І ПЕДАГОГІКА І та медик°-біол°гічні
----- --------------- проблеми фізичного
виховання і спорту
Физическая реабилитация лиц, пострадавших от травматического шока, в условиях стационара (доклиническая практика)
Шевченко1 Н.И., Зайцев2 В.П., Манучарян2 С.В., Прусик Кристоф3
Харьковская городская клиническая больница скорой неотложной медицинской помощи им. проф. А.И. Мещанинова 2Харьковская государственная академия физической культуры 3Академия физического воспитания и спорта, Гданськ, Польша
Аннотации:
Цель исследования - определить роль и значение лечебной физической культуры при проведении физической реабилитации пациентов, перенесших травматический шок. Представлена классификация и клиническая картина травматического шока. Показаны методические подходы при проведении лечебной физической культуры для пациентов. Рекомендованы физические упражнения, естественные факторы природы, двигательные режимы, массаж. Среди форм занятий рекомендована утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, тренировочная ходьба по ступенькам лестницы на этажи, дозированная лечебная ходьба по палате.
Ключевые слова:
шок, травма, реабилитация, стационар, упражнения, ходьба.
Шевченко Н.І., Зайцев В.П., Манучарян С.В., Прусик Кристоф. Фізична реабілітація осіб, постраждалих від травматичного шоку, в умовах стаціонару (доклінічна практика). Мета дослідження - визначити роль і значення лікувальної фізичної культури при проведенні фізичної реабілітації пацієнтів, перенесших травматичний шок. Представлена класифікація і клінічна картина травматичного шоку. Показані методичні підходи при проведенні лікувальної фізичної культури для пацієнтів. Рекомендовані фізичні вправи, природні чинники природи, рухові режими, масаж. Серед форм занять рекомендована уранішня гігієнічна гімнастика, лікувальна гімнастика, тренувальна ходьба.
шок, травма, реабілітація, стаціонар, вправи, ходьба.
Shevchenko N.I., Zaytzev V.P., Manucharyan S.V., Prusik Krzysztof. Physicalrehabilitation of person, injured from traumatic shock, in the conditions of permanent establishment. Research aim - to determine a role and value of curative physical culture during realization of physical rehabilitation of patients carrying traumatic shock. Classification and clinical picture of traumatic shock is presented. Methodical approaches during realization of curative physical culture for patients are shown. Physical exercises, natural factors of nature, motive modes, massage are recommended. Among the forms of employments a morning hygienical gymnastics, curative gymnastics, training walking is recommended.
shock, trauma, rehabilitation, hospital, exercises, walking.
Введение.
Среди больных часто бытует такое выражение как «болевой шок», «смерть от болевого шока». И все же, что мы подразумеваем под понятием «шок» и какие его причины? Shock - удар, термин «шок», как симптом тяжёлой травмы, ввёл французский врач Ле Дран в начале XVI века. Его нужно отличать от обморока и коллапса.
Шок - это неадекватная реакция тканей из-за снижения в них кровотока, или своеобразный нервно-дистрофичский процесс, когда мощная афферентная импульсация поступает в центральную нервную систему. Она возникает из-за четырех отдельных, но взаимосвязанных систем: сердца, объема циркулирующей крови, резистентности артериол (постнагрузка) и емкости венозного русла (преднагрузка). Развитию травматического шока способствует не столько абсолютная величина кровопотери, сколько ее скорость. При быстрой кровопотере организм имеет меньше времени приспособиться и адаптироваться, например, ранение крупных артерий или механическая ампутация конечности [1, 8].
По мнению В.К. Гостищева [2], шок - остро возникшее критическое состояние организма с прогрессирующей недостаточностью систем жизнеобеспечения, обусловленная острой недостаточностью кровообращения, микроциркуляции и гипоксией тканей. Почти такой же формулировки придерживается и С.В. Петров [11].
