Научная статья на тему 'Основные принципы преемтвенности среднего профессионального и высшего образования в рамках федерального вуза'

Основные принципы преемтвенности среднего профессионального и высшего образования в рамках федерального вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРИНЦИПЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / CONTINUITY / INTERACTION / EDUCATIONAL PROCESS / PRINCIPLES OF CONTINUITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горобец Даниил Валентинович

Статья посвящена проблеме преемственности среднего профессионального и высшего образования; выделены и раскрыты основные принципы модернизации образовательного процесса; проанализирован аспект практического обеспечения преемственности на основе выделенных принципов; выявлены особенности преемственных связей Гуманитарно-педагогической академии (филиала) и Экономико-гуманитарного колледжа Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горобец Даниил Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PRINCIPLES OF THE SUSTAINABILITY OF SECONDARY PROFESSIONAL AND HIGHER EDUCATION IN THE FRAMEWORK OF THE FEDERAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article is devoted to the problem of continuity of secondary vocational and higher education; highlighted and disclosed the basic principles of the modernization of the educational process; analyzed the aspect of practical continuity on the basis of selected principles; The features of successive relations of the Humanitarian-Pedagogical Academy (branch) and the Economic and Humanitarian College of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky

Текст научной работы на тему «Основные принципы преемтвенности среднего профессионального и высшего образования в рамках федерального вуза»

Педагогика

УДК: 378-056.2

кандидат педагогических наук, доцент Горобец Даниил Валентинович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕЕМТВЕННОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена проблеме преемственности среднего профессионального и высшего образования; выделены и раскрыты основные принципы модернизации образовательного процесса; проанализирован аспект практического обеспечения преемственности на основе выделенных принципов; выявлены особенности преемственных связей Гуманитарно-педагогической академии (филиала) и Экономико-гуманитарного колледжа Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

Ключевые слова: профессиональное образование, преемственность, взаимодействие, образовательный процесс, принципы преемственности образования.

Annotation. The article is devoted to the problem of continuity of secondary vocational and higher education; highlighted and disclosed the basic principles of the modernization of the educational process; analyzed the aspect of practical continuity on the basis of selected principles; The features of successive relations of the Humanitarian-Pedagogical Academy (branch) and the Economic and Humanitarian College of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky.

Keywords: professional education, continuity, interaction, educational process, principles of continuity of education.

Введение. Глобальные и перспективные изменения современного мира вызывают новую концепцию образования, которая предусматривает интегративное единство обучения, воспитания, развития и социализации личности в федеративном образовательном пространстве, а также эффективную организацию и управление этими процессами, поскольку образование XXI века - это образование для человека, способного критически и творчески мыслить, стремящегося к самообразованию и саморазвитию в течении жизни.Сегодня складывается новый идеал развития науки и образования, согласно которому они не только образуют новые связи, но и коррелируют свои парадигмы с человеком, с культурой, творчеством индивида и т.д. В связи с этим огромное значение приобретает государственный приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций», рассчитанный на 2018-2025 годы. Реализация данного проекта предполагает создание проектно-ориентировочных образовательных программ инженерного, медицинского, социально-экономического, педагогического, гуманитарного профилей, формирование и развитие привлекательной социальной и образовательной среды в регионах. Важную роль в решении данного проекта играет оптимизация и интеграция среднего профессионального и высшего образования, что обеспечивает преемственность в многоступенчатой структуре федерального образовательного пространства.Степень разработанности проблемы. По характеру взаимодействия субъектов профессионального обучения можно выделить различные внутривузовские и внешние формы его организации. Так, Д.Н. Стоянова считает, что принципы преемственности образования и его непрерывности должны реализовываться на каждом обучающем этапе, и основываться на идее ступенчатого изучения учебных дисциплин [6]; А.В. Савченков и Е.А. Гнатышина рассматривают преемственность как сетевое взаимодействие образовательных организаций среднего и высшего образования направленное на достижение общей цели - развитие профессиональных и общих компетенций студентов в системе профессионального образования на основе объединения ресурсов и взаимной ответственности [1].

