Научная статья на тему 'Основные способы неправомерного возмещения налога на добавленную стоимость'

Основные способы неправомерного возмещения налога на добавленную стоимость Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабибулина А. А.

In this article are considered the basic ways of wrongful compensation of the tax to the added cost.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные способы неправомерного возмещения налога на добавленную стоимость»

Основные способы неправомерного

возмещения налога на добавленную

стоимость

Хабибулина А.А.

In this article are considered the basic ways of wrongful compensation of the tax to the added cost.

Основу российской государственной финансовой системы образует бюджет Российской Федерации, важное место в котором занимает налоговая

составляющая1. Одним из основных налогов российской налоговой системы является налог на добавленную стоимость (НДС)2, за счет которого в федеральный бюджет поступает значительный объем средств. Являясь элементом национальной системы финансов, налог на добавленную стоимость, как и все другие составляющие указанной системы, постоянно подвергается негативному воздействию со стороны организованной преступности экономической направленности, действия которой, образуя относительно самостоятельный сегмент криминальных финансов, наносят существенный вред государственным финансам и тем самым представляют недопустимо опасную финансовую угрозу Российской Федерации в целом.

Результаты анализа оперативной обстановки в налоговой сфере показывают, что одновременно со становлением национальной налоговой системы широкое распространение на территории Российской Федерации получили посягательства, направленные на завладение бюджетными ресурсами путем неправомерного возмещения НДС. Совершение преступлений данной категории представляет особую угрозу финансовой безопасности России в связи с тем, что данный вид налога является одним из бюджетообразующих, а его поступления формируют до 45 % доходов федерального бюджета.

На основе анализа результатов оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям, данных государственной статистики и материалов Федеральной налоговой службы Российской Федерации можно сделать вывод о том, что ситуация со сбором и с последующим

неправомерным возмещением НДС по экспортным и внутренним поставкам в России находится в состоянии системного кризиса. Размер предъявляемых к возмещению сумм на протяжении последних лет — начиная с 2004 г. — приобретает масштабный характер, темпы роста возмещения по налогу существенно превышают темпы роста его поступлений (доля налоговых вычетов и возмещений составляет до 80 % и более) 3:

> в 2004 г. в федеральный бюджет поступило НДС в сумме 639 млрд руб. Налогоплательщиками было заявлено к возмещению НДС в сумме 485,7 млрд руб. По результатам рассмотрения налоговыми органами было отказано в возмещении НДС в сумме 92,3 млрд руб., возмещено более 470 млрд руб. Соотношение возмещенного налога к фактически поступившему НДС в целом по России в 2004 г. составило более 60 %;

> в 2005 г. в федеральный бюджет поступило НДС в сумме 728 млрд руб. Налогоплательщиками было заявлено к возмещению НДС в сумме 687,4 млрд руб., отказано в возмещении налога на сумму более 117 млрд руб. Фактически налогоплательщикам в 2005 г. было возмещено НДС в сумме 493,2 млрд руб. Соотношение возмещенного НДС к фактически поступившему налогу в целом по России в 2005 г. составило более 70 %;

> в 2006 г. в федеральный бюджет поступило НДС в сумме 839,7 млрд руб., недополучено НДС более 47 млрд руб. Налогоплательщиками было заявлено к возмещению налога на добавленную стоимость в сумме 649,8 млрд руб., отказано в возмещении налога на сумму менее 43 млрд руб. Соотношение возмещенного налога на добавленную стоимость к фактически поступившему налогу в

Кандидат экономических наук.