Следует отметить, усугубляют развитие травматического шока травмы с повреждениями жизненно
© Шевченко Н.И., Зайцев В.П., Манучарян С.В.,
Прусик Кристоф, 2012
важных органов, например, ранение в грудную клетку, переломы ребер с нарушением функции внешнего дыхания, черепно-мозговая травма. В таких случаях тяжесть шока определяется не величиной кровопо-тери и не интенсивностью болевого синдрома, а характером травмы и степенью сохранности функции важных органов. Резкое уменьшение объема циркулирующей крови из-за быстрой и массивной крово- и плазмопотери ведет к тому, что у пострадавшего быстро и сильно падает артериальное давление, ухудшается снабжение тканей кислородом и питательными веществами, развивается тканевая гипоксия. А это приводит к тому, что из-за недополучения тканями кислорода в них накапливаются токсичные недоокис-ленные продукты обмена веществ, развивается метаболический ацидоз, нарастает интоксикация, далее из-за недополучения глюкозы и других питательных веществ организму приходится переходить на «самообеспечение» - усиливается распад жиров и белковый катаболизм [2].
Работ по данной тематике очень и очень мало, а если имеются, то недостаточно раскрывают суть этой проблемы.
Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Поставлена цель - определить роль и значение лечебной физической культуры при проведении физической реабилитации больных, перенесших травматический шок, в условиях стационара. В связи с этим сформулированы задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по предложенной проблеме.
2. Раскрыть классификацию и клиническую картину травматического шока.
3. Разработать методические подходы при проведении лечебной физической культуры для больных, перенесших травматический шок, в процессе физической реабилитации.
На основании многолетнего клинического опыта авторов, изучения 305 историй болезни пострадавших, медицинской и педагогической документации ХГКБСНМП им. А.И. Мещанинова и кафедры физической реабилитации и здоровьесберегающих технологий (2009-2011 г.г.), а также проведенного за ними наблюдения разработан комплекс реабилитационных мероприятий для больных, перенесших травматических шок.
Для этого применялись: медикаментозное лечение, диетическое питание, физиотерапевтические процедуры, психотерапевтические методы лечения, фитотерапия и лечебная физическая культура, но при строгом соблюдении лечебного и двигательного режимов, при этом использовались врачебно-педагогические наблюдения, электрокардиография, пульсометрия, тонометрия и другие.
Работа выполнена по теме поискового плана кафедры физической реабилитации и здоровьесберегающих технологий.
Результаты исследований.
При травматическом шоке, прежде всего, проводится неотложная медицинская помощь больному, а потом - другие лечебно-профилактические мероприятия. Его причины являются, как отмечает В.К. Гостищев [2]: а) механическая травма (раны, переломы конечностей, сдавление тканей и др.); б) ожоговая травма (термические и химические ожоги); в) низкая температура - холодовый шок; г) электротравма - электрический шок.
Пытаясь справиться с кровопотерей и стабилизировать артериальное давление (АД), организм реагирует выбросом в кровь различных сосудосуживающих веществ (адреналин, норадреналин, дофамин, кортизол) и спазмом периферических сосудов. На какое-то время это может стабилизировать АД на относительно «приемлемом» уровне, но дальше еще более ухудшает ситуацию со снабжением периферических тканей кислородом и питательными веществами. Она выливается в еще больший метаболический ацидоз, интоксикацию недоокисленными продуктами обмена веществ, катаболическим процессам в тканях. Происходит централизация кровообращения - сначала кро-воснабжается головной мозг, сердце, легкие, при этом кожа, мышцы, органы брюшной полости недополучают кровь, что, в свою очередь, приводит к снижению клубочковой фильтрации мочи и ухудшению выделительной функции почек, вплоть до самого отсутствия мочи.
Спазм (сжатие) периферических сосудов и повышение свертываемости крови, как реакцию на кровотечение, способствует закупорке мелких спазмиро-
32012
ц
ванных сосудов (капилляров) крошечными тромбами (сгустками крови). А это еще больше усиливает проблемы с кровоснабжением периферических тканей и в дальнейшем вызывает интоксикацию всего организма. Попытки организма справиться с болью путем увеличения секреции эндорфинов приводят к дальнейшему падению артериального давления, развитию заторможенности, вялости, анергии. Реакцией на снижение АД являются тахикардия, уменьшение ударного объема сердца и слабого наполнения пульса, вплоть до нитевидного или неопределяемого пульса на периферических артериях. Если пострадавшему не оказать вовремя помощь и соответствующее лечение, то исходом тяжелого шока бывает агония и смерть.
