э
2011
I
Основные положения лечебной физической культуры при заболеваниях органов мочевыделения в послеоперационном периоде
Зайцев В.П.1, Манучарян С.В.1, Хагнер-Деренговска М.2, Ермаков С.С.1
1Харьковская государственная академия физической культуры
Аннотация:
Обобщены литературные источники и собственный опыт по проблеме восстановления после операции при заболеваниях мочевыделительной системы. Установлено, что некоторые специалисты по лечебной физической культуре не всегда придерживаются общих принципов построения занятий лечебной гимнастикой. Предложены методические подходы к проведению лечебной физической культуры, выяснено, что в стационарных условиях необходимо учитывать специфику патологии и тяжесть клинического течения. Установлено, что при свободном двигательном режиме можно использовать все средства лечебной физической культуры. Также рекомендован врачебно-педагогический контроль.
Ключевые слова:
пациент, мочевыделительная система, послеоперационный период, лечебная физическая культура, методика.
2Высшая школа в Быдгощ
Зайцев В.П., Манучарян С.В., Хагнер-Деренговська М., Єрмаков С.С. Основні положення лікувальної фізичної культури при захворюваннях органів сечовиділення в післяопераційному періоді. Узагальнено літературні джерела та власний досвід з проблем відновлення після операції при захворюваннях сечовидільної системи. Установлено, що деякі фахівці з лікувальної фізичної культури не завжди дотримуються загальних принципів побудови занять лікувальною гімнастикою. Запропоновані методичні підходи до проведення лікувальної фізичної культури, З'ясовано, що в стаціонарних умовах необхідно враховувати специфіку патології і вагу клінічного плину. Установлено, що при вільному руховому режимі можна використовувати всі засоби лікувальної фізичної культури. Також рекомендований лікарсько-педагогічний контроль.
внз, хворий, сечевидільна система, після операційний період, лікувальна фізична культура, методика.
Zaytsev V.P., Manucharyan S.V., Hagner-Derengowska M., Iermakov S.S. General provisions of medical physical training in diseases of the urinary tract in the postoperative period. The published sources and personal experience on the issue of recovery after surgery for diseases of the urinary system are considered. Found that some specialists in medical physical culture does not always adhere to general principles of physiotherapy sessions. We propose methodological approaches to the treatment of physical culture, has been found that in stationary conditions must be specific pathology and severity of illness. It is established that free motoring mode, you can use all the means of medical physical culture. It is also recommended by the medical-pedagogical control.
patient, urinary system, postoperative period, therapeutic physical culture technique.
Введение
В последнее время в нашей стране, да и в мире тоже, выявляется тенденция к росту заболеваний органов мочевыделения [8]. Наряду с основными причинами, это связано с урбанизацией жизнедеятельности человека, его гиподинамией и с отрицательными социально-обусловленными факторами: курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, несбалансированное питание, голодание, стрессы и т.д. Такие заболевания в то же время являются частой причиной потери как временной, так и стойкой утратой трудоспособности. Поэтому в результате проведенного анализа литературных источников и собственного клинического опыта возникла необходимость разработать методику комплексного использования занятий лечебной физической культурой в послеоперационный период при заболеваниях мочевыделительной системы.
Как отмечает И.И. Пархотик [6], в ранний послеоперационный период (сразу же после выхода больного из наркоза) необходимо назначать такие физические упражнения, которые положительно действуют на отдельные системы организма, прежде всего на систему дыхания и кровообращения. При этом упражнения не должны отрицательно влиять на оперированный орган, послеоперационную рану и предупреждать развитие таких серьезных послеоперационных осложнений в легких, а также тромбозы глубоких вен нижних конечностей и таза,
© Зайцев в.П., Манучарян С.в., Хагнер-Деренговска М., Ермаков С.С., 2011
эмболии ветвей легочной артерии и нарушения перистальтики желудочно-кишечного тракта.
