ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
КАЛУГИНА М.В.,
доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье анализируется процесс формирования стратегии интеграции региональной экономики в мировую, исследуются направления совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности. На примере Южного федерального округа показано, как решение проблем экономической модернизации и повышение эффективности региональной внешнеэкономической политики будет способствовать росту конкурентных преимуществ региона, что требует скоординированных усилий региональных властей и бизнеса, определенных институциональных условий и механизмов.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность региона; региональная внешнеэкономическая политика; конкурентные преимущества региона.
This paper focuses on the strategy forming process in the sphere of regional economic integration into a world economy. Improving governance and regulation of foreign trade activities are being explored. As an example, Southern Federal District is shown: how the solution of economic modernization problems and increase of regional foreign economic policy efficiency will boost the region's competitive advantages. It requires the coordinated efforts of the regional authorities and business, certain institutional arrangements and mechanisms.
Keywords: foreign economic activities; regional foreign policy; competitive advantages of a region.
Коды классификатора JEL: F14, F15, F23.
В настоящее время основные проблемы организации внешнеэкономической деятельности регионов связаны с необходимостью выбора обоснованной стратегии интеграции региона в мирохозяйственную систему, что требует скоординированных усилий региональных властей и бизнеса, а также определенных институциональных условий и механизмов. При этом региональная внешнеэкономическая политика имеет определенную специфику, заключающуюся в осуществлении целенаправленного воздействия на международные связи для достижения нескольких взаимосвязанных целей - внешнеэкономических, интеграционных, и решения внутрихозяйственных проблем региона для его социально-экономического развития [5].
Сегодня стержневой целью внешнеэкономической деятельности (ВЭД) страны и регионов является наращивание экономического потенциала и конкурентных преимуществ на мировых рынках, увеличение валютных доходов, привлечение высоких (прорывных) технологий, импортозамещение. Для достижения этой цели используются разнообразные методы. Учитывая процессы глобализации, каждая страна стремится найти свою «нишу», выбрать наиболее перспективные формы участия в международном разделении труда и включиться в существующую систему мирохозяйственных связей. Основными проблемами, характерными для российской экономики, остаются технологическое отставание в ряде отраслей, устаревшие основные фонды предприятий, низкая инновационность, вызванная недостатком финансирования и т.д. [15, с. 1]. Поэтому, актуальной задачей сегодняшнего дня является формирование такой структуры экономики, которая бы опиралась не на сырьевые отрасли, а на отрасли современной промышленности. Отраслям, выпускающим наукоемкую и высокотехнологичную продукцию (авиастроение, космическое производство, атомная промышленность, энергомашиностроение), которые имеют значительные возможности для конкурентоспособного экспорта, требовалась и требуется прямая и значительная государственная поддержка в различных формах: финансовое содействие за счет средств федерального бюджета; предоставление гарантийных обязательств со стороны государства для кредитования экспорта; создание системы страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков; использование различных форм налогового поощрения производителей-экспортеров, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости; применение организационно-правовых и специальных мер стимулирования экспорта [14, с. 1, 2].
В эпоху глобализации и интенсивного развития мировых рынков внешнеэкономическая деятельность в России, и, в частности, в Южном федеральном округе (ЮФО) приобретает особое значение, определяя эффективность национальной экономики. Для укрепления позиций регионов России на мировых рынках необходим инновационный путь развития и новые стратегические ориентиры [4]. Действительно, построение инновационной экономики невозможно без развития современных форм внешнеэкономической деятельности предприятий, освоения новых рыночных ниш, экспорта товаров высокой степени обработки.
© М.В. Калугина, 2011
Сегодня за счет инновационной составляющей в странах ЕС обеспечивается около 50% прироста ВВП, а в России -менее 10%. Эффективное использование инноваций позволяет преодолевать количественную ограниченность природноестественных и людских ресурсов и создавать условия для обеспечения долговременной положительной динамики экономического развития предпринимательских структур (табл. 1). По оценкам экспертов, доля России в мировом обороте наукоемкой продукции находится в коридоре от 0,3% до 0,8% — это в 15-20 раз меньше, чем, например, доля Китая [6].
Таблица 1
Рейтинг показателей инновационной составляющей международной конкурентоспособности России в 2008 и 2010 гг.[15, с. 1, 2]
ПОКАЗАТЕЛЬ РЕИТИНГ 2008 г. РЕЙТИНГ 2010 г.
