Научная статья на тему 'Генограмма как проективная техника в диагностике пациентов ортодонтического и ортопедического профиля'

Генограмма как проективная техника в диагностике пациентов ортодонтического и ортопедического профиля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
490
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЯ / ОРТОДОНТИЯ / ГЕНОГРАММА / СТОМАТОФОБИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В СТОМАТОЛОГИИ / DENTISTRY / ORTHODONTICS / GENOGRAM / STOMATOFOBIYA / PSYCHOLOGICAL CARE IN DENTISTRY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митин Николай Евгеньевич, Тихонов Владимир Эммануилович, Царькова Татьяна Валерьевна, Мишин Дмитрий Николаевич, Гришин Максим Игоревич

Каждый человек происходит из семьи, создавая в будущем свою собственную ячейку общества. Зачастую, множество ортодонтических показателей имеют наследуемую природу. Строение слизистой оболочки полости рта и пародонта, размер и форма зубов, структура эмали, размер и соотношение челюстей являются признаками, зависимыми от генома человека. Все генетические несоответствия в челюстно-лицевой области напрямую приводят к дальнейшим нарушениям ортодонтического здоровья. Кроме основных этиологических факторов развития заболеваний, связанных с наследственностью в строении, существуют причины психологического характера. Хоть они и косвенно касаются «семейного дерева», их значение в формировании патологий огромна. К показателям, стоящим внимания в практике врача ортодонта относятся состав семьи и взаимоотношения в ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Митин Николай Евгеньевич, Тихонов Владимир Эммануилович, Царькова Татьяна Валерьевна, Мишин Дмитрий Николаевич, Гришин Максим Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genogram as projective technology in diagnosis of patients orthopedic

Everyone comes from a family in the future, creating its own unit of society. Often, a lot of orthodontic indices have inherited nature. The structure of the oral mucosa and periodontal size and shape of the tooth enamel structure, size and the ratio of the jaws are features dependent on the human genome. All genetic inconsistencies in the maxillofacial region directly lead to further violations of orthodontic health. Besides the main etiological factors in the development of diseases associated with heredity in the structure, there are reasons of a psychological nature. Although they are indirectly related to the “family tree”, and their importance in the formation of huge pathologies. The indicators worthy of attention in the practice of the doctor orthodontist are part of the family and the relationships within it.

Текст научной работы на тему «Генограмма как проективная техника в диагностике пациентов ортодонтического и ортопедического профиля»

УДК 617-7

ГЕНОГРАММА КАК ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА В ДИАГНОСТИКЕ ПАЦИЕНТОВ ОРТОДОНТИЧЕСКОГО И ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Н.Е. Митин, В.Э. Тихонов, Т.В. Царькова, Д.Н. Мишин, М.И. Гришин

ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова» Минздрава России г. Рязань, Россия

Аннотация. Каждый человек происходит из семьи, создавая в будущем свою собственную ячейку общества. Зачастую, множество ортодонтических показателей имеют наследуемую природу. Строение слизистой оболочки полости рта и пародонта, размер и форма зубов, структура эмали, размер и соотношение челюстей являются признаками, зависимыми от генома человека. Все генетические несоответствия в челюстно-лицевой области напрямую приводят к дальнейшим нарушениям ортодонтического здоровья. Кроме основных этиологических факторов развития заболеваний, связанных с наследственностью в строении, существуют причины психологического характера. Хоть они и косвенно касаются «семейного дерева», их значение в формировании патологий огромна. К показателям, стоящим внимания в практике врача — ортодонта относятся состав семьи и взаимоотношения в ней.

Ключевые слова: стоматология, ортодонтия, генограмма, стоматофобия, психологическая помощь в стоматологии.

