Научная статья на тему 'Основные положения модели проектно-ориентированного технологического парка'

Основные положения модели проектно-ориентированного технологического парка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОПАРК / БИЗНЕС-ПАРК / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТЕХНОПАРК / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дементьев Денис Андреевич

После десятилетия успешного экономического развития в рамках ресурсного сектора национального хозяйства Россия переходит к инновационному вектору развития. Для реализации государственных инициатив по повышению эффективности управления инновациями необходимо создание системы центров научно-технического инновационного развития. Сегодня такие модели центров инновационного развития как технопарки и бизнес-парки требуют обновления. Настоящая статья посвящена выработке решений по созданию модели проектно-ориентированного технопарка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дементьев Денис Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANT MODEL PROJECT-ORIENTED TECHNOLOGY PARK

Nowadays, after the decade of the successful economic development based on the resource-oriented industries, Russian economy is starting the innovational development. In order to realize state’s initiative to increase the efficiency of innovation management the country needs the system of scientific and technological centers of innovational development. Today such models of innovational development as technoparks and business incubators need renovation. The article elaborates the decisions to create new model of project-based technopark.

Текст научной работы на тему «Основные положения модели проектно-ориентированного технологического парка»

УДК658

Д.А. Дементьев ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОДЕЛИ ПРОЕКТНО-

ОРИЕНТИРОВАННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПАРКА

Аннотация. После десятилетия успешного экономического развития в рамках ресурсного сектора национального хозяйства Россия переходит к инновационному вектору развития. Для реализации государственных инициатив по повышению эффективности управления инновациями необходимо создание системы центров научно-технического инновационного развития. Сегодня такие модели центров инновационного развития как технопарки и бизнес-парки требуют обновления. Настоящая статья посвящена выработке решений по созданию модели проектно-ориентированного технопарка.

Ключевые слова. Технопарк, бизнес-парк, управление проектами, проект, инновационный проект, трансфер технологий, управление инновациями, проектно-ориентированный технопарк, научно-технологический инновационный центр

Denis Dement'ev SIGNIFICANT MODEL PROJECT-ORIENTED TECHNOLOGY

PARK

Abstract. Nowadays, after the decade of the successful economic development based on the resource-oriented industries, Russian economy is starting the innovational development. In order to realize state's initiative to increase the efficiency of innovation management the country needs the system of scientific and technological centers of innovational development. Today such models of innovational development as technoparks and business incubators need renovation. The article elaborates the decisions to create new model of project-based technopark.

Keywords. Technopark, business-park, project management, project, innovational project, technological transfer, innovation management, innovation centre, project-based technopark

Модель современного технопарка или научно-технологического центра развития инноваций стремится соединить максимальное количество услуг, необходимых для успешной реализации инновационного проекта [1]. По результатам исследования функционирования современных эффективных технопарков был выявлен следующий набор услуг, типичный для технопарка или бизнес-парка инновационно-технологической направленности:

■ Поиск и трансфер новых технологий,

■ Правовые услуги в области патентного права и юридической поддержки малых предприятий,

■ Технологический аудит и оценка коммерческой ценности технологий и идей,

■ Проектный анализ, технико-экономические исследования и бизнес-планирование;

■ Финансовое проектирование и помощь в организации финансирования проектов,

■ Маркетинговые исследования,

■ Поиск партнеров,

■ Управленческое консультирование,

■ Бухгалтерский учет,

© Дементьев Д.А., 2014

_Раздел III. Повышение конкурентоспособности отечественных предприятий

■ Информационно-аналитические услуги,

■ Секретарские и хозяйственные услуги,

■ Полиграфические услуги,

■ Подбор кадров,

■ Обучение персонала и тренинги,

■ Физическая инфраструктура,

■ Обеспечение безопасности деятельности,

■ Информационно-технологическое обеспечение (внутренние сети, программное обеспечение, разработка приложений, таких как интернет-сайты, базы данных и прочее),

■ Лизинг производственного оборудования,

■ Рекламное сопровождение и продвижение продукции и торговых марок.

