УДК 338
DOI: 10.12737/article 58f9c4da1bad64.82838774
А.А. Сковородко
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Проведен анализ инновационной активности предприятий Брянской области, а также существующих механизмов поддержки малых инновационных предприятий. Рассматриваются проблемы и перспективы развития малых инновационных
предприятии в регионе.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная активность, малое инновационное предприятие.
A.A. Skovorodko
MAIN PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES IN THE BRYANSK REGION
Innovative activity can be defined as a scientific and technical progress direction, and as the process connected with introducing the results of research and development in production. Russian economy development is based on the use of intellectual resource providing maximum efficiency of production at the minimum level of material inputs. The small commercial enterprises carrying out active innovative activity allowing them to create new products and technologies with the minimum expenses play a key role. Recently the importance of innovations increases in the world. The state plays a crucial role in innovative activity development in Russia developing and realizing actions for the support of innovatively active enterprises. In the international practice, small business in market economy is the leading sector of economy, defining rates of
its economic growth, structure and quality of GNP (gross national product). Experience of many small innovative enterprises functioning at higher education institutions has shown that their development will be successful only in case of coincidence of national objectives with interests of higher education institution, the management of the enterprise and its employees. Small innovative enterprises requires state support which is carried out in such forms as: creation of investment institutes; holding competitions of innovative projects and works leading to the development of innovative activity of the educational and research organizations, and business in general.
Keywords: innovative activity, innovative activity, small innovative enterprise.
Введение
Инновационную деятельность можно представить как направление научно-технического прогресса, так и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в производство. Основой развития российской экономики является использование интеллектуального ресурса, обеспечивающего максимальную эффективность производства при минимальном уровне материальных затрат. Ключевой ролью обладают малые коммерческие предприятия, осуществляющие активную инновационную деятельность, позволяющую им с минимальными издержками создавать новые продукты и технологии [2].
Брянская область является одним из индустриальных регионов Центрального федерального округа с развитой промыш-
ленностью и высоким экономическим потенциалом.
Анализ инновационной активности организаций и проблем ее развития
В последнее время в мире возрастает значимость инноваций. Большая роль в развитии инновационной деятельности в России принадлежит государству, которое разрабатывает и реализует мероприятия по поддержке инновационно-активных предприятий. На территории региона расположено большое количество инновационно-ориентированных предприятий и организаций, которые нуждаются в государственной поддержке. Проанализируем изменение инновационной активности предприятий центрального федерального округа (ЦФО) (табл.1).
Таблица 1
Инновационная активность организаций (удельный вес предприятий и организаций, осуществлявших организационные, маркетинговые и технологические инновации в отчетном году по ЦФО), %
2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.
Центральный федеральный округ 8,6 10,2 10,9 10,7 10,9 10,9
Брянская область 8,8 9,6 8,9 7,8 8,2 7,7
Калужская область 8,2 7,8 10,5 10,8 9,6 10,8
Орловская область 11,4 10,6 10,2 8,5 8,5 9,5
Смоленская область 5,5 6,6 6,7 6,6 6,6 7,3
Тульская область 10,5 11,0 13,1 12,9 13,4 12,9
Ярославская область 10,0 12,0 12,3 11,0 10,3 8,7
г. Москва 13,3 18,6 18,6 18,3 18,8 19,7
Малый бизнес является важной движущей силой инновационной деятельности в субъектах России по следующим причинам [3]:
- Иногда малые предприятия являются основой для становления крупных и средних предприятий, при этом инновационная направленность малых предприятий является одним из условий их успеха и развития.
- Сравнительно невысокий уровень затрат на создание малых инновационных предприятий снижает порог проникновения на рынок для научных работников и предпринимателей, намеренных осуществлять коммерциализацию результатов инновационных исследований, что способствует увеличению занятости населения.
- В результате принятия Федерального закона от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ малые инновационные предприятия являются важным элементом в коммерциализации результатов исследований, проводимых в научных и образовательных организациях.
- Малое инновационное предпринимательство развивает инновационную культуру в субъекте и стране, способствует формированию сообщества предпринимателей в сфере инновационной деятельности.
Малый бизнес, оказывая определенные услуги для средних и крупных предприятий (в сфере инжиниринга, информационно-коммуникационных технологий и т. д.), образует вокруг такого рода предприятий сетевые и кластерные структуры.
В настоящее время основными элементами, сдерживающими устойчивое развитие инновационных предприятий в вузах, являются [1]:
- несовершенство российского законодательства;
- отсутствие сформированной производственно-технологической инфраструктуры;
- отсутствие у предприятия свободных собственных денежных средств;
- низкая информационная поддержка;
- недостаточность высококвалифицированного персонала.
