Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск № 76 www.mai.ru/science/trudy/
УДК 338.24:629.7
Основные подходы к определению стоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в аэрокосмической отрасли
Калошина М.Н.*, Ермакова О.В.**
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), МАИ, Волоколамское шоссе, 4, Москва, A-80, ГСП-3, 125993, Россия
*e-mail: [email protected] **e-mail: over [email protected]
Аннотация
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) играют важную роль в развитии таких наукоемких отраслей, как аэрокосмическая промышленность. Сфера НИОКР требует больших финансовых и материальных затрат. Важнейшим показателем при принятии решения о финансировании НИОКР является их стоимость.
Авторами работы был проведен анализ и систематизация существующих методик расчета стоимости НИОКР. Были выявлены особенности различных методик оценки стоимости НИОКР. Сформулированы основные проблемы по совершенствованию методики в данной сфере.
Ключевые слова: НИОКР, аэрокосмическая отрасль, методы расчета стоимости НИОКР, начальная (максимальная) цена контракта, трудоемкость работ.
Инновационная сфера, главной составляющей частью которой являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на современном этапе является основным двигателем качественного экономического роста. В то же время сфера НИОКР требует больших финансовых и материальных затрат, а также очень высокой квалификации работников.
Сегодня в мировой аэрокосмической промышленности четко прослеживается тенденция роста значимости технологий и стандартов не только военного, но и гражданского сектора (в частности, гражданского авиастроения) для развития отрасли в целом. С целью обеспечения устойчивого роста воздушных перевозок, обеспечения лидирующих позиций в аэрокосмической промышленности необходимо увеличивать объемы финансирования НИОКР.
Финансирование НИОКР может осуществляться по разным каналам. Среди
источников финансирования преобладают бюджеты разного уровня и фонды
поддержки. Достаточно часто формами поддержки данной сферы является не
прямое финансирования из бюджета, а косвенное. Финансируются НИОКР также за
счет средств организаций предпринимательского сектора, различных внебюджетных
фондов, средств, поступающих из иностранных источников. При любом способе
получения средств на выполнение НИОКР важнейшим показателем при принятии
решения о финансировании является стоимость работ. Структура цены на
2
выполняемые работы, калькуляция их себестоимости, является основой и неотъемлемой частью любого договора на их выполнение.
С целью недопущения необоснованных затрат исполнителя при выполнении НИОКР необходимо контролировать экономическую обоснованность затрат, включаемых в цену выполняемых работ. Тем более, что нормативы рентабельности, а, следовательно, и уровень прибыли, часто рассчитываются в процентах от затрат на НИОКР, что повышает заинтересованность исполнителей в искусственном завышении величины расходов при выполнении работ. Поэтому методики расчета стоимости НИОКР должны быть максимально проработаны и конкретизированы, должны предусматривать экспертизу соответствия затрат рыночному уровню цен на соответствующие или аналогичные работы, материалы, сырье, необходимые комплектующие, а также уровень оплаты труда исполнителей.
Рассмотрим используемые сегодня в различных областях методики расчета затрат на НИОКР.
Методика расчета стоимости проектов и начальной (максимальной) цены контрактов, предлагаемых для реализации в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
В данной методике есть три направления расчета затрат: определение начальной (максимальной) цены контракта (далее НМЦК) при размещении заказов на выполнение работ (оказания услуг); определение НМЦК при размещении заказов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и
определение НМЦК, в рамках которого планируется создание автоматизированных (информационных) систем и программных продуктов, их внедрение и поддержка.
Стоимость выполнения работ, услуг или НИОКР определяется видом выполняемых работ, их сложностью, уровнем проработки, масштабом и региональными условиями. При расчете затрат на НИОКР используются такие показатели, как коэффициент сложности вида работ; коэффициент новизны вида работ; коэффициент ценности результатов работ; коэффициент масштабности вида работ; коэффициент качества вида работ. Особенности выполнения НИОКР -необходимость глубокой степени проработки, масштабность, новизна и оригинальность разработок - учитываются с помощью коэффициента сложности, который выше аналогичного коэффициента, используемого в других случаях. [1]
Так как в рамках НИОКР осуществляются глубокие научные исследования и для их выполнения необходимо привлекать специалистов высокого уровня, то для расчета расходов дополнительно используется коэффициент, характеризующий априорное качество выполнения вида работ, который определяется научными степенями и званиями исполнителей НИОКР. Расчет стоимости НИОКР проводится методом калькулирования путем суммирования стоимостей отдельный видов работ с учетом коэффициента сложности.
