ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И ПУТИ РЕШЕНИЯ
С.Г. ЖЕСТЯННИКОВ,
заместитель начальника УФМС России по Вологодской области;
Б.Н. КОМАХИН,
кандидат юридических наук, докторант Московского университета МВД России;
А.А. КУТРОВ,
соискатель Московского университета МВД России
Аннотация. В данной статье проведен анализ мер государственно-правового регулирования процессов трудовой миграции в зарубежных странах с целью заимствования их положительного опыта в сфере регулирования миграционных потоков Российской Федерации.
Ключевые слова: трудовая миграция в зарубежных странах, государственно-правовое регулирование миграционных процессов, квотирование, мигранты, миграционный прирост, высококвалифицированные специалисты.
THE MAIN PROBLEMS OF LABOR MIGRATION AND ITS STATE-LEGAL REGULATION IN A NUMBER OF FOREIGN COUNTRIES AND WAYS OF SOLVING
S.G. ZHESTYANNIKOV,
deputy heard of UFMS of Russia on the Vologda area;
B.N. KOMAKHIN,
candidate of legal sciences, doctoral candidate of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia;
A.A. KUTROV,
competitor of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In the article are analyzed the measures of the state legal control of labour migration in foreign countries with the object of borrowing of the positive experience in the regulation of migratory streams in the Russian Federation.
Keywords: labour migration in foreign countries, state legal control of labour migration, quota system, migrants, migratory increase, highly skilled specialists.
В докладе Генерального секретаря ООН отмечено,
что численность международных мигрантов в 2010 г. оценивается на уровне 214 млн человек по сравнению со 195 млн в 2005 г. Хотя экономический кризис и замедлил темпы роста численности международных мигрантов в развитых странах, их общее количество продолжает расти: на 12,8 млн человек в период 2000—2005 гг. и на 10,5 млн человек в период 2005—2010 гг. Снижение чистого прироста количества международных мигрантов в развитых странах между этими двумя периодами происходит на фоне противоположной тенденции в развивающихся странах, где количество мигрантов за период 2000—2005 гг. возросло на 4 млн человек, а за период 2005—2010 гг. — на 8,2 млн человек1 (диаграмма 1, сост. по данным базы ООН «Численность международных мигрантов»2).
Российская Федерация как страна — получатель международных мигрантов (12,3 млн) занимает второе место после Соединенных Штатов Америки (42,8 млн), которые, согласно прогнозам, являются крупнейшими
получателями международных мигрантов. Далее следует Германия (10,8 млн) и Канада (7,2 млн). Число стран, принимающих более 500 тыс. международных мигрантов, согласно прогнозам, увеличится с 57 в 1990 г. до 64 в 2010 г.3 (диаграмма 2).
Миграция стала неотъемлемой частью современной жизни. В последнее время наблюдается интенсификация процессов миграции, что требует совершенствования механизмов государственно-правового регулирования миграционных потоков. Как отмечает Т.Я. Хабриева: «С учетом интересов того или иного государства формируется его миграционная политика, а как следствие этого — правовая политика миграции: стимулирование или
1 Доклад Генерального секретаря ООН «Международная миграция и развитие» 2 августа 2010 г. URL://http://www.daccess-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC/GEN/N 10/470/06/PDF/N1047006.pdf?OpenElement.
2 Trends in international migrant stock: The 2008 Revision. CD-ROM Documentation. P0P/DB/MIG/Stock/Rev/2008 — July 2009. URL://http://www.http://esa.un.org/migration/.
3 Trends in international migrant stock: The 2008 Revision. CD-ROM Documentation. POP/DB/MIG/Stock/Rev/2008 — July 2009. URL:// http://www.un.org/esa/population/migration/UN_MigStock_2008.
Диаграмма № 1. Среднегодовой темп прироста численности международных мигрантов в мире
и двух основных группах стран, %
3
2,5 -2 -1,5 " 0,5 0
-0,5 --1
•27
-2,3 - 2,1 ____•___ 2 ----- 1,8
1,8 1,5
1,1 0,6
1990—1995 1995—2000 ' 2000—2005 ' 2005—2010
™0,4
—•— Развитые страны —■— Развивающиеся страны —А— Всего в мире
ограничение миграции законодательством, установлением поощрений в конкретных отношениях и для определенных категорий лиц, ограничения для других»4.
Вместе с тем любое государство имеет ограничительные полномочия в сфере иммиграционного планирования, так как относительно успешно оно может отбирать только потоки трудовой миграции.