При хирургическом нарушении целостности брюшной стенки после операции больного следует обучить грудному типу дыхания, в виду щажения послеоперационной раны. При этом важно придать больному соответствующее положение с целью снижения напряжения мышц брюшной стенки. Все выполняемые физические упражнения должны быть ограниченной амплитуды, не вызывать значительного повышения внутрибрюшного давления, а также предупреждать упомянутые выше осложнения, ускорять удаление из организма анестезирующих веществ и поддерживать общее удовлетворительное состояние больного.
В то же время П.И. Готовцев и др. [2] считают, что в зависимости от характера заболевания и тяжести операции, состояния больного и назначенного двигательного режима лечебную физическую культуру и массаж лучше применять в ранние сроки: в первые часы после операции. Авторы рекомендуют учесть, что при неполноценном протекании регенеративных процессов повышение внутрибрюшного давления во время кашля, натуживания, неосторожных поворотах в кровати может вызвать расхождение краев раны. Большинство пациентов первые 2-4 дня после операции даже при благоприятном течении послеоперационного периода находятся на постельном режиме, лишь с 5-7-го дня их переводят на палатный, а затем на свободный двигательный режим. Врачу следует помнить, что у многих больных в этот период формируется неправильная осанка.
зз
І ПЕДАГОГІКА І та медик°-біол°гічні
•-“----------* проблеми фізичного
виховання і спорту ___________________
Однако М.И. Фонарёв [8] замечает, что между мышечной деятельностью и работой выделительной системы существует тесная физиологическая и функциональная связь. Как известно, выделительная система обеспечивает постоянство внутренней среды за счет выведения продуктов метаболизма, попадающих в кровь при мышечной работе. Во время последней изменяется качественный состав мочи и ее количество, появляются вещества, обычно отсутствующие в моче или имеющиеся в незначительных количествах: продукты пуринового обмена, недоокисленные вещества (молочная, р-оксимасляная, ацетоуксус-ная кислоты). Несомненно под влиянием мышечной работы наблюдается усиление выделительной и регулирующей кислотно-основное состояние функций почек. Это связано с изменением как почечного кровотока, так и парциальных функций нефронов. Под воздействием двигательной активности и ее интенсивности он снижается, в то время как гломерулярная фильтрация либо не изменяется при физических нагрузках умеренной и средней интенсивности, либо снижается в меньшей степени, чем почечный кровоток при субмаксимальных и предельных нагрузках. С ростом адаптации к физической нагрузке устойчивость функции почек повышается, уменьшение кровотока наступает после значительно больших нагрузок, а гломерулярная фильтрация поддерживается на неизмененном уровне даже при физических нагрузках субмаксимальной интенсивности. Как правило, физические упражнения умеренной интенсивности приводят к некоторому увеличению диуреза, в то время как при большей интенсивности сопровождается его снижением.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Работ, посвященных данной проблеме, очень мало, в связи с этим поставлена цель: ознакомить специалистов-хирургов с опытом работы по лечебной физической культуре в области мочевыделительной системы. Для её решения сформулированы задачи:
Проанализировать литературные источники, относящиеся к данной проблеме.
Показать важность применения лечебной физической культуры при выздоровлении больного, подверженного оперативному вмешательству.
Предложить рекомендации, касающиеся основных принципов занятий лечебной физической культурой для больных, перенесших оперативное вмешательство, при заболеваниях мочевыделительной системы.
В представленной работе изложены используемые методы исследования:
• изучение и анализ литературных источников по данной проблеме;
• анализ педагогической и медико-биологической документации кафедры физической реабилитации и здоровьесберегающих технологий;
• собеседование с преподавателями и студентами указанной кафедры;
• педагогический и врачебный опыт авторов работы.
При выполнении поставленных цели и задач использованы литературные источники, опыт
собственных наблюдений и исследований в клинике с заболеваниями мочевыделительной системы, медицинская документация кафедры и истории болезни в кабинетах ЛФК больниц и его деятельность.
Работа выполнена по индивидуальному плану авторов и рекомендациям научных международных конференций «Здоровьесберегающие технологии, физическая реабилитация и рекреация в высших учебных заведениях» и «Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях». Методической основой статьи стали работы И.И. Пархотика (г.Киев), Л.С. Захаровой и В.А. Епифанова (г. Москва).
