ПРОБЛЕМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
© Будаева Эржена Владимировна
старший преподаватель кафедры психологии детства Бурятского государственного университета г. Улан-Удэ, Россия
E-mail: [email protected]
В статье автор раскрывает основные требования к профориентационной работе в школе, а также определяет направления, способствующие решению практических задач профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Ключевые слова: самоопределение, профориентация, профессия, профориентационная работа.
HIGH-SCHOOL STUDENTS' SELF-IDENTITY PROBLEMS IN THE PROCESS OF CAREER GUIDANCE WORK
Budaeva Ergena V., senior lecturer,
Department of Psychology of Childhood, Buryat State University Ulan-Ude, Russia
E-mail: [email protected]
In this article the author describes the basic requirements for vocational guidance at school, and analyses number of areas, contributing to the solution of practical problems of professional orientation of the younger generation.
Keywords: self-determination, career, profession, career guidance.
В настоящее время в отечественной профориентационой работе наблюдается некоторое оживление после длительного социально-экономического застоя, связанного с неудачными реформами и пока еще скудным рынком труда. При системном изучении наиболее распространенными являются развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, а также развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов и обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Профориентационная работа со школьниками относится к предмету воспитательной деятельности школьного образования. В рамках профориентации необходимо подготовить школьника к осознанному выбору сферы профессиональной деятельности на основе осознания своих интересов, способностей и их гармоничного сочетания [1].
Самая массовая профессия, профессия учителя, требует наиболее высокого уровня подготовки специалистов, особенно в наше время, когда актуализируются социальные ожидания в отношении образования, рассматриваемого в качестве одного из ведущих факторов развития общества.
В контексте нашей работы мы предположили, что реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Далее мы подробно рассмотрим ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним можно отнести систему профориентационой работы и обеспечение школьников необходимыми знаниями для выбора в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, использование диагностических методик изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в определении профессии.
Э. В. Будаева. Проблемы самоопределения личности старшеклассника в процессе профориентационной работы школы
Однако, несмотря на некоторые положительные результаты в сфере профориентационой работы в современных условиях, мы все еще не достигаем своей главной цели — формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. На основании этого можно предположить, что существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика. Таким образом, отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию, а также используются в основном словесные, декларативные методы без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и избираемой [4].
Стоит отметить, что не менее значимы и социально-экономические противоречия между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами, сложившимися на основе представлений о путях развития современного рынка труда, его кадрового обеспечения. Большая потребность общеобразовательной школы и других социальных институтов в спе-циалистах-профориентаторах обусловлена отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны, а также необходимостью координации и интеграции профориентированных воздействий и решением ее узкими путями и средствами.
В области теории и практики профориентации, а также анализа накопленного опыта и выявленных противоречий, путей их развития профориентация — это многоаспектная, целостная система научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.
Таким образом, система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания. Целью этой подсистемы является всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. При этом именно цели выступают важнейшим условием создания системы профориентационной работы на уровне страны в целом.
Наиболее распространенное определение данного понятия трактует профориентационную работу как целостную систему, которая состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.
В процессе профориентационной работы реализуются следующие взаимосвязанные подсистемы (компоненты). Это организационно-функциональная подсистема — деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.
Следующая не менее важная подсистема — профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным. К формам работы относятся профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально-профессиональная адаптация.
Кроме того, нужно отметить и личностную подсистему — личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Оно характеризуется активной позицией, т. е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности, а также направленностью, т. е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям, умениям и особенностями характера [3].
Кроме того, нужно отметить, что профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах. Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами и потребностями.
Таким образом, ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед собой задачу и более близкие, конкретные цели: вооружение учащихся определенными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание эстетического сознания, нравственности и т. д.
Задачей диагностического этапа является самопознание индивидуальных особенностей и профессиональной направленности личности. В рамках нашей комплексной программы мы изучили влияние профориентационной работы на самоопределение личности старшеклассника. В исследовании участ-
вовало 30 учеников 11-х классов общеобразовательных школ г. Улан-Удэ, которые проходили тре-нинговые занятия в рамках «Школы лидера».
Для изучения особенностей профессионального самоопределения личности старшеклассников нами был использован дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова. Автором было выделено 5 типов профессий: человек — природа, человек — техника, человек — человек, человек — знаковая система, человек — художественный образ. К первой группе (32 % от общего числа старшеклассников, принявших участие в исследовании) были отнесены старшеклассники, профессиональная ориентация которых соответствовала типу профессий «человек — техника». Это люди, охотно занимающиеся конкретными объектами и их использованием. Они предпочитают занятия, требующие моторных навыков, ловкости и конкретности. Во вторую группу (36 %) вошли старшеклассники с профессиональной ориентацией по профессиям «человек — художник» по ДДО Е. А. Климова. Данной группе людей присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость, оригинальность, независимость решений, несоциальность в смысле отличия от окружающих людей. Предпочитают занятия творческого характера — музицирование, рисование, фотографию. Очень высоки способности моторики и восприятия. Третью группу (20 %) составили старшеклассники с профессиональной ориентацией по типу «человек — человек» по ДДО Е. А. Климова. Эти молодые люди обладают социальными умениями и нуждаются в социальных контактах. Основными чертами характера являются общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, психологическая настроенность на человека. Предпочитаемые профессии — врач, психолог. Хорошо развиты вербальные способности. В четвертую группу (16%) вошли старшеклассники, профессиональная ориентация которых соответствовала типу «человек — знаковая система». Этот тип личности характеризуется тем, что предпочитает руководящие роли, в которых он удовлетворяет свои потребности быть признанным. Данная группа людей выбирала следующие профессии: заведующий, директор, журналист, судья, дипломат и т. п. Им нравятся занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий.
Также нами было использовано «Определение профессиональных склонностей» (методика Л. Йо-вайши в модификации Г. Резапкиной). У 50 % учащихся выявлена склонность к практической деятельности, у 37,5 % — к работе с людьми, 12,5 % — к профессиям творческого характера.
Результаты экспериментальных исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию без достаточного основания, затрудняясь мотивировать свой выбор. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств, под влиянием родителей и, что весьма часто встречается, может являться актом подражания сверстникам. Даже в том случае, если выбор профессии мотивирован, успешность профессионального самоопределения не может быть до конца гарантирована. Формирование устойчивого положительного отношения к профессии происходит только в ходе самой профессиональной деятельности.
К этому можно добавить, что саморазвитие теории и практики профессионального самоопределения напрямую связано с осознанием целей, задач и возможных результатов профессиональной помощи.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что при разработке новых принципов оценки эффективности профориентационной работы со старшеклассниками необходимо ориентироваться на перспективу создания действительно системной и комплексной кадровой политики, что будет способствовать подготовке осознанному профессиональному самоопределению в рамках школьного обучения.
Литература
1. Диагностические материалы для профессиональной ориентации. — М., 2014.
2. Климов Е. А. Психология профессионала. — М., 1996.
3. Психология подростка. Полное руководство / под ред. А. А. Реана. — СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
Literatura
1. Diagnosticheskie materialyi dlya professionalnoy orientatsii. — M., 2014.
2. Klimov E. A. Psihologiya professionala. — M., 1996.
3. Psihologiya podrostka. Polnoe rukovodstvo / pod red. A. A. Reana. — SPB.: Praym-EVROZNAK, 2003.