УДК 338.45 ББК 65.31 Х 29
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
(Рецензирована)
Хашаева Ольга Шабановна,
магистрант Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (900) 241 69 73, e-mail: khashaieva94@mail.ru
Аннотация. Состояние строительного комплекса оказывает воздействие на трудоспособность всех областей экономики и жизненные процессы воспроизводства населения. В настоящее время управление строительством в Российской Федерации рассматривается как саморегулируемая система управления данным видом деятельности при обязательном прямом воздействии на эту сферу деятельности со стороны органов государственного управления. Вмешательство государства в регулирование строительной деятельности необходимо для объединения государственных (общественных) и индивидуальных интересов, с целью развитии крупных пропорций (соотношений) в экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости В статье рассмотрены роль и значение органов государственного регулирования строительной отрасли, а также их основные функции управления и контроля. Наиболее важная роль в осуществлении государственного воздействия на строительную отрасль отведена федеральным органам исполнительной власти, на региональном уровне определены отраслевые органы управления и государственного регулирования сферы строительства и жилищно-коммунальных хозяйств, на муниципальном уровне описаны функции административно-территориальных единиц в данной области. Также в статье определены ключевые федеральные органы, оказывающие наибольшее влияние на строительную отрасль.
Ключевые слова: строительная отрасль, строительство, экономика, государственное регулирование, нормативно-правовому регулирование, государственная политика, контроль, образование цен, производственный сектор, жилищно-коммунальное хозяйство.
STATE REGULATION OF THE CONSTRUCTION INDUSTRY
Hashaeva Olga Shabanovna,
undergraduate of the direction of preparation "Economy" of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (900) 241 69 73, e-mail: khashaieva94@mail.ru
Summary. Condition of the building complex has an impact on the ability to work all areas of the economy and life processes of reproduction. Currently, construction management in the Russian Federation is considered as self-regulatory control system in this activity with obligatory direct impact of this activity on the part of government. State intervention in the regulation of construction activities necessary to combine state (public) and private interests, with a view to the development of large proportions (ratios) in the economy between consumption, saving and investment on the basis of forecasting, strategic planning, budget financing, taxation and other measures of state influence on investment markets, contracting, real estate The article discusses the role and value of bodies of state regulation of the construction industry, as well as their basic control and monitoring functions. The most important role in the implementation of state influence on the construction industry assigned to the federal bodies of executive power at the regional level identified sectoral authorities and the public sphere of regulation of construction and housing and communal services, at the municipal level describes the functions of the administrative-territorial units in the field. The article also identifies key federal agencies with the greatest impact on the construction industry.
Keywords: construction industry, construction, economy, state regulation, regulatory and legal regulation, state policy, control, pricing, production sector, housing and communal services.
Строительный рынок России является динамично развивающейся отраслью экономики, особенно в последнее время, в условиях трансформации хозяйственного уклада и возможности реализации экономических интересов всех субъектов рынка.
Состояние строительного комплекса оказывает воздействие на трудоспособность всех областей экономики и жизненный процесс населения. В настоящее время управление строительством в Российской Федерации рассматривается как система управления данным видом деятельности при обязательном регулирующем воздействии на эту сферу деятельности со стороны органов государственного управления.
Вмешательство государства в регулирование строительной деятельности необходимо для объединения государственных (общественных) и индивидуальных интересов, с целью развитии крупных пропорций (соотношений) в экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости [3, 8].
Важную роль в осуществлении государственного воздействия на строительную отрасль отводится федеральным органам исполнительной власти, которые подразделяются:
- федеральные министерства;
- федеральные службы;
- федеральные агентства [2].
В соответствии с утвержденной указом президента от 12 мая 2008 г. схемой, сфера строительства и жилищно-коммунального хозяйства находилась под контролем Министерства регионального развития. Существенной функцией которого, являлось разработка стратегии и государственной политики в области архитектуры, строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства [5]. Но после выхода Указа Президента РФ от 08.09.2014 N 612 «Об упразднении Министерства регионального развития РФ»функции были переданы:
1) согласно выработке и осуществления государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, районов Крайнего Севера и Арктики, реализации приграничного и межрегионального сотрудничества, территориального планирования, разработки и реализации комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов, координации отбора и реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных
округов, а также по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации - Минэкономразвития России;
2) согласно выработке и осуществления государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оказания государственной поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета - Минфину России;
3) согласно выработке государственной политики и осуществления нормативно-правового регулирования в сфере градостроительного зонирования - Минстрою России;
4) и так далее.
Вторым звеном, после министерств, являются федеральные службы, которые характеризуются следующим образом:
1) одна часть служб входит в состав федеральных министерств, а другая часть подведомственна правительству страны;
2) службы:
- объектом ведения, которых считается определенная сфера экономики или ряд сфер (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта);
- осуществляющие деятельность по функциональному принципу (Федеральная служба по тарифам, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная антимонопольная служба) [1].
