Научная статья на тему 'Основные реабилитационные мероприятия, улучшающие качество жизни пациентов, перенесших хирургические операции в зубочелюстной системе'

Основные реабилитационные мероприятия, улучшающие качество жизни пациентов, перенесших хирургические операции в зубочелюстной системе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1935
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЯ / АДАПТАЦИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В СТОМАТОЛОГИИ / DENTISTRY / ADAPTATION / QUALITY OF LIFE / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL REHABILITATION / PSYCHOLOGICAL CARE IN DENTISTRY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Харитонов Дмитрий Юрьевич, Митин Николай Евгеньевич, Царькова Татьяна Валерьевна, Гришин Максим Игоревич

В представленном обзоре литературы рассматривается вопрос социально-психологической реабилитации стоматологических больных в постоперационный период. Социально-психологическая реабилитация стоматологических больных обязательный и важный этап единого комплексного лечения пациентов, перенесших операции по поводу несращений в зубочелюстной области. Реабилитационный курс состоит из множества терапевтических и социально-психологических воздействий, которые направлены на восстановление оптимального уровня жизнедеятельности больного. Статья основана на клинических исследованиях представляет ценность как источник основной информации по существующим видам и способам психологической реабилитации после операций в зубочелюстной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Харитонов Дмитрий Юрьевич, Митин Николай Евгеньевич, Царькова Татьяна Валерьевна, Гришин Максим Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key rehabilitation measures, improves quality of life of patients undergoing surgery in a dental system

In the present review of the literature discusses the socio-psychological rehabilitation of dental patients in the postoperative period. Socio-psychological rehabilitation of dental patients a mandatory and important stage of complex treatment of a single patient who underwent surgery for nonunion in the dentition area. Rehabilitation course consists of a variety of therapeutic and psycho-social impacts, which are aimed at restoring the optimal level of life of the patient. The article is based on clinical studies is valuable as a source of basic information on existing forms and methods of psychological rehabilitation after operations in the dentition.

Текст научной работы на тему «Основные реабилитационные мероприятия, улучшающие качество жизни пациентов, перенесших хирургические операции в зубочелюстной системе»

УДК: 616.315+616.317]-007.254-089

ОСНОВНЫЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, УЛУЧШАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПАЦИЕНТОВ, ПЕРЕНЕСШИХ ХИРУРГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ В ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЕ

Д.Ю. Харитонов1, Н.Е. Митин2, Т.В. Царькова2, М.И. Гришин2

1 Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко Воронеж, Россия

2Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова Рязань, Россия

Аннотация. В представленном обзоре литературы рассматривается вопрос социально-психологической реабилитации стоматологических больных в постоперационный период. Социально-психологическая реабилитация стоматологических больных — обязательный и важный этап единого комплексного лечения пациентов, перенесших операции по поводу несращений в зубочелюстной области. Реабилитационный курс состоит из множества терапевтических и социально-психологических воздействий, которые направлены на восстановление оптимального уровня жизнедеятельности больного. Статья основана на клинических исследованиях представляет ценность как источник основной информации по существующим видам и способам психологической реабилитации после операций в зубочелюстной системе.

Ключевые слова: стоматология, адаптация, качество жизни, социально-психологическая реабилитация, психологическая помощь в стоматологии.

Большое количество пациентов после проведенного лечения могут испытывать проблемы с адаптацией в социальной среде, а так же нуждаются в улучшении качества жизни. Реабилитация (от лат. ге вновь + habilis приспособленный) — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер, целью которых является достижение полного восстановления функций, нарушенных вследствие заболевания или травмы, достижение эффективной коррекции психологического статуса и социальной адаптации больного в обществе [1]. В зависимости от области применения существуют различные виды реабилитации: физическая, экологическая, военная, рекреационная, кардиологическая, неврологическая и другие.

Комплекс хирургических мероприятий в стоматологии многообразен и обширен. Существуют следующие виды стоматологических операций в зубочелюстной системе: реконструктивные и пла-

стические операции на челюстях, лечение опухолей полости рта, операции на тканях пародонта, имплантация, зубосохраняющие процедуры, лечение воспалительных процессов (периодонтит, периостит, остеомиелит, гайморит, абсцессы, флегмоны), удаление зубов (частичное или полное удаление), подготовка полости рта к последующему протезированию. Основными принципами работы врача в реабилитации пациента после вмешательств являются: раннее начало, комплексность, преемственность, индивидуальность, поэтапность и социальная направленность.

