УДК [330.15:330.322](470.1 1)
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЦИОНАЛЬНОМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
©2007 г. Т. С. Леготина
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Среди факторов, обусловливающих современную экологическую обстановку в стране и регионах, особое место занимают финансирование природоохранных мероприятий и экологические инвестиции в целом. Поэтому основными задачами экологического анализа инвестиционного проекта являются установление размера потенциального ущерба, наносимого объектом окружающей среде в инвестиционный и в постинвестиционный периоды, а также определение мер, необходимых для смягчения или предотвращения данного ущерба. Следовательно, необходимы такие средства защиты окружающей среды, которые не уменьшали бы емкости экосистемы.
Российские условия актуализируют потребность в экологических инвестициях. Дело в том, что Россию цивилизованный мир знает не только в качестве экспортера энергетических и других природных ресурсов, но и как государство, имеющее огромные и разнообразные запасы этих ресурсов и одновременно не справляющееся с организацией их рационального использования. Сегодня эту ситуацию усугубляют кризисные факторы: их проявление — хронический дефицит того инвестиционного капитала, который был бы достаточен для самостоятельного преодоления экономического кризиса и выхода на траекторию экологически устойчивого экономического развития и социального прогресса [9].
Проблему охраны окружающей среды должны решать пообъектные инвестиционные проекты. Их взаимосвязь и управление природоохранными мероприятиями должны координировать государственные органы. Кроме того, инвестиции в рациональное использование природных ресурсов должны оцениваться с учетом особенностей самой сферы деятельности. В качестве понятия «инвестиционный капитал» нужно рассматривать не только финансовые, но и имущественные, человеческие, интеллектуальные, социальные и экологические ресурсы. Поскольку ни одна сфера человеческой деятельности не может осуществляться вне природопользования, рационализация последнего, безусловно, предполагает, что процесс инвестирования должен совершаться во всех отраслях экономики и приводить к перераспределению ресурсов между располагающими и нуждающимися сторонами.
И в масштабах страны в целом, и в масштабах отдельного региона инвестиции в рациональное природопользование всегда направлены на улучшение условий жизнедеятельности человека, всегда учитывают характер влияния экологической обстановки на состояние здоровья людей, вот почему цели инвестиций в рациональное использование природных ресурсов (РИПР) и охрану окружающей среды являются общими для всех участников природопользования [12].
Инвестиции в рациональное природопользование необходимо представлять как долгосрочное вложение инвестиционного капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социальноэкономические и экологические программы или инновационные проекты, непосредственно направленные на улучшение экологической обстановки. Пренебрежение условиями и специфическими правилами инвестирования приводит к недопустимо низкой эффективности самих инвестиций, а также к ошибочным заключениям экономических исследований в сфере природопользования. Ключевые слова: инвестиции в природоохранные мероприятия, экономический ущерб, рациональное природопользование, ресурсный потенциал, основные производственные фонды.
Среди этих целей выделяются следующие:
• рациональное использование природных ресурсов с учетом потребностей будущих производителей;
• развитие и совершенствование социальноэкономических условий жизнедеятельности человека;
• предотвращение, а также снижение экологических рисков и связанных с ними социальных, экономических рисков самого предприятия-при-родопользователя;
• улучшение свойств и качеств экосистемы;
• снижение рисков, связанных с недостаточным развитием организационно-экономического механизма природопользования;
• предупреждение и ликвидация экологических катастроф.
Инвестиции в РИПР объединяют большее количество природопользователей по сравнению с инвестициями в другие сферы, в связи с чем возникает необходимость объединения и ресурсов независимо от формы собственности на них. Для уменьшения системного экономического риска, повышения эффективности инвестиционной деятельности, определения приоритетных направлений рационального природопользования необходимо представлять основные источники финансирования экологических инвестиций:
• бюджеты различных уровней;
• фонды целевых программ;
• экологические фонды;
• собственные средства природопользователей;
• отчисления в инвестиционных проектах, программах по отраслям, регионам;
• экономическую помощь зарубежных стран.
Осуществление инвестиций в рациональное природопользование и охрану окружающей среды отдельно от других направлений не позволяет достичь необходимого эффекта от инвестиционной деятельности. Природная среда видоизменяется вследствие внешних и внутренних связанных друг с другом воздействий на экосистему и преобразовывается в природно-хо-
Инвестиции в Архангельскую область
зяйственный комплекс. Учет данной тенденции также необходим в инвестиционной деятельности.
В течение последних трех лет экономика Архангельской области динамично развивается, о чем свидетельствуют определенные показатели темпов роста. Так, уже за 2004 год в область поступили инвестиции из 23 стран. Лидирующая роль в этом направлении принадлежит США, Великобритании, Германии, Финляндии. Об определенной стабилизации на данном уровне свидетельствуют показатели 2004 года, представленные в табл. 1 [5].
