ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
Цыганова Н. А., соискатель ученой степени кандидата экономических наук РАНХ и ГС при Президенте РФ, зам.директора ООО «Катран-ГЕО»
Кирнарская С.В.,кандидат биологических наук, доцент кафедры управления природопользованием и охраны окружающей среды РАНХ и ГС при
Президенте РФ
ECONOMIC METHODS IN THE CONTROL SYSTEM OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT
N. Tsyganova,
competitor of an academic degree Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
deputy director Ltd«Katran GEO» Email: Natasha-2079@mail. ru S.Kirnarskaya,
associate professor of management of environmental management and environmental protections Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Email:[email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются факторы и методы управления системой природопользования. С этой целью выделены основные подходы и научные концепции к охране окружающей среды, среди них основным выделен развивающийся рациональный подход с обоснованием эколого-экономических критериев эффективности. Приоритетными задачами инвестирования в развитие проектов охраны окружающей среды автор представил стратегию и методы формирования альтернативных вариантов развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий в природопользовании. Автором статьи обоснованы методы государственного управления и экологической политики, предложен новый механизм управления системой охраны окружающей среды и природопользования в России .В статье сделано предложение по выбору критериев эффективности в механизме оптимального финансирования проектов природопользования.
Ключевые слова: рациональное природопользование, механизмы реализации инвестиционных проектов природопользования, источники финансирования проектов природопользования, финансирование в улучшение качества среды, охрана окружающей среды, методы управления природопользованием, экологическая культура, экономия и структурное потребление природных ресурсов, экологические, экономические(инвестиционные) и социальные ограничения природной системы
Abstract. In article factors and methods of management of system of environmental management are considered. The main approaches and scientific concepts to environmental protection are for this purpose allocated, from them the basic distinguished the developing rational approach with justification of ekologo-economic criteria of efficiency. Priority problems of investment into development of projects of environmental protection the author presented strategy and methods of formation of alternative options of development of low-waste and resource-saving technologies in environmental management. The author of article proved methods of public administration and environmental policy, the new mechanism of management of system of environmental protection and environmental management in Russia is offered. In article the proposal on a choice of criteria of efficiency in the mechanism of optimum financing of projects of environmental management is made.
Keywords: rational environmental management, mechanisms of implementation of investment projects of environmental management, sources of financing of projects of environmental management, financing in improvement of quality of the environment, environmental protection, methods of management of environmental management, ecological culture, economy and structural consumption of natural resources, ecological, economic (investment) and social restrictions of natural system.
Сложная экологическая обстановка в регионах нашей страны ведет к необходимости концептуального построения системы и методов управления природопользованием,
формированием новой экологической культуры, предполагающей развитие в направлении экономики, ориентированной на проблемы социума, рационального способа освоения природной среды, пересмотра потребностей индивидуума (а точнее, псевдопотребностей и сверхпотребностей, определяемых уже нравственной и экологической ответственностью)[5,с.96].
Функционирование предприятий нефте-газодобывающих отраслей, промышленного производства, испытания военно-космической техники, рост транспорта и бытовых отходов сопровождается огромными химическими загрязнениями окружающей среды и без использования новых технологий их очистки, переработки и утилизации приводят к истощению и деградации природных ресурсов нашей страны. При этом возникает главное противоречие XXI века: с одной стороны гонка за прибылью корпораций, а с другой— снижением инвестиций в среду обитания людей и человеческий капитал — один из самых ценных активов любого общества.
В основе экономических методов управления развитием лежат три основных подхода к возможному экономическому росту- трудовые ресурсы, природные ресурсы и искусственно созданные средства производства. Современный тип экономического развития направлен на техногенный тип экономического развития, при этом он является по сути природоразрушающим и базируется на использовании искусственных средств производства, которые создаются без учета экологических ограничений. При этом происходит истощение невозобновимых ресурсов(полезных ископаемых), сверхэксплуатация возобновимых ресурсов( лесов, почв) без возможности их восстановления и воспроизводства, а также наносится экономический ущерб, связанный с загрязнением окружающей среды человеком в результате его хозяйственной деятельности.
