 3% валового регионального продукта.
Сначала значительная их часть шла на реализацию так называемых интегрированных средиземноморских программ и помощь в осуществлении среднесрочных планов структурной перестройки и реконверсии кризисных отраслей национальной промышленности (угольной, металлургической, судостроительной и текстильной), планов НИОКР, повышения качества и др. Однако уже с 1989 г. после реформирования Европейского фонда регионального развития (ERDF/ FEDER) Испания начала получать европейскую финансовую помощь по региональным программам ЕС, ставшим неотъемлемой частью создававшейся в эти годы "трехуровневой" модели испанской региональной политики.
В основе этой модели лежит достаточно эффективный механизм увязки и координации интересов властей различных уровней - наднационального, национального и, что особенно важно, регионального. Членство в ЕС привело к изменениям в организационной структуре исполнительной власти автономных сообществ, а именно к созданию специальных подразделений в рамках региональных органов власти (например, Patronato Catalan Pro Europa (Каталония), Consorcio Centro Baleares Europa (Балеарские о-ва) и др.).
Основная их функция - разработка и координация совместных испаноевропейских проектов в рамках общенациональной программы, а также собственных региональных планов развития, благодаря которым в пределах выделяемых ассигнований обеспечивается доступ регионов к европейским структурным фондам.
С 1995 г. Автономные сообщества Испании непосредственно участвуют в разработке европейской региональной политики через свои региональные
57
офисы в Брюсселе. Пока их деятельность в основном сводится к передаче информации региональных правительств на европейский уровень, лоббированию и продвижению региональных интересов. Еще одним органом, обеспечивающим прямое участие регионов и муниципалитетов в европейской политике, является созданный после подписания Маастрихтского договора Европейский комитет регионов.
Будучи консультативным органом, он объединяет представителей региональных и муниципальных властей с целью устранения разногласий между ними, более эффективной защиты муниципалитетов и мобилизации их ресурсов. Комитет состоит из 344 членов, назначенных на 5-летний срок (возобновляемый) правительствами стран Европейского союза, которые принимают решения в условиях полной политической независимости. Испания, наряду с Польшей, имеет в Комитете 21 представителя и уступает по числу представителей только Франции, Германии, Великобритании и Италии (24 представителя).
Со стороны государства за региональную политику в Испании отвечает созданный в рамках министерства экономики и финансов Генеральный директорат структурных фондов ЕС и региональных финансов. Он работает на основе кооперации и разделения ответственности с другими структурными подразделениями центрального и региональных правительств. В их числе Совет по фискальной и финансовой политике, который осуществляет распределение ресурсов центрального бюджета, отбор и мониторинг. В него входят министры финансов центрального правительства и автономных сообществ.
Важным вспомогательным органом по вопросам регионального развития является созданная в конце 1980-х гг. Конференция по делам автономных сообществ, куда входят представители центрального и региональных правительств. Она занимается обменом информации и обсуждением региональных проблем, поиском общей позиции по различным аспектам региональной экономической политики, в том числе и на европейском уровне. Выработанный ею общий подход становится официальной позицией центрального правительства.
В последние годы с целью обеспечения более эффективного межрегионального диалога и координации региональной экономической политики правительство усилило ее институциональную структуру созданием Саммита глав автономий, который на высшем уровне устраняет
58
инвестиционное дублирование, способствует более эффективной координации и мобилизации средств на реализацию региональных проектов, выбирая из них наиболее эффективные и перспективные как для данного региона, так для страны и ЕС в целом.
Следует отметить, что политика, направленная на децентрализацию, не умаляет роли центрального правительства. Оно решает все вопросы макроэкономического регулирования, определяет общие принципы организации экономических отношений и правила поведения участвующих в них субъектов, основы налоговой и бюджетной систем, финансово-кредитного механизма, отраслевые и региональные приоритеты развития, формы региональных международных хозяйственных связей.
В 2000-2006 гг. на реализацию региональной политики было выделено 34,4% средств бюджета ЕС, в течение же 2007-2013 гг. эта сумма увеличится до 36%. Реформы, проводимые Европейской комиссией в отношении региональной политики, затронули самые разные аспекты [2].