Генограмма — метод схематичного отображения структуры семьи человека, с целью выявления данных о его физическом и эмоциональном наследии. Этот метод универсален, не имеет ни расовых, ни культурных, ни гендерных ограничений. В практике врача-ортодонта большим плюсом данного метода являются экономия времени (так как при составлении анамнеза жизни и анамнеза заболевания необходимо обширно расспросить пациента о составе семьи, кризисных периодах и т.д.) и возможность не задавать «острых» вопросов, предоставляя пациенту возможность самостоятельно отобразить ситуацию в его семье в качестве схемы [1]. С помощью генограммы возможно проследить связь в возникновении патологий в зубоче-люстной системе, связанных с вредными привычками психосоматического характера, так как они являются результатом пережитого кризисного пе-

риода. В современной стоматологии возрастают требования к качеству ортопедических конструкций [2]. Эта методика является отличным способом получения данных о психическом и физическом здоровье пациента. Он, иногда и неосознанно, обнаруживает, что тот или иной признак передается в семье из поколения в поколение (например, ме-зиальная окклюзия). Такие результаты в полеченной генограмме могут быть приняты доктором как еще один фактор, говорящий о том, что аномалия скелетная, имеющая генетическую природу. Особенно информативным может быть применение данного метода у пациентов с аномалиями челюстных костей, а именно при врожденных расщелинах губы, альвеолярного отростка и неба, при челюст-но-лицевых дизостозах (например, синдром Голь-денхара), черепно-челюстно-лицевых дизостозах (например, синдром Крузона). Стоит отметить, что

—--—

~ 5 ~

—--—

многие синдромы, как например синдром Ван-дер-Вуда, имеют высокий уровень риска возникновения и усложнения патологии в последующем поколении. Ребенок наследует от родителей особенности строения зубочелюстной системы, при наследовании противоречащих друг другу параметрах также возникают зубочелюстные аномалии (например, тремы при микродентии и макрогнатии у одного пациента) [3].

Материалы и методы. Методика проведения проективной генограммы описана множеством авторов, но мы считаем наиболее близкой к стоматологическому профилю и удобной в применении методику Ф. Каслоу, но с рядом наших корректировок и дополнений [1]. Предложение пройти тестирование всегда должно быть сказано в мягкой и дипломатичной форме, так как мы вторгаемся в очень личное пространство человека. Первое, что стоит попросить у пациента или родителя пациента — нарисуйте вашу семью. Совершенно не обязательно использовать общепринятые символы для обозначения, можно рисовать любые фигуры, это позволит дополнительно охарактеризовать пациента. Также необходимо указать межличностные связи внутри семьи, провести линии между фигурами — членами семьи, обозначить конфликтные, отчужденные, очень тесные отношения. Особого внимания стоят разводы, смерти и рождения [4]. Наиболее информативной является генограмма, построенная до прабабушек и прадедушек. Дополнительно можно попросить указать об имеющихся нарушениях в зубочелюстной системе у родственников, например о диастеме, крупной нижней челюсти, форме зубов, нарушениях в строении тканей зуба, наличие серьезных наследственных заболеваний в роду, употребление родственниками наркотических веществ, врожденное отсутствие зубов, работа на вредных производствах и т.д. [5]. Однако не стоит перегружать схему излишней информацией, она должна быть минимальной и включать только важные семейные проблемы и изменения. Пациенты после данных операций испытывают трудности, связанные с неполным выполнением языком своих функций [6]. На проведение сеанса в среднем отводится 5 минут, далее результаты расшифровываются доктором. При всей эффективности метода, у некоторых

пациентов он может вызывать сопротивление. Вероятнее всего, существует личная серьезная причина для этого, поэтому принуждать к выполнению тестирования не стоит.