Каждая из федеральных служб в той или иной степени участвует в деятельности хозяйствующих субъектов, действующих в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, так как участвуют в различных правоотношениях (как по горизонтали, так и по вертикале).
Особое влияние в строительной отрасли имеет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая отслеживает соблюдение обязательных требований (сертификатов, стандартов, строительных правил и норм) при осуществлении хозяйствующими субъектами производства строительной продукции, а также эксплуатации и технического обслуживания жилых домов [5]. Не меньшую значимость имеет Федеральная служба по финансовым рынкам, осуществляющая деятельность по контролю и регулированию отношений долевого строительства многоквартирных домов, а также прочих объектов недвижимости.
Третий элемент исполнительной власти - федеральные агентства, которые занимаются право-
применительной деятельностью, оказывают государственные услуги и управляют федеральным имуществом. В строительных и жилищно-коммунальных хозяйствах данные функции выполняло Министерство регионального развития, которое занималось практической реализацией государственной политики в сфере промышленности строительных материалов, строительства, градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, на сегодняшний день данные функции переданы Министерству строительства РФ. Министерство в своем составе не имеет федеральных агентств, оно разрабатывает государственную политику в подведомственной отрасли, а затем ее реализует.
Система региональных органов власти в управлении схожа с федеральными органами, которые в регионах имеют свои территориальные подразделения (комитеты, управления, департаменты), входящие в состав федеральных министерств, служб, агентств [4]. На региональном уровне управление и государственное регулирование сферы строительства и жилищно-коммунальных хозяйств осуществляют следующие отраслевые органы:
- департаменты (комитеты) по строительству;
- департаменты (комитеты) по жилищно-коммунальному хозяйству.
Наименования в разных регионах различны, например, в Москве - департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, а в Краснодарском крае - департамент строительства. Такие региональные органы создаются по усмотрению субъектов федерации в пределах их компетенции.
Основную работу по поддержанию строительной отрасли несут многочисленные муниципальные образования, представляющие собой административно-территориальные единицы. Каждая подобная единица является автономным участником гражданских, предпринимательских, административных и иных правоотношений, при этом, они формально независимы от государства, так как в систему органов не входят органы местного самоуправления. В градостроительной отрасли наиболее ярко выражают себя органы местного самоуправления, согласно ст. 8 Градостроительного кодекса они включают вопросы от подготовки документов территориального планирования до выдачи разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.
В сферах производственного сектора и жилищного строительства сформировалась целая система государственного контроля, при этом выделяются следующие методики и формы контроля (Рисунок 1).
1. Техническое регулирование (ТР). В сфере строительства ТР берет на себя одну из ключевых задач. Любые изменения в этом секторе неизбежно сказываются на бизнес-деятельности. В частности, вносятся корректировки в систему сертификации, меняются расходы субъекта предпринимательской деятельности, корректируется себестоимость продукции и так далее. Вот почему государственный контроль играет здесь ключевую роль. Задача уполномоченных структур - организовать систему стандартов качества и безопасности, которые бы не нагружали производителей услуг и товаров.
Если рассматривать правовую сторону этого вопроса, то в задачу уполномоченного органа
Рисунок 1. Методики и формы государственного контроля
входит реализация следующих задач - контроль соблюдения действующих техрегламентов с последующим применением мер воздействия к нарушителю. При этом контроль осуществляется как в сфере жилищного, так и в секторе производственного строительства. Главные цели - защитить здоровье и жизнь людей, а также сохранить окружающую среду.
Государственное ТР проводится в форме госнадзора, аккредитации, проведения регистрационных мероприятий, приемки объекта в эксплуатацию и так далее. Здесь же ведется реестр выполненных работ и различного рода объектов жилищного или производственного сектора. При этом задача государства - стимулировать общество на четкое соблюдение действующих техрегламен-тов. Такая социология способствует повышению качества возводимых объектов и повышению безопасности жизни для людей, которые используют объекты строительства.
Государственный контроль в секторе ГСН и ТР имеет схожие черты, главная из которых - общность функций. К последним стоит отнести:
1) Наблюдение. Для контролирующих структур различные объекты жилищного и производственного назначения выступают в роли «подопытных». Уполномоченные органы берут на себя функцию контроля (производится и правовое регулирование).
2) Сбор информации. Здесь подразумевается получение данных о соблюдении подконтрольным объектом требований законодательства и техрегла-мента.
3) Принятие мер. При нарушении дисциплины или действующего законодательства предпринимаются определенные шаги, направленные на наказание виновных. В частности, контролирующие органы имеют право привлекать к ответственности и вести реестр нарушителей.
4) Выявляются причины, по которым произошло нарушение, и предпринимаются меры, исключающие подобное в будущем.
Как упоминалось, в этих вопросах ведется статистика (реестр). Эти функции берет на себя Федеральная служба госстатистики, в отчетах которой и находят отражение нарушения в сфере жилищного или производственного строительства, а также рассматриваются вызвавшие их причины.