СО

OI

О CJ

О

о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

CO

Ol

О CJ

о о о

Q. C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ш

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я <

S I

н

о ф

со

целом по России в 2006 г. составило более 80 %;

> в 2007 г. в федеральный бюджет поступило около 1390,4 млрд руб. Налогоплательщиками было заявлено к возмещению НДС в сумме более 1055,96 млрд руб., что составляет примерно 75,9 % от сумм собираемого налога;

> в 2008 г. в бюджет поступило около 1650 млрд руб., возмещено — 1300 млрд руб., что составляет 78,8 % от сумм собираемого НДС;

> в 2009 г. сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет, составляла 2341 млрд руб., сумма НДС, исчисленная к возмещению из бюджета, — 1110 млрд руб., или более 47 % от суммы, исчисленной к уплате;

> в 2010 г. сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет, составила 2531 млрд руб., сумма НДС, исчисленная к возмещению из бюджета, — 1123 млрд руб., или около 45 % от суммы, исчисленной к уплате.

По экспертным оценкам, около 170— 230 млрд руб. ежегодно возмещается незаконно по работающим криминальным схемам4.

Результаты анализа криминальных процессов, происходящих в финансовой сфере, свидетельствуют о том, что при планировании и осуществлении посягательств организованная преступность экономической направленности все чаще переходит от совершения единичных преступных действий к реализации сложных масштабных схем с использованием операций формально законных, но противоправных по замыслам и результатам. Эти схемы используются либо постоянно — в текущей деятельности организованных преступных групп, либо разрабатываются специально для проведения крупномасштабных операций по незаконному возмещению налога на добавленную стоимость. В таких схемах участвуют группы высокопрофессиональных лиц — от организаторов (разработчиков) до конкретных исполнителей, широкое распространение в них получили фирмы-однодневки (как на территории Российской Федерации, так и за рубежом) и офшорные компании. Организация и применение зарубежных фирм-однодневок и предприятий в офшорных зонах представляют существенные затруднения в сборе доказательств осуществления противоправной деятельности кредитно-фи-

нансовыми учреждениями, иными предприятиями и физическими лицами, направленной на незаконное возмещение НДС.

Сложность борьбы с незаконным возмещением налога на добавленную стоимость заключается в том, что порядок проведения финансово-хозяйственных операций, служащих основанием для возмещения налога, определяется несколькими отраслями права: таможенным, налоговым, банковским, международным. Организаторы и участники преступных схем успешно пользуются несовершенством и нестыковками указанного законодательства.

Многочисленные проблемы организационного, технического и правового характера, возникающие в ходе выявления, предупреждения и раскрытия налоговых преступлений, в настоящее время не позволяют в должной мере достигать существенных положительных результатов. Одним из существенных факторов, затрудняющих обеспечение неотвратимости наказания и осуществление уголовного преследования лиц, совершающих налоговые преступления, является высокая динамика, большая изменчивость налогового законодательства: ежегодно в него вносятся десятки поправок и изменений, что негативно сказывается на возможности их правильного учета при осуществлении процессуальных действий и квалификации преступлений (для справки: в налоговое законодательство США за более чем 70-летний период с момента его принятия было внесено менее 100 поправок)5. В результате действия указанных проблем в суд направляется незначительное количество соответствующих уголовных дел, а обвинительные приговоры выносятся крайне редко: соотношение выявляемых неформальных оснований для возбуждения уголовных дел и число возбужденных уголовных дел составляет примерно 10:1. Аналогичная тенденция наблюдается и в показателях между количеством возбужденных уголовных дел, количеством уголовных дел, направленных в суд, и количеством вынесенных обвинительных приговоров, поэтому конечная эффективность деятельности по выявлению налоговых преступлений может оцениваться как 1:10006, чем и может, в частности, объясняться рост налоговых преступлений.

В условиях международного финансового кризиса и связанных с ним кри-

зисных явлении в национальной экономике и российской финансовой системе особую актуальность приобретает противодействие незаконному возмещению налога на добавленную стоимость при ограниченности доступных финансовых ресурсов и нарушении функционирования денежной и кредитной систем страны, когда бюджетные средства становятся наиболее уязвимыми. Усложняющим криминальную ситуацию обстоятельством является и то, что финансовый и связанный с ним экономический кризис влекут за собой увольнение квалифицированных специалистов финансового сектора, к которым проявляют постоянный интерес преступные группы, специализирующиеся на осуществлении противоправных действий по незаконному возмещению НДС, и которые попадают под пристальное внимание таких групп.