Сегодня реабилитация является одной из самых быстро развивающихся областей медицины. В стоматологии выделяют следующие этапы реабилитации: этап восстановления медицинского статуса, включающий в себя восстановление утраченных функций (например, протезирование), физиотерапию, физкультуру и дополнительные медицинские вмешательства; восстановление пси-

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

хологического статуса с целью сформировать культурно-продуктивную личность, обладающую чувством перспективы, действующую осознанно, способную анализировать ситуацию с различных точек зрения; восстановление прав в обществе и социального положения, направленное на реадаптацию пациента в социальной среде, обучение навыкам персонального ухода, занятия различными видами искусства, развитие творческой активности, профессиональная реабилитация [2].

В стоматологии, как и в других областях медицины, способы социально-психологической реабилитации наиболее действенны при тесном взаимодействии врача и пациента. Психологическая реабилитация должна применять методы психотерапии, психофизиологии, психогигиены, аутогенной тренировки, социальной педагогики. Нередко социально-психологическая реабилитация включает в себя помощь клинических психологов или психотерапевтов. Совместно с ними используются следующие виды психотерапии, позволяющие воздействовать на психику больного и на весь организм: психоанализ Зигмунда Фрейда — метод лечения психических расстройств путем выяснения взаимодействия сознательных и бессознательных элементов психики и переведения вытесненных чувств и конфликтов в сознание; игровая психотерапия направлена на облегчение эмоционального напряжения у юных пациентов с помощью разнообразных игровых материалов; гипносугге-стия — лечебный метод, при котором используются различные техники гипноза; воздействие словом (потенциирование) — важную роль играет умение врача убеждать и настраивать на позитивное решение проблемы; обучение приемам и формулам самовнушения (аутогенные тренировки), ежедневное убеждение пациентом самого себя с помощью жизнеутверждающих фраз (например: «Я преодолею!»; музыкотерапия, цветотерапия, чтение книг, артте-рапия, увеличение двигательной активности — доказано, что все эти методы очень благоприятны для пациента; дельфинотерапия, канистерапия и иппотерапия являются эффективными методами психологии общения, применяются для лечения детей с нарушением социализации и другими психологическими проблемами; трудотерапия основана на отвлекающем действии трудового процесса; курортотерапия — метод, позволяющий объединить в себе комплекс реабилитационных мероприятий [3]. Очень хорошо, если на базе стоматологической поликлиники будут существовать специализированные кабинеты для проведения психологического консультирования.

Операция удаление зуба очень распространена в стоматологической хирургической практике. Возможные послеоперационные осложнения являются схожими как при удалении зуба, так и при зубосохраняющих и пародонтологических операциях. Во-первых, дефект зубного ряда на месте отсутствующего зуба (особенно передней группы зубов) является функциональным и эстетическим нарушением, которое может отразиться на психологическом состоянии пациента. Во-вторых, сложное удаление третьих моляров, ретенированных и дистопированных зубов, пародонтологические и зубосохраняющие операции сочетаются с повышенным травматизмом в процессе проведения манипуляции. В-третьих, некорректное обращение с пациентом в течении стоматологического приема может сформировать у него отрицательное отношение к последующему лечению. Стоматофо-бия — психологическое нарушение, приобретенное в следствии негативного опыта посещения стоматолога [4]. Беседа перед проведением операции — главный фактор успешного предупреждения возможных проблем. Прежде всего, необходимо внимательно выслушать пациента, внушить оптимизм, уверенность в излечении заболевания, избежав необоснованных обещаний [5]. Важно расположить пациента к себе, максимально подробно рассказать о том, с чем он столкнется, дать предварительные рекомендации. Проблема возникновения дефекта в зубном ряду решается на консультации у врача-стоматолога ортопеда. Сложные удаления, операции по обеспечению доступа к ретенированным зубам, пародонтоло-гические операции могут привести к гематомам, отекам, нарушению открывания рта, парестезиям и неприятному запаху из полости рта.

В детском возрасте у пациентов с врожденными наследственными пороками развития че-люстно-лицевой области хейлопластика и уранопластика являются необходимыми хирургическими операциями, требующими проведения социально-психологической реабилитации. Создаются благоприятные условия для психофизиологического и интеллектуального развития детей, восстановления в ранние сроки голоса и речи ребенка, что дает возможность ребенку обучаться с 1 класса вместе со здоровыми сверстниками и успешно преодолеть барьер социализации [6; 7]. На заключительном этапе лечения расщелин проводятся общеукрепляющая терапия, закрепление результатов восстановления речевой функции, дыхания, жевания, глотания, устранение парафункций мимический мышц, коррегирующие хирургические

—--

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

Харитонов Д.Ю. и др. Основные реабилитационные мероприятия, улучшающие качество жизни...

—--—

мероприятия, а основными методами психологического воздействия являются развивающие игры [5]. Пациенты с врожденными пороками развития че-люстно-лицевой области с раннего детства нуждаются в регулярной помощи врача-реабилитолога и психолога для реализации целого комплекса адаптивных мероприятий [2].

