Научная статья на тему 'Малые инновационные предприятия: проблемы и перспективы функционирования'

Малые инновационные предприятия: проблемы и перспективы функционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / BUSINESS MANAGEMENT / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATIVE POLICY / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погосян Р. Р.

В статье рассмотрены проблемы создания и функционирования малых инновационных предприятий. Рассмотрены особенности малых инновационных предприятий, их роль в инфраструктуре инновационной системы. Определены основные барьеры, ограничивающие развитие малого предпринимательства в России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Погосян Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article considered problems of creation and functioning of the small innovative enterprises. Features of the small innovative enterprises, their role in infrastructure of innovative system are considered. The main barriers limiting developments of small business in Russia are defined.

Текст научной работы на тему «Малые инновационные предприятия: проблемы и перспективы функционирования»

Р. Р. Погосян

МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы создания и функционирования малых инновационных предприятий. Рассмотрены особенности малых инновационных предприятий, их роль в инфраструктуре инновационной системы. Определены основные барьеры, ограничивающие развитие малого предпринимательства в России.

Ключевые слова

Малые инновационные предприятия, управление предприятием, инновационная политика, инновационная экономика.

R. R. Pogosyan

SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES: PROBLEMS AND PROSPECTS OF FUNCTIONING

Annotation

In article considered problems of creation and functioning of the small innovative enterprises . Features of the small innovative enterprises, their role in infrastructure of innovative system are considered. The main barriers limiting developments of small business in Russia are defined.

Keywords

Small innovative enterprises, business management, innovative policy, innovative economy.

Россия в последние годы в своем развитии взяла курс на всеобщую модернизацию, целью которой является переход на инновационный путь развития. Соответственно, необходимо создать такие условия и механизмы внутреннего обновления, которые были бы способны отвечать на новые вызовы и снижать возможные угрозы внешней среды. На современном этапе развития экономики инновации можно считать одним из основных инструментов решения значимых глобальных и социально-экономических проблем, важным и основным элементом обеспечения конкурентоспособности экономики страны, а также источником ее роста. В настоящее время применяется комплекс мер для активизации инновационной

деятельности — это как прямые, так и косвенные меры. Следует назвать такие прямые меры стимулирования инновационной деятельности, как выделение бюджетного финансирования на различные научные разработки; предоставление в пользование площадей, находящихся в государственной собственности; организация государственных заказов на инновационную продукцию; создание механизмов льготного кредитования инновационных организаций и проектов, в том числе субсидирование процентных кредитных ставок; использование механизмов государственно-частного партнерства и т. д.

Косвенными мерами поддержки инновационной деятельности можно назвать налоговое стимулирование по-

средством налогового кредита, налоговых вычетов или прочих налоговых льгот; применение лизинга инновационного оборудования; предоставление возможности использования различных форм финансирования (венчурного капитала, иностранных инвестиций, кредитных ресурсов и пр.); создание инновационной инфраструктуры и инновационной среды. Следует особо отметить федеральные целевые программы и разработанные ключевые документы, относящиеся к инновационной деятельности, среди них: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. и др.

Однако, если обратиться к статистическим данным, в настоящее время

наблюдается спад инновационной активности. Так, по данным 2014 г., инновационная активность предприятий, которая определяется как «удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций», уменьшилась с 10,1 до 9,9 %, но, следует отметить, тенденция уменьшения наметилась с 2013 г. Также этот тренд наблюдается в целом по основным показателям инновационной деятельности в России: уменьшение удельного веса предприятий, осуществляющих технологические инновации; уменьшение удельного вес инновационных товаров (табл. 1). Эту тенденцию можно объяснить влиянием макроэкономических внешних факторов, следствием чего должен стать комплекс мероприятий по активизации инновационной деятельности.

Таблица 1 — Основные показатели инновационной деятельности в России за период с 2010 по 2014 гг. [2]

№ п/п Наименование показателя 2010 2011 2012 2013 2014

1 Инновационная активность организаций, % 9,5 10,4 10,3 10,1 9,9

2 Удельный вес организаций, осуществлявших тех-

нологические инновации в отчетном году, в общем 7,9 8,9 9,1 8,9 8,8

числе обследованных ор-

ганизаций, %

3 Отгружено товаров соб-

ственного производства, выполнено работ и услуг 25 794 618 33 407 033 35 944 434 38 334 530 41 233 491

собственными силами, млн

руб.

в том числе инновацион-

ные товары, работы, услу- 1 243 713 2 106 741 2 872 905 3507866 3 579 924

ги, млн руб.

4 Удельный вес инноваци-

онных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, вы- 4,8 6,3 8,0 9,2 8,7

полненных работ, услуг, %

В структуре организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, 47 % приходятся на научно-исследовательские организации (рис. 1).