В случае сравнительно нетяжелого или средней тяжести шока в принципе возможно самовосстановление: на какой-то стадии «раскрутка» шока может приостановиться, а в дальнейшем состояние стабилизируется, организм адаптируется и начнется восстановление. Но на это нельзя полагаться, так как развитие шокового состояния любой степени само по себе свидетельствует о срыве адаптации, а тяжесть травмы превысила компенсаторные возможности данного конкретного организма [2, 11].
По времени возникновения различают шок первичный и вторичный. Первичный развивается сразу после поражения или в ближайший отрезок времени - приблизительно через 1-2 часа. Такой шок пострадавший получает непосредственно в результате травмы. Вторичный шок возникает спустя 4-24 часа после травмы и даже позже, иногда в результате дополнительной травматизации пострадавшего - при транспортировке, охлаждении, возобновившемся кровотечении, перетяжке конечности жгутом, от грубых манипуляций во время оказания медицинской помощи и другие факторы.
Травматический шок имеет фазовое течение. В эриктильной фазе пострадавший находится в сознании, но у него отмечается двигательное и речевое возбуждение, нередко выражена реакция на боль. Кожа лица и видимые слизистые гиперемированы, иногда кожа бледная, дыхание учащено, пульс в пределах нормы, иногда даже замедлен, удовлетворительного наполнения и напряжения. АД не снижено, либо несколько повышено. Эриктильная фаза кратковременная и часто длиться лишь несколько минут, быстро переходит в торпидную фазу. Из-за этого эриктильную фазу нередко не выявляют.
В торпидной фазе пострадавший заторможен, сознание, как правило, у него сохранено. А это, в таком случае, свидетельствует о сравнительно удовлетворительном кровоснабжении мозга на фоне тяжелых общих расстройств гемодинамики. На первый план выступает психическое угнетение, безучастное отношение пораженного к окружающей обстановке, отсутствие или резкое снижение реакции на боль. У него заострившиеся черты лица и бледная кожа. Температура тела понижена, кожа - холодная и в тяжелых случаях покрыта липким потом. Дыхание - частое, поверхностное, пульс учащен, слабого наполнения и
І ПЕДАГОГІКА І та медико"біол°гічні
*--“-----------* проблеми фізичного
виховання і спорту ___________________
напряжения, показатели максимального, минимального и пульсового артериального давления снижены, выраженная тахикардия, могут наблюдаться судороги, а подкожные вены спавшиеся. У больного отмечаются жажда, рвота, олигурия или непроизвольное выделение мочи и кала. На вопросы он не отвечает, говорит едва слышно, глаза тускнеют, теряют блеск, выглядят запавшими, зрачки расширены, взгляд неподвижен или устремлен вдаль, появляются тени под глазами. Наблюдается развитие синдрома «шоковой почки»: несмотря на жажду и обильное питье у больного мало мочи, которая сильно концентрированна и темная, а при тяжелом шоке её вообще может не быть.
Синдром «шокового легкого» - учащенное дыхание, интенсивная работа легких, снабжающих тканей кислородом, остается неэффективной из-за спазма сосудов и низкого уровня гемоглобина в крови. В организме отмечаются нарушения работы печени, так как она недополучает кровь и испытывает кислородное голодание. Если больной выживает, то через несколько дней у него может появиться легкая желтушность кожных покровов из-за повышения уровня в крови билирубина и нарушения билирубинсвязывающей функции печени. Выраженность тех или иных симптомов при шоке во многом определяется локализацией и характером повреждения.
В зависимости от тяжести состояния пострадавших клинически принято различать четыре степени торпидного шока.
Шок 1-й степени (легкий). Общее состояние пострадавшего удовлетворительное, заторможенность выражена слабо, пульс 90-100 ударов в минуту, удовлетворительного наполнения. Систолическое АД
- 95-100 мм рт.ст. или несколько выше. Температура тела - нормальная, либо незначительно снижена. Кро-вопотеря - 15-25% от объема циркулирующей крови (ОЦК). Прогноз благоприятный. Противошоковая терапия, даже самая простая, быстро дает хороший эффект. Если медицинская помощь не оказана, либо сопряжена дополнительной травматизацией пострадавшего, шок 1-й степени может перейти в более тяжелую форму.
