УДК 374.32
Д.В. Казаков, А.А. Даничев, А.А. Машанов
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Теоретическое исследование посвящено кругу основных проблем профессионального самоопределения личности, которые заключаются в отсутствии индивидуального, дифференцированного подхода к личности выбирающего профессию, нехватке квалифицированных кадров, слабом мониторинге современного рынка труда и пр.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, самоопределение, профессиональный выбор, индивидуальные особенности.
D.V. Kazakov, A.A. Danichev, A.A. Mashanov
MAIN PROBLEMS OF STUDENTS’ PROFESSIONAL ORIENTATION IN MODERN STAGE OF SOCIETY DEVELOPMENT
Theoretical investigation is devoted to the range of the main problems in the individual’s professional selfdetermination that consists in the absence of individual and differentiated approach to the personality that is choosing the profession, the lack of qualified teaching staff, insufficient monitoring of labor market, etc.
Key words: professional orientation, professional self-determination, vocational choice, personal characteristics.
Нарастающие темпы преобразований во всех сферах российского общества объективно обуславливают ориентирование старшеклассников в профессиональном выборе, который в свою очередь отражает качественные изменения, происходящие в образовательной сфере. Неслучайно приоритетный национальный проект «Образование» (2012 г.) предусматривает модернизацию российского образования, результатом которой должно стать достижение современного качества образования, адекватного меняющимся социально-экономическим условиям и запросам общества.
Одной из первоочередных задач, которую необходимо решить системе общего образования, является создание таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире - это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся:
- система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности (Федоришин Б.А., Киев);
- диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (Шадриков В.Д., Москва; Воронин Н.П., Ярославль);
- теоретические и методические основы профессиональной консультации молодежи (Климов Е.А., Москва);
- системный подход к профориентации школьников (Сахаров В.Ф., Степаненков Н.К., Минск);
- общественно-значимые мотивы выбора профессии (Павлютенков Е.М., Комсомольск-на-Амуре);
- особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Шадиев Н.Ш. , Ташкент; Шавир П.А., Тюмень);
- формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Шевченко Г.П. , Луганск).
Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях все еще не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным недостатком в развитии профориентации выступает то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов-профориентаторов [1].
О низкой результативности профориентационной работы со школьниками, по мнению Э.Ф. Зеера, свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся:
- между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии;
- осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы;
- их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест;
- склонностью и представлениям о престиже профессии;
- желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем ее окружении;
- несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. [1].
Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических. Но не менее
значимы и социально-экономические противоречия:
- между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами, сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения;
- профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью государства заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом;
- потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах-профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны.
Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет вслед за А.М. Столяренко следующим образом сформулировать определение профориентации: «это многоаспектная, целостная система научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации» [2].
Система профориентации является частью общей системы подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых - всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.
Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.
Организационно-функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.
Логико-содержательная подсистема - профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный отбор, социально-профессиональная адаптация.
Личностная подсистема - личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно-значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры.
Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по ее совершенствованию. Программа управления профориентацией школ является составной частью управления социально-экономическим развитием района, города, региона.
Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые, интегративные качества.
Профориентационная работа со старшеклассниками сегодня - это, как правило, конкурсы по профессиям, оформление школьных кабинетов, встречи с интересными людьми, получение узкой специальности в школьных кружках, причем далеко не всегда соответствующей склонностям самого старшеклассника.
Участие в профориентации и помощь подросткам в обоснованном выборе профессии - одна из важнейших сторон работы в предпрофильной подготовке школьников. В содержание этой деятельности входит:
- выявление интересов, склонностей школьников, направленности личности, первичных профнаме-рений и повторных, их динамики;
- определение социальных установок и помощь в их формировании;
- определение мотивации выбора и ее структуры;
- формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
- определение выраженности и структуры способностей;
- определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонии, потенциальные возможности и их реализация, устойчивость и настойчивость, целеустремленность и т.п.);
- осуществление профподбора, при необходимости - первичного профотбора;
- определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения школьников;
- проведение теоретических занятий со школьниками по курсу «Основы выбора профессии» [3, 4].