Результаты и обсуждение. В первую очередь стоит отметить, кого пациент нарисовал первым. Обычно, те, кто начинает построение схемы с самого себя, крайне увлечены собой, либо находятся в состоянии повышенной тревожности в связи со стрессом на стоматологическом приеме или с сильным беспокойством по поводу экзамена, проблем на работе, во взаимоотношениях с близкими и т.д. Первый человек, нарисованный в гемограмме вызывает максимальную озабоченность у тестируемого. Отношение к нему может быть, как и негативное, так и позитивное. Для родителей центральной фигурой может оказаться ребенок, что говорит о повышенной концентрации внимания на нем, излишней опеке и тревожности за состояние его здоровья. Причиной помещения ребенка в центральную часть генограммы может быть сублимация родителем стрессовых ситуаций в супружеской жизни, возможно тяжело переживаемый развод, который также отражается на психологическом состоянии самого ребенка [7]. Дальнейшая работа с родителями, поместившими ребенка в центр схемы, требует внимательного отношения со стороны специалиста. Родителям из этой группы свойственно сильно преувеличивать жалобы и сложности. Для них характерно фанатично выполнять предписания доктора или, наоборот, резко прерывать лечение. В непредвиденных обстоятельствах они теряют контроль за ситуацией, склонны к конфликтам и зачастую испытывают панику. Существует предрасположенность к излишнему давлению и на ребенка, и на доктора. При взаимодействии с такими родителями важно максимально четко и кратко составить план лечения, тщательно проверить медицинскую документацию и быть в личной доступности. Необходимо проинформировать, как поступать в экстренных ситуациях, например поломка или потеря аппарата. По возможности, вести прием максимально внимательно и размеренно. Из положительных качеств можно выделить высокую заинтересованность в результатах лечения, дисциплинированность и исполнительность. Основные минусы — низкая стрессоустой-

—--—-

~ 6 ~

Since 1999 ISSN 2226-7425

Митин Н.Е. и др. Генограмма как проективная техника в диагностике пациентов ортодонтического...

—--—

чивость, склонность усложнять ситуацию и конфликтность. Эстетические стоматологические дефекты рта стесняют, открыто улыбаться, люди стараются говорить, слегка приоткрывая губы, многим из них кажется, что окружающие тщательным образом высматривают их дефекты [8]. В расшифровке схемы каждая деталь имеет значение: длина линий, связывающих фигуры, размер самих фигур по отношению друг к другу, четкость линий и сила нажатия карандашом и т.д. Если при составлении генограммы человек пропускает бывшего супруга, с которым у него есть общие дети, то теряется половина биологического наследия, что намного снижает информативность теста и сигнализирует о глубоких проблемах внутри семьи. Дети в таких семьях часто чувствуют дисбаланс, отверженность, обвинения, злобу, разочарование. Боль от развода родителей преобразуется в навязчивые движения и действия, самыми частыми являются сосание пальца, сосание языка, обгрызание ногтей, ручек, карандашей, прикусывание губы и языка, облизывание губ. Нарушения речепроизношения, заикание, тики также являются следствием нервного перенапряжения. Конфликты родителей, тем более при ребенке — благодатная почва для появления неврозов. У малыша возникает чувство вины за происходящее в семье. Кроме того, дети обладают гораздо большей, нежели взрослые, способностью «заражаться» эмоциями, и переживают их намного острее. И для разрядки «на помощь» приходят вредные привычки. Такой же механизм возникновения вредных привычек наблюдается при смерти близкого родственника, при вступлении ребенка в «кризисный период» — поступление в детский сад, школу. Кризисный период 6—7 лет, как и любой кризис — это сложный период в жизни человека и его семьи. Что касается переломного этапа в 7 лет, то он усиливается ещё и тем, что ребёнок не может найти разрешение внутренних конфликтов самостоятельно. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Происходит переоценка ценностей. [9]. То, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказы-

вается ценным, то, что связано с игрой — менее важным. Взрослые должны проявить всю свою заботу и любовь для того, чтобы кризис 7 лет прошёл легко и закончился быстро, не осложняясь дополнительными нарушениями. И, как это не парадоксально, лучшие побуждения со стороны родителей могут негативно отразиться на состоянии стоматологического здоровья ребенка. При правильно выстроенных взаимоотношениях родителей, развод может не иметь столь негативного влияния на ребенка, а сублимация переживаний приводит к усилению материнского инстинкта.