Изложение основного материала статьи. Среди докторских диссертаций, посвященных исследованию различных сторон проблемы преемственности в системе профессионального образования, следует выделить работы А.В. Батаршева, Т.А. Бокаревой, С.М. Годника, В.М. Кожевникова, Ю.А. Кустова, И.Е. Маловой, И.И. Мельникова, З.А. Магомеддибаровой, В.Н. Никитенко, А.А. Прокофьева, С.А. Розановой, А.П. Сманцер, В.А. Тестова, и др.Поскольку опыт работы учреждений среднего профессионального и высшего образования в рамках федерального вуза в Крыму только складывается, то наше внимание привлекли средние профессиональные учебные заведения, которые уже имеют опыт взаимодействия с вузами и которые вошли в состав Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Целью данной статьи является анализ взаимосвязи средних профессиональных и высших структурных подразделений Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, как центра образовательного пространства региона на основе принципов преемственности образования.В структуру Крымского федерального университета имени

B.И. Вернадского входят 8 институтов, 5 академий, 3 научных центра, 6 колледжей и один техникум, а также другие структурные подразделения.В связи с тем, что понятие «преемственность» может рассматриваться по разным направлениям взаимодействия учебных заведений, на наш взгляд уместным будет анализ такого аспекта как практическое обеспечение преемственности и выявление резервов повышения эффективности в совместной деятельности таких образовательных заведений как: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) и Экономико-гуманитарный колледж, расположенные в г. Ялта; Медицинская академия имени

C.И. Георгиевского и Медицинский колледж (г. Симферополь); Академия строительства и архитектуры (г. Симферополь) и Бахчисарайский колледж строительства, архитектуры и дизайна (г. Бахчисарай).Критерием выбора названых профильных учебных заведений является различный характер их взаимодействия.Остановимся на анализе взаимодействия Гуманитарно-педагогической академии (филиала) и Экономико-гуманитарного колледжа, расположенных в г. Ялта, которые одни из первых учебных заведений Крыма начали внедрять идеи преемственности.

Деятельность педагогических коллективов академии и колледжа анализировалась намив контексте принципов модернизации образовательного процесса, среди которых ведущими являются принцип непрерывности и принцип преемственности среднего профессионального и высшего образования.Ниже приводим в тезисном виде результаты проведенной аналитической работы.

Мы разделяем мнение Г.Г. Юлдашевой о том, что принцип непрерывности имеет очень большое значение, поскольку предполагает качественно иной тип взаимодействия личности и общества [7]. Для решения вопроса непрерывности образования в Экономико-гуманитарном колледже прежде всего работают над формированием творческой личности, открытой к новому, способной к деятельности в новой экономической и социально-образовательной ситуации, ориентированной на продолжение обучения в Гуманитарно-педагогической академии.

Принцип преемственности в силу своей многоплановости считается универсальным, так как он направлен на развитие педагогических, дидактических, психологических, социально-профессиональных, организационно-управленческих и других процессов в среднем профессиональном и высшем учебном заведении [3, с. 22-24].

Было выявлено, что именно в развитии этих процессов проявляется доминирующая роль преемственности, потому что она влияет на их развитие и эффективность, является механизмом постепенного образования взаимосвязи, взаимодействия всех субъектов деятельности и повышает ее эффективность. Отсюда возникает необходимость рассмотрения проблемы обеспечения преемственности учебно-воспитательного, учебно-практического, научно-исследовательского процессов, самостоятельной учебной деятельности при переходе обучающихся из среднего профессионального в высшее учебное заведение. Анализ опыта работы колледжей показал, что современная педагогическая практика нуждается не только в использовании уже известных механизмов обеспечения преемственности через согласование целей, содержания, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса, но и в разработке обновленных теоретико-методологических основ оптимизации деятельности разноуровневых учебных заведений, определении принципов, требований, закономерностей, условий и технологий обеспечения преемственности среднего профессионального и высшего учебного заведения в организации управленческой деятельности руководителей, учебно-воспитательного и научно-исследовательского процесса преподавателей и научно-педагогических кадров, самоорганизации учебной деятельности студентов.

