ЛИПАЙКИНА И. И.
ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Аннотация. На основе результатов авторского социологического опроса в статье выделяются стратегии поведения сельских и городских жителей Республики Мордовия в условиях социально-экономического кризиса. Рассматриваются наиболее распространенные способы вложения финансовых средств в период кризиса.
Ключевые слова: стратегия поведения, социально-экономический кризис, Республика Мордовия.
LIPAYKINA I. I.
BEHAVIOR STRATEGIES OF MORDOVIA REPUBLIC POPULATION IN SOCIO-ECONOMIC CRISIS
Abstract. Considering the results of the author's sociological survey, the article determines the main behavior strategies of rural and urban residents of the Mordovia Republic under the conditions of socio-economic crisis. Some of the most common ways of investing financial resources in times of economic crisis are studied.
Keywords: behavior strategy, socio-economic crisis, Mordovia Republic.
Кризисные явления, которые сопровождают мировую экономику, повторяются с определенной периодичностью, заставляя людей во всем мире с тревогой смотреть в ближайшее будущее.
Особенностью кризисных явлений является то, что они проявляются сначала в экономике страны, а затем и в социальной сфере. Государственные расходы начинают постепенно сокращаться, формируется существенный дефицит бюджета. В этой ситуации государство вынуждено урезать свои расходы в социальной сфере. Страдают от подобных мер, в конечном итоге, рядовые граждане. Происходит снижение доходов, ухудшение материального положения и снижение уровня экономической безопасности населения.
В условиях социально-экономического кризиса население осуществляет поиск новых средств и путей выхода из сложившейся ситуации, тем самым приспосабливается к новым условиям существования. В результате этого меняются основные стратегии потребительского поведения населения. В условиях кризиса происходит переход населения на режим экономии, который выражается в сокращении расходов на основные продукты питания и услуги, а также в переходе на более дешевые аналоги.
Социологические исследования социальных практик населения в условиях социально-экономического кризиса в стране представляют собой значительный пласт научных работ. Указанной теме посвятили свои статьи Т. Ю. Богомолова [1], М. К. Горшков [2], Я. Э. Елканова [3] и др. Большинство статей носит преимущественно экономический характер, однако социальные практики населения в условиях кризиса также являются предметом рассмотрения указанных выше авторов.
Среди современных отечественных экономистов и социологов, которые изучают финансовое поведение домохозяйств в условиях кризиса, особый интерес представляют работы М. Д. Красильниковой [4], О. Е. Кузиной [5], Л. Н. Овчаровой [6] и М.С. Щербаль [8].
В феврале 2016 года автором статьи был проведен социологический опрос, целью которого являлось изучение стратегий поведения населения Республики Мордовия в ситуации социально-экономического кризиса в России. В ходе данного исследования было опрошено 118 жителей Республики Мордовия (44,9% мужчин и 55,1% женщин) в возрасте старше 18 лет. В опросе приняли участие городские (61%) и сельские жители (39%).
По данным ВЦИОМ, социально-экономический кризис оказал определенное влияние на потребительское поведение россиян. В конце 2015 года две трети населения пытаются приспособиться к кризису тем, что начинают покупать более дешевые товары и продукты или вовсе отказываются от приобретения некоторых товаров. Сокращается доля тех, кто делает накопления. Происходит увеличение производства продуктов в личном подсобном хозяйстве [7].
Жители Республики Мордовия также изменили свою стратегию поведения. Основным методом приспособления городских жителей к сложившейся экономической ситуации является переход на более дешевые товары и продукты (31,9%) и отказ от некоторых продуктов питания, товаров, услуг (30,6%). Незначительная часть горожан (6,9%) начали брать деньги в долг у родственников и знакомых.
Сельские жители в ситуации кризиса ведут себя по-другому. В основном они покупают продукты впрок (32,6%). Для них это более выгодно, так как не надо каждый раз ездить в магазин, который в большинстве сел и деревень не всегда есть. Чуть более четверти опрошенных сельских жителей (26,1%) начали покупать реже или так же, как и городские жители, отказывались от покупки некоторых товаров и продуктов питания. При этом 13% в результате сложившейся ситуации начали выращивать больше овощей и фруктов, разводить птицу и т.п. Это естественно, так как в большинстве случаев многие жители сел и деревень имеют свои земельные участки. За счет личного подсобного хозяйства они и живут.
Таким образом, у населения республики преобладает пассивная стратегия поведения в ситуации социально-экономического кризиса. Адаптация населения к кризису происходит в
основном за счет замены более дорогих продуктов более дешевыми, а также в результате отказа от некоторых из них. В условиях кризиса население предпочитает сокращать расходы, а не увеличивать доходы. При этом приоритетными являются пассивные методы борьбы с кризисом, главной из которых является экономия. Это свидетельствует о том, что кризис повлиял на образ жизни населения. Люди понимают, что не могут позволить себе лучшее как раньше и поэтому вынуждены экономить. Активная стратегия поведения, которая выражается, прежде всего, в поиске дополнительных заработков или в более высокооплачиваемой работе, продаже ценного имущества и в покупке товаров в кредит, населением РМ не используется.