Для эффективного развития регионов ЕС в будущем Европейская комиссия определила новые приоритеты региональной политики на период с 2006 г. Прежде всего, новая политика значительно сузила сферу своих приоритетов и тем, направив основные усилия на:
1) увеличение конкурентоспособности регионов и занятости населения;
2) конвергенцию - уменьшение разрыва между странами и регионами в экономическом и социальном развитии;
3) межтерриториальное сотрудничество в рамках Европейского Союза: трансграничное, транснациональное и межрегиональное.
Ключевыми аспектами региональной политики ЕС являются: экономика, основанная на НИОКР и научных знаниях, инновации, экология и предотвращение природных катастроф, достижение полной занятости, увеличение качества и производительности труда, сплочение и социальная вовлеченность.
Европейская комиссия поставила перед собой цель сконцентрировать распределяемую финансовую помощь не только тематически, но и территориально, т. е. новые целевые регионы будут определяться более жестко, по микрогеографическим критериям.
Предполагается, что в результате политики децентрализации все связанные с региональной политикой процедуры значительно повысят уровень
59
ответственности властей не только на государственном, но уровне регионов и муниципалитетов.
Данные изменения в региональной политике повлекли за собой и изменения в принципах работы Структурных фондов ЕС. Структурные фонды - это инструменты финансовой помощи в рамках политики сплочения. Главная цель функционирования фондов - поддержка отстающих регионов и в частности проектов длительного планирования и результативного развития таких территорий.
В настоящее время Европейский Союз осуществляет свою деятельность посредством нескольких фондов. Европейский фонд регионального развития (ERDF, штаб-квартира - Брюссель, учрежден в 1975 г.), из средств которого поддерживается уменьшение регионального неравенства, а также перестройка региональной промышленности и разрешение структурных проблем в отсталых регионах. Фонд, созданный как необходимый ответ на первое расширение Европейского Экономического Сообщества в 1973 г., когда в его состав вошли Дания, Ирландия и Великобритания, в настоящее время располагает большей частью средств Структурных Фондов ЕС. Традиционно странами-получателями субсидий Фонда являются Г реция, Ирландия, Италия, Португалия и Испания, а после расширения ЕС 2004 г. Также страны Восточной Европы. Фонд поддерживает создание и сохранение постоянных рабочих мест и развитие инфраструктуры, помогает развивать мелкое и среднее предпринимательство в регионах.
Из средств данного фонда Испании было выделено в 2000-2006 гг. 27,9 млрд евро (23% от общего объема дотаций странам ЕС), что привело к росту ВВП на 2%. Значительная часть средств пошла на расширение и улучшение транспортной инфраструктуры Испании: 1200 км дорог и 400 км высокоскоростных магистралей. Кроме того, средства фонда были направлены на повышение качества окружающей среды: реновация 2000 км существующих и строительство 600 км новых магистралей водопровода, обслуживающих 2,6 млн человек; 57 проектов повышения качества воды и строительства 13 заводов по опреснению воды, обслуживающих 1,8 млн жителей. Очевидную помощь фонд оказал развитию НИОКР и инновационной составляющей экономики Испании, тем самым региональный ВВП Каталонии вырос на 4%. В то же время на средства фонда было создано 38 тыс. рабочих мест [2].
60
Европейский социальный фонд (ESF, штаб-квартира - Брюссель, учрежден в 1957 г. Римским договором). Цель фонда - развитие человеческого ресурса и трудовой занятости. Фонд поддерживает долгосрочные национальные программы развития и активную трудовую политику.
За период 2007-2013 гг. Испании будет выделено 8 млрд. евро. Испания использует средства фонда для достижения следующих целей: улучшение человеческого капитала, повышение предпринимательской инициативы и участия женщин на рынке труда, увеличение занятости и развитие НИОКР [1].
Фонд сплочения (CF, штаб-квартира в Брюсселе) финансирует крупномасштабные проекты (стоимостью более 10 млн евро), связанные с инвестициями в экологию и транспортную инфраструктуру. В 2000-2006 гг. Испания получила от фонда 30 млрд евро [1].
Европейский сельскохозяйственный фонд (EAGGF, штаб-квартира в Брюсселе) и Финансовый инструмент ориентации рыболовства (FIFG, штаб-квартира - Брюссель). Направлены на выстраивание общей политики в данных отраслях, увеличение конкурентоспособности, модернизацию и диверсификацию, а также поддержку работников сельского и рыболовного хозяйства. На период 2000-2006 г. FIFG располагал 1,1 млрд евро для субсидирования регионов.