Анализ показал, что показатели, характеризующие инновационную активность малых предприятий, снижаются в течение нескольких лет. Это означает, что инновационная политика российского государства должна быть кардинально пересмотрена.
В международной практике, малый бизнес в рыночной экономике является ведущим сектором экономики, определяющий темпы ее экономического роста, структуру и качество ВНП (валового национального продукта).
Направления активизации инновационного предпринимательства в России
Анализ механизмов, стимулирующих развитие инновационного предпринимательства в различных странах, позволил выделить ряд инструментов, которые мо-
гут быть применимы в Российской Федерации [1]:
- совершенствование и развитие системы государственных институтов, обеспечивающих согласование и регулирование различных мероприятий в сфере поддержки малых высокотехнологичных предприятий;
- создание необходимых условий для участия небольших инновационных предприятий в федеральных, региональных и отраслевых программах для реализации разработанных ими проектов;
- обеспечение поддержки малых инновационных предприятий со стороны государства в налаживании внешнеэкономических связей для их выхода на зарубежные рынки с целью экспорта инновационной продукции;
- разработка механизма привлечения неиспользуемого потенциала крупных предприятий для обеспечения различными ресурсами малые инновационные фирмы, а также развитие различных форм взаимодействия крупных и малых инновационных предприятий (лизинг, венчурное финансирование, франчайзинг и т.д.);
- разработка и внедрение на уровне региона программ сотрудничества с предприятиями, создание межрегиональной инфраструктуры, обеспечивающей поддержку малых инновационных предприятий;
- обеспечение со стороны государства необходимыми ресурсами малых инновационных предприятий: материальными, финансовыми и техническими ресурсами, государственными заказами на производство продукции (оказание услуг), а также оказание содействия экспорту инновационной продукции;
- применение налоговых, таможенных льгот;
- формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности предприятий;
-формирование при высших учебных заведениях центров экспертной оценки инновационных проектов, основной целью которых является определение актуальности идей на ранних стадиях инновационного процесса;
- формирование при вузах научно-исследовательских лабораторий, которые будут способствовать их взаимосвязи с малыми инновационными компаниями.
В 2014 реализуется проект «Создание Брянского областного промышленного парка».
Промышленный парк станет уникальной площадкой с производственными помещениями, логистическим складом, лабораторно-производственными площадями, площадками для инновационно-производственной деятельности.
В 2016 году финансирование этого объекта за счет средств федеральной субсидии составило 70 млн. рублей, 22,7 млн. рублей выделено на финансирование из регионального бюджета. С учетом победы в конкурсном отборе по финансированию капитальных вложений, проводимом Министерством экономического развития РФ и выделением Брянской области федеральной субсидии в размере 266 млн. рублей (первое место в конкурсе среди всех субъектов РФ), промышленный парк будет введен в эксплуатацию и начнет свою работу в конце 2017 года. Это совместный проект, который объединяет работу ведущих предприятий региона в радиоэлектронике, технические учебные заведения, инновационный малый и средний бизнес и региональные органы власти.
В 2016 году в Брянской области стартовала программа «Бизнес-старт», целью которой является создание и поддержка малых инновационных предприятий, которые нацелены на разработку и освоение производства новых изделий, технологий или услуг на основе использования результатов проведенных научно-технических и технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих значительный потенциал коммерциализации. Программа направлена на оказание финансовой поддержки в размере до 5 миллионов рублей при условии 100 % софинансирования из внебюджетных средств малым инновационным предприятиям, завершившим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, планирующие
создать или расширить производство инновационной продукции.
Создание малых инновационных предприятий в вузах обусловлено принятием Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания
бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
Динамика создания хозяйственных партнерств представлена на рис.1.
Рис.1. Динамика создания хозяйственных обществ (хозяйственных партнерств) [4]
Как видно (рис.1), из года в год происходит снижение количества создаваемых малых инновационных предприятий в вузах. Основной интерес к созданию таких предприятий проявляют вузы, учредителем которых является Министерство образования и науки РФ. Отдельные университеты формируют собственные механизмы поддержки малого инновационного бизне-
са, внедряя новые механизмы мотивации научно-педагогических работников к предпринимательству.
На сегодняшний день создание небольших инновационных предприятий происходит не только в вузах технического или технологического профиля, но и при гуманитарных и классических университетах.