Шок 2-й степени (средней тяжести). У пострадавшего отчетливо выражена заторможенность, наблюдается бледность кожи и падение температуры тела. Систолическое АД - 90-75 мм рт.ст., пульс - 110-130 ударов в минуту, слабого наполнения и напряжения, неровный, дыхание учащенное, поверхностное. Кро-вопотеря - 25-30% от ОЦК. Прогноз серьезный. Спасение жизни пораженного возможно лишь при безотлагательном и энергичном проведении довольно длительной комплексной противошоковой терапии: от нескольких часов до суток и даже более.
Шок 3-й степени (тяжелый). Общее состояние пострадавшего - тяжелое, заторможенность резко выражена, температура тела снижена, систолическое АД
- ниже 75 мм рт.ст., пульс - 120-160 ударов в минуту, очень слабого наполнения (несчитываемый). Кровопо-теря - более 30% от ОЦК. Прогноз очень серьезный. При запоздалой медицинской помощи развиваются
необратимые формы шока, при которых самая энергичная терапия оказывается неэффективной. Наличие необратимого шока можно констатировать в тех случаях, когда при отсутствии кровотечения длительное проведение всего комплекса противошоковых мероприятий не обеспечило повышения АД выше критического уровня.
Шок 4-й степени (предагональное состояние). Общее состояние пострадавшего крайне тяжелое: выражена адинамия, безучастность, кожа и слизистые оболочки холодные, бледно-серые с землистым оттенком и мраморным рисунком, АД не определяется, пульс на лучевых артериях не выявляется, наблюдается слабая пульсация крупных сосудов (сонная, бедренная артерии), дыхание поверхностное, редкое. Отмечается анурия или олигурия. При этом состояние микроциркуляции характеризуется парезом периферических сосудов, а клинически - проявляется повышением кровоточивости тканей. Кровопотеря достигает более 50% от ОЦК.
В клинической картине травматического шока отражаются специфические особенности отдельных видов травм. При тяжелых ранениях и травмах груди, например, наблюдаются психомоторное возбуждение, страх смерти, гипертонус скелетных мышц, кратковременный подъем АД сменяется быстрым его падением. При черепно-мозговой травме прослеживается тенденция в артериальной гипертензии, маскирующей клиническую картину гипоциркуляции и травматического шока. При внутрибрюшных повреждениях на течение травматического шока вскоре наслаиваются симптомы развивающегося перитонита. В этих случаях наибольшее значение имеет раннее обезболивание и транспортная иммобилизация пострадавшего, которого в состоянии травматического шока лечат комплексным применением ряда средств, направленных на ликвидацию расстройства жизненно важных функций организма. Для выполнения вышеизложенных действий необходимы следующие мероприятия:
1. Остановить кровотечение: прижать пальцем кровоточащий крупный сосуд выше места повреждения, наложить давящую повязку (при венозном или капиллярном кровотечении) или жгут (при артериальном кровотечении), затампонировать открытую рану с 3% перекисью водорода или гемостатиче-ской губкой. Не нужно, будучи неспециалистом, пытаться извлекать нож, осколок и т.п.[7] Манипуляции такого рода могут вызвать кровотечение, боль и усугубить шок. Нельзя вправлять на место, выпавшие наружу, внутренние органы (петли кишечника, сальник и т.д.). На выпавшие части рекомендуется наложить чистую антисептическую ткань и постоянно ее смачивать, чтобы внутренности не высохли.
2. Укрыть больного, не закрывая лицо, в холодную погоду, но не перегревать (оптимальная температура воздуха +25 С) и как можно быстрее доставить в теплое помещение или обогреваемый салон машины. Очень важно обильно поить больного маленькими глотками: лучше это делать с ложки, поить
надо больше, чем больной хочет или сам просит. Такие мероприятия надо проводить еще до развития жажды и признаков интоксикации - сухих губ и обложенности языка. Причем очень хорошо помогает не просто питьевая вода, а водно-солевой раствор. Допускается поить сладким крепким чаем или кофе, соком, компотом, минеральной водой или просто подсоленной до концентрации физраствора обычной водой. Нельзя ни в коем случае кормить и поить пострадавшего с любыми повреждениями брюшной полости. Если наблюдается ранение или травма живота, то ему разрешается только помочить губы влажным ватным тампоном. Не рекомендуется давать есть и пить пострадавшему, с повреждениями головы и шеи, так как. может быть нарушена функция глотания. Нельзя ни в коем случае употреблять алкоголь, а также кормить больного, если он находится в бессознательном или полусознательном состоянии.