Российская Федерация имеет сравнительно небольшой опыт регулирования иммиграционных процессов. Следует отметить, что законодательство в области регулирования миграционных отношений первоначально
ному миграционному праву и правовым вопросам штаб-квартиры MOM в Женеве дал высокую оценку новым, принятым в России нормам миграционного законодательства и отметил, что «они, без преувеличения, могут считаться серьезным шагом на пути формирования сбалансированной и слаженной миграционной политики Российской Федерации»6.
Накопленный за эти годы опыт российского регулирования трудовой миграции позволяет сделать вывод о необходимости внесения коррективов в миграционное законодательство. Анализ миграционного законодательства различных стран позволит заимствовать поло-
развивалось достаточно хаотично5. Причины этого но сили во многом объективный характер и были обуслов- жительный опыт зарубежных государств в сфере регули-лены необходимостью принятия срочных мер на рования миграционных потоков.
В условиях глобализации достаточно четко про-
законодательном уровне в силу специфики проблемы (массовое перемещение населения в страну из госу- слеживается тенденция диверсификации подходов го-дарств — бывших республик СССР; социальная напря женность, имевшая место в Северо-Кавказском регионе; изменение общей конъюнктуры на рынке труда и др.).
сударства к приему различных категорий иностранных граждан, прибывающих в страну. Отмечается, что
В 2007 г. миграционная политика России совершила революционный поворот в сторону сокращения и даже отчасти полной отмены законодательных преград на пути легализации пребывания и занятости иностранных трудовых мигрантов. Департамент по Международ-
4 Хабриева Т.Я. Миграция в России: о модели правового регулирования // Журнал российского права. 2008. № 7.
5 Андриченко А.В., ЕлеонскийВ.О., Хабриева Т.Я. О концепции развития миграционного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. № 4.
6 Витковская Г., Платонова А., Школьникова В. Введение к кн.: Новое миграционное законодательство Российской Федерации: правоприменительная практика. М., 2009. С. 19—36.
Диаграмма № 2. Численность международных мигрантов
США
Россия
Германия
Канада
«если традиционно большая часть административных и финансовых ресурсов принимающих стран шла на предотвращение пресечения границы и пребывания нежелательных (незаконных) мигрантов, то сегодня все больше усилий направляется на привлечение желаемых категорий мигрантов»7.
Во-первых, это достигается путем приоритетного привлечения квалифицированных специалистов.
В настоящее время квалифицированные специалисты привлекаются в развитые страны в рамках иммиграционных (переселенческих) программ и программ временной трудовой миграции. Политика привлечения квалифицированных специалистов на постоянной основе (иммиграция) проводится странами классической иммиграции: Австралией, Канадой, Новой Зеландией и США. Одним
руб. в течение года, появилась возможность получения вида на жительства на весь период трудовой деятельности в России без соблюдения общих требований по временному проживанию. Однако установление приоритета только по уровню заработной платы не сможет в полной мере обеспечить специалистов тех профессий, которые необходимы российской экономике.
Одним из «древнейших» механизмов регулирования иммиграции является квотирование иностранной рабочей силы10, которое стало ограничительной мерой при регулировании миграционных потоков. Это количественное ограничение численности прибывающих в страну мигрантов, устанавливаемое органами власти принимающей страны в виде абсолютной либо относительной величины (процентной доли) по стране в целом,
из инструментов для этого является балльная система от- отдельным территориям, видам экономической деятель-
бора, которая введена в Канаде, Австралии, Новой Зе- ности (отраслям), странам происхождения, профессио-
ландии. Отработанная балльная система в Австралии и нальным группам. Квотирование сегодня используется
Канаде позволяет повышать процент квалифицирован- в ряде стран, таких как Австрия, Италия, Португалия,
ных мигрантов. Так, современная иммиграционная поли- Швейцария, США. тика Австралии направлена на привлечение мигрантов, Реализуемый механизм квотирования иностранной
чьи квалификационные характеристики и профессио- рабочей силы в Российской Федерации, по оценкам
нальный опыт соответствуют потребностям страны8. В специалистов, в настоящее время стал рудиментом, он
Австралии большее количество баллов начисляется представителям специальностей, обозначенных в списках требуемых иммигрантских профессий, учитываются также образование и опыт работы в Австралии, знание языков. В США, несмотря на то, что приоритет отдается иммиграции по линии воссоединения семей, установлены преференции на получение статуса постоянного жителя (green-card) для лиц, обладающих высокими достижениями в области науки, искусства, образования, бизнеса
негативно сказывается на малом и среднем бизнесе. Поданные от предприятий заявки на трудовых мигрантов порой слишком далеки от реальной потребности.
В целях повышения конкурентоспособности России за квалифицированную рабочую силу, а также поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и содействия трудоустройству в приоритетном порядке граждан Российской Федерации необходимо дальнейшее совершенствование правовых и организационных или спорта, а также выдающимся профессорам, исследо- механизмов привлечения иностранных работников в зависимости от профессии, специальности, квалификации,
вателям и международным менеджерам.