Режим экономии относится не только к приобретению продуктов питания, но в целом и к потребительскому поведению. При ответе на вопрос о том, от чего пришлось совсем отказаться в связи с кризисом, респонденты отмечают, что в большинстве случаев в этом плане ничего не изменилось (16,8%). Примерно одинаковое количество опрошенных (5,8% и 5,7%) отказались от покупки еды («не покупаем дорогостоящие продукты», «продукты больно не покупаем», «отказались от некоторых продуктов») и покупки новой техники («не покупаем бытовую технику», «не смог купить холодильник», «новый телевизор не купил»).
В условиях нестабильной экономической ситуации многие считают, что брать кредиты в этот период не стоит. Более половины опрошенных жителей республики (55,1%) отмечают, что сейчас скорее плохое, нежели хорошее время для того, чтобы брать кредиты. Это говорит о том, что уровень кредитного доверия граждан республики снижается, но, несмотря на это, 48,4% респондентов в возрасте от 40 до 54 лет и 41,9% респондентов в возрасте от 55 лет и старше переживают кризис с непогашенным кредитом. При этом большинство из них имеют кредиты на покупку автомобиля (39%). 26,8% имеют потребительский кредит в магазине, в частности на покупку бытовой техники и других товаров в кредит. Невыплаченный кредит на неотложные нужды (ремонт, свадьба, лечение, срочные покупки и т.д.) и кредит на образование имеют 14,6% и 9,8% респондентов, соответственно. При этом примечателен тот факт, что молодежь (18-24 года) практически не имеет кредитов (91,7%).
В целом возможности по оплате кредита нельзя назвать положительными, так как большинство кредитоплательщиков (22,9%) отмечают, что за последние два-три месяца платить по кредиту им стало тяжелее, чем раньше.
Вместе с тем интересно было узнать, на что, прежде всего, рассчитывают граждане Республики Мордовия при решении своих проблем в ситуации социально-экономического кризиса. Анализ полученных данных показал, что в большинстве случаев поддержка семьи и родственников - это основное решение проблем в период кризиса. Так считают 76,7%
респондентов в возрасте от 55 лет и старше, 50% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет и 45,2% в возрасте от 40 до 54 лет. Граждане в возрасте от 25 до 39 лет в первую очередь рассчитывают на свою способность заработать, профессию (46,9%) и на свои денежные накопления (43,8%). Примечателен тот факт, что поддержка государства не является одним из основных способов решения проблем населения в ситуации кризиса. Данную позицию отметили лишь 12,5% граждан в возрасте 25-39 лет и 8,3% в возрасте 18-24 года. Люди средней возрастной когорты (40-54 года) и пенсионного возраста (55 и старше) на помощь государства в период кризиса совсем не надеются.
Таким образом, в целом население постепенно привыкает жить в условиях социально-экономического кризиса. Экономические изменения не кажутся им такими опасными, как раньше. Можно сказать, что жители республики адаптировались к новым условиям и поэтому при решении своих проблем в ситуации кризиса надеются либо на себя, либо на помощь семьи и родственников. Однако в основном доминирует установка на решение своих проблем при помощи семьи и родственников.
В результате проведенного опроса выяснилось, что, по мнению жителей республики, наиболее надежным способом вложения денег является покупка недвижимости (29,5%). Доля тех, кто считает надежным накопление денег в рублях и хранение их в наличном виде, составляет 20,2%. Примечателен тот факт, что всего лишь 5,8% опрошенных надежным считают покупку иностранной валюты и хранение ее в наличном виде. Скорее всего, это связано с ее нестабильным курсом в настоящее время. Далее предпочтения отдаются открытию счета в банке (8,1%). Более того, покупка золота и драгоценностей успешно конкурирует с этим способом вложения денег (6,9%). На низком уровне по оценке надежности находятся вклады в паевые инвестиционные фонды (2,3%) и пенсионные фонды (1,2%). Чуть больше четверти респондентов (25,4%) затруднились с ответом на данный вопрос.
Таким образом, в ситуации социально-экономического кризиса люди пытаются найти способы сохранить и выгодно вложить свои деньги. Приобретение недвижимости в период кризиса является наиболее оптимальным и распространенным способом вложения финансовых средств для большинства граждан. Недвижимость всегда будет востребована, поскольку квартиру можно сдавать в аренду и получать стабильный доход либо в будущем можно ее продать по возросшей цене. Так как недвижимость не подвержена инфляции, то финансовые средства будут надежно сохранены.