3. При наличии перелома или вывиха, конечность нужно тщательно иммобилизировать шиной или любыми подходящими средствами, чтобы уменьшить боль и предупредить попадание в кровь мельчайших кусочков ткани, костного мозга, жировой ткани [2,3].
4. Больного с шоком необходимо транспортировать в ближайший стационар как можно быстрее. Однако, при этом соблюдать разумную осторожность и стараться не «трясти машину» по дороге, так как это может спровоцировать возобновление кровотечения, усилить боль и усугубить шок. Нельзя перекладывать больного без крайней необходимости, чтобы не причинять дополнительные страдания.
5. По возможности следует обеспечить, доступное неспециалисту, обезболивание: приложить к ране что-нибудь холодное, дать 1-2 таблетки любого ненаркотического анальгетика. Введение наркотических анальгетиков неспециалистами при шоке, помимо возможных юридических проблем, может быть просто опасным для больного: вызовет угнетение дыхания, дальнейшее падение АД или усиление вялости и заторможенности.
6. Нередко при травматическом шоке, уже по прибытии в стационар, невозможно добиться устойчивой стабилизации функций без хирургической коррекции опасных для жизни анатомических повреждений. К группе высшей срочности относятся оперативные вмешательства по поводу ранений сердца, крупных сосудов, когда наркоз и операция начинаются практически одновременно. Во вторую группу входят операции по поводу продолжающегося внутреннего кровотечения, когда 20-25 минут, необходимые для операции, максимально используются анестезиологом для инфузии, коррекции ацидоза, предмедикации, введения в наркоз. Третью группу составляют наружные повреждения конечностей, тела, при которых с помощью различных методов временного гемостаза и консервативной терапии удается повысить систолическое АД до 90-100 мм рт.ст. в течение ближайшего часа.
32012
ц
7. В больницу скорой неотложной медицинской помощи нередко поступают больные после ДТП с различными множественными сочетанными травмами. Это могут быть одновременно полученные скелетные и черепно-мозговые травмы, а также закрытые травмы грудной клетки и живота. Они обычно сопровождаются обильной кровопотерей, травматическим шоком 2-3-й степени, относящиеся к высшей группе срочности оперативных вмешательств. В этом случае необходимо одновременно с одним больным работать сразу нескольким бригадам хирургов и анестезиологов. Например, если пострадавший получил черепно-мозговую травму и открытое ранение живота, то обе операции необходимо делать безотлагательно, но, вместе с тем, это может «добавить» кровопотерю и еще больше усугубить тяжелое состояние пострадавшего. Но ради спасения жизни больного врачи идут на этот риск
- другого выхода обычно не бывает.
8. После проведения необходимых мероприятий по устранению угрозы жизни, больному назначается соответствующая медикаментозная терапия, а в дальнейшем, при стабильном состоянии ему добавляется лечебная физическая культура. В основу данной неспецифической терапии заложен мощный стимулятор жизненных функций организма с помощью дозированной физической нагрузки. Учитывая, что в данной ситуации сильно страдает, в первую очередь, сердечно-сосудистая, дыхательная и выделительные системы, значит нужно ставить задачи: предупреждение возможных осложнений (тромбоэмболии, застойной пневмонии, почечной недостаточности); стимуляция процессов регенерации (тренировка периферического кровообращения при щадящей нагрузке), и по возможности создать у больного положительные эмоции.
В целом, состояние больного, как правило, оценивается примерно на 2-4-е сутки после получения травмы. Оно может рассматриваться как стабильное, нестабильное, удовлетворительное, тяжелое, стабильное тяжелое и крайне тяжелое. Лечебная физическая культура назначается в обычных случаях больному с удовлетворительным и в исключительных случаях при стабильно тяжелом состоянии (даже при отсутствии сознания) то есть после ликвидации болевого синдрома и таких осложнений как: кардиогенный шок, отек легкого, тяжелые аритмии, острая почечная недо статочно сть.
