Выходные сведения статьи:
Белякова Е.А., Сухова О.И., Сухов Я.И. Основные положения изменений законодательной базы в сфере земельно-имущественных отношений // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2017. № 3(21). URL: https://regrazvitie.ru/osnovnYe-polozheniYa-izmenenii-zakonodatelnoi-bazy-v-sfere-zemelno -imushhe stvennyh-otno shenij/_
УДК 332.05
Основные положения изменений законодательной базы в сфере земельно-имущественных отношений
© 2017 Белякова Елена Александровна1
E-mail: [email protected] © Сухова Олеся Игоревна
E-mail: ladasuhova@yandex .ru © Сухов Ярослав Игоревич
E-mail: ladasuhova@yandex .ru
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Данная статья посвящена обзору основных изменений земельного законодательства. Показано, что на современном этапе развития общества трансформация правовых основ в этой сфере способна упростить некоторые процедуры, такие как режимы использования земель, государственный кадастровый учет, формирование налоговой базы и других. Согласно рассматриваемого законопроекта предполагается проведение ряда мероприятий, результатом которых станет определение критериев отнесения земель к особо ценным сельскохозяйственным землям и особого порядка изменения границ таких земель, сохранение и защита особо ценных сельскохозяйственных земель, как важного стратегического ресурса, проведение рекультивации и консервации нарушенных в результате интенсивного использования земель. В качестве итога планируемых действий ожидается наиболее эффективное ведение хозяйственной деятельности человека и сохранение невозобновляемых природных ресурсов и окружающей среды в пригодном для удовлетворения жизненных потребностей человека состоянии.
Ключевые слова: земельные ресурсы, закон, изменение, хозяйственная деятельность, сельскохозяйственные земли, природные ресурсы
The main provisions of changes in the legislative framework in the sphere of land and property relations
Belyakova Elena Aleksandrovna
1 Белякова Елена Александровна - кандидат технических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (Российская Федерация, 440028, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28)
2 Сухова Олеся Игоревна - студент направления «Градостроительство», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (Российская Федерация, 440028, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28)
3 Сухов Ярослав Игоревич - студент направления «Строительство уникальных зданий и сооружений», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (Российская Федерация, 440028, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28)
E-mail: var [email protected] Sukhova Olesya Igorevna E-mail: ladasuhova@yandex .ru Sukhov Yaroslav Igorevich
E-mail: ladasuhova@yandex .ru
Penza State University of Architecture and Construction
This article is devoted to a review of the main changes in land legislation. It is shown that at the present stage of society development, the transformation of legal foundations in this sphere can simplify certain procedures, such as land use regimes, state cadastral registration, formation of tax base and others. According to the draft law, a number of measures are envisaged, which will result in determining the criteria for assigning lands to especially valuable agricultural lands and special procedures for changing the boundaries of such lands, preserving and protecting particularly valuable agricultural lands as an important strategic resource, recultivation and conservation of disturbed as a result of intensive use Lands. As a result of the planned actions, it is expected that the most efficient management of human economic activities and the conservation of non-renewable natural resources and the environment in a condition suitable for satisfying the life needs of the individual.
Keywords: land resources, law, change, economic activity, agricultural lands, natural resources
Нормативные правовые акты, содержащие нормы земельного права, действующие на определенной территории, будь то Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования, адресованы указанному в нем кругу лиц и играют основную роль в регулировании земельных отношений.
С самого начала становления правового регулирования земельных отношений в России земельное законодательство не переставало активно развиваться, в процессе чего правовые средства воздействия на поведение участников земельных отношений все больше совершенствовались. Сложный, совокупный характер земельно-имущественных отношений, двойственные интересы различных лиц в отношении земель и земельных участков, уникальность объектов приводят к объективным и субъективным проблемам поиска и определения оптимальных правовых приспособлений регулирования земельных отношений.
В настоящее время также наблюдаются масштабные изменения земельного законодательства, которые произошли с 1 января 2017 года и которые могут коснуться прав и интересов отдельно взятого гражданина.
Советом Государственной Думы во втором чтении рассматривается законопроект, предусматривающий переход от деления земель на категории к территориальному зонированию (проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию" №465407-6).