Результаты исследования.
Как известно, для всех больных, находящихся на лечении в условиях стационара, назначаются следующие двигательные режимы: строгий постельный, постельный, палатный и свободный. Для каждого режима в процессе лечебно-восстановительной тренировки физическими упражнениями следует соблюдать физиологически обоснованные педагогические принципы: индивидуальный подход к больному, его сознательное и активное участие, постепенность выполнения упражнений, систематичность применения, цикличность, системность воздействия, разнообразие и умеренность в подборе дозировок.
В связи с тем, что основным средством лечебной физической культуры являются физические упражнения, то их необходимо последовательно и неуклонно увеличивать, так как они повышают функциональное состояние систем организма. Естественно, оптимизация нагрузок необходима особенно в начальном периоде и безусловно сочетание общего и специального воздействия следует учитывать [1, 3, 5, 7, 9], так как:
• общая тренировка преследует цель общего оздоровления организма, улучшения функций органов и систем, нарушенных болезненным процессом, развивает и закрепляет моторные навыки и волевые качества больного;
• специальная тренировка развивает функции, нарушенные в связи с заболеванием или травмой, восстанавливает конкретные двигательные действия или умения, необходимые больному в дальнейшей бытовой и трудовой деятельности.
Методика занятий лечебной физической культуры в послеоперационном периоде для больных с заболеваниями органов мочевыделения должна основываться на дидактических принципах: наглядности - показ физических упражнений инструктором лечебной физической культуры; доступность, систематичность, постепенность и последовательность выполнения физических упражнений; индивидуальный подход -учитывать пол, возраст, общее состояние организма больного, его уровень тренированности и течение заболевания.
Кроме того, наряду с дидактическими признаками, инструктору ЛФК следует учитывать и специфические, характерные для лечебной физической культуры: выбор исходных положений, подбор физических упражнений и их продолжительность, число повторений каждого упражнения и темп их выполнения, сте-
ПСИХОЛОГІЯ
пень силового напряжения и сложность движений, а также ритмичность движений, число общеразвивающих и дыхательных упражнений. Немаловажное значение в процессе занятий физическими упражнениями имеет создание у больных положительных эмоций и плотность занятия, которая у данной категории больных составляет 20-30%.
Задачами занятий лечебной физической культурой в послеоперационном периоде при операциях на органах мочевыделения являются:
• профилактика осложнений в легких, а также тромбоза вен;
• улучшение функциональной деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем;
• профилактика нарушений функции желудочнокишечного тракта;
• повышение психологического статуса больного;
• улучшение метаболизма в почках;
• профилактика ограничения подвижности в плечевом суставе на оперированной стороне;
• физически укрепить весь организм больного;
• подготовить больного к расширению двигательной активности, а в дальнейшем к бытовым и производственным нагрузкам.
Для выполнения указанных выше задач необходимо использовать все возможные средства лечебной физической культуры: физические упражнения, двигательные режимы, естественные факторы природы, массаж, а также трудотерапию и механотерапию. В условиях стационара можно рекомендовать больным различные формы занятий: утреннюю и вечернюю гигиеническую гимнастики, лечебную гимнастику, дозированную лечебную ходьбу по коридору и в парке на территории больницы, тренировочную ходьбу по лестнице на этажи. С целью увеличения двигательной активности по рекомендации инструктора ЛФК больной может, находясь на свободном двигательном режиме, совершать прогулки по парку в сопровождении родственников, а также самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Эти занятия лучше проводить в группе 12-15 человек, можно - в малой группе (4-6 чел.) и индивидуально.
С помощью лечебной физической культуры и массажа в послеоперационном периоде можно максимально рано активизировать акт дыхания для выведения наркотических веществ из дыхательных путей, предупреждать застойные явления в сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной системах, восстановить брюшной тип дыхания, предупреждать образования спаек в брюшной полости. Для профилактики легочных и сердечных осложнений рекомендуют выполнять дыхательные упражнения (статические и динамические) и упражнения для движений дистальных отделов конечностей. Начиная с первого дня после операции, больного обучают откашливанию сначала с прижиманием брюшной стенки на месте операции для уменьшения болезненности и растяжения краев операционной раны.
