ш
2. Пупатенко В. В. Распределение плотности в объемной модели железнодорожного земляного полотна / В. В. Пупатенко, Я. В. Паженцев // Вестник РГУПС. Вып. 1. 2011. С.153-159.
3. Пупатенко В. В. Комплексное обследование насыпей в Якутии / В. В. Пупатенко, Я. В. Паженцев // Путь и путевое хозяйство. 2009. № 9 С.25-26.
4. Bohidar R. N. The GPR refraction method / R. N. Bohidar, . F. Hermanee J // Geophysics. 2002. vol. 67, no. 5, Р.1474-1485.
5. Пузырев Н. Н. Временные поля отраженных волн и метод эффективных параметров / Новосибирск : Наука, 1979.
6. Сейсморазведка : справочник геофизика / под ред. И. И. Гурвича, В. П. Номоконова. М. : Недра, 1981. 464 с.
УДК 005.591.43 Новолодская Галина Ивановна,
д.э.н., профессор, зав. каф. «Мировая экономика и экономическая теория»,
e-mail: [email protected] Левицкая Евгения Александровна, аспирант, кафедры «Мировая экономика и экономическая теория»,
e-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ РИСКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТСОРСИНГА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ
G.I. Novolodskaya, E.A. Levitskaya
THE MAIN RISKS OF OUTSOURCING SERVICES IN THE DEVELOPED COUNTRIES AND THE WAYS OF MANAGEMENT
Аннотация. Рассмотрены основные риски использования аутсорсинга в развитых странах и предложены пути для их минимизации.
Ключевые слова: аутсорсинг, управление, международные тенденции развития, риски использования аутсорсинга, мировая экономика.
Abstract. This article discusses the main risks of outsourcing services in the developed countries and the ways of their minimization.
Keywords: outsourcing, management international economic trends, outsourcing risk, world economy.
Мировая экономика в рамках современной глобализации ведет к постоянному усилению международной конкуренции между товарами/услугами, компаниями, отраслями и странами. Это, в свою очередь, обуславливает стремление основных субъектов международных экономических отношений к повышению уровня своей конкурентоспособности, включая и использование преимуществ международного разделения труда путем применения аутсорсинговых схем ведения бизнеса.
За последние два десятилетия можно выделить следующие тренды в области становления аутсорсинга:
- развитые страны передают на аутсорсинг развивающимся странам в основном второстепенные бизнес-функции [1, с. 45];
- в своей практике используют аутсорсинг порядка 80 % американских, около 60 % европейских и около 30 % российских компаний [2];
- около 85 % действующих на сегодняшний момент мировых аутсорсинговых соглашений пролонгируются [2];
- исторически наиболее распространенным видом бизнес-процессов, передаваемых на аутсорсинг, являются бизнес-процессы в сфере информационных технологий [1, с. 45].
Обозначенные выше тренды, в свою очередь, могут привести к формированию новых тенденций в сфере развития аутсорсинговых отношений:
- планируется стабильный рост аутсорсинга бизнес-процессов и познавательных процессов и знаний - примерно 30 % на период 2010-2015 гг. [2];
- на период 2010-2015 гг. планируется стабильный ежегодный прирост около 35 % аутсорсинга в сфере финансовых услуг и информационных технологий [2];
- прогнозируется, что к 2015 г. на международный аутсорсинг будет переведено около 580 тыс. рабочих мест на общую сумму более 24 млрд долл. [3].
В целом число компаний, прибегающих к услугам международного аутсорсинга, увеличивается с каждым годом. Система «заказчик - исполнитель» основана, как правило, на длительной ис-
иркутским государственный университет путей сообщения
тории взаимоотношений. С ростом числа аутсор-синговых компаний и в условиях усиления конкуренции между ними качество предоставляемых услуг улучшается, а стоимость данных услуг становится более доступной для потребителей.
На современном этапе развития международного аутсорсинга заказчиками услуг в основном выступают компании из развитых стран, а поставщиками - организации из развивающихся стран или стран с переходной экономикой. Однако существует и противоположная схема развития бизнес-отношений в сфере аутсорсинга.
Для определения факторов риска ведения аутсорсинга, а также для установления степени привлекательности развитых и развивающихся стран как потребителей и провайдеров аутсорсинговых услуг проведем PEST- и SWOT-анализ.