Но экономический рост потенциала области неизбежно приводит к возникновению острых экологических проблем, а это обусловливает внедрение инвестиционных проектов по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. При этом природно-климатическая суровость высоких широт увеличивает удельные затраты капитальных вложений, существенно осложняет динамику рентабельности инвестиционных программ, вот почему затруднения возникают уже на этапе прогнозирования социальных и правовых изменений первоначальных параметров выгодности вложения инвестиций. Это доказывает, насколько сложным является комплексное решение многоплановых проблем, возникающих в связи с развитием экологической безопасности, сопутствующей экономическому росту Севера [11].
Главной причиной привлекательности Севера для иностранных кредиторов являются природные ресурсы, основная часть которых была слабо исследована из-за недостатка материальных средств и устаревшего технологического оборудования [3]. Инвесторов в первую очередь интересует уровень отдачи вложенных средств. Именно поэтому все отечественные и зарубежные методики оценки эффективности инвестиций основываются на сравнении объемов предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Динамика и характер инвестиционных поступлений по Архангельской области на рубеже веков могут быть иллюстрированы табл. 2.
Таблица 1
из-за рубежа по странам в 2004 году
Наименование Тыс. долларов Тыс. рублей
Накоплено на начало отчетного года Поступило за отчетный период Изъято за отчетный период Накоплено на начало отчетного года Поступило за отчетный период Изъято за отчетный период
Инвестиции всего 617476,2 257696,4 159074,2 770952,9 261711,2 310829,4
Австрия 892,8 7198,1 6824,7 11300,6 1015,5 547,8
Великобритания 1101,6 156244,9 4664,9 1836,7 - -
Германия 31070,7 20196,9 17488,6 8345,0 45,8 14,8
Норвегия 68,2 54,5 0,4 105,0 1059,5 -
США 166412,9 3727,7 31618,8 4531,0 41158,8 -
Украина 2,6 69,7 70,1 513,4 1003,5 901,6
Финляндия 384540,2 31057,7 51007,3 24457,5 80767,9 18500,0
Франция 30,5 251,4 15,5 - - -
Швейцария 23773,6 22196,6 30205,7 1188,7 - 1188,7
Швеция 22,5 114,3 135,2 92,4 1,6 1,6
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Архангельской области, млн руб.
Наименование 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Инвестиции в основной капитал всего 142,8 369,0 873,4 975,3 832,2 287,8 474,6 2015,1
Охрана и рациональное использование водных ресурсов 72,3 292,3 632,9 536,4 277,7 147,2 111,5 854,1
Охрана атмосферного воздуха 48,7 54,0 185,5 310,6 419,3 58,6 172,8 581,6
охрана и рациональное использование земель 3,3 11,4 41,3 52,0 97,4 37,9 132,3 312,7
Другие мероприятия (охрана и рациональное использование лесных ресурсов, охрана и воспроизводство рыбных запасов, организации заповедников) 18,5 11,3 13,7 76,3 37,8 44,1 58,0 266,7
Однако известно, что инвестиционная привлекательность региона определяется не только объемом и качеством ресурсного потенциала, но и инвестиционными рисками, уровень которых зависит от стабильности политической, экономической и социальной ситуации в регионе. Следует заметить, что инвестиционный рейтинг, например, Архангельской области на экономическом пространстве Севера России не позиционируется как конкурентоспособный [10].
Состояние охраны окружающей среды на территории данной области близко к кризисному. Это прежде всего связано с уровнем обеспеченности населения питьевой водой, состоянием водных объектов общего пользования. Да и санитарное состояние населенных пунктов, включая областной центр, а также прибрежных земель, пригородных лесов, являющихся самыми доступными местами отдыха жителей, не выдерживает никакой критики. Не решаются вопросы рационального использования и охраны подземных источников водоснабжения, обеспечения безопасного хранения горюче-смазочных материалов, в том числе на муниципальных котельных. В то же время собираемые от предприятий средства в виде платежей за загрязнение окружающей среды, платы за воду оседают в бюджете Архангельской области и местных бюджетах и используются целевым назначением всего лишь на 10-30 % [4].
Основной объем финансирования природоохранных мероприятий в регионе осуществляется за счет внебюджетных средств (75,4 %), а также за счет средств федерального бюджета (15,6 %), что обусловлено, в частности, недостаточно высоким уровнем собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов [12].