1. Инновационный потенциал 54 38
2. Государственные закупки высокотехнологичной продукции 83 82
3. Сотрудничество между университетами и промышленными предприятиями 61 61
4. Затраты частных компаний на НИОКР 50 50
5. Качество научно-исследовательских институтов 44 53
6. Наличие ученых и инженеров 37 56
7. Число патентов за миллион чел. населения 45 49
По справедливому замечанию многих исследователей, возможности и перспективы развития региона, его экономической модернизации определяются не только степенью эффективности использования внутрирегиональных ресурсов, но и особенностями взаимодействия региональных структур всех уровней с международной средой. Экономическая открытость, интенсификация участия региона во внешнеэкономических связях может служить как источником конкурентных преимуществ, так и фактором риска, что наглядно продемонстрировал кризис 2008-2009 гг., подтвердив, что правовые основы, экономические механизмы и организационные формы участия регионов России в международных экономических связях требуют определенных усовершенствований [5].
Говоря о ЮФО, необходимо выделить факторы, обусловливающие динамические изменения во внешней торговле, опосредующие фрагментарность и несбалансированность в развитии инфраструктуры ВЭД: несоответствие дорожнотранспортной, таможенной и банковской составляющих инфраструктуры ВЭД объемам внешней торговли. Соответственно требуются корректировка государственной и региональной политики в области формирования ее институтов. Заметим, что для Юга России характерны стабильные и высокие темпы роста импорта, что связано со спросом со стороны бурно развивающихся компаний аграрной сферы и промышленности, а также с падением курса доллара по отношению к российской валюте. Последнее способствовало росту привлекательности импортной техники и оборудования, с одновременным снижением конкурентоспособности отечественных аналогов на внутреннем рынке [9].
На сегодняшний день несомненным лидером по всем показателям ЮФО является Краснодарский край. Его уникальное положение в свете подготовки к Олимпийским играм 2014 г. может дать мощнейший толчок для развития всей экономики региона. В ближайшие годы сюда будут направлены миллиарды долларов частных и государственных инвестиций, что существенно изменит соотношение отраслей экономики и их вес в регионе, улучшит позиции ЮФО среди других федеральных округов и выведет регион на принципиально иную ступень развития. Вполне ожидаемым лидером роста станет Краснодарский край. На него приходится более половины совокупной стоимости инвестиционных проектов. Данный регион является одним из наиболее конкурентоспособных в России, его значимость в качестве экономического центра постоянно возрастает, и из обычного сельскохозяйственного региона Краснодарский край становится одним из ключевых региональных центров в России и центром притяжения иностранных инвестиций, в значительной степени определяющим и темпы экономического роста всей страны [16]. Анализ аналогичных композитных индексов для регионов-лидеров России в качестве создателей или потребителей инноваций также указывает на близость значений индексов конкурентоспособности и индексов экономики знаний, а также на их лишь относительное соответствие индексам развития человеческого потенциала (табл. 2).
Таблица 2
Сопоставление индексов «топ-десятки» регионов России, 2009 [15. С.4]
СУБЪЕКТ РФ Индекс экономики знаний Конкурентоспособность
Значение индекса Позиция в российском рейтинге Позиция в российском рейтинге «Бауман Инновейшен» [12] Институт региональной политики, рейтинг IRPEX [13]
г. Москва 9,72 1 3 1 (0
г. Санкт-Петербург 9,58 2 9 2 (0
Самарская обл. 8,29 3 4 16 Ш
Свердловская обл. 8,25 4 11 12 Ш
Ростовская обл. 8,24 5 14 32 (Е)
Новосибирская обл. 7,97 6 1 21 Р)
Тюменская обл. 7,71 7 25 4 (Т)
Татарстан 7,70 8 2 5 (0
Челябинская обл. 7,65 9 5 11 (П
Краснодарский край 7,57 10 19 13 (Е)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
210
М.В. КАЛУГИНА
Характерная для ряда регионов РФ низкая активность зарубежных инвесторов зачастую связывается с тем, что Россия не состоит в рядах Всемирной торговой организации (ВТО). Однако перспективы роста потока инвестиций и технологий сопряжены с расширенным допуском на отечественный рынок импорта, к чему российская промышленность пока не готова. Это, в особенности, относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу [14].
Ухудшение позиции России в мировом рейтинге конкурентоспособности в 2010 г. по сравнению с 2008 г. составило почти 12 пунктов - смещение с 51 на 63 место. Наша страна пока не имеет четкой и обоснованной промышленной (отраслевой) политики. Отсутствует государственная система внешнеэкономической информации для бизнеса, что лишает его зарубежные операции необходимого информобеспечения и приводит экспортеров к нарушениям и ошибкам.
По утверждению экспертов Минэкономразвития, убытки российской внешней торговли от антидемпинговых процедур, квотирования, лицензирования и т. д. составляют до 18 млрд. долларов в год (хотя, по другим данным, эти убытки составляют 3,5 млрд. долл. в год, причем при вступлении в ВТО они могут быть снижены в будущем примерно на 30-40%). Но сколько потеряет Россия от описанного выше эффекта масштаба реализации устаревшей импортной продукции, никто не говорит.