Данные табл. 1 позволяют сделать вывод, что развитые страны в качестве провайдера аут-
сорсинга особо интересны крупным транснациональным компаниям, которые могут позволить себе услуги высококвалифицированных специалистов вне зависимости от стоимости труда. В целом благоприятная политическая, экономическая, технологическая и социальная обстановка в развитых странах позволила организациям из этих стран позиционировать себя как надежного поставщика качественных аутсорсинговых услуг и, таким образом, привлекать постоянные заказы и улучшать инвестиционный климат в стране.
В табл. 2 представлены основные положительные и отрицательные стороны заказа услуг аутсорсинга в развитых странах в соответствии с проведенным SWOT-анализом. Можно сделать вывод, что размещение заказа на аутсорсинговые услуги в развитые страны гарантирует качество и своевременное исполнение работ, а также долгосрочную основу контрактов.
Т а б л и ц а 1
РЕ8Т-анализ плюсов и минусов заказа услуг аутсорсинга в развитых странах
а
о н
и а
е
Влияние фактора
способствует развитию аутсорсинга
тормозит развитие аутсорсинга
к с е
В"
л о
Высокий уровень правовой на международном уровне; нацеленность правительства аутсорсинговых отношений в перспективе;
накопление положительной судебной практики по защите целесообразности внедрения аутсорсинга
защищенности
на развитие долгосрочной
Нестабильная политическая ситуация; угроза террористических актов
к с е
В"
о к
<D
Появление новых товаров/услуг; развитие новых рынков;
долгосрочная экономическая и управленческая стратегия развития;
снижение налоговой нагрузки для организаций, которые используют аутсорсинг; низкий уровень безработицы; высокая стабильность национальной валюты
Высокая цена труда; высокие таможенные пошлины; высокие издержки
а о
U
Высококвалифицированная рабочая сила; хороший уровень образования; высокий уровень языковой подготовки
Немногочисленное (по сравнению с развивающимися странами) население; малая емкость рынка рабочей силы
о Ja
ли
ол ки но с
е
в"
Развитая инфраструктура; высокий уровень развития НИОКР; высокое качество предоставляемых услуг
Быстрое моральное устаревание технологий и оборудования
ш
Т а б л и ц а 2
Сильные стороны заказа услуг аутсорсинга Возможности аутсорсинга во внешней среде
Преимущественно долгосрочная основа контрактов; высокий уровень образования персонала; большой опыт в предоставлении услуг аутсорсинга; стабильная бизнес-среда; высокий уровень культуры ведения бизнеса; наличие мировых сертификатов стандартов качества предоставляемых услуг; более мягкий налоговый режим; широкий спектр специализации Отсутствие монополии на данный вид услуг; возможность для фирмы легко войти на рынок аутсорсинга; государственная поддержка аутсорсинга
Слабые стороны заказа услуг аутсорсинга Угрозы внешней среды для использования аутсорсинга
Высокая цена труда; высокие издержки Экономический спад в развитых странах; высокий уровень конкуренции; недобросовестность провайдеров
Таблица составлена Е.А. Левицкой.
Для компаний, предоставляющих данный вид услуг в развитых странах, обязательным условием со стороны государства является постоянное повышение квалификации своих сотрудников, что дает возможность заниматься большей частью дорогостоящим аутсорсингом бизнес-процессов, познавательных процессов и знаний.
При продуманной стратегии новые компании в развитых странах могут легко войти на рынок аутсорсинга и успешно развиваться в условиях постоянной конкуренции за клиента. В случае же низкого качества или нарушения установленных контрактом сроков компания-аутсорсер заносится в «черный список» и теряет свою деловую репутацию. И наоборот, при условии наличия положительной оценки своих услуг компания может занять достойное место в рейтинге лучших поставщиков услуг аутсорсинга.
Однако организациям при обращении к аутсорсингу необходимо учитывать и возможные риски. Отметим среди них риски, наиболее распространенные в практике ведения аутсорсинго-вых отношений в развитых странах:
- возможность возникновения налоговых споров;
- сильная зависимость от поставщика услуг;
- утечка конфиденциальной информации;
- недобросовестность провайдеров;
- низкое качество предоставляемых услуг;
- политические, социальные и другие риски.
Ниже разберем подробнее каждую из потенциальных угроз для поиска способов управления ими, нацеленных на минимизацию отрицательного влияния на развитие аутсорсинга.
