ской знати. К тому же чагатайские ханы не проявили твердости в достижении своих целей, что во многом стало причиной неудачи административных, политических и социальных реформ.
Исследование вопросов территории государства Чингизидов и административного управления в Средней Азии показало, что в Чагатайском улусе, образованном в 30-е годы XIII в., появилась своеобразная форма системы административного управления. В управлении государством основная роль принадлежала военным сановникам, а области и районы управлялись правителями, избираемыми из числа представителей местного населения. В первые годы образования Чагатайского улуса монгольские начальники почти не вмешивались в дела местного управления. Такое положение объясняется несколькими факторами. Во-первых, в связи с отсутствием у правителя четких позиций в осуществлении своих целей наблюдалось постоянное вмешательство во внутренние дела представителей улуса Джучи, хулагуидских ханов и кагана. Во-вторых, правители улусов не находили поддержки ни со стороны тюрко-монгольских аристократов, ни со стороны местных правителей. В-третьих, следует отметить усиление внутренних противоречий между ханом и существующей системой по причине несовпадения интересов местной власти и правителей.
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»
Юсупова Н.Ж.,
кандидат юридических наук, доцент
(Международная исламская академия Узбекистана) ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИСЛАМСКОГО ПРАВА В УКРЕПЛЕНИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация. В данной статье рассматриваются историко-право-вые и культурно-нравственные аспекты семейных отношений в исламском праве, а также их урегулирование с социальными, общественно-историческими, социально-экономическими, правовыми, просветитель-ско-организационными основами.
Ключевые слова: семейные проблемы; брачные отношения; права женщин; семейное право; Коран; хадисы.
Несомненно велика роль и влияние семьи в формировании и развитии своеобразной духовности каждой нации, так как самые чистые и кристальные чувства человека, его первые понятия и воображения о жизни формируются в первую очередь именно в семейной среде.
Реформы, осуществляемые сегодня в Узбекистане, где человек и его интересы считаются приоритетными, по своему коренному содержанию служат благополучной и достойной жизни населения.
Семья считается основной социальной ячейкой общества, и все отношения, ценности и традиции в данном обществе связаны в определенной степени с семьей. Семья является священной крепостью, способствующей формированию подрастающего поколения, и занимает важное место в обществе, основой которого она и является. Первичные понятия, присущие нашей национальной идеологии, прежде всего проникают через семью (наставления предков, пример отца, любовь матери).
Семейный быт во все времена имел большое значение в развитии человечества, и поэтому с древних времен особенности семейных отношений, проблемы семьи, предупреждение ее распада интересовали мыслителей всех эпох. В частности, всемирно известные мыслители Узбекистана, анализируя проблемы предупреждения семейного кризиса, создали многочисленные произведения, чтобы довести до широких народных масс семейные принципы ислама. В таких священных источниках, как Благородный Коран и хадисы, встречается множество призывов о сохранении святости семьи и создании брака. В исламской религии создание семьи рассматривается как указание Аллаха пророкам. В частности, в 38 аяте суры «Гром» написано: «Мы посылали до тебя посланников и даровали им супруг и потомство». Как пишется в комментарии к этому аяту, «... когда появилась религия ислам, некоторые люди предъявили претензии к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) "это что за пророк, пищу принимает, семью создает", тогда Аллах через этот священный аят разъяснил людям, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) тоже сын человеческий, он также может жениться, размножаться, как и другие пророки до него». Согласно хадису от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), «Четыре вещи Сунны пророков - это стыд, аромат, применение мисвака (зубной щетки) и брак».
В другом аяте написано так: «Среди его знамений - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (Рум, 21).
В исламе брак признается священным, а семья нерушимой, защищается святость уз между мужчиной и женщиной и не допускается совместная жизнь мужчины и женщины без заключения брака. Данное обстоятельство удерживает мусульман от легкомысленного отношения к браку и семье. В исламском праве допускается развод только в тех случаях, когда уже нет возможности для продолжения семейной жизни и достижения целей, ожидаемых от нее. По данному вопросу известны следующие хадисы от Пророка: «Женитесь, не разводитесь, потому что от слова развод (талак) дрожат даже небеса Милосердного», «Из дозволенного, которое не по душе Аллаху, - это развод».
