Научная статья на тему 'Основные тенденции развития электронной коммерции в мировой экономике и экономике Российской Федерации'

Основные тенденции развития электронной коммерции в мировой экономике и экономике Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2377
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ИНФОРМАЦИЯ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / "ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ" / INFORMATION / WORLD ECONOMY / ELECTRONIC COMMERCE / ELECTRONIC BUSINESS / INTERNET TRADE / CLOUD COMPUTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кубкина Ю. С.

Автор рассматривает основные тенденции развития электронной коммерции в современной мировой экономике и экономике Российской Федерации. Дается характеристика электронной коммерции на современном этапе развития. Рассмотрены преимущества и недостатки осуществления электронной коммерции. Проводится анализ существующих проблем и барьеров на пути развития электронной коммерции, как на национальном уровне, так и в мировом масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main tendencies of development of electronic commerce in world economy and economy of the Russian Federation

The author considers the main tendencies of electronic commerce's development in world economy and economy of the Russian Federation. The characteristic of electronic commerce at the present stage of development is given. Advantages and lacks of electronic commerce are considered. The analysis of existing problems and barriers on a way electronic commerce's development at national level and on a global scale is carried out.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития электронной коммерции в мировой экономике и экономике Российской Федерации»

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗБИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ Б МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУБКИНА Ю.С.,

преподаватель кафедры «Мировая экономика и международные отношения»,

Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]

THE MAIN TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF ELECTRONIC COMMERCE IN WORLD ECONOMY AND ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

CM

-Û I—

о

Автор рассматривает основные тенденции развития электронной коммерции в современной мировой экономике и экономике Российской Федерации. Дается характеристика электронной коммерции на современном этапе развития. Рассмотрены преимущества и недостатки осуществления электронной коммерции. Проводится анализ существую- О

щих проблем и барьеров на пути развития электронной коммерции, как на национальном уровне, так и в мировом масштабе.

О!

Ключевые слова: электронная коммерция; электронный бизнес; электронная тор- ^

говля; информация; мировая экономика; «облачные вычисления».

о см

KUBKINA Y.S.,

Lecturer, Chair of World Economy and International Relations,

Southern Federal University, w e-mail: [email protected] q

The author considers the main tendencies of electronic commerce's development in world O

economy and economy of the Russian Federation. The characteristic of electronic commerce at the O

present stage of development is given. Advantages and lacks of electronic commerce are considered.

О

The analysis of existing problems and barriers on a way electronic commerce's development at <;

fv

national level and on a global scale is carried out. cv

I—

Keywords: electronic commerce; electronic business; internet trade; information; world economy; cloud computing.

JEL classification: L81, F100.

Жизнь современного общества невозможно представить без использования информационных технологий в любой сфере деятельности, как в бизнесе, так и в социальном общении. С развитием технологий, их возрастающей ролью в национальной и мировой экономики, меняются способы взаимодействия экономических субъектов, появляются новые формы торговли, новые товары, экономика становится информационной.

Развитие электронной коммерции началось в 1960-х гг. в США и с середины 1990-х гг. - в России. Этот процесс ознаменовался внедрением авиакомпаниями электронной системы бронирования билетов. Это стало прорывом в развитии электронной коммерции. Далее ее развитию способствуют создание систем управления запасами, появление компьютерных сетей и систем передачи данных, платежных карт и других систем элек-

© Кубкина Ю.С., 2014

тронных платежей, а также коммерциализация сети Интернет. По данным мировой статистики на 2012 г. общее число Интернет-пользователей в мире насчитывает 2,4 млрд чел. В России эта цифра составляет 67,9 млн. чел., что соответствует 43% распространения Интернета среди российского населения. В целом по России интернет-аудитория за последние 8 лет увеличилась в 5 раз (Сайт мировой Интернет-статистики).

Особенностью понятия «электронная коммерция» является его применение ко всей экономической деятельности, связанной с использованием информационных технологий. Попытки систематизировать и унифицировать категории и понятия электронной коммерции предпринимались многими авторами. Существует множество трактовок, в той или иной степени раскрывающих суть электронной коммерции. Необходимо отметить, что большинство зарубежных авторов в своих трудах опираются более на практическую сторону вопроса и уделяют меньше внимания теоретической части.