По вопросу о причинах социально-экономического кризиса в России у населения не сложилось четкого представления. Существует множество мнений по этому поводу. Многие из них полностью противоречат друг другу. По мнению 24,6% опрошенного населения РМ,
кризис вызван преимущественно внутренними причинами, а именно самой структурой российской экономики и слишком сильным влиянием государства на экономику (военными расходами, плохим управлением госчиновников и т.п.). 14,4% респондентов отмечают, что основная причина социально-экономического кризиса в России внешняя. Прежде всего, это спад мировой экономики, падение цен на нефть и санкции, введенные против России. Однако большинство опрошенных (36,4%) утверждают, что кризис вызван сочетанием обоих факторов.
В связи с тем, что основным способом регулирования последствий социально-экономического кризиса является антикризисная политика, проводимая государством, респондентам были заданы вопросы, касающиеся антикризисных мер руководства Республики Мордовия и антикризисной политики современной России в целом. Анализ результатов показал, что основная оценка респондентов антикризисной политике Республики Мордовия и России в целом - «удовлетворительно» (34,7% и 50% соответственно).
Таким образом, по мнению опрошенных жителей РМ, антикризисная политика, проводимая в стране и в республике, является неэффективной не только в плане смягчения отрицательного влияния кризиса и преодоления его последствий, но и дальнейшего развития экономики республики и страны в целом. Это приводит к тому, что население не доверяет государству в плане решения своих проблем в ситуации кризиса.
Интересно было также узнать, кто, по мнению респондентов, сможет внести наибольший вклад в смягчение последствий начавшегося социально-экономического кризиса. 44,9% респондентов убеждены, что наиболее существенный вклад в смягчение последствий кризиса и в облегчение положения россиян сможет внести президент РФ и 33,9% считают, что правительство РФ. Незначительная часть опрошенных (2,5%) возлагают надежды на руководство предприятия, где они работают. 5,1% респондентов утверждают, что никто не сможет внести вклад в смягчение последствий кризиса. Такие институты, как политические партии и движения, церковь, религиозные организации и благотворительные фонды, в качестве субъектов, которые могут смягчить положение россиян, не рассматриваются. Таким образом, население РМ воспринимает социально-экономический кризис как явление общенационального, а не локального характера.
Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы.
1. В случае ухудшения своего финансового положения в период социально-экономического кризиса население продемонстрировало склонность к пассивной стратегии поведения. Экономия, выражающаяся в замене дорогих продуктов на более дешевые или отказ от них - это основной метод борьбы городских жителей с кризисом. Стратегия
поведения сельских жителей немного иная. В большей степени у них преобладает приобретение продуктов впрок и выращивание на своих участках большого количества овощей и фруктов.
2. Уровень кредитного доверия граждан республики постепенно снижается, поскольку большинство населения считает нецелесообразным брать кредиты в период кризиса.
3. При решении своих проблем в результате кризиса молодые люди (18-24 лет) и граждане в возрасте старше 40 лет надеются на поддержку семьи и родственников. В то время как граждане в возрасте 25-39 лет рассчитывают на свою способность заработать и на свои денежные накопления. Поддержка государства не является одним из основных способов решения проблем населения в ситуации кризиса.
4. Покупка недвижимости, накопление денег в рублях и хранение их в наличном виде являются в период кризиса наиболее оптимальными и распространенными способами вложения финансовых средств для большинства граждан.
5. Жители республики не доверяют государству в плане решения своих проблем в ситуации кризиса, поскольку антикризисную политику, проводимую государством, считают неэффективной. Однако, по мнению большинства респондентов, президент РФ и правительство РФ все-таки смогут смягчить последствия социально-экономического кризиса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богомолова Т. Ю. Устойчивость населения к негативному воздействию кризиса: между вчера и завтра // Регион: экономика и социология. - 2011. - № 2. - С. 115-136.
2. Горшков М. К. Российская повседневность в условиях кризиса: социологическое измерение // Социологические исследования. - 2009. - № 12. - С. 36-47.
3. Елканова Я. Э. Особенности финансового поведения домашних хозяйств в условиях кризиса // Финансы и кредит. - 2010. - № 24. - С. 78-82.
4. Красильникова М. Д. Как российское население переживает очередной экономический кризис // Мир России. - 2010. - № 4. - С. 162-181.
5. Кузина О. Е. Влияние финансового кризиса на ожидания и поведение россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2009. - № 1. - С. 26-50.
6. Влияние кризиса 2008-2009 годов на изменение экономического положения, сберегательного и кредитного поведения населения: Финальный аналитический отчет / рук. темы Л. Н. Овчарова. - М.: АНО «НИСП», 2010. - 229 с.
7. Потребительское поведение: от января к декабрю-2015 [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. - 2016. - Пресс-выпуск № 3020. - Режим доступа: http ://wciom .ru/index.php?id=236&uid=115552.
8. Щербаль М. С. Финансовое поведение домохозяйств в условиях кризиса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2012. - № 6 (112). - С. 108-115.