В первые дни после операции применяют массаж конечностей и спины в виде поглаживания и слабого
32011
разминания. С 3-4-го дня выполняют массаж всей грудной клетки, а с первого дня обучают больного поворачиваться с помощью инструктора ЛФК на бок. Уже с 4-5-го дня больному назначают активно поворачиваться, сгибать конечности в локтевых и коленных суставах, поднимать таз при упоре на ноги и локти. Следует помнить, что исходные положения используют последовательно: лежа на боку, на 4-6-й день - сидя, на 7-й день - стоя. Дозированную лечебную ходьбу в палате или коридоре назначают с 6-8-го дня.
В первые дни после операции применяют индивидуальные кратковременные занятия (10-15 мин) с использованием небольших мышечных групп в медленном темпе, а затем средних мышечных групп в среднем темпе движений. Особое внимание уделяют упражнениям на расслабление и дыхательным упражнениям.
На первом этапе лучше всего избегать применения упражнений, которые повышают внутрибрюшное давление. Для активизации перистальтики кишечника и предупреждения спаек используют сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, покачивание ими в стороны, повороты на бок. В течение второго этапа стимулируют регенерацию в зоне операции, нормализуют деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, укрепляют мышцы брюшного пресса. Для этого назначают общеукрепляющие упражнения на все основные мышечные группы с умеренной нагрузкой в исходном положении последовательно лежа, сидя и стоя. Нагрузку на мышцы брюшной стенки увеличивают постепенно, чтобы не причинять боли. В дальнейшем рекомендуют выполнить дозированную лечебную ходьбу.
Занятия лечебной гимнастикой больные выполняют на 12-15-й день_групповым методом, длительность первых занятий - 20-25 минут. В каждом занятии вводят упражнения на координацию, корригирующие упражнения, упражнения на растягивание послеоперационного рубца. Продолжают проводить массаж. На третьем этапе занятия лечебной гимнастикой способствуют нормализации анатомических взаимоотношений органов брюшной полости, всех органов и систем организма, восстанавливают двигательные навыки, повышают неспецифическую сопротивляемость организма. Продолжительность занятий 30-40 минут. На данном этапе используют все виды активных упражнений, ходьбу, легкий бег, элементы игр и спорта, упражнения в воде, соответствующие виды массажа, трудотерапию, механотерапию.
Вопросы продолжительности каждого этапа, переходов к сидению, вставанию, ходьбе в большинстве случаев решаются совместно с хирургом.
Следовательно, на первом этапе послеоперационного периода (до снятия швов) при операциях на почках, мочеточниках и мочевом пузыре применяют примерно ту же методику, что и после операций на кишечнике: углубленное дыхание брюшного типа в первые дни после операции рекомендуют выполнять осторожно; при наличии дренажных трубок исключают наклоны вперед и движения, которые могут способствовать их смещению, перегибу или затруд-
І ПЕДАГОГІКА І та медико-біологічні
проблеми фізичного виховання і спорту
нению оттока по ним мочи. Поэтому целесообразны исходные положения лежа на оперированном боку и переход в положение сидя со свешенными ногами. При переводе больного в положение стоя целесообразно фиксировать брюшную стенку широкой поддерживающей повязкой.
На втором (от снятия швов до выписки из стационара) и третьем (лечение в поликлинических условиях) этапах средствами лечебной физической культуры стремятся восстановить полноценные движения в поясничном отделе позвоночника, нормальную осанку, адаптацию органов брюшной полости к перемещениям и сотрясениям, встречающимся в бытовой и производственной обстановке, укрепить мышцы брюшного пресса. Порядок применения массажа не отличается от такового при оперативном лечении органов брюшной полости. Следует обратить внимание медицинского персонала на проведение массажа мышц живота, поясницы, спины: должны приме-
няться только щадящие приемы (поглаживание, легкое растирание), особенно вблизи дренажных трубок. При появлении болезненности, ухудшении общего состояния больного массаж временно отменяют.
