Научная статья на тему 'Основные предпосылки законодательного регулирования специальной оценки условий труда'

Основные предпосылки законодательного регулирования специальной оценки условий труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА / АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / УСЛОВИЯ ТРУДА / ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирсанова Дарья Алексеевна

В статье рассматривается введенная Законом № 426-ФЗ специальная оценка условий труда, которая заменила прежнюю процедуру аттестацию рабочих мест. Целью статьи является анализ предпосылок возникновения и целей принятия данной процедуры. На основе анализа изменений, внесенных Законом № 421-ФЗ и Законом № 426-ФЗ, формулируются выводы о реализации данных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic premises of legal regulation of special assessment of working conditions

The article discusses the introduction of the Law № 426-FZ, a special assessment of working conditions, which replaced the former procedure certification of workplaces. The aim of the article is to analyze the origin and prerequisites for the purpose of making this procedure. Based on analysis of the changes made by the Law № 421-FZ and the Law № 426-FZ, conclusions are formulated on the realization of these changes.

Текст научной работы на тему «Основные предпосылки законодательного регулирования специальной оценки условий труда»

4.2. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

Кирсанова Дарья Алексеевна, аспирант. Место учебы: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Подразделение: кафедра трудового права и права социального обеспечения. Email: [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается введенная Законом № 426-ФЗ специальная оценка условий труда, которая заменила прежнюю процедуру - аттестацию рабочих мест. Целью статьи является анализ предпосылок возникновения и целей принятия данной процедуры. На основе анализа изменений, внесенных Законом № 421-ФЗ и Законом № 426-ФЗ, формулируются выводы о реализации данных изменений.

Ключевые слова: оценка условий труда, аттестация рабочих мест, государственная экспертиза, условия труда, гарантии и компенсации.

Annotation: The article discusses the introduction of the Law № 426-FZ, a special assessment of working conditions, which replaced the former procedure - certification of workplaces. The aim of the article is to analyze the origin and prerequisites for the purpose of making this procedure. Based on analysis of the changes made by the Law № 421-FZ and the Law № 426-FZ, conclusions are formulated on the realization of these changes. Keywords: evaluation of working conditions, assessment of workplaces, state examination, labor conditions, guarantees and compensation.

С 1 января 2014 года произошли значительные изменения в трудовом законодательстве, которые касаются регулирования вопросов охраны труда, предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях: вступили в силу два Федеральных закона - от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ) и № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона о специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 421-ФЗ).

Согласно Закону № 426-ФЗ прежняя процедура - аттестация рабочих мест, которая была закреплена в статье 212 Трудового кодекса РФ, заменяется на специальную оценку условий труда.

Создание нового механизма оценки условий труда было обусловлено целым рядом факторов:

Во-первых, созрела необходимость обеспечения каждому работнику гарантий безопасных условий труда, компенсаций причиненного вреда его жизни и здоровью путем проведения дифференцированного подхода к оценке условий труда.

В результате введения нового механизма были установлены классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный, опасный). В зависимости от классов условий труда установлены некоторые льготы для работников, в том числе дополнительный оплачиваемый отпуск, дополнительные тарифы страховых взносов и др., то есть обеспечение гарантий и компенсаций

именно тем работникам, которые получают вред здоровью.

Во-вторых, Закон № 426-ФЗ был разработан в рамках реализации положений Федерального закона от 03.12.2012 № 243-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования»1 (далее - Закон № 243-Ф3).

Так, Законом № 243-Ф3 внесены изменения в статью 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», согласно которым, начиная с 2013 года установлен дополнительный тариф страховых взносов в ПФР для плательщиков, использующих труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. Предусматривалось, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом, которым является Закон № 426-ФЗ.

В-третьих, действовавшие до вступления в силу Закона № 426-ФЗ такие процедуры, как аттестация рабочих мест2, специальная оценка условий труда3, государственная экспертиза условий труда4 было необходимо унифицировать, чтобы работодатель проводил исследование рабочих мест работников однократно, а результаты данного исследования могли использоваться и в целях уплаты страховых взносов в ПФР, и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций работникам. При этом указанная процедура должна представлять собой универсальный инструмент перехода от формального подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему в указанных целях исключительно фактическое воздействие на организм работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

1 www.pravo.gov.ru, 04.12.2012, законопроект № 143350-6.

2Оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (в ред. статьи 209 ТК РФ, действовавшей до 28.11.2013).

3 Согласно статье 58.3 от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 статьи 58.3, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом (в ред. статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, действовавшей до 28.11.2013).

4 В соответствии со статьей 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Кирсанова Д.А.

Предполагалось, что такой подход позволит, с одной стороны, максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте и, с другой стороны, экономически стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда, в том числе в целях оптимизации своих дальнейших издержек (по предоставлению гарантий и компенсаций и по уплате дополнительных страховых взносов в ПФР).

Таким образом, целью принятия Закона № 426-ФЗ является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.5

В-четвертых, было необходимо провести оптимизацию расходов государства и работодателя. По данным Росстата, на 2013г. свыше 21 млн. россиян (32% общего числа работающих) трудились во вредных условиях труда. Работа в таких условиях является причиной профессиональных заболеваний. Численность заболевших ежегодно увеличивается на 7000-8000 человек. В результате ежегодно государство и работодатели несут экономические потери в размере 1,94 трлн. руб.

