Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОВЕДЕНИЯ СДЕЛОК СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ КОМПАНИЙ'

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОВЕДЕНИЯ СДЕЛОК СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
слияния и поглощения / консолидация / МА / компания / стратегия.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жук Д. В., Кобяк Н. А.

В статье рассматриваются основные причины проведения сделок слияний и поглощений и факторы, которые стоит учитывать при заключении сделок такого рода. Приведены примеры крупных успешных консолидаций в различных отраслях экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОВЕДЕНИЯ СДЕЛОК СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ КОМПАНИЙ»

окружающую среду. Компании, способные адаптироваться к новым условиям и использовать инновации, получают конкурентное преимущество на глобальном рынке. Таким образом, трансформация логистики становится важным элементом стратегии развития нефтегазовой отрасли в условиях цифровой эпохи и устойчивого развития.

Список использованной литературы:

1. Иванов, А. В. (2022). Цифровизация логистических процессов в нефтегазовой отрасли.

2. Смирнов, П. Н., & Ковалев, Д. А. (2023). Устойчивое развитие и логистика в нефтегазовом секторе.

3. Петрова, Е. С. (2021). Применение искусственного интеллекта в оптимизации транспортных цепочек.

4. Николаев, И. А., & Васильев, К. Ю. (2023). Инновационные технологии в управлении цепями поставок нефти и газа.

5. Чарыев, Р. "Роль и значение транспортно-логистических коридоров в обеспечении международного сотрудничества." Всемирный ученый 1.22 (2024): 674-681.

6. Маткаримов, А. И. "ЦИФРОВАЯ ЛОГИСТИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ." Всемирный ученый 1.9 (2023): 351-357.

© Дурдыгылыджова А., Кероглыев Я., Чарыев А., 2024

УДК 339.9

Жук Д. В.

студент 2 курса факультета маркетинга, менеджмента, предпринимательства

Кобяк Н. А.

студент 2 курса факультета маркетинга, менеджмента, предпринимательства

Научный руководитель: Пономарева Н. П.

канд. экон. наук, доцент БНТУ, г. Минск, РБ

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОВЕДЕНИЯ СДЕЛОК СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ КОМПАНИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются основные причины проведения сделок слияний и поглощений и факторы, которые стоит учитывать при заключении сделок такого рода. Приведены примеры крупных успешных консолидаций в различных отраслях экономики.

Ключевые слова: слияния и поглощения, консолидация, МА, компания, стратегия.

Настоятельная необходимость постоянно повышать акционерную стоимость, владеть конкурентными преимуществами и получать доступ к новым рынкам и технологиям всегда являлась одной из основных движущих сил волны сделок слияний и поглощений в быстро меняющемся бизнес-ландшафте. В современном мире, когда ситуация на рынке постоянно изменяется, компании вынуждены адаптироваться и оставаться конкурентоспособными, и консолидация им отлично в этом помогает. Раньше компании объединялись, чтобы устранить конкуренцию, но сегодня в качестве движущих сил также выступают желание сэкономить деньги, расширить свой бизнес или продать что-то более ценное.

Слияния и поглощения (M&A - Mergers and Acquisitions) - уже устойчивое словосочетание, которое

означает процесс объединения активов двух компаний с целью укрупнения бизнеса и капитала [1]. Существует множество разнообразных трактовок данного термина, однако все они характеризуются наличием одного определяющего признака - это переход контроля от одного собственника организации к другому собственнику. То есть обязательным проявлением сделок слияний и поглощений выступает именно смена собственников, которая может происходить даже в рамках одной организации, а не изменение количества активов организации в результате сделки.

Анализ крупнейших сделок слияний и поглощений из мировой практики позволяет выделить движущие мотивы владельцев компаний или их основные причины, которые можно условно разделить на три группы: объединение ради эффективности, расширение в новые категории и аутсорсинг НИОКР.

Рассмотрим их более детально.

1. Объединение ради эффективности.

Данная тенденция характерна для 90-х годов 20 века, ведь в то время прослеживалось увеличение числа сделок и многие крупные компании захотели стать более крупными игроками в своей области [2]. Так, волна консолидации, характерная для того времени, объясняется интересом к размеру и повышению эффективности деятельности фирм. У компаний появилось стремление поглотить более мелкие компании и тем самым снизить конкуренцию на рынке. Такой тип слияний позволяет расширяться с меньшими накладными расходами, а также делает компании более привлекательными для инвесторов.