Советом Европейского Союза 25 мая 2009 г. принята Директива об условиях въезда и проживания граждан третьих стран в целях осуществления ими высококвалифицированной деятельности. Основным итогом принятия данной директивы является введение такого понятия, как «синяя карта», которая предоставляет дополнительные возможности для привлечения квалифицированных специалистов в страны Евросоюза9. Кроме того, во Франции предусмотрен льготный вид на жительство, получивший название «компетентность и таланты», для представителей определенного круга профессий и обладающих необходимыми навыками и квалификацией. В Германии существуют преференции для мигрантов — специалистов в сфере информационных технологий.
В России также введен режим благоприятствования при въезде в страну высококвалифицированных специалистов, чье вознаграждение составляет не менее 2 млн
уровня знания русского языка, иных экономических и социальных критериев, исходя из учета региональных потребностей рынка труда11.
В связи с этим заслуживает внимание опыт Канады в части регулирования вопросов иммиграции. Одним из факторов успешного формирования экономической иммиграции в Канаде на региональном уровне является ак-
7 Фомичева О.В. Селективная миграционная политика: цель, механизмы, результаты // Миграционное право. 2008. № 3.
8 Некрасов Н.А. Иммиграционная политика Австралии: особенности и возможности применения в России // Миграционное право. 2007. № 2.
9 Брус В.А. Современные черты миграционных процессов и миграционной политики в странах Западной Европы // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 12.
10 Крошенко М, Алексенцева Ю. Миграционная политика: зарубежный опыт на российской почве // Человек и труд 2011. № 4.
11 Хабриева Т.Я., Андриченко Л.В., Плюгина И.В. Динамика развития миграционного законодательства в современной России // Журнал российского права. 2010. № 10.
тивная вовлеченность провинций и территорий данного государства в решение вопросов иммиграционной политики, прежде всего с позиции их собственных интересов и потребностей. Урегулирование отношений между федеральным правительством и администрациями провинций по вопросам иммиграции происходит на договорной основе при определяющей роли федерального иммиграционного законодательства. Согласно Конституции вопросы иммиграции являются сферой ответственности как федерального правительства, так и провинций. Согласованность интересов достигается путем консультаций и выработки совместных соглашений по вопросам численности, распределения и расселения иммигрантов по территории страны, их интеграции и трудовой политики, а также разработки иммиграционных программ провинций. Иммиграционные программы провинций направлены на привлечение лиц, удовлетворяющих требованиям, выдвинутым местными властями, на долгосрочное поселение и работу в провинции.
В Германии также распределены полномочия в сфере иммиграционной политики между федеральным, земельным и городским уровнями власти. Широкий
круг вопросов решается на уровне земель. Например, землям отданы значительные полномочия в вопросах «брать — не брать» мигрантов и в каком количестве «брать»12. Миграционная и интеграционная политика являются основными направлениями городской социальной деятельности. Городские власти заняты поиском и предложением вакансий, организацией интеграционных курсов, курсов программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, первичным сопровождением.
Таким образом, российская модель правового регулирования миграционных процессов может быть значительно улучшена с учетом отечественного и зарубежного опыта путем разграничения существующих полномочий между Федерацией, субъектами и муниципальными образованиями. Это позволит не только качественно улучшить привлекаемую иностранную рабочую силу, но и регулировать миграционные потоки с учетом региональных потребностей.
Карачурина Л. Иммиграционная политика Германии: успешный — неуспешный опыт // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 7. С. 50—60.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г. (ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА)
Е.Ю. ЗИНЧЕНКО,
кандидат юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права
Московского университета МВД России;
О.В. ЗИНЧЕНКО, кандидат юридических наук
Аннотация. Рассматриваются основные черты и юридические свойства Конституции Российской Федерации. Обсуждаются основные теоретические проблемы, различные точки зрения ученых и предлагается свое видение данной проблемы.
Ключевые слова: Конституция, федеральные конституционные законы, конституционное право, юридические свойства, внесение поправок в Конституцию.
THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION 1993 (THE MAIN FEATURES OF AND LEGAL PROPERTIES)
E.YU. ZINCHENKO,
candidate of legal sciences, professor of the chair of constitutional and municipal law of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia;
O.V. ZINCHENKO, candidate of legal sciences
Annotation. Is considered the basic traits and legal properties of the Constitution of the Russian Federation. Discusses the main theoretical problems, different points of view of scientists and offered his vision of the problem.
Keywords: Constitution, federal constitutional laws, constitutional law, legal properties of making amendments to the Constitution.