Одним из фундаментальных методологических принципов, безусловно, выступает гуманистическая направленность образования. Гуманизация является одним из критериев качества учебно-познавательного процесса, как в колледже, так и в академии и рассматривается как необходимый элемент педагогики сотрудничества. При этом обучение и воспитание должны походить на основе глубокого понимания человека как основной ценности общества, а не только его производительной силы. Организация учебно-воспитательного процесса в колледже должна строиться так, чтобы включение в него обучающихся способствовало всестороннему развитию их личности, созданию условий для сознательного выбора жизненных и профессиональных перспектив, которые могут быть реализованы в академии.Выявлено, что ведущее место в педагогической системе колледжа отведено развитию творческой одаренности обучающихся как будущих студентоввысшего учебного заведения - академии. Итак, концептуально колледж и академия направлены на то, чтобы стать целостной педагогической системой, в которой осуществляется развитие творческих способностей обучающихся, приобретаются умения организации и выполнения научно-исследовательской работы, самостоятельного приобретения знаний, что является главным смыслом работы профессорско-преподавательского состава.

Принцип демократизации образования заключается, прежде всего, в признании права на свободный выбор и проявление индивидуальности каждого человека. В образовательном процессе принцип демократизации обеспечивает для обучающихся осознание взаимосвязи между правами и обязанностями каждого участника образовательного процесса и устройством системы образования и общества в целом, требует преодоления авторитарного стилявоздействия на личность студента и обеспечение педагогического сотрудничества, подразумевает учет мнения коллектива и каждой личности, способствует повышению эффективности индивидуальной работы и внедрению в учебно-воспитательный процесс инноваций, ориентирует на самоорганизацию и самоуправление личности и коллектива в целом.

Результаты анализа подтверждают, что в Экономико-гуманитарном колледже и Гуманитарно-педагогической академии процессы демократизации направлены на повышение роли педагогических и студенческих коллективов в управлении учебными заведениями, в выборе стратегических направлений их развития. В образовательном пространстве колледжа и академии учитывается уровень личностных и индивидуальных качеств студентов, их творческих способностей, разрабатываются и активно реализуются программы индивидуального развития и самосовершенствования личности обучающихся, внедряются современные технологии психолого-педагогического сопровождения, в оценке сотрудников и студентов учитывается общественное мнение и реальный вклад каждого в деятельность учебного заведения.

В условиях распространения информационных технологий исчезает необходимость перегрузки памяти знаниями, которые не обязательны для использования на практике. Поэтому важно научить студентов обрабатывать полученную информацию, пользоваться информационными источниками для решения различных задач, делать выводы прогнозировать свою образовательную и профессиональную деятельность.В связи с этим в современном образовательном пространстве приобретает особую значимость принцип экономичности, который предполагает включение в содержание образования только тех знаний, которые необходимы для полноценной жизни и будущей профессиональной деятельности. В условиях ухода в учебном процессе от репродуктивного типа усвоения знаний студентам, как колледжа, так и академии необходимо усвоить алгоритмы поиска и усвоения конкретной информации, которая обязательна для будущей профессии или соответствует выбранной индивидуальной образовательной траектории. Современный профессиональный колледж в условиях демократизации и индивидуализации обучения должен фундаментально подготовить обучающихся к дальнейшему осознанному образовательному процессу в высшем учебном заведении. Кроме того, данный принцип способствует сохранению усилий и энергозатрат молодого организма. Экономико-гуманитарный колледж позиционируется как экспериментально-исследовательская лаборатория по апробации нового содержания образования по социально-гуманитарным дисциплинам. В колледже разработана целостная образовательная программа, установлены критерии эффективности ее реализации и отбора содержания образования. В учебном плане определены учебные дисциплины, которые перекликаются с учебными дисциплинами высшего образования и являются основой для дальнейшего освоения на уровне академии.Анализ учебной деятельности в колледже и академии показал, что основой обучения является помощь каждому студенту в совершенствовании его знаниевого опыта, в развитии способностей и в раскрытии индивидуальности. Такой подход к организации учебно-