В целом в исламском учении по вопросам семейных отношений необходим подход с духовно-просветительского, социально-правового и исторического аспектов, который достигается путем изучения основ формирования, развития и укрепления семейных отношений.
Конечная цель проводимой в Узбекистане политики - это духовное возвышение нации, обеспечение социально-экономического развития общества через духовные качества и моральные критерии. Так, «в формировании и возвышении своеобразной духовности любой нации несравнимо место и влияние семьи. Так как самые чистые и кристальные чувства человека, его первые понятия и воображения о жизни формируются, в первую очередь, именно в семейной среде. Фундамент таких святых понятий, как добро и благородство, любовь, честь и стыд, определяющих характер, природу и мировоззрение ребенка, несомненно создается в условиях семьи».
Как известно, произведения, созданные узбекскими учеными по исламской науке, в частности по исламскому праву и семейным отношениям, духовному наследию, имеют огромное значение в ознакомлении с историей государства и права Узбекистана. Причиной этому является тот факт, что принципы исламского права в течение почти 13 веков действовали в регионе, а их изучение считается изучением значительной части истории государства и права страны.
Правоведы Маверауннахра Средних веков своими произведениями внесли вклад в развитие права ханафитов. Такие бесцен-
ные произведения, как «Фатовои Козихон» Фахруддина Казихана, «Хулосатул Фатово» Ифтихоруддина Тахура ал Бухари, «Ал-Хидоя» Бурханиддина Маргинани, «Мухтасарул-Викоя» Убайдул-ла ибн Масъуда, «Мажмаъ ул-Максуд» Максудходжа ибн Мансур-ходжи и многие другие редкие произведения, до сих пор не потеряли своей актуальности. В этих классических произведениях делается вывод, что вопросы семейных отношений существуют с тех пор, как возникло человеческое общество. Вопросы семьи связаны с социальными отношениями в обществе, отношениями между нациями, государствами, культурами и цивилизациями. На каждом этапе исторического развития к данным вопросам был свой подход и стремление к его решению.
С учетом своеобразия норм исламского права необходимо выделять духовно-просветительские, социально-правовые и исторические аспекты при раскрытии правового положения участников семейных отношений в исламе. В большинстве произведений по религиозному юридическому праву, написанных в Мавера-уннахре Средних веков, исследованы не только нормы шариата, но и местные обычаи, изучены способы решения семейных проблем исходя из условий жизни и обычаев в регионе. Нормы шариата по семейным отношениям и местные ценности были совершенными по своему значению, поэтому их можно использовать и сегодня (например, в вопросах разводов, которые приобретают актуальное значение). Упоминаемые в исламском семейном праве такие понятия, как согласие, материальное обеспечение, институты неприкосновенности имущества жены (махр) и осознание сути обязанностей супругов, имеют огромное значение в понимании святости семейного очага.
Самое основное и священное условие создания семьи в исламе - это бракосочетание. В исламе данный вопрос всесторонне проработан. В нем определены условия бракосочетания, основы для признания действительности брака, права и обязанности мужа и жены, вопросы развода. Основная цель условий, указанных в нормах исламского права, состоит из формирования здоровых, чистых брачных отношений. Отношения между супругами строятся не на основе экономической и юридической зависимости жены от мужа или мужа от жены, а на основе взаимопомощи, поддержки друг друга супругами, имеющими равные права и обязанности. В исламе брак - это добровольно созданный союз мужчины и женщины. Нормы исламского права подразумевают дееспособность каждого лица; каждый в браке пользуется личными и имущест-
венными правами при заключении брака и далее. Брак - это священный, вечный и пожизненный союз, его высшая цель - рождение и воспитание детей. Все права и обязанности женщин, вытекающие из семейных отношений в исламе, хотя и соответствуют современному законодательству, в то же время имеют ряд особенностей, проявляющихся в таких имущественных отношениях, как материальное обеспечение, махр, наследство.
