УДК 378
ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
© 2010 И.В.Калягина
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 21.12.2009
В статье раскрывается актуальность использования комплексного компетентностного подхода при формировании профессиональной коммуникативной компетентности будущих экономистов: креативная, исследовательская и др.; раскрыта связь образования и культуры.
Ключевые слова: преподаватель, экономист, профессиональные компетенции, интегрированное обучение.
В данной статье мы попытаемся рассмотреть лишь некоторые из основных профессиональных компетенций будущего экономиста. Система профессиональных компетенций определяется нами с опорой на исследование И.В.Овчинниковой (таб.1)1.
Все указанные профессиональные компетенции формируются в процессе обучения будущего специалиста в вузе, причём речь должна идти об интегрированном подходе в обучении2. Анализируя государственный образовательный стандарт по специальности, мы видим, что среди специальных дисциплин «Госрегулирование экономики» занимает сравнительно небольшое место: 36 часов, один семестр, но, тем не менее, знания, содержательный компонент данной дисциплины используются во многих других дисциплинах, которые, в свою очередь, интегрируют свои содержательные компоненты в эту дисциплину. Это органичный и естественный процесс в профессиональном обучении.
Реализация модели формирования профессиональных компетенций специалиста экономического профиля идёт на разных по виду и форме проведения, целям и предполагаемым результатам аудиторных занятиях: лекциях, практических и лабораторных занятиях. На лекциях преподаватель излагает общую концепцию курса, знакомит студентов с методикой его изучения, требованиями к зачёту/экзамену и т.д. На семинарских или практических занятиях в диалого-
Калягина Ирина Владимировна, соискатель кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы. E-mail: irinauvr@mail. ru
1 Овчинникова И.В. Формирование профессиональной компетентности специалистов аэрокосмического профиля в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. - Самара: 2009. - С. 11 - 12.
2 Применительно к профобразованию об интеграции общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин гуманитарного профиля пишут Л.А.Барышенков,
В.Н.Максимова, П.Н.Новиков, Е.А.Мамонтов, В.А.Фаб-рикант и др.
вом режиме идёт более углублённое постижение отдельных, наиболее значимых тем курса; на лабораторных занятиях отрабатываются необходимые умения и навыки по курсу, в нашем случае, это то, как проводить социально-экономические опросы, делать обобщения, математическую обработку полученных данных и т.п. Создаётся предпосылки технологии формирования профессиональных компетенций будущего экономиста в процессе изучения экономической дисциплины. Проведенный нами в начале изучения курса опрос показал, что большинство компетенций у студентов не сформировано даже в самой начальной стадии, при этом мы опирались на концепции компетентностно-ориентированного обучения, контекстный подход, на существующие и нами апробированные педагогические технологии (прежде всего, технологии развивающего обучения Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, И.С.Якиманской, програмированного обучения В.П.Бес-палько, Б.Ф.Скиннера, модульного обучения И.Я.Лернера).
Безусловно, что не были забыты нами и общие принципы обучения: научность, систематичность, связь теории с практикой, преемственность и т.д. Креативная компетентность -одна из ключевых в профессиональной подготовке специалиста-экономиста - определяется как способность к творчеству. «Культурно-ориентированный подход к образованию, - считает В.П.Сальникова, - становится всё более популярным не только среди гуманитариев, но и эко-номистов»3.
3 Сальникова В.П. Культурологические основания модернизации отечественного образования. - Самара: 2008. - С. 7.
Педагогика
Таб.1. Система профессиональных компетенций
Название компетенции Определение Состав
1 2 3
Коммуникативная Способность специалиста к деловому конструктивному общению о способность грамотно устно и письменно изложить свою точку зрения; о умение участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения; о владение иностранными языками; о умение представлять научные и исследовательские материалы; о знание основ делового общения; о готовность работать с программными средствами общего и специального назначения
Нравственно-социальная Определяет ответственность специалиста перед обществом за свои разработки, проекты, конструкции о знания о правах и обязанностях специалиста в области профессионального самоопределения; о умение анализировать ситуацию в обществе; о способность действовать в соответствии с личной и общественной выгодой; о уважение любой индивидуальности; о учет требования безопасности и охраны труда
Организаторская Умение проявлять свои организаторские способности о навыки работы в команде; умение проявлять себя в качестве руководителя и исполнителя проектов; о демонстрировать навыки самостоятельной работы; о иметь практические навыки в области организации научно-исследовательских и производственных работ (в соответствии с профи-лизацией); о способность планировать и организовывать соответствующие мероприятия
Креативная Способность к творчеству о готовность к творческому осмыслению и применению знаний, навыков в профессиональной деятельности; о умение создать и поддержать творческую атмосферу в коллективе; о проявление интуиции, гибкости и оригинальности мышления
Гностическая Способность находить, использовать, транслировать, применять на практике и в различных практических областях теоретические и практические знания о иметь базовые представления о разнообразии объектов профессиональной деятельности; о использовать знания в конкретной области; о способность приобретать новые знания, используя современные информационные технологии; о способность решать производственные и научно-исследовательские задачи; о знать разнообразные методы и формы познания и деятельности; о способность научно анализировать проблемы и процессы профессиональной области
Проектная Совокупность знаний в определенной области, знаний в структуре проектной деятельности, наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности о способность разрабатывать эскизы деталей, технические и рабочие проекты конструкций, изделий различной сложности; о умение составлять инструкции по эксплуатации конструкций и другую техническую литературу; о способность согласовывать проекты с другими подразделениями; о участие во внедрении разработанных проектов, испытаниях, технической поддержке
Исследовательская Участие в работах, связанных с поиском новых решений проблем о осуществление сбора, обработки, анализа, систематизации научно- технической информации по теме; о изучение специальной литературы; о участие в проведении научных исследований, испытаний опытных образцов изделий; о анализ, обработка результатов исследований; о создание средств испытаний и контроля
Рефлексивная Способностью специалиста оценивать свой труд, найти себя в выбранной профессии, способность к саморегуляции, о готовность к осознанию своей деятельности; о умение увидеть причинно-следственные связи между задачами, целями, способами реализации и результатами деятельности; о умение контролировать и корректировать работу на всех этапах.