Реабилитационные мероприятия после орто-гнатической хирургии во многом схожи с реабилитацией в эстетической пластической хирургии. Но отличительной особенностью является речевая реабилитация, связанная с ношением ортодонтиче-ской аппаратуры [4]. Для предотвращения депрессии у больного нужно объяснить, что боль и неудобства — это временно, а так же использовать классические методы борьбы с депрессией: общение с близкими людьми, пешие прогулки, разнообразные водные процедуры, занятия спортом, йогой и медитацией, ароматерапия, прослушивание кассет с записями для релаксации, вязание или другое хобби, описание на бумаге своих страхов, аутотренинги, рассуждения на тему перспектив выздоровления и изменения качества жизни [5].

На сегодняшний день не уменьшается количество больных, нуждающихся в устранении дефектов челюстей от огнестрельного ранения, вмешательств по поводу новообразований [8]. Работа с психологом начинается с первого дня в стационаре и продолжается до полного восстановления положения индивидуума в обществе, сопровождая как лечебный, так и реабилитационный период. Травма, как и онкологическое заболевание — это сильнейший стресс, он изменяет все жизненно важные процессы в организме, блокирует многие потребности личности, приводит к изменениям в психической адаптации и психологического статуса пострадавшего [9; 10]. Резкая перемена жизненного стиля, нарушение личных и профессиональных планов, отрыв от привычного окружения создают дополнительную стрессовую ситуацию и формируют предпосылки для вторичных психогенных реакций. Исследования, проводимые в этом направлении в клиниках СамГМУ с 1998 г., помогли разработать поэтапную программу психологической работы с такими больными [11]. Применение методов малой психотерапии улучшает психоэмоциональное состояние больных. Оценка эстетических результатов является актуальной проблемой в стоматологическом лечение, так как из-за нарушений коммуникативной и социальной функций, связанных с эстетическим восприятием собственного лица, пациенты во многих случаях

ощущают психологическую напряженность и дискомфорт [12].

Одной из причин осложнений в стоматологии, вызванных психологическими проблемами, являются парафункции. В практике врача-стоматолога часто встречаются в виде бруксизма и «вредных привычек» и требуют коррекции у психотерапевта. Своевременное устранение «вредных привычек» способствует лучшему взаимодействию в социальной сфере. Имеются сведения, что 30—40% больных при назначении им плацебо отмечают положительный результат лечения.

Сроки реабилитации определяются лечащим врачом, но решающее мнение остается за реабили-тологом, который оценивает психологическое состояние пациента и допустимость возобновления больным трудовой деятельности. При конструктивном проведении социально-психологической реабилитации выявляется посттравматический рост у личности, как положительное последствие психологической травмы.

Заключение. Социально-психологическая реабилитация стоматологических больных — обязательный и важный этап единого комплексного лечения пациентов. Реабилитационный курс состоит из множества терапевтических и социально -психологических воздействий, которые направлены на восстановление оптимального уровня жизнедеятельности больного. Стоит отметить, что при всем многообразии методик, тема является недостаточно изученной и требует более тщательного внимания со стороны практикующих специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Епифанов В.А. Медицинская реабилитация. Руководство для врачей. М.: МЕДпресс-информ, 2005.

2. Старобина Е.М., Шведовченко И.В. О реализации комплексного подхода к реабилитации в травматологии и ортопедии. Тезисы докладов конференции ФГУ «СПбНЦЭР им. Альбрехта Росздрава». СПб., 2005.

3. Харитонов Д.Ю., Митин Н.Е., Царькова Т.В. Социально-психологическая реабилитация пациентов после хирургических операции при несращениях губы, неба или сочетанных несращениях (обзор литературы) // Наука молодых — Eruditio Juvenium. 2015. № 4. С. 134—138.

4. Морозов П.Ю. Реабилитация и еt основные направления. М.: Медицинский колледж РАМН, 2000.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: МЕДпресс-информ, 1989.

6. Вадачкория З.О. Основные аспекты медицинской реабилитации детей с врожденной расщелиной неба: автореф. дис. ... д-ра мед.наук. Тбилиси, 1996.

7. Симановская Е.Ю., Шарова Т.В. Профилактика вторичных деформаций челюстно-лицевой области

—--

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

у детей с врожденной расщелиной губы и неба. М.: МЕДпресс-информ, 1986.

8. Арутюнов А. С., Кицул И. С., Лебеденко И.Ю. Комплексный подход к реабилитации пациентов с че-люстно-лицевыми дефектами // Стоматолог. 2008. № 8. С. 2—4.

9. Котельников Г.П., Кондурцев В.А., Чесноко-ва И.Г. Новая концепция травматической болезни // International Journal on Immunorehabilitation. 1998. № 8. С. 99.