Законом № 426-ФЗ было предусмотрено декларирование соответствия условий труда, являющегося подтверждением работодателем соответствия условий труда на его рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда. При этом в случае декларирования соответствия условий труда работодатель освобождается от необходимости проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, что позволит существенно снизить затраты малых предприятий.

Согласно части 7 Закона № 426-ФЗ по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 7 Закона № 426-ФЗ, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

В случае, если по итогам специальной оценки рабочего места, условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными, работодатель освобождается от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу.

В-пятых, преследовалась цель повышения уровня защиты трудовых прав работников посредством повышения степени участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.

Принятый закон предусматривает включение их представителей в комиссию по проведению специальной оценки условий труда, предоставления права на получение соответствующих разъяснений по резуль-

5 Пояснительная записка к законопроекту № 337970-6 (Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов).

6 Интервью с В. А. Коржом, директором Департамента условий

и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ («Зарплата», № 2, февраль 2014 г.)

татам специальной оценки условий труда и их обжалования. Кроме того, профсоюзы имеют право на представление предложений по проведению внеплановой специальной оценки.

В-шестых, планировалось создание механизма активного участия самих работников в процедуре оценки труда.

В реализации этого плана, Закон № 426-ФЗ предусмотрел право работников присутствовать при проведении специальной оценки условий труда, знакомиться с результатами проведенной оценки, получать разъяснения по вопросам ее проведения и обжаловать ее результаты.

В-седьмых, необходимо было обеспечить прозрачность процедуры оценки условий труда.

Так, Закон № 426-ФЗ установил требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда и к экспертам данных организаций, в том числе, требование о наличии у организации, проводящей специальную оценку условий труда в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1-11 и 15-23 части 3 статьи 13 Закона № 426-ФЗ, что исключает возможность создания института посредничества в данной сфере и обеспечивает формирование цивилизованного рынка высококачественных услуг в области оценки условий труда.

При этом, учитывая необходимость проведения в ходе специальной оценки условий труда оценки уровня воздействия идентифицированных вредных и (или) опасных факторов на организм работника с учетом отклонения их фактических значений от соответствующих нормативов (гигиенических нормативов), положениями законопроекта устанавливается требование к отдельным экспертам организации, проводящей специальную оценку условий труда, о наличии высшего образования в области гигиены труда.

В-восьмых, проведение специальной оценки условий труда должно было соответствовать российским и международным стандартам.

В этой связи, принятый Перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса сформулирован с учетом правоприменительной практики Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 № 1034н, и полностью согласуется с российскими и международными стандартами в части требований к оснащению испытательных лабораторий (центров).7

В-девятых, преследовалась цель - не включать государственные органы в процедуру проведения специальной оценки условий труда.

7 Пояснительная записка к законопроекту № 337970-6 (Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов).

Действительно, в принятых законах государственным органам отведена только контролирующая функция. Полномочия же по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Закона № 426-ФЗ 9 в том числе, по ведению реестра деклараций соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда), возлагаются на Федеральную службу по труду и занятости Российской Федерации.

Законом № 426-ФЗ контролирующая функция государства определена, в том числе, в форме экспертизы качества специальной оценки условий труда. Приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н утвержден порядок проведения государственной экспертизы условий труда.

Наконец, в-десятых, предполагалось создание федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда, призванной обеспечить доступ и использование результатов специальной оценки условий труда уполномоченными органами государственной власти.

В соответствии с принятым законом, начало промышленной эксплуатации указанной информационной системы планируется с 1 января 2016 года.

Таким образом, процедура специальной оценки условий труда представляет собой основный инструмент для решения вопроса о предоставлении работнику гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и опасных условиях труда, замену процедуры обязательной сертификации организации работ по охране труда для работодателя декларированием соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда на основе результатов специальной оценки условий труда.

Учитывая, что Закон № 426-ФЗ действует относительно недавно, однозначно оценить, насколько цели его принятия достигнуты, не представляется возможным. Тем не менее, намерение законодателя усовершенствовать процедуру оценки условий труда, обеспечить прозрачность ее проведения, повысить уровень защиты прав и интересов работников заслуживает положительной оценки.

Рецензия

На рукопись статьи Кирсановой Д.А.на тему: «Основные предпосылки законодательного регулирования специальной оценки условий труда.

Представленная на рецензирование статья написана на очень актуальную тему. Специальная оценка условий труда только начинает применяться на практике. Новое законодательство отразило основные вопросы специальной оценки, однако без учета возможных многочисленных коллизий.

Автор раскрывает основные предпосылки создания законодательства о специальной оценке условий труда. При этом обращается внимание на вопросы, которые необходимо было устранить в прежнем законодательстве в целях его совершенствования. Автор делает выводы о соотношении ожидаемых и действительных результатов нового законодательства о специальной оценке условий труда.

Все вышеизложенное дает все основания для рекомендации статьи Кирсановой Д.А. в научном журнале.

Рецензент

Д.ю.н., проф.Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» М.О. Буяно-ва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.