Из данных рисунка 1 видно, что на втором месте по численности организаций, выполняющих научные исследова-

Следует заметить, что наибольший прирост (более 10 %) учреждений высшего образования в структуре приходится на 2011-й год. Такая активизация деятельности вузов обусловлена принятием 2 августа 2009 г. Федерального закона № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (ФЗ № 217), который предоставил вузам и государственным научным учреждени-

ния и разработки, стоят образовательные учреждения высшего образования, составлящие в общем числе 19 %, или 700 организаций, при том, что их численность возрастает (например, в 2012 г. — 562, 2013 г. — 673 организаций).

ям право создавать малые инновационные предприятия. С 1 января 2011 г. в соответствии с ФЗ-№ 83 от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» все бюджетные учреждения, в том числе вузы, получили возможность создавать коммерческие предприятия в уведомительном порядке. Также данные положения были закреплены в Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

организации промышленности,

имевшие научно-исследоват

ельские, проектно-конструк торские подразделения 8 %

образовательны! учреждения

высшего образования 19 %

прочие 15 %

научно-исследовательские организации 47 %

проектные и проектно-изыскательские организации опытные заводы 1 %

1 %

конструкторские бюро

9 %

Рисунок 1 — Структура организаций, выполнявших научные исследования и разработки, по типам организаций по Российской Федерации в 2014 г. [2]

Можно согласиться с утверждением, что «одним из составляющих инновационного развития экономики станет инновационный бизнес и, как необходимый атрибут, — малые инновационные предприятия» [8]. По данным мониторинга малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы Ми-

нистерства образования и науки РФ, в 2009 г. было создано 76, в 2010 г. — 764, а в 2011 г. было уже 1476 предприятий. К середине 2015 г. насчитывалось более 2280 малых инновационных предприятий на базе вузов, внесенных в базу данных хозяйственных обществ, создаваемых в рамках ФЗ № 217 [1] (рис. 2).

Рисунок 2 — Динамика создания хозяйственных обществ (хозяйственных партнерств) [7]

Для России создание малых инновационных предприятий — достаточно новое явление по сравнению с развитыми странами, где потенциал данных организаций достаточно успешно используется. Например, в Швеции, в которой построен эффективный механизм сотрудничества бизнеса и вуза, существует более 1000 различных видов сотрудничества и созданы на базе высших учебных заведений более 14 холдингов. Следует заметить, что Швеция на 2013-й год, «по данным доклада «Глобальный инновационный индекс — 2013», представленного Экономическим и Социальным Советом ООН, лидирует по уровню инновационной деятельности» [8]. Малые инновационные предприятия (МИП) в данном ин-

новационном процессе выступают основным «агентом изменений», которые позволяют путем реализации новаторских и передовых решений обеспечить создание рабочих мест, а также рост общего благосостояния страны.

Можно утверждать, что малые инновационные предприятия (МИП) — это в первую очередь интеллектуальный потенциал, а также гибкий и удобный инструмент для возвращения Российской Федерации статуса передовой в инновационном и технологическом отношении державы. Однако особо актуально для России развитие сектора малого инновационного предпринимательства, что обусловливается высокой вероятностью консервации инерцион-

ного развития экономики, т. е. в данном случае повышение эффективности национальной экономики возможно исключительно за счет импорта зарубежных технологий. Соответственно, при таком сценарии развития событий на невысоком уровне останется исследовательская, опытно-конструкторская и патентная активность отечественных предприятий. Следует констатировать факт ухудшения позиций страны на мировых рынках высокотехнологичной продукции, снижение инновационного потенциала в новых отраслях, а в результате этого достижение установленных показателей, продекларированных в долгосрочной государственной экономической политики РФ, является существенно ограниченным.

Для изменении ситуации и формирования другого сценария развития требуется усиления роли малого инновационного предпринимательства, что позволит сформировать необходимую конкурентную среду, в рамках которой формируются и реализуются различные инновации, обеспечивающие устойчивое инновационное экономическое развитие. Соответственно, одной из важных составляющих государственной инновационной политики является создание привлекательных условий и формирование среды для инновационной деятельности, которая способствует развитию МИП и, главное, повышению степени их выживаемости. Эффективность и результативность такой государственной политики является зависимой от ряда факторов, таких как успешность интеграции в существующую государственную политику, степень дифференциации, долго-срочности, а также механизма практической реализации. Отметим неоднородность малых инновационных предприятий, которая характеризуется различным числом сотрудников, различностью предлагаемого продукта, интенсивностью НИОКР и др. Все вышеперечисленное требует детального изучения и

понимания природы развития МИП. Однако решение этой задачи основывается на выявлении факторов, или, как их часто называют, барьеров, препятствующих развитию малых инновационных предприятий. При исследовании работ как зарубежных, так и российских экономистов можно выделить следующие барьеры, ограничивающие развитие МИП: значительная стоимость работ по созданию и реализации инноваций; затруднительность контроля и мониторинга расходов, связанных с инновациями; сложность доступа к инвестициям и финансовым ресурсам; высокий риск инновационной деятельности; нехватка кадров и трудность в удержании квалифицированных работников; высокое наблюдаемое сопротивление как работников, так и менеджмента к изменениям, вызванными инновациями; недостаточность или отсутствие необходимой технологической и рыночной информации; несущественность или неэффективность государственной поддержки; недостаток нужной региональной инфраструктуры; наблюдаемая экономическая нестабильность национальной или региональной экономики.

