Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ АРВМ КНР (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ХУДОЖНИКА ЧЖАН ЦЗЮНЬ ДЭ)'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ АРВМ КНР (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ХУДОЖНИКА ЧЖАН ЦЗЮНЬ ДЭ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ / СТЕПНОЙ ПЕЙЗАЖ / РИСУНКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фэн Цзунжэнь

Статья посвящена основным тенденциям эволюции художественной культуры АРВМ КНР, которые характеризуются попытками сохранения уникального наследия степной культуры. Раскрыты социокультурные основы художественного творчества АРВМ КНР, рассмотрены проблемы как общего, так и частного характера. Установлено, что мастерам живописи Внутренней Монголии присущ свой собственный авторский стиль. Именно он позволяет распознать инструмент взаимоотношений автора в виде субъекта творческого акта и среды, находящей свое отражение в искусстве. Авторским стилем художников Внутренней Монголии является школа степного пейзажа и живопись. Это отчетливо прослеживается в картинах современного мастера живописи АРВМ КНР Чжан Цзюнь Дэ, который реалистично воплотил в своих произведениях новый мир степи, ее богатую культуру и духовный облик. Выразительность и мастерство его живописного искусства - итог длительной художественной практики на родине и непрерывного познания языка живописного искусства. С использованием общенаучного метода выполнен художественно-культурологический анализ произведений Чжан Цзюнь Дэ. Автором были изучены картины из четырех основных коллекций («Степная коллекция», «Северная коллекция», «Коллекция древних людей», «Коллекция горных коз») Чжан Цзюнь Дэ, написанные тушью и кистью. Его произведения отражают местные условия и обычаи Внутренней Монголии, в которых проявляется особый северо-западный характер. На основании полученных данных было выяснено, что произведения Чжан Цзюнь Дэ уникальны и общепризнаны в мире живописи, а также являются брендом и символом Внутренней Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS IN THE EVOLUTION OF ART CULTURE OF THE INNER MONGOLIA AUTONOMOUS REGION OF THE PRC (ON THE EXAMPLE OF THE WORKS OF THE MODERN CHINESE ARTIST ZHANG JUN TE)

The article is devoted to the main trends in the evolution of the artistic culture of the Inner Mongolia Autonomous Region of the PRC, which are characterized by attempts to preserve the unique heritage of the steppe culture. The socio-cultural foundations of the artistic creation of the Inner Mongolia Autonomous Region of the PRC are revealed, the problems of both general and particular nature are considered. The material defines that the artists of the Inner Mongolia Autonomous Region of the PRC have their own author’s style, which allows them to determine the author’s style inherent in the masters of painting of Inner Mongolia to recognize the instrument of the author’s relationship in the form of the subject of the creative act and the environment reflected in some paintings. The author’s style of the artists of Inner Mongolia is the school of steppe landscape and painting. This can be clearly seen in the picturesque paintings of the modern master of painting of the Inner Mongolia Autonomous Region of the PRC Zhang Jun Te, where the new world of the steppe, spiritual appearance and rich culture of the steppe are realistically embodied. The expressiveness and mastery of his pictorial art were created because of long-term artistic practice in his homeland and continuous knowledge of the language of pictorial art. Artistic and cultural analysis of the works of Zhang Jun Te was carried out using the general scientific method. The author studied ink and brush paintings from Zhang Jun Te’s four main collections. His works reflect the local conditions and customs of Inner Mongolia, which are imbued with a northwestern character. Based on the data obtained, it was revealed that the works of Zhang Jun Te are famous, unique and generally recognized in the world of painting as a brand and symbols in Inner Mongolia.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ АРВМ КНР (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ХУДОЖНИКА ЧЖАН ЦЗЮНЬ ДЭ)»

то есть социальные контрасты. Откликаясь на эти социальные вызовы, искусство репортажной фотографии демонстрировало в своих произведени-

ях те же визуальные контрасты - борьбу светлого и темного, очевидного и таинственного, мимолетного и вечного.

Литература

1. Бычков В. В. Эстетика. - М.: Кнорус, 2012. - 528 с.