По определению Гирусова Э.В. на современном этапе развития экономики «существуют различные модели техногенного типа развития^ позиций эколого-экономической политики можно выделить две обобщенные модели: фронтальной экономики и концепцию охраны окружающей среды». Для устойчивого развития экономики автором выделены отдельные аспекты с точки зрения рационального подхода, когда не возлагаются дополнительные затраты на следующие поколения; минимизирутся экстерналии, внешние эффекты и обеспечивается постоянное простое или расширенное воспроизводство производственного потенциала на перспективу[1,с.45-62]. С другой стороны, в определение критериев устойчивого развития экономики входят научные направления инвестирования в триединое развитие-экономика, экология и социальная эффективность. В этой сфере существуют различные дискуссии по выбору экономических и финансовых методов управления проектами природопользования, которые в основном опираются на теорию максимального потока в сохранении совокупного капитала(Хикс-Линдаль),где предусматривается оптимальное использование ограниченных ресурсов и экологичных- природо-, энерго-, и материало -сберегающих технологий, включая добычу и полную переработку сырья и уничтожение отходов производства. К сожалению, в практической жизни использование данной теории не находит применение, а учет природного и человеческого капитала и их роль в изменении качества жизни вообще не принимается во внимание государственными органами управления.
Действующие методы финансирования мероприятий по охране окружающей среды в нашей стране в основном направлены на использование капитала самих предприятий или региональных бюджетов, выбор которых зависит от социально-экономической ситуации в стране, инвестиционной политики государства и системы налоговых платежей. Роль предприятий и бизнес- сообществ в инвестировании программ природопользования является основной, так по оценке 2012г. на них затрачено - 116 млрд.руб. Государством ставятся задачи развития институтов финансирования проектов природопользования, ресурсного и научно-инновационного потенциала нашей страны для участия в рынке "зеленых" технологий, тем более, в мире планируется их расширение до 4,5 трилл.долл. к 2020 году.
Неэффективная политика в области охраны окружающей среды в России характеризуется рядом факторов узкоотраслевого подхода к использованию природных ресурсов и объектов, недостаточностью и бессистемностью финансирования проектов природопользования(отсутствию рациональности), недостаточным уровнем ответственности и экономической заинтересованности ,
недостаточного экологического образования и воспитания, низким уровнем внедрения достижений НТП. Государством и частным бизнесом в России предпринимаются усилия в области охраны окружающей среды и природопользования, однако следует констатировать факт сохраняющегося высокого уровня нагрузки на окружающую среду, прежде всего со стороны добывающей и металлургических отраслей промышленности страны. Такое положение обусловлено, в том числе и тем, что довольно долгое время снижение уровня промышленных загрязнений было принято в основном за счет применения систем улавливания на конечных стадиях производственного цикла. Такой подход не предполагал разработку и внедрение систем ресурсосбережения внутреннего цикла, а установка приборов снижения загрязнения окружающей среды являлась мероприятием дорогостоящим и технологически сложным[4,с.839-848].
Таким образом, действующие методы и финансовые механизмы природоохранной деятельности в российской промышленности характеризуются следующими особенностями:
- слабым управлением компаний, осуществляющих загрязнения, имеющих устаревшую технологию снижения объемов выбросов и систем улавливания на последней стадии производственного цикла;
-недостаточным финансированием экологических фондов в регионах;
-неразвитостью тарифов экологического страхования и нормативно-законодательной базы их регулирования;
-отсутствием комплексной разработки методов управления оценкой экономической, бюджетной, экологической и социальной эффективности природоохранных мероприятий;
-реализуемые проекты финансирования охраны окружающей среды не содержат рациональных подходов к охране окружающей среды;
-практическое отстранение органов местного управления к рациональному природопользованию и экологическому воспитанию граждан[2,3].
