1. ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ
УДК 330.34
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ НОВЕЙШИХ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (FinTech) В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Ефимова Н.А., старший преподаватель ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет), Москва, Россия
Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы поддержки и развития новейших финансовых технологий в передовых (в сфере FinTech) зарубежных государствах, способствующих развитию цифровой экономики; подготовлены предложения для России.
Ключевые слова: FinTech, новейшие финансовые технологии, финтех, цифровая экономика, зарубежный
THE MAIN APPROACHES TO THE REGULATION OF THE LATEST FINANCIAL TECHNOLOGIES (FINTECH) IN THE DIGITAL ECONOMY
Efimova N.A., Senior lecturer Financial University under the Government of the Russian Federation (Financial University), Moscow,
Russia
Annotation. The article discusses the current approaches to support and develop the latest financial technologies in the advanced (in the field of FinTech) foreign countries that contribute to the development of the digital economy; prepared proposals for Russia.
Key words. FinTech, newest financial technologies, digital economy, foreign experience.
Новейшие финансовые технологии (FinTech) представляют собой один из актуальнейших трендов развития современной цифровой экономики, на что обращается внимание в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 28 июля 2017 года [1]. В России, как и многих других государствах на сегодняшний момент еще не сформировано единого законодательного или доктринального определения понятия «новейших финансовых технологий» ^тТеЛ). Международная организация комиссий по ценным бумагам рассматривает новейшие финансовые технологии как различные инновационные бизнес-модели, а также новые технологии, которые имеют потенциал трансформировать сложившуюся финансовую индустрию услуг посредством возможного получения финансовых услуг (продуктов) в автоматическом режиме при помощи сети Интернет [2]. Наиболее используемыми
разновидностями услуг в сфере новейших финансовых технологий являются на сегодняшний день денежные переводы и платежи (онлайн-банкинг, мобильные кошельки, мобильный банкинг); страхование; инвестиции (в том числе, криптовалюты); кредитование (краудфандинговые сервисы и площадки взаимного кредитования), робоэдвайзеры и т.д. Многие технологии, благодаря которым возможно появление новых финансовых услуг, основаны на технологии распределенных баз данных/реестров (DLT) - блокчейне, например, платформы однорангового кредитования; краудфандинга, мобильнного банкинга, использования электронных кошельков, криптовалют, платежных систем др. Именно благодаря блокчейн-технологиям стало возможным появление криптовалют, в частности, биткоина. Обозначенные явления, помимо возможностей, неизбежно формируют и определенные риски, рассмотрению которых посвящена отдельная статья автора [3].
В 2015 году в целях измерения уровня фактического использования финансовых технологий потребителями в различных государствах был разработан Индекс восприятия Fintech (EY FinTech Adoption Index). Согласно Индексу восприятия Fintech 2017, наибольшая степень восприятия новейших финансовых услуг отмечается в Китае (69 %), далее идет Индия (52 %); Великобритания и Бразилия примерно на одном уровне (42 и 40 % соответственно), также как и Австралия, Испания, Мексика, Германия, Южная Африка (в среднем, 37-35 %). В промежуток от 33 до 30 % по убывающей вошли США, Гонконг, Южная Корея, Швейцария. От 30 до 20 %, - Франция, Нидерланды, Ирландия, Сингапур; от 20 и ниже - Канада, Япония, Бельгия и Люксембург [4].
Если говорить о сложившихся подходах по развитию финтеха в различных государствах мира, то можно выделить следующие основные подходы. Наиболее популярным является запуск регулятивной песочницы, которая представляет собой легальный режим, в рамках которого организации, осуществляющие деятельность в сфере FinTech, могут протестировать свой продукт или услугу под контролем регулятора. Как правило, регулятивные песочницы запускаются на базе государственных регуляторов, но в некоторых государствах практикуется реализация деятельности стандартной песочницы на базе негосударственных органов, например, в Гонконге такая песочница запущена в рамках независимого неправительственного органа, -Агентства по страхованию [5].