На основе анализа существующих определений, а также согласно эмпирическому и этимологическому подходам мы можем утверждать, что термин «электронная коммерция» может употребляться в двух смыслах, широком и узком.

В широком смысле электронная коммерция - это любая экономическая деятельность, включающая ист пользование электронных информационных технологий.

В узком смысле - это коммерческая деятельность по купле/продаже товаров или услуг в сети Интернет с

>

целью получения прибыли.

O С точки зрения употребления термина «электронная коммерция» в широком смысле, можно рассматри-

N вать ее идентичность термину «электронный бизнес», поскольку «Большой экономический словарь» трактует

M бизнес, как «любую экономическую деятельность, направленную на получение прибыли» (Азрилиян, 2008).

C Употребление понятия «электронная торговля» соответствует термину «электронная коммерция» в узком

• смысле, подразумевая только покупку/продажу товаров или услуг в сети Интернет, заменяя и дополняя традиционные способы взаимодействия покупателей и продавцов, перенося их в электронное пространство.

• Исходя из того, что на данный момент в большинстве случаев понятие «электронная коммерция» применяется ко всей экономической деятельности, связанной с использованием информационных технологий,

0 следует уточнять, в каком смысле, узком или широком, оно употребляется в том или ином контексте.

• Одной их наиболее динамично развивающихся направлений электронной коммерции является развитие «облачных вычислений».

• Облачные вычисления, или cloud computing - это программно-аппаратное обеспечение, доступное пользователю через сеть Интернет и позволяющее иметь повсеместный и удобный доступ к информационным ресурсам

° (например, сетям передачи данных, устройствам хранения данных, серверам, приложениям и сервисам).

1 Популярность идеи облачных вычислений возросла в 2007 г., благодаря быстрому развитию информа-

• ционных технологий и растущей потребности бизнеса в реорганизации своих информационных сетей (Cloud

2 ComputingGroup...,2011).

2 Облачная модель вычислений предполагает предоставление ИТ-ресурсов в виде стандартизированных сер-

висов с возможностью учета и динамического изменения объема потребляемых ресурсов. Это модель, в рамках

а которой предоставляемое пользователю оборудование находится под контролем поставщика, однако пользова-

т тель может управлять операционной системой и установленными в ней приложениями. Эта система обеспечивает клиенту возможность при необходимости задействовать большее количество ресурсов (Gillam, Lee, 2010).

Облачные среды обладают следующими возможностями: оперативное выделение большого количества ресурсов; оперативное уменьшение задействованных ресурсов с целью экономии; самостоятельное управление объемом потребляемых облачных ресурсов; быстрое наращивание общей (суммарной) производительности облачной системы; мониторинг, контроль и отчетность о потребленных ресурсах.

Поскольку облачные вычисления - это новейшая технология систем электронной коммерции, выделяют некоторые проблемы в ее работе, напрямую связанные с их особенностями: удаленность, распределенность, абстрагированность, параллелизм и т. д.

Необходимость в постоянном подключении к сети Интернет также является достаточно значимой проблемой, особенно для российских пользователей. При отсутствии доступа к сети Интернет автоматически становится невозможно работать.

Несмотря на определенные недостатки, «облачные вычисления» предоставляют благоприятные возможности для расширения бизнеса и позволяют достигнуть значительной экономии расходов, снизив капитальные текущие расходы. Эта экономия может реинвестироваться, поощряя инновации, повышая конкурентоспособность и непосредственно улучшая рентабельность, т. е. дает ощутимый положительный эффект для экономики стран.

Согласно статистике, рынок «облачных» услуг в России за 2013 г. вырос на 32%, до $633 млн (20,5 млрд руб.). По прогнозам, к 2016 г. объем рынка увеличится в 2,2 раза, до $1,7 млрд (55,6 млрд руб) (Сайт мировой Интернет-статистики).