В развитии системы управления природопользованием России необходимо выбрать рациональный подход с обоснованием эколого-экономических критериев эффективности, таких как природоемкость экономия и структурное потребление(перепотребление) природных ресурсов, экологические, экономические(инвестиционные) и социальные ограничения природной системы. Экологическое ограничение связывают с исчерпанием и истощением запасов; экономическое(инвестиционное) - с растущей диспропорцией между затрачиваемыми на использование и добычу природных ресурсов средствами и получаемыми результатами; социальное- с ухудшением качества жизни в результате загрязнения окружающей среды.
В настоящее время применяются следующие виды инструментов в механизме экологического регулирования и стимулирования природопользования: экономическое и природно-ресурсное законодательство; экологический мониторинг; экологические стандарты и нормативы; лицензирование хозяйственной деятельности; экологические и ресурсные целевые программы и экологический аудит. Следует отметить, что основным назначением экономических инструментов является не прямое задание значимых для отдельных предприятий или общества в целом целей и жесткий контроль за их соблюдением, а использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически оптимальном направлении [7,с.216].
Новые подходы в решении экологических проблем нашей страны должны учитывать разработку альтернативных вариантов развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий, и весь спектр различных природоохранных мероприятий. Альтернативные варианты в выборе природоохранных проектов должны быть основаны на развитии отраслей экономики, структурной перестройке экономики и развитию новых видов услуг и бизнеса в экономике. Структурно-технологическая рационализация экономики позволяет сэкономить до 30 % природных ресурсов. Общее потребление природных ресурсов складывается из двух составляющих: рационального потребления и «структурного» потребления(перепотребления) природных ресурсов. Суммируя эти показатели, поделенные на объем конечной продукции получают показатель природоемкости экономики. К сожалению «структурное» перепотребление российской экономики много выше показателей развитых стран.
Для формирования системы охраны окружающей среды в России предлагается создать новый механизм управления системой охраны окружающей среды и природопользования, который должен включать такие элементы как:
-государственную политику и экологическую стратегию природопользования и охраны окружающей среды;
-экологическую политику субъектов и регионов;
-нормативно-законодательную базу в области мониторинга, стандартизации критериев безопасности и контроля питьевой воды, атмосферного воздуха, почвы, продуктов питания;
-систему управления финансированием и оценки эффективности природоохранных проектов;
- развития инфраструктуры финансирования природоохранных проектов; -кредитно-банковского механизма участия в экологических проектах; -государственной системы экологического страхования;
-стимулирующей налоговой политики в поддержке экологических инвестиционных проектов.
Законодательная база в области экологии, страховых фондов, источников финансирования проектов природопользовании в нашей стране практически отсутствует. Несовершенна структура Закона «Об охране окружающей природной среды», где слишком узко представлена инфраструктура финансирования экологических программ и проектов по охране окружающей среды (ст. 17- республиканские бюджеты и бюджеты субъектов РФ; средства предприятий; федеральный, территориальные и местные экологические фонды; фонды экологического страхования; кредиты банков; добровольные взносы населения, иностранных юридических лиц и граждан).Роль государства, общественных организаций, органов местного самоуправления почти не выделена в нем ,а критерии эколого-социальной эффективности вообще отсутствуют. В международной практике давно существует система управления природоохранными мероприятиями и экологическими фондами .Среди основных источников их финансирования выделены: государственный бюджет, собственные средства предприятий-загрязнителей, кредиты коммерческих банков и финансовых и инвестиционные фонды, экологические фонды, страховые фонды, международные финансовые организации,бюджетные фонды стран-доноров (на двусторонней основе) и т.д.