Согласно исламскому учению, мужчина и женщина равны в семье и в обществе, они должны выполнять социальные и светские задачи в соответствии со своими нуждами и потребностями и, следуя по пути шариата, заниматься только благими делами. Об этом в 228 аяте суры «Корова» Священного Корана указывается: «Жены имеют такие же права, как и обязанности...», также в 19 аяте суры «Женщины» Аллах приказывает мужчинам: «Вам не дозволено наследовать женщин против их воли». В исламе женщине предоставлено право определять свою судьбу при вступлении в семейные отношения. Кроме того, она имеет имущественные и неимущественные права как дееспособное лицо в семье. В доисламские времена женщине не полагалось имущество, она была лишена права заниматься какой-либо независимой работой, приносящей пользу, была лишена права на наследство. С точки зрения ислама, женщина после вступления в брак не теряет свои имущественные права.
Материальное обеспечение жены (пособие) - это обязанность мужа. Обеспечение, воспитание и обучение детей также является задачей мужа. Если женщина имеет свое имущество, то она может его тратить на детей по своему усмотрению. Также воспитание, образование и культура, развитие дочери входит в обязанности отца, а после вступления ее в брак - это обязанности ее мужа. Материальная помощь для женщины, оставшейся без отца и мужа, возлагается на ее брата или на заменяющее его лицо. В целом в исламе женщина не может остаться без материальной помощи. Обеспечение дочери возлагается на отца, жены - на мужа, сестры -на брата, матери - на сына. Наряду с этим ислам создает для женщин в семье условия в экономической сфере - для предпринимательства и свободного получения образования, в духовно-просветительской сфере - для повышения активности каждой женщины и проявления своих творческих и просветительских граней в соответствии со своими способностями.
В положениях ислама, регулирующих семейные отношения, нашли свое отражение общечеловеческие ценности и идеи гума-
низма, принципы морального воспитания, присущие Востоку. Нормы морали в исламе, хотя отражают нормы права патриархального типа, на самом деле направлены на укрепление семьи и фундамента супружеской жизни. Об этом так написано в 34 аяте суры «Женщины»: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины - благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах...» Согласно решению шариата, муж, прежде всего, ответствен за все финансовые аспекты семьи и является ее защитником. Он - глава семьи, потому что на него возложена такая ответственная задача, как представление интересов всей семьи. И по этой причине, для стабильной дисциплины в семье, от женщины требуется подчинение ему в благих делах. На наш взгляд, лицо, одновременно ответственное за обеспечение внутреннего порядка в семье и защищающее ее, достойно иметь такие правовые полномочия. Заслуживают внимания правила, установленные нормами исламского права, которые должна соблюдать жена по отношению к своему мужу. Они состоят в следующем: во-первых, жена не должна выходить из дома без разрешения мужа, не допускать в дом без его разрешения чужих людей, не должна транжирить имущество мужа; во-вторых, как хозяйка дома должна выполнять домашние работы без принуждения; в-третьих, жена должна согласовывать свое настроение с настроением мужа: если он веселый, жена также должна быть веселой, если муж в плохом настроении, она должна проявлять сочувствие; в-четвертых, жена должна ограничиться тем, что муж приносит в дом, и не требовать от него лишнего и т.д. В исламе женщина, прежде всего, рассматривается, как человеческое существо признается, что она также имеет человеческий дух и душу: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих!..» Ислам целиком признает гуманистические качества женщины, определяет ей сферу образования, дает свободу в финансовых вопросах после достижения зрелого возраста, гарантирует, что ни отец, ни муж не могут вмешиваться в ее дела. Ислам не запрещает женщине трудиться, а наоборот, настаивает, чтобы она занималась работой, которая соответствует ее призванию и таким образом защищает ее от тяжелого труда. Это служит гарантией социальной защиты женщин. Обеспечение детей, воспитание, обучение определены как обязанности отца или старшего брата, а в случае их отсутствия - другого родственника
мужского пола. Экономический фактор имеет огромное значение в обеспечении крепости семьи. Женщина в процессе беременности, рождения и воспитания ребенка не может заниматься трудовой деятельностью для обеспечения себя и ребенка. Данную задачу осуществляет мужчина. Мужчина является защитником семьи, материально обеспечивающим лицом, хозяином орудий труда, дома, предметов быта, кроме того он крепче физически и по этой причине считается ведущим в семье.