Область допустимых значений коэффициентов представлена интервалом. Сами коэффициенты, а также выбор вида работ — образца-аналога для расчета стоимости, осуществляется с помощью экспертов в соответствующей области с
учетом особенностей проводимых работ в сфере образования.
4
При этом возможно использование двух подходов к определению стоимости отдельных видов работ: на основе метода аналогов и с использованием Перечня типовых работ, сформированного по результатам выполнения государственных контрактов в рамках ФЦПРО. Возможно также применение отраслевых методик.
Типовые работы можно разбить на 4 этапа реализации контракта, которые имеют свою стоимость, определяемую спецификой работ:
1. предварительный этап,
2. этап разработки,
3. этап апробации
4. заключительный этап.
Методика предоставляет возможность использовать метод нормативного калькулирования. При этом определяются прямые затраты на выполнение работ по проекту и, в соответствии с согласованными нормами, определяются косвенные затраты.
В рассматриваемой методике наиболее проработанным является направление создания автоматизированных (информационных) систем и программных продуктов, их внедрение и поддержка. Цена подобного контракта определяется как среднеарифметическое значение, полученное из расчета на основе метода аналогов и сметной стоимости контракта. При этом достаточно подробно нормируется трудоемкость различных видов работ по этапам создания информационных систем с учетом степени их новизны и особенностей трудозатрат различных групп исполнителей.
Данная Методика широко используется на практике различными вузами при обосновании расходов на выполнение различных НИОКР. При оценке стоимости выполняемых работ основным видом затрат являются расходы на заработную плату, рассчитываемые в соответствии с оценкой объемов работ и их трудоемкости с учетом количества и квалификации исполнителей НИОКР. Среднемесячная заработная плата каждой группы исполнителей корректируется с учетом коэффициентов, установленных Методикой. Трудоемкость исследовательских работ рассчитывается исходя из объема ставящихся в техническом задании на выполнение НИОКР задач.
Основные статьи затрат, учитываемые при оценке стоимости НИОКР: материалы и комплектующие; затраты по работам, выполняемым сторонними организациями; затраты на заработную плату работникам, непосредственно занятым при выполнении работ; затраты на социальное страхование; стоимость спецоборудования и специальной оснастки; прочие прямые расходы, непосредственно связанные с выполнением НИР, ОКР и технологических работ: затраты на командировки, прочие прямые расходы и общехозяйственные (непрямые) расходы, непосредственно не связанные с выполнением работ - 15 %
Серьезной проблемой проверки обоснованности величины расходов на выполнение НИОКР при использовании данной Методики является отсутствие нормативных значений трудоемкости выполнения тех или иных видов работ, на которых основаны все основные расчеты.
За основу при разработке и утверждении субъектами РФ собственных методик часто использовался проект Методических рекомендаций по порядку расчета начальной (максимальной) цены контракта, разработанный Минэкономразвития России в рамках создания системы методических документов в целях содействия реализации федерального законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. В настоящее время проект официально не утвержден, но заказчики уже могут пользоваться предлагаемыми в Методических рекомендациях способами расчета, а также использовать соответствующие информационные ресурсы. Данный документ размещен на официальном сайте государственных закупок, но нормативно-правовым актом пока не является.
Согласно данному документу в общем случае определение начальной (максимальной) цены контракта рекомендуется проводить с использованием следующих методов: рыночного; по аналогам; ресурсного (сметного); по удельным показателям с использованием шкалирования (параметрический метод). [2]
Часто на практике применяются смешанные или производные методы на основе перечисленных.
Рыночный метод предполагает анализ конъюнктуры рынка на наличие предложений, спроса или сделок по конкретной продукции с определенными параметрами, вычисление средневзвешенной величины и применение корректировок на условия конкретных сделок. Этот метод может широко применяться для расчета цены на продукцию или услуги, широко представленные на рынке.