Южный: 6,85
Центральный; 2S.es
Уральский: 8.40
Дальневосточный: 3,87%
Приволжский: 18,23 %
Северо-Западный: 10.80 %
Северо-Кавказский: 3.12 %
Сибирский: 20-05 %
Рис.2. Распределение созданных хозяйственных обществ (хозяйственных партнерств)
по федеральным округам [4] 300
Направления повышения эффективности и развития инноваций
Выполненный анализ различных этапов формирования и деятельности малых инновационных предприятий при вузах позволяет выделить некоторые ожидания и потребности образовательных организаций, реализация которых будет способствовать улучшению их эффективности и развитию инновационных процессов в обществе:
- разрешение со стороны Минобр-науки РФ использовать показатели финансовой деятельности малых инновационных предприятий в финансовых показателях деятельности вуза;
- продолжение работы по совершенствованию законодательной базы ФЗ-217 с предоставлением возможности вузам снижения доли уставного капитала в малых инновационных предприятий ниже 33,4 процента;
- учет приоритетного участия малых инновационных предприятий в конкурсах на получение финансовых средств или субсидий, проводимых Правительством РФ, Минобрнауки и органами исполнительной власти, ответственными за экономическое развитие в регионах;
- создание центров проведения экспертизы коммерческой привлекательности интеллектуальной собственности и ее финансовой оценки с участием государственного финансирования;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сковородко, А.А. Механизм осуществления вузами инновационной деятельности / А.А. Сковородко // Актуальные проблемы социально-гуманитарных исследований в экономике и управлении: материалы II Международной науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава, магистров и студентов факультета экономики и управления.-Брянск: БГТУ, 2015. - С. 196-200.
2. Сковородко, А.А. Основные направления повышения инновационной активности в брянской области / А.А. Сковородко//Экономические и организационные проблемы управления в современных условиях. Материалы международной науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава. Редакционный совет: В. М. Панченко, Н. А. Кулагина. - Брянск: БГТУ, 2014. - С. 532-536.
3. Женчевская, Н.В. Сравнительный анализ охраны
- руководству вузов способствовать развитию малых инновационных предприятий на этапах стартапа финансированием начальных стадий НИОКР, предоставлением им возможности использовать научное оборудование вуза;
- развитие институтов правовой охраны результатов исследований и разработок.
Заключение
Опыт функционирования многих малых инновационных предприятий при вузах показал, что их развитие будет успешным только в случае совпадения государственных задач с интересами вуза, руководства предприятия и его сотрудников.
Особенно, малые инновационные предприятия нуждаются в государственной поддержке, осуществляемой в таких формах, как: создание инвестиционных институтов; проведение конкурсов инновационных проектов и работ, способствующих развитию как инновационной деятельности образовательных и научно-исследовательских организаций, так и бизнеса в целом.
Малые предприятия имеют значительные преимущества в инновационной сфере, обладают способностями оказывать влияние на развитие инновационной экономики России, и как следствие поддержка их деятельности является одним из приоритетных направлений политики государства.
1. Skovorodko, A.A. Implementation technique of innovation activity by higher education institutions / A.A. Skovorodko // Actual problems of socio-humanitarian research in economy and management: Proceedings of the II International Science-Pract. Conf. of the academic staff, masters and students of Economics and Management faculty. - Bryansk: BSTU, 2015. - P. 196-200.
2. Skovorodko, A.A. Main directions of increasing innovation activity in the Bryansk region / A.A. Skovorodko // Economic and organizational management problems in modern conditions. Proceedings of the International Science-Pract. Conf. of the academic staff. Editorial council: V.M. Panchenko, N.A. Kulagina. -Bryansk: BSTU, 2014. - P. 532-536.
3. Zhenchevskaya, N.V. Comparative analysis of the pro-
результатов инновационной деятельности в России и за рубежом / Н.В. Женчевская, В.В. Спасенни-ков// Вестник Брянского государственного технического университета. - 2015. - №3 (47). - С. 190196.
4. Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // https://mip.extech.ru/ - (Дата обращения: 25.02.2017г.).
5. Официальная федеральная статистика РФ. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gks.ru/
tection and commercialization of innovation in Russia and abroad / N.V. Zhenchevskaya, V.V. Spasennikov // Bulletin of Bryansk State Technical University. -2015. - №3 (47). - P. 190-196.
4. Records and monitoring of small innovative enterprises
in the field of science and education [An electronic resource]. - Access mode://https://mip.extech.ru/-(Date of address: 25.02.2017).
5. Official federal statistics of the Russian Federation. [Electronic resource]: Access mode: http://www.gks.ru/
Сведения об авторах:
Сковородко Алексей Анатольевич
канд. экон. наук,
начальник учебно-методического управления, доцент кафедры «Экономика, организация производства, управление» Брянского государственного технического университета, Тел.: 89103384431, E-mail: [email protected]
Статья поступила в редколлегию 06.07.2016. Рецензент: д-р экон. наук, профессор зав кафедрой «Экономика, менеджмент и социально-гуманитарные дисциплины" Брянского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Ожерельева Марина Викторовна
Skovorodko Alexey Anatolyevich
Can. Ec.,
Head of Educational-methodical management, Assistant Prof. of the Dep. "Economics, Organization of Production, Running the Enterprise" Bryansk State Technical University