Учитывая, что проектно-ориентированный технопарк будет базироваться на универсальной методологии управления проектами и что ключевой характеристикой его будет предоставление профессиональных услуг по управлению проектами, данный перечень функций должен быть дополнен и увязан с типовым жизненным циклом инвестиционного проекта. В то же время структура инвестиционного проекта должна быть согласована со структурой инновационного проекта.

Помимо функционального содержания услуг немаловажным аспектом является определение области деятельности проектно-ориентированного технопарка или бизнес-парка.

Инновационная направленность деятельности проектно-ориентированного технопарка предполагает активное участие на этапах инновационного процессах наиболее близких к рынку, а также на стыке различных этапов, подразумевающих активный информационный обмен, деловое сотрудничество, трансфер технологии и получение коммерческого результата.

Как известно, современное понимание инновационного процесса не сводится к его однонаправленному линейному представлению [6]. Современная инновационная деятельность состоит из большого количества прямых и обратных связей между различными участниками цепочки между фундаментальными исследованиями и рынком. Проектируемый бизнес-парк будет находиться в функционально-технологическом пространстве инновационной деятельности ближе к рынку, к деятельности по коммерциализации новых решений в виде организации производства новых продуктов и услуг. Фундаментальные исследования, прикладные разработки и НИОКР не являются приоритетными областями деятельности бизнес-парка, хотя в отдельных случаях бизнес-парк может предоставлять возможность для размещения и исследовательским организациям. Особенно приемлемым следует рассматривать возможность управления на коммерческой основе опытно-конструкторскими работами, как на этапе стоящем сравнительно ближе к рынку и являющимся таким образом «пограничным» с областью деятельности бизнес-парка. Начальные этапы инновационного процесса могут обслуживаться бизнес-парком [2], но основной упор такого обслуживания будет состоять в дальнейшем продвижении технологий ближе к рынку.

Ограниченной представляется область деятельности бизнес-парка и по видам и направлениям инноваций. Эти ограничения напрямую связаны с некоторой отстраненностью его от начальных этапов инновационного процесса. Бизнес-парк не предназначен для управления проектами, подразумевающими фундаментальные или базисные инновации. Вполне допустимо, что в современную эпоху виртуализации хозяйственной жизни все больше и больше внимания придется уделять именно микроинновациям и псевдоинновациям рыночного характера, когда уже известный продукт или услуга продвигаются на рынок под другим имиджем и маркой. С содержательной точки зрения бизнес-парк (в силу своей коммерческой направленности) будет отдавать приоритет технологическим, управленческим, организационно-производственным, экономическим и рыночным инновациям, оставляя в стороне инновации военно-стратегического, экологического, социально-политического, государственно-правового, духовного и культурного характера [3]. Хотя при наличии коммерческого заказа и ожидаемого практического (финансового) результата содержание управляемого инновационного проекта может быть любым. Предметная область инновационных проектов бизнес-парка показана на рисунке.

Военно-стратегические инновации

Организационно-п роизводствен ные инновации

Государственно-

Экологические инновации

правовые инновации

Рыночные инновации

Технологические Управленческие

инновации

инновации

Предметная область инновационных проектов бизнес-парка

Экономические инновации

Инновации в духовной сфере

Социально-политические инновации

Рис. Предметная область инновационных проектов бизнес-парка

Область деятельности бизнес-парка, как это представлено на рисунке 1, определяет достаточно большие рыночные пространства. При внимательном рассмотрении этого решения становится ясно, что практически любой современный инвестиционный проект не зависимо от содержания может стать областью деятельности бизнес-парка. Любая современная коммерческая инициатива предполагает ту или иную степень новизны, инновационности, реальной или виртуальной. Таким образом, концепция инновационного девелопмента предполагает, что любая коммерческая инициатива может рассматриваться одновременно как инвестиционная (так как она связана с вложением денег с целью из возврата в увеличенном количестве), так и инновационная (так как она связана с освоением и продвижением на рынок определенного нового продукта, услуги, информации, технологии, знания и прочее). Все зависит по большому счету от точки зрения на проект. С точки зрения инвестора он - инвестиционный, с точки зрения предпринимателя и инициатора он - инновационный, а с точки зрения проект-менеджера - он просто проект, так как независимо от содержания к нему необходимо применять методы, средства и инструмента общезначимые для всей методологии управления проектами.

