5. Якунин, А. П. Представления подростков 12 - 15 лет о социальных ролях взрослого: дис. ... канд. псих. наук/ А. П. Якунин. - Санкт-Петербург, 2014. - 345 с.
Н.В. Макарова
ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ
ДИЗАРТРИЕЙ
Аннотация. В статье описаны наиболее характерные особенности речевой и неречевой симптоматики у детей со стёртой дизартрией.
Ключевые слова: органы артикуляционного аппарата, речевая моторика, звукопроизноше-ние, просодическая сторона речи.
N.V. Makarova
THE MAIN MANIFESTATIONS OF INSUFFICIENCY OF ZVU-KOPROIZNOSITELNOY OF THE PARTY OF THE SPEECH AT CHILDREN WITH THE DEVELOPMENTAL APRAXIA OF SPEECH
Abstract. In article characteristics of speech and nonverbal symptomatology at children with the developmental apraxia of speech are described most.
Keywords: bodies of the articulation device, speech motility, sound pronunciation, prosodic party of the speech.
Стёртая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина)
По статистике, стёртые дизартрии довольно часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи (50-80%); у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - в 30-40% случаев; у некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в результате комплексного обследования выявляется данное речевое расстройство (10%).
В специальной литературе при описании данного речевого расстройства используются термины «сложные формы дислалии» (Л.В. Мелехова, О.В. Правдина), «артикуляторная диспраксия», «центральная, органическая или усложнённая дислалия» (Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская); «минимальные дизартрические расстройства» (И.Б. Карелина), «дизартрический компонент» (Л.В. Гуменная). Термин «стёртая дизартрия» впервые был предложен О.А. Токаревой (1969), которая характеризует её проявления как лёгкие (стёртые) проявления псевдобульбарной дизартрии, отличающиеся особой трудностью преодоления.
М.П. Давыдова определяет стёртую дизартрию следующим образом: «Нарушения звуко-произношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций ре-чедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры, можно отнести к лёгкой стёртой псевдобульбарной дизартрии». Автор отмечает, что стёртая дизартрия в настоящее время преобладает в детской логопедической практике. Недостатки произношения при данном расстройстве носят самый разный характер, и все же основной их признак - смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи [2, 13].
Многие исследователи указывают на то, что в структуре речевого дефекта при дизартрии ведущим является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц периферического речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов). При этом характер нарушения звукопро-изношения характеризуется как полиморфный (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович и др.).
Недостатки звукопроизносительной стороны речи у детей со стёртой дизартрией выражаются в искажениях, в смешениях, в заменах и в пропусках. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих звуков. Кроме того, для дизартриков характерно упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам: щелевые - взрывными, звонкие - глухими, шипящие -свистящими, твердые - мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы (О.А. Токарева, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская и др.).
У детей резко снижена интонационно-выразительная окраска речи, может наблюдаться назальный оттенок в речи. При этом тембр голоса тесным образом связан с эмоциональным состоянием ребенка: у детей с преобладанием процесса торможения тембр низкий, голос тихий или приглушенный, смодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения тембр высокий, голос громкий, крикливый, срывающийся на фальцет. У некоторых из них ослаблен речевой выдох, и дошкольники говорят на вдохе. Речь приобретает захлёбывающийся характер.
Ещё одной характерной чертой стёртой дизартрии является нарушение темпа речи: у одних детей он ускоренный, у других - замедленный. По данным О.А. Токаревой, и в том, и в другом случае значительно изменяется длительность звучания согласного и гласного внутри слога. При быстром темпе гласные могут полностью исчезнуть, а при замедленном происходит удлинение слога за счет растягивания гласного. Все это так или иначе сказывается на общем звучании речи, которая становится либо излишне торопливой, либо неестественно растянутой [5].
Ритм речи у детей данной группы нерегулярный, изменчивый, ударение в словах расставляется неправильно (Е.М. Мастюкова).
Главная особенность нарушений звукопроизносительной стороны речи при стёртой дизартрии заключается в том, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства. При этом недостаточность артикуляционной моторики не только затрудняет формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывает нарушения фонематического восприятия, что вызывает у ребёнка трудности звукового анализа слов и искажения звуко-слоговой структуры слова.
По мнению Л.В. Лопатиной, наиболее сложной оказывается возможность одновременного выполнения движений артикуляционными органами и частями тела. В большинстве случаев совершаются быстрые, беспорядочные движения языком, которые часто заменяются движениями головы вперёд, отмечается нарушение координации с выпадением отдельных звеньев движений. Наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих чёткого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений [4].