Для углубленного исследования данного вопроса с целью решения проблем профессионализации на
базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Емельяновской средней образовательной школы № 3 в 2011 году открыт Центр психолого-педагогического сопровождения профориентационных работ с учащимися всех ступеней обучения. В ходе мониторинга профориентационных работ (20112012 уч. гг.) сотрудники Центра психолого-педагогического сопровождения установили, что в образовательной системе МКОУ Емельяновской средней общеобразовательной школы № 3 работа по психологопедагогическому сопровождению профессионального выбора старшеклассников не пользуется полноценной системой средств, направленной на развитие профессионального самоопределения. Отчетная документация центра позволяет сделать выводы, отражающие современные проблемы профориентации школьников не только в МКОУ Емельяновской средней общеобразовательной школы № 3, но и многих других образовательных учреждений в России.
Выводы. Во-первых, в профориентационном процессе должен быть задействован медработник. Это немаловажно, поскольку медработник имеет информацию о состоянии здоровья каждого учащегося, а это напрямую связано с профессиональным выбором, то есть, если у учащегося есть склонности, способности и желание к выбранной профессии, то у него могут быть противопоказания в физическом плане, проблемы со здоровьем, на что просто необходимо обращать внимание. Также немаловажно постоянно повышать квалификацию психолога по теме профессиональной ориентации старшеклассников, так как работа психолога не должна ограничиваться только диагностированием, психолог должен участвовать также и в консилиумах, сотрудничать с медработником и составлять для каждого ученика рекомендации.
Во-вторых, говоря о специфике профориентационной работы со школьниками, упущены такие важные моменты, как учет потребностей рынка труда и мониторинг новых профессий. На учете только индивидуальных характеристик эффективную профориентационную работу не построишь, поскольку необходимо внутренние предпосылки брать вкупе с внешними условиями, и затем уже на основе анализа внешних и внутренних факторов строить дальнейшую работу по профориентации.
И, наконец, в-третьих, отсутствуют критерии оценки старшеклассников к профессиональному самоопределению. На основе оценивания только лишь профессионального желания невозможно сделать какие-либо качественные выводы о личности ученика, здесь нужна углубленная личностная и профессиональная диагностика, беседы с учащимися. Необходимо знать уровень профессиональных, коммуникативных и компетентно-
стных характеристик личности каждого учащегося. Если какой-либо уровень западает, то нужно коррекционную деятельность направлять именно в это русло. Для полноценной готовности учащегося к профессиональному выбору важно, чтобы все параметры, характеристики и психологические, и личностные были на должном для каждого возраста уровне. Если в развитии учащегося наблюдается норма по всем критериям, то здесь идет речь о качественно проведенной работе по формированию профессионального выбора.
В заключение необходимо отметить, что среди условий, создаваемых для повышения качества общего образования, необходимо акцентировать внимание на создании в системе профессиональной ориентации учеников каждой школы в России вышеперечисленных нами условий для психологической поддержки обучающихся, а также оказании школьникам помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной выбранной профессии.
Литература
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект, 2005. - 336 с.
2. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 382 с.
3. Гостева П.А. Типы выбора профессии современными старшеклассниками // Проф. потенциал. - 2002.
- № 4. - С. 12-17.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.
УДК 378.96 М.И. Шилова, ИЛ. Белых
К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Статья посвящена проблеме формирования ценностного самоопределения студента в культуросообразном образовательном процессе технического вуза.
Установлено, что ценностное самоопределение личности студента - сложный феномен, в основе рассмотрения которого лежит представление о личности как субъекте, свободно определившемся, выработавшем свою позицию в пространстве культуры.
Ключевые слова: студент, технический вуз, ценностное самоопределение, культуросообразный процесс.
M.I. Shilova, I.L. Belikh
TO THE PROBLEM OF VALUE SELF-DETERMINATION OF THE STUDENT IN TECHNICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
The article is devoted to the problem of student values self - determination formation in cultural corresponding educational process in technical higher educational institution.
It is established that student’s self - determination of values is a complex phenomenon which is based on the perception of the personality as the individual who has made free choice and has worked out his own position in cultural field.
Key words: student, technical higher educational institution, values self - determination, cultural corresponding process.
Современные социально-экономические условия становления рыночной экономики требуют социально-мобильных, способных к реализации своих возможностей специалистов, что определяет необходимость модернизации процесса образования. На фоне кризиса общественных ценностей и противоречивости приоритетов экономических преобразований развертывается хаотическая картина состояния общественного сознания, множественности тенденций и неопределенности перспектив его развития. В современном обществе человек постоянно встает перед необходимостью выбора, ориентации в пространстве экономической, общественной и собственной жизни. В этом процессе важное место занимает ценностное самоопределение личности. В ряде государственных документов: в Законе РФ «Об образовании», в Концепции модернизации