Наряду с ростом налоговых поступлений растут и суммы возмещения налога на добавленную стоимость из государственного бюджета. Налоговым законодательством Российской Федерации установлено, что предприятия, осуществляющие поставку товаров на экспорт, а также реализующие на территории Российской Федерации отдельные категории товаров, имеют право на налоговые вычеты и в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику путем зачета либо возврата.

Так как основная масса объектов НДС облагается по ставке 18 %, то налогоплательщики могут претендовать на возмещение по реализации товаров на экспорт, облагаемой по нулевой ставке, или по реализации установленного перечня товаров на внутрироссийском рынке (ставка 10 %). Преступления, совершаемые путем неправомерного возмещения НДС из государственного бюджета, ведут к недополучению денежных средств бюджетом страны, а порой и к изъятию из него десятков и сотен миллионов рублей. В зависимости от формы предъявления требования возмещения НДС действия преступников могут квалифицироваться по ст. 159 УК РФ «Мошенничество» (в случае предъявления требования в виде выплаты денежных средств из федерального бюджета) либо по ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с

организации» (в случае предъявления требования в виде освобождения от уплаты налогов в последующих периодах). При этом необходимо учитывать различия в действиях преступников, обусловленные типом совершаемой операции — экспортная операция либо операция на внутреннем рынке Российской Федерации.

При совершении преступления путем неправомерного возмещения НДС из государственного бюджета в среде преступников устанавливаются и реализуются множественные схемы, способы и организационно-экономические, включая денежные (финансовые), отношения, основными из которых являются следующие.

1. Определяется предприятие, от имени которого будет подаваться декларация о возмещении НДС. Предприятие может быть специально создано для совершения данной операции (или ряда операций) либо представлять собой хозяйствующий субъект, существующий определенный промежуток времени (в случае совершения преступления путем неправомерного возмещения НДС с использованием экспортных операций данное предприятие должно зарегистрироваться в таможенном органе в качестве участника внешне-экономической деятельности (ВЭД) и получить учетную карту участника ВЭД).

2. Учреждается с использованием подложных документов (утерянных, недействительных) или подставных лиц, не имеющих отношения к их реальной деятельности, ряд фирм-однодневок — посредников для формирования цепочки перепродаж товара.

3. Между вышеуказанными фирмами-однодневками — посредниками заключается договор на поставку товара, которого в реальности может и не существовать. Такой товар может несколько раз перепродаваться между подставными фирмами (либо может имитироваться такая перепродажа) с целью создания запутанной цепочки сделок, тормозящей определение источника его происхождения, и затруднения деятельности правоохранительных органов по выявлению и документированию преступных действий. После выполнения функций по перепродаже товаров фирмы-однодневки прекращают всякую финансово-хо-

00 О!

О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

CO

Ol

О CJ

о о о

Q. C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я <

S I

н

о ф

со

зяйственную деятельность, фактически исчезают, не заплатив налоги в бюджет Российской Федерации. В итоге предприятие-экспортер заключает договор, по которому к нему переходит право собственности на дорогостоящий товар и оказывается должно поставщику данного товара существенную сумму. Фактически товара не существует, а все документы, свидетельствующие о поставке товара, являются фиктивными. 4. Определяется зарубежный контрагент-приобретатель товара, работ или услуг. Это может быть как фиктивная фирма-однодневка, созданная тем же способом, что и указанные выше российские фирмы-однодневки, так и реально существующее иностранное предприятие, профильность которого может никак не соотноситься с характером поставляемой в их адрес продукции. В дальнейшем между экспортером и иностранным покупателем заключается договор, по условиям которого товар реализуется за границу по цене его приобретения на территории России. Таким образом, фирма-экспортер не получает выгоды, вследствие чего она не несет обязанности по уплате НДС, который взимается с разницы между стоимостями приобретенных и реализованных товаров.