В это период нужно назначать такие физические упражнения, которые положительно действуют на отдельные системы организма, прежде всего на систему дыхания и кровообращения. В этом плане И.И. Пархо-тик [10] рекомендует диафрагмальное дыхание, а также комплексы упражнений лечебной гимнастики для таза и нижних конечностей. Однако, применяя физические упражнений нельзя не учитывать основные механизмы их лечебного действия. С этим связаны теоретическое обоснование и правильная трактовка лечебной гимнастики, как метода функциональной и патогенетической терапии в комплексном лечении са-
І ПЕДАГОГІКА І
та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту
мых разнообразных патологических процессов, развивающихся вследствие заболеваний.
Один из важнейших выводов современной физиологии заключается в том, что влияние физических упражнений на скелетную мышцу нельзя рассматривать лишь как локальное воздействие. По своему физиологическому механизму физические упражнения есть, прежде всего, проявление координирующей функции нервной системы. Увеличивая потоки импульсов от рецепторов двигательного аппарата, дозированные физические упражнения повышают тонус коры головного мозга и улучшают кортикальные механизмы регуляции и координации, функции кровообращения, дыхания, обмена и другие [5]. Несмотря на то, что эти мысли ученые изложили около 30 лет назад, они актуальны и в настоящее время.
При назначении больным занятий лечебной физической культурой необходимо учитывать организационно-методические основы реабилитации и принципы физической реабилитации в хирургии, травматологии и ортопедии [9, 11, 12, 13].
К противопоказаниям для ранней активизации таких больных относят: 1) наличие ЧСС свыше 100 ударов в минуту; 2) систолическое АД меньше 90 мм рт.ст.; 3) острая сердечная, дыхательная и почечная недостаточности; 4) опасность к возникновению кровотечений как наружных, так и внутренних. Необходимо избегать всяческого перенапряжения и переутомления больного во время процедуры, но и вместе с тем адаптировать его к дальнейшим нагрузкам, бытовым навыкам и самообслуживанию.
В двигательных режимах при данной проблеме принято выделять: строгий постельный, постельный, палатный и свободный. Многочисленные исследования показали, что лечебную физическую культуру целесообразно назначать уже на строго постельном режиме, чтобы больной как можно меньше страдал от гиподинамии.
На строгом постельном и постельном двигательных режимах упражнения выполняются лежа на спине. Сначала дают упражнения для мелких суставных групп в медленном, а затем в среднем темпах, постепенно их наращивая. Это делается для того, чтобы наладить кровообращение в мелких периферических сосудах. При несоблюдении этих указаний продукты распада, накопившиеся во время обильной крово-потери в мелких сосудах не выводятся, что ведет к тромбообразованию, некрозу тканей и интоксикации организма. Затем переходят к средним суставам: движения выполняются в полном объеме в медленном, а затем в среднем темпе.
Упражнения в крупных суставах выполняются поочередно. Иногда при вынужденном длительном положении больного лежа на спине с опущенными вниз руками при полном объеме движений в плечевых суставах у него появляются болезненные ощущения. В таком случае гимнастику необходимо выполнять с помощью инструктора: плавно, избегая резких и грубых действий, так как можно вызвать повторный болевой шок.
Во время занятий необходимо чередовать актив-
ные движения с пассивными, добавляя дыхательные упражнения без углубления дыхания, чтобы не вызвать брохноспазм. Постепенно пострадавшего обучают диафрагмальному дыханию, исключение составляет опасность возникновения внутреннего кровотечения. Также попеременно предлагаются упражнения на статические напряжения и расслабления мышц нижних конечностей, движения ногами выполняются поочередно, скользя стопами по постели. В дальнейшем, при расширении двигательных возможностей, больного обучают поворотам на бок, приподниманию таза, в случае, если нет скелетного вытяжения или гипсовой иммобилизации. Количество повторений для мелких мышечных групп - 4-6 раз, для средних и крупных - 2-4 раза. Между упражнениями обязательны паузы для отдыха. Продолжительность занятий -10-20 минут.
