ВЕСТНИК 4/2009
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНЖИНИРИНГОВОЙ СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
С.Б. Сборщиков, Т.Г. Тимошенко
МГСУ
Учитывая особенности строительного производства, а также тот факт, что в совместную деятельность вовлечены на определенный период самостоятельные предприятия и организации, функциональное содержание управления инвестиционно-строительными проектами имеет следующие составляющие:
— планирование процесса реализации инвестиционного проекта в целом и действий каждого из участников в отдельности;
— координация выполнения работ по объему, месту и времени;
— контроль за соблюдением договорных обязательств участниками инвестиционно-строительного проекта;
— разрешение спорных и конфликтных ситуаций;
— соблюдение принципа невмешательства в производственно-коммерческую деятельность субъектов инвестиционно-строительного проекта.
Следует отметить, что особенность использования метода управления проектом, находящего в настоящее время все большее распространение, в рамках механизма регулирования инвестиционно-строительной деятельности заключается в наличии достаточно большого количества вариантов реализации инвестиционно-строительных проектов, их организационно-правовых структур, влияния на результативность проекта многочисленных факторов (технико-технологических, организационно-экономических, социально-политических и т. д.). Поэтому, учитывая это, можно констатировать, что управление инвестиционно-строительными проектами носит индивидуальный характер и требует на современном этапе разработки нормативно-методической основы, а также высококвалифицированного управленческого персонала.
В этой связи можно выделить следующие характерные особенности инвестиционно-строительных проектов.
Во-первых, проекты в строительстве рассчитаны на длительный срок, значительную часть которого занимает создание объекта. Эксплуатация объекта и, следовательно, получение результатов от осуществления проекта начинаются много позже момента его осуществления, поэтому уровень проектного риска слишком высок для того, чтобы его взял один инвеститор.
Во-вторых, в проектах участвуют несколько сторон, между которыми делятся разные типы связанного с проектом риска.
В-третьих, набор связанных с проектом рисков существенно различается на разных стадиях его осуществления. На стадии создания инвестиционного объекта основные риски связаны с выполнением необходимых работ, завершением их в срок, возможным пе-
4/2009 ВЕСТНИК
рерасходом средств. На стадии эксплуатации инвестиционно-строительного объекта основные риски связаны с недополучением дохода от предлагаемых услуг, управлением и содержанием эксплуатируемого объекта. Разумеется, на обеих стадиях существует риск, связанный с изменениями во внешней среде. Также можно выделить и другие факторы риска.
В-четвертых, инвестиционно-строительные проекты сложно ранжировать в связи с большой социальной значимостью. Кроме того, в большинстве случаев инвестиционный объект является уникальным, и, следовательно, проектные риски весьма специфичны, что существенно ограничивает возможности группировки.
Для снижения рисков, особенно на стадии строительства, необходимо наличие субъекта инвестиционно-строительной деятельности, который координировал бы работу всех участников возведения объекта. Таким субъектом может стать организатор строительства, которому делегируются функции, выполняемые на строительной площадке заказчиком, управляющим проектом, генеральным подрядчиком, поставщиком материально-технических ресурсов. Интеграция этих функций и эффективное их выполнение возможно на основе принципов инжиниринга и логистики.
Выделение организатора строительства вызовет изменения в управлении инвестиционно-строительным циклом и изменения сфер компетенции субъектов инвестиционно-строительной деятельности, особенно связанных с этапом строительства. Также очевидно, что это приведет к изменению схемы организации управления на строительной площадке.
В настоящее время генподрядная схема (рис. 1) испытывает кризис, вызванный наличием с одной стороны негативными факторами, такими, как коррупция, нехватка мощностей, квалифицированных трудовых ресурсов в строительных компаниях, погоня за «легкими» деньгами и т. д., а с другой стороны сформировавшимися объективными предпосылками для перехода к инжиниринговой схеме организации управления на строительной площадке (рис. 2).