Законопроектом [1] предусматривается совершенствование и упрощение действующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения территориального зонирования, а также исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков. В настоящее время принципиальные положения правового режима каждой категории земель, совокупность норм, определяющих основное направление использования земель, функции земель в общественных отношениях такие как средство производства, база для развития промышленности, место про-
живания людей и расположения всех существующих природных объектов, закреплены Земельным кодексом Российской Федерации.
В основу территориального зонирования авторы законопроекта предлагают положить схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Кроме того, законопроект содержит необходимый для сельхозтоваропроизводителей комплекс мероприятий, направленных на реформирование зонирования земель, которые предоставят им возможность более результативно осуществлять хозяйственную деятельность.
Что касается земель сельскохозяйственного назначения, законопроектом предлагается существенно усилить гарантии сохранения и защиты особо ценных сельскохозяйственных земель, в том числе за счет установления в отношении территориальных зон сельскохозяйственного назначения регламентов, определения критериев отнесения к особо ценным сельскохозяйственным землям и особого порядка изменения границ таких земель.
Законопроектом предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения будут отражены на карте сельскохозяйственного зонирования, которую утверждает муниципалитет по согласованию с субъектом РФ.
Кроме того, сами субъекты Российской Федерации должны утвердить местоположение особо ценных сельскохозяйственных земель, в границах которых законопроектом устанавливается запрет на установление и изменение разрешенного использования на какие-либо виды кроме сельскохозяйственного производства.
Согласно законопроекту зоны сельскохозяйственного назначения должны подразделяться на следующие виды [2]: 1) зоны высокопродуктивных земель; 2) зоны продуктивных земель; 3) зоны низкопродуктивных земель. Земли в границах зон сельскохозяйственного назначения подразделяются на сельскохозяйственные угодья и прочие земли. Для защиты особо ценных сельскохозяйственных земель от негативного антропогенного воздействия устанавливаются охранные зоны. В границах особо ценных сельскохозяйственных земель не допускается установление иных территориальных зон, кроме зон сельскохозяйственного назначения.
В целом принятие данного законопроекта позволит усилить защиту от застройки земель сельскохозяйственного назначения, как важного стратегического ресурса, обеспечивающего продовольственную безопасность государства, сократить количество споров, возникающих при определении разрешенного использования земельного участка, обеспечить установление единого правового регулирования земельных отношений.
Некоторые авторы считают [3, 4, 5], что весь законопроект об отмене категорий земель направлен только на вовлечение максимально возможных площадей земель в градостроительную деятельность и в рыночный оборот. Для этих областей народного хозяйства законопроект имеет только плюсы:
- упрощается градостроительный документооборот;
- создаются условия для организации большего количества строительных площадок;
- правовой режим использования земель, разделенных на зоны, имеет меньше ограничений в использовании;
- упростится система управления земельными ресурсами и строительным комплексом;
- уменьшится количество споров, в том числе судебных, в связи с противоречиями, возникающими при определении разрешенного использования земельного участка, устанавливаемого в соответствии с градостроительными документами (документы зонирования) и в соответствии с видами деятельности, допустимыми в пределах определенной категории земель.
Изменения с 1 января 2017 года коснулись и закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», согласно которым полномочия органов местного самоуправления сельских поселений по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, будут переданы на уровень муниципальных районов.
Законом установлено, что с 1 января 2017 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
-органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения;
-органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. А в случае возникновения деградационных процессов и ухудшения экологической обстановки, а также существенного нарушения почвенного слоя, и как результат -невозможности осуществления хозяйственной деятельности, возникает необходимость проведения мероприятий по консервации земель.
В соответствии с поправками, внесенными в Земельный кодекс РФ, рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и/или восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок ее проведения устанавливается Правительством РФ.
Порядок консервация земель проводится в порядке, установленном Положением о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 №830. Так, консервации подлежат, в частности, земли:
-подвергшиеся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земли в районах Крайнего Севера, занятые оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвеннорастительным покровом;
-имеющие просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геолохических процессов;
-загрязненные радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным требованиям.
Кроме того, в п. 2 ст. 24 ЗК РФ дано понятие «служебного надела», которое ранее отсутствовало в ЗК РФ. Расширены категории работников, которые смогут получить такой надел.