Если отсутствуют противопоказания и ограничения движения из-за различной иммобилизации, то через 1-2 дня занятие лечебной гимнастикой проводится в положении сидя со свешенными ногами, разрешаются наклоны, повороты туловища по осям движений. Во время занятий увеличивается дозировка и темп выполнения упражнений: мелкие суставы и мышечные группы - 8-10 раз, темп быстрый и средний, средние - 6-8 раз, темп тот же, крупные суставы и мышечные группы - 4-6 раз, темп средний. Разрешается поочередно поднимать ноги над постелью до 45о. Применяются упражнения на углубление и удлинение выдоха, темп медленный и средний. Продолжительность занятия - 15-17 минут.
При удовлетворительном состоянии больного переводят на палатный, а затем на свободный двигательный режим. К предыдущему комплексу лечебной гимнастики добавляются упражнениям в исходном положении стоя. Можно рекомендовать повороты, неглубокие наклоны, полуприседы, избегая перенапряжения и переутомления. В первой части занятия применяются исходные положения лежа, сидя, во второй части - сидя и стоя, в третьей - сидя. Продолжительность занятия - 15-20 мин.
Адекватность физической нагрузки возможностям больного контролируется по реакции ЧСС с построением графика интенсивности физической нагрузки. При постельном режиме учащение пульса не должно превышать 10-12 ударов в минуту от исходного уровня; при палатном и свободном двигательных режимах ЧСС - не выше 100 ударов в минуту.
Выводы.
1. Травматический шок - это неспособность организма обеспечить свои потребности при внезапном нарушении кровообращения.
2. Шок имеет две фазы - эриктильную и торпидную, у каждой из которых свои клинические проявления.
3. Раннее назначение лечебной физической культуры, если нет соответствующих противопоказаний, имеет положительный лечебный эффект, так как это мощный стимулятор жизненных функций посредством физической нагрузки которую не может заменить ни одно лекарство.
4. Назначение лечебной физической культуры должно включать адекватные средства физической культуры - физические упражнения, естественные факторы природы, двигательные режимы, массаж. Среди форм занятий рекомендуют утреннюю гигиеническую гимнастику, лечебную гимнастику, тренировочную ходьбу по ступенькам лестницы на этажи, дозированную
32012
ц
лечебную ходьбу по палате, коридору, в больничном сквере, вечернюю гигиеническую гимнастику. Методы занятий - индивидуальный и малогрупповой.
Дальнейшие исследования будут проводиться по проблемам физической реабилитации больных, находящихся в критическом состоянии после перенесенной операции.
Литература:
1. Боголюбов В.М. Медицинская реабилитация или восстановительная медицина / В.М. Боголюбов // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. - 2006. - № 1. С. 3-12.
2. Гостищев В.К. Общая хирургия: учебник / В.К. Гостищев. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2005. - С. 107-113.
3. Зайцев В.П. Первая медицинская помощь во время занятий физической культурой и спортом в вузе: учеб. пособие / В.П. Зайцев, С.И. Крамской, С.О. Гримблат. - М.: Изд-во АСВ; Белгород: Изд-во БГТУ, 2006. - 100 с.
4. Епифанов В.А. Роль и место лечебной физкультуры в медицинской реабилитации / В.А. Епифанов, Т.Г. Кузбашева // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. - 2004. - № 6. - С. 3-5.
5. Кузин М.И. Лечебная гимнастика в грудной хирургии / М.И. Кузин, О.С. Шкроб, Р.Л. Капелиович, Е.И. Янкелевич. - М.: Медицина, 1984. - 176 с.
6. Лечебная физкультура: учебник / С.Н.Попов, Н.М Валеев, Т.С.Гарасева и др. - М.: Издат.центр «Академия», 2006. - С. 53-57.
7. Малюкова И.В. Лечебная физкультура: новейший справочник / И.В. Малюкова, Т.А. Евдокимова. - СПб.: Сова; М.: Изд-во Экс-мо, 2003. - С. 507-530.
8. Медицинская реабилитация: руководство. Под ред. В.М. Боголюбова. -М., 2007. - Т. 3. - С. 93-146.
9. Мухін В.М. Фізична реабілітація: підручник / В.М. Мухін. -Київ: Олімпійська література, 2005. - 472 с.