Невозможно отрицать значение ислама, который определяет духовно-моральные аспекты жизни людей. Восстановление религиозных ценностей положительно влияет на духовное оздоровление и укрепление семьи. Однако неправильное и поверхностное истолкование исламских семейных принципов может привести к дискриминации женщин в семье и в обществе. Надо отметить также, что в последнее время дискриминируются права и свободы сторон в семье под маской требований ислама и шариата. Оправдание таких «недугов» современности под видом морально-духовных требований ислама - это поддержка поверхностного, мракобесного отношения к вопросу «ислам и семейные отношения» в обществе. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будьте справедливыми в отношениях с женщинами и детьми, так как справедливость в исламе - это показатель совершенства человека».
В исламе формируется честное и доброе отношение ко всем членам общества. Это должно в первую очередь формироваться в семье и, в основном, в отношениях между супругами. Об этом много написано и в Священном Коране и в хадисах. Аллах указывает, что каждому мусульманину надо быть в хороших отношениях со своей женой. В хадисе от Абу Хурайры сказано: «Женщина создана из ребра.., если хочешь ее подправить, можешь сломать. Раз так, то к женщинам всегда относитесь милосердно!»
В Узбекистане претворяются в жизнь исламские семейные принципы, такие как воспитание здорового поколения, укрепление семьи, уважение женщин, защита материнства и детства. Создание в обществе достаточных защитных гарантий относится к внутренним компетенциям государства. Все законы, относящиеся к семье любого государства, создаются на основе международных норм и прав, а также религии и обычаев конкретного государства. Нормы религии и обычаев достойны быть частью национального права, и поэтому невозможно отрицать взаимосвязь национальной право -вой системы с правилами шариата и обычаями.
Мероприятия, которые осуществляются сегодня в независимом Узбекистане, доказывают, что проблема семьи в стране поднята до уровня государственной политики. А к вопросу семейных отношений в современном обществе требуется подходить с общественно-социальных и национальных аспектов.
Исходя из общих выводов, полученных в результате данной научной статьи, считаем необходимым выдвинуть ряд предложений, на которые необходимо обратить внимание в процессе воспитания и обучения при дальнейшем развитии основной задачи семьи перед обществом и улучшении защиты детства и материнства:
- для дальнейшего укрепления места семьи в обществе, прав сторон, находящихся в семейных отношениях, надо опираться на такие нормы исламского права, которые проверены жизненным опытом в течение веков и которые отвечают интересам семьи. Их необходимо анализировать и правильно истолковывать. На наш взгляд, чтобы достичь этой цели, надо серьезно соблюдать правила, основанные на демократических принципах, относящихся к семейному праву;
- можно достичь снижения количества семейных разводов путем правильного истолкования основ создания семьи, норм, относящихся к правам и обязанностям супругов, основанных на правилах брака и семейных отношений по шариату, которые считаются национальными ценностями Узбекистана. Основная часть сегодняшних семейных разводов возникает из-за несовместимости супругов, сочетавшихся браком в некоторых семьях по воле родителей и не знающих своих прав и обязанностей, а также из-за неготовности к семейной жизни;
- для обеспечения равноправия участников семейных отношений в семье необходимо иметь в виду все гарантии, определенные в исламских правовых нормах;
- для обеспечения крепости семьи необходимо повысить уровень грамотности в области семейного права участников семейных отношений, а для этого надо знакомить молодое поколение с правилами действующего законодательства и принципами исламского права, связанными с укреплением семейных отношений, которые приводятся в произведениях узбекских мыслителей; необходимо готовить молодежь к семейной жизни;
- для реализации государственной политики по делам молодежи, намеченной в пункте 4.5. «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 годы», необходимо воспитывать в молодых людях высокие
