-►
Отраслевая экономика
УДК 332.142.2
М.М. Орджоникидзе
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ
В современном мире туризм превратился в крупную самостоятельную отрасль экономики страны, деятельность которой направлена на удовлетворение имеющихся потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется предприятиями не только туристической отрасли, но и других отраслей. Это свидетельствует о многоплановом развитии национальной экономики.
Туризм - одна из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия. Данная отрасль относится к числу наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства.
Туризм в значительной степени способствует снятию эмоциональных и психических нагрузок, негативного воздействия, которое оказывает на человека стремительное развитие научно-технического прогресса.
Опыт различных стран показывает, что успех стратегического развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Любое цивилизованное государство для того, чтобы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий с целью оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических центров, информационное обеспечение и рекламу [1].
Международная практика подтверждает, что обязательной основой обеспечения успешного развития туризма является планирование его развития, а подходы к планированию туризма, определению его роли и места в развитии страны или региона должны рассматриваться в пределах широкого контекста общественного экономического развития [1, с. 26].
Стратегическое развитие туристских отраслей в различных странах осуществляется по-разному. Правительства практически всех государств вовлечены в туризм как на интернациональном, так и на национальном уровнях. Обычно они выступают генератором основания национальной системы управления отраслью и одновременно партнером по сотрудничеству с другими государствами и общественными организациями, такими как Всемирная туристская организация, Европейская комиссия по путешествиям и Азиатско-Тихоокеанская туристская организация (в Российской Федерации - Российская ассоциация туристских агентств, Национальная туристская ассоциация и др.). Все эти и многие другие общественные объединения способствуют формированию туристской стратегии и политики страны.
Правительства широко поддерживают разнообразные мультинациональные агентства. Ведущая организация международного туризма -Всемирная туристская организация (ВТО). Она является в большей степени действующей, чем совещательной организацией. В функции ВТО входит помощь участникам в максимизации прибылей от туризма, определении рынков сбыта и планировании развития туризма. Как ис-
полнительное агентство Международной программы развития она предоставляет статистическую информацию, предлагает объединение политических и практических действий, спонсирует образование и проведение обучающих программ. Существуют и другие международные организации, чья деятельность связана с туризмом: Мировой банк, Международная транспортная ассоциация (НАТА), Международная организация гражданской авиации и Организация экономического содружества и развития.
На региональном уровне действуют такие общества и организации, как Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация, Европейская комиссия по путешествиям. Большинство их усилий направлено на рекламные кампании для привлечения туристов и исследование рынков, но также они предоставляют возможность технического обслуживания отрасли. Необходимые инвестиции и фонды развития инфраструктуры туризма в странах с низким доходом могут быть получены из банков регионального развития, таких как Азиатский банк развития в Маниле, который в последние годы был восстановлен большим приливом денежных средств из Японии.
Следует также отметить, что сектор частного предпринимательства никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных и иных туристских предприятий, а также основных элементов туристской инфраструктуры и неспособен выполнять отдельные функции Национальной туристской администрации. Такие организации есть во всех сильных туристских державах: в Великобритании - BTA (British Tourist Authority), Ирландии - Irish Board, Испании - Turespana, Италии - ENIT, Норвегии -NORTRA и т. д. Именно они содержат представительства по туризму в других странах, разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристской информации. Подчиняются эти организации, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма.
Специфика туризма связана с широким спектром взаимодействия и интернациональным характером отношений, в которые прихо-
дится вступать лицам, так или иначе участвующим в организации отдыха и путешествий. Разнообразие этих отношений порождает определенную сложность правового регулирования.
Анализируя международный опыт стратегического управления туристскими отраслями и предприятиями, можно выделить три типа моделей государственного участия в регулировании этой важной составляющей национальных экономик.
Первая модель предполагает отсутствие центральной государственной туристской администрации, все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации». Правительственные органы принимают такую модель в тех случаях, когда туризм не очень нужен национальной экономике либо когда субъекты туристского рынка сознательны и занимают сильные позиции, т. е. способны решать свои проблемы без государственного участия. Подобная модель управления индустрией туризма принята в США после ликвидации в 1997 г. государственной структуры, ведавшей туризмом [2].
Вторая модель предусматривает наличие сильного и авторитетного центрального органа - министерства, контролирующего деятельность всех предприятий отрасли в стране. Для реализации данной модели требуются значительные финансовые вложения в индустрию туризма, в частности в рекламную и маркетинговую деятельность, туристскую инфраструктуру и т. п. Подобная модель управления принята в Египте, где создана Египетская государственная турад-министрация (в 1999 г. на рекламную кампанию своей страны в Италии ею было потрачено около 3 млн долл. США, эффект от этой акции превзошел все ожидания). Кроме Египта, подобная модель организации управления туристской индустрией действует в Турции, Тунисе и ряде других стран, для которых туризм является одним из основных источников валютных поступлений в бюджет.