Представленные выше положения об областях и направлениях деятельности проект-но-ориентированного бизнес-парка имеют достаточно общий характер и заставляют поставить вопрос о необходимости, виде и степени специализации бизнес-парка. Учитывая текущее состояние инновационного рынка и научно-технической сферы России, также как и инвестиционную активность в российской экономике, следует признать, что отраслевая специализация бизнес-парка не представляется эффективным решением.

В отличие от отраслевой, «ограничивающей» специализации предлагается виды специализации «расширяющего» характера, т.е. такие виды специализации, которые с одной стороны позволяют концентрировать свои усилия на определенных ключевых функциональных возможностях и компетенциях, а с другой стороны позволяют существенно расширить области деятельности, спектр проектов и соответственно целевые рынки. Отталкиваясь от общих представлений о содержании деятельности бизнес-парка, можно будет определить состава функций (услуг) проектно-ориентированного бизнес-парка.

_Раздел III. Повышение конкурентоспособности отечественных предприятий

Библиографический список:

1. Кафафян Р.Г. Особенности девелопмента технопарков как одного из типов промышленных объектов недвижимости // Вестник Университета (Государственный университет управления), серия Социология и управление персоналом. № 1/2008. - С. 39.

2. Лаптев Д. Проекты бизнес-парков и их развитие в Москве и ближайшем Подмосковье // Вестник Университета, серия Социология и управление персоналом. № 6/ 2007.-С. 32.

3. Марголина Н.В. Развитие государственно-частного партнерства в России в области трансфера высоких технологий // Вестник Университета, серия Социология и управление персоналом. № 8/2007. - С. 34.

4. Разу М.Л. Управление проектом: Основы проектного управления/ Разу, М.Л., Якутин, Ю.В., Разу, Б.М., Бронникова, Т.М., Титов, С.А. - М.: Кнорус, 2006. -768 с.

5. Чернова Т. Ф. Человеческие ресурсы в стратегическом управлении инжиниринговыми и консалтинговыми компаниями // Вестник Университета (Государственный университет управления). № 5/2012. - С. 093-097.

6. Шемякина Т.Ю. Проблемы активизации инновационной деятельности и направления ее решения // Вестник Университета, серия Социология и управление персоналом. № 2/2004. - С.28.

УДК 659.4

А.В.Довжик СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ТОРГОВАЯ МАР-

КА» И «БРЕНД»

Аннотация: Статья посвящена ретроспективному анализу становления понятий торговая марка и бренд. Выделяются сравнительные характеристики, взаимосвязь и разграничение, области применения, современные подходы к пониманию и использованию данных категорий.

Ключевые слова: торговая марка, бренд, этапы формирования бренда, понятие сильный бренд. Andrew Dovzhik COMPARATIVE ANALYSIS CONCEPTS "TRADE-

MARKS" AND"BRAND"

Abstract. This paper is devoted to a retrospective analysis of the formation of concepts trademark and brand. Distinguished comparative characteristics, relationship and distinction, applications, modern approaches to the understanding and use of these categories.

Keywords: brand, brand, brand stages of formation, the notion of a strong brand.

Термин бренд происходит от древненорвежского слова, означающего «ставить клеймо». Первоначально понятие было создано для обозначения источника, изготовителя или владельца продукта или какого-либо предмета. Отсюда происходит более общее значение -«брендинг» крупного рогатого скота, лошадей, овец и других домашних животных. По мере развития коммерции слово бренд стало обозначать происхождение или источник продукта либо помогало отличать одного производителя от других, которые изготавливали подобные продукты, - например, серебряных дел мастеров, изготовителей фарфора и керамики, кожевенников и оружейников. Сегодня слово бренд обычно употребляется для обозначения или идентификации производителя или продавца продукта либо услуги.

В современной научной литературе, понятие бренд отражают, символическое воплощение комплекса информации, связанного с определенным продуктом, характеризующийся

© ДовжикА.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.