2. Вершовский А. Стрит-фотография: Открытие плоскости. - М.: Дабл вижн, 2012. - 204 с.

3. Гук А. А. Перспективное совмещение как художественная стратегия и способ искусства современной репортажной фотографии (на материале международных фотоконкурсов «35AWARDS») // Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве: сб. науч. статей. - Вып. 5. - Кемерово: Ке-меров. гос. ин-т культуры, 2020. - 285 с.

4. Картье-Брессон А. Диалоги. - M.: Вимбо, 2013. - 96 с.

5. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. - М.: Искусство, 1974. - С. 43-46.

6. Левашов В. Лекции по истории фотографии. - М.: Тримедиа Контент, 2012. - 484 с.

7. Михалкович В., Стигнеев В. Поэтика фотографии. - М.: Искусство, 1990. - 290 с.

8. Морозов С. Творческая фотография. - М.: Планета, 1985. - 416 с.

References

1. Bychkov V.V. Estetika [Aesthetics]. Moscow, Knorus Publ., 2012. 528 p. (In Russ.).

2. Vershovskiy A. Strit-fotografiya: Otkrytie ploskosti [Street Photography: Opening the plane]. Moscow, Dabl vizhn Publ., 2012. 204 p. (In Russ).

3. Guk A.A. Perspektivnoe sovmeshchenie kak khudozhestvennaya strategiya i sposob iskusstva sovremennoy reportazhnoy fotografii (na materiale mezhdunarodnyh fotokonkursov "35AWARDS"). [Perspective combination as an artistic strategy and a way of the art of modern reportage photography (based on the material of international photo contests "35AWARDS")]. Vizual'nye iskusstva v sovremennom khudozhestvennom i informatsionnom prostranstve: sb. nauch. statey [Visual arts in modern art and information space. Collection of articles]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture Publ., 2020, iss. 5. 285 p. (In Russ).

4. Kartye-Bresson A. Dialogi [Dialogues]. Moscow, Vimbo Publ., 2013. 96 p. (In Russ).

5. Krakauer Z. Priroda fil'ma. Reabilitatsiya fizicheskoy real'nosti [The nature of the film. Rehabilitation of physical reality]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1974, pp. 43-46 (In Russ).

6. Levashov V. Lektsii po istorii fotografii [Lectures on the history of photography]. Moscow, Trimedia Kontent Publ., 2012. 484 p. (In Russ).

7. Mikhalkovich V., Stigneev V. Poetika fotografii [Poetics of photography]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1990. 290 p. (In Russ).

8. Morozov S. Tvorcheskaya fotografiya [Creativephotography]. Moscow, Planeta Publ., 1985. 416 p. (In Russ).

УДК 008

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-56-66-74

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ АРВМ КНР (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ХУДОЖНИКА ЧЖАН ЦЗЮНЬ ДЭ)

Фэн Цзунжэнь, кандидат культурологии, преподаватель, Хулунбуирский университет (г. Хулунбу-

ир, АРВМ, КНР). E-mail: fengzr@mail.ru

Статья посвящена основным тенденциям эволюции художественной культуры АРВМ КНР, которые характеризуются попытками сохранения уникального наследия степной культуры. Раскрыты со-

циокультурные основы художественного творчества АРВМ КНР, рассмотрены проблемы как общего, так и частного характера. Установлено, что мастерам живописи Внутренней Монголии присущ свой собственный авторский стиль. Именно он позволяет распознать инструмент взаимоотношений автора в виде субъекта творческого акта и среды, находящей свое отражение в искусстве. Авторским стилем художников Внутренней Монголии является школа степного пейзажа и живопись. Это отчетливо прослеживается в картинах современного мастера живописи АРВМ КНР Чжан Цзюнь Дэ, который реалистично воплотил в своих произведениях новый мир степи, ее богатую культуру и духовный облик. Выразительность и мастерство его живописного искусства - итог длительной художественной практики на родине и непрерывного познания языка живописного искусства. С использованием общенаучного метода выполнен художественно-культурологический анализ произведений Чжан Цзюнь Дэ. Автором были изучены картины из четырех основных коллекций («Степная коллекция», «Северная коллекция», «Коллекция древних людей», «Коллекция горных коз») Чжан Цзюнь Дэ, написанные тушью и кистью. Его произведения отражают местные условия и обычаи Внутренней Монголии, в которых проявляется особый северо-западный характер. На основании полученных данных было выяснено, что произведения Чжан Цзюнь Дэ уникальны и общепризнаны в мире живописи, а также являются брендом и символом Внутренней Монголии.