В негосударственном секторе экономики финансирование экологических мероприятий осуществляется по принципу крайней необходимости и нередко лишь в том случае, если улучшение экологической составляющей деятельности предприятия или организации должно привести к увеличению прибыли либо может предотвратить различные санкции со стороны органов власти. Внедрение механизмов платного природопользования происходит в крайне тяжелых условиях. Из-за отсутствия сбалансированности установлен-
ных размеров плат за использование природных ресурсов, размеров штрафных санкций за нанесение экологического ущерба и затрат на улучшение экологических показателей предприятия или отрасли попытки стимулирования предприятий и организаций негосударственного сектора экономики оказываются безуспешными. На региональном уровне эта проблема особенно обостряется. Темпы внедрения экономических механизмов платного природопользования не обеспечивают должного экономического роста и улучшения социально-экологической обстановки. А общий объем затрат на природоохранные мероприятия за счет всех источников финансирования на региональном уровне составляет не более половины от заявленной потребности в финансовых ресурсах. Таким образом, в настоящее время существует явная необходимость в значительном увеличении объемов инвестиций в охрану окружающей среды, в первую очередь за счет бюджетных средств. А поскольку основной объем инвестиционных ресурсов сосредоточен именно в негосударственном секторе экономики, возникает потребность в таких современных рыночных инструментах управления, которые, учитывая предпочтения потенциальных инвесторов, привлекли бы необходимые инвестиции. Оценить характер распределения инвестиций по отраслям экономики области можно уже по данным за 2003 год (табл. 3).
Очевиден, таким образом, инвестиционный акцент на промышленных отраслях, особенно на лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной. Это, в свою очередь, обусловливает выделение такого инвестиционного объекта, как водные ресурсы,
— инвестиции на охрану и рациональное использование атмосферного воздуха и земельных ресурсов по своему объему уступают обозначенному выше. Данная тенденция по Архангельской области сохраняется и сегодня в силу государственного приоритета промышленного сектора, а также специфики промышленной деятельности в регионе. Если рассматривать характер зарубежных инвестиций по отраслям промышленности, ситуация выглядит несколько иначе: по объему инвестиции в элекроэнергетику значительно превышают инвестиции в лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную отрасли.
Таблица 3
Инвестиции, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, по отраслям
экономики Архангельской области в 2003 году, млн руб.
Отрасль экономики Всего Из них на охрану и рациональное использование
водных ресурсов атмосферного воздуха земель
Промышленность 257,8 139,0 54,8 22,6
Электроэнергетика 10,7 10,7 - -
Топливная 15,3 6,0 0 3,6
Цветная металлургия 1,2 0,4 0 0,5
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 228,4 121,6 54,8 18,5
Транспорт и связь 2,6 - - -
Прочие 27,4 8,2 3,8 15,3
Таблица 4
Инвестиции в Архангельскую область из-за рубежа по отраслям промышленности, тыс. руб.
Отрасль промышленности Накоплено на начало отчетного года Поступило за отчетный период Изъято за отчетный период
Инвестиции всего 770952,9 261711,2 310829,4
Промышленность 740620,9 219354,2 310829,4
в том числе:
электроэнергетика 426667,6 - -
топливная 4071,9 - -
в том числе:
нефтедобывающая 4071,9 - -
газовая - - -
черная металлургия 24370,0 80767,9 18500,0
цветная металлургия - - -
машиностроение и металлообработка 18,9 - 11,4
в том числе:
машиностроение 18,9 - 11,4
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 281549,7 138586,3 292318,0
в том числе:
лесозаготовительная 144320,8 41710,0 137877,4
деревообрабатывающая 55852,2 50796,6 35833,2
целлюлозно-бумажная 81376,7 46079,7 118607,4
пищевая 3942,8 - -
сельское хозяйство 21,0 - -
Транспорт - - -
Связь - - -
Динамика, характер распределения инвестиций по городам Архангельской области (рисунок), безусловно, определены объемом и интенсивностью промышленной деятельности. Снижение их доли с 2001 по 2003 год связано с общей экономической ситуацией, банкротством промышленных предприятий. Отметим, что процесс стабилизации и даже определенного выравнивания объема инвестиций характеризует 2004 год. Эта тенденция сохраняется и на современном этапе.
850
800
750
700
650
600
550
500
450
400
350
300
250
200
150
100
50
0
Инвестиции, направленные на охрану окружающую среды и рациональное использование природных ресурсов по городам Архангельской области, тыс. руб.
