Научная статья на тему 'Основные принципы государственного управления развития экономики региона'

Основные принципы государственного управления развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
530
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / PUBLIC ADMINISTRATION / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирилов Игорь Николаевич

В статье рассматриваются основные принципы государственного управления развития экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PRINCIPLES OF PUBLIC ADMINISTRATION OF DEVELOPMENT OF ECONOMY OF REGION

In the clause main principles of public administration of development of economy of region are considered.

Текст научной работы на тему «Основные принципы государственного управления развития экономики региона»

о

У

X

sr

0

1

о

у

г\

46

регулирования, ужесточения наказании за экологические правонарушения.

На текущем этапе развития экономики России необходимо понимать, что дальнейшее её развитие, благосостояние и здоровье граждан, проживающих в Российской Федерации невозможно без переосмысления экологических проблем, поэтому, сегодня одной из приоритетных задач является обеспечение экологической эффективности экономики, увеличение экологических издержек на охрану природы и выход на новые инновационные уровни развития, снижающие антропогенное воздействие на природную среду.

Примечания:

1. Федеральный закон от 1 0.01.2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.bаse.consultаnt.ru

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 7 ноября 2008 года № 1 662-р (в

редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 08 августа 2009 г. № 1 221-р). Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.base.consultant.ru

3. Гусев А.А. Современные экономические проблемы природопользования. - М. : Международные отношения, 2004. - 228 с.

4. Глушкова В.Г. Экономика природопользования. - М. : Гардарики, 2003. - 166 с.

5. Голуб А.А. Экономические методы управления природопользованием. - М. : Наука, 1993. -216 с.

6. Опалева О.И. Некоторые аспекты государственного воздействия на инновационное развитие экономики // Финансы и кредит. - 2007. -№ 38. - С. 69-73.

7. Пахомова Н.В. Экологический менеджмент. -СПб. : Питер, 2003. - 324 с.

8. Охрана окружающей среды в России. Статистический сборник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gsk.ru

BASIC PRINCIPLES OF PUBLIC ADMINISTRATION OF DEVELOPMENT OF ECONOMY OF REGION Kirilov Igor Nikolaevich, post-graduate student,

Chair of World Economy,

Stavropol State Agrarian University, Stavropol

In the clause main principles of public administration of development of economy of region are considered. Keywords: public administration; regional economy.

УДК 332.1+338.24

© Кирилов И.Н., 2011

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

В статье рассматриваются основные принципы государственного управления развития экономики региона.

Ключевые слова: государственное управление; региональная экономика.

КИРИЛОВ

Игорь

Николаевич,

аспирант,

кафедра Мировой

экономики,

Ставропольский

государственный

аграрный университет,

Ставрополь

В современной смешанной экономике государство выступает, с одной стороны, субъектом экономики, а сдругой стороны, субъектом управления. Вместе с тем ключевым вопросом государственного управления остается соотношение рыночного и государственного регулирования экономики. Вопрос о соотношении рыночного саморегулирования и государственного регулирования является дискуссионным не только в экономической науке, но и на практике. Развитие многих стран, в частности США, свидетельствует о чередовании периодов усиления государственного регулирования экономики с периодами усиления рыночного саморегулирования.

Наибольшее признание в практике государственного регулирования экономики получили теории антициклического (сейчас более известного как конъюнктурного) регулирования и теории экономического роста. Теория экономического роста (Р Харрод, Е. Домар) выдвинула две группы проблем: проблему факторов, определяющих потенциально возможный темп роста национального дохода в долговременном плане, и проблему условий, от которых зависит устойчивость этого темпа как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. Авторы анализировали условия наращивания экономического роста на основе поиска "динамичного экономического равновесия", обосновывая целесообразность участия государства в преодолении экономического застоя или "равновесия на низком уровне". [3]. Глав-

ное направление государственной политики экономического роста, в соответствии с воззрениями указанных авторов, - это воздействие на инвестиции. Основными ее инструментами являются:

- государственный бюджет;

- налоговая политика;

- регулирование нормы процента.

Из методов регулирования решающее значение этими авторами придается государственным расходам, расширение которых иногда обеспечивается в определенной степени дефицитным финансированием.

Основная цель роста государственных расходов - увеличение эффективного спроса со стороны самого государства и создание благоприятных условий для частных капиталовложений.

Важнейшие направления государственных расходов, согласно этой концепции, - научные исследования,производственная и социальная инфраструктура (образование, подготовка и переподготовка кадров, медицинское обслуживание).

В результате применения комплекса мер возникает эффект мультипликации, согласно которому инвестиции, осуществляемые правительством, благоприятно сказываются на динамике ВВП, обеспечивают рост занятости, расширяют потребление.

Государственное управление (public administration) - деятельность органов государственной власти и ихдолжностныхлиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой - деятельности по формулированию политического курса [1].