воспитательного процесса предполагает формирование модели выпускника колледжа как личности исследовательского типа, что очень важно для его дальнейшего обучения в вузе.

Принцип качества образования всегда определял потребности общества, государства, личности [5]. Ведущим фактором достижения качества образования в Экономико-гуманитарном лицее и Гуманитарно-педагогической академии является сочетание базовых фундаментальных и профессиональных знаний, которые дают возможность выполнять функции исследователей. Этому также способствует при составлении учебных программ учет принципа активизации учебной деятельности студентов в процессе освоения учебных дисциплин. Каждый студент выступает субъектом собственной учебной деятельности, в которой происходит его саморазвитие, самореализация, самосовершенствование. Поэтому в колледже и академии предусмотрено самостоятельное изучение студентами отдельных предметов на основании индивидуальных графиков обучения и разработанных преподавателями индивидуальных учебных программ.Отметим, что деятельность Экономико-гуманитарного колледжа и Гуманитарно-педагогической академии направлена, прежде всего, на воспитание интеллектуальной элиты в регионе, на развитие талантов и способностей одаренных студентов как будущих создателей новых технологий, соискателей новых знаний, активных исполнителей профессиональных обязанностей, способных к самосовершенствованию.

Исходным принципом нового педагогического мышления является принцип инновационности, который реализуется в колледже и академии через открытость для различных мнений, взглядов, убеждений; через сотрудничество, сотворчество и построение диалогических контактов между обучающимися и преподавателями; через открытость студенческого и преподавательского коллективов культуре, обществу, миру [2]. Поэтому образовательная среда в учебных заведениях построена таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я»-образа, когда создаются условия для развития каждой личности и проявления личностной инициативы, для преобразования учебно-профессионального обучения в Экономико-гуманитарном колледже на профессионально-исследовательское образование, которое характерно для Гуманитарно-педагогической академии.Реализация принципа инновационности в Экономико-гуманитарном колледже обусловила также и изменение характера построения образовательного процесса. Анализ работы педагогического коллектива показал, что в учебном заведении учебно-воспитательный процесс организован как органическое взаимодействие воспитательной работы, учебной и научно-исследовательской деятельности, которые реализуют педагогику сотрудничества и направлены на развитие личности. Образовательная программа колледжа ориентирована на дальнейшее получение высшего образования в академии и других структурных подразделениях Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

Личностно ориентированное обучение ставит задачу обеспечения общего развития и саморазвития личности, ее интеллектуального потенциала, формирование в мировоззрении студента целостной картины мира. В центре личностно ориентированного подхода стоит личность студента и преподавателя, поэтому такое обучение рассматривается в педагогической литературе как воплощение гуманистической парадигмы в практику реального учебно-воспитательного процесса. Так, О.М. Пехота понимает личностно ориентированное обучение как такое, которое учитывает индивидуальные задатки, способности и возможности каждого студента и преподавателя, использует современные педагогические и информационные технологии не только для овладения определенной суммой знаний, умений и навыков, но и, что самое важное, способствует развитию личности каждого участника педагогического взаимодействия [5]. Принцип личностно ориентированного обучения в Экономико-гуманитарном колледже направлен на создание возможностей для обучающихся строить собственную образовательную траекторию, выбирая индивидуальную учебную программу. Реализация личностно ориентированного подхода позволяет педагогическому коллективу создать условия для развития личности студентов, варьировать время, объем, сложность учебного материала, выбирать оптимальные формы, методы, технологии обучения, рационализировать нагрузку преподавателя и студента.