И.Б. Карелина пишет: «Стёртая дизартрия по своим проявлениям очень близка к сложной дислалии. При обеих формах речевой патологии чаще страдают отдельные группы звуков (сенсорные, шипящие, свистящие). Остальные при изолированном произнесении звучат четко, но в спонтанной речи отмечается смазанность, назализация, палатализация, ускоренный/замедленный темп речи. Дети часто говорят конец фразы на вдохе, им не хватает выдоха на полную фразу. Голос у детей слабый, тихий, хриплый. Нарушение звукопроизношения у таких детей может сочетаться с различными уровнями речевого недоразвития» [3, 10].
Нарушения, возникающие при артикуляции звуков, не позволяют формироваться четким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения. Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, в свою очередь, тормозит процесс формирования правильного произношения звуков у детей. Взаимозависимость этих процессов и является причиной стойких нарушений фонетического строя у детей со стёртой дизартрией.
Для дифференциальной диагностики всех перечисленных речевых расстройств необходимо проведение комплексного психолого-медико-педагогического исследования, включающего изучение и анализ медико-педагогической документации ребёнка, тщательное изучение данных его анамнеза и раннего психофизического развития. Обязательным разделом логопедического обследования должно быть исследование состояния общей, мелкой и речевой моторики.
Для организации логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста, наиболее адекватной, по нашему мнению, является методика Е.Ф. Архиповой, поскольку позволяет достаточно эффективно и в быстрые сроки выявить фонетические нарушения речи, недостатки просодики и речевого дыхания дошкольников, а также изучить состояние их мышечного тонуса и функций органов артикуляционного аппарата [1].
Проведённое нами экспериментальное исследование осуществлялось на базе МАДОУ д/сада № 66 г. Таганрога. Экспериментальную группу составили 12 детей - воспитанники старшей логопедической группы со стёртой дизартрией в возрасте 5,5 лет. Все воспитанники имеют логопедическое заключение городской ПМПК: стёртая дизартрия (дизартрия лёгкой степени выраженности).
Изучение медицинских карт и выписок из роддома детей экспериментальной группы показало, что их характерной особенностью является наличие неблагополучных факторов пренаталь-ного периода развития: гипоксия плода, токсикоз беременности, хронические и острые простудные заболевания матери, внутриутробные инфекции. Среди особенностей и вредностей натально-го периода отмечаются стремительные или сухие затяжные роды, явления асфиксии новорождённых различной степени выраженности, резус-конфликтная ситуация, роды путем кесарева сечения. Наиболее часто встречающейся патологией в родах является слабость родовой деятельности
матери, угрожающая асфиксией плода и требующая применения разнообразных средств родовспоможения (стимуляции, ручной помощи, наложения щипцов и т. д.). Постнатальный период этих детей характеризуется наличием различных, нередко тяжёлых заболеваний (на первом и втором году жизни): вирусный грипп, пневмония, частые простудные, инфекционные и желудочно-кишечные заболевания, в некоторых случаях сопровождающиеся судорожными припадками на фоне высокой температуры.
Изучение анамнеза детей экспериментальной группы показало, что для большинства из них характерно наличие той или иной степени выраженности неврологической симптоматики: перинатальной энцефалопатии (ПЭП), перинатальной патологии центральной нервной системы (ПП ЦНС), гипертензионно - гидроцефального синдрома (синдром повышенного внутричерепного давления), церебрастенического синдрома, синдрома двигательных расстройств.
Как показывает наш опыт работы, физическое развитие детей в целом характеризуется как благополучное (они вовремя начинали держать голову, сидеть, ползать). Но несколько задерживались более сложные локомоторные функции: ходить начали после 1 г. 1 мес., чуть позже выявлялась моторная неловкость - быстрая усталость во время ходьбы и бега, неумение самостоятельно прыгать на одной ноге, правильно держать ложку в руке. В раннем возрасте при кормлении (акт сосания) у детей часто возникали срыгивание или попёрхивание; в более старшем возрасте дошкольники предпочитали есть мягкую и протёртую пищу, твёрдую медленно жуют и долго держат за щекой; большинство дизартриков оставляют несъеденными хлебные корки.
Речевое развитие в раннем возрасте оценивается нами как благополучное. Как показывает родительский опрос, гуление и лепет появлялись своевременно, но затем лепет исчезал, и малыши некоторое время молчали. Затем их речь развивалась с задержкой. Слова, неясно произносимые, появлялись в возрасте 1,5 - 2 лет; в 2 - 3 года дети пользовались фразовой речью, однако она была недостаточно понятна для окружающих. К 4 - 5 годам некоторые звуки спонтанно корригировались, речь стала несколько яснее, но в целом сохраняется фонетически несформированной. У некоторых детей наблюдается общее недоразвитие речи.
Для состояния мышечного тонуса речевого аппарата детей со стёртой дизартрией характерно наличие одной из следующих особенностей: либо паретичности (вялости мышц артикуляционных органов, когда лицо ребенка гипомимично), либо спастичности (напряжённости мышц речевых органов, когда лицо амимично). Как показывает практика, у дошкольников чаще всего проявляется смешанный характер мышечного тонуса артикуляционного аппарата.