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

- правовой подход;

- политический подход;

- менеджеристский (управленческий) подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции "представительной бюрокра-

тии", в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

В соответствии с менеджеристским подходом, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая существует в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. ^

Характерным признаком данного подхода является использование понятия "государственный менеджмент" (public management) в качестве синонима понятию "государственное управления" [5].

Из указанных трех подходов наиболее час- -^"2^ то используется менеджеристский (управлен- v ческий) подход к государственному управле- I ^ v нию.

Государственное управление, как и любое управление, есть система, включающая в себя взаимодействующие подсистемы: управляю- 47

щую подсистему (субъект управления), управляемую подсистему (объект управления) и обеспечивающую подсистему. При этом взаимодействие подразумевает постоянный обмен информацией между субъектом и объектом управления.

Управляющая подсистема, как известно, включает в себя определение целей, функций, методов и структуры управления. Цели управления можно разделить по временному признаку, выделяя стратегические, тактические и оперативные, по функциональному признаку, а также в соответствии с уровнем приоритетности. Определение функций управляющей подсистемы представляет собой выбор совокупности процессов планирования, организации, мотивации, взаимодействия, учета и контроля, необходимых в процессе управления. Методы управляющей подсистемы включают в себя взаимосвязанную совокупность существующих методов управления, направленных на достижение целей управления.

Управляющей подсистемой (субъектом управления) в контексте государственного управления будет выступать система органов трех ветвей государственной власти на разных иерархических уровнях управления - федеральном, региональном и местном.

Обеспечивающая подсистема, состоящая из информационной, ресурсной, методологической, правовой компонент, необходима для обеспечения функционирования системы управления.

о

У

X

sr

0

1

о

у

г\

48

Управляемая функциональная подсистема представляет собой совокупность объектов воздействия управляющей подсистемы с использованием обеспечивающей подсистемы. Структура управляемой подсистемы (объекта управления) достаточно сложна. С точки зрения государственного управления, объектом управления будут выступать страна, регион, муниципалитет. В процессе управления управляющая подсистема оказывает управляющее воздействие на управляемую подсистему, что, собственно, и является содержанием процесса управления. Государственное управление развитием экономики, на наш взгляд, есть целенаправленное воздействие государства на экономические процессы на макро- и микроуровне, обеспечивающее создание и совершенствование рамочных условий функционирования бизнеса в рыночной среде.

В современном мире происходит процесс формирования "нового государственного управления". Для определения этого процесса приведем слова А. Гора: "все, что давно поняли бизнесмены и только начинают понимать государственные служащие, можно выразить двумя фразами: концентрироваться на клиентах и прислушиваться к своим работникам" [4]. Клиентами в данном случае выступает население

стран. Процесс "нового государственного управления" означает перенос управленческих технологий из частного сектора в государственное управление.

Таким образом, государственное управление развитием экономики, на наш взгляд, есть целенаправленное воздействие государства на экономические процессы на макро- и микроуровне, обеспечивающее создание и совершенствование рамочных условий функционирования бизнеса в рыночной среде.

Примечания:

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук. - М. : Омега-Л, 2008. - 345 с.

2. Ворожейкин В.Н. Демонополизация экономики как элемент рыночных отношений / В.Н. Ворожейкин, Ф.Ф.Рыбаков. - СПб., 2010. - 234 с.

3. Сигов И. Региональная экономика, как реальность и сфера экономической науки // Регион: политика, экономика, социол. - СПб., 2008. -№ 3. - С. 34-67.

4. Николаев Н. Выбор стратегии регионального экономического развития / Н. Николаев, М. Ма-хотеева // Экономист. - 2000. - № 3. - С. 7898.

5. Albert Gore, Scott Adams. Businesslike Government: Lessons Learned from America's Best Companies. Режим доступа: http:// new.hse.ru/ sites/ irgs/3 l_1 0_1 0_conference.

IMPROVED METHODS FOR THE DEVELOPMENT PLAN EFFECTIVE CONSUMPTION OF METAL

Kosmina Olga Ivanovna, PhD of Economics, Associate Professor,

Chair of Economics and Management,

North-Caucasian State Technical University, Stavropol E-mail: [email protected]

The technique of formation of the plan of rational use of material resources on the basis of the system of indicators and specifications of use of materials generated by the author is offered.

Keywords: sources of formation of reserves of economy; economy factors; system of indicators and specifications of an effective utilization of material resources; the plan of rational use of material resources.

УДК 338.3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА ЭФФЕКТИВНОГО МАТЕРИАЛОПОТРЕБЛЕНИЯ

© Косьмина О.И., 2011

Автором предложена методика формирования плана рационального использования материальных ресурсов на основе сформированной автором системы показателей и нормативов материалопот-ребления.

Ключевые слова: источники образования резервов экономии; факторы экономии; система показателей и нормативов эффективного материалопотребления; план рационального использования материальных ресурсов.

Достижение высокого уровня эффективности материалопотребле-ния обеспечивается разработкой и реализацией плана рационального использования материальных ресурсов.

По существу, сегодняшний механизм планирования экономии материальных ресурсов представляет собой перечень мероприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.