Не маловажную роль в организации образовательного процесса в колледже и академии играет принцип дифференциации и индивидуализации, который декларирует личность студента как ценность, требует учета психического, физического, социального, интеллектуального и духовного его развития, стимулирования активности обучающегося в раскрытии творческой индивидуальности.

В профессиональном образовании под дифференциацией понимают такую форму организации учебного процесса, при которой преподаватель учитывает потребности, природные способности обучающихся, создает условия для повышения уровня самоактуализации, самоутверждения и самопознания. Такая дифференциация называется внутренней, ее изучали Х. Лийметс, Н. Мудрик, Г. Щукина и другие ученые, считая ее важным фактором развития познавательной активности обучающихся, основанной на развитии интереса и познавательных потребностей личности.Индивидуализация позволяет органично продолжить воспитание, обучение и развитие в соответствии с его индивидуальными особенностями, опытом и биографии.Анализ деятельности педагогической системы Экономико-гуманитарного колледжа показал, что реализация принципа дифференциации и индивидуализации обучения позволила разработать и внедрить программу индивидуального развития и саморазвития личности студента. Перевод на индивидуальный график обучения осуществляется преподавателями с целью создания оптимальных условий для удовлетворения интересов, склонностей студентов, предоставления им дополнительных возможностей для реализации творческих способностей и качественного освоения образовательных программ среднего профессионального образования. Принцип единства предполагает общность целей, задач каждого из ступеней образовательных организаций - колледжа и академии, преемственность между ними, что позволяет выявить резервы во взаимодействии педагогических систем этих учебных заведений. Так, в институтах Гуманитарно-педагогической академии разработаны комплексные программы подготовки специалистов с учетом абитуриентов, которые продолжают свое профессиональное обучение, поступая в вуз из колледжа. Такие программы охватывают весь учебно-воспитательный процесс и направлены на обеспечение его целостности, непрерывности и разносторонности. То есть, такая сквозная организация обучения во взаимодействии колледжа и академии имеет важные особенности: предотвращение повтора содержания, изученных в колледже совпадающих учебных дисциплин и спецкурсов; продолжение работы над научной темой в академии. Все выпускники колледжа имеют возможность самостоятельно, в индивидуальном темпе изучать отдельные предметы, сдавать экзамены экстерном за университетский курс. Еще в колледже обучающиеся знакомятся с требованиями к будущему студенту академии, что дает им возможность быстро адаптироваться

к студенческой жизни высшего учебного заведения. Продолжая в академии работу по выбранной в колледже научной теме, студенты имеют научный материал, достаточный не только для курсовой работы, но, в отдельных случаях, и для выпускной квалификационной работы магистра. Профессиональное образование основывается на комплексе принципов, в числе которых принципы вариативности и альтернативности (образовательных программ, технологий обучения и учебно-методического обеспечения).Реализация принципов вариативности и альтернативности в педагогическом процессе требует признания правомерности различных путей реализации целей и задач среднего и высшего профессионального образования на основе функционирования различных типов учебных заведений, использования различных педагогических систем и технологий. В колледже применяются такие формы и методы обучения, которые учитывают индивидуальные и личностные качества обучающихся.На основании обобщения опыта работы названных выше учебных заведений можно считать, что Экономико-гуманитарный колледж и Гуманитарно-педагогическая академия являются не только научно-учебным объединением, но и научно-исследовательским учреждением. В колледже введен линейный принцип расписания занятий, что обосновывает отход от классно-урочной системы учебного процесса, и дает возможность обучающимся адаптироваться к лекционно-семинарской системе обучения, характерной для высшей школы. Принцип национальной направленности образования предусматривает модернизацию системы образования в Крыму на основе национального и духовного возрождения общества, достойного воспитания молодого поколения, развития собственной науки и техники в направлении российских и мировых стандартов и требований. Образовательный прогресс является основой для успешного становления государственности и процессов демократизации в Крыму. Экономико-гуманитарный колледж один из первых в Украине вошел в состав Гуманитарно-педагогической академии (в то время - Гуманитарно-педагогический университет). Данные учебные заведения долгое время работают в тесном взаимодействии. В настоящее время они являются своеобразным центром возрождения русских традиций и культуры в регионе. Активное участие студентов колледжа и академии в возрождении культурных ценностей и духовных достижений родного народа способствует формированию у них многонационального самосознания, гуманности и человеческого достоинства.