Ключевые слова: живопись, культурный капитал, художественная культура, культурные индустрии, степной пейзаж, рисунки.

THE MAIN TRENDS IN THE EVOLUTION OF ART CULTURE OF THE INNER MONGOLIA AUTONOMOUS REGION OF THE PRC (ON THE EXAMPLE OF THE WORKS OF THE MODERN CHINESE ARTIST ZHANG JUN TE)

Feng Zongren, PhD in Culturology, Instructor, Hulunbuir University (Hulunbuir, Inner Mongolia Autonomous Region, PRC). E-mail: fengzr@mail.ru

The article is devoted to the main trends in the evolution of the artistic culture of the Inner Mongolia Autonomous Region of the PRC, which are characterized by attempts to preserve the unique heritage of the steppe culture. The socio-cultural foundations of the artistic creation of the Inner Mongolia Autonomous Region of the PRC are revealed, the problems of both general and particular nature are considered. The material defines that the artists of the Inner Mongolia Autonomous Region of the PRC have their own author's style, which allows them to determine the author's style inherent in the masters of painting of Inner Mongolia to recognize the instrument of the author's relationship in the form of the subject of the creative act and the environment reflected in some paintings. The author's style of the artists of Inner Mongolia is the school of steppe landscape and painting. This can be clearly seen in the picturesque paintings of the modern master of painting of the Inner Mongolia Autonomous Region of the PRC Zhang Jun Te, where the new world of the steppe, spiritual appearance and rich culture of the steppe are realistically embodied. The expressiveness and mastery of his pictorial art were created because of long-term artistic practice in his homeland and continuous knowledge of the language of pictorial art. Artistic and cultural analysis of the works of Zhang Jun Te was carried out using the general scientific method. The author studied ink and brush paintings from Zhang Jun Te's four main collections. His works reflect the local conditions and customs of Inner Mongolia, which are imbued with a northwestern character. Based on the data obtained, it was revealed that the works of Zhang Jun Te are famous, unique and generally recognized in the world of painting as a brand and symbols in Inner Mongolia.

Keywords: painting, cultural capital, artistic culture, cultural industries, steppe landscape, drawings.

Художественная деятельность, изобразительные стили и предметы искусства художников АРВМ КНР (автономный район Внутренняя Монголия Китайской народной республики) пользуются особой популярностью как в КНР, так и далеко за её пределами.

Сегодня в этой стране наблюдается настоящий бум художественных выставок. Самая первая выставка была организована еще летом 1949 года, а с тех пор их состоялось уже большое количество. Во многих крупнейших городах КНР периодически проходят передвижные выставки. Также ежегодно ассоциация художников КНР проводит около 50 многообразных выставок.

Так, шанхайская четырехдневная выставка 2019 года привлекла более шестидесяти тысяч посетителей. Оборот выставки составил более 100 миллионов юаней, что намного превышает сумму сделок торговых галерей и арт-брокеров за тот период.

В Шанхае в целях развития культурной индустрии были созданы высококлассные многофункциональные выставочные залы, установлено современное выставочное оборудование, привлечены произведения искусства мирового уровня. Культурные ресурсы, сконцентрированные в Шанхае, составляют значительную долю на рынке искусства, увеличивают влияние бренда и расширяют маркетинговую сеть.

Развитие культурной индустрии Шанхая происходит благодаря усилиям по реформированию системы управления искусством (укрепление законодательства в художественной сфере, надзор за соблюдением законов, макрорегулирование художественной индустрии, улучшение общественного благосостояния сферы искусства, развитие промышленности и строительство инфраструктуры).