Доступ к электронному информационному обмену позволяет существенно повысить эффективность деятельности экономических субъектов за счет снижения трансакционных издержек, уменьшения времени для организации сделки, а также обеспечивает быстроту и точность получения информации, высокую скорость финансовых расчетов, позволяет уменьшить расходы на доставку (главным образом для товаров, которые могут быть получены электронным способом), улучшить анализ рынка и стратегическое планирование, дает большие возможности для маркетинговых исследований, а также одинаковый доступ к рынку, как для крупных корпораций, так и для небольших фирм. Рамки электронной коммерции определяются не географическими или национальными границами, а распространением компьютерных сетей. Поскольку самые важные сети являются глобальными, электронная коммерция позволяет даже самым мелким предприятиям достигать глобального присутствия и заниматься бизнесом в мировом масштабе.

Помимо несомненных преимуществ, осуществление электронной коммерции несет ряд недостатков, как для отдельного потребителя, так и для общества в целом. К ним относятся: несовершенство законодательной базы в области электронной коммерции; привлекательная среда для мошенничества; необходимость обеспечения достаточного уровня безопасности; снижение конкурентоспособности коммерческих предприятий, не имеющих представительства в электронном пространстве; возможность уклонения от уплаты налогов в бюд- ^ жет государства.

Что касается правового регулирования электронной коммерции, то оно далеко от совершенства. Однако о если покупатель виртуальных товаров находится в России (и неважно, иностранец он или российский гражданин), то он всегда может обратиться к закону «О защите прав потребителей» (Закон РФ «О защите прав потре- см бителей», 1992), причем независимо от гражданства продавца. Если продавец - российское юридическое лицо, z то в этом случае сделка будет полностью регламентирована нормами законодательства Российской Федерации. Если продавец - иностранная компания, то вопрос решается несколько сложнее. Конечно, существует проблема 1 идентификации субъекта в Интернете: сервер может физически находиться в одной стране, размещать информа- q цию компании из другой страны, в то время как контрагент по этой сделке находится в третьей, а доставка продукции осуществляется из четвертой и так далее. Однако если торгующая организация является добросовестным ^ участником экономических отношений, она, естественно, разместит о себе максимально полную и правдивую информацию, включая регистрационные данные и местонахождение. В любом случае, покупатель всегда сам ^г может решить, достаточно ли опубликованной информации о продавце и стоит ли иметь с ним дело.

Законы, относящиеся к осуществлению сделок, во всех странах различны, и когда сделку заключают представители разных государств, всегда возникает вопрос, каким правом решать конфликты между сторонами. Этот -<> вопрос возникает с тех пор, как возникло понятие международной торговли. А регулирование международных торговых отношений складывалось веками, и нормы международного права вполне определенно способствуют US решению таких конфликтов. Уже давно существуют международные договоры, регламентирующие торговые от- У ношения. В этих договорах нет еще документов, описывающих электронную торговлю, но она принципиально не OM отличается от, например, заказов по телефону или по каталогу. ^

Кроме закона «О защите прав потребителей», также можно руководствоваться Гражданским кодексом Рос- q сийской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации..., 1994), федеральным законом «Об электронной подписи» (Федеральный закон «Обэлектронной подписи», 2011), федеральным законом «О связи» (Феде-

ГУ

ральный закон «О связи», 2003), федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о ш защите информации» (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях.», 2006).

Существовавшие два закона, Федеральный Закон «Об авторском праве и смежных правах» (Федеральный Закон «Об авторском праве и смежных правах», 2008) и Федеральный Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (Федеральный Закон «О правовой охране программ.», утратил силу 2008) ныне утратили силу. Теперь экономические отношения, возникающие в данной сфере, регулируются четвертой частью Гражданского Кодекса, Раздел 7 «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

Осуществление электронной коммерции было бы затруднено без существования банковских платежных карт. Соответственно, также было принято несколько законов, регулирующих данную сферу деятельности: Положение Банка России «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (Положение Банка России «Об эмиссии банковских карт.», 2004), Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» (Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт.», 1998).

Продажа товаров населению по безналичным расчетам посредством кредитных карточек подпадает под действие Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (Закон Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин.», 1993).

Также в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации утвердило Правила продажи товаров дистанционным способом (Постановление Правительства РФ «Обутверждении Правил продажи товаров...», 2007).