Третья модель преобладает в развитых европейских государствах. В странах, где принята такая модель, вопросы развития туристской деятельности решаются в каком-либо многоотраслевом министерстве на уровне соответствующе-
го отраслевого подразделения. При этом подразделение, ведающее вопросами туризма, осуществляет свою деятельность в двух направлениях: решает или регламентирует общие вопросы государственного регулирования (разработка нормативно-правовой базы, координация деятельности региональной представительной и исполнительной власти, международное сотрудничество на межгосударственном уровне, сбор и обработка статистической информации и т. п.) и направляет и координирует маркетинговую деятельность (участие в выставках и международных объединениях в туристской сфере, управление туристскими представительствами своей страны за рубежом и т. п.).
Таким образом, международный опыт развития туризма отличается от опыта Российской Федерации, который имеет свои особенности, в том числе и в динамике регионального туристского развития.
На государственном уровне одним из первых направлений в решении проблем, связанных с недостаточным стратегическим развитием туристской отрасли в Российской Федерации, стало создание федеральной программы «Развитие туризма в Российской Федерации», состоявшей из двух этапов и рассчитанной на 10 лет (1995-2005 гг.). Она разрабатывалась с целью «создания в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристических услугах, а с другой - значительный вклад в развитие народного хозяйства страны, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия» [3].
Программа имела следующие основные задачи:
- формирование нормативно-правовой базы с целью эффективного функционирования туризма, государственного регулирования туристической деятельности, создания условий для развития внутреннего и социального туризма;
- создание условий для развития отечественного предпринимательства (на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации [4]) в сфере туризма как основного элемента туристического бизнеса с целью повышения доходности бюджета за счет налогов;
- развитие материальной базы туризма, повышения уровня обслуживания, т. е. развитие туристической инфраструктуры (гостиниц, средств размещения, дорог и пр.) за счет государственных капитальных вложений и частных инвестиций;
- создание положительного туристического имиджа России за счет развития уже существующих (традиционных) туристических центров, а также за счет освоения новых туристических районов, проведения активных маркетинговых мероприятий и стимулирования интеграционных процессов в мировой туристический рынок;
- создание в регионах современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров, а также развитие отраслевой туристической науки, осуществление комплекса базовых научных исследований в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях [3].
Первый этап программы развития туризма в Российской Федерации (1995-1997 гг.) предполагал создание нормативно-правовой базы, внедрение механизмов государственного регулирования туризма, развития материальной базы, обеспечения рекламного, научного и кадрового потенциала, а также завершение строительства объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристическим потенциалом. Второй этап (1998-2005 гг.) подразумевал завершение работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма, модернизации существующей материальной базы, активизацию строительства новых объектов размещения и туристической инфраструктуры, развертывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижению отечественного туристического продукта на мировом рынке.
Федеральная программа «Развитие туризма в Российской Федерации на 1995-2005 гг.» была первым документом, носящим долгосрочный характер. Это был первый законодатель-
ный акт, который можно отнести к документам, определяющим стратегические направления развития туризма в Российской Федерации. Об этом свидетельствуют следующие факторы:
- целью программы было создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса. Этого можно достичь только путем применения инструментов стратегического управления и планирования развития отрасли;
- стратегическое развитие носит долгосрочный характер (период 10 лет и более);
- в программе были обозначены направления, которые являются предметом стратегического развития (например, развитие инфраструктуры туризма и материальной базы).
Стратегическое развитие туризма на уровне регионов Российской Федерации до недавнего времени практически отсутствовало. Это подтверждается тем, что многие субъекты РФ на основе программы «Развитие туризма в Российской Федерации» разрабатывали свои региональные программы развития туризма. Среди них Республика Карелия [5], Иркутская область [6], Приморский край [7], Магаданская область [8], Амурская область и др. Как правило, эти регионы ограничивались скромными задачами и горизонтом реализации в 2-3 года.
Современные тенденции регионального развития свидетельствуют о том, что развитие туризма без постановки стратегических целей и задач не дает ожидаемого эффекта по следующим причинам:
- невозможно сформировать современную материальную базу туризма;
- срок окупаемости инвестиций в туризм носит долгосрочный характер;
- 2-3 лет недостаточно для подготовки высокопрофессиональных кадров для туризма;
- невозможно освоить туристический потенциал региона.