В Шанхае активно используются иностранные инвестиции, создаются художественные проекты, привлекаются социальные силы для развития искусства. Художественную индустрию поддерживают государственные некоммерческие предприятия. В управлении формируется модель диверсифицированных инвестиций в художественную индустрию.

Быстрое расширение культурной индустрии обеспечивается большой финансовой поддержкой, что оказывает влияние на рост других сфер

(выставочная деятельность, медиаиндустрия и туризм). Также рост культурных индустрий происходит через усиленное формирование культурного капитала, в том числе и регионального.

Так, по мнению П. Бурдье, культурный капитал при определённых условиях конвертируется в экономический капитал и может быть институционализирован в форме образовательных квалификаций. Культура, несмотря на свою неутилитарность, в конечном счете выполняет экономическую функцию и действует так же, как экономический капитал, «покупая» социальные преимущества для определенных групп [8, с. 183-198].

Д. Тросби акцентирует свое внимание на материальных и нематериальных ценностях как составляющих культурного капитала. Он считает, что это «актив, воплощающий, хранящий или обеспечивающий культурную ценность в дополнение к любой экономической ценности, которой он может обладать» [5, с. 92]. Кроме того, он делит культурные активы на материальные и нематериальные. Первый тип представлен материальными объектами, созданными руками человека, естественного происхождения, также это любые частные блага. Второй включает традиции, верования, ценности и идеи, характерные для какой-либо группы и объединяющие ее, а также общественные блага. Перечисленные активы принимают участие в создании новых (общественных, частных благ) [5].

Культурный капитал региона территориально ограничивает возможное проявление общегосударственного культурного капитала, который в таком случае приобретает региональные особенности. Он состоит из материальных и нематериальных активов, которые в процессе получения населением образования, научной и производственной деятельности трансформируются в определенные положительные достижения, что, в свою очередь, обеспечивает устойчивый экономический рост и достойное качество жизни населения региона [3]. Капитализация культурных ресурсов обладает определенным потенциалом для развития регионов. Создаётся среда, способствующая росту творческих сил, приносящая эстетическую и экономическую «прибыль» [6]. Наиболее перспективными в процессе капитали-

зации являются ресурсы, обладающие самобытностью или индивидуальностью [7, с. 74].

Развитие культурных индустрий Внутренней Монголии характеризуется не только получением прибыли из становления художественных практик, но и достижением некоторых целей: привлечение российских туристов, рост туризма внутри страны ради заселения малонаселенных территорий и удержание заинтересованности в сохранении традиционной культуры кочевых народностей. Для последующего развития культурных индустрий КНР особенно важны, кроме личностного начала и опыта, также талант личности и её творческий потенциал.

Мастерам живописи Внутренней Монголии присущ свой собственный авторский стиль. Он позволяет распознать инструмент взаимоотношений автора в виде субъекта творческого акта и среды, находящей свое отражение в некоторых картинах. Авторский стиль предстает в виде художественного синтеза индивидуального и культурного. Авторским стилем художников Внутренней Монголии является школа степного пейзажа и живопись.

Л. Лернер пишет о живописи как о виде древнейшей антропологической практики, которая неотделима от исторического бытия человека, продолжает сохранять актуальность. Живописные картины наделены определенной аурой, связанной с человеческой памятью, культурой и историей. Тем не менее живопись может проявлять себя неоднозначно. Во-первых, она относится к одним из самых доходных жанров современного искусства, приспособленных для рыночных потребностей. Во-вторых, с учетом рассмотрения ее со всеми традициями и требованиями к академичности, она стоит как преграда на пути к становлению искусства [4, с. 58].

Российский искусствовед Е. Барабанов обоснованно считает, что сегодняшняя живопись в арт-системе рассматривается наподобие «техне» (продукта исключительной профессиональной «технологичности»). В описаниях живописных практик содержатся разные возможности. Одна из них - неразрывая связь между традициями и инновациями - связывает суждения о живописи с особой природной чувствительностью, с культом изощренного вкуса. Здесь художники апеллируют к природе, сущности искусства,

совмещая мотивы натуралистические с метафизическими. Другая возможность описания живописных практик сложилась под влиянием концептуализма [2, с. 40-41].