В результате всех этих действий экспортер в соответствии с законом получает право на возмещение НДС, несмотря на то что фирмы-однодневки, участвовавшие в цепочке перепродаж, не уплатили НДС в бюджет, поскольку это право в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) связывается не с фактическим внесением налога поставщиками в бюджет, а с уплатой суммы НДС покупателем поставщику при оплате товара.

Одними из основных участников сделок, используемых в дальнейшем в схемах возмещения НДС, как правило, являются банки. Основными особенностями таких схем являются следующие.

Для обоснованности применения налоговой ставки 0 % (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы в соответствии со ст. 165 «Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов» НК РФ представляется в числе прочих выписка банка (копия выписки), под-

тверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица — покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке. Получение подтверждения поступления на счет предприятия-экспортера средств за экспортированный товар является одним из ключевых моментов при совершении рассматриваемого преступления.

Поскольку сумма возмещения составляет 18 % от суммы сделки, то есть от количества денежных средств, прошедших по счетам фирм — участников сделки, то для покрытия всех расходов, связанных с организацией преступления и получения прибыли, преступникам требуется показать движение по счетам значительных сумм.

Преступники, как правило, не используют реальные денежные средства, а лишь создают видимость движения денег по счетам. Это достигается в рамках действующих правил безналичного обращения путем перечисления денежных средств на различные счета в одном банке или группе банков в течение одного операционного дня. Для этого зарубежный покупатель экспортируемого товара, сам экспортер и его поставщики должны иметь счета в используемом преступниками банке (группе взаимосвязанных банков).

В целях реализации такого видимого движения денег российским банком, участвующем в схеме возмещения НДС, осуществляются следующие действия:

1) российский банк кредитует зарубежную фирму, заключившую сделку по покупке российского товара и не имеющую на своих счетах достаточных средств на его оплату, путем предоставления ей овердрафта на требуемую сумму;

2) сумма предоставленного овердрафта переводится внутри все того же банка на счет экспортера в качестве оплаты за поставленный товар;

3) в тот же день указанная сумма переводится на счет фирмы, поставившей товар экспортеру;

4) от фирмы-поставщика все та же сумма переводится обратно зарубежной фирме под предлогом оказания иностранной фирмой каких-либо услуг поставщику либо в счет оплаты векселей, заблаговременно полученных зарубежным контрагентом от поставщика (для успешного осуществления данного последнего элемента схемы

между так называемым поставщиком товара и иностранным покупателем заранее заключается сделка, исходя из условий которой зарубежная фирма оказала какую-либо услугу (консалтинг, консультации и т.д.) с отсрочкой платежа, который и осуществляется в день совершения указанных выше банковских операций); 5) на счет зарубежной фирмы поступает необходимая сумма, которая и дает возможность этой фирме возвратить российскому банку ранее предоставленный кредит. Поскольку задолженность по овердрафту образовывалась и погашалась в один и тот же день, оплата за него не требуется, так как проценты начисляются банком, начиная со срока в один день, по истечении операционного дня. Следует отметить, что приведенная схема отражает лишь общий порядок оформления сделок в целях неправомерного возмещения НДС с участием банков. Реально указанные схемы осуществляются в различных модификациях, наибольшее распространение среди которых получил следующий вариант7:

а) овердрафт выдается иностранной фирме зарубежным банком, имеющим корреспондентские счета с задействованным в совершении противоправных действий в схеме возмещения НДС российским банком;

б) в дальнейшем полученная сумма переводится в российский банк на счет фирмы, экспортирующей товар, и вся цепочка платежей осуществляется аналогично уже рассмотренной схеме.