2. Государственный стройнадзор. Здесь главная функция лежит на плечах Федеральной службы, а также на органах исполнительной власти. Если объекты относятся к строительной сфере, то эти вопросы берет на себя Министерство обороны страны. Если сооружение не попадает в сферу влияния Ростехнадзора или Минобороны, то правое и
техническое регулирование ложится на плечи исполнительной власти. Многие считают, что промышленный сектор относится к категории саморегулируемых. Это не так. Здесь работают те же принципы, что и для остальных объектов.
Получается, что при организации надзора ключевое значение имеет важность объекта для государства в целом. При этом объектом проверки выступает контроль законности строительства (реконструкции) сооружения, то есть действий застройщика. При этом проверке поддается правовое и техническое поле - проверяется соблюдение законов и технических норм, выявляются правонарушения и определяются меры наказания для объектов.
Главные цели контроля - достижение общей практики, положительная социология деятельности, прозрачность всех выполняемых процедур и так далее. Также в процессе надзора уделяется внимание следующим направлениям - системе организации строительных работ, соблюдению правил выполнения арматурных и монтажных мероприятий, четкость нанесения антикоррозийных покрытий и прочие вопросы в этой сфере. Как и в прошлых случаях ГСН проводится как для жилищного, так и для других секторов.
Для повышения качества мероприятий действующий регламент определяет сроки проведения проверок, предмет надзора, критерии внесения в реестр, основания для выполнения контрольных мероприятий, нюансы выдачи уведомлений и так далее. Многие вопросы касаются и саморегулируемых структур, которые также следуют действующим нормам.
3. Выдача разрешений на возведение объекта. Правовое обоснование изложено в ГрК РФ, земельном кодексе, а также в правовых и других актах. Выдачей таких документов занимается федеральная, исполнительная или местная власть (в зависимости от того, какие объекты подлежат проверке). После завершения работ сооружение должно быть внесено в реестр.
Сразу стоит отметить, что существуют объекты, которые не требуют получения разрешения. В частности, действие статьи 36 ГрК РФ не касается памятников культурного наследия, а также участков, находящихся в пределах территорий общего пользования или занятых линейными сооружениями.
Раньше объекты жилищного сектора принимались специальной комиссией от государства, в которую входили представители разных структур. Сегодня же в строительной сфере разрешение на ввод дает тот же орган, который выдал разрешение на строительство.
Стоит отметить, что правовое регулирование этого вопроса проводится весьма жестко - ведется реестр, имеет место ответственность за нарушение действующих норм. При этом проверяющая структура имеет право отказать в выдаче разрешения на строительство (ввод) объекта жилищного (производственного) сектора. Правда, в этом случае застройщик имеет право подать в суд и оспорить такое решение.
4. Образование цены и сметная документация. Система контроля подразумевает регулирование в сфере цены и смет, что касается и саморегулируемых организаций. Социология здесь такова, что в секторе жилищного и иного строительства допускаются определенные погрешности при расчете стройматериала и рабочей силы. Правовое регулирование в этом секторе направлено на решение ряда задач - снижение уровня отклонений расчетных данных от реальных, разграничение власти между региональными и федеральными структурами. Здесь же стоит отметить ведение реестра нарушений, установление системы нормативов на государственном уровне, а также других норм, действующих и для саморегулируемых организаций
В России государственная политика в секторе образования цены и смет ведет специально созданный Федеральный центр, который находится в подчинении Минрегионразвития РФ.
Считается, что предусмотренные меры позволят проектировщику четко определять лимит финансирования и на основании полученной суммы принимать решения.
ИСТОЧНИКИ:
1. Маркова С.В. Экономические аспекты правоохранительного воздействия на развитие региональных строительных комплексов / Маркова С.В.// Теория и практика общественного развития. -
2010. - №1. - (0,35 п.л.).
2. Зелинская М.В., Мортова А.В. Развитие региональных экономических систем под воздействием трансформации отношений корпоративной собственности в регионе. Монография. - Краснодар,
2011.
3. Зелинская М.В., Пронин Е.С. Направления повышения эффективности государственного управления. В сборнике: Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году. Материалы научно-практической конференции. -2015. - С. 107-110.
4. Каменецкий М.И. Развитие строительного комплекса / Под.общ.ред. Р.М.Нуреева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С.221-240.
5. Каменецкий М.И., Донцова Л.В. Строительный комплекс: состояние, проблемы, основные тенденции долгосрочного развития // Экономика строительства. - 2008. - № 3. - С.2.
6. Самигулова Р.З., Фомин П.Б. Современное состояние и тенденции развития инновационной и производственной деятельности в строительной отрасли России // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 3.
7. Самигулова Р.З. Основные критерии и методы оценки инновационного потенциала строительных проектов и организаций // Транспортное дело России. - 2011. - № 10.
8. Хашева З.М. Эволюция региональной экономической системы: воспроизводственный подход // Научная мысль Кавказа. - 2006. - № 4-2. - С. 18-23.