О. Аронсон, выделяя функции живописи, упоминает одну из ключевых фраз, которые появляются в экскурсах Делеза о живописи, -фразу П. Клее о том, что задача живописи - не изображать нечто невидимое, а делать видимым, выводить нечто в режим видимости [1, с. 45].

Китайские мастера живописи в творческом процессе применяют ресурсы народной культуры своей территории, а значит, совершенствуют таким образом собственный стиль искусства. По существу географическое расположение становится неиссякаемой энергией для творческого труда.

Большое количество произведений художников содержится в зарубежных и китайских музеях. В г. Ордос подобраны коллекции современного искусства, посвященные истории и культуре монголов КНР. В г. Хух-Хохто находится новейшая школа степного пейзажа, прочно входящая в историю искусства современного Китая. Творчество мастеров школы степного пейзажа касается как степной культуры, так и традиционной китайской и современной западной культуры.

Актуальность темы исследования предопределена необходимостью выявления особенностей развития художественной культуры АРВМ КНР. Эволюция художественной культуры АРВМ КНР протекает на основе поддержания самобытного наследия культуры степи. По этой и другим причинам появляются разные проблемы, к примеру, вопросы интерпретации, сохранения и передачи культурной памяти в современных полотнах мастеров, суть творческих возможностей художников, их ежедневного поведения, образа жизни, мотивации действий, их взаимозависимость среди смысловых и социокультурных трансформаций наследия АРВМ КНР.

Таким образом, аналитический обзор научных трудов показал, что проблемы Внутренней Монголии в социокультурной деятельности пока еще не стали предметом углубленного культурологического анализа.

Цель исследования - выявление ключевых тенденций эволюции современной художественной культуры АРВМ КНР в ходе социокультурного анализа культурного капитала Внутренней

Монголии на примере произведений современного китайского художника Чжан Цзюнь Дэ.

Ближе к концу XX века школа степного пейзажа перешла к гуманистическим проблемам. Живописец Чжан Цзюн Дэ - один из самых известных представителей названной школы, который в своем творчестве использует принципы гуманизма и идеи любви к человеку.

Такие китайские исследователи, как Т. Жун-жун, Л. Шэнцин, анализируя творческое наследие художника АРВМ КНР Чжан Цзюн Дэ, фиксируют, что основной темой работ мастера выступают природный ландшафт, реальная жизнь людей, таинственный мир монголов западной части Внутренней Монголии. Мастер с решительностью придерживается известных ему стиля, формы и темы [9; 12].

В течение 42-летнего творчества произведения Чжан Цзюн Дэ экспонировались на многих крупных выставках в Южной Корее, Японии, Германии, Австралии и Гонконге, где он получал награды. Исследователи современной художественной культуры АРВМ КНР полагают, что он достиг значительных результатов в сфере перехода китайских картин к современным формам, использовал формальный язык, который обладает индивидуальными особенностями. Несмотря на то, что Чжан Цзюн Дэ заимствует современные художественные элементы, он все также придерживается традиционного стиля, характеризующегося яркой эпохальностью. По большей части его произведения отражают местные условия, быт и обычаи Внутренней Монголии, которые наполнены особым северо-западным духом [10].

Чжан Цзюнь Дэ еще с детства интересовался картинами, особенно теми, которые были написаны китайскими традиционными кистями и тушью. В 1963 году он поступил в педагогический институт Внутренней Монголии на специальность художника. За время обучения Чжан Цзюн Дэ провел углубленные исследования в области живописи, тем самым привлек внимание директора Академии изящных искусств Цзинхуа Цю Ши Мина. Благодаря указанию этого учителя и своим неустанным усилиям его творчество получило стремительное развитие. В то время в институте была создана специализированная выставочная группа, в которой Чжан Цзюн Дэ вместе с другими художниками за три года на-

рисовал большое количество портретов и добился значительных результатов в изобразительном искусстве.

