Научная статья на тему 'Основные принципы формирования комплекса упражнений для самооздоровления студентов старших курсов'

Основные принципы формирования комплекса упражнений для самооздоровления студентов старших курсов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
139
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ПРЕДБОЛЕЗНИ / PRE-EXISTING DISEASE CONDITION / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ / MAIN FEATURES / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / САМООЗДОРОВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / PHYSICAL EXERCISES / ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ / BASIC PRINCIPLES / PERSONAL HEALTH IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Слета Леонид Сергеевич, Полиевский Сергей Александрович, Иванов Александр Анатольевич

Работа посвящена решению актуальной проблемы выявлению начала срыва адаптации у студентов старших курсов. Рассмотрены вопросы выявления состояния предболезни у студентов старших курсов и его основные признаки; педагогические составляющие и последовательность формирования комплекса самооздоровления студентов старших курсов. Приведены результаты анкетирования как одного из основных средств педагогического эксперимента, по результатам которого выявляется массив студентов, находящихся в состоянии предболезни, выявлены основные признаки состояния предболезни студентов старших курсов. На основе полученных результатов приведены практические рекомендации по формированию комплекса оздоровительных мероприятий студентов старших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC PRINCIPLES OF THE FORMATION OF UNDERGRADUATES'' PERSONAL HEALTH IMPROVEMENT EXERCISES

The article deals with the topical problem that is the identification of the beginning of the breakdown of undergraduates' adaptation. The issues of identifying the pre-existing disease condition of undergraduates and its main features are considered as well as the pedagogical components and stages of formation of undergraduates' personal health improvement exercises. The paper presents the results of the survey as one of the key means of the pedagogical experiment, the results of which are used to identify a group of students in a preexisting disease condition. The authors present the main features of undergraduates' pre-existing disease condition. On the basis of these results, they give some practical recommendations on the formation of undergraduates' personal health improvement exercises.

Текст научной работы на тему «Основные принципы формирования комплекса упражнений для самооздоровления студентов старших курсов»

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ САМООЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ

THE BASIC PRINCIPLES OF THE FORMATION OF UNDERGRADUATES' PERSONAL HEALTH IMPROVEMENT EXERCISES

Л.С. Слета, C.A. Полиевский, A.A. Иванов

L.S. Sleta, S.A. Polievskiy, A.A. Ivanov

Состояние предболезни, здоровье, основные признаки, студенты, самооздоровление, физические упражнения, основные принципы. Работа посвящена решению актуальной проблемы-вы-явлению начала срыва адаптации у студентов старших курсов. Рассмотрены вопросы выявления состояния предболезни у студентов старших курсов и его основные признаки; педагогические составляющие и последовательность формирования комплекса самооздоровления студентов старших курсов. Приведены результаты анкетирования как одного из основных средств педагогического эксперимента, по результатам которого выявляется массив студентов, находящихся в состоянии предболезни, выявлены основные признаки состояния предболезни студентов старших курсов. На основе полученных результатов приведены практические рекомендации по формированию комплекса оздоровительных мероприятий студентов старших курсов.

На территории РФ в 969 учебных заведениях высшего профессионального образования получают образование более чем 5,6 млн. студентов [Анонсы, 2015]. Из них каждый 5-й студент (на гуманитарных факультетах каждый 3-й, а иногда даже 2-й) отнесен к подготовительной, специальной медицинской группам или освобожден по состоянию здоровья от занятий физической культурой, а это сказывается на уровне подготовки специалистов, так как во время болезни студент вынужден прервать посещение учебных занятий (Шигалевский и др., 2000]. В дальнейшем студентам приходится самостоятельно изучать пропущенный материал, что влечёт за собой увеличение нагрузки, повышение утомляемости, напряжение регуляторных механизмов, стресс, ве-

Pre-existing disease condition, health, main features, students, persona! health improvement, physical exercises, basic principles.

The article deals with the topical problem that is the identification of the beginning of the breakdown of undergraduates' adaptation. The issues of identifying the pre-existing disease condition of undergraduates and its main features are considered as well as the pedagogical components and stages of formation of undergraduates' personal health improvement exercises. The paper presents the results of the survey as one of the key means of the pedagogical experiment, the results of which are used to identify a group of students in a preexisting disease condition. The authors present the main features of undergraduates' pre-existing disease condition. On the basis of these results, they give some practical recommendations on the formation of undergraduates' personal health improvement exercises.

дёт к снижению адаптационных возможностей организма и, как правило, развитию болезни.

Богатая палитра возможностей средств и методов физической культуры, гигиены, психогигиены и нетрадиционных средств оздоровления позволяет составлять различные комплексы самооздоровления по уровню физической подготовки как условия для самостоятельного решения проблем компенсации срыва адаптации в результате учебно-практической деятельности [Нереализованные..., 2002]. Разработанные комплексы в дальнейшем могут быть использованы в профессиональной деятельности для компенсации уже профессиональных нагрузок.

Комплекс самооздоровления должен решать проблему собственного здоровья с мини-

<

m

Щ

$9

I %

С И

о

ь

к к

W Рq Н U

Рч

<

о ^

о о о Q

£ W

н S о

Рч W

о §

к

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

Д

н и

щ

PQ

# ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Теория и методика физического воспитания

мальными экономическими и временными затратами, что необыкновенно привлекательно в современных реалиях жизни.

Система самооздоровления не должна применяться в отрыве от традиционной системы здравоохранения, регулярного медицинского контроля, срочного обращения в специализированные медицинские учреждения, это только комплекс мер по активному самостоятельному сохранению и поддержанию здоровья.