Метод определения НМЦК на основе аналогов является разновидностью рыночного. Для определения НМЦК на выполнение НИОКР данный метод предполагает использование стоимости контрактов-аналогов или аналогов видов работ, предусмотренных техническим заданием. Рекомендуется использовать три или более аналогов не только по содержанию, но и по сложности и уникальности, количеству содержащихся задач, видам и объемам работ, уровню квалификации специалистов, требующихся для его выполнения. Стоимость контракта-аналога корректируется с учетом объемов, сроков, сложности, уникальности работ, отраслевых и региональных поправок, индексов-дефляторов.
Ресурсный метод применяется в основном в строительстве, а также при расчетах цен на сложное комплектное оборудование или на комплексные работы, услуги. При этом цена определяется путем калькуляции составляющих (работ, товаров, оборудования, стоимости машин и механизмов) с учетом их объемов.
Сметы могут составляться на основе укрупненного показателя затрат рабочего времени на выполнение работ, который включает в себя, помимо оплаты труда, социальные отчисления, накладные расходы, налоги и т. п. Определяется на основе данных, содержащихся в реестрах контрактов и заявках участников завершенных конкурсов или экспертным путем с учетом соотношения спроса и предложения на услуги организаций, выполняющих работы, а так же уровня и квалификации требующихся специалистов.
Данный метод является наиболее точным, но при этом и наиболее сложным и трудоемким.
Параметрический метод предполагает использовать математическую зависимость изменения одного параметра (цены) при изменении другого, например, технического. Этот метод позволяет достаточно просто рассчитать приблизительную цену объекта, если известна стоимость и параметры однотипного объекта-аналога. Его можно применять на начальных этапах проведения технико-экономического обоснования и для определения ориентировочной величины инвестиций. Метод достаточно простой, но точность его низкая.
У каждого из предлагаемых методов расчета цены есть свои достоинства и недостатки, поэтому в целях более точного определения НМЦК рекомендуется проверять полученные результаты различными методами, при этом используя различные поправки к ценам.
На основе рассмотренного проекта Методических рекомендаций по порядку расчета НМЦК Минэкономразвития России был разработан Порядок формирования НМЦК контрактов и гражданско-правовых договоров, заключаемых при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы, утвержденный Постановлением Правительства Москвы № 68-ПП от 27 февраля 2012 года.
«Порядок» предполагает возможность использования следующих методов:
1) анализа рыночной стоимости закупаемых товаров, работ, услуг;
2) составления смет на выполнение работ, оказание услуг;
3) калькуляции затрат на выполнение работ, оказание услуг с учетом нормы прибыли;
4) анализа стоимости аналогов с последующей корректировкой;
5) применения удельных показателей;
6) применения параметрических методов;
7) применения отраслевых методик;
8) анализа данных о лекарственных средствах, жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратах и об уровне текущих оптовых цен на лекарственные средства;
9) иных методов, установленных нормативными правовыми актами РФ, города Москвы. [3]
Не смотря на более широкий перечень используемых методов, их применение аналогично рассмотренным в Проекте Минэкономразвития.
При определении НМЦК на выполнение НИОКР производится исходя из требований заказчика с использованием следующих методов:
- применения отраслевых методик (в том числе параметрические методы и метод анализа стоимости аналогов с последующей корректировкой);
- составления смет на выполнение работ;
- анализа стоимости аналогов с последующей корректировкой.
Эти методы также аналогичны рассмотренным ранее.
На методах, описанных выше, основана и Методика определения начальной
(максимальной) цены государственных контрактов на выполнение научно-
10
исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (в ред. Приказа Минпромторга РФ от 10.09.2010 N 787).
Данная методика предполагает использование метода аналогов или сметно-нормативного метода установления НМЦК. [4]
При использовании метода аналогов выбирается не менее трех аналогов. В качестве параметров сравнения выступают: тематика работ, вид работ, объект исследования, результат работ, характеристики результата работ, объем (трудоемкость) работ или другие параметры, самостоятельно определяемые администратором расходов, в соответствии с утвержденными техническими требованиями контракта, для которого формируется начальная (максимальная) цена. НМЦК при использовании метода аналогов рассчитывается как среднеарифметическая цен контрактов-аналогов.
При определении НМЦК НИОКР допускается использование сметно-нормативного метода с обязательным представлением обоснования невозможности использования метода аналогов.