Важно отметить, что средства структурных фондов востребованы не только странами, но и отдельными регионами, нуждающимися в субсидировании отдельных направлений развития. Предусматривается, что Испания получит в период 2007-2013 гг. более 31,5 млрд евро в счет различных структурных фондов и фондов сплочения, став вторым получателем субсидий подобных фондов ЕС после Польши.
Испания получит специальный грант на научно-исследовательские разработки в размере 2 млрд евро согласно решениям, принятым на заседании Европейского совета в Лондоне. За счет этих фондов правительство страны приступило к осуществлению крупных проектов по совместному
инвестированию в инфраструктурные объекты с участием частной инициативы. Наиболее важными из этих мероприятий стало внедрение Программы «INGENIO 2010», в рамках которой предполагалось достичь в 2010 г. уровня 2% ВВП в отношении государственных и частных инвестиций в НИОКР [1].
В рамках выполнения задачи повышения региональной
конкурентоспособности и занятости в ЕС основное внимание уделяется
61
поддержке и проведению экономических и социальных реформ, внедрению инноваций и развитию социальной сферы для повышения экономической привлекательности регионов.
Европейское региональное сотрудничество направлено на усиление трансграничного и межрегионального сотрудничества, развитие общей инфраструктуры, экономических связей и сетей компаний малого и среднего бизнеса и базируется на существующей программе «Interreg», которая была запущена в 1989 г. и финансируется через Европейский фонд регионального развития. В настоящее время действует программа «Interreg IV», рассчитанная на период 2007-2013 гг. В программе участвуют 138 испанских компаний (94 проекта) из всех 17 автономий государства.
Целенаправленная работа по реализации региональной политики приносит видимые результаты. Так, за последние 5 лет в рамках ее реализации было построено 4,1 тыс. км скоростных и 32 тыс. км обычных дорог, оказана помощь 214 тыс. компаний, создано 800 тыс. рабочих мест, через программы переобучения и повышения квалификации прошли 8,15 млн человек. Значительные изменения, связанные с повышением качества образования и улучшением экологической обстановки, произошли как в Испании, так в Греции, Португалии, Ирландии и других странах.
Масштабные внешние и внутренние инвестиции, а также успешная децентрализация национальной управленческой системы привели к положительным итогам экономической конвергенции испанских регионов. Тенденции к регионализации хозяйственного регулирования, расширению прав и полномочий местных органов власти, оптимизации распределения функций между различными уровнями управления при условии сохранения единого экономического пространства наблюдаются повсеместно свидетельствуют об эффективности созданного в последние годы «трехуровневого», а точнее «четырехуровневого» (включая муниципальный) механизма реализации региональной политики.
Список литературы:
1. Бюджет ЕС на период 2014-2020 гг.: перспективы распределения финансирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bankwat ch.org/sites/default/files/Bankwatch%20Mail%2049%20ru%20web_final.pdf.
62
2. Лукша, Н. Региональная политика Европейского Союза [Электронный ресурс] / Н. Лукша. - Режим доступа: http://www.loukcha. com/stati-europe-15.html.
3. Международное общество исполнительского искусства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ispa.org/.
4. Программа «Файр» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/mu/csipfo/kpr/frames/guide/phare.htm.
5. Специальная программа вступления по аграрному и сельскому развитию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru /mu/csipf o/kpr/frames/guide/sapard.htm.
СОСТОЯНИЕ ГОРОДОВ-ЗАВОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ВОЗМОЖНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ ИХ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО, АРХИТЕКТУРНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ
Новикова И.И. - преподаватель ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
Современные города Южного Урала стремительно меняют свой облик: застраиваются исторические кварталы, возводятся дома новой архитектуры. При этом почти повсеместно не учитываются особенности архитектурноисторической среды, связанные с российскими традициями, искажаются и разрушаются уникальные объекты.
В связи с этим правомерно говорить о не сложившейся пока еще системе приемов вписывания новых объектов в характерную историческую среду. В условиях постоянной перестройки городов проблема определения круга памятников, сохранности историко-культурного, архитектурного и градостроительного наследия городов приобретает все большее значение.
Уникальным следует признать индустриальное наследие Южного Урала, связанное с созданием рудников, заводов металлургического производства, традиционных промыслов по обработке металла и камня. К них числу относятся Златоустовский чугуноплавильный и сталежелезоделательный (первоначально также и медеплавильный) завод, железоделательные заводы в Кыштыме, Миньяре и Симе, медеплавильные заводы в Миассе, Карабаше,
63