моральные качества, повышать педагогическую культуру и социальную активность родителей, усиливать их ответственность по воспитанию детей, воспитывать молодежь с крепким идеологическим иммунитетом, брать под контроль поведение детей из неполных семей и попавших под влияние «массовой культуры», доводить до широких масс вопросы, относящиеся к теме семьи, а также принимать другие профилактические меры;
- необходимо оздоровление социально-духовной атмосферы в семьях, предупреждение преступлений, совершаемых женщинами и несовершеннолетними детьми, ситуаций суицида, системное осуществление работ по социально-психологической защите женщин, находящихся в депрессивном состоянии;
- в учебных заведениях необходима организация специальных курсов «Школа семьи» в целях подготовки девушек к браку, по повышению их уровня знаний и навыков по раннему браку, репродуктивному здоровью, вопросам гигиены, необходимо широкое разъяснение принципов нерушимости семьи и эффективное использование в этих целях просветительско-воспитательного значения принципов ислама. Так, «распространение богатого, исторического, научного, духовно-интеллектуального наследия, его сохранение без ущерба, научный анализ, предоставление всесторонних сведений специалистам, студентам и ученикам, обучающимся в соответствующих направлениях образования, широкая пропаганда в среде мирового сообщества произведений великих ученых и мыслителей, их эффективное применение в развитии современной науки и образования, культуры, практики, их доведения до будущих поколений» - задача сегодняшнего дня.
Нормы исламского права, которые находятся в крови узбекского народа, занимают огромное место в сохранении чистоты духовного мира граждан страны. Как подчеркивает Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев, «наша священная религия и в будущем без сомнения послужит средством, которое невозможно заменить ничем для объединения нашего народа, независимо от национальности и языка, стимулирует к духовной чистоте, миру, добру, толерантности, взаимоуважению и сплоченности».
Ислам имел огромное значение в формировании национального менталитета узбекского народа, которое, в свою очередь, также имело значительное влияние на развитие образования и науки в нашей стране. По этой причине мы должны передать другим жемчужины наших вечных ценностей, изучать наследие наших
всемирно известных предков, быть достойными их наследия и осознавать значение наших духовных ценностей.
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»
СПИСОК СТАТЕЙ,
ОПУБЛИКОВАННЫХ В БЮЛЛЕТЕНЕ
«РОССИЯ И МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР» В 2018 г. № 1 (307) - 4 (310)
№ 1 (307)
Ланда Р.Г. Революции 1917 г. в России и страны Востока (с. 5-14); 2018.01.001. Барановский В.Г. Изменения в глобальном политическом ландшафте (с. 15-21); 2018.01.002. МагомедоваМ.А. Проявления религиозно-политического экстремизма в Республике Дагестан и меры противодействия (с. 22-25); 2018.01.003. Тауканова З. Ч. Этнический фактор в гендерных отношениях и процессах: Кавказский ракурс (с. 25-29); 2018.01.004. Олимова С.К., ОлимовМ.А. Конфликты на границах в Ферганской долине: Новые причины, новые участники (с. 29-39); Гафуров У.Т. История формирования и перспективы развития системы исламского образования Управления мусульман Узбекистана (с. 39-53); Малеки Реза. Взаимоотношения культур Ирана и России: Вызовы и перспективы (с. 54-59); 2018.01.005. Шангараев Р.Н. Идеологические аспекты внешней политики Турции (с. 59-62); Бибикова О.П. Ислам и мусульмане Чешской Республики (с. 62-79); Шарипов У.З. Геостратегическая роль Запада в обострении политических и конфессиональных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке (с. 79-89); Добаев И.П., Гаджибеков Р.Г. «Шахидизм»: Разновидность терроризма, прикрывающегося исламом (с. 90-104); Юсупова Н.Ж. Особенности семейных отношений в исламском праве (с. 105-112).
№ 2 (308)
Ефременко Д.В. Олигархомахия в постсоветской России: Ретроспективный взгляд (с. 5-16); 2018.02.001. Шевченко О.М., Тихо-новскова М. П. Угрозы и риски духовной безопасности современ-