Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА'

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
строительный комплекс / госрегулирование / контроль / техрегулирование / construction complex / state regulation / control / technical regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдрахманов М. Т.

В статье анализируется теоретико-методологические основы деятельности органов государственной исполнительной власти в сфере строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC CONCEPTS, APPROACHES AND DIRECTIONS ACTIVITIES OF GOVERNMENT AGENCIES EXECUTIVE POWER IN THE FIELD OF CONSTRUCTION

The article analyzes the theoretical and methodological foundations of the activities of state executive authorities in the field of construction.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА»

УДК 35

Абдрахманов М.Т.

магистр,

Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан» (г. Уфа, Россия)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

Аннотация: в статье анализируется теоретико-методологические основы деятельности органов государственной исполнительной власти в сфере строительства.

Ключевые слова: строительный комплекс, госрегулирование, контроль, техрегулирование.

Состояние строительного комплекса оказывает воздействие на трудоспособность всех областей экономики и жизненные процессы воспроизводства населения. В настоящее время управление строительством в Российской Федерации рассматривается как саморегулируемая система управления данным видом деятельности при обязательном прямом воздействии на эту сферу деятельности со стороны органов государственного управления. Вмешательство государства в регулирование строительной деятельности необходимо для объединения государственных (общественных) и индивидуальных интересов, с целью развитии крупных пропорций (соотношений) в экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости.

Как отмечается в специальных исследованиях, строительный комплекс функционирует как экономическая система соответствующего (отраслевого) иерархического уровня, которая обладает способностью производить полезные виды продукции (услуг) [2]. С этой точки зрения к числу основных признаков строительного комплекса как экономической системы необходимо отнести следующие: осуществление рационального использования природных ресурсов, например, при производстве строительных материалов, реализацию общественных потребностей, существование в рамках строительного комплекса взаимодополняющих друг друга компонентов (основных фондов, вещественных оборотных средств, контингента работников), которые обеспечивают реализацию определенных функций [1, С. 18]. Поэтому, строительный комплекс и входящие в него структурные подразделения следует отнести к категории так называемых самоуправляемых систем, под которыми понимаются системы, отличающиеся наличием особого свойства управлять своим поведением, а также включающих в себя, в свою очередь, две подсистемы: управляющую (субъект управления) и управляемую (объект управления).

Первая, управляемая подсистема или объект управления в рамках строительного комплекса, состоит из производственного коллектива рабочих, которые, будучи объединенными в подразделения, выполняют различные производственные функции (технологические, энергетические, транспортные, вспомогательные), способствующие созданию строительной продукции. Что касается управляющей подсистемы, субъекта управления строительного комплекса, то она призвана осуществлять разработку, инициировать управляющие воздействия с помощью сигналов или команд, поступающих к управляемой подсистеме, объекту управления [1, С. 131]. В условиях современного государства управление строительным комплексом осуществляется органами законодательной и исполнительной власти. Соответственно, система методов управления строительным комплексом включает в себя в первую очередь административные методы, к которым могут

быть отнесены регулирование на основе нормативно-правовых актов, законов, постановлений, распоряжений, издаваемых органами государственной власти, регулирование на основе властных полномочий конкретных должностных лиц в пределах их компетенции, осуществляемое с помощью приказов и указаний, а также организационные и экономические методы.

Регулирование строительного сектора на государственном уровне — вид управленческой деятельности государства, в которой принимают участие уполномоченные органы, обеспечивающие оптимизацию экономических отношений в строительстве для защиты частных и публичных интересов участников взаимоотношений.

Государственное регулирование формируется из:

- создания единой политики в сфере строительства, жилищного и градостроительного сектора,

- нормативно-правового регулирования — градостроительного и технического,

- государственного надзора и строительного контроля.

Особенность госрегулирования заключается в создании правовых норм,

которые обязательны для всех участников строительного рынка.

В производственном и жилищном секторе строительства создана мощная сеть государственного регулирования и контроля. На сегодняшний день выделяются следующие формы этого процесса:

1. Техническое регулирование. В сфере строительства техническое регулирование берет на себя одну из ключевых задач. В частности, вносятся корректировки в систему сертификации, меняются расходы субъекта предпринимательской деятельности, корректируется себестоимость продукции и так далее. Задача уполномоченных структур - организовать систему стандартов качества и безопасности, которые бы не нагружали производителей услуг и товаров.

Если рассматривать правовую сторону этого вопроса, то в задачу уполномоченного органа входит реализация следующих задач - контроль

соблюдения действующих техрегламентов с последующим применением мер воздействия к нарушителю. Государственное техническое регулирование проводится в форме госнадзора, аккредитации, проведения регистрационных мероприятий, приемки объекта в эксплуатацию и так далее. Здесь же ведется реестр выполненных работ и различного рода объектов жилищного или производственного сектора.

2. Государственный стройнадзор. Здесь главная функция лежит на плечах Федеральной службы, а также на органах исполнительной власти. При организации надзора ключевое значение имеет важность объекта для государства в целом. При этом объектом проверки выступает контроль законности строительства (реконструкции) сооружения, то есть действий застройщика. При этом проверке поддается правовое и техническое поле -проверяется соблюдение законов и технических норм, выявляются правонарушения и определяются меры наказания для объектов.

Главные цели контроля - достижение общей практики, положительная социология деятельности, прозрачность всех выполняемых процедур и так далее. Для повышения качества мероприятий действующий регламент определяет сроки проведения проверок, предмет надзора, критерии внесения в реестр, основания для выполнения контрольных мероприятий, нюансы выдачи уведомлений и так далее. Многие вопросы касаются и саморегулируемых структур, которые также следуют действующим нормам.

3. Выдача разрешений на возведение объекта. Правовое обоснование изложено в Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе, а также в правовых и других актах. Выдачей таких документов занимается федеральная, исполнительная или местная власть (в зависимости от того, какие объекты подлежат проверке). После завершения работ сооружение должно быть внесено в реестр.

4. Образование цены и сметная документация. Система контроля подразумевает регулирование в сфере цены и смет, что касается и саморегулируемых организаций. Социология здесь такова, что в секторе

жилищного и иного строительства допускаются определенные погрешности при расчете стройматериала и рабочей силы. Правовое регулирование в этом секторе направлено на решение ряда задач - снижение уровня отклонений расчетных данных от реальных, разграничение власти между региональными и федеральными структурами. Здесь же стоит отметить ведение реестра нарушений, установление системы нормативов на государственном уровне, а также других норм, действующих и для саморегулируемых организаций. Считается, что предусмотренные меры позволят проектировщику четко определять лимит финансирования и на основании полученной суммы принимать решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асаул А.Н. Формирование системы управления строительным комплексом в современных условиях // Региональные и отраслевые проблемы инвестиционной деятельности: Материалы международ. конф. МАИЭС, Владимир: Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2022;

2. Моисеенко Е.С. Управление строительным комплексом субъекта Российской Федерации как экономической системой. Автореф. дис. » канд. экон. наук. Саратов, 2007

Abdrakhmanov M.T.

Bashkir Academy of Public Administration under Head of Republic of Bashkortostan (Ufa, Russia)

BASIC CONCEPTS, APPROACHES AND DIRECTIONS ACTIVITIES OF GOVERNMENT AGENCIES EXECUTIVE POWER IN THE FIELD OF CONSTRUCTION

Abstract: the article analyzes the theoretical and methodological foundations of the activities of state executive authorities in the field of construction.

Keywords: construction complex, state regulation, control, technical regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.