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Годы
□Архангельск ШКоряжма ШНоводвинск ШСеверодвинск
Однако, несмотря на увеличивающийся за последние годы объем инвестиций в основной капитал экономики области, их уровень остается все еще недостаточным для воспроизводства основных фондов действующих предприятий и вложения средств в новые инвестиционные проекты. Основная причина данного положения - сложившаяся неэффективная модель инвестиционной деятельности как в области, так и в целом по стране. Дело в том, что ни банковская система, ни кредитные учреждения небанковского характера, ни фондовый рынок не выполняют своих функций по аккумулированию сбережений и их трансформации в основной капитал предприятий, что, в свою очередь, обусловлено высоким инвестиционным риском, неразвитостью социальной и производственной инфраструктуры, рынка ценных бумаг, отсутствием должной государственной поддержки, в частности, в предоставлении государственных гарантий, страховании зарубежных инвестиций, а также оказании административной и дипломатической поддержки.
Ограниченность инвестиций, не удовлетворяющих в полной мере потребности общества, одновременно выступает как фактор, заставляющий субъект управ-
ления руководствоваться правилом приоритетного выбора направлений и объектов инвестирования. Противоречивость и разновременный характер мотивов инвестирования обусловливают несовпадающие стратегии экологического поведения субъектов хозяйствования. Проблема оптимизации эколого-эконо-мической деятельности, ее разрешение предполагают, что все субъекты власти и управления, ответственные за область, установят такие параметры регионального режима хозяйственной деятельности, которые будут отвечать идее выхода на сбалансированное состояние эколого-социально-экономической системы.
Поскольку Север находится в сфере стратегических интересов России и играет ключевую роль в расширенном воспроизводстве ее экономики, освоение его природных ресурсов приобретает для страны первостепенное не только экономическое, но и политическое значение. Промедление в данной сфере недопустимо, но и непродуманный характер экологических мероприятий, инвестиционная деятельность, не учитывающая специфику экологических и социальных ограничений, могут усугубить ситуацию. Эффект возможен лишь при комплексном и сбалансированном использовании всех потенциалов роста и одновременном учете тех экологических и социальных ограничений, которые влияют на развитие производительных сил. Масштаб и качество инвестиций в основной капитал, обеспечивая динамическое развитие региона, способствуют модернизации производственной сферы и осуществлению рационального природопользования и охране окружающей среды.
Список литературы
1. Архангельская область в цифрах : статистический сборник. - Архангельск, 2006. - 218 с.
2. Бизнес-проект «Завод по переработке макулатуры» / П. А. Черемных // Инвестиции и управление. - 2006.
- № 1(19). - С. 14-16.
3. Залывский Н. П. Стратегия инвестирования для устойчивого развития Европейского Севера России / Н. П. Залывский. - Архангельск : Изд-во Поморского университета, 2000.
4. Игошин Н. В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование / Н. В. Игошин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 448 с.
5. Иностранные инвестиции за январь - декабрь 2004 г. по Архангельской области : статистический бюллетень. - Архангельск, 2005. - 81 с.
6. Межевич В. Энергорасточительная экономика /
В. Межевич // Инвестиции и управление. — 2006. — № 1.
— С. 2-3.
7. Окружающая среда, природные ресурсы Архангельской области за 1998-2004 годы : статистический сборник.
— Архангельск, 2005. — 244 с.
8. Пацкалев А. Методические рекомендации по определению арендных ставок за земельные участки при размещении объектов рекреации в границах особо охраняемых природоохранных территорий / А. Пацкалев, В. Шлыков // Инвестиции в России. — 2006. — № 11. — С. 36—41.
9. Поляков В. Грозит ли мировой экономике в XXI в. хронический дефицит и абсолютное истощение минеральносырьевых ресурсов? / В. Поляков // Инвестиции в России.
— 2005. — № 3. — С. 10—21.
10. Сметанин А. В. Архангельская область: между прошлым и будущим / А. В. Сметанин. — Архангельск, 2002. — 515 с.
11. Стратегия развития северных регионов России : материалы Всероссийской научной конференции. — Архангельск : Архангельский филиал Института экономики УрО РАН, 2003. — С. 19—24.
12. Яндыганов Я. Я. Экономика природопользования : учебник. — М. : КНОРУС, 2005. — 576 с.
BASIC TENDENCIES OF INVESTMENT ACTIVITY IN RATIONAL USE OF NATURE IN NORTHERN REGION
T. S. Legotina
Northern State Medical University, Arkhangelsk
It is necessary to consider investments in rational use of nature as long-term investments of capital in enterprises of different industries, business projects, social-economic and ecological programs or innovation projects directed at improvement of ecological situation. Disregard of conditions and investment specific rules results in inadmissible low effectiveness of investments, as well as to mistaken conclusions of economic studies in the sphere of use of nature.
Key words: investments in protection of nature, economic damage, rational use of nature, resource potential, basic funds of industry.
контактная информация:
Леготина Татьяна Сергеевна — старший преподаватель института менеджмента Северного государственного медицинского университета
Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51, СГМУ
Тел. (8182) 20-56-01
Статья поступила 4.12.2006 г.