Для осуществления замкнутого круга платежей необходимо, чтобы счета всех участников операций одновременно являлись лицевыми счетами банковского бухгалтерского учета, а именно: все операции представляли собой ряд последовательно осуществленных компьютерных проводок по лицевым счетам клиентов. Благодаря такой комбинации на банковском счете фирмы-экспортера фиксируются поступление необходимой денежной суммы и ее последующее снятие для расчета с поставщиком. Таким образом, выполняется требование, предъявляемое налоговым законодательством для получения права требования возмещения сумм НДС из государственного бюджета.

На заключительном этапе реализации схемы неправомерного возмещения НДС осуществляются действия, направленные на непосредственное получение денежных средств из бюджета Российской Федерации либо на получение зачета на налоги по платежам будущих периодов. Для этого представитель фирмы-экспортера представляет в налоговый орган отдельную налоговую декларацию, копию контракта, выписку банка, грузовую таможенную декларацию, копии транспортных документов и заявление о возмещении НДС.

После принятия Правительством Российской Федерации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами комплексных мер по предотвращению хищений бюджетных средств с использованием мошеннической схемы, элементом которой является экспорт продукции, участники преступных групп, специализирующихся на незаконном возмещении НДС, переориентировались на внутренний рынок.

Механизмы схем неправомерного возмещения НДС с использованием экспортных сделок или сделок на внутреннем российском рынке обладают определенными особенностями: при совершении экспортной операции товар переправляется за границу Российской Федерации и реализуется нерезиденту России, при операции на внутреннем рынке происходит реализация отдельных категорий льготных товаров (детские, медицинские товары и т.д.) резидентам Российской Федерации. Кроме того, при заключении сделок внутри страны роль иностранного предприятия выполняет предприятие — резидент Российской Федерации, при этом отсутствует этап таможенного оформления.

При приобретении товаров, работ и услуг на российской территории или ввозе товаров на российскую таможенную территорию для свободного обращения или временного ввоза налогоплательщик уплачивает НДС по ставке 18 %. Если же в налоговом периоде уплаченный в бюджет налог не был компенсирован налогоплательщику выручкой от реализации готовой продукции, в сумму которой он включен, то у налогоплательщика образуется переплата по НДС, которую можно возместить на расчетный счет или зачесть в счет федеральных налогов и акцизов. Основания для возмещения возникают и при реализации отдельных видов готовой

со

О!

О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

CO

Ol

О CJ

о о о

Q. C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о

т ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я <

S I

н

о ф

со

продукции, облагаемых НДС по ставке 10 %. Кроме того, НДС, включенный в стоимость приобретенных налогоплательщиком товаров, работ и услуг, предназначенных для осуществления производственной деятельности или других операций, также подлежит возмещению. Частью 2 Налогового кодекса РФ предусмотрены следующие основания и условия предоставления вычета (возмещения).

Возмещение предоставляется на суммы НДС:

> уплаченные при реализации товаров, перечень которых установлен в п. 2 ст. 164 «Налоговые ставки» НК РФ для применения пониженной ставки НДС — 10 %. В частности, эта ставка установлена по реализации на территории Российской Федерации социально значимой продукции: товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, не являющейся рекламной и эротической продукцией, лекарственных средств, изделий медицинского назначения. Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации НДС по ставке 10 %, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 41;

> предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении капитального строительства, при сборке или монтаже основных средств по приобретенным для этих работ товарам, а также при приобретении объектов незавершенного капитального строительства, подлежат вычетам. При этом следует иметь в виду, что вычеты по оплате капитальных работ производятся при условии принятия на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства;

> предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, при условии их оплаты и наличия счета-фактуры;

> предъявленные налогоплательщиком-продавцом покупателю и уплаченные

продавцом в бюджет при реализации товаров, выполнении работ, услуг в случае отказа покупателя от выполнения условий по оплате или от поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ.

Перечисленные выше положения Налогового кодекса Российской Федерации используются недобросовестными предпринимателями для организации различных преступных схем, которые в зависимости от механизма реализации можно условно разбить на четыре группы.