Обследование речевой моторики у детей экспериментальной группы выявило нарушения как статической, так и динамической организации артикуляторных движений. Так, у 83% в состоянии мышечного тонуса проявлялись нарушения разной степени выраженности: у 33% детей отмечалась лёгкая функциональная недостаточность, при которой проявляется неполный объём движений губами и лёгкая девиация языка. У 50% детей выявлена выраженная функциональная недостаточность, когда язык с трудом удерживает позу, динамические пробы выполняются хаотично, переключение движений недостаточное, наблюдается гиперсаливация и синкинезии нижней челюстью. Значительные трудности для этих детей представляли дифференцированные движения речевого аппарата: кончика языка и его спинки, языка и губ.
У 17 % детей экспериментальной группы не наблюдалось видимой патологии мышечного тонуса, но были выявлены лёгкие отклонения в объёме и качестве движений языка и губ.
Наиболее характерными симптомами для всех детей экспериментальной группы являлись трудности переключения с одного упражнения на другое («забор» - «трубочка»), сниженная амплитуда и объём движений губ и языка («часики», «горка», «забор», «окно»); ограниченная подвижность нижней челюсти, трудности в вытягивании и растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечалась избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, беспокойство языка при попытке удержания его в заданном положении («иголочка»), трудности распластывания языка («блинчик, «лопата»), трудности подъёма и удержания языка за верхними зубами («парус»), тремор кончика языка; у части детей - замедление темпа движений при повторном выполнении задания и гиперсаливация.
Как показывает практика, наиболее сложными для выполнения являются произвольные, целенаправленные движения языка. Для них характерна скованность, ограничение объёма, снижение амплитуды, трудности переключаемости и нарастание усталости по мере их выполнения. При речевых нагрузках может отмечаться девиация, т.е. отклонение языка от средней линии. В процессе речевого высказывания может появляться обильное слюнотечение (гиперсаливация).
Обследование состояния звукопроизношения детей экспериментальной группы показало, что у большинства из них нарушены более чем две фонетические группы звуков (у 66%). Так, 1/3 дошкольников имела недостатки произношения всех четырёх обследуемых групп звуков; другая 1/3 - искажала и смешивала три группы звуков; оставшаяся 1/3 детей - неверно употребляла две
группы звуков. Характерно, что наиболее сохранными в речи являлись мягкие согласные звуки [с', з', л', р'], что говорит об избирательном поражении кончика языка.
Нарушения произношения сонорных звуков [р], [р'] было выявлено у 83% детей - это самый распространённый дефект звукопроизношения. Недостатки произношения [л] и [л'] были выявлены у 66% детей. В основном, дети искажали звуки или заменяли их на более простые по артикуляции: [й], [г].
У 50% дошкольников выявлено межзубное произношение свистящих и шипящих звуков [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ж]; а у 17% детей - призубное произношение свистящих и шипящих, а также замена звука [ц] на [тс], [ч] и [с].
Анализ результатов обследования фонетического строя показал, что наиболее простыми заданиями для детей являлись следующие: повторение изолированного звука (шипящего, свистящего) вслед за взрослым, а также произношение звука в сильной, ударной позиции в составе слога. Самые низкие результаты были обнаружены при произнесении обследуемых звуков в предложениях и чистоговорках, а также в свободной речи (на материале знакомых стихов и сказок). Эти задания являлись наиболее сложными, поскольку характеризуют умение самостоятельно осуществлять слуховой и кинестетический контроль за собственной речью.
По нашему мнению, все перечисленные нарушения звукопроизношения вызваны избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры.
В результате анализа данных, полученных при обследовании просодической стороны речи и дыхания, было выявлено, что у большинства дошкольников (66%) речь невнятная и невыразительная, дикция нечёткая, отмечаются недостатки темпа речи (ускоренный или замедленный). Мы обнаружили, что дети с трудом переключаются на ускоренный темпоритм и не всегда могут его удерживать и воспроизводить отражённо. Большинству из них недоступно воспроизведение серий простых ударов, а также сложных ритмов, но при этом они хорошо справляются с простыми по сложности ритмическими рисунками. Все они испытывают трудности при воспроизведении предложений в быстром или медленном темпе.
У 17% детей был выявлен назальный оттенок голоса, еще у 34% - голос монотонный, тихий, слабый и истощающийся. Все дети испытывают трудности при передаче голосом различных эмоциональных состояний людей и характера животных персонажей, у них снижена интонационно-выразительная окраска речи. Дети не владеют возможностью поступательного движения голоса, диапазон их голоса по высоте и силе недостаточно широк.
У 1/3 детей слабый и укороченный речевой вдох, поэтому им приходится делать дополнительный вдох во время фразы и в разученных стихах.