10. Митин Н.Е., Курякина Н.В. Анализ психологической адаптации больных к съемным зубным протезам // Стоматология. 1998. Т. 77. № 6. С. 62—64.

11. Котельников Г.П., Арбатов С.В., Сухобрус Е.А. Психологическое сопровождение как способ оптимизации лечебного процесса больных травматологического профиля. Тезисы докладов конференции СамГМУ. 2008. С. 60—68.

12. Современные критерии оценки эстетического результата стоматологического лечения (обзор литературы) / Н.Е. Митин, В.Э. Тихонов, Т.А. Васильева, М.И. Гришин // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2015. Т. 9. № 2. С. 37.

KEY REHABILITATION MEASURES, IMPROVES QUALITY OF LIFE OF PATIENTS UNDERGOING SURGERY IN A DENTAL SYSTEM

D.Yu. Haritonov1, N.E. Mitin2, T.V. Tsarkova2, M.I. Grishin2

1 Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko Voronezh, Russia

2Ryazan State Medical University named after acad. I.P. Pavlov Ryazan, Russia

Annotation. In the present review of the literature discusses the socio-psychological rehabilitation of dental patients in the postoperative period. Socio-psychological rehabilitation of dental patients — a mandatory and important stage of complex treatment of a single patient who underwent surgery for nonunion in the dentition area. Rehabilitation course consists of a variety of therapeutic and psycho-social impacts, which are aimed at restoring the optimal level of life of the patient. The article is based on clinical studies is valuable as a source of basic information on existing forms and methods of psychological rehabilitation after operations in the dentition.

Key words: dentistry, adaptation, quality of life, social and psychological rehabilitation, psychological care in dentistry.

REFERENCES

1. Epifanov V.A. Medical rehabilitation. Guidelines for doctors. Moscow, MEDpress-Inform, 2005 (in Russian)

2. Starobina E.M., Shvedovchenko I.V. O realizatsii kompleksnogo podkhoda k reabilitatsii v travmatologii i or-topedii. Tezisy dokladov konferentsii FGU «SPbNTsER im. Al'brekhta Roszdrava». St.Petersburg, 2005 (in Russian)

3. Kharitonov D.Yu., Mitin N.E., Tsar'kova T.V. Sotsial'no-psikhologicheskaya reabilitatsiya patsientov posle khirurgicheskikh operatsii pri nesrashcheniyakh guby, neba ili sochetannykh nesrashcheniyakh (obzor literatury). Nauka molodykh — Eruditio Juvenium, 2015, no. 4, pp. 134—138 (in Russian)

4. Morozov P.Yu. Reabilitatsiya i ee osnovnye na-pravleniya. Moscow, Medical College of Medical Sciences, 2000 (in Russian)

5. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii. Moscow, MEDpress-Inform, 1989 (in Russian)

6. Vadachkoriya Z.O. Key aspects of medical rehabilitation with congenital cleft palate children. Tbilisi, 1996.

7. Simanovskaya E.Yu., Sharova T.V. Profilaktika vtorichnykh deformatsii chelyustno-litsevoi oblasti u detei

s vrozhdennoi rasshchelinoi guby i neba. Moscow, MEDpress-Inform, 1986. (in Russian)

8. Arutyunov A.S., Kitsul I.S., Lebedenko I.Yu. Kom-pleksnyi podkhod k reabilitatsii patsientov s chelyustno-litsevymi defektami. Stomatolog, 2008, no. 8, р. 2—4 (in Russian)

9. Kotel'nikov G.P., Kondurtsev V.A., Chesnokova I.G. Novaya kontseptsiya travmaticheskoi bolezni. International Journal on Immunorehabilitation, 1998, no. 8, р. 99 (in Russian)

10. Mitin N.E., Kuryakina N.V. Analiz psikhologi-cheskoi adaptatsii bol'nykh k s"emnym zubnym protezam. Stomatologiya, 1998, vol. 77, no. 6, рp. 62—64 (in Russian)

11. Kotel'nikov G.P., Arbatov S.V., Sukhobrus E.A. Psikhologicheskoe soprovozhdenie kak sposob optimizatsii lechebnogo protsessa bol'nykh travmatologicheskogo pro-filya. Tezisy dokladov konferentsii SamGMU, 2008, р. 60— 68 (in Russian)

12 Mitin N.E., Tikhonov V.E., Vasil'eva T.A., Grishin M.I. Sovremennye kriterii otsenki esteticheskogo rezul'-tata stomatologicheskogo lecheniya (obzor literatury). Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologii. Elektronnoe iz-danie, 2015, vol. 9, no. 2, р. 37 (in Russian).

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.