Что касается зарубежного законодательства в области регулирования электронной коммерции, то сразу можно назвать типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, принятый ООН в 1996 г. Сфера действия данного закона распространяется на любую информацию, представленную в цифровом либо аналоговом виде и используемую в торговой деятельности.

В США электронная коммерция регулируется Федеральным законодательством, а также законодательствами штатов. А в Европейском Союзе было выпущено несколько директив: Директива 95/46/ЕС, Директива 97/7/ ЕС, Директива 97/66/ЕС, Директива 2000/31/ЕС, Директива 2002/58/ЕС.

Итак, российское законодательство имеет определенные средства для регулирования проводимой в Интернете коммерческой деятельности. Следовательно, заключенные через Сеть сделки никак нельзя рассматривать как изначально недействительные, и стороны имеют полное право отстаивать в суде свои интересы по «виртуальным» договорам. И не видно никаких правовых препятствий к тому, чтобы российские судебные органы начали применять в своей практике используемые в Интернете электронные документы.

ЛИТЕРАТУРА

О Азрилиян А.Н. (2008). Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой

то

70 >

О

экономики, с. 856.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) U (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012).

> Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1. Закона Российской Федерации «О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18.06.93 № 5215-1.

Положение Банка России «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» от 24 декабря 2004 г. № 266-П.

Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» от 09.04.98 N 23-П.

Постановление Правительства РФ «Обутверждении Правил продажи товаров дистанционным спосо-т бом» от 27.09.07 № 612.

М Сайт мировой Интернет-статистики. Доступно на: www.internetworldstats.com.

1 Федеральный Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительныхмашин и баз дан-ю

ных» - утратил силу с 01.01.08.

> Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 08.12.2011).

> Федеральный Закон «Об авторском праве и смежных правах» - утратил силу с 01.01.08. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от

Q 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011).

Ь Федеральный закон «Обэлектронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2011).

2 Cloud Computing Group (2011). Who invented the term Cloud Computing? (англ.) Google Groups (20 October).

Gillam L. (2010). Cloud Computing: Principles, Systems and Applications / Nick Antonopoulos, Lee Gillam. L.: Springer.

REFERENCES

Azriliyan A.N. (2008). The big economic dictionary. Under the editorship of A.N. Azriliyan. Institute of New Economy. Moscow, p. 856. (In Russian.)

Cloud Computing Group (2011). Who invented the term Cloud Computing? (англ.). Google Groups (20 October).

Gillam, Lee. (2010). Cloud Computing: Principles, Systems and Applications. Nick Antonopoulos, Lee Gillam. L.: Springer.

The Civil Code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994 no. 51-FZ (an edition of 06.12.2011) (with amendment and additional, coming into force from 01.07.2012). (In Russian.)

The Act of the Russian Federation «About protection of the rights of consumers» of 07.02.1992 no. 2300-1. (In Russian.)

The Law of the Russian Federation «About application control - cash cars at implementation of monetary calculations with the population» of 18.06.93 no. 5215-1. (In Russian.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Position of Bank of Russia «About issue of cash cards and about the operations made with use of payment cards» of december 24, 2004 no. 266-P. (In Russian.)

Position of the Central Bank of the Russian Federation «About an order of issue by the credit organizations of cash cards and implementation of calculations for the operations made with their use» of 09.04.98 no. 23-P. (In Russian.)

The Resolution of the Government of the Russian Federation «About the approval of Rules of sale of goods in the remote way» of 27.09.07 no. 612. (In Russian.)

The Federal Law «About legal protection of programs for electronic computers and databases» - became invalid from 01.01.08. (In Russian.)

The Federal Law «About communication» of 07.07.2003 no. 126-FZ (an edition of 08.12.2011). (In Russian.)

The Federal Law «About copyright and the adjacent rights» - became invalid from 01.01.08. (In Russian.)

The Federal Law «About information, information technologies and about information security» of 27.07.2006 no. 149-FZ (an edition of 06.04.2011). (In Russian.)

The Federal Law «About a digital signature» of 06.04.2011 no. 63-FZ (an edition of 01.07.2011). (In Russian.)

Web-Site of world Internet statistics. Available at: www.internetworldstats.com. (In Russian.)

i— o o

ZT

о

CM

со 3

о

О z О О

С а а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.