Выводы. Проективная гемограмма может успешно применяться не только в семейной психотерапии, а так же в медицинской сфере. Вопросы, задаваемые специалистом для составления гено-граммы, могут вызвать в человеке новые чувства, сформировать новый взгляд на его нынешние и прошлые взаимоотношения, семейные схемы и образцы поведения, повторяющиеся из поколения в поколение. Нами отмечено, что при грамотной расшифровке генограммы, консультирование выглядит более цельным и полным, позволяет выявить корень проблемы, а также подобрать оптимальный метод лечения. Таким образом, цель составления и применения генограммы заключается в том, чтобы помочь людям оценить свой генетический багаж, предусмотреть связанные с ним возможные ортодонтические аномалии, а также взглянуть на прошлое своей семьи и выстроить светлое и здоровое будущее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каслоу Ф. Генограмма как проективная техника в диагностике и психотерапии. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

2. Митин Н.Е., Набатчикова Л.П., Васильева Т.А. Анализ современных методов оценки и регистрации окклюзии зубов на этапах стоматологического лечения // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. 2015. № 3. С. 134—139.

3. Персин Л.С., Елизарова Л. С., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. Изд. 5-е, перераб. и доп. М.: Медицина, 2008.

4. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Изд. 3-е. М.: Академия, 2005.

5. Персин Л. С. Виды зубочелюстных аномалий и их классифицирование. М., 2010.

—--—-

6. Патент РФ № 2533977 28.05.2013.

7. Коротких Н.Г., Митин Н.Е., Мишин Д.Н., Сев-битов А.В., Скатова Е.А. Способ диагностики постоперационных двигательных дисфункций языка // Патент России № 2533977.

7. Тутушкина М.К. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 1999.

8. Митин Н.Е., Тихонов В.Э., Васильева Т.А., Гришин М.И. Современные критерии оценки эстетического результата стоматологического лечения (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2015. № 2. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2015-2/5154.pdf (дата обращения: 22.06.2016).

GENOGRAM AS PROJECTIVE TECHNOLOGY IN DIAGNOSIS OF PATIENTS ORTHOPEDIC

N.E. Mitin, V.E. Tikhonov, T.V. Tsar'kova, D.N. Mishin, M.I. Grishin

Ryazan State Medical University them. Academician I.P. Pavlova Russian Ministry of Health Ryazan, Russia

Annotation. Everyone comes from a family in the future, creating its own unit of society. Often, a lot of orthodontic indices have inherited nature. The structure of the oral mucosa and periodontal size and shape of the tooth enamel structure, size and the ratio of the jaws are features dependent on the human genome. All genetic inconsistencies in the maxillofacial region directly lead to further violations of orthodontic health. Besides the main etiological factors in the development of diseases associated with heredity in the structure, there are reasons of a psychological nature. Although they are indirectly related to the "family tree", and their importance in the formation of huge pathologies. The indicators worthy of attention in the practice of the doctor — orthodontist are part of the family and the relationships within it.

Key words: dentistry, orthodontics, genogram, stomatofobiya, psychological care in dentistry.

REFERENCES

1. Kaslou F. Genogram as a projective technique in the diagnosis and therapy. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute, 2006.

2. Mitin N.E., Nabatchikova L.P., Vasil'eva T.A. Analysis of modern methods of assessment and registration of the occlusion of the teeth on the stages of dental treatment. Rossiyskiy mediko-biologicheskiy vestnik im. akademika I.P. Pavlova, 2015, no. 3, pp. 134—139.

3. Persin L.S., Elizarova L.S., D'yakova S.V. Children's Dentistry vozrasta. Univ. 5th Revised. and ext. Moscow, Medicine, 2008.

4. Silyaeva E.G. Psychology of family relations with the basics of family counseling. Edition 3. Moscow, Academy, 2005.

5. Persin L.S. Types of dentoalveolar anomalies and their classification. Moscow, 2010. P. 44.

6. Patent of Russian Federation № 2533977 28.05.2013.

7. Korotkikh N.G., Mitin N.E., Mishin D.N., Sevbi-tov A. V., Skatova E.A. A method for diagnosing postoperative motor dysfunctions language. Russian patent number 2533977.

7. Tutushkina M.K. Psychological assistance and counseling in practical psychology. St. Petersburg, Publishing House of the "Didactic Plus", 1999.

8. Mitin N.E., Tikhonov V.E., Vasil'eva T.A., Grishin M.I. Current criteria for assessing the aesthetic result of dental treatment (review). Bulletin of new medical technologies. The electronic edition, 2015, no. 2. Available at: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2015-2/5154.pdf (reference date: 22/06/2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.