Несмотря на длительный период использования аутсорсинговых отношений в развитых странах, данный тип отношений не всегда имеет
легитимный характер. Из-за отсутствия юридически закрепленных международных норм и правил регулирования аутсорсинга часто возникают налоговые споры. Например, если компания из развитой страны передает некоторые бизнес-процессы в другие страны, возникает вопрос: в бюджет какой страны должны идти налоги? Развитые страны боятся передавать свои бизнес-процессы на аутсорсинг в Россию, так как в нашей стране не разработана нормативно-правовая и законодательная база, которая бы защищала интересы аутсорсеров в случае возникновения налоговых споров.
В 2010 году в отношении известного итальянского бренда модной одежды и аксессуаров «D&G» было заведено дело о налоговой задолженности итальянскому правительству в размере млрд долл. Данная компания передала бизнес-процессы на аутсорсинг в фирмы из стран Восточной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, которые уплатили налоговые отчисления своему государству, а не в налоговую инспекцию Италии [1].
Следующим потенциальным риском использования аутсорсинговых отношений является зависимость компании-заказчика от провайдера услуг. Рассмотрим неудачный пример партнерских отношений между финской компанией Nokia и шведско-японской компанией Sony Ericsson. Nokia передала на аутсорсинг Sony Ericsson функцию разработки и производства операционной системы simbian для мобильных телефонов. В 2009 году Sony Ericsson отказалась от обязательств по договору аутсорсинга, перейдя на производство операционных систем по новой технологии android. Это поставило компанию Nokia в затруднительное положение, так как у компании нет соб-
иркутским государственный университет путей сообщения
ственной технологической базы для производства simbian [2].
Одним из существенных недостатков аутсорсинговых отношений является утечка конфиденциальной информации. В эпоху развития технологий и жесткой конкуренции за потребителей очень важно идти «в ногу со временем». Если компания использует самые новые технологии и разработки, у нее больше шансов получить конкурентное преимущество. На наш взгляд, передавая какую-либо функцию на аутсорсинг, необходимо учитывать, что существует риск утечки информации, которая может быть использована конкурентами. Такая ситуация часто складывается, когда компании из развитых стран передают технологии на аутсорсинг в страны Юго-Восточной Азии (в основном в Таиланд и Китай). В таком случае существует риск не только утечки информации, но и появления контрафактной продукции под их торговыми марками.
Необходимо выделить в качестве потенциального риска и зависимость компании-заказчика от политической и экономической ситуации в стране провайдера. В странах с неустойчивой политической или экономической ситуацией велика вероятность возникновения форс-мажорных ситуаций, из-за которых выполнение условий контракта может быть приостановлено либо, в худшем случае, контракт может быть расторгнут.
Недобросовестность провайдеров - это одна из причин отказа от отношений на базе аутсорсинга. В развитых странах провайдеры находятся в состоянии конкуренции за каждого клиента. Это, соответственно, улучшает качество услуг и деловой имидж компаний. Но при переносе некоторых бизнес-функций в развивающиеся страны можно столкнуться с некачественным выполнением условий договора. В рамках практики международного аутсорсинга можно решить данную проблему, используя данные из The Black Book of Outsourcing («Черная книга аутсорсинга»). Это электронное издание, в котором ежегодно публикуется рейтинг
самых опасных стран для ведения аутсорсинговых отношений и список недобросовестных компаний-провайдеров.
Рассматривая вопрос о социальных рисках, необходимо отметить следующее: компании из развитых стран стараются отдать на аутсорсинг почти все второстепенные функции, оставив себе только те, которые считают основными.
Например, американская компания Nike, отдав на аутсорсинг пошив, разработку и распространение спортивной одежды, оставила за собой только право на бренд. Тем самым компания, не занимаясь производством, получает максимальную прибыль при минимальных затратах. Из-за массового распространения информации о передаче на аутсорсинг функции пошива одежды со стороны потребителей возникло недоверие к данному бренду, что повлекло за собой снижение объемов продаж и усиление конкурентных преимуществ таких мировых лидеров по производству одежды для спорта и отдыха, как Adidas и Columbia Sportswear.
Аутсорсинг не всегда приносит положительный экономический эффект. Многие западные компании отказываются от аутсорсинга некоторых бизнес-процессов. Так, итальянские, немецкие и французские компании при производстве мебели отдают на аутсорсинг производство и дизайн некоторых комплектующих, оставив себе только функцию по сборке. Но передача производства некоторых деталей обходится дороже, чем собственное производство. Компании вынуждены использовать аутсорсинг, так как основные функции требуют максимального сосредоточения.