Следует отметить, что неявно некоторые строительные компании фактически перешли к инжиниринговой схеме или реализуют её частично. Если не рассматривать поверхностные проявления кризиса генподрядной схемы, а отметить глубинные причины, то можно прийти к выводу, что подобный переход является объективным процессом. Среди таких причин необходимо выделить следующие:
1. Усложнением задач управления строительным производством, особенно в рамках крупных инвестиционно-строительных проектов;
2. Формирование мотивации на конечный результат как за счет центров прибыли, так и за счет центров ответственности;
3. Необходимость создания единого центра принятия решений в отношении строительного производства не только чисто управленческих, но и технических, технологических, организационных;
4. Создание более действенного механизма управления строительным производством на уровне «строительный объект», основанного на более четком разграничении сфер компетенции и формировании более простой, но надежной схемы прохождения информации.
ВЕСТНИК 4/2009
Рис. 1. Генподрядная схема организации управления на строительной площадке
(традиционная схема)
На основании выше изложенного материала, можно предположить, что наличие организатора строительства, как отдельного субъекта, является наиболее эффективным решением указанных задач на уровне строительного объекта.
В качестве организатора строительства можно рассматривать как отдельные специализированные инжиниринговые подразделения компаний-управляющих инвестиционно-строительными проектами, так и самостоятельные инжиниринговые компании, реализующие функции организатора строительства. Использование инжиниринговых компаний или подразделений вызвано необходимостью решения комплекса технико-технологических, организационных, экономических и управленческих задач на уровне «строительный объект» или «организационно-пространственный модуль».
Использование инжиниринговой схемы управления на строительной площадке, основанной на функционировании организатора строительства, позволяет перейти к кластерной модели строительного производства (рис. 3.). Можно выделить два вида клас-
4/2009
ВЕСТНИК _МГСУ
Рис. 2. Инжиниринговая схема организации управления на строительной площадке (при наличии организатора строительства)
Рис. 3. Кластерная модель строительного производства
ВЕСТНИК МГСУ
4/2009
Рис. 4. Схема взаимодействия между элементами строительного кластера
теров: основной - строительный и обслуживающий - логистический. В зависимости от характера, масштаба строительного производства, а также иных условий конкретного объекта логистический кластер может быть частью строительного кластера (внутренний логистический кластер) или занимать обособленное место на строительной площадке (внешний логистический кластер).
Представляется обоснованным дать следующие определения указанным выше структурным элементам.
Строительный кластер - это объединенные кооперационными связями и сконцентрированные на одной площадке строительные организации, осуществляющие совместную деятельность и дополняющие друг друга в процессе строительного производства.
Логистический кластер - это объединенные кооперационными связями и сконцентрированные на строительной площадке организации, дополняющие друг друга и осуществляющие совместную деятельность по материально-техническому обеспечению строительного производства на объекте.
На рис. 4 приводится схема взаимодействия между элементами строительного кластера.
4/2009 ВЕСТНИК
Взаимоотношения между инжиниринговой компанией и подрядными организациями в рамках кластерного построения регулируются основным контрактом (соглашением), заключенным между подрядчиком и заказчиком, в соответствии с которым инжиниринговая фирма выступает как представитель заказчика со всеми правовыми последствиями и наделяется достаточными правами в отношении контроля за выполнением работ подрядчиком, выигравшим конкурс на сооружение комплексного объекта.
Необходимость управления большим количеством различных по интенсивности, направлению, объёму, схемам прохождения информационных, материально-технических потоков, а также потоков регулирующих воздействий со стороны организатора строительства указывает на целесообразность использования методов логистики с целью повышения эффективности и интенсификации строительного производства.
Литература
1. Сборщиков С.Б. Механизм государственного регулирования и стимулирования инвестиционно-строительной деятельности / Монография - М.: Издательство АСВ, 2004. - 168 с.
2. Сборщиков С.Б. и др. Управление инвестиционно-строительным циклом / Научное издание - М.: Издательство АСВ, 2007. - 170 с.
3. Теличенко В.И., Король Е.А., Сборщиков С.Б. и др. Основы управления инвестиционно-строительными программами в условиях мегаполиса / Монография - М.: Издательство АСВ, 2008. - 220 с.
Ключевые слова: формирование и функционирование системы управления строительством; новые организационные схемы реализации инвестиционно-строительных проектов ; регулирующие воздействия; технико-экономические системы; организационная структура регулирования инвестиционно-строительной деятельности; инжиниринговая схема управления строительным производством; кластерная модель строительного производства; строительный кластер; логистический кластер; организатор строительства
Рецензент: Директор ФГУ 2Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов», профессор, к.э.н. Ермолаев Е.Е.