1. Использование разницы между ставками по НДС: 18% — на приобретаемое сырье и 10% — на реализацию изготовленной продукции

Руководителями предприятий, имеющими умысел на неправомерное возмещение НДС, заключается ряд договоров с другими предприятиями, выступающими в роли подрядчиков и субподрядчиков. Организаторами схемы определяется разветвленная цепочка контрагентов, в состав которой включаются фирмы-однодневки, не уплачивающие в бюджет налогов. В соответствии с условиями договоров, заключаемых с такими фирмами-однодневками, имитируются поставка сырья, материалов, комплектующих частей, фурнитуры и т.п., облагаемых по ставке НДС 18 %, а также предоставление в аренду оборудования, помещения, необходимых для производства товаров, облагаемых по ставке 10 %, перечень которых установлен п. 2 ст. 164 «Налоговые ставки» НК РФ. При этом товары (готовая продукция) фактически не производятся, а расценки на комплектующие детали и услуги могут искусственно завышаться.

На основе предварительной договоренности (сговора) участниками преступной схемы формируется пакет документов бухгалтерской отчетности, подтверждающих приобретение материалов, изготовление и реализацию товаров. Согласно этим документам, товар продается подконтрольной преступникам фирме. Видимость расчетов между всеми участниками сделок обеспечивается применением системы взаимозачетов по вексельным и иным обязательствам или с применением круговой схемы безналичных банковских платежей.

В связи с тем, что 18 % стоимости материалов, использованных при изготовлении этих товаров, составляет оплаченный фирмой входной (входящий) НДС, а

в течение налогового периода она вернула от контрагента только половину этой суммы (10 %), то, согласно ст. 171 «Налоговые вычеты» НК РФ, излишне уплаченные суммы налога подлежат возмещению или могут быть зачтены в счет платежей будущих периодов.

При реализации рассмотренной схемы движение денежных средств по счетам предприятий или расчет с помощью векселей, как правило, является фиктивным. При этом налоги в бюджет ни одним из участников товарооборота не уплачиваются.

2. Использование сделок по строительству или ремонту зданий и прочих основных

фондов (имитация данной деятельности)

Фирма, имеющая намерение неправомерно получить возмещение НДС, заключает договоры с целью создания видимости строительства или ремонта зданий и прочих основных фондов. Оформляются документы, подтверждающие закупку материалов и проведение работ, относящихся к реализации данного проекта. Поставщиками материала, и исполнителями работ, как правило, являются подставные фирмы, не ведущие хозяйственной деятельности и не уплачивающие налогов.

Возможна как имитация строительных работ, так и фактическое их проведение, но с завышением стоимости использованных строительных материалов или расценок по выполненным работам, в стоимость которых входит 18 % НДС. Согласно установленному порядку, суммы НДС, уплаченные при приобретении строительных материалов и производстве строительно-монтажных работ, могут быть возмещены налогоплательщику после принятия объектов строительства на баланс. После принятия объектов строительства на баланс и получения возмещения сами объекты под различными предлогами (ускоренная амортизация, выход из строя и пр.) списываются.

3. Использование сделок по приобретению основных средств или нематериальных

активов

В основе реализации схем данной группы лежит приобретение у фирм-однодневок основных средств (зданий, оборудования, сооружений) или нематериальных активов (права на использование товарного знака или торговой марки), предназначенных для собственных нужд,

в стоимость которых входит 18 % НДС. При этом стоимость приобретаемых активов может быть гораздо выше рыночной, сами активы могут не соответствовать профилю деятельности фирмы, а торговая марка или товарный знак — не использоваться заказчиком. Отдельные наименования оборудования могут приобретаться у дочерних фирм, которым фиктивно его передало в качестве взноса в уставный фонд головное предприятие. Таким образом, оборудование, не покидая помещения, в котором оно установлено, оказывается перепроданным внутри взаимозависимых структур. С момента постановки на баланс указанных активов предприятие получает право требования на возмещение НДС.