В области инвестиционных проектов в экологию на примере Северной Финансовой Корпорации Природопользования NEFCO финансирование проходит сначала на 25%-35% от общей стоимости инвестиционного проекта. Представитель NEFCO обязательно входит в совет директоров финансируемого предприятия. Обычно финансирование проекта осуществляется по смешанной схеме с использованием венчурного и кредитного финансирования. NEFCO не может быть основным инвестором проекта и не может приобретать контрольный пакет акций. Эта организация предоставляет займы и средства для участия в акционерном капитале, выдает гарантии для экономически рентабельных проектов, имеющих экологический и социальный эффект. Расходование средств, предоставленных Фондом, осуществляется строго по целевому назначению. Исполнители проекта отбираются на основе тендеров, участниками которого могут быть предприятия и организации зарубежных стран[10].
Для формирования системы финансирования экологических проектов в нашей стране необходимо учесть положительный опыт развитых стран, так Законом США « О национальной экологической политике» подписанным Р.Никсоном в 1970 году(КЕРА) были включены такие разделы, как: Декларация национальной экологической политики и целей; положение о федеральных агентствах для обеспечения соблюдение этой политики; создание Совета по качеству окружающей среды (CEQ), осуществляющего дисциплинарный подход к экологическим последствиям(ЕК), подготовку ежегодного доклада о ходе реализации федеральными ведомствами в реализации национальной экологической политики, воспитанию и улучшению качества среды, рекомендации по финансированию программ Конгрессу СЩА. Реализация КЕРА строго осуществляется в соответствии с судебной системой, в которой приняты Законы о чистом воздухе, безопасности питьевой воды, биологической и химической безопасности(инсектицидам, фунгицидам ит.д.).В настоящее время страна осуществляет «выравнивание» процесса национальной экологической политики с Законом Системы экологического менеджмента (КЕРА и EMS),что обеспечивает устойчивость целей, изложенных в: «..создании и поддержании условий, при которых человек и природа могут существовать в продуктивной гармонии, позволяющей достигать социальные, экономические и другие требования настоящего и будущих поколений американцев[9].
Создание эффективного функционирования механизма реализации инвестиционных проектов природопользования требует решения основных проблем в организации достаточного уровня инвестиционных вложений в проекты природопользования и разработки методологии оценки эффективности вложений в инвестиционные проекты природопользования. Управление инвестиционным процессом в рамках реализации данных задач должен включать в себя мониторинг, оценку и контроль системы профилирующих показателей окупаемости, выработку стратегии принятия управленческих решений, позволяющих наилучшим образом достичь поставленные цели, приоритетными из которых является оптимизация финансовых источников, достигаемая на основе сбалансированного сочетания критериев экономической, экологической и социальной эффективности.
Традиционная система показателей эффективности инвестиционных проектов в нашей стране обладает существенным недостатком: они основаны только на расчете величины денежных потоков, то есть рассматривают лишь итоговую часть реализации инвестиционного проекта, придавая приоритетное значение его финансовой составляющей. Традиционные методики содержат детальную проработку многих практических и организационных аспектов будущего производства, но в них отсутствуют показатели влияния инвестиционных расходов на процедуры защиты окружающей среды от вредного воздействия деятельности промышленных предприятий.
Формирование системы управления природопользованием необходимо начать с методов оценки эффективности инвестиционных проектов природопользования, в которых необходимо обеспечить рациональный подход к использованию финансовых ресурсов и выбор критериев, позволяющих оценить добавленную стоимость проекта, получаемый социальный и экологический эффект. Финансирование инвестиций в природоохранную деятельность необходимо проводить предварительной оценкой комплексного показателя экономической, бюджетной, экологической и социальной эффективности [6,с.42-43].