Методы и организация исследования. В целях выявления студентов в состоянии пред-болезни нами было проведено анкетирование. Для решения данной проблемы была использована экспресс-анкета выявления состояния предболезни, разработанная и апробированная в диссертационном исследовании A.A. Иванова, построенная на методе количественной оценки уровня здоровья учащихся и студентов, разработанном в Научном центре охраны здоровья де-

тей и подростков РАМН [Иванов, 2012]. По результатам анкетирования планируется выявить основные признаки состояния предболезни у студентов старших курсов.

В анкетировании приняли участие студенты старших курсов в количестве 208 человек, из них 112 студентов III-V курсов РГУФКСМиТ гуманитарного института, 56 студентов III-V курсов МИИГАиК и 40 студентов III-V курса МГМСУ им. А.И. Евдокимова. Все студенты прошли плановую диспансеризацию и имели основную медицинскую группу. У всех студентов был ярко выражен интерес к тестированию, что объясняет заинтересованность в собственном здоровье.

Результаты и их обсуждение. По результатам анкетирования оказалось, что 62 студента (29,8 % респондентов) ответили положительно на 6 вопросов (25 % всех вопросов анкеты), что говорит о наличии у них состояния предболезни (рис. 1).

К о н о к

0 м

1

н о

и

16 14 12 М 10

о

1 11 21 31 41 51 61

71 81 91 101 111 121 131 141 151 161 171 181 191 201

Выборка 208 студентов

При оценке массива ответов важно выяснить количество положительных ответов на наличие определенного признака (рис. 2). Такая информация будет очень важна для прогнозирования наиболее вероятных направлений возможного срыва адаптации и подбора целенаправленных средств и методов для их компенсации. Для этих целей нами было суммировано общее число положительных ответов по экспресс-анкете и в дальнейшем проведено выявление процента положительных ответов по каждому признаку из общего массива. В результате выявлено, что 86 % респондентов дали положительный ответ на шестой вопрос -

Рис. 1. Результаты анкетирования

депрессия, апатия; 67 % дали положительный ответ на первый вопрос - повышенная утомляемость; 50 % дали положительный ответ на одиннадцатый вопрос - нежелание «напрягаться»; 40 % дали положительный ответ на двадцать второй вопрос - жалобы на резкую усталость, учащенное сердцебиение, одышку, тошноту, жжение в груди, иногда головную боль.

Заключение. В комплекс занятий физической культурой в вузах включаются большей частью общеразвивающие упражнения. Но для сохранения и поддержания здоровья необходимо включать упражнения выраженной оздоровительной направленности с учетом основных признаков со-

I..

б 7 8 9 10 И 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Прихнакв соответствии с его номером в пикете

Рис. 2. Количество положительных ответов на наличие определенного признака

стояния предболезни у студентов старших курсов, чтобы компенсировать основное (для болыиин- 1. ства) направление возможного срыва адаптации.

Необходимо разработать комплекс самооздоровления студентов старших курсов (СОССК) 2. с учётом основных признаков состояния предболезни. В комплекс должны включаться упражнения, отвечающие следующим требованиям:

1) компенсируют основные признаки состо- 3. яния предболезни у студентов старших курсов,

а именно: депрессия, апатия; повышенная утомляемость; нежелание «напрягаться»; самочувствие - жалобы на резкую усталость, учащенное 1. сердцебиение, одышку, тошноту, жжение в груди, иногда головную боль;

2) доступность (легкие в освоении; возможность выполнения дома, на работе, в бытовых 2. условиях, не требующие специальных навыков

и дорогостоящего оборудования; возможность выполнять самостоятельно без помощи и контроля инструктора); 3.

3) четко выраженная направленность (при выполнении минимального количества упражнений достигается максимально направленный оздоравливающий эффект);

4) максимальная привлекательность (упражнения должны вносить заинтересованность, эмоциональный окрас и желание их выполнять);

5) универсальность (одно упражнение ре- 4. шает комплекс задач);

6) отдельные упражнения должны собираться в легкотрансформирующиеся комплексы;

7) комплекс СОССК должен занимать минимум времени.

Список сокращений

РГУФКСМиТ - Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК). МГМСУ им. А.И. Евдокимова - Московский государственный медико-стома-тологический университет имени А.И. Евдокимова.

МИИГАиК - Московский государственный университет геодезии и картографии.

Библиографический список

Анонсы [Электронный ресурс] / Правительство России. URL: http://gov-ernment.ru/announcements/13751/ (дата обращения: 15.07.2015), Иванов A.A. Технология самооздоровления студента-спортсмена в связи с состоянием предболезни: дис. ... д-ра пед. наук (13.00.04) / РГУФКСМиТ. М., 2012. 319 с. Нереализованные возможности физического воспитания в современных образовательных системах / Э. Булич, И. Муравов, С. Новак и др. // Физическое воспитание и здоровье молодежи: сб. науч. тр. / Меж-дунар. ассоц. по спорт, моторике; под ред. А.Д. Скрипко, В. Старосты. Варшава; Минск, 2002. С. 38-39.

Шигалевский В.В., Скобин А.Т., Сухенко И.И. Заболеваемость студентов: выявление, первичная и вторичная профилактика // Здоров'я та освиа: проблеми та перспек-тиви: Матер'1али I Всеукраш. наук: метод, конф. Донецьк: ДонДУ, 2000. С. 398-400,

О и О К

к

W ш н

и

¡ь <

>, -и

с

и

W

I

4

с

CD

ы

К

i W н

К

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Q-,

щ

CQ

5

О <

CLj И

« С «

S

я

н

и

ш CQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.