Вторым этапом стратегического развития туризма в Российской Федерации явилось создание Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 г. Стратегия развития туризма разрабатывается в связи с тем, что ресурсные возможности России позволяют при
соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз.
Вместе с тем следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. В мире есть страны, обладающие природными или культурными ресурсами, относительно сравнимыми с Россией, но вместе с тем имеющие развитую качественную туристскую инфраструктуру. К ним относятся Китай, Австрия, Франция, Испания и ряд других стран, ежегодно зарабатывающих только на международном туризме несколько десятков миллиардов долларов.
Туристские предпочтения как иностранных туристов, так и отечественных, в большинстве своем связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут определяющими при выборе туристских поездок. Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, характеризующаяся, с одной стороны, укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой - увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт.
К конкурентным слабостям российской тур-индустрии можно отнести следующие факторы, до сих пор сохраняющиеся и сдерживающие развитие въездного и внутреннего туризма:
- недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
- высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;
- препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых инвестиционных площадок,
наличии административных барьеров, невыгодных условий земельной аренды;
- дефицит квалифицированных кадров, обусловливающий невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2-3 года;
- сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, создаваемого отдельными зарубежными средствами массовой информации, и недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что затрудняет деятельность по целенаправленному формированию позитивного имиджа России как страны, благоприятной для туризма (в том числе и из-за ограниченного бюджетного финансирования);
- сложный порядок выдачи российских виз туристам из таких миграционно безопасных иностранных государств, как страны Европы, Япония, Республика Корея, Австралия, Швейцария, Канада и др.; дополнительные сборы за срочность оформления визы, вызывающие обоснованное недовольство и уменьшение въездного туристского потока.
Таким образом, системная проблема состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России на мировом туристском рынке возможности развития ее туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.
Результаты анализа конкурентных преимуществ и слабостей Российской Федерации на рынке въездного и внутреннего туризма указывают на необходимость активных действий, прежде всего со стороны государства, направленных на создание условий для устойчивого развития туризма в России.
Таким образом, целью стратегического развития туризма в Российской Федерации является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение
занятости и уровня доходов населения. Для достижения данной цели необходимо создание стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации как одного из элементов экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения. При этом требуется решить следующие задачи:
- совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере туризма;
- развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений и др.);
- создание новых приоритетных туристских центров;
- рекламно-информационное имиджевое продвижение России на мировом и внутреннем туристских рынках как страны, благоприятной для туризма;
- повышение качества туристских и сопутствующих услуг;
- совершенствование визовой политики, в том числе в направлении упрощения условий въезда туристов из стран, безопасных в миграционном отношении;
- обеспечение условий для личной безопасности туристов [9].
Подводя итоги настоящей работы, необходимо отметить следующее. Зарубежный опыт стратегического развития туристских отраслей и предприятий туриндустрии свидетельствует о необходимости управления туристской индустрией с целью повышения ее доходности и эффективности. В начале XXI столетия в развитых странах (прежде всего странах Западной Европы, США и Канады) реализуется подход, в котором роль государства как регулятора процессов стратегического развития туристской отрасли уменьшается. Все большее значение приобретают частные институты с достаточно большими финансовыми возможностями, что стало возможным только при общем эффективном развитии экономики государства и сформированной туристской отрасли.
Отечественный опыт стратегического развития регионального туризма и предприятий ту-риндустрии свидетельствует о продолжающихся
процессах формирования туристской отрасли как на уровне отдельно взятых регионов, так и на уровне Российской Федерации в целом. Сегодня региональная туристская политика включает в себя различные инфраструктурные проекты, направленные на развитие туризма, взаимодействие в рамках государственно-частного партнерства. Данный подход стал новым эффективным условием развития туризма в регионах, формирования законодательной базы, а также кадрового потенциала. Вместе с тем существуют следующие основные проблемы: отсутствие четких планов по развитию туризма на уровне регионов, недостаточность развития инфраструктуры, дефицит финансовых ресурсов, непростая экономическая и социальная ситуация в стране.
Становление туристской отрасли в России еще не завершено. В связи с этим можно выделить основные тенденции развития туристской отрасли как на уровне отдельных регионов, так и в масштабах страны:
- повышение роли координации со стороны государства и регионов, реализующих продвижение регионального туристского продукта;
- повышение роли государственной политики в сфере туризма;
- усиление роли государственно-частных партнерств в сфере туризма и необходимость долгосрочных инвестиций в туристскую сферу;
- продвижение туристского продукта, развитие туристской инфраструктуры и участие государства в продвижении туристского продукта на международных рынках;
- сохранение баланса между ростом спроса и ростом предложения в туризме;
- планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития;
- наличие государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений.