Определение цены контракта сметно-нормативным методом осуществляется путем суммирования затрат на оплату труда на выполнение работ, предусмотренных техническим заданием, затрат, связанных с закупкой материалов, комплектующих, необходимых для выполнения работ, накладных и прочих расходов и прибыли.
Трудоемкость работ и стоимость рабочего времени определяются администратором расходов исходя из конкретных особенностей предмета контракта
с учетом сложности и новизны выполняемых работ.
11
Расходы на материалы, на спецоборудование рассчитываются на основе примерных смет, которые прилагаются к расчету сметной стоимости контракта.
Накладные расходы рассчитываются на основе экспертной оценки, и их величина определяется в % от фонда оплаты труда. Предельная величина накладных расходов может составлять до 250% от фонда оплаты труда - для ОКР и до 150% от фонда оплаты труда - для НИР. Прочие прямые расходы не могут превышать 10% фонда оплаты труда. Себестоимость определяется как сумма всех перечисленных в Методике статей затрат.
При составлении сметы затрат на выполнение НИОКР для расчета сметной стоимости контракта рекомендуется использовать классификацию затрат, предложенную «Типовыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно - технической продукции» (утв. Миннауки РФ 15.06.1994 N ОР-22-2-46).
Как уже было сказано выше, проект Методических рекомендаций Минэкономразвития не был принят, но с 2014 года вступили в силу Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. Рекомендации разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с применением методов, предусмотренных «частью 1
статьи 22» Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, цена контракта определяется с использованием одного или нескольких из следующих методов:
1) метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативного метода;
3) тарифного метода;
4) проектно-сметного метода;
5) затратного метода. [5]
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в
установлении цены контракта на основании информации о рыночных ценах
идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии
однородных товаров, работ, услуг. При этом учитываются их качество, репутация на
рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая
взаимозаменяемость. Этот метод является приоритетным для определения и
обоснования НМЦК. При его применении заказчик может использовать
обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен. При этом в
Методических рекомендациях подробно расписаны процедуры получения ценовой
информации. Цены, используемые в расчетах, рекомендуется приводить в
соответствие с помощью коэффициентов, которые учитывают срок исполнения
контракта; объем работ; наличие и размер аванса по контракту; место поставки;
срок и объем гарантии качества; изменение базовой номенклатуры (комплектации,
13
состава работ); дополнительная номенклатура позиций в общем объеме закупки; размер обеспечения исполнения контракта; срок формирования ценовой информации; изменение в налогообложении; масштабность выполнения работ.
В целях определения однородности совокупности значений выявленных цен, используемых в расчете, рекомендуется определять коэффициент вариации
Нормативный метод заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг путем умножения количества (объема) закупаемого товара (работы, услуги) на предельную цену единицы товара, работы, услуги, установленную в рамках нормирования в сфере закупок, которая определяется на основе информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru).
Тарифный метод применяется, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае цена контракта определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги путем умножения количества на цену (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленную в
рамках государственного регулирования цен.
Проектно-сметный метод применяется в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами или при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, за исключением научно -методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной проектной документации на проведение работ.
Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, или в дополнение к иным методам. Он заключается в определении цены как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При определении произведенных затрат учитываются обычные прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
При оценке стоимости НИОКР в рамках определения НМЦК при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа (ГОЗ) закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд необходимо учитывать некоторые особенности расчета, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и Методическими рекомендациями по формированию начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов.
Данные Методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 5 Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 656 и предназначены для использования заказывающими органами Минобороны России при формировании начальной цены государственного контракта (НЦГК) в ходе размещения ГОЗ путем проведения торгов в отношении поставок товаров, выполнения работ или услуг, связанных с проведением фундаментальных, прогнозных и прикладных исследований в интересах технического оснащения вооруженных сил РФ, связанных с созданием новых (модернизированных) образцов или серийным выпуском вооружения, военной и специальной техники, комплектующих изделий и материалов за исключением тех, для которых есть функционирующий рынок.
НЦГК определяется на основе состава затрат на производство товаров (работ, услуг) и уровня рентабельности их производства, либо путем индексации цен предыдущего периода. [6]
В случае поставок товаров (работ, услуг), связанных с созданием новых или модернизированных образцов, определение цены контракта осуществляется исходя из анализа расчетных цен, определенных с учетом ТЭО НИОКР по созданию аналогов указанных образцов и с использованием индексов цен производителей на соответствующие товары (работы, услуги). При этом следует учитывать инфляцию.