Как известно, основной формой занятий в стационарных условиях является лечебная гимнастика. На этапе постельного двигательного режима занятия лечебной гимнастикой больные проводят в положениях лежа на спине, на боку, сидя. Для мелких и средних мышечных групп применяются упражнения в сочетании с дыхательными, включаются паузы отдыха в виде релаксации мышц. Темп медленный, число повторений - 6-10 раз, продолжительность -12-15 минут.
Во время палатного (полупостельного) двигательного режима занятия лечебной гимнастикой выполняются лежа, сидя, стоя на коленях и стоя. Применяются упражнения для всех мышечных групп. Специальные упражнения для мышц живота, спины, тазового дна должны улучшать кровообращение в почках, их необходимо выполнять с небольшой дозировкой (2-4 раза), чтобы значительно не повышать внутрибрюшное давление. Темп выполнения упражнений — медленный и средний, число повторений для общеразвивающих упражнений - 8-12 раз, продолжительность - около 20 минут. К концу этого двигательного режима больному разрешают дозированную ходьбу.
В свободном двигательном режиме занятие лечебной гимнастикой больной, в основном, выполняет стоя. Применяются упражнения для всех мышечных групп, без предметов и с предметами, у гимнастической стенки и на тренажерах. Темп упражнений медленный и средний, количество повторений - 8-10 раз, продолжительность занятия перед выпиской - 3040 минут. Используется утренняя гигиеническая гимнастика и дозированная ходьба. Следует помнить, что
постепенно увеличивая дозировку физической нагрузки, тем самым повышают функциональную нагрузку на почки, благодаря чему достигается адаптация выделительной системы к значительной мышечной работе, даже в условиях сниженного кровообращения в них [4, 7, 8].
Однако, представленные принципы применения лечебной гимнастики в послеоперационном периоде для больных с заболеваниями мочевыделительной системы только тогда будут иметь положительный эффект, когда такие занятия проводятся в комплексе с другими формами занятий, медикаментозным лечением, физиотерапией, психотерапией, диетотерапией и фитотерапией, но с обязательным соблюдением больными лечебных и двигательных режимов.
Выводы.
Работ, посвященных лечебной физической культуре при заболеваниях органов мочевыделения в послеоперационном периоде недостаточно.
Специалисты лечебной физической культуры при построении занятий лечебной гимнастикой придерживаться общих принципов проведения занятий физическими упражнениями, но учитывать специфику патологии и тяжесть клинического течения в послеоперационный период.
В стационарных условиях следует использовать при данном заболевании все возможные средства лечебной физической культуры: физические упражнения, естественные факторы природы, двигательные режимы, массаж, механотерапию и трудотерапию. Из форм занятий, кроме лечебной гимнастики и дозированной ходьбы, назначать также занятия утренней гигиенической гимнастики, вечерней гимнастики, тренировочной ходьбы по ступенькам лестницы на этажи, самостоятельные занятия физическими упражнениями и др. Методы занятий: индивидуальный, малогрупповой (4-6 чел.) и групповой (12-15 чел.).
С целью большего охвата больных такими занятиями в условиях стационара следует подключить самих больных и их родственников, предварительно обучив их методике проведения занятия ЛФК, но под контролем инструктора или врача ЛФК.
Во время таких занятий контроль за выполнением физических упражнений больными возлагается на инструктора или врача ЛФК и на самих больных по самочувствию, жалобам, по частоте пульса, величине артериального давления и частоте дыхания, а также по визуальному наблюдению.
Хирургам, инструкторам и врачам ЛФК наиболее шире применять предложенный опыт занятий лечебной физической культуры в своей практике.
Дальнейшие исследования будут проводиться по проблеме совершенствования лечебной физической культуры при основных болезнях современной цивилизации.
ПСИХОЛОГІЯ
Литература:
1. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж: учеб.-метод. пособие / Н.А. Белая. - М.: Советский спорт, 2001. - 272 с.