Итак, опыт взаимодействия Гуманитарно-педагогической академии (филиала) и Экономико-гуманитарного колледжа, входящих в состав Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского показывает, что система отобранных и приведенных выше принципов является достаточно разработанной, и это позволяет утверждать, что она может служить научно-теоретическим основанием для анализа взаимодействия других средних профессиональных и высших учебных заведений.

Выводы. Анализируя все полученные результаты, можем констатировать, что реализация системы данных принципов происходит во взаимосвязи педагогических, психологических, дидактических, социальных, социально-профессиональных, организационно-управленческих и других аспектов, позволяет их содержательно охарактеризовать и направляет на повышение эффективности педагогической системы как академии, так и колледжа. Соответственно, принципы влияют на эффективность организации учебно-воспитательного, учебно-познавательного процесса и научно-исследовательской деятельности учебных заведений. Кроме того, система рассмотренных выше принципов характеризует стабильное и эффективное функционирование учреждений среднего и высшего профессионального образования. То есть, прослеживается закономерность - чем более полно и творчески реализуются данные принципы, тем более эффективным является взаимодействие колледжа и вуза, тем быстрее создаются условия для обеспечения преемственности этих учебных заведений.На основании вышеизложенного можем сделать вывод, что внедрение указанных принципов во взаимодействии Гуманитарно-педагогической академии (филиала) и Экономико-гуманитарного колледжа КФУ имени В.И. Вернадского является системным и взаимосвязанным. В то же время система выделенных принципов остается открытой и может быть дополнена другими принципами, которые будут положительно влиять на развитие взаимодействия учебных заведений среднего и высшего профессионального образования в ходе модернизации образовательного процесса.

Литература:

1. Гнатышина Е.А., Савченков А.В. Преемственность среднего профессионального и высшего образования как социальная проблема / Е.А. Гнатышина, А.В. Савченков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. - №2. С. 14-17.

2. Иванова Е. Современный педагог в системе личностно-ориентированного образования / Е. Иванова // Гуманизация учебно-воспитательного процесса: научно-методический сборник. - Славянск: Издательский центр СГПУ, 2005. - Вып. XXVIII. - С. 3-5.

3. Кожевников В.М. Наступшсть як загально педагопчний закон / В.М. Кожевников // Рщна школа. -2006. - № 9. - С. 22-24.

4. Набока О.Г. Качество образования как средство усиления конкурентных основ вуза / О.Г. Набока // Инновационный менеджмент в системе модернизации управления образованием: материалы Междунар. научн.-практ. конф. - Донецк: ВЕК, 2014. - С. 162-164.

5. Пехота О.М. Технологии педагогического образования: цель, содержание, особенности внедрения в современных условиях / О.М. Пехота // Научный сборник Николаевского национального университета имени В.А. Сухомлинского. Серия: Педагогические науки. - 2013. Вып. 1.40. - С. 26-31.

6. Стоянова Д.Н. Преемственность профессионального образования с помощью создания интегративных программ обучения на государственном, региональном и локальном уровнях / Д.Н. Стоянова // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. Выпуск №1(43). Часть 4. Педагогические науки. - С. 48-49.

7. Юлдашева Г.Г. Некоторые аспекты принципа преемственности / Г.Г. Юлдашева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2013. - С. 23-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.