При формировании системы развития источников финансирования инвестиционных проектов необходимо учитывать уровень эколого-экономического развития территорий, объективную необходимость проведения проекта, стимулирующие меры для участия частных инвесторов в природоохранных проектах; динамику объема выбросов производств и предприятий. Интенсивность инвестиционных и инновационных процессов в проектах природопользования прежде всего зависит от формирования экологической политики на государственном уровне. Для России система финансирования мероприятий по охране окружающей среды должна включать применение многообразных инвестиционных механизмов, выбор которых зависит как активности административных органов управления и оценки рисков в области внешних факторов воздействия(социально-экономическая ситуация в стране, финансовая политика государства, экономическая независимость от зарубежных банков). Самым надёжным и стабильным источником поступлений на охрану окружающей среды пока являются собственные средства предприятий и страховые и экологические фонды. В отличие от кредитных ресурсов, они менее рисковые и не подлежат возврату. Бюджетное финансирование природоохранных проектов очень привлекательно, но практически недоступно в силу ограниченности бюджетных фондов регионов. Поэтому в реализации системы устойчивого развития можно предложить комплексный подход к финансированию инвестиционных проектов природопользования в котором используются источники:
-от налогов, платежей, штрафов и сборов за использование объектов природопользования; -финансирования федеральных и региональных программ по охране окружающей среды; -амортизационные фонды предприятий; -финансово-кредитной поддержки банков;
-продажи квот на использование объектов природопользования; -фонды экологического страхования; -общественных фондов охраны окружающей среды; -концессии государства;
-доля прибыли от реализации эколого-ориентированной продукции и т.д. В региональных проектах природопользования в России за счет средств инвесторов финансируются приобретение специализированных транспортных средств по вывозу отходов,
контейнеров для сбора отходов для утилизации, строительство комплексов по переработке твёрдых бытовых отходов, разработка технико-экономического обоснования проекта, технологий утилизации отходов. При этом в регионах нашей страны пока слабо реализуются инвестиционные проекты строительства муниципальных полигонов твердых бытовых отходов и комплексов по подготовке отходов к переработке, также отсутствует соответствующая транспортная техника и автоматизированное оборудование, совсем не развита инфраструктура этого рынка и нет предприятий, обслуживающий данный процесс.
Актуальным в вопросах реализации данных проектов природопользования являются: методы рационального управления и воспитания гражданской позиции в отношении охраны окружающей среды и улучшения экологической ситуации. В этой области такие критерии как: «обеспеченность населения и темпы вывоза ТБО», «обеспеченность муниципальных образований современной техникой сбора и вывоза ТБО», «доля отходов, перерабатываемых в полезные товары», «число районов и областей, снижающих темпы выбросов и проводящих новации для улучшения экологии» должны стать индикаторами оценки управления результативности региональных и местных органов самоуправления территорий.
Эффективность реализация проектов природопользования зависит от формирования принципов экологической культуры граждан в регионах, далеко не секрет, что для большинства российских граждан не знаком подход к выделению в бытовых отходах стекла, картона, пластика перед их вывозом к месту утилизации. За рубежом сами граждане покупают контейнеры для различных видов мусора и защищают право на высокое качество предоставляемых услуг по очистке и уборке города частными компаниями. Органам местного самоуправления и муниципалитетам нашей страны пока совершенно не известен финансовый механизм пополнения бюджета за счет нарушения экологической обстановки и загрязнений предприятиями, штрафов и налогов с граждан имеющих домашних животных и нарушающих условия их содержания. В большинстве зарубежных странах выгул собак на детских площадках, парковой зон, их загрязнение приносит приличный доход в бюджет города за счет штрафов.
Система управления природопользованием в нашей стране должна содержать стратегические приоритеты в стимулировании прямых инвестиций на создание основного капитала предприятий способствующих повышению экологичности производств. В области реализации инвестиционных проектов необходима разработка нормативно-законодательной базы в области защиты и патентования интеллектуальной собственности экологических технологий; требований и ответственности экспертов по оценке эффективности проектов
природопользования, введения критериев социально-экологической эффективности инвестиционных проектов в объекты природопользования; проведение предупредительных мер по охране окружающей среды и объектов природопользования в регионах.