Образование и культура, их соотношение и взаимосвязь - очень важная современная проблема, необходимо осмыслять эту проблему, учитывая достижения современных отечественных
учёных: 1) теоретико-методологическое обоснование идеи культурно-ориентированного образования и разработка учебно-методической документации (Ш.А.Амонашвили, А.Г.Асмолов,
Е.В.Бондаревская, Н.В.Бордовская, А.П.Валиц-кая, И.Е.Видт, Ф.Гваттари, С.И.Гессен, Б.С.Гер-шунский, А.Я.Данилюк, Ж.Делёз, А.Дистервег, В.И.Загвязинский, А.С.Запесоцкий, П.Ф.Капте-рев, В.В.Краевский, В.И.Леонтьева, А.Ф.Малы-шевский, В.А.Петровский, В.Н.Сагатовский, Ю.В.Сенько, Н.М.Таланчук, Л.В.Тодоров, М.Б.Туровский, А.В.Хуторской, В.Э.Чуднов-ский, А.Е.Чучин-Русов, В.Д.Шадриков, П.Щед-ровицкий, Н.Е.Щуркова, И.В.Юстус, Т.А.Яковлева и др.); 2) интеграция культуры и образования (А.Я.Данилюк, В.А.Лекторский, Е.В.Под-поветная, Н.К.Чапаев и др.); 3) переход от идеологии повышения профессионального мастерства педагога к совершенствованию культуры педагогической деятельности (Е.В.Бондаревская, И.Е.Видт, И.Ф.Исаев, И.В.Лашек, В.А.Разумный, Л.Б.Соколова и др.); 4) включение в учебные программы новых курсов культурологических дисциплин (от МХК и «Культурологии» до «Основ православной культуры»).
Интересно, что профессор-экономист Е.Сабуров связывает кризис образования не с положением в экономике, а с культурой. Он обращает внимание на противоречие, разрешение которого призвана дать реформа образовательной системы, в наиболее продвинутых отраслях экономики обновление технологий происходит каждые два - три года, сроки же подготовки специалистов возросли до 12 - 14 лет и более. Интеллектуализация экономики ставит перед образованием принципиально новые задачи. Эффективность современного производства, по мнению ученого, зависит не от узкопрофессиональной квалификации специалиста, а от культурного уровня человека. Образование станет локомотивным компонентом национального капитала только в том случае, когда перестанет быть «знаниевым», а станет «культуросообразным». «Кризис образования - не самодостаточный, самопорожденный кризис, - пишет профессор Е.Сабуров. - Образование - лишь эпицентр кризиса. А центр - это кризис культуры в целом»4. В связи с этим будущий экономист должен чётко представлять роль культурной со-
ставляющей в его образовании, а, значит, и роль, в целом, культуры в его будущей карьере. Инте-гративные подходы настолько важны в современном обществе, что и преподаватель, и студент обязаны выстраивать свой диалог как диалог культур. Для этого необходима модель интеграции образовательных и культурно-просветительных институций5.
Исследовательская компетенция предполагает не только знакомство студентов будущих экономистов с азами научно-исследовательской работы, но и активное участие в научно-исследовательской работе студентов (НИРС) и учебно-исследовательской работе студентов (УИРС). При организации НИРС, УИРС также необходимо внести существенные изменения в их содержание, учитывая вышесказанное: должны быть скорректированы: 1) система подготовки к исследовательской работе экономиста; 2) методы экономических исследований; 3) подготовка студентов к исследовательской деятельности; 4) основные задачи, направления и формы научной работы студентов; 5) содержание, методы и формы УИРС; 6) формы НИРС, выполняемой во внеурочное время; 7) руководство, планирование и контроль научной работой студентов; 8) деятельность студенческого научного общества (СНО)6. Все указанные аспекты требуют от каждого преподавателя серьёзной научно-методической проработки, поскольку именно преподаватель осуществляет формирование профессиональных компетенций студентов как будущих экономистов.
4Сабуров Е.Ф. Образование и ноосферная экономика // Общественные науки и современность. - 2004. - № 4. - С. 10.
5Для общеобразовательной школы такую модель разработала В.П.Сальникова. Сальникова В.П. Культурологические основания модернизации... - С. 132 - 146.
6 Ср.: Роль УНИРС в профессиональной подготовке учителей. - Архангельск: 1985; Богословский В.И., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Организация и содержание научно-исследовательской работы студентов педагогических вузов. - СПб.: 1999.
BASIC PROFESSIONAL COMPETENCY OF FUTURE ECONOMISTS
© 2010 LV.Kalyagina"
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
This article reveals the applicability of the complex competency approach for professional competency training of future economists: creative, research; education and culture connection is revealed.
The key words: teacher, economist, professional competency, integrated training.
o
Kalyagina Irina Vladimirovna, The competitor of faculty of Russian, foreign literature and technique of teaching literature. E-mail: irinauvr@mail. ru