Может сложиться мнение, что подобные слияния не стимулируют инновации и рост. Однако слияния и поглощения в целях повышения эффективности не всегда касаются только производства -отмечено большое количество слияний между производителями и дистрибьюторами. Эти слияния помогают производителям легко выходить на новые рынки, ведь они сопровождаются рядом преимуществ, такими как улучшение эффективности цепочек поставок, получение доступа к экспертным знаниям дистрибьютора, повышение барьеров для входа конкурентов, что в совокупности приводит к повышению эффективности. Помимо этого, происходит и стимулирование инновационных идей, ведь дистрибьюторы тесно связаны со своими клиентами и обладают глубоким пониманием их потребностей.

Слияние обеспечивает прямой доступ к этой обратной связи и ускоряет процесс разработки и внедрения новых инновационных продуктов.

Ярким примером объединения с целью совершенствования является крупное поглощение: в 1999 году известный фармацевтический гигант Pfizer купил Warner-Lambert Co за рекордную для отрасли сумму в 91 миллиард долларов [3]. Сделка по объединению позволила экономить значительные суммы в исследовательской отрасли путем кооперации мощностей двух гигантов. Новая компания сохранила название Pfizer, и возглавило её руководство поглощающей стороны. В настоящий момент фармацевтический гигант является одним из мировых лидеров отрасли, производя достаточно большое количество препаратов, в том числе инновационных и узкоспециализированных. Подобные крупные сделки стимулируют рост консолидации на рынке, демонстрируя своим примером, что бизнес готов к объединениям.

2. Расширение в новые категории.

Десятилетия назад многие крупные предприятия чаще всего поглощали более мелкие в своей отрасли, но со временем многие компании стали ориентироваться на компании из смежных отраслей, а некоторые - на компании, никак не связанные с основной деятельностью их сфер. Таким образом образовалась следующая тенденция: использование МА в качестве инструмента для расширения своих возможностей и диверсификации производства.

Данный подход стал достаточно популярным способом расширения компаний. По мнению аналитиков, применение данного подхода стало набирать обороты после приобретения The Hershey Company компании KRAVE Jerky в 2015 году. Эта сделка стоимостью около 200 миллионов долларов привлекла всеобщее внимание в отрасли, а Hershey превратилась из лидера США по кондитерским изделиям в компанию, которая может стать также и лидером в производстве закусок, охватив более

широкую аудиторию. А KRAVE Jerky продолжила свою деятельность в качестве отдельной группы в Hershey Company, получив доступ к ресурсам и масштабу крупной компании и возможность расширить свои производственные мощности и дистрибуцию.

3. Аутсорсинг НИОКР.

Переход к инновационной экономике требует от компаний все большего обеспечения инновационной деятельности, что сформулировало новую тенденцию на рынке слияний и поглощений. Компании заметили, что зачастую им выгоднее не тратить деньги на НИОКР - инновационные исследования - а поглощать более мелкие компании, чьи инновационные изобретения уже увенчались успехом на рынке. В некоторых случаях покупка целой компании может обойтись дороже, чем разработка собственных продуктов, однако преимущество для покупателя колоссальное - он получает гарантированно успешную инновационную разработку. Ведь в ходе НИОКР не всегда получается разработать что-то успешное и выигрышное, и тогда деньги вообще будут потрачены впустую.

То есть подкупающее обстоятельство при этом способе - это гарантия успеха, ведь инновационная наработка, которую мы приобрели вместе с компанией, уже протестирована на рынке и продемонстрировала отличные результаты.

Нововведения требуются компаниям всегда, даже если на данный момент деятельность компании приносит высокую прибыль. Ведь в нашем постоянно развивающемся мире то, что актуально сегодня, завтра может замениться чем-то новым и больше не представлять из себя абсолютно никакой ценности. Компании, чьи предложения перестали соответствовать требованиям потребителей, стали замечать, что их доля рынка и продажи падают, а это значит, что им приходится сокращать расходы, чтобы продолжать приносить инвесторам хорошие дивиденды. Согласно утверждениям аналитиков, направление расходов, которое зачастую сокращается до минимума, - исследования и разработки. Сделки M&A помогают компаниям предотвратить кризис, принимая на себя реализацию некоторых из стартапов, которые попадают в последние тенденции. Вместо того, чтобы терять место на полках продуктов ради модного или более чистого продукта, крупные компании скупают более мелкие.