В государствах, занявших активную позицию по развитию отрасли FinTech, не менее важным является необходимость повсеместного распространения информации разъяснительного характера по вопросам, связанным с FinTech. Так, например, в Австралии на официальном сайте регулятора оперативно публикуются понятные для широкого круга лиц информационные бюллетени по вопросам проведения ICO (первичного размещения
токенов), вопросам, связанным с криптовалютой и др.
Одним из подходов по поддержке сферы FinTech в зарубежных странах является открытие различных консультационных центров, на базе которых, как правило, регуляторы проводят консультирование заинтересованных лиц по вопросам в сфере финтех. Например, в рамках Австралийской комиссии по ценным бумагам и инвестициям создан Инновационный центр для консультирования компаний финтех [6]. В Бельгии в рамках консультационных центров обеспечена возможность взаимодействия с несколькими регуляторами одновременно, что безусловно является ценным, учитывая многогранность финтех отрасли, которая может затрагивать различные сферы одновременно, включая банковскую, инвестиционную, предпринимательскую, финансовую, вопросы по лицензированию, конкуренции, страхованию и т.д.
Большинство государств, понимающих неотвратимость и необходимость вовлеченности в глобальные мировые процессы цифровизации экономики, пытаются самостоятельно разобраться в складывающихся тенденциях развития общества. Государства активно проводят различные исследования по актуальным вопросам Fintech. Например, в Ирландии в 2015 году по результатам проведенного исследования были подготовлены рекомендации для государственных органов по улучшению кибербезопасности в
инвестиционной сфере и отрасли услуг.
В качестве активных действий со стороны государственных органов по поддержке сферы FinTech можно позиционировать различные правительственные инициативы. Так, например, в Австралии, в целях продвижения государства в качестве мирового центра FinTech, как для отечественных, так и для иностранных компаний, - запущена федеральная правительственная программа развития инноваций и науки <^тТесЬ>, для реализации которой государством обеспечено
соответствующее финансирование (более 1 млр. долларов США).
Менее распространенной деятельностью регуляторов в зарубежных государствах является формирование новых подразделений и отделов в органах власти по вопросам FinTech. Задачи данных органов также разнятся, в зависимости от приоритетов в конкретной юрисдикции. Так, например, в Индии сформирован рабочий комитет по финтех и цифровому банковскому делу; в Японии открыт центр финтех, деятельность которого ориентирована на поддержание международного диалога по вопросам развития FinTech; в Бельгии формируется центр кибербезопасности и т.д.
Многие государства уделяют серьезное внимание международному сотрудничеству и взаимодействию по вопросам FinTech, что является оправданным, учитывая
трансграничный характер перспектив развития FinTech отрасли. Флагманом здесь выступает Сингапур, который на сегодняшний день имеет наибольшее количество международных соглашений с зарубежными государствами, а также международными интеграциями о сотрудничестве по вопросам FinTech, в том числе с Великобританией, Японией, Австралией, Швейцарией и др. Старается не отставать от Сингапура и Великобритания, которая заключила соглашения о сотрудничестве в сфере FinTech с Гонконгом, Китаем, Южной Кореей и др.
Не менее важными остаются вопросы, связанные с правовым регулированием FinTech отрасли на национальном уровне. Проведенный анализ подходов в правовом регулировании позволяет заключить, что законодательство большинства государств на сегодняшний период технологически нейтрально: новые проявления FinTech регламентируются существующей правовой базой. Обозначенное, справедливо для Китая, Австралии, США, Канады, Сингапура, Германии и др. При этом, многие государства, включая уже обозначенные, вносят изменения в национальное законодательство в целях поощрения развития FinTech отрасли, в том
числе создают более благоприятные условия по налогообложению, минимизируют барьеры для выхода новых финансовых продуктов и услуг на рынок. Обозначенное справедливо для Австралии, Швейцарии, ОАЭ и др. В некоторых государствах, например, Великобритании, отмечается наличие подходов, направленных на формирование новой, системообразующей нормативной среды для развития FinTech. Таким образом, государства с одной стороны формируют институциональную среду для поддержки и развития FinTech, с учетом своих национальных особенностей и потребностей, с другой стороны, стараются держать «руку на пульсе», формируя условия для тесного взаимодействия с представителями
формирующейся FinTech отрасли.