4. Имитации неисполнения обязательств контрагентов

В основе механизма возврата НДС при реализации схем этой группы лежит обращение фирмы, намеревающейся получить возмещение, в налоговые органы с заявлением о неисполнении обязательств их коммерческим партнером (третьим лицом), которое выразилось в неоплате товаров, поставленных в его адрес. Вследствие этого фирме полагается возвратить НДС, уплаченный контрагенту при приобретении товара. На самом деле фирма, имевшая намерение получить возмещение, заключила договор с подконтрольной организацией на поставку продукции с входным 18-процентным НДС. При использовании таких схем фирма обязательно применяет учетную политику для целей налогообложения — «по оплате».

Впоследствии подконтрольный контрагент (третье лицо), в адрес которого поставляется продукция, являющийся соучастником преступной схемы, объявляет о своей финансовой несостоятельности и отказывается от оплаты поставки. При этом могут использоваться различные варианты мотивации отказа от оплаты: неудовлетворительное качество товара, возникшие форс-мажорные обстоятельства, банкротство, имитация мошеннических действий и т.д. В итоге создается ситуация, когда за налоговый период налогоплательщик не смог получить от контрагента (третьего лица) уплаченный им ранее входной НДС поставщику, на сумму которого им оформляется возмещение. В дальнейшем, имея корыстную заинтересованность в хищении бюджетных средств, соучастники предпринимают ме-

00 О!

О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

CO

Ol

О CJ

о о о

Q. C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

ры для обналичивания и присвоения незаконно возмещенных сумм.

Следует отметить, что наряду с внешними отличиями во всех перечисленных схемах имеются и общие закономерности:

> использование в качестве контрагентов предприятий, осуществляющих фиктивную финансово-хозяйственную деятельность, — фирм-однодневок и взаимозависимых компаний;

> мнимый характер сделки по приобретению товаров, основных средств или нематериальных активов;

> существенное завышение отпускных цен на каждом этапе перепродажи товаров, выполнения работ, услуг;

> оформление фиктивных документов на выполненные работы, услуги;

> имитация осуществления движения продукции и денежных средств по оплате сделок.

Таким образом, в результате реализации множественных схем и способов неправомерного возмещения НДС по экспортным поставкам и сделкам, совершаемым на внутреннем рынке в России, бюджет страны несет значительные потери,

темпы роста возмещения по налогу существенно превышают темпы роста его поступлений. При реализации своих замыслов преступники все чаще переходят от совершения единичных преступных действий к реализации сложных масштабных схем с использованием операций формально законных, но противоправных по замыслам и результатам. В таких схемах участвуют группы высокопрофессиональных лиц — от организаторов (разработчиков) до конкретных исполнителей, широкое распространение в них получили фирмы-однодневки (как на территории Российской Федерации, так и за рубежом) и офшорные компании. Сложность борьбы с незаконным возмещением налога на добавленную стоимость заключается в том, что порядок проведения финансово-хозяйственных операций, служащих основанием для возмещения налога, определяется несколькими отраслями права: таможенным, налоговым, банковским, международным. Организаторы и участники преступных схем успешно пользуются несовершенством и нестыковками указанного законодательства.

Литература и примечания

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ / Собрание законодательства РФ. 3 августа 1998 г. № 31. Ст. 3823; Российская газета. № 153-154. 12 августа 1998 г.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 7 августа 2000 г. № 32. Ст. 3340; Парламентская газета. № 151-152. 10 августа 2000 г.

3. Отчеты ФНС России о структуре начисления налога на добавленную стоимость за 2004-2010 гг. / Официальный сайт ФНС России www//nalog.ru.

4. Справка ДЭБ МВД России № 15505, 2010.

5. Нестеров ГГ., Терзиди А.В. Налоговый учет и налоговая отчетность. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Эксмо, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Данный показатель не учитывает предупредительно-профилактический эффект (предотвращенный ущерб) в результате деятельности по выявлению и раскрытию налоговых преступлений.

7. Справка ДЭБ МВД России № 15505, 2010.

2 Ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.