Вышеизложенные факторы обусловливают необходимость реализации следующих стратегических направлений, которые будут направлены на повышение эффективности регионального туризма, а также конкурентоспособности туристской сферы страны:
1. Развитие туристской инфраструктуры, которая должна осуществляться как за счет ресурсов регионов, так и в рамках различного рода целевых программ.
2. Продвижение туристской отрасли регионов на внутреннем и международном туристских рынках в рамках стратегий по продвижению отечественного туристского продукта, сосредоточенных на ключевых направляющих туристских рынках.
3. Совершенствование информационной и статистической отчетности. Из-за недостаточного внимания к данной области деятельности сложно объективно оценить процессы развития туризма на уровне отдельно взятых регионов, а следовательно, и на уровне страны.
4. Повышение качества предложения туристских и сопутствующих услуг. Эта проблема должна решаться комплексно как за счет мер по совершенствованию системы категорий гостиниц и других средств размещения, внедрения систем классификации пляжей и горнолыжных склонов, разработки профессиональных стандартов обслуживания, так и путем создания соответствующих требованиям работодателей образовательных стандартов и повышения уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма.
5. Совершенствование нормативного и правого регулирования в сфере туризма. Основные направления правового обеспечения сферы туризма предполагают разработку правовых актов, касающихся всех секторов развития индустрии туризма. К ним относятся вопросы совершенствования федерального и регионального законодательств, стимулирования инвестиционной активности, повышения качества туристских услуг, государственной поддержки внутреннего туризма.
6. Развитие международного сотрудничества и продвижение туристской отрасли на международном туристском рынке. Международное сотрудничество должно обеспечивать решение общих задач развития туризма в регионах Российской Федерации, таких как содействие привлечению инвестиций (в том числе в рамках государственно-частного партнерства), продвиже-
ние туристского продукта, подготовка кадров, совершенствование статистики туризма.
Таким образом, рассмотрены основные тенденции и стратегические направления развития региональной туристской отрасли. Показано, что представленный комплекс стратегических
направлений позволит решить основные проблемы развития региональной туристской индустрии в Российской Федерации и сформировать конкурентоспособный продукт, который будет востребован как на внутреннем, так и международном туристских рынках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственное регулирование туризма: как у них? [Электронный ресурс] // Туристский вестник. -Режим доступа: http://www.tourvest.ru/articles/article0009/ (дата обращения: 15.04.2011).
2. Чудновский, А.Д. Управление индустрией туризма [Текст] : учеб. пособие / А.Д. Чудновский. - М.: КНОРУС, 2006. - 448 с.
3. Развитие туризма в Российской Федерации: [Текст] : Федер. цел. программа: утв. Пост. Правительства РФ № 177 от 26.02.1996 г.
4. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] / М. Ансофф. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
5. Развитие туризма в Республике Карелия 2000-2002 гг. [Электронный ресурс] : цел. программа. - Режим доступа: http://www.ticrk.ru (дата обращения: 15.04.2011).
6. Даниленко, Н.Н. Концепция развития туризма в регионе [Текст] / Н.Н. Даниленко, И.И. Думова, Р.Р. Липнягова, А.Д. Николаев // Регион. - 2003. -№ 4. - С. 37-46.
7. Проект Программы развития рекреационно-туристического комплекса Приморского края на 20042005 годы и до 2010 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fpdi.narod.ru (дата обращения: 15.04.2011).
8. Развитие туризма в Магаданской области на 2004-2007 годы [Текст] : областная целевая программа.
9. Сайт Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. russiatourism.ru/ (дата обращения: 01.04.2011).
УДК 338.012
С.Г. Перников
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ
Модернизация российской экономики требует громадных инвестиций. При этом в постиндустриальной экономике критерии эффективности, источники и направления инвестиций претерпевают существенные изменения, особенно в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК).
Как показал анализ большого массива данных, инвестиционная политика в России пока не соответствует задачам модернизации экономики. Преждевременная либерализация капитальных потоков привела к преобладанию в составе иностранных инвестиций спекулятивных порт-
фельных вложений, кредитов на приобретение импорта и других вложений, не способствующих инновационному развитию российской экономики.
Инвестиционный потенциал России не ниже, чем в странах ЕС. Однако из-за неэффективной инвестиционной политики Россия резко отстает по важнейшему показателю - доле реальных инвестиций в ВВП. В России по оценке Всемирного Банка она составляет 20 %, в то время как в странах Юго-Восточной Азии - 30-35 %, а в Японии в период бурного экономического