2. Готовцев П.И. Лечебная физическая культура и массаж: учебник / П.И. Готовцев, А.Д. Субботин, В.П. Селиванов. - М.: Медицина, 1987. - 304 с.
3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: учебник / В.И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС, 1999. - С. 260-270.
4. Лечебная физкультура и врачебный контроль: учебник / Под ред. В.Е. Епифанова и ГЛ. Апанасенко. - М.: Медицина, 1990.
- С. 10-113.
5. Мухін В.М. Фізична реабілітація: підручник / В.М. Мухін. -Київ: Олімпійська література, 2005. - С. 16-111.
6. Пархотик И.И. Физическая реабилитация при заболеваниях органов брюшной полости: монография / И.И. Пархотик. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 224 с.
7. Физическая реабилитация: учебник / Под общ. ред. С.Н. Попова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - С. 5-83.
8. Фонарев М.И. Болезни почек и мочевыводящих путей: справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред. М.И. Фонарева.
- Л.: Медицина, 1983. - С. 5-70.
9. Grigus I.M., Prusik Krzysztof, Prusik Katarzyna, Hagner-Derengowska Magdalena. Methodological foundations for physical rehabilitation of patients on intermittent asthma. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fi-zicnogo vihovanna i sportu =Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2011. - N5. - pp. 12-28.
Информация об авторе: Зайцев Вячеслав Петрович
Харьковская государственная академия физической культуры ул. Клочковская 99, г. Харьков, 61022, Украина.
Манучарян Светлана Валентиновна
Харьковская государственная академия физической культуры ул. Клочковская 99, г. Харьков, 61022, Украина.
Хагнер-Деренговска Магдалена
[email protected] Высшая школа в Быдгощ ул. Унии Любельскей 4С, 85-059, Быдгощ, Польша Ермаков Сергей Сидорович
Харьковская государственная академия физической культуры ул. Клочковская 99, г. Харьков, 61022, Украина.
Поступила в редакцию 01.11.2011г.
32011
References:
1. Belaia N.A. Lechebnaia fizkul’tura i massazh [Physiotherapy and massage], Moscow, Soviet sport, 2001, 272 p.
2. Gotovcev P.I., Subbotin A.D., Selivanov V.P. Lechebnaia fizicheskaia kul’tura i massazh [Physiotherapy and massage], Moscow, Medicine, 1987, 304 p.
3. Dubrovskij V.I. Lechebnaia fizicheskaia kultura i massazh [Physiotherapy and massage], Moscow, VLADOS, 1999, pp. 260270.
4. Epifanov V.E., Apanasenko G.L. Lechebnaia fizkul'tura i vrachebnyj kontrol' [Physiotherapy and medical control], Moscow, Medicine, 1990, pp. 10-113.
5. Mukhin V.M. Fizichna reabilitaciia [Physical rehabilitation], Kiev, Olympic Literature, 2005, pp. 16-111.
6. Parkhotik I.I. Fizicheskaia reabilitaciia pri zabolevaniiakh organov briushnoj polosti [Physical rehabilitation in diseases of the abdominal cavity], Kiev, Olympic Literature, 2003, 224 p.
7. Popov S.N. Fizichna reabilitaciia [Physical rehabilitation], Rostov on Don, Phoenix, 2008, pp. 5-83.
8. Fonarev M.I. Boleznipochek i mochevyvodiashchikhputej [Diseases of the kidney and urinary tract], Leningrad, Medicine, 1983, pp. 5-70.
9. Grigus I.M., Prusik Krzysztof, Prusik Katarzyna, Hagner-Derengowska Magdalena. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2011, vol.5, pp. 12-28.
Information about the author: Zaytsev Viacheslav Petrovich
[email protected] Kharkov State Academy of Physical Culture Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.
Manucharyan Svetlana Valentinovna [email protected] Kharkov State Academy of Physical Culture Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.
Hagner-Derengowska Magdalena [email protected] University of Bydgoszcz Lubelskiej Unii str. 4C 85-059 Bydgoszcz, Poland
Iermakov Sergii Sidorovich
[email protected] Kharkov State Academy of Physical Culture Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.
Came to edition 01.11.20H.