10. Пархотик И.И. Физическая реабилитация при заболеваниях органов брюшной полости: монография / И.И. Пархотик. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 224 с.
11. Петров С.В. Общая хирургия: учебник / С.В. Петров. - СПб.: Питер, 2003. - С. 347-356, 503-510.
12. Семенова О.П. Реабилитация посттравматических больных /
О.П. Семенова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006. - 240 с.
13. Физическая реабилитация: учебник. Под общей ред. С.Н. Попова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - С. 3-229.
Информация об авторах: Шевченко Наталья Игоревна
[email protected] Харьковская городская клиническая больница скорой неотложной медицинской помощи пер. Балакирева 3а, г. Харьков, 61103, Украина.
Зайцев Вячеслав Петрович [email protected]
Харьковская государственная академия физической культуры ул. Клочковская 99, г. Харьков, 61022, Украина.
Манучарян Светлана Валентиновна [email protected]
Харьковская государственная академия физической культуры ул. Клочковская 99, г. Харьков, 61022, Украина.
Прусик Кристоф [email protected]
Академия физического воспитания и спорта Ул. Казимира Горскиего 1, 80-336, Гданськ, Польша.
Поступила в редакцию 04.10.2011г.
References:
1. Bogoliubov V.M. Fizioterapiia, bal'neologiia i reabilitaciia [Physiotherapy, balneology and rehabilitation], 2006, vol.1, pp. 3-12.
2. Gostishchev V.K. Obshchaia khirurgiia [General surgery], Moscow, Media, 2005, pp. 107-113.
3. Zajcev V.P., Kramskoj S.I., Grimblat S.O. Pervaia medicinskaia pomoshch' vo vremia zaniatij fizicheskoj kul'turoj i sportom v vuze [First medical aid during engaging in a physical culture and sport in higher educational establishment], Moscow, Belgorod, BSTU Publ., 2006, 100 p.
4. Epifanov V.A., Kuzbasheva T.G. Fizioterapiia, bal'neologiia i reabilitaciia [Physiotherapy, balneology and rehabilitation], 2004, vol.6, pp. 3-5.
5. Kuzin M.I., Shkrob O.S., Kapeliovich R.L., Iankelevich E.I.
Lechebnaia gimnastika v grudnoj khirurgii [A curative gymnastics in pectoral surgery], Moscow, Medicine, 1984, 176 p.
6. Popov S.N., Valeev N.M, Garaseva T.S. Lechebnaia fizkul'tura [Curative physical education], Moscow, Academy Publ., 2006, pp. 53-57.
7. Maliukova I.V., Evdokimova T.A. Lechebnaia fizkul'tura [Curative physical education], Saint Petersburg, Sova, 2003, pp. 507-530.
8. Bogoliubov V.M. Medicinskaia reabilitaciia [Medical rehabilitation], 2007, vol.3, pp. 93-146.
9. Mukhin V.M. Fizichna reabilitaciia [Physical rehabilitation], Kiev, Olympic literature, 2005, 472 p.
10. Parkhotik I.I. Fizicheskaia reabilitaciia pri zabolevaniiakh organov briushnoj polosti [Physical rehabilitation at the diseases of organs of abdominal region], Kiev, Olympic literature, 2003, 224 p.
11. Petrov S.V. Obshchaia khirurgiia [General surgery], Saint Petersburg, Peter, 2003, pp. 347-356, 503-510.
12. Semenova O.P. Reabilitaciia posttravmaticheskikh bol'nykh
[Rehabilitation of posttraumatic patients], Rostov n/Don, Fenix, 2006, 240 p.
13. Popov S.N. Fizichna reabilitaciia [Physical rehabilitation], Rostov n/Don, Fenix, 2008, pp. 3-229.
Information about the authors: Shevchenko N.I.
[email protected] Kharkiv city clinical hospital of emergency emergency care Balakirev lane 3a, Kharkov 61103, Ukraine.
Zajcev V.P. [email protected] Kharkov State Academy of Physical Culture Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.
Manucharian S.V [email protected] Kharkov State Academy of Physical Culture Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.
Prusik Krzysztof [email protected] Academy of Physical Education and Sport ul. Kazimierza Gorskiego 1, PL-80-336 Gdansk, Poland.
Came to edition 04.10.2011.