После окончания университета Чжан Цзюн Дэ был определен в малонаселенную и бедную часть КНР - в Ордоскую степь, где он провел ровно семь лет. Здесь широта и выразительность северных степей, необъятный и сильный дух монголов глубоко тронули художника. Также его внимание привлекли обширные пастбища, простой степной народ, стада овец, живущие в суровых условиях. Каждый уголок Ордоской степи получил свое отражение в творчестве Чжан Цзюнь Дэ. Постоялый двор экипажа и лошадей, лавка по обработке риса, зернохранилища, дома скотоводов, территории обитания коз стали для него местами частого пребывания, где он нарисовал тушью и кистью огромное количество набросков и картин. В последующих его произведениях часто появляются скотоводы, дети, козы, стога, травы, палисадники, безлюдные луга. Рисунки Чжан Цзюн Дэ стали весьма популярными и получили положительные отклики на крупных выставках в АРВМ КНР. Примерно тогда же за ним утвердился статус ученого в обществе креативных, творчески развитых людей Внутренней Монголии.

После окончания Центрального института искусств со степенью аспиранта в 1984 году Чжан Цзюн Дэ был направлен в институт искусств педагогического университета АРВМ КНР, где он и работает по настоящее время. Китайский исследователь Цзя Фан Чжоу отмечает, что в области анализа формального языка Чжан Цзюнь Дэ провел многообразные опыты: доскональное изучение народных вырезок из бумаги, изображений Ханьской и Танской династий и современных форм, использование стандартов на основе традиционного стиля. В процессе становления Чжан Цзюн Дэ как ученого в Центральном институте он находился под руководством и влиянием многих учителей и известных художников. Все эти факторы в различной степени проникли в его произведения и изменили некоторые детали [11, с. 71].

Начиная с 2000 года портреты Чжан Цзюн Дэ, нарисованные тушью и кистью, постепенно стали совершенствоваться, и у него выработался собственный стиль, имеющий свою яркую окрашенность и облик. Все портреты Чжан Цзюнь Дэ, написанные тушью и кистью, можно подразде-

лить на четыре коллекции: «Степная коллекция», «Северная коллекция», «Коллекция древних людей», «Коллекция горных коз».

В «Степной коллекции», благодаря передаче состояния безмятежности, ярким переходам кисти и туши выражаются настроение автора и его понимание человеческой жизни. В произведениях этой коллекции можно встретить изображения скотоводов, горных козлов, стога, палисадники, безлюдные луга, травяные места. Все перечисленные образы являются как содержанием картины, так и отражением души. Эти полотна выражают не только особенности современного искусства, но и изящность древнего, традиционного стиля. Произведения, представляющие этот период: «Дед и внучка» (см. Приложение, рис. 1), «Оцените картину» (см. Приложение, рис. 2), «Возвращение скота» (см. Приложение, рис. 3), «Удача» (см. Приложение, рис. 4), «Первый снег» (см. Приложение, рис. 5). Будь это человек или животное в качестве основного объекта, или же пейзаж севера - все движения в них спокойные и безмятежные. Стадо лошадей является изгибом горной цепи, коровы - изображением горных пород. Все эти представления - результат долгого размышления автора над окружающим миром, а также его понимания идеи единства природы и человека в традиционной культуре.

«Коллекция горных коз» - следующий этап. После 2000 года в стиле написания картин у Чжан Цзюнь Дэ произошли изменения. Основной тематикой его произведений стали горные козы. Он жил в Ордоской степи и скотоводческом районе, граничащем с Шаньбэйским плоскогорьем. Местная культура оказала огромное воздействие на его творчество. В этих краях огромное количество горных коз. Их стада - само воплощение жизненной силы севера, благодаря которой животные на протяжении нескольких тысяч лет противостоят песчаным бурям и другим суровым условиям окружающей среды. Произведения этой коллекции отражают образы горных коз, самоотверженность жителей северо-запада, а также их духовные символы. В мире китайских картин лошадь Сюй Бэй Хуна, осел Хуан Вэя, корова Ли Кэ Жаня, тигр Фэн Да Чжуна, верблюд Лю Да Вэя уже стали эпохальными классическими канонами и символами, а горные козы не были задейство-