Литература
1. Гирусов Э.В.Экология и экономика природопользования. М.:ЮНИТИ-ДАНА,2012-
607с.
2. Глотова И.И.,Томилина Е.П.,Клишина Ю.Е. Финансово-кредитный механизм рационализации природопользования [Электронный ресурс]//Экономика природопользования. УЭКС. 2012. №1. URL: http://www.uecs.ru/uecs-37-372012/item/970-2012-01-24-05-56-12 (дата обращения:30.07.2013).
3. Гусев А.А. Система инструментов экологически устойчивого развития//Экономическая наука современной России. 2010.№ 1. С. 108-120.
4. Социально-экономические риски:диагностика причин и прогнозные сценарии нейтрализации/под ред.В.А.Черешнева, А.И.Татаркина.-Екатеринбург:Институт экономиуки Ур0РАН,2010.
5. Кирнарская С.В.Экологические аспекты образования и экологическая безопасность человека в современном мире//Россия и СНГ: новые возможности стратегического
партнерства//Материалы международной научно-практической конференции.-М.:Научная библиотека.2013.С.96-99.
6. Малахова Т.А., Пасканный В.И.Повышение эффективности управления инвестиционными проектами в региональном развитии//Региональная экономика: теория и практика.2014.№°17(344). С.42-49.
7. Новиков А.А. Эколого - экономическая оценка комплекса природоохранных мероприятий в проектах строительства объектов газовой отрасли//Тегта Economicus. 2007. Т. 5.№ 3-3. С. 214-219.
8. Хальфиев Р.Р., Магарил Е.Р. Проблемные вопросы проведения эколого -экономической оценки эффективности инвестиционных проектов//Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2009№ 2.С. 81-88.
9.Национальная экологическая политика США [Электронный ресурс].UR.L:http://ceq.hss.doe.gov/puЫications/nepa_and_ems.html(дата обращения:04.08.2013).
10.Северная Финансовая Корпорация природопользования [Электронный ресурс].URL: http://www.nefco.org/ш(дата обращения:05.08.2013).
References
1. Girusov E.V.Ekologiya and economy of environmental management,2012, 607p.
2. Glotova I.I., Tomilina E.P., Klishina Yu.E. Financial and credit mechanism and rationalization of an aprirodopolzovaniye [An electronic resource]//environmental management Economy, 2012. no. 1. URL: http://www .uecs.ru/uecs-37-372012/item/970-2012-01-24-05-56-12 .
3. Gusev of A.A. Sistem of tools of ecologically sustainable development//Economic science of modern Russia, 2010.no 1.pp 108-120.
4. Social and economic a riski:diagnostika of the reasons and expected scenarios of neutralization / under the editorship of V. A. Chereshnev, A. I. Tatarkin. - Ekaterinburg, 2010.
5. Kirnarskaya S.V.Ekologicheskiye aspects of education and ecological safety of the person in the modern world//Russia and CIS: new opportunities of strategic partnership//Materials of the international scientific and practical conference,2013, pp. 96-99.
6. Malakhova T.A., Paskanny V.I.Povysheniye of effective management of investment projects in regional development//Regional economy: theory and practices,2014.no17 (344),pp.42-49.
7. Novikov of A.A. Ekoly - an economic assessment of a complex of nature protection actions in construction projects of objects of gas industry//Terra Economicus, 2007,no 3-3,pp. 214-219.
8. Halfiyev R. R., Magaril E.R. Problematic issues of carrying out the ecologist - an economic assessment of efficiency of investment projects//the Messenger URFA. Series: Economy and management, 2009,no 2,pp. 81-88.
9. National environmental policy of the USA [An electronic resource] .URL:http://ceq.hss.doe.gov/publications/nepa_and_ems.html.
10. Northern Finance Corporation of environmental management [An electronic resource] of .URL: http://www.nefco.org/ru .