Изменения в земельно-имущественном законодательстве, вступившие в силу с 1 января 2017 г., коснулись и процедур постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости и регистрации прав на них.
Федеральный закон №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" завершил целую череду реформ по объединению процессов кадастрового учета и оформлению прав, начавшуюся в стране еще 10 лет назад.
Главное новшество - формирование Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В него вошли все сведения, которые содержались в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав. В итоге Росреестр полностью заменит кадастровую палату, и население сможет подавать одно общее заявление (а не два разных как сейчас) на обе процедуры. Причем без какой-либо территориальной привязки к расположению объекта. Сроки обработки заявок 218-ФЗ сократят почти в два раза. Так, постановка объекта на учет займет 5 рабочих дней, регистрация права - 7, одновременное проведение процедур - не более 10. Получить выписку удастся за 3 дня. Усилится и защита от мошенников. К примеру, из ЕГРН нельзя будет удалить или изъять данные, что серьезно упростит проверку юридической чистоты квартиры. Кроме того, Росреестр в обязательном порядке сообщит собственнику, если кто-то подаст заявление, касающееся его недвижимости.
Кроме того в России начал действовать закон №237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Если сейчас кадастровую стоимость недвижимости определяют независимые специалисты, то с 1 января этим занимаются исключительно бюджетные учреждения. Они будут создаваться на уровне субъектов, работать по единой федеральной методике, и помимо проведения оценки принимать жалобы на свои же ошибки. Тем самым власти надеются сократить количество "брака" при формировании налоговой базы. Изменится и порядок оспаривания кадастровой цены. Теперь не только граждане, но и юридические лица смогут сразу идти в суд, не обращаясь предварительно в комиссию при Росреестре. Более того, регионы получат право самостоятельно решать - создавать им такую комиссию или нет. Периодичность самих расчетов не изменится: не чаще, чем раз в три года и не реже, чем раз в пять лет. Вне плана показатели пересмотрят в том случае, когда рынок недвижимости упадет на 30% и более к дате последней оценки.
Увеличение числа проблем применения норм и, в связи с этим, необходимость совершенствования правовых механизмов регулирования отношений и изменение государственной политики в сфере земельных и смежных отношений в процессе развития Российского государства, обусловливают интенсивность изменения земельного законодательства. В первом и во втором случае развитие земельного законодательства заключается в совершенствовании действующего законодательства и выработке и установлении принципиально новых правовых форм воздействия на земельные отношения в зависимости от поставленных государством на данном этапе целей и задач развития общества и государства.
Список литературы
1. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
2. Проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию" №465407-6.
ISSN 2410-1672 (online) Regional development • № 3(21) • 2017 http://regrazvitie. ru
regraz vitie@yandex. ru
3. Соболева О.Н., Романченко Е.А. Последствия отмены категорий земель // Инженерный вестник Дона, №2, ч.2 (2015). URL: www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3050.
4. Куликова Л.В. Отмена отдельных категорий земель // Северо- Кавказский юридический вестник. - 2012. - №3. - С. 53-57.
5. Власенко Т.В. Организационно-территориальный механизм использования городских ландшафтов // Интернет-журнал «Науковедение». 2012. № 3 (12). URL: naukovedenie.ru/sbornik12/12-37.pdf.
References
1. "Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii" ot 25.10.2001 N 136-FZ (red. ot 03.07.2016) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2017).
2. Proekt federal'nogo zakona "O vnesenii izmenenij v Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti perehoda ot delenija zemel' na kategorii k territorial'nomu zonirovaniju" №465407-6.
3. Soboleva O.N., Romanchenko E.A. Posledstvija otmeny kategorij zemel' // Inzhenernyj vestnik Dona, №2, ch.2 (2015). URL: www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3050.
4. Kulikova L.V. Otmena otdel'nyh kategorij zemel' // Severo- Kavkazskij juridicheskij vestnik. - 2012. - №3. - S. 53-57.
5. Vlasenko T.V. Organizacionno-territorial'nyj mehanizm ispol'zovanija gorodskih landshaftov // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2012. № 3 (12). URL: naukovedenie.ru/sb ornik12/12-37.pdf.