Кроме вышеперечисленных проблем в функционировании МИП можно идентифицировать факторы, присущие российской экономике, ограничивающие инновационное развитие малых предприятий и носящие структурный характер. В первую очередь, это отсутствие правовой основы деятельности МИП: так, существующая нормативно-правовая база, регулирующая деятельность МИП, регламентирует в основном сферу интеллектуальной собственности, игнорируя или вскользь упоминая инновационную деятельность. Во-вторых, невысокая востребованность малого инновационного бизнеса, в основном объясняющаяся низкой конкуренцией и отсутствием мотивации у предпринимателей, предпочитающих заниматься деятельностью, стабильно приносящей

прибыль. В-третьих, нехватка или недостаточная квалификация кадров, что выражается в проблеме как с менеджерами, так и с техническими специалистами, а также «утечка мозгов». И последним можно выделить неблагоприятный экономический фон: так, кризисная ситуация в экономики, влияет и на науку и на образование, и как следствие, не дает развиться малому инновационному предпринимательству.

Библиографический список

1. База данных хозяйственных обществ [Электронный ресурс] // Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы Министерства образования и науки РФ. — Режим доступа : https://mip. extech.ru/reestr/reestr.php.

2. Наука и инновации [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rossta t_main/rosstat/ru/statistics/science_and_in novations/science.

3. Никитенко, С. М., Гоосен, Е. В., Ковригина, С. В., Колеватова, А. В. Малые инновационные предприятия как форма квази-ГЧП // Друкеровский вестник. — 2014. — № 3. — С. 60-81.

4. Основы инновационного менеджмента : учеб. пособие / В. М. Джуха, Р. Р. Погосян, А. А. Юрков и др. / под ред. В. М. Джухи. — Ростов н/Д : ИПК РГЭУ (РИНХ), 2014. — 232 с.

5. Погосян, Р. Р. Стратегическое антикризисное управление как основа устойчивого развития предприятия // Современные технологии управления, 2014. — № 06 (42). — Режим доступа : http://sovman.ru.

6. Погосян, Р. Р., Радисюк, Т. М. Поддержка малого предпринимательства как инструмент антикризисной политики государства // Экономические проблемы России и региона : уч. зап. — Ростов н/Д : ИПК РГЭУ (РИНХ), 2014. — Вып. 19. — С. 49-55.

7. Усенко, А. М. Кредитование как направление финансового обеспечения инновационно активных малых предприятий // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2009. — № 29. — С. 188-193.

8. Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://mip. extech.ru/index.php.

9. Янгирова, Ю. Е. Малые инновационные предприятия как фактор развития инновационной активности региона // Актуальные проблемы современности: наука и общество. — 2015. — № 1 (6). — С. 31-36.

Bibliographic list

1. Database of economic societies [Electronic resource] // Account and monitoring of the small innovative enterprises of the scientific and educational sphere of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. — Mode of access : https://mip.extech.ru/reestr/reestr.php.

2. Science and innovations [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rossta t_main/rosstat/ru/statistics/science_and_in novations/science.

3. Nikitenko, S. M., Goosen, E. V., Kovrigina, S. V., Kolevatova, A. V. Small innovative enterprises as form kvazi-GChP // Drukerovskiy messenger. — 2014. — № 3. — P. 60-81.

4. Bases of innovative management: studies. grant / V. M. Dzhukha, R. R. Po-gosyan, A. A. Yurkov etc. / ed. by V. M. Dzhukha. — Rostov-on-Don : PPC of RSUE (RINH), 2014. — 232 p.

4. Pogosyan, R R Strategic crisis management as basis of a sustainable development of the enterprise [Electronic resource] // Modern technologies of management. — 2014. — № 06 (42). — Mode of access : http://sovman.ru.

5. Pogosyan, R. R., Radisyuk, T.M. Support of small business as tool of antirecessionary policy of the state // Economic problems of Russia and region: Scientific notes. — Rostov-on-Don : PPC of RSUE (RINH), 2014. — Vol. 19. — P. 49-55.

6. Usenko, A. M. Crediting as direction of financial security of innovatively active small enterprises // Vestnik of Rostov state economic university (RINH). — 2009. — № 29. — P. 188-193.

7. Account and monitoring of the small innovative enterprises of the scientific and educational sphere of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation [Electronic resource], — Mode of access : https://mip.extech.ru/index.php.

8. Yangirova, Yu. E. Small innovative enterprises as factor of development of innovative activity of the region // Actual problems of the present: science and society. — 2015. — № 1 (6). — P. 31-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.