Современная макроэкономическая ситуация в России и в мире выдвигает новые требования к государственному регулированию внешнеэкономической деятельности регионов. Одной из первоочередных задач в этом направлении остается совершенствование структуры регионального экспорта. После спада в конце 2008 — начале 2009 г. наблюдается восстановление объемов экспортных поставок, однако структурных изменений практически не происходит. Во многих странах мира роль государства в данной сфере достаточно велика, поддержка экспорта осуществляется через специальные институты. В России в настоящее время действует ряд финансовых мер поддержки экспорта со стороны государства: гарантийная поддержка экспорта промышленной продукции, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам, экспортное кредитование и страхование экспортных контрактов от коммерческих и политических рисков.
В программе антикризисных мероприятий предусмотрено увеличение объема государственной поддержки экспорта промышленной продукции в форме возмещения российским экспортерам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках. В 2009 г. на поддержку экспорта промышленной продукции из средств федерального бюджета было выделено 9 млрд руб., что в 3 раза больше, чем в 2008 г. Увеличен также максимальный размер государственных гарантий Российской Федерации для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (с 50 до 150 млн долл. США) [10], а для его страхования сейчас создается специального агентство. Это одна из мер для того, чтобы продвигать российские товары на международные рынки и повышать их конкурентоспособность.
Россия достаточно устойчиво в последние годы занимает позиции в мировых рейтингах, в то время как, например, Китай в настоящее время, превосходя Россию в международном рейтинге конкурентоспособности, форсировано сокращает разрыв в индексе экономики знаний (табл. 3), причем за счет усиленной поддержки сферы НИОКР и создания инновационной инфраструктуры [15. с. 4,52].
Таблица 3
Сопоставление композитных индексов развитых и развивающихся стран мира
Конкурентоспособность (2010 г.) Индекс экономики знаний (2009 г.)
Рейтинг GCI 2010-2011 score (7max) Рейтинг Нормированное значение индекса (10max)
Швейцария 1 5,63 10 9,01
США 4 5,43 9 0,02
Япония 6 5,37 20 8,42
Израиль 24 4,91 26 8,01
Россия 63 4,24 60 5,51
Китай 27 4,84 81 4,47
Такого рода поддержка должна сопровождаться стимулированием инвестиционных проектов, проектов взаимных инвестиций, а также определенной структуры импорта, так как многие российские предприятия заинтересованы в импорте технологического оборудования, для того чтобы модернизироваться. Региональные власти обладают наибольшими полномочиями в сфере поддержки экспортеров, а также привлечения иностранных инвестиций, стимулируя, в целом, внешнеэкономическую активность на уровне региона.
Необходимо подчеркнуть, что в январе-июле 2011 г. в экономике и социальной сфере ЮФО продолжается восстановительный рост. Ростовская область является регионом, где динамично развиваются внешнеторговые связи со 142 странами мира, из которых 117 стран — страны импортеры ее продукции. По уровню внешнеторгового оборота Ростовская область (РО) занимает лидирующие позиции среди регионов ЮФО [11]. В соответствии со Стратегией социальноэкономического развития Ростовской области до 2020 г., ключевыми целями развития области являются повышение конкурентоспособности экономики РО, качества жизни населения и пространственное развитие региона на основе создания потенциала опережающего развития. Одно из направлений развития конкурентоспособности, согласно данной стратегии, — это развитие внешней торговли области, в особенности ее экспортной составляющей. Важность экспортной составляющей внешнеэкономической деятельности организаций для РО обусловлена не только ее экономической, но и социальной ролью в развитии региона. Экспорт товаров и услуг обеспечивает поступление в область значительных финансовых ресурсов как в виде доходов в консолидированный бюджет области, так и в виде роста доходов населения.
Основные направления поддержки экспорта Ростовской области были заложены и реализованы в рамках первого и второго этапа Областной целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области (2007-2010 гг.). За данный период увеличились объемы экспорта готовой и инновационной продукции (работ, услуг), тем самым обеспечив решение стратегических задач этой программы; были выплачены субсидии в целях возмещения затрат по уплате процентов по кредитам, направленным на производство продукции, предназначенной для экспорта, возмещены части затрат, связанных с сертификацией продукции, а также с участием в мероприятиях,
на территории иностранных государств, необходимых для продвижения продукции. В результате последней Областной целевой программы поддержки экспорта в РО на 2011-2014 гг. планируется реализовать многие будущие перспективы (табл. 4).
Таблица 4
Прогнозируемые параметры реализации Областной целевой программы поддержки экспорта в РО организаций, при финансовой поддержки средств областного бюджета [8]
По сравнению с предыдущими годами 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Рост экспорта организаций 169,5 млн долл. США 178, 0 млн долл. США 186,9 млн долл. США 214,9 млн долл. США
Рост экспорта готовой продукции в организациях-экспортерах 134, 5 млн руб. 147,9 млн руб. 362,0 млн руб. 398,0 млн руб.