На наш взгляд, вопрос: «Делать самому или отдавать на аутсорсинг?» - компания должна решать на основе анализа потенциальных минусов (рисков) использования аутсорсинговых отношений и после поиска возможностей для их избегания или управления, нацеленного на минимизацию их негативного воздействия. В табл. 3 рас-
Т а б л и ц а 3
Риски (минусы) Пути управления рисками
Налоговые споры Разработка международной нормативно-правовой и законодательной базы по аутсорсингу
Зависимость от поставщика услуг Концентрация на основном виде деятельности; проработка условий контракта; страхование рисков
Утечка конфиденциальной информации Страхование рисков; проработка условий контракта
Недобросовестность провайдеров Использование данных The Black Book of Outsourcing; страхование рисков; проработка условий контракта
Низкое качество предоставляемых услуг Заключение договоров на долгосрочной основе; страхование рисков; проработка условий контракта
Политические, социальные и другие риски Анализ деловой привлекательности страны-провайдера; страхование рисков
Таблица составлена Е.А. Левицкой.
ш
смотрим основные проблемы, возникающие при использовании аутсорсинга для компаний из развитых стран, и потенциальные пути их решения.
Из данных таблицы можно сделать вывод, что существуют такие пути управления рисков при использовании аутсорсинговых отношений, как: заключение договоров на долгосрочной основе, страхование возможных форс-мажорных ситуаций и др., нацеленные на минимизацию их негативного влияния.
В глобальном контексте негативным влиянием использования аутсорсинговых отношений может стать «торможение» развития экономики страны в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Мезинова И. А. Международный аутсорсинг и его роль в повышении конкурентоспособности российских компаний в мирохозяйственной среде : монография / И. А. Мезинова, Е. П. Пу-
закова. Ростов-н/Д : Изд-во Рост. гос. экон. унт, 2010. 214 с.
2. Англоязычный портал аналитической информации в области аутсорсинговых отношений // URL : http://informationweek.com/story/ showAr-ticle.jhtml?articleID=20900333. (дата обращения 15.02.2012).
3. Англоязычный портал исследований в области международного бизнеса. URL : http: //www. industryanalystsreporter.com/T2/Analy st_Research/ResearchAnnouncementsDetails.asp? Newsid=3080. (дата обращения 14.02.2012).
4. Топ-50 наиболее перспективных городов мира в сфере предоставления качественных аутсор-синговых услуг = Global Services Research Report: Top 50 emerging global outsourcing cities. URL : http://www. globalservicesmedia.com. (дата обращения 15.01.2012).
5. Brown D. The Black Book of Outsoursing / D. Brown, S. Wilson. New-York : John Wiley&Sons Inc. 2007. 366 p.
УДК 332.14 (57) Бубнов Вячеслав Анатольевич,
к. э. н., доцент, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет и налогообложение», ИрГУПС,
тел.: 89021777259, e-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
V.A. Bubnov
METHODS OF DETERMINATION OF ECONOMIC ATTRACTIVENESS FEDERAL DISTRICTS OF RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В статье проведен анализ существующей региональной экономической политики в Российской Федерации и выявлены ее недостатки: отсутствие единой политики, различия в общих подходах, невыполнение принятых программ развития, отсутствие финансово-экономической базы для реализации проектов развития. В результате исследования выявлена необходимость ввести понятие «экономическая привлекательность федерального округа» и осуществить ее расчет. Предложены этапы определения экономической привлекательности по следующим направлениям: демографические и трудовые индикаторы, социальные индикаторы, экономические индикаторы, уровень жизни населения, индикаторы инфраструктур, финансовые. Рассчитана экономическая привлекательность за
период 1990-2009 гг., на основе чего сделаны выводы и рекомендации.
Ключевые слова: экономическая привлекательность федерального округа, индикаторы развития, методика, социально-экономическое развитие.
Abstract. In the article, the analysis of existent regional economic policy in Russian Federation is conducted and its defects are educed: absence of single policy, distinctions in general approaches, nonfulfillment of the accepted programs of development, absence of financial and economic base for projects of development realization. As a result of research, a necessity to introduce a concept of economic attractiveness of federal district and to carry out its calculation is educed. The stages of determination of economic attractiveness are offered in the following directions: demographic and labour indicators, social