Резюмируя рассмотренное, можно заключить, что складывающиеся подходы по поддержке новейших финансовых технологий в зарубежных государствах являются неоднозначными, с индивидуальными особенностями, что обусловлено национальными потребностями конкретных стран. С одной стороны, обозначенное, представляется целесообразным, с другой - формирует сложности, связанные с заимствованием успешной передовой практики при построении архитектуры FinTech на национальном уровне. Если говорить о России, то мы, подобно многим другим государствам, находимся в подвешенном состоянии перед вызовами современной цифровой экономики. В условиях фактического отсутствия
апробированных подходов с доказанной эффективностью по поддержке FinTech в зарубежных государствах, в России, при формировании институциональной
благоприятной среды для развития новейших финансовых технологий целесообразно отталкиваться от наиболее значимых национальных приоритетов; учитывать целесообразность выявления и обеспечения поддержки наиболее конкурентоспособных сфер национального FinTech (в целях обеспечения глобальной конкурентоспособности); принимать во внимание необходимость внедрения
адекватных потребностям правовых основ по стимулированию развития национального FinTech. Полагаем также, что на развитии отечественного FinTech благоприятно отразится запуск регулятивной песочницы, причем не только на базе Центрального Банка, но и на базе негосударственных органов; открытие консультационных центров и распространение разъяснительных документов по примеру ведущих зарубежных государств в сфере FinTech.
Список используемых источников
1. Постановление Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении государственной программы "Цифровая экономика РФ"» // Правительство РФ. Банк данных: Нормативные документы Правительства Российской Федерации [Официальный сайт]. URL:
https://government.consultant.ru/documents/371961 6 (дата обращения 20.04.2018)
2. Консультативный документ Базельского комитета по банковскому надзору «Sound Practices: Implications of fintech developments for banks and bank supervisor». С. 8. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.bis.org/bcbs/publ/d415.pdf (дата обращения 21.04.2018)
3. Ефимова, Н.А. Вызовы цифровой экономики: некоторые риски, связанные с ICO и криптовалютой // Правовая реформа в современной России: опыт и перспективы: Муромцевские чтения; Сборник трудов XVIII Междунар. науч. конф. / Под ред. Н.И. Архиповой, С.В. Тимофеева, Е.Ю. Князевой. М.: РГГУ, 2018. 472 с. - С. 208-214
4. Индекс восприятия Fintech 2017 // EY FinTech Adoption Index. [Электронный ресурс]. URL: http: //www .ey.com/gl/en/industries/financial -services/ey-fintech-adoption-index (дата обращения 15.04.2018)
5. Технология регулятивной песочницы Гонконга по страхованию // Официальный сайт Агентства по страхованию Гонконга. [Электронный ресурс]. URL: https: //www .ia.org.hk/tc/aboutus/insurtech_c orner.html (дата обращения 19.04.2018)
6. Инновационный центр Австралийской комиссии по ценным бумагам и инвестициям // Официальный сайт Австралийской комиссии по ценным бумагам и инвестициям. [Электронный ресурс]. URL: http://asic.gov.au/for-business/your-business/innovation-hub/ (дата обращения 20.04.2018)
V V
УДК 519.37
МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Звягин Л.С. к.э.н., доцент Финансовый университет при Правительстве российской Федерации (Финуниверситет), г. Москва
Аннотация. Применение метасистемного подхода эффективно в различных областях экономики и науки, однако актуальной в настоящее время является именно область управления, так как она на высших позициях иерархии с большой вероятностью сталкивается с выходом на некоторое множество систем, которые работают совместно. Именно поэтому в данном случае метасистемный подход наиболее актуален.
Ключевые слова: системный подход, экономика, метасистема, развитие, аналитические методы.
METASYSTEM APPROACH IN MANAGEMENT AS A FUNDAMENTAL FACTOR IN THE FORMATION PROCESSES OF ECONOMIC DEVELOPMENT