В случае отсутствия возможности определения НЦГК на основе учета состава затрат и уровня рентабельности рекомендуется применять следующие подходы: 1. В части научно-исследовательских работ:
- на основе трудоемкости, определяемой в зависимости от сложности предметной области или методического обеспечения и стоимости единицы трудоемкости, а также стоимости базовой НИР (при наличии базовой НИР);
- на основе определения базовой стоимости проведения исследований по одному научному направлению (в случае отсутствия базовой НИР);
- на основе трудоемкости, определяемой в зависимости от сложности макетирования, от облика информационного массива или состава кооперации соисполнителей и стоимости базовой НИР.
2. В части опытно-конструкторских работ:
- на основе сопоставления стоимости работы-аналога с учетом сложности задаваемой ОКР или стоимости модернизируемого образца - аналога и оценки глубины модернизации;
- на основе стоимости этапа государственных испытаний соответствующего образца ВВСТ;
- на основе базовой стоимости проведения исследований с учетом сроков проведения работ и их сложности.
При расчетах необходимо использовать коэффициент сложности работы оцениваемой НИР относительно базовой.
Основные сложности использования подходов к определению стоимости
НИОКР, используемых в данной методике заключаются в выборе работы-аналога и
в определении трудоемкости НИР, от величины которой и зависят все расчеты. В
Методике сказано, что если нет данных о нормативной трудоемкости, или в случае
17
отсутствия базовой НИР, расчет НЦГК предлагается проводить на основе базовой стоимости проведения исследований по одному научному направлению с помощью коэффициента, характеризующего соотношение полной стоимости работ и фонда оплаты труда творческого коллектива.
Таким образом, на основе проведенных исследований подходов к определению стоимости НИОКР в рамках ГОЗ, можно сделать следующие выводы:
- цены ни НИОКР формируются исходя из величины обоснованных затрат на их выполнение и величины прибыли, при этом рекомендуется рассчитывать цены отдельных этапов работ и суммировать их;
- для определения цен на НИОКР применяются следующие методы:
метод калькулирования, который является основным, предполагает суммирование затрат по калькуляционным статьям и величины прибыли с учетом факторов, снижающих эти затраты. Состав затрат определяется Порядком определения состава затрат на создание научно-технической продукции военного назначения по государственному оборонному заказу, утвержденному Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200;
метод индексации статей затрат, предполагающий использование Перечня
статей затрат, величина которых подлежит индексации, на производство товаров
(работ, услуг), поставляемых по ГОЗ, утвержденного Приказом ФСТ России от 2
августа 2012 г. № 134, а также Порядка применения индексов цен и индексов-
дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на
продукцию военного назначения, поставляемую по ГОЗ, утвержденного Приказом
18
Минэкономразвития РФ от 16 апреля 2008 г. № 104. Применение данного метода
целесообразно в сочетании с другими методами;
аналоговый метод, основывающийся на составе и величине фактических
затрат на выполненные ранее аналогичные НИОКР, при этом учитывающий состав
и квалификацию исполнителей выполненных ранее НИОКР и отдельных частей
этих работ и трудоемкость работ выполненных НИОКР и их частей;
метод экспертных оценок, при использовании которого необходимо
учитывать все факторы, оказывающие влияние на выполнение работ: состав и
квалификация единственных и привлеченных исполнителей, наличие материально -
технической базы, трудоемкость выполнения работ, потребность в материальных
ресурсах и составлять плановую калькуляцию по каждому этапу НИОКР.
Применение этого метода также целесообразно в комбинации с другими.
Для организаций аэрокосмической отрасли актуальным является участие в
различных исследованиях и разработках по приоритетным направлениям развития
России, поэтому стоит обратить внимание на Федеральную целевую программу
«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-
технологического комплекса России на 2014—2020 годы», в рамках которой
реализуются различные мероприятия, для участия в которых необходимо
сформировать заявку. Для этого используются Методические рекомендации по
подготовке предложений по формированию тематики исследований (проектов) в
рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» и Методика
19
обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в рамках реализации федеральных целевых программ и внепрограммных мероприятий в области науки, координируемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
При оценке стоимости выполняемых работ в ходе подготовки предложений по формированию тематики предлагается использовать метод калькулирования затрат.