Общая и мелкая моторика у детей данной категории отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений: испытывают трудности при работе с ножницами, застёгивании пуговиц, завязывании шнурков; в замедленном темпе выполняют различные диагностические упражнения: «пальцы здороваются», «кулак - ладонь - ребро» и др. Кроме того, у большинства задерживается развитие готовности руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к штриховке, рисованию и лепке из пластилина.
Наряду с нарушениями моторики и звукопроизносительной стороны речи у детей со стёртой дизартрией отмечается задержка развития или недоразвитие других компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя и связной речи. Непосредственным результатом поражения артикуляционного аппарата являются трудности произношения, которые приводят к недостаточно четкому восприятию речи на слух. Общее речевое развитие детей с расстройствами артикуляции протекает своеобразно. Позднее начало речи, ограниченный речевой опыт, полиморфные дефекты произношения приводят к недостаточному накоплению лексики и недостаткам в развитии навыков словообразования и словоизменения.
Как показывает практика, большинство детей с расстройствами артикуляции не знают обиходных слов, часто смешивают слова, ориентируясь на сходство по звуковому составу, ситуацию и т.п. Кроме того, дошкольники испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают их звуконаполняемость, опуская согласные звуки при их стечении.
Таким образом, в структуре дефекта при стёртой дизартрии ведущими являются следующие проявления речевой и неречевой симптоматики: нарушение звукопроизношения, несформирован-ность мелодико-интонационной и темпо-ритмической сторон речи, недостатки артикуляционной, мелкой и общей моторики. Анализ результатов эксперимента показал, что у детей со стёртой дизартрией нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.
Выраженные нарушения звукопроизношения при стёртой дизартрии с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической
сторон речи, в будущем затрудняя процесс школьного обучения детей. По мнению учёных и практиков, для устранения дизартрии даже лёгкой степени выраженности необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления (Е.Ф. Архипова, О.Г. Приходько и др.).
Своевременная диагностика и коррекция нарушений речевого развития являются необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создают предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. Это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза зависит выбор адекватных направлений коррек-ционно-логопедического воздействия на ребенка с лёгкой степенью дизартрии и, соответственно, эффективность этого воздействия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. - М.: Астрель, 2007. - 332 с.
2. Давыдова, М.П. Коррекция речи у детей с дизартрией. Курск: Курский областной институт усовершенствования учителей, 1991. -134 с.
3. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стёртых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. 1996. № 5. С. 10 - 13.
4. Лопатина, Л.В. Приемы обследования дошкольников со стёртой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. № 2. С. 64 - 70.
5. Токарева, О.А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: 1969. С. 144 - 155.
С. Б. Наумов, И. А. Сыроваткина, Г. В. Хвалебо
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ПЕРВЫХ КУРСАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРВЫХ НЕДЕЛЬ УЧЕБНОГО ГОДА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Аннотация. В данной статье затрагиваются аспекты адаптации учащихся в первые недели занятий физическими упражнениями. Не секрет, что, прибывая после каникул, и начиная изучение дисциплины в начале семестра, студенты далеко не всегда эффективно втягиваются в учебный процесс, что негативно сказывается на качестве усвоения дисциплины и может привести к травматизму.
Ключевые слова: физическая культура, адаптация к физическим нагрузкам, причины травматизма.
S.B. Naumov, I.A. Syrovatkina, G.V. Hvalebo
FEATURES OF PHYSIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS IN THEIR FIRST YEAR IN THE CONDITIONS OF THE FIRST WEEKS OF THE SCHOOL YEAR ON DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE
Abstract. This article addresses aspects of adaptation of students in the first weeks of exercise. It's no secret that coming after the holidays, and beginning the study of discipline in the beginning of the semester students are not always effectively involved in the educational process, which negatively affects the quality of learning discipline and can lead to injuries.
Key words: physical culture, adaptation to physical stress that causes injury.
Необходимым условием успешной деятельности студентов в вузе является их адаптация к учебному процессу. Адаптация представляет собой процесс активного приспособления индивида к изменившимся условиям среды при помощи различных социальных средств.
Следует отметить, что организм человека обладает сформировавшейся в процессе эволюции способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Под влиянием внешних факторов могут изменяться морфологические признаки, гомеостаз, физиологический статус и т.д. Однако адаптационные возможности организма не беспредельны, он не всегда и не в полной мере может приспособиться к тем или иным условиям среды, в том числе физическим нагрузкам, вследствие чего нередко возможно развитие различных заболеваний и происхождение травматизма [3].
Практика показывает, что наиболее высокий процент травматизма в высших учебных заведениях приходится именно на сентябрь - октябрь, т.е. на начало учебного года, когда занятия по физической подготовке проходят в основном вне спортивного зала - на стадионах, в лесопарковой зоне, на открытой местности и т.д. В этот период упор делается, как правило, на развитие скоро-