ваны. В этой связи как нельзя кстати в картинах Чжан Цзюнь Дэ стали появляться горные козы и сцены сопротивления природе. Чжан Цзюнь Дэ показал сильный человеческий характер и дух, который подобен козам, непоколебимо идущим наперекор судьбе и стихиям. И совершенно неважно, сопротивляющаяся ли песчаным бурям коза перед нами или же довольная, пришедшая на богатые пастбища. Рисунки этой коллекции свидетельствуют о глубоком понимании человеческой жизни и богатом опыте использования кисти и туши. Горные козы, дети, корзины, гранатовые деревья, хурма, камни, сорняки являются классическими символами «Коллекции горных коз».

Написанные Чжан Цзюнь Дэ портреты уникальны и чудесны, они общепризнаны в мире живописи и пользуются популярностью. Его картины стали брендом и символом Внутренней Монголии.

В современную эпоху развития китайской художественной культуры Чжан Цзюнь Дэ на протяжении 42 лет придерживается традиционного стиля, искренне относясь к искусству и оставаясь безразличным к богатству и славе. Он полагает, что наивысшее благо - совершенная естественность, натуральность, которая в действительности становится проявлением человеческого характера и духа.

Таким образом, анализируя исследовательскую литературу, мы приходим к выводу, что для дальнейшего роста культурных индустрий, помимо неповторимого опыта и личностного начала, важны талант личности, ее творческий потенциал. Собственный авторский стиль, присущий мастерам живописи Внутренней Монголии, позволяет распознать инструмент взаимоотношений автора в виде субъекта творческого акта и среды, находящей свое отражение в художественном творчестве. Авторским стилем художников Внутренней Монголии является школа степного пейзажа и живопись, что отчетливо прослеживается в творчестве современного художника АРВМ КНР Чжан Цзюнь Дэ, в котором реалистично воплощен духовный облик, новый мир и богатая культура степи. Мастерство Чжан Цзюнь Дэ и выразительность его работ свидетельствуют о длительной художественной практике на родине и непрерывном познании языка живописного искусства.

Литература

1. Аронсон О. Экономика щедрости // Искусство. - 2010. - № 2-3 (573). С. 44-45.

2. Барабанов Е. Живописцы и картинщики // Искусство. - 2010. - № 2-3 (573). - С. 40-41.

3. Кажаева Т. И. Теоретические положения статистического исследования культурного капитала региона [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет-журн. - 2015. - Т. 7, № 2. - URL: www.naukovedenie.ru (дата обращения: 10.07.2018).

4. Лернер Л. Богдан Мамонов. Живопись - консервативная сфера // Искусство. - 2010. - № 2-3 (573). - С. 56-60.

5. Тросби Д. Экономика и культура / пер. с англ. И. Ушнаревой; науч. ред. А. Смирнов. - М.: Высшая школа экономики, 2014. - 254 с.

6. Федотова Н. Г. Векторы региональной культурной политики в сфере капитализации культуры // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - СПб., 2013. - 1732 с.

7. Фэн Цзунжэнь. Сохранение и продвижение художественной культуры АРВМ КНР: Ордос как культурный проект // Вестник КемГУКИ. - 2017. - № 39. - С. 72-78.

8. Бурдье П. Экономический капитал, культурный капитал, социальный капитал // Рейнхард Крекел. Социальное неравенство. - Геттинген: Отто Шварц, 1983. - С. 183-198. - (Социальный мир; вып. 2).

9. Жунжун Т. Размышления о развитии концептуальной живописи // Журнал педагогического университета Чжанчжоу. - 2005. - Вып. 1. - С. 67-79.

10. Лю Вэньбинь. Исследования критиков китайской литературы и теории искусства в новую эру. - Пекин: Центральный университет национальной прессы, 2012. - 201 с.