Сделки с целью аутсорсинга инноваций чаще всего происходят на рынке крафтового пива. Вместо того, чтобы вкладывать много времени и денег в разработку новых сортов пива, мегакомпании скупают более мелкие пивоварни. Так, компания Heineken завершила покупку Lagunitas, а Anheuser-Busch приобрела Wicked Weed. Эти крафтовые пивоварни обычно сохраняют свои операции, сотрудников и производственные мощности прежними, хотя более крупная компания часто помогает увеличить масштаб и дистрибуцию.

Другие сделки укрепили эту философию. Например, в 2017 году было завершено присоединение сети розничных продуктовых магазинов Whole Foods Market к крупнейшему интернет-ретейлеру Amazon. Сумма сделки составила 13,7 миллиарда долларов: Amazon выкупил компанию по 42 доллара за акцию, а также погасил её долговые обязательства. Интернет-ретейлер смог выйти на рынок пищевой продукции, расширив свои сферы влияния. В результате только за первую неделю после слияния через интернет было продано продуктов более, чем на 500 тысяч долларов.

Несмотря на очевидные преимущества, возникающие вследствие слияний такого типа, не стоит забывать о рисках: некоторые компании не успевают быстро переориентироваться и, соответственно, несут убытки, а другие мелкие компании стремятся разработать что-то, что вызовет интерес у крупных игроков, пытаясь купить место на полке, а не заработать его.

Таким образом, основные причины слияний и поглощений крупных компаний разнятся, и при выборе движущих мотивов стоит учитывать ряд факторов: стратегические цели компании, размер и структура собственности вовлеченных предприятий, правовые и нормативные требования, а также возможные интеграционные риски. При правильной оценке своих возможностей, организации могут посредством объединения достичь желаемых результатов.

Список использованной литературы:

1. Мичурина, О.Ю. Теория и практика интеграционных процессов в промышленности: монография. М.: ИНФРА-М, 2016. 287 с.

2. Poinski, M. From efficiency to innovation: The evolution of food and beverage M&A / M. Poinski // Food Dive [Electronic resource]. - Access mode: https://www.fooddive.com/news/from-efficiency-to-innovation-the-evolution-of-food-and-beverage-ma/521757/. - Access date: 04.12.2024.

3. Антипов, А. Крупнейшие слияния и поглощения компаний в истории / А. Антипов // Equity [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://equity.today/sliyaniya-i-pogloshheniya.html#google_vignette. - Дата доступа: 04.12.2024.

© Жук Д.В., Кобяк Н.А., 2024

УДК 1082

Игдиров М., преподаватель Одаева Г., преподаватель Хашыров Н., преподаватель Оразмаммедов Н., студент Научный Руководитель: Акгаева М.Дж.

Преподаватель Института инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана, Г. Ашхабад Туркменистан

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Поскольку в производственном секторе есть люди, осуществляющие трудовые процессы, т. е. технологические процессы, которые осуществляются при производстве продукции, и управляющие технологическими машинами, для них должны быть созданы благоприятные условия труда.

Условия труда начинаются с рабочих мест людей. На рабочих местах людей должны быть специальные шкафы для хранения оборудования и обеспечения каждого из них рабочим инвентарем. В этих шкафах рабочие хранят не только оборудование, необходимое для выполнения технологических операций, но и одежду, которую они носят на работе. Кроме того, у рабочей силы есть свой стол, за которым она работает, и на этом столе она осуществляет свои технологические процессы. В соответствии с мерами производственной безопасности каждое рабочее помещение должно быть освещено индивидуально или производственное подразделение в целом. Хорошие условия труда включают столовую для рабочих. В столовой работникам должно быть обеспечено горячее питание и горячий чай по доступной цене, чтобы работники могли неторопливо перекусить во время перерыва.

Если производственный сектор является высокорентабельным и технологические процессы, осуществляемые в производственном секторе, опасны для жизни, то работникам выдается определенное количество молока или молочных продуктов за счет производственного сектора.

На производстве рабочие работают по восемь часов в день. Перерыв дается на один час. Работнику, проработавшему на производстве 11 месяцев, полагается отпуск за счет предприятия в размере двадцати четырех рабочих дней. В ряде случаев, когда работникам необходимо подлечиться в случае болезни, им предоставляется путевка в санаторий, которая оплачивается за полную или половину стоимости через профсоюз предприятия. На государственных предприятиях должны быть санузлы, где работники могли бы помыться после работы, и они должны быть обеспечены теплой водой.

Кроме того, на балансе предприятий имеются общежития и детские сады, которые должны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.