Увеличение рабочих мест 191 чел. 194 чел. 438 чел. 482 чел.
Рост средней заработной платы 910 руб. 950 руб. 1100 руб. 1200 руб.
Увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет РО от организаций-экспортеров 18,0 млн руб. 18,0 млн руб. 40,0 млн руб. 50,0 млн руб.
Таким образом, совершенствование структуры внешнеэкономической деятельности в российских регионах и в ЮФО будет способствовать: стабилизации социально-политической обстановки, реформированию и диверсификации неэффективной структуры экономики и развитию этих регионов по инновационному пути, повышению производительности труда, созданию высокотехнологичных рабочих мест, следовательно, сокращению безработицы, увеличению притока в регионы ЮФО зарубежных инвестиций, включая прямые [7], динамичному развитию малого и среднего предпринимательства через участие регионов в такой деятельности, совершенствованию структуры экспорта и замены импорта промышленных и продовольственных товаров высококачественными отечественными аналогами.
Нашей стране необходима реконструкция раннее действующего механизма управления внешнеэкономическим комплексом с целью его адаптации к изменившимся экономическим условиям. Основными направлениями такой реконструкции станут: оптимизация инфраструктуры внешнеэкономической деятельности организации на основе изменяющегося законодательного окружения, управление инвестициями, направляемыми на реконструкцию внешнеэкономического комплекса, включение в международные соглашения, заключаемые органами государственной власти, предусматривающие предоставление льгот и преференций субъектам ВЭД каждой из сторон, действующим в соответствии с утвержденными программами внешнеэкономического сотрудничества [2]. Для Юга России также актуально совершенствование транспортной инфраструктуры региона, развитие, продвижение традиционных продуктов сельского хозяйства и их переработки, позиционирование региона как приграничной территории с соответствующими правительственными программами и мерами по развитию смежных территорий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипов А.Ю., Мартишин Е.М. Посткризисный мир и перспективы модернизации экономики России // TERRA ECONOMICUS. 2010. T. 8. № 4-2. С. 227-242.
2. Бандурин А.В., ЧубБ.А. Стратегия внешнеэкономической деятельности // http://www.eduhmao.m/info/1/4340/35035/.
3. Внешнеэкономические связи России в глобализирующемся мире (долгосрочные сценарии): монография / Под ред. А.Н. Барковского, А.Ю. Архипова. Ростов н/Д: ЮФУ, 2010.
4. Егина Н.А., Шишонкова А.В. Стратегические ориентиры инновационного развития России // sisupr.mrsu.ru/2011-1/PDF/Shishonkova.pdf.
5. Зотова Т.А. Внешнеэкономический вектор региональной модернизации // Гуманитарно-экономические закономерности модернизации регионального развития: монография / Науч. ред. В.М. Белоусов. Ростов н/Д: ЗАО «Ростиздат», 2011. С. 131-139.
6. Кургузова Е.Я. Инновации как фактор преодоления предпринимательскими структурами кризисных явлений в российской экономике //economics.open-mechanics.com/articles/167.pdf.
7. Механизмы повышения эффективности инновационной деятельности региона: модернизация экономики и общества: региональной аспект // Материалы VI Межрегиональной с международным участием научно-практической конференции. Барнаул: Алтайский дом печати, 2010.
8. Областная долгосрочно целевая программа поддержки экспорта в Ростовской области на 2011-2014 годы // http://www. donland.ru/Data/Sites/1/.../2011/post173_red521_110812.doc.
9. Паспорт федеральной целевой программы «Юг России» // http://fcp.economy.gov.ru.
10. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. // hhtp://www.government.m/content/gov-ernmentactivity/ antikrizLsmeriprf/5431178.htm.
11. Развитие внешнеэкономической деятельности как фактор повышения конкурентоспособности предпринимательства // http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=92660.
12. Рейтинге «Бауман Инновейшен» // http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2008/10/15/164792.
13. Рейтинг конкурентоспособности регионов, IRPEX // http://www.regionalistLca.ru/analytLcs/element.php?iblock_id=21§Lon_id=80&element_id=244.
14. Уварова А.Я. Стратегические ориентиры инновационной модернизации внешнеэкономической деятельности Российской Федерации // bali.ostu.ru/umc/arhiv/2005/2/Uvarova.pdf.
15. Унтура Г.А. Проблемы и ориентиры развития инновационной экономики России в посткризисный период // innclub.info/ wp-content/uploads/2011/09/Унтура-Г.doc.
16. Шовгенов Т.М. Перспективы модернизации региональных финансов Юга России в посткризисный период // http://www. vestnik.adygnet.ru/files/2011.2/1176/shovgenov2011_2.pdf.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3