11. Чжао. Сила: сборник китайской истории искусства. - Пекин: Пресс, 2003. - 123 с.

12. Шэнцин Л. Интерпретация идеологического значения форм искусства // Журнал Пекинского университета аэронавтики и астронавтики. - 2003. - Вып. 2. - С. 120-128.

References

1. Aronson O. Ekonomika shchedrosti [The economy of generosity]. Iskusstvo [Art], 2010, no. 2-3 (573), pp. 44-45. (In Russ.).

2. Barabanov E. Zhivopistsy i kartinshchiki [Painters and picture Artists]. Iskusstvo [Art], 2010, no. 2-3 (573), pp. 40-41. (In Russ.).

3. Kazhaeva T.I. Teoreticheskie polozheniya statisticheskogo issledovaniya kul'turnogo kapitala regiona [Theoretical provisions of the statistical study of the cultural capital of the region]. Naukovedenie: internet-zhurn [Naukovedenie: Internet journal], 2015, vol. 7, no. 2. (In Russ.). Available at: www.naukovedenie.ru.

4. Lerner L., Bogdan Mamonov. Zhivopis' - konservativnaya sfera [Painting is a conservative sphere]. Iskusstvo [Art], 2010, no. 2-3 (573), pp. 56-60. (In Russ.).

5. Trosbi D. Ekonomika i kul'tura [Economy and culture]. Translated from the English by I. Ushnareva; Scientific Ed. by A. Smirnov. Moscow, Vysshaya shkola ekonomiki Publ., 2014. 254 p. (In Russ.).

6. Fedotova N.G. Vektory regional'noy kul'turnoy politiki v sfere kapitalizatsii kul'tury [Vectors of regional cultural policy in the sphere of cultural capitalization]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture]. St. Petersburg, 2013, pp. 1732. (In Russ.).

7. Fen Tsunzhen. Sokhranenie i prodvizhenie khudozhestvennoy kul'tury ARVM KNR: Ordos kak kul'turnyy proekt [Preservation and Promotion of the Artistic Culture of the Inner Mongolia Autonomous Region of the PRC: Ordos as a Cultural Project]. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, no. 39, pp. 72-78. (In Russ.).

8. Burdye P. Ekonomicheskiy kapital, kul'turnyy kapital, sotsial'nyy kapital [Economic capital, cultural capital, social capital]. Reynkhard Krekel. Sotsial'noe neravenstvo. Sotsial'nyy mir [Reinhard Kreckel. Social inequality. The social world]. Gettingen, Otto Shvarts Publ., 1983, iss. 2, pp. 183-198. (In Eng.).

9. Zhunzhun Т. Razmyshleniya o razvitii kontseptual'noy zhivopisi [Reflections on the development of conceptual painting]. Zhurnal pedagogicheskogo universiteta Chzhanchzhou [Zhangzhou Normal University Journal], 2005, iss. 1, pp. 67-79. (In Chin.).

10. Lyu Vanbin. Issledovaniya kritikov kitayskoy literatury i teorii iskusstva v novuyu eru [Research by critics of Chinese literature and art theory in a new era]. Beijing, Central University of National Press, 2012. 201 p. (In Chin.).

11. Chzhao. Sila: sbornik kitayskoy istorii iskusstva [Strength: A Collection of Chinese Art History]. Beijing, Press, 2003. 123 p. (In Chin.).

12. Shenshin L. Interpretatsiya ideologicheskogo znacheniya form iskusstva [Interpretation of the Ideological Significance of Art Forms]. Zhurnal Pekinskogo universiteta aeronavtiki i astronavtiki [Journal of Peking University of Aeronautics and Astronautics], 2003, iss. 2, pp. 120-128. (In Chin.).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1. Дед и внучка. 96x140. 2005

Рисунок 2. Оцените картину. 550x1131. 2001 73

Рисунок 3. Возвращение скота. 96x140. 2005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 4. Удача. 756x749. 2003

Рисунок 5. Первый снег. 556x749. 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.