Методика обоснования НМЦК предполагает использование следующих методов:
- затратный метод - на основе составления и анализа смет предполагаемых затрат на выполнение НИОКР и их обоснование;
- сравнительный метод - расчет цены по результатам изучения источников информации о стоимости аналогичных НИОКР;
- доходный метод - расчет цены как стоимости доли участия государства в будущих доходах проекта (условие успешности проекта) и как стоимости будущих доходов государства в форме налоговых поступлений от реализации результатов работы в отраслях экономики (условие целесообразности участия государства в проекте). [7]
При использовании данных методик основным является, затратный метод оценки стоимости НИОКР, опирающийся на обоснование трудоемкости выполнения НИОКР и сроков ее выполнения. Определяя трудоемкости работ, следует исходить
из задач, решаемых на определенных этапах НИОКР, и нормативов трудоемкости работ, определение которых является сложной задачей.
Применяемые методы нормирования труда сводятся к трем основным группам: экспертные, опытно-статистические и аналитические.
Экспертные методы определения трудоемкости различных работ в рамках НИОКР основываются на оценках, данных экспертами. Они используются при определении трудоемкости работ, отличающихся значительной новизной, высоким уровнем сложности - фундаментальных и поисковых НИР, значительной часть прикладных научных исследований и небольшой части особо сложных ОКР. Аналитические методы позволяют определить трудоемкость как функцию параметров разрабатываемого изделия и содержания выполненных работ. Аналитические методы требуют накопления большого количества информации, характеризуются сложностью и громоздкостью расчетов. Опытно-статистические методы нормирования устанавливают трудоемкость на основе опыта лиц, проводящих обоснование затрат и фактических данных о трудоемкости работ прошлых периодов.
Таким образом, основные подходы к определения стоимости НИОКР
повторяются в различных методиках и подразумевают использование в основном
методов калькулирования затрат и различных методов, использующих аналоги -
сравнительный, рыночный. Основные особенности оценки стоимости НИОКР
вытекают из природы исследовательских работ - это высокая степень
неопределенности получаемого результата и сложность прямого сопоставления
денежных затрат и результатов, полученных в ходе НИОКР. Классификация затрат регламентируется многими нормативными актами, а вот выявление нормативов, определяющих их уровень - это достаточно сложная задача, требующая дополнительного обоснования.
Одним из направлений повышения эффективности определения стоимости выполнения НИОКР является дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-методической базы проведения это оценки, создание стимулов для исполнителей работ к снижению затрат при необходимом уровне качества выполнения НИОКР, например, путем сохранения за ними части получаемой экономии. Для сферы государственных заказов целесообразно создавать информационные ресурсы, содержащие, в том числе, статистическую информацию об уровне цен. В данной сфере необходимо совершенствование нормативных и организационных основ финансового контроля и законодательства в части ответственности за необоснованное завышение цены государственного контракта.
Пристатейный библиографический список
1. Методика расчета стоимости проектов и начальной (максимальной) цены контрактов, предлагаемых для реализации в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. - М.: АС-Траст, 2011 - 72 с.
2. Проект Минэкономразвития России Методические рекомендации по порядку расчета начальной (максимальной) цены контракта [Электронный ресурс] //
http://zakupki.gov.ru/pgz/documentdownload?document[d=27286477 (дата обращения 26.03.2014).
3. Постановление Правительства Москвы от 27.02.2012 № 68-ПП «Об утверждении Порядка формирования начальной (максимальной) цены государственных контрактов и гражданско-правовых договоров при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tender.mos.ru/legislation/lawacts/640391/ (дата обращения 04.03.2014).
4. Приказ Минпромторга РФ от 16.07.2009 № 653 «Об утверждении Методики определения начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» (В ред. Приказа Минпромторга РФ от 10.09.2010 № 787). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pro-goszakaz.ru/regulations/74346/ (дата обращения 04.03.2014).
5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // «Российская газета», № 80 от 12.04.2013.
6. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 656 (ред. от 03.01.2014) «Об утверждении Правил определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта,
заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
23
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157317/ (дата обращения 12.04.2014).
7. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2014 - 2020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcpir.ru/ (дата обращения 18.04.2014).